Методическая разработка на конкурс "Лучший урок письма"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Тема: "Письмо ветерану" - 70 лет - 23 августа 1943 года - день окончания Курской битвы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pismo_veteranu.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  "Письмо ветерану".

Цель: Научить учащихся писать письма; развивать навыки культурной  письменной и устной речи.

Задачи:

  • Развивать умение правильного написания письма, интереса к эпистолярному жанру, обогащение словарного запаса учащихся.
  • Воспитывать культуру речи, уважительное отношение к старшему поколению, гордость за свой народ.

Оборудование: бумага для письма, конверты, таблица со схемой текстов писем, выставка рисунков учащихся на тему: «Победа деда – моя Победа».

ХОД УРОКА

I. Орг. момент

II. Вступительное слово учителя

2013год в Российской Федерации объявлен Годом  охраны окружающей среды. И вот в этот знаменательный год отмечается ещё одна очень важная дата 23 августа - 70-летие окончания Курской битвы

Спустя полвека, как там не считалось,
Мы не признать сегодня не вольны:
Под Прохоровкой, здесь она решалась-
Судьба народной праведной войны.
Вся наша боль, всё наше унижение,
Всё, что стерпеть пришлось нам от врага,
Нашли ответ в мучительном сражении
С крутым названием - Курская дуга...
Да, здесь в июле в русском поле чистом,
Где каждый миг рвал чей-то жизни нить,
Красноармеец показал фашисту,
Как он умеет Родину любить.
И словно ветерком подуло,
Хоть был еще к Победе долог путь,
Когда дуга врагу хребет согнула,
Да так, что было уж не разогнуть.
                                             Вадим Корнеев

Война зловещее слово. Поросли травой окопы, поседели и состарились герои Великой Отечественной войны. Все меньше и меньше остается ветеранов, а сколько еще загадок, сколько невыясненных вопросов.

В нашей исторической науке тема Великой Отечественной войны занимает особое место. В стране и за рубежом существует большое количество изданий, посвященных  Великой Отечественной войне.

Однако накануне великой даты, 70- летия победы советских войск на Курской дуге, хочется обратиться к этим событиям еще раз; поработать в архивах, открыть для себя что-то новое, мало мученное и освященное.

III. Презентация (см. приложение)

– А сейчас, ребята, посмотрите на экран. Я вам расскажу об оккупации и  свидетельствах  очевидцев. (см. приложение)

IV. Слово учителя

– Ребята, вы прослушали о свидетельствах очевидцев страшной жестокой войны.
– А каково было солдатам на фронте?
– Эти мужественные люди отстояли Великую Победу над фашистской Германией, пройдя через огонь и воду, испытывая неимоверные трудности и тяготы военного времени. Да, много погибло людей в этой страшной войне, около 25 миллионов человеческих жизней она унесла только в нашей стране. Честь и слава погибшим воинам! ( Минута молчания).
– Среди нас живут ветераны Великой Отечественной войны. Только осталось их совсем немного.

V. Объявление темы урока

– И сегодня на уроке мы напишем «Письмо ветерану» – к 70-летию окончания Курской битвы.

VI. Работа по теме

1. Приветствие.
С чего начинается письмо?
(С приветствия)
С каким приветствием можно обратиться к ветерану?
(Ответы обучающихся вносятся в таблицу).
2. Вступительное слово.
Начинается со слов благодарности.
3. Основная мысль письма.
Высказываются свои мысли о том, что вас побудило написать письмо:
– прочитанная книга о ВОВ;
– просмотренная передача по ТВ;
– рассказ человека прошедшего и пережившего войну;
– услышанный рассказ сегодня на уроке.
4. Пожелания.
Что можно пожелать ветерану?
5. Заключительное слово.
Какие слова говорят на прощание?

На доске план письма в таблице.

План.

Возможные варианты:

1. Приветствие

1. Дорогой ветеран!
2. Здравствуй, Солдат Победы!
3. Уважаемый ветеран Великой Отечественной войны!
Пишет вам ученик (ца) 3 класса ГБОУ СОШ пос. Новый Кутулук

2. Вступительное
слово

1. Примите слова благодарности…
2. Я вам благодарен за то, что…
3. Благодарю вас за то, что…

3. Основная мысль

Что помогло вам пройти через ужасы страшной войны и победить?
1. Ваше мужество не позволило вам отступать, и вы победили всех врагов.
2. Беззаветная любовь к родной земле.
3. Чувство ответственности за все грядущие поколения.

4. Пожелания

1. Чтобы ваше сердце всегда оставалось молодым.
2. Семья для вас была крепкой опорой.
3. Долгой жизни и здоровья.

5.Заключительное
слово

1. До свидания.
2. До встречи.
3. Низко кланяюсь.

VII. Самостоятельная работа учащихся 

Написание сочинения «Письмо ветерану».

VIII. Итог урока

– Ребята, кому из вас нравится получать письма? (Ответы учащихся)
Пишите письма! Ведь искусство написания писем ценилось нашими предками, как бесценный дар. Сейчас во время телефонов, сотовой связи и электронной почты составление писем для дружеской переписки или общения с родными перестало подчиняться жёстким требованиям. Но как приятно получить весточку от родных или близких тебе людей. Письмом вы оказываете внимание и любовь.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Оккупация. Свидетельства  очевидцев.

Kursk 1942

Немецкий офицер на Красной площади в Курске, рассматривает тумбу с объявлениями и указателями.

Из показаний жителей города Льгова (Курская область) А. П. и А. Н. Редькиных:

«15 января 1942 года за городом в логу среди бела дня расстреляны активисты Советской власти Титова Наталья Григорьевна, Ионин Александр Евгеньевич - фельдшер, Прокофьев Иван Андреевич, Мухин Андрей Ильич - фельдшер, Ракомин Роман Пименович, Жуков Алексей, Каплин Василий Лазаревич. Расстрелянных немцы не разрешали хоронить в течение трех месяцев с целью устрашения мирных жителей». Из докладной Обкома ВКП(б):«…В селе Б.Угоны за невыход на работу были расстреляны рабочие завода Звягинцев и Дорохов. Трупы расстрелянных немцы повесили на столбах и прикрепили надписи: «За невыход на работу».

9 января 1942 года на одиннадцатом километре железной дороги Льгов-Готня была окружена и уничтожена группа партизан. А вместе с ними и семья путевого обходчика, жившего в соседнем доме, Ромашева - его жена Татьяна Ефимовна, дети – Вера - 11 лет, Валя - 9 лет, Ваня - 7лет, Нина - 5 лет

Показаний много, но в большинстве отмечается, что не так страшны были немцы, они ведь не знали людей, русского языка, местной обстановки. Страшны были свои - русские, пошедшие на службу к оккупантам, именно они разыскивали активистов, да и просто чем-то их обидевших в прошлом, нередко сдавали оккупантам соседей, чтобы завладеть их домом и имуществом, пытали, принимали самое непосредственное участие в казнях. Очевидцы также сообщают, что в Льгове расположились венгерские войска, и мадьяры были гораздо хуже немцев.

Из воспоминаний жителей улицы Советской. (г. Курск)

ok 2

Немецкие солдаты, расквартированные в домах жителей Курска.

«На нашей улице жило много немцев, особенно танкистов, много было и офицеров. Часто в небе над Курском можно было наблюдать воздушные бои между нашими и немецкими истребителями, жители улицы выходили и смотрели вместе с немцами на эти воздушные поединки и когда сбивали наш самолёт, немцы прыгали и кричали ура от радости, когда же сбивали немецкого аса, радовались и целовались наши…»

Из воспоминаний жителей улицы Белая Гора (сейчас ул. им. Петра Минакова).

«Недалеко от нас на ул. Пионеров в бывшем роддоме немцы устроили госпиталь для своих солдат. Дети бегали туда и стояли внизу под окнами, в надежде, что раненые немецкие солдаты угостят их хлебом. Часто немцы кидали детям из окон хлеб, но иногда и дразнили голодных ребятишек, у всех на виду намазывая маслом бутерброд…»

Из воспоминаний Надежды Григорьевны Астаховой проживавшей на улице Белая Гора.

«Я жила в доме №36 с 3-х летней дочкой, муж был на фронте, у нас стояли на квартире три немца, офицеры. Была у меня одна курица, которая несла яйца и хоть как-то можно было подкармливать ребёнка. Однажды немцы напились пьяные и из пистолета застрелили эту курицу и сварили из неё суп. Когда я это увидела, взяла эту курицу за ноги и ударила ею немца по морде, вот так была возмущена произошедшим. Немцы ничего мне не сделали, успокоились и пошли спать. На утро они очень извинялись, а вечером натащили в дом хлеба, консервов, угощали шоколадом. И вообще если бы не немцы я не знаю, чтобы мы ели тогда. А вот когда Курск освободили и снабжение мирных жителей улучшилось, к нам иногда приходили пленные немцы, которые были заняты на восстановление народного хозяйства города, и тогда приходилось их подкармливать. Что поделаешь люди же, вот так и жили…»

ok 4

Курск. Немецкие военнослужащие у кинотеатра им. Щепкина.

За время оккупации две тысячи курян немцы расстреляли в Щетинке, десять угнали в  Германию, еще столько же умерло от эпидемий и голода, не считая советских военнопленных в лагерях рядом с Курском.

Немцы, уходя из Курска, сожгли или взорвали все большие дома. Здания мединститута и пединститута, собор, цирк, дом офицеров, все школы города, все многоэтажные жилые дома, театр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок на Республиканский конкурс "Лучший урок с использованием ИКТ"

На данном уроке идет знакомство с буквосочетаниями ЧА, ЩА.  Дети формируют умение соблюдать изученные нормы орфографии, видеть «опасные» места в словах, изученные орфограммы. Используются р...

Районный конкурс «Лучший урок письма - 2015» Методическая разработка

Тема урока.   «Письмо»Цели:1.Ознакомить уч-ся с особенностями эпистолярного жанра, с видами писем, с правилами написания письма и заполнения конверта.2.Развитие навыков самостоятельной позна...

Методическая разработка ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ (ПИСЬМО) ТЕМА: ЗАГЛАВНАЯ И СТРОЧНАЯ БУКВА Г,г.

Методическая разработка ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ (ПИСЬМО) ТЕМА:  ЗАГЛАВНАЯ И СТРОЧНАЯ БУКВА Г,г....

Методическая разработка "Технологическая карта урока русского языка "Письмо слов с сочетаниями ща, щу"

Методическая разработка "Технологическая карта урока русского языка "Письмо слов с сочетаниями ща, щу"...

Методическая разработка «Моё лучшее внеурочное занятие по шахматам»

Не секрет, что обучение игре в шахматы положительно влияет на совершенствование у детей многих психических процессов (восприятие, внимание, воображение, память, мышление). Их необходимо развивать с са...