урок русского языка 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Сердюкова Екатерина Владимировна

Тема урока :  «Значение и грамматические признаки глаголов».

 

Цели урока:

1) способствовать формированию  грамматического понятия «Глагол», познакомить с грамматическими признаками глагола; обобщить знания учащихся, полученные ими по теме «Глагол» в 3-м классе;

2)способствовать закреплению знаний учащихся о других изученных частях речи, умений выполнять различные виды разборов;

3)развивать познавательный интерес, избирательность внимания, память, мышление; прививать любовь к русскому языку, обогатить речь учащихся глаголами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_glagol.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ  УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 4 КЛАСС

Тема урока:  «Значение и грамматические признаки глаголов».

Подготовила

 учитель начальных классов

МБОУ «Тубольская ООШ»

Сердюкова Екатерина Владимировна

2010 год

Тема урока :  «Значение и грамматические признаки глаголов».

Цели урока: 

1) способствовать формированию  грамматического понятия «Глагол», познакомить с грамматическими признаками глагола; обобщить знания учащихся, полученные ими по теме «Глагол» в 3-м классе;

2)способствовать закреплению знаний учащихся о других изученных частях речи, умений выполнять различные виды разборов;

3)развивать познавательный интерес, избирательность внимания, память, мышление; прививать любовь к русскому языку, обогатить речь учащихся глаголами.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Что без меня предметы?

Лишь названья,

А я приду-

Всё в действие придёт

Летит ракета

Люди строят здания,

Цветут сады

И хлеб в полях растёт.

-Кто догадался, о какой части речи пойдёт разговор?

-Верно, сегодня поговорим о глаголе.

2.Чистописание

Ть  ти  чь  

3. Развитие устной и письменной речи . Составление рассказа о глаголе по опорным словам.

Прочитайте, пожалуйста, четверостишие: (слайд 2)

«Но лишь божественный глагол

  до слуха чуткого коснётся,

  душа поэта встрепенётся,

  как пробудившийся орёл…»      

                   (А.С.Пушкин)

- В каком значении употребляется слово «глагол»? (слайд 3)

- Если мы обратимся к  «Толковому словарю живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля , то мы увидим, что :

«ГЛАГОЛ  означает - слово, речь, мысль…

 А ещё :  Глаголь - название буквы Г в славянской и русской азбуке».

 -А если бы мы были авторами - составителями словаря ,что бы  мы записали про глагол?  На партах у вас лежат карточки №1, которые вы можете заполнить, используя опорные слова. (слайд 4)

4. Словарная работа.

- Прочитайте толкование словарных слов-глаголов, замените одним словарным словом в начальной форме.   (слайд 5)

 Разговаривать, обмениваться мнениями – беседовать.

Идти, двигаться торжественно, важно - шествовать.

Испытывать желание, хотеть – желать.

Ярко блестеть, сияя переливчатым светом - сверкать.

Заниматься деятельностью по оказанию помощи кому-то - шефствовать.

 - Назовите все орфограммы в этих словарных словах. Поставьте ударение в слове.

-В какой форме стоят глаголы, которые вы записали? (в неопределённой форме).    Докажите. (Отвечают на вопрос что делать?, имеют суффикс « ть» )

- А я вас просила записать глаголы в начальной форме, а вы записали в неопределённой форме. Почему так получилось?

- Как ещё могут оканчиваться глаголы неопределённой формы? ( «чь»)

- Как пишутся глаголы, оканчивающиеся на « чь»?( с мягким знаком на конце)

- Вспомните глаголы, которые оканчиваются на « чь»?(

- Итак, расскажите всё, что вы знаете о неопределённой форме глагола.

Вы сказали, что начальная форма глагола это неопределённая форма. Давайте вспомним начальную форму других частей речи. (слайд 6)

5. Языковая разминка.

-Составьте предложение с любым из этих слов.                                                                                -Запишите предложение: Стёкла дома сверкали  от весеннего  солнца.

- Выполните синтаксический разбор данного предложения.

- разобрать по составу слово «сверкали»

- Задания по рядам: 1 ряд – фонетический разбор слова «солнца»

                2 ряд – морфологический разбор слова «дома»

                3 ряд - морфологический разбор слова «весеннего»

-В словарной работе мы записали сверкать, а в предложении – сверкали.

Что изменилось у глагола? (грамматические признаки)

В какой форме находится глагол «сверкали»

6. Сообщение темы и цели урока.

-Кто сможет сформулировать тему нашего урока? (слайд  7)                                                                    И сегодня на уроке мы должны вспомнить грамматические признаки глагола, т.е. уточнить как изменяются глаголы.

7.Повторение грамматических признаков глагола. (слайд  8)                                                                 На доске записаны глаголы:

 Успел, верит, прочитает, оставит, побегут, думают, ушёл, узнала.

- На какие группы можно разбить эти глаголы? (эти глаголы можно разбить на 2 группы: глаголы, которые стоят в единственном числе и глаголы, которые стоят во множественном числе; а можно их разбить на 3 группы ( прошедшее, настоящее и будущее время).

1 вариант - распределите эти глаголы по числам;

2 вариант - распределите эти глаголы по временам.                                                                                        -Какие же грамматические признаки глагола мы уже знаем? (глаголы изменяются по числам, временам, а в прошедшем времени – по родам).

- Давайте вспомним, на какие вопросы отвечают глаголы, стоящие в прошедшем времени.

-Что указывает на  прошедшее время глагола? ( Суффикс «л»)

- На какие вопросы отвечают глаголы в настоящем времени?

- На какие вопросы отвечают глаголы, стоящие в будущем времени?

8. Физкультминутка (релаксация) под музыку К.Глюка Жалоба Эвридика. Из оперы «Орфей и Эвридика».

В природе есть солнце. Оно светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем  к ней лучик, который несет любовь. Мы чувствуем, как звездочка увеличилась. Направляем к ней лучик, который несет мир. Звездочка опять увеличилась. Направляем лучик с добром, звездочка стала ещё больше. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка становиться большой, как солнце. Оно несет тепло всем, всем, всем, всем( руки в сторону).

Открой глаза. Посмотрите по сторонам. Пошлите друг другу добрые мысли. Все вам доброго!

Давайте с вами уточним, как изменяются глаголы. (слайд 9)

Если все эти грамматические формы изменяются, то  как их можно назвать?

9. Работа по учебнику

 Страница59, упражнение 238- самостоятельная работа.

- Сколько форм времени вы смогли образовать от каждого глагола?

- Какой вывод можно сделать? (слайд 10)                                                                                                  

10. Повторение изученного.

- А теперь  посмотрим, все ли могут правильно определять время глаголов.(слайд 11) Возьмите на парте карточку №2 и исправьте ошибки.

Человек плыл - прош. вр.

Варенье кипит - буд. вр.

Бревно плыло - наст. вр.

Груша созреет - наст. вр.

Считать саженцы - буд. вр.

Рос гриб - прош. вр.

Дельный совет - прош. вр.

11. Работа в парах.

Заполните, пожалуйста, карточки, которые находятся у вас на столе.

12.Итог урока.

-О какой части речи мы сегодня говорили?

- Что обозначает глагол?

-На какие вопросы отвечает глагол?

-Как изменяется глагол?

13.Домашнее задание.

   Дома вы выполните упр. 2   . в глаголах прош. вр. Выделите суффикс, определите род.

14.Рефлексия.

На партах лежат карточки №3 с глаголами. Выберете один или несколько глаголов, который обозначает ваше эмоциональное состояние  и обоснуйте ваш выбор.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м  Цели:повторять знания о существенных признаках глагола;подвести детей к выводу как изменяется глагол;продолжить работ...

Урок русского языка Класс:3 УМК: «Начальная школа XXI века»

Урок русского языка Класс: 3УМК: «Начальная школа XXI века»                ...

Конспект урока русского языка Класс: 4 В.

Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....

Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»

Актуальность проекта               Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...

Презентация к урокам русского языка. класс.

В презентации содержатся материалы для объяснения нового материала и проверочных работ....

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Конспект урока русского языка класс

Тема урока русского языка в 3 классе "Сложные слова и их правописание"...