Рабочая программа по русскому языку "Школа России" 1 класс Канакина
рабочая программа по русскому языку (1 класс) на тему
В программе размещено планирование букварного периода и уроков русского языка в 1 классе к учебнику Канакиной
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
g_russkiy_yazyk_daty.docx | 67.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №12»
города Бологое Тверской области
«Утверждаю»
Директор МБОУ «СОШ №12»
Григорьева Т.И.
Протокол педсовета №18
от 23.08.2016
Приказ по школе №63
от 23.08.2016
«Согласовано»
Заместитель директора школы по НМР МБОУ «СОШ №12»
Смирнова Н.Г.
«_____»_______2016 г.
«Согласовано»
Руководитель ШМО начальных классов
Данилова Ю.М.
Протокол № __ от «_____»_______2016 г.
Рабочая программа
по русскому языку
для 1 «А» класса
составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего
образования и обеспечена УМК для 1-4 классов,
авторы Канакина В.П., Горецкий В.Г.
Рабочую программу составила
учитель начальных классов
Смирнова И.А.
Бологое
2016 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметные результаты:
- Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
- Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
- Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
- Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
- Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
- Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
- Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
- Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи.
- Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
1-й класс
Развитие речи (Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса)
Обучающийся научится:
- слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;
- пересказывать сюжет известной сказки по данному рисунку;
- составлять текст из набора предложений;
- выбирать заголовок для текста из ряда заголовков и самостоятельно озаглавливать текст;
- различать устную и письменную речь;
- различать диалогическую речь;
- отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений.
Обучающийся получит возможность научиться:
- анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;
- определять тему и главную мысль текста;
- соотносить заголовок и содержание текста;
- составлять текст по рисунку и опорным словам (после анализа содержания рисунка);
- составлять текст по его началу и по его концу;
- составлять небольшие монологические высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.
Система языка. Фонетика, орфоэпия, графика.
Обучающийся научится:
- понимать различие между звуками и буквами;
- устанавливать последовательность звуков в слове и их количество;
- различать гласные и согласные звуки, правильно их произносить;
- определять качественную характеристику гласного звука в слове: ударный или безударный;
- различать гласный звук [и] и согласный звук [й];
- различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, глухие и звонкие, определять их в слове и правильно произносить;
- различать непарные твёрдые согласные [ж], [ш], [ц], непарные мягкие согласные [ч’], [щ’], находить их в слове, правильно произносить;
- различать слово и слог; определять количество слогов в слове, делить слова на слоги;
- обозначать ударение в слове;
- правильно называть буквы русского алфавита;
- называть буквы гласных как показателей твёрдости-мягкости согласных звуков;
- определять функцию мягкого знака (ь) как показателя мягкости предшествующего согласного звука.
Обучающийся получит возможность научиться:
- наблюдать над образованием звуков речи;
- устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа стол, конь, ёлка;
- определять функцию букв е, ё, ю, я в словах типа клён, ёлка и др.;
- обозначать на письме звук [й’] в словах типа майка, быстрый;
- располагать заданные слова в алфавитном порядке;
- устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа коньки, утюг, яма, ель;
- находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем (вода, стриж, день, жить и др.);
- произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён орфоэпическим словарём в учебнике).
Лексика. (Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса).
Обучающийся научится:
- различать слово и предложение, слово и слог, слово и набор буквосочетаний (книга – агник);
- определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения;
- классифицировать и объединять заданные слова по значению (люди, животные, растения, инструменты и др.);
- определять группу вежливых слов (слова-прощания, слова-приветствия, слова-извинения, слова-благодарения).
Обучающийся получит возможность научиться:
- осознавать слово как единство звучания и значения;
- осознавать, что значение слова можно уточнить или определить с помощью толкового словаря;
- различать предмет (признак, действие) и слово, называющее этот предмет (признак, действие);
- на практическом уровне различать слова – названия предметов, названия признаков предметов, названия действий предметов;
- иметь представление о многозначных и однозначных словах (простые случаи), о словах, близких и противоположных по значению;
- подбирать слова, близкие и противоположные по значению, при решении учебных задач.
Морфология.
Обучающийся получит возможность научиться:
- различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов);
- соотносить слова – названия предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;
- соотносить слова – названия действий предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;
- соотносить слова – названия признаков предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;
- различать названия предметов, отвечающие на вопросы «кто?», «что?».
Синтаксис.
Обучающийся научится:
- различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения;
- выделять предложения из речи;
- соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;
- определять границы предложения в деформированном тексте (из 2-3 предложений), выбирать знак для конца каждого предложения;
- соотносить схемы предложений и предложения, соответствующие этим схемам;
- составлять предложения из слов (в том числе из слов, данных не в начальной форме);
- составлять предложения по схеме, рисунку на заданную тему (например, на тему «Весна»);
- писать предложения под диктовку, а также составлять их схемы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца предложения;
- устанавливать связь слов в предложении;
- сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), интонацию (мелодику, логическое ударение), порядок слов, знаки конца предложения.
Орфография и пунктуация.
Обучающийся научится:
- а) применять изученные правила правописания:
- раздельное написание слов в предложении;
- написание буквосочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу в положении под ударением;
- отсутствие мягкого знака после шипящих в буквосочетаниях чк, чн, чт;
- перенос слов;
- прописная буква в начале предложения, именах собственных;
- непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
- знаки препинания конца предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
- б) безошибочно списывать текст объёмом 20 – 25 слов с доски и из учебника;
- в) писать под диктовку тексты объёмом 15 – 20 слов в соответствии с изученными правилами.
Обучающийся получит возможность научиться:
- определять случаи расхождения звукового и буквенного состава слов;
- писать двусложные слова с безударным гласным звуком (простейшие случаи, слова типа вода, трава, зима, стрела);
- писать слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова (простейшие случаи, слова типа глаз, дуб и др.);
- применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и при списывании;
- пользоваться орфографическим словарём в учебнике как средством самоконтроля.
2. Содержание учебного предмета (курса)
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
Обучение письму
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели. Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука. Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста. Овладение первичными навыками клавиатурного письма. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
- раздельное написание слов;
- обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);
- прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
- перенос слов по слогам без стечения согласных;
- знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный, гласный: ударный — безударный, согласный: твёрдый — мягкий, парный — непарный, звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных твёрдого и мягкого знаков (ъ, ь). Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными. Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного). Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.
Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных. Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Словообразование имён существительных. Морфологический разбор имён существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.
Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.
Наречие. Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.
Частица. Частица не, её значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами. Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами. Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения).
Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря. Применение правил правописания и пунктуации:
- сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
- сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;
- перенос слов;
- прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
- проверяемые безударные гласные в корне слова;
- парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
- непроизносимые согласные;
- непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
- непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова;
- гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
- разделительные ъ и ь;
- мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);
- соединительные гласные о и е, в сложных словах (самолёт, вездеход);
- е и и в суффиксах имен существительных (ключик — ключика, замочек-замочка);
- безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
- безударные падежные окончания имён прилагательных;
- раздельное написание предлогов с именами существительными;
- раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
- раздельное написание частицы не с глаголами;
- мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа (читаешь, учишь);
- мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
- безударные личные окончания глаголов;
- раздельное написание предлогов с другими словами;
- знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;
- знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
- запятая при обращении в предложениях;
- запятая между частями в сложном предложении.
Развитие речи.
Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение? Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ. Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев). Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев). План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Знакомство с жанрами письма и поздравления. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов. Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.
3. Календарно-тематическое планирование по русскому языку (обучение письму). 1 класс.
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Основные виды деятельности обучающихся | |
план | факт | ||||
1 | Пропись — первая учебная тетрадь. (с.3—6). | 1 | Отвечать на вопросы учителя о назначении прописи. Ориентироваться в первой учебной тетради. Правильно располагать учебную тетрадь на рабочем месте, демонстрировать правильное положение ручки при письме. Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Воспроизводить с опорой на наглядный материал (иллюстрации в прописи, плакаты и др.) гигиенические правила письма. Называть письменные принадлежности с опорой на иллюстрации прописи. Обводить предметы по контуру. Находить элементы букв в контурах предметных картинок, данных на страницах прописи. Обводить элементы букв, соблюдая указанное в прописи направление движения руки. Писать графические элементы по заданному в прописи образцу: правильно располагать на рабочей строке элементы букв, соблюдать интервал между графическими элементами. Чередовать элементы узоров, ориентируясь на образец. Правильно располагать учебную тетрадь на рабочем месте. Обозначать условным знаком (точкой) наиболее удавшийся элемент. Рисовать бордюры по заданному алгоритму. Составлять связные рассказы по иллюстрациям, данным в прописи. Воспроизводить и применять правила работы группе. Анализировать образец изучаемой буквы, выделять элементы в строчных и прописных буквах. Называть правильно элементы буквы. Сравнивать печатную и письменную буквы. Конструировать буквы из различных материалов. Писать буквы в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. Воспроизводить форму изучаемой буквы и её соединения с другой буквой по алгоритму. Соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона. Сравнивать написанную букву с образцом. Выполнять слого-звуковой анализ слов, данных на странице прописи, соотносить написанные слова со схемой-моделью. Обводить по контуру орнамент, обводить и писать изученные буквы самостоятельно. Писать изученные ранее буквы в соответствии с образцом. Дополнять данные в прописи предложения словами, закодированными в предметных рисунках. Обозначать правильно границы предложения. Работать в паре: анализировать работу товарища и оценивать её по критериям, данным учителем. Использовать правила оценивания своей работы в ситуациях, спланированных учителем. Оценивать свою деятельность по шкале самооценки. | ||
2 | Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки (с.7—8). | 1 | |||
3 | Письмо овалов и полуовалов. Правила посадки при письме. (с.9—10). | 1 | |||
4 | Рисование бордюров. Подготовка руки к письму. (с.11—12). | 1 | |||
5 | Письмо длинных прямых наклонных линий. (с.13—14). | 1 | |||
6 | Письмо наклонной длинной и короткой линии с закруглением внизу (влево/вправо). (с.15—17). | 1 | |||
7 | Письмо короткой наклонной линии с закруглением вверху (влево). Письмо длинной наклонной линии с закруглением внизу (вправо). (с. 18—20). | 1 | |||
8 | Письмо овалов больших и маленьких, их чередование. Письмо коротких наклонных линий. (с.21—23). | 1 | |||
9 | Письмо коротких и длинных наклонных линий, их чередование. Письмо коротких и длинных наклонных линий с закруглением влево и вправо. (с.24—26). | 1 | |||
10 | Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу. Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу. (с.27—29). | 1 | |||
11 | Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу. Письмо полуовалов, их чередование. Письмо овалов. (с. 30—32). | 1 | |||
12-13 | Строчная и заглавная буквы А, а. (пропись № 2, с. 3—4). | 2 | |||
14-15 | Строчная и заглавная буквы О, о. Сравнение строчной и заглавной букв. (с. 5—6). | 2 | |||
16 | Строчная буква и. Сравнение печатной и строчной и. (с. 7). | 1 | |||
17 | Заглавная буква И. Сравнение печатной и письменной букв. (с. 8). | 1 | |||
18 | Строчная буква ы. Сравнение печатной и письменной букв. (с.9—10). | 1 | Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Воспроизводить с опорой на наглядный материал (иллюстрации в прописи, плакаты и др.) гигиенические правила письма. Называть письменные принадлежности с опорой на иллюстрации прописи. Обводить предметы по контуру. Находить элементы букв в контурах предметных картинок, данных на страницах прописи. Обводить элементы букв, соблюдая указанное в прописи направление движения руки. Писать графические элементы по заданному в прописи образцу: правильно располагать на рабочей строке элементы букв, соблюдать интервал между графическими элементами. Чередовать элементы узоров, ориентируясь на образец. Правильно располагать учебную тетрадь на рабочем месте. Обозначать условным знаком (точкой) наиболее удавшийся элемент. Рисовать бордюры по заданному алгоритму. Составлять связные рассказы по иллюстрациям, данным в прописи. Воспроизводить и применять правила работы группе. Анализировать образец изучаемой буквы, выделять элементы в строчных и прописных буквах. Называть правильно элементы буквы. Сравнивать печатную и письменную буквы. Конструировать буквы из различных материалов. Писать буквы в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. Воспроизводить форму изучаемой буквы и её соединения с другой буквой по алгоритму. Соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона. Сравнивать написанные букву с образцом. Выполнять слого-звуковой анализ слов, данных на странице прописи, соотносить написанные слова со схемой-моделью. Правильно записывать имена собственные. Читать предложения, анализировать их, определять интонацию, грамотно записывать, обозначая на письме границы предложения. Обводить по контуру орнамент, обводить и писать изученные буквы самостоятельно. Писать изученные ранее буквы в соответствии с образцом. Дополнять данные в прописи предложения словами, закодированными в предметных рисунках. Понимать обобщённый смысл поговорки, толковать его. Составлять рассказ с использованием поговорки, записывать текст из 3—5 предложений, отражать смысл поговорки в своём письменном высказывании. Обозначать правильно границы предложения. Работать в паре: анализировать работу товарища и оценивать её по критериям, данным учителем. Использовать правила оценивания своей работы в ситуациях, спланированных учителем. Оценивать свою деятельность по шкале самооценки. | ||
19-20 | Строчная и заглавная буквы У, у. Сравнение строчной и заглавной букв. (с.11—13). | 2 | |||
21-23 | Строчная и заглавная буквы Н, н. Сравнение строчной и заглавной букв. (с.14—15). | 3 | |||
24-25 | Строчная и заглавная буквы С, с. Сравнение строчной и заглавной букв. (с.16). | 2 | |||
26 | Заглавная буква С. (с.17). | 1 | |||
27-29 | Строчная и заглавная буквы К, к. Сравнение строчной и заглавной букв. (с.18—19). | 3 | |||
30-32 | Строчная и заглавная буквы Т, т. (с.20—21). | 3 | |||
33-35 | Строчная и заглавная буквы Л, л. (с.23—24). | 3 | |||
36 | Письмо слогов и слов с изученными буквами. (с.22, 25). | 1 | |||
37-39 | Строчная буква р. Заглавная буква Р. Сравнение строчной и заглавной букв. (с.26—27). | 3 | |||
40-42 | Строчная и заглавная буквы В, в. Сравнение строчной и заглавной букв. (c.28—30). | 3 | |||
43-45 | Строчная и заглавная буквы Е, е. (с.31—32). | 2 | |||
46-48 | Строчная и заглавная буквы П, п. (пропись № 3, с.3—4). | 2 | |||
49-51 | Строчная и заглавная буквы М, м. Сравнение строчной и заглавной букв. (с.6—8). | 2 | |||
52-54 | Строчная и заглавная буквы З, з. Сравнение строчной и заглавной букв. (с.9—10). | 2 | |||
55-57 | Строчная и заглавная буквы Б, б. Сравнение строчной и заглавной букв. (с.12—15). | 3 | |||
58-60 | Строчная и заглавная буквы Д, д. Сравнение строчной и заглавной букв. (с.16—18). | 3 | |||
61-63 | Строчная и заглавная буквы Я, я. (с.20—21). | 3 | |||
64-66 | Строчная и заглавная буквы Г, г. Сравнение строчной и заглавной букв. (с.24—26). | 3 | Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Воспроизводить с опорой на наглядный материал (иллюстрации в прописи, плакаты и др.) гигиенические правила письма. Обводить предметы по контуру. Находить элементы букв в контурах предметных картинок, данных на страницах прописи. Обводить элементы букв, соблюдая указанное в прописи направление движения руки. Писать графические элементы по заданному в прописи образцу: правильно располагать на рабочей строке элементы букв, соблюдать интервал между графическими элементами. Правильно располагать учебную тетрадь на рабочем месте. Рисовать бордюры по заданному алгоритму. Воспроизводить и применять правила работы группе Анализировать образец изучаемой буквы, выделять элементы в строчных и прописных буквах. Называть правильно элементы буквы. Сравнивать печатную и письменную буквы. Конструировать буквы из различных материалов. Писать буквы в соответствии с образцом. Воспроизводить форму изучаемой буквы и её соединения с другой буквой по алгоритму. Соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона. Выполнять слого-звуковой анализ слов, данных на странице прописи, соотносить написанные слова со схемой-моделью. Обводить по контуру орнамент, обводить и писать изученные буквы самостоятельно. Писать изученные ранее буквы в соответствии с образцом. Обозначать правильно границы предложения. Работать в паре: анализировать работу товарища и оценивать её по критериям, данным учителем. Использовать правила оценивания своей работы в ситуациях, спланированных учителем. Оценивать свою деятельность по шкале самооценки. | ||
67-69 | Строчная и заглавная буква Ч, ч. (c.27—28). | 3 | |||
70-71 | Буква ь. (с.30—32). | 2 | |||
72-73 | Строчная и заглавная буквы Ш, ш. (пропись № 4, с.3—4). | 2 | |||
74 | Письмо слогов и слов с изученными буквами. Сопоставление букв и, ш, И, Ш. (с. 5). | 1 | |||
75-77 | Строчная и заглавная буквы Ж, ж. (с.6—9). | 3 | |||
78-80 | Строчная и заглавная буква ё, Ё. (с.10—11). | 3 | |||
81-83 | Строчная и заглавная буквы Й, й. (с.13—14). | 3 | |||
84-86 | Строчная и заглавная буквы Х, х. (с.15—17). | 3 | |||
87 | Письмо изученных букв, слогов. Письмо элементов изученных букв. Рисование узоров в широкой строке. (с.18). | 1 | |||
88-90 | Строчная и заглавная буквы Ю, ю. (с.19—21). | 3 | |||
91-92 | Строчная и заглавная буквы Ц, ц. (с.22—23). | 2 | |||
93 | Письмо слогов и слов с буквами Ц, ц и другими изученными буквами. Работа по развитию речи. (с.24). | 1 | Высказываться о значимости изучения алфавита. Правильно называть буквы в алфавитном порядке. Работать с памяткой «Алфавит» в учебнике. Классифицировать буквы по сходству в их названии, по характеристике звука, который они называют. Располагать заданные слова в алфавитном порядке. Приобретать опыт в различении устной и письменной речи. Развивать творческое воображение, подбирая свои примеры сравнений. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику. Анализировать таблицу с целью поиска сведений об именах собственных. Работать со страничкой для любознательных. Знакомство с происхождением названий некоторых русских городов. Находить информацию о названии своего города или посёлка (в процессе беседы со взрослыми). Соотносить произношение ударных гласных в сочетаниях жи—ши, ча—ща, чу—щу и их обозначение буквами. Находить в словах сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу, подбирать примеры слов с такими сочетаниями. Работать со страничкой для любознательных. Знакомство со значением шипящих звуков [ж] и [ш] в древнерусском и современном русском языке. Находить в словах сочетания чк, чн, чт, подбирать примеры слов с такими сочетаниями. Произносить слова с сочетаниями чн, чт (чтобы, скучно и др.) в соответствии с нормами литературного произношения и оценивать с этой точки зрения произнесённое слово. Писать слова с сочетаниями чк, чн, чт. Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как конь, день, деньки. Объяснять причины расхождения звуков и букв в этих словах. Подбирать примеры слов с мягким знаком (ь). Определять путём наблюдения способы переноса слов с мягким знаком (ь) в середине слова. Накапливать опыт в переносе слов с мягким знаком (паль-цы, паль-то). Обозначать мягкость согласного звука мягким знаком в конце слова и в середине слова перед согласным (день, коньки). Обсуждать (на основе текста) состояние внешнего облика ученика. Составлять ответы на вопросы, составлять рассказ по рисунку. Использовать в общении правила и принятые нормы вежливого обращения друг к другу по имени, по имени и отчеству. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику. | ||
94-95 | Строчная и заглавная буквы Э, э. (с.25—26). | 2 | |||
96 | Строчная буква щ. Сравнение печатной и письменной букв. (с.27—28). | 1 | |||
97 | Заглавная буква Щ. Работа по развитию речи. Сравнение строчной и заглавной букв. (с.27—28). | 1 | |||
98-99 | Строчная и заглавная буквы Ф, ф. (с.30—31). | 2 | |||
100 | Строчные буквы ь, ъ. Сравнение печатной и письменной букв. (с. 32). | 1 | |||
101 | Алфавит. | 1 | |||
102 | Списывание текста. | 1 | |||
103-104 | Оформление предложений в тексте. | 2 | |||
105-106 | Заглавная буква в именах собственных. | 2 | |||
107 | Правописание ЖИ-ШИ. | 1 | |||
108 | Правописание ЧА-ЩА. | 1 | |||
109 | Правописание ЧУ-ЩУ. | 1 | |||
110 | Правописание ЧН-ЧК. | 1 | |||
111 | Письмо слов с ь. | 1 | |||
112 | Письмо слов с ь. | 1 | |||
113-114 | Оформление предложений на письме. | 2 | |||
115 | Оценка достижений. | 1 |
Календарно-тематическое планирование по русскому языку. 1 класс.
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Основные виды деятельности обучающихся | |
план | факт | ||||
1 | Знакомство с учебником. Наша речь. | 1 | Высказываться о значении языка и речи в жизни людей, о великом достоянии русского народа — русском языке, проявлять уважение к языкам других народов. Приобретать опыт в различении устной и письменной речи. Оценивать результаты выполненного задания: «Проверь себя» Различать текст и предложение. Подбирать заголовок к тексту. Составлять текст из деформированных предложений. Составлять небольшие тексты по рисунку, на заданную тему, по данному началу и концу. Находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализировать её содержание. Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Выделять предложения из речи. Определять границы предложения в деформированном тексте, выбирать знак препинания в конце предложения. Соблюдать в устной речи интонацию конца предложения. Сравнивать схемы предложений, соотносить схему и предложение. Приобретать опыт в составлении предложения по рисунку и заданной схеме. Различать диалог. Сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи: распределять роли при чтении диалога. Выразительно читать текст по ролям. | ||
2 | Устная и письменная речь. | 1 | |||
3 | Текст и предложение. | 1 | |||
4 | Предложение. | 1 | |||
5 | Диалог. | 1 | |||
6 | Роль слов в речи. Р/р. Составление текста по рисунку и опорным словам. | 1 | |||
7. | Слова – названия предметов, признаков предметов, действий предметов. | 1 | |||
8. | «Вежливые» слова. | 1 | |||
9. | Однозначные и многозначные. Слова, близкие и противоположные по значению. | 1 | |||
10 | Слог как минимальная произносительная единица. | 1 | Различать слово и слог. Наблюдать над слоговой структурой различных слов. Определять количество в слове слогов. Анализировать модели слов, сопоставлять их по количеству слогов и находить слова по данным моделям. Классифицировать слова по количеству в них слогов. Самостоятельно подбирать примеры слов с заданным количеством слогов. | ||
11 | Деление слов на слоги. | 1 | |||
12 | Перенос слов. | 1 | Сравнивать слова по возможности переноса слов с одной строки на другую (крот, улей, зима). Переносить слова по слогам. Развивать творческое воображение, подбирая свои примеры сравнений. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику. Различать в слове гласные звуки по их признакам. Правильно произносить гласные звуки. Работать с форзацем учебника «Чудо-городок звуков» и «Чудо-городок букв», а также с памяткой в учебнике «Гласные звуки и буквы». Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как клён, ёлка, мяч, маяк. Объяснять причины расхождения количества звуков и букв в слове. Анализировать слова с целью выделения в них гласных звуков, одинаковых гласных звуков и др.. Наблюдать над способами пополнения словарного запаса русского языка. Находить незнакомые слова и определять их значение по толковому словарю. Определять на слух парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова. Находить в двусложных словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять. Различать проверочное и проверяемое слова. Писать двусложные слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце, объяснять их правописание | ||
13 | Перенос слов. | 1 | |||
14 | Ударение (общее представление). | 1 | |||
15 | Ударение. | 1 | |||
16 | Звуки и буквы. Р/р. Наблюдение над изобразительными возможностями языка. | 1 | |||
17 | Звуки и буквы. | 1 | |||
18-19 | Русский алфавит или Азбука. | 2 | |||
20 | Гласные звуки и буквы. | 1 | |||
21 | Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове. | 1 | |||
22 | Слова с буквой Э. | 1 | |||
23 | Обозначение безударного гласного на письме. Р/р. Составление развёрнутого ответа на вопрос. | 1 | |||
24 | Особенности проверяемых и проверочных слов. | 1 | |||
25 | Правописание гласных в ударных и безударных слогах. | 1 | |||
26 | Правописание гласных в ударных и безударных слогах. | 1 | |||
27 | Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука. | 1 | |||
28 | Согласные звуки и буквы. | 1 | Различать в слове согласные звуки по их признакам. Наблюдать над образованием согласных звуков и правильно их произносить. Определять согласный звук в слове и вне слова. Различать согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки. | ||
29 | Слова с удвоенными согласными. | 1 | |||
30 | Слова с буквами Й и И. | 1 | |||
31 | Твёрдые и мягкие согласные звуки. | 1 | Различать в слове мягкие и твёрдые, парные и непарные согласные звуки. Работать с графической информацией, анализировать таблицу, получать новые сведения о согласных звуках. Распознавать модели условных обозначений. Определять «работу» букв и, е, ё, ю, ь после согласных в слове. Объяснять, как обозначена на письме твёрдость — мягкость согласного звука. Использовать приёмы осмысленного чтения при работе с текстами. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику. | ||
32 | Парные и непарные по твёрдости и мягкости согласные звуки. | 1 | |||
33 | Парные и непарные по твёрдости и мягкости согласные звуки. | 1 | |||
34 | Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком. | 1 | Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как конь, день, деньки. Объяснять причины расхождения звуков и букв в этих словах. Подбирать примеры слов с мягким знаком (ь). Определять путём наблюдения способы переноса слов с мягким знаком (ь) в середине слова. Накапливать опыт в переносе слов с мягким знаком (паль-цы, паль-то). Обозначать мягкость согласного звука мягким знаком в конце слова и в середине слова перед согласным (день, коньки). Обсуждать (на основе текста) состояние внешнего облика ученика. Восстанавливать текст с нарушенным порядком предложений, определять последовательность повествования с опорой на рисунок, составлять текст из предложений. | ||
35 | Слова со звуком [й] и буквой Й. | 1 | |||
36 | Восстановление текста с нарушенным порядком предложений. Р/р. | 1 | |||
37 | Глухие и звонкие согласные звуки. | 1 | Определять на слух парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова. Соотносить произношение и написание парного звонкого согласного звука на конце слова. Находить в двусложных словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять. Различать проверочное и проверяемое слова. Создавать собственную иллюстративную и текстовую информацию о любимой сказке. Участвовать в её презентации. | ||
38 | Парные глухие и звонкие согласные звуки. | 1 | |||
39 | Обозначение парных глухих и звонких звуков на конце слова. Работа с текстом. | 1 | |||
40 | Правописание парных согласных звуков на конце слова. | 1 | |||
41 | Правописание парных согласных звуков на конце слова. | 1 | |||
42 | Шипящие согласные звуки. (комбинированный) | 1 | Различать шипящие согласные звуки в слове и вне слова. Дифференцировать непарные мягкие и непарные твёрдые согласные звуки. Правильно произносить шипящие согласные звуки. Работать со страничками для любознательных: знакомство с происхождением названий «шипящие звуки», с этимологией слова «карандаш». Создавать собственную иллюстративную и текстовую информацию о любимой сказке, участвовать в её презентации. | ||
43 | Буквосочетания чк, чн, чт. Р/р. Наблюдение над изобразительными возможностями языка. | 1 | Находить в словах сочетания чк, чн, чт, подбирать примеры слов с такими сочетаниями. Произносить слова с сочетаниями чн, чт (чтобы, скучно и др.) в соответствии с нормами литературного произношения и оценивать с этой точки зрения произнесённое слово. Писать слова с сочетаниями чк, чн, чт. Наблюдать над образностью слова (олицетворением), когда неодушевлённый предмет наделяется свойствами одушевлённого. | ||
44 | Буквосочетания чк, чн, чт. | 1 | |||
45 | Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу. Р/р. Воспроизведение по памяти содержания русской народной сказки «Лиса и Журавль». | 1 | Соотносить произношение ударных гласных в сочетаниях жи—ши, ча—ща, чу—щу и их обозначение буквами. Находить в словах сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу, подбирать примеры слов с такими сочетаниями. Работать со страничкой для любознательных. Знакомство со значением шипящих звуков [ж] и [ш] в древнерусском и современном русском языке. | ||
46 | Правописание гласных после шипящих в сочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу. | 1 | |||
47 | Заглавная буква в словах. | 1 | Анализировать таблицу с целью поиска сведений об именах собственных. Знакомство с происхождением названий некоторых русских городов. Находить информацию о названии своего города или посёлка (в процессе беседы со взрослыми). Писать имена собственные с заглавной буквы, объяснять их написание. | ||
48 | Заглавная буква в словах. Р/р. Составление рассказа по рисунку. | 1 | |||
49 | Заглавная буква в словах. | 1 | Создавать собственную иллюстративную и текстовую информацию о любимой сказке. Участвовать в её презентации. | ||
50 | Повторение и обобщение изученного материала. | 1 | Составлять ответы на вопросы, составлять рассказ по рисунку. Использовать в общении правила и принятые нормы вежливого обращения друг к другу по имени, по имени и отчеству. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 3 класс (Канакина В.П.)
представлена рабочая программа по русскому языку (Канакина) в 3 классе в полном соответствии с требованиями ФГОС 2004г...
Рабочая программа по русскому языку 2 класс Канакина "Школа России" ФГОС
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС к учебнику В.П. Канакиной "Русский язык 2 класс". Тематическое планирование составлено в соответствии с УУД....
Рабочая программа по русскому языку 4 класс Канакина "Школа России" (для надомного обучения)
Данное планирование предназначено для педагогов, который ведут курс надомного обучения. Количество часов учитывает увеличение нагрузки до +5 часов. В программе даны базовые понятия, рассматриваемые на...
Рабочая программа по русскому языку 4 класс Канакина "Школа России" (для надомного обучения)
Данное планирование предназначено для педагогов, который ведут курс надомного обучения. Количество часов учитывает увеличение нагрузки до +5 часов. В программе даны базовые понятия, рассматриваемые на...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс. Канакина.
Рабочая программа по Русскому языку разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи...
Рабочая программа по русскому языку 4 класс Канакина В.П.
Рабочая программа по русскому яыку 4 класс. Программа "Школа России"...