урок русского языка 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Тема урока : «Значение и грамматические признаки глаголов».
Цели урока:
1) способствовать формированию грамматического понятия «Глагол», познакомить с грамматическими признаками глагола; обобщить знания учащихся, полученные ими по теме «Глагол» в 3-м классе;
2)способствовать закреплению знаний учащихся о других изученных частях речи, умений выполнять различные виды разборов;
3)развивать познавательный интерес, избирательность внимания, память, мышление; прививать любовь к русскому языку, обогатить речь учащихся глаголами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_glagol.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 4 КЛАСС
Тема урока: «Значение и грамматические признаки глаголов».
Подготовила
учитель начальных классов
МБОУ «Тубольская ООШ»
Сердюкова Екатерина Владимировна
2010 год
Тема урока : «Значение и грамматические признаки глаголов».
Цели урока:
1) способствовать формированию грамматического понятия «Глагол», познакомить с грамматическими признаками глагола; обобщить знания учащихся, полученные ими по теме «Глагол» в 3-м классе;
2)способствовать закреплению знаний учащихся о других изученных частях речи, умений выполнять различные виды разборов;
3)развивать познавательный интерес, избирательность внимания, память, мышление; прививать любовь к русскому языку, обогатить речь учащихся глаголами.
Ход урока:
- Организационный момент.
Что без меня предметы?
Лишь названья,
А я приду-
Всё в действие придёт
Летит ракета
Люди строят здания,
Цветут сады
И хлеб в полях растёт.
-Кто догадался, о какой части речи пойдёт разговор?
-Верно, сегодня поговорим о глаголе.
2.Чистописание
Ть ти чь
3. Развитие устной и письменной речи . Составление рассказа о глаголе по опорным словам.
Прочитайте, пожалуйста, четверостишие: (слайд 2)
«Но лишь божественный глагол
до слуха чуткого коснётся,
душа поэта встрепенётся,
как пробудившийся орёл…»
(А.С.Пушкин)
- В каком значении употребляется слово «глагол»? (слайд 3)
- Если мы обратимся к «Толковому словарю живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля , то мы увидим, что :
«ГЛАГОЛ означает - слово, речь, мысль…
А ещё : Глаголь - название буквы Г в славянской и русской азбуке».
-А если бы мы были авторами - составителями словаря ,что бы мы записали про глагол? На партах у вас лежат карточки №1, которые вы можете заполнить, используя опорные слова. (слайд 4)
4. Словарная работа.
- Прочитайте толкование словарных слов-глаголов, замените одним словарным словом в начальной форме. (слайд 5)
Разговаривать, обмениваться мнениями – беседовать.
Идти, двигаться торжественно, важно - шествовать.
Испытывать желание, хотеть – желать.
Ярко блестеть, сияя переливчатым светом - сверкать.
Заниматься деятельностью по оказанию помощи кому-то - шефствовать.
- Назовите все орфограммы в этих словарных словах. Поставьте ударение в слове.
-В какой форме стоят глаголы, которые вы записали? (в неопределённой форме). Докажите. (Отвечают на вопрос что делать?, имеют суффикс « ть» )
- А я вас просила записать глаголы в начальной форме, а вы записали в неопределённой форме. Почему так получилось?
- Как ещё могут оканчиваться глаголы неопределённой формы? ( «чь»)
- Как пишутся глаголы, оканчивающиеся на « чь»?( с мягким знаком на конце)
- Вспомните глаголы, которые оканчиваются на « чь»?(
- Итак, расскажите всё, что вы знаете о неопределённой форме глагола.
Вы сказали, что начальная форма глагола это неопределённая форма. Давайте вспомним начальную форму других частей речи. (слайд 6)
5. Языковая разминка.
-Составьте предложение с любым из этих слов. -Запишите предложение: Стёкла дома сверкали от весеннего солнца.
- Выполните синтаксический разбор данного предложения.
- разобрать по составу слово «сверкали»
- Задания по рядам: 1 ряд – фонетический разбор слова «солнца»
2 ряд – морфологический разбор слова «дома»
3 ряд - морфологический разбор слова «весеннего»
-В словарной работе мы записали сверкать, а в предложении – сверкали.
Что изменилось у глагола? (грамматические признаки)
В какой форме находится глагол «сверкали»
6. Сообщение темы и цели урока.
-Кто сможет сформулировать тему нашего урока? (слайд 7) И сегодня на уроке мы должны вспомнить грамматические признаки глагола, т.е. уточнить как изменяются глаголы.
7.Повторение грамматических признаков глагола. (слайд 8) На доске записаны глаголы:
Успел, верит, прочитает, оставит, побегут, думают, ушёл, узнала.
- На какие группы можно разбить эти глаголы? (эти глаголы можно разбить на 2 группы: глаголы, которые стоят в единственном числе и глаголы, которые стоят во множественном числе; а можно их разбить на 3 группы ( прошедшее, настоящее и будущее время).
1 вариант - распределите эти глаголы по числам;
2 вариант - распределите эти глаголы по временам. -Какие же грамматические признаки глагола мы уже знаем? (глаголы изменяются по числам, временам, а в прошедшем времени – по родам).
- Давайте вспомним, на какие вопросы отвечают глаголы, стоящие в прошедшем времени.
-Что указывает на прошедшее время глагола? ( Суффикс «л»)
- На какие вопросы отвечают глаголы в настоящем времени?
- На какие вопросы отвечают глаголы, стоящие в будущем времени?
8. Физкультминутка (релаксация) под музыку К.Глюка Жалоба Эвридика. Из оперы «Орфей и Эвридика».
В природе есть солнце. Оно светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Мы чувствуем, как звездочка увеличилась. Направляем к ней лучик, который несет мир. Звездочка опять увеличилась. Направляем лучик с добром, звездочка стала ещё больше. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка становиться большой, как солнце. Оно несет тепло всем, всем, всем, всем( руки в сторону).
Открой глаза. Посмотрите по сторонам. Пошлите друг другу добрые мысли. Все вам доброго!
Давайте с вами уточним, как изменяются глаголы. (слайд 9)
Если все эти грамматические формы изменяются, то как их можно назвать?
9. Работа по учебнику
Страница59, упражнение 238- самостоятельная работа.
- Сколько форм времени вы смогли образовать от каждого глагола?
- Какой вывод можно сделать? (слайд 10)
10. Повторение изученного.
- А теперь посмотрим, все ли могут правильно определять время глаголов.(слайд 11) Возьмите на парте карточку №2 и исправьте ошибки.
Человек плыл - прош. вр.
Варенье кипит - буд. вр.
Бревно плыло - наст. вр.
Груша созреет - наст. вр.
Считать саженцы - буд. вр.
Рос гриб - прош. вр.
Дельный совет - прош. вр.
11. Работа в парах.
Заполните, пожалуйста, карточки, которые находятся у вас на столе.
12.Итог урока.
-О какой части речи мы сегодня говорили?
- Что обозначает глагол?
-На какие вопросы отвечает глагол?
-Как изменяется глагол?
13.Домашнее задание.
Дома вы выполните упр. 2 . в глаголах прош. вр. Выделите суффикс, определите род.
14.Рефлексия.
На партах лежат карточки №3 с глаголами. Выберете один или несколько глаголов, который обозначает ваше эмоциональное состояние и обоснуйте ваш выбор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м
Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м Цели:повторять знания о существенных признаках глагола;подвести детей к выводу как изменяется глагол;продолжить работ...
Урок русского языка Класс:3 УМК: «Начальная школа XXI века»
Урок русского языка Класс: 3УМК: «Начальная школа XXI века» ...
Конспект урока русского языка Класс: 4 В.
Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....
Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»
Актуальность проекта Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...
Презентация к урокам русского языка. класс.
В презентации содержатся материалы для объяснения нового материала и проверочных работ....
Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».
Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока: Закреплять зн...
Конспект урока русского языка класс
Тема урока русского языка в 3 классе "Сложные слова и их правописание"...