Рабочая программа по русскому языку В.П. Канакина 3 класс
рабочая программа по русскому языку (3 класс) по теме
Пояснительная записка, учебно тематический план.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_3_klass.docx | 95.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
Рассмотрена и рекомендована Принята на «УТВЕРЖДАЮ»
к использованию педагогическом совете Директор МБОУ «СОШ №4»
методическим объединением протокол №__ _______________Т.Н.Бирюкова
_________________________ от___ августа 2013 г. приказ №___от __августа 2013 г.
протокол №______ от ___августа 2013 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
для 3 – в класса
Учитель Шашурина З. А.
Квалификационная категория вторая
Ефремов
2013 г.
Пояснительная записка.
Программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования , примерной программы по русскому языку , утверждённой Министерством образования и науки РФ, программы пол редакцией В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого, М. В. Бойкиной( Москва « Просвещение» 2011 год), основной образовательной программы начального общего образования МБОУ « СОШ № 4» и обеспечивает соответствие: требованиям к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, программе формирования универсальных учебных действий, федеральному перечню учебников, учебному плану МБОУ « СОШ № 4».
Программа обеспечена учебником « Русский язык» авторы В. П, Канакина , В. Г. Горецкий( Москва « Просвещение» 2013 год), рабочей тетрадью В. П. Канакина( Москва «Просвещение» 2013 год).
Целями изучения предмета « Русский язык» в начальной школе являются:
- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково- символического восприятия и логического мышления учащихся;
-формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного , безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечивает достижение основных целей изучения предмета:
- развитие речи, мышления, воображение школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике, морфологии и синтаксисе;
- формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
- воспитание позитивного эмоционально- ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
В программу внесены следующие изменения: в целях формирования грамматических понятий ( текст, предложение, слово, словосочетание) и учитывая реальные возможности учащихся в раздел « Текст. Предложение. Словосочетание» добавлен 1 час, в раздел « Слово в языке и речи» добавлены 2 часа. В целях формирования навыка правописания слов с безударными гласными, парными по глухости- звонкости согласными ( на конце слова или перед согласным), непроизносимыми согласными , правописания наиболее употребительных приставок и суффиксов, написания разделительного твёрдого знака и учитывая возможности учащихся в раздел « Правописание частей слова» добавлены 4 часа.
Общая характеристика учебного предмета, курса.
В 3 классе центральное место отводится формированию грамматических понятий курса русского языка( текст, предложение, слово, словосочетание, части речи, члены предложения, значимые части слова: корень, приставка, суффикс, окончание). Тема «Состав слова» предполагает уточнение и систематизацию знаний об однокоренных словах и корне слова, формирование представлений об основе и окончании, суффиксе и приставке, их существенных признаках. Школьники знакомятся с некоторыми способами образования слов, чередованием гласных и согласных звуков в корне. Значимая роль отводится орфографической работе: формированию навыка правописания слов с безударными гласными, парными по глухости – звонкости согласными, непроизносимыми согласными в корне, правописанию наиболее употребительных приставок и суффиксов, написанию разделительного твёрдого знака.
Тема « Части речи» даёт возможность уточнить и систематизировать знания учащихся о некоторых изученных существенных признаках частей речи( имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог) и дать представление о других существенных признаках частей речи( категории рода, падежа, времени, лица у местоимений), формах изменения имён существительных, имён прилагательных, глаголов.
Изучение языковых понятий проводится на базе осознания лексического значения слов, анализа словосочетаний и предложений. Уточняются и углубляются знания о лексическом значении слов, учащиеся знакомятся с омонимами и паронимами, устаревшими и новыми словами, устойчивыми сочетаниями слов.
Уточняются и углубляются представление о предложении, главных и второстепенных членах предложения. Учащиеся получают первое представление о словосочетании, его назначении в языке и речи, знакомятся с предложениями, различными по цели высказывания и по интонации.
Продолжается работа над совершенствованием речеведческих знаний и умений: распознавать текст, типы текстов, определять тему, главную мысль, части текста, составлять план, озаглавливать текст, составлять собственный текст на основе текста- образца, по заданной теме и рисунку, по заданной теме и опорным словам. Формируются умения различать книжный и разговорный стили текстов, устанавливать типы связи в предложениях текста, создавать текст определённого типа и стиля.
Для реализации системно-деятельностного подхода используются следующие
- методы (репродуктивные, частично-поисковый, проблемный, исследовательский, проектный);
- технологии (здоровьесберегающие, проблемно-диалогического обучения, ИКТ)
- формы организации учебной деятельности (индивидуальная, фронтальная, парная, групповая).
Описание места учебного предмета, курса.
Образовательная область « Филология». На изучение русского языка в 3 классе отводится 170 часов( 5 часов в неделю, 34 учебные недели).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
1. Язык является средством общения людей, важнейшим средством коммуникации, поэтому знакомство с системой языка должно предполагать обучение младших школьников овладению этим средством для осуществления эффективного, результативного общения. Вот почему данному курсу придана коммуникативная направленность.
^ 2. Русский язык является государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения, родным языком русского народа, явлением национальной культуры. Поэтому освоение детьми русского языка, осознание его богатых возможностей, красоты, признание его значения в жизни человека и общества важно для духовно-нравственного становления личности. Воспитание у школьника уважительного отношения к русскому языку и к себе как его носителю, обучение ответственному, бережному обращению с языком, умелому его использованию в процессе общения следует рассматривать как компонент личностного развития ребёнка, компонент становления его гражданственности.
^ 3. Язык – это явление культуры, поэтому качество владения языком, грамотность устной и письменной речи являются показателями общей культуры человека. Помощь младшим школьникам в осознании этого факта и на его основе формирование стремления полноценно владеть языком в устной и письменной форме – второй компонент личностного развития ребёнка, компонент становления его культурного облика.
^ 4. Русский язык в системе школьного образования является не только предметом изучения, но и средством обучения. Поэтому освоение русского языка и всех видов речевой деятельности на нём является основой успешного изучения всех других учебных предметов, в том числе основой умения получать, преобразовывать, фиксировать и передавать информацию. Этим определяется статус предмета «Русский язык» в системе начального общего образования.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.
Личностные:
- формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду.
Метапредметные:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- использование знаково- символических средств представления информации;
- использование различных способов поиска( в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения;
- готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий;
- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные:
- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
- понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения;
- сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
- овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка и правилах речевого этикета;
- осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов, владение умением проверять написанное;
- овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Учебно- тематический план.
№ п/п | Наименование разделов и тем. | Количество часов. | Контрольные работы. | Проекты. |
1 | Язык и речь. | 2 ч. | ||
2 | Текст. Предложение. Словосочетание. | 15 ч. | 1.Входной контрольный диктант с грамматическим заданием. | |
3 | Слово в языке и речи. | 21 ч. |
| Проект «Рассказ о слове». |
4 | Состав слова. | 16 ч. | 1.Контрольный диктант по теме «Состав слова» с грамматическим заданием. 2. Контрольный словарный диктант. | Проект «Семья слов». |
5 | Правописание частей слова. | 33 ч. | 1.Контрольное списывание. 2. Контрольный диктант с грамматическим заданием по итогам 2 четверти. 3. Контрольный словарный диктант. 4. Контрольный диктант по теме «Правописание частей слова» с грамматическим заданием. | Проект «Составляем орфографический словарь». |
6 | Части речи. | 71 ч. |
| 1.Проект « Тайна имени». 2. Проект «Зимняя страничка». 3. Проект «Имена прилагательные в загадках». |
7 | Повторение. | 12 ч | Контрольный диктант с грамматическим заданием по итогам 4 четверти. | |
170 ч. | ||||
Содержание учебного предмета.
Язык и речь.( 2 ч.)
Виды речи. Речь и её назначение. Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения. Формирование представлений о языке как основе национального самосознания.
Текст. Предложение. Словосочетание.(15 ч)
Текст . Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль. Построение текста: вступление, основная часть, заключение. Типы текстов: повествование, описание, рассуждение.
Предложение. Виды предложений по цели высказывания и по интонации. Знаки препинания в конце предложений. Предложения с обращением. Состав предложения. Простое и сложное предложения.
Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса.
Слово в языке и речи( 21 ч).
Лексическое значение слова. Номинативная функция слова, понимание слова как единства звучания и значения. Однозначные и многозначные слова. Слова в прямом и переносном значении. Синонимы, антонимы.
Омонимы. Использование омонимов в речи. Работа со словарём омонимов.
Слово и словосочетание.
Фразеологизмы. Значение фразеологизмов и их использование в речи. Работа со словарём фразеологизмов.
Части речи. Обобщение и углубление представлений об изученных частях речи. Имя числительное.
Однокоренные слова . Обобщение и уточнение представлений об однокоренных словах, о корне слова.
Слово и слог. Звуки и буквы. Слог, звуки и буквы. Гласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с ударными и безударными гласными в корне. Согласные звуки и буквы для их обозначения. Мягкий разделительный знак. Правописание слов с разделительным мягким знаком. Проект « Рассказ о слове».
Состав слова ( 16 ч).
Корень слова. Корень слова. Однокоренные слова. Чередование согласных в корне. Сложные слова.
Формы слова. Окончание.
Приставка.
Суффикс. Значение этих значимых частей в слове.
Основа слова. Разбор слова по составу. Знакомство со словообразовательным словарём.
Обобщение знаний о составе слова. Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи. Разбор слова по составу.
Правописание частей слова ( 33 ч).
Правописание слов с безударными гласными в корне. Правописание слов с парными по глухости- звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне. Правописание слов с непроизносимыми согласными. Правописание слов с удвоенными согласными. Правописание суффиксов и приставок. Правописание приставок и предлогов. Правописание слов с разделительным твёрдым знаком.
Части речи( 71 ч).
Части речи.. Повторение знаний о частях речи.
Имя существительное . Значение и употребление имён существительных в речи. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Собственные и нарицательные имена существительные. Проект « Тайна имени». Число имён существительных. Род имён существительных. Падеж имён существительных. Морфологический разбор имени существительного. Проект « « Зимняя» страничка».
Имя прилагательное. Повторение и углубление представлений об имени прилагательном. Лексическое значение имён прилагательных. Роль имён прилагательных в тексте. Текст- описание. Род имён прилагательных. Число имён прилагательных. Падеж имён прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Проект « Имена прилагательные в загадках».
Местоимение . Личные местоимения 1-го, 2- го, 3-го лица. Личные местоимения единственного и множественного числа. Род местоимений 3-го лица единственного числа. Морфологический разбор местоимений.
Глагол . Значение и употребление глагола в речи. Изменение глаголов по числам. Формы глагола. Число глаголов. Времена глагола. Род глаголов в прошедшем времени. Правописание частицы не с глаголами. Морфологический разбор глагола.
Повторение.( 12 ч).
Обобщение изученного о слове, предложении. Правописание окончаний имён прилагательных. Правописание приставок и предлогов. Правописание безударных гласных. Правописание значимых частей слов. Однокоренные слова. Обобщение и систематизация изученного о частях речи. Текст.
Описание материально- технического обеспечения образовательного процесса.
Учебно- методическая литература для учителя:
- Бетенькова Н. М. , Фонин Д. С. Конкурс грамотеев: Дидактические игры и занимательные упражнения по русскому языку для учащихся начальной школы. Москва. Просвещение. 1995г.
- Вахрушева Т. В., Попова Е. В. Сборник упражнений по русскому языку. Москва. АСТ-Пресс, 1998 г.
- Волина В. В. Учимся играя. Екатеринбург. ТОО « Издательство АРГО», 1996 г.
- Иванова В. А., Потиха З. А., Розенталь Д. Е. Занимательно о русском языке. Москва. Просвещение. 2000 г.
- Львов М. Р. Правописание в начальных классах. Москва. Просвещение. 1990 г.
- Матвеева А. Н. Тематические и итоговые контрольные работы по русскому языку в начальной школе. Москва. Новая школа. 1994 г.
- Начальная школа: 1200 диктантов и творческих работ по русскому языку. Авт.-сост. Л. И. Тикунова, Т. В. Игнатьева. Москва. Дрофа. 1999 г.
- Нефёдова Е. А., Узорова О. В. Справочное пособие по русскому языку для начальной школы. Москва. Аквариум. 2006 г.
- Ожегов С. И. , Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. 80000 слов и фразеологических выражений. Москва. Азбуковник, 1999 г.
- Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. М: Фёдоров, 2003 г.
- Сборник рабочих программ. 1-4 классы. « Школа России». М: Просвещение, 2011 г.
- Шклярова Т. В. Сборник упражнений по русскому языку. 1-4 классы. М: Грамотей, 2002 г.
Учебная литература для обучающихся.
- Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. Москва «Просвещение». 2013 г.
- Канакина В. П. Русский язык . Рабочая тетрадь. Москва. Просвещение . 2013 г.
- Канакина В. П. Русский язык. 3 класс. Электронное приложение.
Технические и электронные средства обучения.
1.Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров, картинок.
2 .Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
3.Мультимедийный проектор.
4.Компьютер.
5.Принтер.
6.Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по русскому языку.
Интернет- ресурсы.
http://baby.com.ua/igr.html - Развивающие игры на знание основ английского языка, математики, русского языка. Согласитесь, что обучать ребенка в форме игры эффективнее и интереснее. Для тех, кто уже умеет читать и говорить по-английски, Интернет предлагает сайты, на которых Вы можете развить свои навыки.
http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html Добро пожаловать в класс русского языка. Тесты рассчитаны на учеников 1-5 классов средней школы.
Приложение 1.
Календарно- тематическое планирование.
№ урока | Календарные сроки | Тема урока | Элементы содержания | Деятельность учащихся | УУД ( на раздел) | Материально- техническое обеспечение | Примечание |
Наша речь и наш язык.( 2 ч) | |||||||
1 | Виды речи. Речь, её назначение. | Объяснять, в каких случаях жизни мы пользуемся разными видами речи и что такое хорошая речь. | Находить необходимую информацию в учебнике; определять, формулировать учебную задачу , | Иллюстрации. | Работа в парах. Составление рассказа по рисунку. | ||
2 | Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения. | Рассказывать о сферах употребления в России русского языка и национальных языков. | оформлять свою мысль в устной и письменной речи; обосновывать высказанное суждение. | Электронное приложение. | Работа в парах. Словарная работа. | ||
Текст. Предложение. Словосочетание. ( 15 ч) | |||||||
Текст. | |||||||
1 | Признаки текста. Построение текста: вступление, основная часть, заключение. | Различать текст и предложение. Текст и набор предложений. | Проявлять интерес к созданию собственных текстов; | Электронное приложение. | Работа в парах. Составление текста. | ||
2 | Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. | Различать типы текстов. Восстанавливать деформированный текст. | учится высказывать свое предположение, определяет тему и главную мысль текста; | Таблица « Типы текстов». | Деление текста на части. | ||
Предложение. | |||||||
3 | Повторение и углубление представлений о предложении и диалоге Виды предложений по цели высказывания. | Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение Наблюдать над значением предложений , различных по цели высказывания, находить их в тексте. | желание учиться; обнаруживает настойчивость, терпение, находит необходимую информацию в учебнике и дополнительной литературе, задает вопросы, | Карточки с буквами Репродукция картины К. Маковского «Дети, бегущие от грозы».. | Работа в парах. Составление и запись предложений Словарная работа. | ||
4 | Виды предложений по интонации. Знаки препинания в конце предложений. | Наблюдать над значением предложений, различных по интонации. Обосновывать знаки препинания в конце предложений. | умеет организовывать свое рабочее место и работу; сопоставляет свою работу с образцом; | Таблица « Виды предложений» | Орфографическая минутка. Индивидуальная работа Словарная работа. Работа в группах. | ||
5 | Предложения с обращением ( общее представление). | Находить обращения в предложении и наблюдать за выделением обращения в письменной речи. | оценивает её по критериям, выработанным в классе; оформляет свою мысль в устной | Электронное приложение. | Составление предложений. Работа в парах. | ||
6 | Обучающее изложение. | Передавать содержание текста по коллективно составленному плану. | и письменной речи; - обосновывает высказанное суждение; | Текст для изложения | |||
7 | Работа над ошибками. | Анализировать свою работу. | . | ||||
8 | Главные и второстепенные члены предложения. | Различать и выделять главные и второстепенные члены предложения | умеет задавать уточняющие вопросы; старается договариваться, уступать, | Таблица «Члены предложения». | Запись предложений под диктовку. Работа в парах. | ||
9 | Распространённые и нераспространённые предложения. | Различать распространённые и нераспространённые предложения. | находить общее решение при работе в паре и группе. | Орфографический словарь. | Работа в группах. | ||
10 | Простое и сложное предложения( общее представление). | Различать простые и сложные предложения. | Различать предложение, словосочетание, слово. | Схема « Простое и сложное предложения». | Работа в парах. Словарная работа. | ||
11 | Запятая внутри сложного предложения. | Объяснять знаки препинания внутри сложного предложения. | Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами | Памятка « Как дать характеристику предложению». | Самостоятельная работа. | ||
Словосочетание. | в словосочетании | ||||||
12 | Связь слов в словосочетании. | Различать словосочетание и предложение. | и предложении, классифицировать предложения по цели высказывания. | Электронное приложение. | Индивидуальная работа. Отгадывание загадок. | ||
13 | Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. | Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении. | Репродукция картины В. Поленова «Золотая осень» | Индивидуальная работа. Работа в группах. | |||
14 | Входной контрольный диктант с грамматическим заданием. | Применять полученные знания на практике. | Текст диктанта. | ||||
15 | Работа над ошибками. | Анализировать свою работу. | |||||
Слово в языке и речи ( 21 ч) | |||||||
1 | Лексическое значение слова. | Однозначные и многозначные слова. | Распознавать многозначные и однозначные слова | Выявлять слова, значение которых требует уточнения, | Толковый словарь. | Работа в парах. Словарная работа. | |
2 | Синонимы и антонимы. Работа со словарями синонимов и антонимов. | Находить синонимы , антонимы среди других слов в предложении. | определять значение слова по тексту или уточнять с | Словарь синонимов и словарь антонимов. | Деление слов на группы. Работа в парах. | ||
3 | Омонимы. | Использование омонимов в речи. Работа со словарём омонимов. | Распознавать омонимы, объяснять их лексическое значение. | помощью толкового словаря, подбирать синонимы для | Словарь омонимов. | Работа в парах, в группах. Словарная работа. | |
4 | Обучающее изложение. | Излагать содержание текста- образца. | устранения повторов в тексте, | Текст изложения. | |||
5 | Работа над ошибками | Анализировать свою работу. | подбирать антонимы для | ||||
6 | Слово и словосочетание. | Отличие слова от словосочетания. | Различать слово и словосочетание как сложное название предмета. | точной характеристики предметов при их сравнении, оценивать уместность | Электронное приложение. | Работа в парах, группах. Составление предложений из слов | |
7 | Фразеологизмы. | Что такое фразеологизмы? Значение фразеологизмов и их использование в речи. Работа со словарём фразеологизмов. | Находить в тексте и в предложении фразеологизмы, объяснять их значение. Работать со словарём фразеологизмов, находить в нём нужную информацию. | использования слов в тексте. Принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной | Словарь фразеологизмов | Работа в парах. Фронтальная и индивидуальная работа. Работа в группах. | |
Части речи. | |||||||
8 | Что такое части речи? Обобщение и углубление представлений об имени существительном. | Узнавать изученные части речи среди других слов и в предложении. Узнавать имя существительное среди других слов и в предложении. | задачей и условиями её реализации, адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей, | Таблица « Части речи». Репродукция картины И. Хруцкого « Цветы и плоды». | Индивидуальная работа. Коллективная устная работа. Работа в группах. Словарная работа.. | ||
9 | Обобщение и углубление представлений об имени прилагательном. | Узнавать имя прилагательное среди других слов и в предложении. | формулировать собственное мнение и позицию. | Электронное приложение. | Распределение имён прилагательных по группам. | ||
10 | Обобщение и углубление представлений о глаголе, местоимении. | Узнавать глагол, местоимение среди других слов и в предложении. | Строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и | Презентация. | Работа с пословицами. | ||
11 | Имя числительное( общее представление). | Распознавать имя числительное по значению и по вопросом. | видит, а что нет. | Электронное приложение. | Работа в группах. Самостоятельная работа. | ||
12 | Однокоренные слова. | Обобщение и уточнение представлений об однокоренных словах, о корне слова. | Распознавать однокоренные слова, выделять в них корень. | Презентация. | Игра « Третий лишний». Деление слов на группы. | ||
Слово и слог. Звуки и буквы. | |||||||
13 | Гласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с ударными и безударными гласными в корне. | Определять качественную характеристику гласных звуков в словах типа роса, мороз. | Таблица «Гласные звуки». | Индивидуальная работа. Игра « Как зовут мастера?». Словарная работа. | |||
14 | Согласные звуки и буквы для их обозначения. | Определять качественную характеристику согласных звуков в словах типа коньки, ёж. | Таблица «Согласные звуки». | Орфографическая минутка. Работа над загадками. | |||
15 | Правописание слов с парными по глухости – звонкости согласными звуками. | Находить и отмечать в словах орфограммы. | Таблица «Парные согласные». | Фронтальная и индивидуальная работа. Игра «Шум и голос». | |||
16 | Обучающее изложение. | Излагать письменно содержание повествовательного текста по вопросам. | Текст изложения. | ||||
17 | Работа над ошибками. | Анализировать свою работу. | |||||
18 | Разделительный мягкий знак. | Правописание слов с разделительным мягким знаком. | Приводить примеры с заданной орфограммой. | Электронное приложение. | Индивидуальная работа. Шарады. Выборочный диктант. | ||
19 | Проект « Рассказ о слове». | Подбирать из разных источников информацию о слове и его окружении. | |||||
20 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по итогам 1 четверти. | Применять полученные знания на практике. | Текст диктанта. | ||||
21 | Работа над ошибками. | Анализировать свою работу. | |||||
Состав слова( 16ч) | |||||||
Корень слова. | |||||||
1 | Что такое корень слова? Однокоренные слова. Работа со словарём однокоренных слов. | Формулировать определения однокоренных слов и корня слова. | Различать изменяемые и неизменяемые слова, различать родственные | Словарь однокоренных слов. | Словарная работа. Игра «Узнай, кто это». | ||
2 | Как найти в слове корень? Чередование согласных в корне. Сложные слова. | Находить чередующиеся звуки в корне слова Различать сложные слова, находить в них корни.. | (однокоренные) слова и формы слова. Находить в словах окончание, корень, приставку | Электронное приложение. | Индивидуальная работа. Игра «Третий лишний» | ||
Формы слова. Окончание. | Суффикс. Разбирать по | ||||||
3 | Что такое окончание? Контрольный словарный диктант. | Формулировать определение окончания. | Составу слова с однозначно выделяемыми морфемами | Электронное приложение. | Отгадывание загадок. Работа в парах. | ||
4 | Как найти в слове окончание? | Выделять окончание в слове Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.. | в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность | Электронное приложение. | Фронтальная и индивидуальная работа. Работа с пословицами. | ||
Приставка. | Проведения | ||||||
5 | Что такое приставка? Как найти в слове приставку? | Формулировать определение приставки. Выделять в словах приставки, образовывать слова с помощью приставки. | Разбора слов по составу. Учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других | Таблица «Приставки». | Индивидуальная и фронтальная работа. Игра с приставками. | ||
6 | Значения приставок. | Объяснять значение приставок в слове. | Людей, отличные от собственной. Понимать | Иллюстрации. | Работа в парах. | ||
7 | Обучающее изложение. | Излагать письменно содержание повествовательного текста. | Относительность мнений и подходов к решению проблемы, | Текст для изложения. | |||
8 | Работа над ошибками. | Анализировать свою работу. | Аргументировать свою позицию. | ||||
Суффикс . | |||||||
9 | Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс? | Формулировать определение суффикса. Выделять в словах суффиксы. | Самостоятельно адекватно оценивать правильность | Электронное приложение. | Деление слов на группы. Фронтальная работа. | ||
10 | Значения суффиксов. | Объяснять значение суффиксов в слове. | Выполнения действий и вносить необходимые | Электронное приложение. | Словарная работа. Игра «Хитрые вопросы» | ||
11 | Основа слова. | Что такое основа слова? Знакомство со словообразовательным словарём. | Выделять в словах основу слова. Работать со страничкой для любознательных. | Коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. | Словообразовательный словарь. | Работа в парах. | |
12 | Обобщение знаний о составе слова. | Разбор слов по составу. | Обсуждать алгоритм разбора слов по составу. | Памятка « Как разобрать слово по составу». | Фронтальная и индивидуальная работа. | ||
13 | Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи. | Разбор слов по составу. | Проводить разбор слов по составу. | Карточки с заданиями. | Самостоятельная работа. | ||
14 | Контрольный диктант по теме «Состав слова» с грамматическим заданием. | Применять полученные знания на практике, находить изученные орфограммы. | Текст диктанта | ||||
15 | Работа над ошибками. | Анализировать свои ошибки. | |||||
16 | Проект « Семья слов». | Составлять « семью слов» по аналогии с данным объектом, участвовать в презентации своей работы. | Работа в парах, группах. | ||||
Правописание частей слова( 33ч) | |||||||
1 | Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова. | Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм. | Применять правила правописания, определять(уточнять) написание слова | Таблица «Правописание гласных и согласных в значимых частях слова» | Отгадывание загадок. Работа с пословицами. | ||
Правописание слов с безударными гласными в корне. | По орфографическому словарю, безошибочно | ||||||
2 | Правописание слов с безударными гласными в корне. | Подбирать проверочные слова для слов с безударными гласными в корне. | Списывать текст , писать под диктовку тексты в соответствии с изученными | Электронное приложение. | Индивидуальная работа. Орфографическая минутка. Шарады | ||
3 | Правописание слов с двумя безударными гласными в корне. | Подбирать проверочные слова для слов с двумя безударными гласными в корне. | Правилами правописания. Находить и исправлять орфографические | Орфографический словарь | Выборочный диктант. Словарная работа. | ||
4 | Сочинение по картине А. А. Рылова « В голубом просторе». | Рассматривать картину, высказывать своё отношение к картине, анализировать содержание, составлять по картине описательный текст | и пунктуационные ошибки, подбирать примеры с определённой орфограммой. При работе над ошибками | Репродукция картины А. А. Рылова « В голубом просторе». | |||
5 | Работа над ошибками. | Анализировать свою работу. | Осознавать причины | ||||
6 | Слова старославянского происхождения и их «следы» в русском языке. | Работать со страничкой для любознательных. | Появления ошибки и определять способы действий, | Презентация. | Работа в парах. | ||
Правописание слов с парными по глухости- звонкости согласными. | Помогающих предотвратить её в последующих письменных работах. | ||||||
7 | Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. | Различать парные звонкие и глухие согласные, правильно писать слова. | Вносить необходимые коррективы в действие | Электронное приложение. | Индивидуальная работа. Словарная работа. | ||
8 | Контрольное списывание. | Правильно списывать текст. | После его завершения на | Текст . | |||
9 | Проверка слов с парными согласными в корне. | Проверять слова с парными согласными в корне. | Основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. | Карточки с заданиями. | Запись под диктовку. Работа в парах. | ||
10 | Упражнение в написании слов с глухими и звонкими согласными в корне. | Подбирать проверочные слова, сравнивать искомую букву в проверочном и проверяемом словах. | Различать способ и результат действий. Допускать возможность существования | Электронное приложение. | Фронтальная и индивидуальная работа. | ||
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | У людей различных точек зрения , в том числе не совпадающих | ||||||
11 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | Находить и отмечать в словах орфограммы. | С его собственной и ориентироваться | Электронное приложение. | Словарная работа | ||
12 | Правописание слов типа опасный , вкусный, чудесный. Контрольный словарный диктант. | Подбирать проверочные слова, сравнивать произношение и написание этих слов. | На позицию партнёра в общении и взаимодействии. | Электронное приложение. | Комментированное письмо. Работа в группах. | ||
13 | Упражнение в написании слов с непроизносимыми согласными в корне. | Проверять и правильно писать слова с непроизносимыми согласными. | Карточки с заданиями. | Выборочный диктант. Запись под диктовку. | |||
Правописание слов с удвоенными согласными. | |||||||
14 | Правописание слов с удвоенными согласными. | Находить и отмечать в словах орфограммы. | Электронное приложение. | Запись под диктовку. Словарная работа. | |||
15 | Упражнение в написании слов с удвоенными согласными. | Объяснять, доказывать правильность написания слов с изученными орфограммами. | Карточки с заданиями. | Словарная работа. Работа в парах. | |||
16 | Сочинение по картине В. М. Васнецова «Снегурочка». | Составлять текст по репродукции картины и опорным словам. | Репродукция картины В. М. Васнецова «Снегурочка» | ||||
17 | Работа над ошибками. | Анализировать свои ошибки . | |||||
Правописание суффиксов и приставок. | |||||||
18 | Правописание суффиксов и приставок. | Находить орфограммы в суффиксах и приставках. | Электронное приложение. | Работа в парах. | |||
19 | Правописание суффиксов –ик,- ек. | Писать правильно слова с суффиксами –ик,-ек. | Памятка №6. | Запись под диктовку, письмо по памяти. | |||
20 | Правописание суффикса -ок. | Писать правильно слова с суффиксом – ок. | Карточки. | Составление предложений. | |||
21 | Упражнения в написании приставок и суффиксов. | Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. | Карточки. | Письмо по памяти. Самостоятельная работа. | |||
22 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по итогам 2 четверти. | Применять полученные знания на практике. | Текст диктанта. | ||||
23 | Работа над ошибками. | Анализировать свою работу. | |||||
Правописание приставок и предлогов. | |||||||
24 | Отличие предлога от приставки. | Различать предлоги и приставки. | Электронное приложение. | Словарная работа. | |||
25 | Правописание приставок и предлогов. | Писать правильно приставки и предлоги | Карточки. | Фронтальная работа. | |||
Правописание слов с разделительным твёрдым знаком. | |||||||
26 | Правописание слов с разделительным твёрдым знаком. | Писать правильно слова с разделительным твёрдым знаком. | Электронное приложение. | Фронтальная работа. | |||
27 | Разделительный твёрдый и мягкий знаки. | Различать слова с разделительными твёрдым и мягким знаками. | Презентация. | Запись под диктовку. Работа в парах. | |||
28 | Перенос слов с разделительным твёрдым знаком. | Переносить правильно слова с твёрдым знаком. | Комментированное письмо. Работа в парах. | ||||
29 | Обучающее изложение. | Передавать содержание текста по коллективно составленному плану. | Текст изложения. | ||||
30 | Работа над ошибками. | Анализировать свою работу. | |||||
31 | Проект «Составляем орфографический словарь». | Выделять из большого количества информации главное и представлять свой проект. | Орфографический словарь. | ||||
32 | Контрольный диктант по теме «Правописание частей слова» | Применять полученные знания на практике. | Текст диктанта. | ||||
33 | Работа над ошибками. | Анализировать свои ошибки . | |||||
Части речи(71ч). | |||||||
1 | Части речи: повторение и углубление представлений. | Определять по изученным признакам слова различных частей речи. | Определять грамматические признаки имён существительных: | Таблица « Части речи». | Работа в парах. | ||
Имя существительное. Повторение и углубление представлений. | род, число, падеж. Определять грамматические признаки имён | ||||||
2 | Значение и употребление имён существительных в речи. | Определять лексическое значение имён существительных. | прилагательных: род , число, падеж. Определять грамматические | Электронное приложение. | Словарная работа. | ||
3 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Представление об устаревших словах в русском языке. | Выделять среди имён существительных одушевлённые и неодушевлённые. | признаки глаголов: число, время, род ( в прошедшем времени), лицо. Проводить морфологический | Предметные картинки. | Работа в парах. Работа над загадками. | ||
4 | Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание имён собственных. | Распознавать собственные и нарицательные имена существительные. | разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по | Карточки с заданиями. | Работа в парах. | ||
5 | Проект « Тайна имени». | Наблюдать над толкованием значения некоторых имён. Составлять рассказ о своём имени. | предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения | ||||
Число имён существительных. | морфологического разбора. | ||||||
6 | Изменение имён существительных по числам. | Определять число имён существительных. Изменять форму числа имён существительных. | Находить в тексте такие части речи как личные местоимения, наречия, предлоги вместе | Электронное приложение. | Самостоятельная работа. | ||
7 | Имена существительные , имеющие форму одного числа. | Распознавать имена существительные, имеющие форму одного числа. | с существительными и личными местоимениями, | Презентация. | Словарная работа. Игра «Измени слово». | ||
8 | Обучающее изложение. | Письменно излагать содержание текста – образца по самостоятельно составленному плану. | к которым они относятся, частицу не при глаголах. | Текст изложения. | |||
9 | Работа над ошибками. | Анализировать свою работу. | Проявлять интерес к процессу письма, | ||||
Род имён существительных. | заинтересованность в получении консультации, | ||||||
10 | Как определить род имён существительных? Родовые окончания имён существительных. | Определять род имён существительных. | совета с целью улучшения учебных результатов, находить необходимую | Электронное приложение. | Запись под диктовку. | ||
11 | Имена существительные общего рода. | Согласовывать имена существительные общего рода и имена прилагательные. | информацию в учебнике; сравнивать и группировать предметы, их | Предметные картинки. | Игра « Будь внимателен». | ||
12 | Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных женского рода. | Правильно записывать имена существительные с шипящим звуком на конце. | образы по заданным основаниям; уметь отбирать ту информацию, | Электронное приложение. | Индивидуальная работа. Отгадывание загадок. | ||
13 | Упражнения в написании мягкого знака на конце имён существительных после шипящих. | Контролировать правильность записи. | которая может пригодиться для решения проблемы; задавать | Карточки с заданиями. | Фронтальная работа. | ||
Падеж имён существительных. | |||||||
14 | Изменение имён существительных по падежам. | Анализировать таблицу «Склонение имён существительных» по вопросам учебника. | вопросы, экспериментировать , устанавливать причинно- | Таблица «Склонение имён существительных». | Выборочный диктант. | ||
15 | Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. | Определять падеж имён существительных. | следственные связи, определять , формулировать учебную задачу | Памятка « Как определить падеж имени существительного» | Индивидуальная и фронтальная работа. | ||
16 | Неизменяемые имена существительные. | Изменять имена существительные по падежам. | на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно; | Электронное приложение. | Словарная работа. Составление предложений. | ||
17 | Обучающее сочинение по картине И. Я. Билибина « Иван- царевич и лягушка-квакушка». | Составлять рассказ по репродукции картины ( под руководством учителя). | оценивать выполнение действия, ориентируясь на его содержательные основания, | Репродукция картины. | |||
18 | Работа над ошибками. | Анализировать свою работу. | оформлять свою мысль в устной и | ||||
19 | Именительный падеж. | Распознавать именительный падеж по вопросу. | письменной речи; | Электронное приложение. | Комментированное письмо. | ||
20 | Родительный падеж. | Определять падеж по вопросу и предлогу. | обосновывать высказанное | Словарная работа. | |||
21 | Дательный падеж. | Определять падеж по вопросу и предлогу. | суждение; стараться | Электронное приложение. | Работа в парах. | ||
22 | Винительный падеж. | Сопоставлять и различать внешне сходные падежные формы(род. и вин. п.). | договариваться, уступать, находить общее решение при | Карточки. | Работа в парах. Работа со скороговорками. | ||
23 | Творительный падеж. | Определять падеж по вопросу и предлогу. | работе в паре и группе. | Презентация. | Составление предложений. | ||
24 | Предложный падеж. | Определять падеж по вопросу и предлогу. | Электронное приложение. | ||||
25 | Обобщение знаний об имени существительном. Начальная форма имени существительного. | Составлять сообщение об изученных падежах имён существительных. | Таблица «Признаки падежей». | Индивидуальная и фронтальная работа. | |||
26 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | Писать диктант и проверять написанное. | Текст диктанта. | ||||
27 | Работа над ошибками. | Анализировать свою работу. | |||||
28 | Проект « Зимняя страничка». | Подбирать слова – имена существительные на тему « Зима» | |||||
29 | Обучающее изложение. | Подробно излагать содержание текста по самостоятельно составленному плану. | Текст изложения. | ||||
30 | Работа над ошибками. | Анализировать свою работу. | |||||
Имя прилагательное. Повторение и углубление представлений. | |||||||
31 | Лексическое значение имён прилагательных. | Определять лексическое значение имён прилагательных. | Электронное приложение. | Словарная работа. Игра «Узнай» | |||
32 | Связь имени прилагательного с именем существительным. Сложные имена прилагательные. | Распознавать сложные имена прилагательные и правильно их записывать. | Игра « Угадай растение». Словарная работа. | ||||
33 | Роль имён прилагательных в тексте. | Распознавать имена прилагательные среди других частей речи. | Тексты. | Фронтальная работа. | |||
34 | Текст – описание. | Художественное и научное описания. | Распознавать научное и художественное описания. | Репродукция картины М. Врубеля «Царевна- Лебедь». | Составление плана. | ||
35 | Контрольное списывание. | Правильно списывать текст. | Текст. | ||||
Род имён прилагательных. | |||||||
36 | Изменение имён прилагательных по родам в единственном числе. | Определять род имён прилагательных . | Электронное приложение. | Письмо по памяти. | |||
37 | Зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного. | Наблюдать зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного. | Составление предложений по схемам. | ||||
38 | Родовые окончания имён прилагательных Контрольный словарный диктант. | Писать правильно родовые окончания имён прилагательных. | Карточки. | Разбор слов по составу. | |||
Число имён прилагательных. | |||||||
39 | Изменение имён прилагательных по числам. | Определять форму числа имени прилагательного. | Электронное приложение. | Словарная работа. | |||
40 | Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного. | Изменять имена прилагательные по числам. | Карточки. | Работа в парах. | |||
41 | Составление сочинения- отзыва по репродукции картины А. А. Серова « Девочка с персиками» | Составлять сочинение – отзыв по репродукции картины. | Репродукция картины А. А. Серова «Девочка с персиками». | ||||
42 | Работа над ошибками. | Анализировать свою работу. | |||||
Падеж имён прилагательных. | |||||||
43 | Изменение имён прилагательных по падежам. | Анализировать таблицу в учебнике. | Таблица «Изменение имён прилагательных по падежам» | Работа в парах. | |||
44 | Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. | Изменять имена прилагательные по падежам. Определять начальную форму имени прилагательного. | Электронное приложение. | Самостоятельная работа. | |||
45 | Обобщение знаний об имени прилагательном. | Морфологический разбор имени прилагательного. | Разбирать имя прилагательное как часть речи. | Памятка «Порядок разбора имени прилагательн.» | Комментированное письмо. Игра «Кто самый точный». | ||
46 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по итогам 3 четверти. | Применять полученные знания на практике. | Текст диктанта. | ||||
47 | Работа над ошибками. | Анализировать ошибки. | |||||
48 | Проект « Имена прилагательные в загадках». | Наблюдать над именами прилагательными в загадках. | |||||
Местоимение. | |||||||
49 | Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица. Личные местоимения единственного и множественного числа. | Распознавать личные местоимения среди других частей речи. | Таблица «Личные местоимения». | Кроссворд. Словарная работа. | |||
50 | Род местоимений 3-го лица единственного числа. | Определять грамматические признаки личных местоимений. | Электронное приложение. | Индивидуальная и фронтальная работа. | |||
51 | Обобщение знаний о местоимении. Морфологический разбор местоимений. | Разбирать личное местоимение как часть речи. | Карточки . | Работа в парах. | |||
Глагол. Повторение и углубление представлений о глаголе. | |||||||
52 | Значение и употребление глаголов в речи. | Определять лексическое значение глаголов. | Электронное приложение. | Письмо по памяти. | |||
53 | Глаголы- синонимы и глаголы- антонимы, их роль в речи. | Различать глаголы, отвечающие на определённый вопрос. | Работа с пословицами. | ||||
54 | Обучающее изложение. | Передавать содержание текста по плану. | Текст изложения. | ||||
55 | Работа над ошибками. | Анализировать свою работу. | |||||
Формы глагола. | |||||||
56 | Начальная (неопределённая ) форма глагола. | Узнавать неопределенную форму глагола по вопросам. | Презентация. | Выборочное списывание. | |||
57 | Глагольные вопросы что делать? и что сделать ? | Образовывать от глаголов в неопределённой форме однокоренные глаголы. | Электронное приложение. | Словарная работа. Работа в парах. Игра «Замени одним словом». | |||
58 | Число глаголов. | Изменение глаголов по числам. | Распознавать число глагола. Изменять глаголы по числам. | Составление предложений. | |||
59 | Времена глагола. | Понятие о временных формах глагола. | Распознавать время глагола. | Электронное приложение. | Фронтальная работа. | ||
60 | Правописание глаголов в форме 2-го лица единственного числа. | Правильно писать глаголы во 2-м лице единственного числа. | Письмо по памяти. Разбор слов по составу. | ||||
61 | Изменение глаголов по временам. | Изменять глаголы по временам. | Таблица «Изменение глаголов по временам». | Работа в парах. | |||
62 | Определение времени глагола. Контрольный словарный диктант. | Правильно определять время глагола. | Карточки. | Словарная работа. | |||
63 | Род глаголов в прошедшем времени. | Родовые окончания глаголов ( -а, - о). | Определять род и число глаголов в прошедшем времени. | Презентация. | Игра « Не подведи свой ряд». | ||
64 | Правописание частицы не с глаголами. | Раздельно писать частицу не с глаголами. | Электронное приложение. | Индивидуальная и фронтальная работа. | |||
65 | Упражнения в написании глаголов с частицей не. | Правильно произносить глаголы в прошедшем времени с частицей не. | Работа с пословицами. Выборочное списывание. | ||||
66 | Обучающее изложение. | Письменно излагать содержание текста. | Текст изложения. | ||||
67 | Работа над ошибками. | Анализировать свою работу. | |||||
68 | Обобщение знаний о глаголе. | Определение времени, числа, лица глаголов. | Определять изученные грамматические признаки глагола. | Карточки для индивидуальной работы. | Выборочное списывание. | ||
69 | Морфологический разбор глагола. | Разбирать глагол как часть речи. | Памятка «Порядок разбора глагола» | Самостоятельная работа. | |||
70 | Контрольный диктант по теме «Глагол» с грамматическим заданием. | Применять полученные знания на практике. | Текст диктанта. | ||||
71 | Работа над ошибками. | Анализировать свою работу. | |||||
Повторение(12ч) | |||||||
1 | Обобщение и систематизация изученного о частях речи. | Морфологический разбор слов. | Разбирать слова как части речи. | В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. | Карточки. | Самостоятельная работа. | |
2 | Обобщение изученного о слове, предложении. | Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. | Преобразовывать практическую задачу в познавательную. | Словарная работа. | |||
3 | Правописание окончаний имён прилагательных. | Родовые окончания имён прилагательных. | Правильно писать родовые окончания имён прилагательных. | Осуществлять поиск необходимой | Электронное приложение. | Работа в парах. | |
4 | Правописание приставок и предлогов. | Распознавать орфограммы в слове. | информации для выполнения учебных | Разбор слов по составу. | |||
5 | Правописание безударных гласных. | Проверяемые и непроверяемые безударные гласные. | Распознавать орфограммы в словах. | заданий с использованием учебной | Карточки для индивидуальной работы. | ||
6 | Правописание значимых частей слова. | Группировать слова по месту орфограммы в слове. | литературы. | Работа над загадками. | |||
7 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по итогам 4 четверти. | Применять полученные знания на практике. | Текст диктанта. | ||||
8 | Работа над ошибками. | Анализировать свою работу. | |||||
9 | Корень слова. | Однокоренные слова. | Группировать однокоренные слова, выделять в них корень. | Работа в парах. | |||
10 | Обобщение знаний о тексте. | Типы текстов. | Различать текст и предложение. | Иллюстрации. | |||
11 | Состав слова. | Разбор слов по составу. | Разбирать слова по составу. | Самостоятельная работа. | |||
12 | КВН «Знатоки русского языка». |
Приложение 2.
Контрольно-измерительные материалы.
Входной контрольный диктант.
Осенью
Мы часто ходим в ближний лесок. Красив русский лес осенью. Яркие краски радуют глаз. Падают сухие листья. Земля покрылась пёстрым ковром. Шуршит под ногами пожухлая трава. В лесу смолкли птичьи песни. Вода в лесных ручьях чистая. Хорошо дышать свежим воздухом.
Слова для справок: ходим, воздухом.
Грамматическое задание
- Запишите цифрой, сколько слов в первом предложении.
- Слова русский, листья разделите для переноса.
- В третьем предложении подчеркните грамматическую основу, выпишите словосочетания.
Контрольный диктант по итогам 1 четверти.
Прощание с осенью
В октябре стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Дует осенний ветер. Шумят в саду деревья.
Ночью перестал дождь. Выпал первый снег. Кругом светло. Всё вокруг стало нарядным. Две вороны сели на берёзу. Посыпался пушистый снежок. Дорога подмёрзла. Хрустят листья и трава на тропе у дома.
Слова для справок: стало, подмёрзла.
Грамматическое задание
- В первом предложении подчеркните подлежащее и сказуемое, определите части речи.
- Выпишите из текста два однокоренных слова, выделите в них корень.
- Выпишите из текста слово, в котором букв больше, чем звуков.
Контрольный диктант по теме «Состав слова»
В лютый зимний холод всякая птица спешит к жилью человека. Там легче добыть пищу. Голод убивает обычный страх. Люди перестают пугать осторожную лесную живность. Тетерев и куропатка залетают в хранилища с зерном. Русаки ночью постоянно скачут в сад и огород. Ласки устраивают охоту на мышей в подвалах. Беляки прибегают щипать душистое сено из стогов.
Однажды через открытую дверь в сторожку влетела синичка. Она стала клевать крошки на столе.
По В. Бианки
Слово для справки: постоянно.
Грамматическое задание
- Разберите по составу слова сторожка, зимний, душистое.
- Подберите однокоренные слова к слову лесную.
- Выпишите из текста два глагола с приставками. Приставки выделите.
Контрольный диктант с грамматическим заданием по итогам 2 четверти.
Снеговик.
Стоит чудесный зимний день. Падает лёгкий снег. Деревья одеты в белые шубки. Спит пруд под ледяной коркой. Яркое солнце на небе.
Выбежала группа ребят. Они стали лепить снеговика. Глазки сделали ему из светлых льдинок, рот и нос из морковки, а брови из угольков. Радостно и весело всем!
Грамматическое задание
- В первом предложении подчеркните главные члены и укажите части речи.
- Разберите слова по составу: 1- зимний, шубки, 2- белые, морковки.
- Найдите в тексте и запишите по одному слову с проверяемым безударным гласным в корне, парным по глухости- звонкости согласным, непроизносимым согласным. Рядом запишите проверочные слова.
Контрольный диктант по теме «Правописание частей слова»
Декабрь. Мороз. Кругом лежит снег. На деревьях пушистые снежинки. С берёз и осин листья давно опали. Только на дубах желтеют листья. Тишина.
Вдруг донеслась весёлая песня. Я оглянулся. На берегу реки сидела птичка. Я шагнул к ней. Птичка кинулась в воду и пропала. Я решил, что она утонула. Но кто это бежит по дну речки? Это оляпка или водяной воробей.
Слова для справок: оляпка, водяной.
Грамматическое задание
- Разберите предложения по членам: вариант 1 — третье, вариант 2 — десятое.
- Разберите по составу слова осинка, переход.
- Найдите в тексте и подчеркните два слова с безударными гласными в корне, которые можно проверить.
Контрольный диктант по теме «Имя существительное»
Мой товарищ Витя гостил летом у брата. Село Юрьево стоит на берегу реки. Заиграет утром луч солнца, а друзья уже у реки. А вот и первая рыбка — ёрш. Ловили мальчики и крупную рыбу. Попадался окунь, лещ, сом.
Ребята часто ходили в лес за грибами. Однажды они зашли в лесную глушь. Тишина. Только в овраге журчал ключ. Много грибов набрали мальчики в лесной чаще.
Грамматическое задание
- Запишите по два имени существительных женского, мужского и среднего рода.
- Запишите пять имён существительных с шипящим звуком на конце.
- Разберите по составу слова рыбка, тишина, лесною.
Контрольный диктант по итогам 3 четверти.
Мы открыли гараж и увидели летучую мышь. Это интересное животное. Днём летучая мышь спит. Широкие крылья закрывают зверька, как плащ. Гаснет последний солнечный луч. Наступает ночь. Летучие мыши ищут добычу.
Учёные пытались объяснить замечательную способность зверька находить дорогу в темноте. Залепляли глазки, нос. Мышь облетала опасные места. Когда мышь пищит, тончайший звук доходит до преграды и идёт назад. Чуткие ушки зверька ловят сигнал.
По В. Бианки
Грамматическое задание
- Определите падеж имён существительных в последнем предложении.
- В первом предложении слово гараж разберите как часть речи.
- Разберите по составу слова интересное, глазки, находит.
Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»
Над полями и лесами светит яркое солнце. Потемнели в полях дороги. Посинел на реке лёд. В долинах зажурчали звонкие ручьи. Надулись на деревьях смолистые почки. На ивах появились мягкие пуховки.
Выбежал на опушку робкий заяц. Вышла на поляну старая лосиха с лосёнком. Вывела медведица на первую прогулку своих медвежат.
Грамматическое задание
- Подчеркните в предложении главные члены, выпишите словосочетания: вариант 1 - четвёртое предложение, вариант 2 - пятое.
- Замените прилагательные антонимами и запишите получившиеся словосочетания: вариант 1 — трусливый мальчик, узкий ручей; вариант 2 — старательный ученик, высокий куст.
- Определите род, число и падеж имён прилагательных в словосочетаниях сосновую шишку, крепким клювом.
Контрольный диктант по теме «Глагол»
Весеннее утро
Это случилось в апреле. Рано утром проснулось солнце и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Снегом покрыли поля и холмы. На деревьях сосульки развесили.
Засветило солнце и съело утренний лёд. По долине побежал весёлый, говорливый ручеёк. Вдруг под корнями берёзки он заметил глубокую норку. В норке сладко спал ёжик. Ёж осенью нашёл это укромное местечко. Он ещё не хотел вставать. Но холодный ручей забрался в сухую постельку и разбудил ежа.
По Г. Скребицкому
Грамматическое задание
1. Разберите предложение по членам: вариант 1 — седьмое, вариант 2 — девятое.
- Разберите слова по составу: вариант 1 — засветило, утренний, берёзки, вариант 2—развесили, весёлый, местечко.
- Определите время, число, лицо глаголов побежал, взглянешь, принесу.
Контрольный диктант по итогам 4 четверти.
Раннее весеннее утро. Степь весело пестреет цветочками. Ярко желтеет дрок. Скромно синеют колокольчики. Белеет пахучая ромашка. Дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами. В утренней прохладе разлит горький здоровый запах полыни.
Всё радостно потянулось к солнцу. Степь проснулась и ожила. Высоко в воздухе затрепетали жаворонки. Кузнечики подняли свою торопливую трескотню.
По А. Куприну
Грамматическое задание
- Выпишите из текста два слова с безударными гласными в корне. Рядом запишите проверочные слова.
- Выпишите из текста два слова с приставками. Приставки выделите.
- Разберите предложения по членам: вариант 1 — второе, вариант 2 — третье.
Контрольное списывание.
ЗИМА НАСТАЛА.
Подули студёные ветры. Ударил мороз. Он сковал пруд крепким льдом. Зябко молодым осинкам. Мёрзнут берёзки. Ждут они зимней одежды.
Вот и выпал снег. Шапками лёг он на ветки деревьев. Укрыты снежком озимые хлеба. Не страшны им холод и вьюга. Спят они под пушистой перинкой. (46 слов.)
ДРУЗЬЯ ПРИРОДЫ.
Каждый из нас должен быть другом природы. Природу надо охранять. Друг не портит деревья в лесу, не режет кору, не ломает ветки. Друг не разрушает птичьи гнёзда, не разводит костры в лесу. Друг не разоряет муравейники.
Друзья природы не оставляют в лесу мусор. Они не рвут в лесу и в поле редкие цветы. (55 слов.)
Контрольные словарные диктанты.
- Жёлтый, карандаш, овёс, спасибо, щавель, товарищ, орех, восток, заря, пшеница, ученик, погода.
- Альбом, понедельник, ракета, трактор, чёрный, восемь, вторник, среда, картофель, петрушка, овощи, горох.
- Огурец, помидор, огород, компьютер, столица, обед, ужин, комната, однажды, рябина, трамвай, пятница.
- Приветливо, сирень, поэт, животное, гвоздика, одуванчик, воскресенье, завтрак, квартира, герой, ромашка, Московский Кремль.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку В.П.Канакина, В.Г.Горецкий 1 класс
Программа соответствует требованиям ФГОС НОО. Составлена на основе авторской программы, учебно-методического комплекта и учебного плана школы. Включает в себя: планируемые результаты освоения учебного...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку (базовый уровень) 3 класс Школа России В. П. Канакина
Рабочая программа составлена на основании авторской программы Канакиной В.П., Горецкого М.В. и др. для общеобразовательных школ «Русский язык. 3 класс» в...
Рабочая программа по русскому языку к учебнику Канакина В.П."Русский язык.4 класс"
Рабочая программа по предмету «Русский язык» для обучающихся 4 класса, занимающихся по учебнику В.П. Канакиной "Русский язык" 4 класс....
Рабочая программа по русскому языку В.П. Канакина, В.Г. Горецкий 2 класс (УМК «Школа России»)
Программа разработана в соответствии с ФГОС...
Рабочая программа по русскому языку 136 ч 2 класс Канакина В.
Рабочая программа по русскому языку "Школа России" по учебнику В.Канакиной для 2 класса. КТП и контрольно-измерительные материалы на 2017-18 учебный год....
Рабочая программа по русскому языку. В.П. Канакина. 4 класс УМК "Школа России" .
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса. УМК "Школа России" . Автор Канакина В.П....
Рабочая программа по русскому языку "Школа России" 1 класс Канакина
В программе размещено планирование букварного периода и уроков русского языка в 1 классе к учебнику Канакиной...