Внеурочная деятельность по русскому языку 4 класс "Занимательный русский язык2
методическая разработка по русскому языку (4 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с.Бельск
РАССМОТРЕНО: На заседании педагогического совета Протокол №___от __________2020 года Приказ №____ от ___________2020 года | УТВЕРЖДЕНО: Директор МКОУ СОШ с.Бельск _______С.Б.Толстикова |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Занимательный русский язык»
(Общеинтеллектуальное направление)
Уровень образования: начальное общее образование
Возраст обучающихся 9-11 лет
Срок реализации (количество часов) 1 год (34 часа)
Разработана:
Козловой Кристиной Васильевной,
учителем начальных классов
2020г.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательный русский язык» (Общеинтеллектуальное направление) составлена на основе: примерной рабочей программы. Предметной линии учебников системы «Школа России» авторов В.П. Канакиной, В.Г.Горецкого.1-4 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.П.Канакина и др.-4-е изд-М.:Просвещение,2020.
Личностные и Метапредметные результаты освоения
курса внеурочной деятельности.
Личностные результаты
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Содержание курса
Тема 1. Сказочное царство слов. (1ч.)
Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Конкурс на знание пословиц и поговорок.
Тема 2-3. Путешествие в страну слов. (2ч.)
Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Слова- братья». Составление тематического словаря о грибах. Игра «Эстафета». Разгадывание загадок. Работа с рассказом Н. Надеждиной «Снежные слова». Игра «Найди лишнее слово»
Тема 4-5. Чудесные превращения слов. (2 ч.)
Дается представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы. Игра «Найди заблудившуюся букву». Игра «Грустные превращения». Шарады. Рассказ –загадка.
Тема 6-7. В гостях у слов родственников. (2ч.)
Знакомство с разными группами родственных слов. Подбор родственных слов с заданным корнем. Закрепление знаний отличительных признаках слов – родственников. Работа над стихотворением «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлов. Выбор из стихотворений слов- родственников.
Тема 8-9. Добрые слова (2ч.)
Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами». Работа со стихотворением В. Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы здороваться?». Работа с текстами на данную тему.
Тема 10. Экскурсия в прошлое (1 ч.)
Знакомство со словами- историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов. Творческая работа. Объяснение устаревших слов.
Тема 11-12. Новые слова в русском языке. (2ч.)
Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в русском языке. Нахождение неологизмов в текстах. Игра «Угадай-ка».
Тема 13. Встреча с зарубежными друзьями. (1ч.)
Знакомство с заимствованными словами. Рассказ «Откуда пришли слова- пришельцы». Работа над стихотворением С. Я. Маршака. Признаки слов – пришельцев. Игра «Шесть и шесть».
Тема 14-15. Синонимы в русском языке (2ч.)
Знакомство со словами- синонимами. Работа над стихотворением А. Барто «Игра в слова». Беседа «Что обозначают слова- синонимы». Нахождение слов-синонимов в тексте.
Тема 16. Слова- антонимы (1ч.)
Знакомство со словами – антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке. Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Работа над стихотворением В. Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные слова». Работа над подбором слов- антонимов. Рассказ учителя о роли антонимов в русском языке.
Тема17. Слова- омонимы (1ч.)
Омонимы в русском языке и их роль. Работа над рассказом И. Туричина «Есть». Игра «Докажите…». Чтение рассказа Н. Сладкова «Овсянка».
Тема 18. Крылатые слова (1ч.)
Беседа о значении «крылатых выражений» в русском языке. Подбор «крылатых выражений» в названиях текста. Работа с выражениями, употребляемыми в переносном значении и их смысла. Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха, ни пера».
Тема 19-20. В королевстве ошибок. (2ч.)
Игра «Исправь ошибки». Работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки. Игра «Произноси правильно». Инсценировка П. Реброва «Кто прав?».
Тема 21-22. В стране Сочинителей. (2ч.)
Беседа о рифмах. Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле.
Тема 23-24. Искусство красноречия. ( 2ч.)
Знакомство с понятием «красноречие». Чтение образцовых текстов и их анализ. Пересказы. Собственные упражнения в создании разных речей.
Тема 25. Праздник творчества и игры. (1ч.)
Творческие задания для формирования орфографической зоркости. Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса к русскому языку. Интеллектуальная игра «Умники и умницы».
Тема 26-27. Трудные слова. (2ч.)
Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполнение упражнений для запоминания правописания слов. Работа над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества.
Работа с распознаванием «опасных мест» в словах. Выборочный диктант. Сказка о словарных словах. Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов.
Тема 28-29. Анаграммы и метаграммы. (2ч.)
Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм, с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы. Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами (Милан- налим, актер- терка).
Тема 30-31. Шарады и логогрифы (2ч.)
Знакомство с происхождением шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование слов- ответов.
Тема32. Откуда пришли наши имена. (1ч.)
Знакомство с происхождением имен. Творческая работа «Нарисуй свое имя». Дидактическая игра «Составь имя».
Тема 33. Занимательное словообразование (1ч.)
Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Шарады.
Тема 34. КВН по русскому языку. (1ч.)
Командное соревнование на проверку знаний по русскому языку.
Формы организации учебных занятий:
- индивидуально- групповые;
- индивидуальные;
- работа в парах;
- фронтальная работа.
Виды учебной деятельности:
- диалог;
- круглый стол;
- беседа;
- игра.
Приложение 1
Тематическое планирование по программе «Занимательный русский язык»
Сквозная нумерация | № п\п Внутри темы | Темы учебного занятия |
1 | 1 | Сказочное царство слов. |
2 | 2 | Путешествие в страну Слов. |
3 | 3 | Путешествие в страну Слов. |
4 | 4 | Чудесные превращения слов. |
5 | 5 | Чудесные превращения слов |
6 | 6 | В гостях у слов- родственников. |
7 | 7 | В гостях у слов- родственников. |
8 | 8 | Добрые слова. |
9 | 9 | Добрые слова |
10 | 10 | Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова. |
11 | 11 | Новые слова в русском языке. |
12 | 12 | Новые слова в русском языке. |
13 | 13 | Встреча с зарубежными друзьями. |
14 | 14 | Синонимы в русском языке. |
15 | 15 | Синонимы в русском языке. |
16 | 16 | Слова- антонимы. |
17 | 17 | Слова- омонимы. |
18 | 18 | Крылатые слова. |
19 | 19 | В королевстве ошибок |
20 | 20 | В королевстве ошибок |
21 | 21 | В стране Сочинителей. |
22 | 22 | В стране Сочинителей. |
23 | 23 | Искусство красноречия. |
24 | 24 | Искусство красноречия. |
25 | 25 | Праздник творчества и игры. |
26 | 26 | Трудные слова. |
27 | 27 | Трудные слова. |
28 | 28 | Анаграммы и метаграммы |
29 | 29 | Анаграммы и метаграммы |
30 | 30 | Шарады и логогрифы. |
31 | 31 | Шарады и логогрифы |
32 | 32 | Откуда пришли наши имена. |
33 | 33 | Занимательное словообразование. |
34 | 34 | КВН по русскому языку. |
Согласовано:
Заместитель директора по ВР
__________/О.А.Бедушвиль/
___________2020г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности в начальной школе по русскому языку "Тайны русского языка».
Программа кружка «Тайны русского языка» составлена для работы с младшими школьниками. Программа составлена на 4 года. Содержание курса данной программы способствует развитию самостоятельнос...
Программа по внеурочной деятельности "Грамоте учиться - всегда пригодится" (Русский язык) 2 класс
Программу «Грамоте учиться- всегда пригодится» можно использовать как для дополнительных занятий по русскому языку, так и на уроках русского языка (отдельные зад...
Программа по внеурочной деятельности "Грамоте учиться - всегда пригодится" (Русский язык) 2 класс
Программу «Грамоте учиться- всегда пригодится» можно использовать как для дополнительных занятий по русскому языку, так и на уроках русского языка (отдельные зад...
Программа по внеурочной деятельности "Грамоте учиться - всегда пригодится" (Русский язык) 2 класс
Программа «Грамоте учиться – всегда пригодится» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного разв...
Интеграция урочной и внеурочной деятельности «Знатоки имени существительного» (ИКТ, русского языка, литературного чтения, польского языка)
Образовательная система "Школа 2100", русский язык...
Рабочая программа внеурочной деятельности для 3 класса «Тайны русского языка»
Факультативный курс «Тайны русского языка» (Лексика и фразеология) для 3 класса является закономерным продолжением и дополнением уроков русского языка. Учащиеся получают более подробную информацию о л...
Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Тайны русского языка» для 1 – 4 классов
Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Тайны русского языка» для 1 – 4 классов...