Русский язык 2 класс
план-конспект занятия (русский язык, 2 класс) по теме

конспект и презентация  к уроку:  Фразеологизм. Фразеологизм и слово 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon frazeologizm_i_slovo.doc38 КБ
Office presentation icon frazeologizm.ppt383 КБ

Предварительный просмотр:

Тема  урока: Фразеологизм. Фразеологизм и слово.

Цель  урока: познакомить с фразеологизмами  и объяснить, что смысл имеет  всё  выражение в  целом, что фразеологизм - устойчивое  сочетание  слов

Задачи  урока:

образовательная — выяснить  уровень усвоения учащимися  изученного материала, проверить их  умение  применять знания к конкретным заданиям.

развивающая — развить мышление, память, внимание, творческое воображение, развить познавательный  интерес;

воспитательная — воспитать  коммуникативные  качества  для рациональной и продуктивной работы.

Оборудование урока:

  • компьютер с операционной системой MS Windows;
  • мультимедийный проектор, экран;
  • электронная версия урока — презентация, подготовленная в PowerPoint;
  • учебник по русскому языку С.В. Иванов, А.О. Евдокимова и др. – М.: «Вента-Граф»,2006
  • доска;
  • мел.

Ход  урока

  1. Организационный момент.

 У.:   Я тетрадь  свою  открою                  Сяду  прямо  не  согнусь

        И  наклонно  положу.                       За  работу  я  возьмусь

       (Записали дату.) (Слайд 1)

II.Чистописание  

   У.:  Верещунья, белобока,

          И зовут  её …(Сорока) (слайд 2;3)

   У.:  Ребята, назовите первый звук. Дайте его характеристику (согласный, твёрдый, глухой, парный - (с / з). Придумайте слова, в которых звук              в начале слова (Света, Саша, сорока ...)

в середине (песня, паспорт, трасса …)

в конце (час, кросс, лес…)

У.: А теперь пропишем в тетради буквы Сс. Напишем слово сорока. Поставим ударение, подчеркнём безударную гласную и запомним.(слайд 4)

У.: Напишем словарный диктант. (слайд 5)

III. Работа над новым материалом.

У.: Ребята,  посмотрите  на экран. Вы видите запись  темы  урока: Фразеологизм. Фразеологизм и слово.   (слайд 6)

У.: Цель моя на этом уроке познакомить вас с фразеологизмами и объяснить, что смысл имеет  всё  выражение в  целом. Прежде, чем узнать, что такое фразеологизмы, я предлагаю вам прочитать текст:  (слайд 7)

 У.: Ребята, как вы думайте, почему Светлана не увидела лета? (ответы  учащихся)

У.: Запишите  выражение -  оглянуться не  успеешь  в  тетрадь. Подумайте, что оно означает. Можно ли его заменить одним словом? Каким?(ответ детей)  Давайте придумаем  предложение с этим словом. (Слайд 8)

У.: В  русском языке кроме слов с  самостоятельными значениями, из которых мы составляем в речи сочетания слов и предложения, есть ещё и устойчивые  сочетания  слов – фразеологизмы. В устойчивых сочетаниях (фразеологизмах) слова теряют своё самостоятельное значение. Смысл имеет всё выражение в целом. Так,  значение слов - снег, голова  вам известны. Но во фразеологизме  как снег на голову  значение  имеет всё выражение, а не отдельные слова. Есть специальный фразеологический словарь, в котором вы можете узнать значение не известных  фразеологизмов.

У.:  Наше выражение  и  есть  устойчивое  сочетание слов (слайд 9). 

У.: А теперь  давайте  заглянем в рубрику «Тайны языка» (знакомит с определением (слайд 10)), а также  сделаем «Путешествие в прошлое» (рассказ о том из какого языка  мы заимствовали слово фразеологизм (слайд11)).

У.: А теперь ребята, мы отдохнём  и  проведём  физкультминутку.  

Встаньте, пожалуйста, возле своих парт и повторяйте движения за мной. 

Поднимайте  плечики,

Прыгайте,  кузнечики,

Прыг-скок, прыг-скок,

Сели, травушку  покушаем,

Тишину  послушаем,

Тише, тише, высоко,

Прыгай  на  носках  легко.

У.: Молодцы ребята! Отдохнули? (Да).  Садимся за свои парты. И продолжим урок с новыми силами.

У.: Посмотрим на экран (слайд 12). Прочитайте устойчивые сочетания слов (фразеологизмы). Знакомы ли они вам? (Ответы детей (да, нет)). Выполним упражнение 1. Предложение записать в тетрадь.

IV. Закрепление изученного материала.

У.: А теперь ребята перейдём к компьютерам. Выполним мини-тест. Вам даны фразеологизмы и их значения, вы читаете фразеологизмы  и находите к ним  правильное значение.

V. Итог урока. (Что нового узнали на уроке? Что вам понравилось? Кто доволен своей работай?)

VI. У.: Ребята, я хотела бы задать вам провокационный вопрос. Любите отгадывать ребусы?  Посмотрите  на  экран  (слайд 19). Отгадаете ребус–    молодцы! Отгадали верно - здесь записано д/з (домашнее задание) (упр.4, стр.95)

Всем  спасибо! Урок окончен! 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тематическое планирование по русскому языку2 класс по учебнику Рамзаева

планирование содержит основные требования к уровню обученности учащихся...

Предмет: Русский язык. Класс: 2-й класс. Тип урока: урок развития умений и навыков.

Образовательные: формировать представления о лексическом значении слова как об обязательном значении любого слова в языке; о том, что слова могут сочетаться или не сочетаться друг с другом.Формировать...

Технологическая карта урока. Правописание слов разделительным мягким знаком.русский язык, учебник В.П. Канакина, В.Г.Горецкий "Русский.2 класс". 2 часть. 2 класс, УМК «Школа России»

Технологическая карта урока. Правописание слов разделительным мягким  знаком.русский язык, учебник В.П. Канакина, В.Г.Горецкий "Русский.2 класс". 2 часть. 2 класс, УМК «Школа Росс...

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Предмет: Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: Падежные окончания имён существительных 2-го склонения.

Цель урока:  отрабатывать умение распознавать имена существитель­ные 1 -го и 2-го склонения, познакомить с системой окончаний имён существительных 2-го склонения....