КВН по русскому языку
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему
КВН по русскому языку «Занимательная грамматика»
Цель: формирование интереса у обучающихся к русскому языку посредством игрового и занимательного материала.
Задачи:
обучающая: создать условия для развития навыков выполнения нестандартных заданий; формирования и обогащения словарного запаса обучающихся;
развивающая: развивать внимание, логическое мышление, познавательный интерес к русскому языку;
воспитывающая: способствовать воспитанию культуры общения, умения работать коллективно.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, карточки с заданиями, чистые листочки, смайлики, сладкие призы, грамоты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kvn_po_russkomu_yazyku.rar | 464.46 КБ |
Предварительный просмотр:
КВН по русскому языку «Занимательная грамматика»
Цель: формирование интереса у обучающихся к русскому языку посредством игрового и занимательного материала.
Задачи:
обучающая: создать условия для развития навыков выполнения нестандартных заданий; формирования и обогащения словарного запаса обучающихся;
развивающая: развивать внимание, логическое мышление, познавательный интерес к русскому языку;
воспитывающая: способствовать воспитанию культуры общения, умения работать коллективно.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, карточки с заданиями, чистые листочки, смайлики, сладкие призы, грамоты.
Подготовительная работа: до начала занятия учащиеся класса делятся на три команды, выбирают капитана. Каждая команда садится вокруг стола. Можно пригласить в качестве болельщиков учащихся из другого класса. Заранее выбираются члены жюри. Для всех участников КВН готовятся сладкие призы, для команд – смайлики,грамоты.
Здравствуйте, дорогие гости и участники нашего праздника. Мы рады приветствовать на конкурсе знатоков русского языка. С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребёнок ещё не научился говорить как следует, а слух его ловит уже слова бабушкиных сказок, колыбельные песни мамы. Так всю жизнь, до глубокой старости, человек находится в мире языка. Без языка невозможно развитие ни науки, ни техники, ни ремёсел. Поэтому ребята изучайте и любите свой родной русский язык.
Учим наизусть и говорим хором: Мы будем помнить каждый миг
Наш лучший друг – родной язык.
Невозможно стать культурным
Без родной литературы.
Итак, главный гость сегодня – его величество русский язык. Могуч и прекрасен русский язык.
Александр Сергеевич Пушкин с благоговением относился к русскому языку. По его мнению «русский язык – это выразительный и звучный язык, гибкий и мощный в своих оборотах и средствах, переимчивый и общежительный в своих отношениях к чужим языкам». Ему свойственны «величавая плавность, яркость, простота и гармоническая точность» (Слайд 1)
- Назовите по иллюстрациям сказки А.С. Пушкина.
-Сегодня мы отправимся в волшебную страну, а как она называется, вы узнаете, когда разгадаете ребус. (Слайд 2)
грам мат и кА.
1. Представление команд.
Каждая команда представляет своё название в виде стихов или загадок.(Команды «Существительное», «Прилагательное», «Глагол»)
Знаю я теперь отныне-
Есть одно такое имя -
Назовет любой предмет
И на все нам даст ответ.
Это главная часть речи,
Обозначает все на свете,
Без нее никак нельзя.
Существительным ура!
Художницу нашу знает весь свет.
Раскрасит художница всякий предмет,
Ответит всегда на вопросы такие:
Какой? Какое? Какая? Какие?
Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду – всё в действие придет.
Летит ракета,
Люди строят здания,
Цветут сады
И хлеб в полях растет.
2. Игра «Найди лишнее» (Слайд 3)
Условия: каждой команде называется по 5 предметов, игроки должны объяснить, почему одно слово является лишним.
1 команде
- Существительное, прилагательное, глагол, союз.
- Дождь, снег, град, луна.
- Земля, серая, жёлтая, зелёная.
- Увидеть, покрасить, краска, добежать.
- Белый, белизна, белеет, белка.
2 команде
- Тетрадь, книга, дневник, самолёт.
- Пароход, тепловоз, землетрясение, экипаж.
- Касса, маска, тонна, килограмм.
- Вкусный, интересный, искусный, грустный.
3 команде
- Робкий, сладкий, яркий, мягкий.
- заяц, сова, лиса, ворон.
- Заячьи, сучья, большой, колья.
- Местность, лестница, безопасность, участник.
-Молодцы, вспомнили орфограммы. Придумайте команде противника «цепочку» из четырёх слов, чтобы одно являлось «лишним».
3. Игра «Намёки» (Слайд 4)
По рисункам предметов вам нужно угадать крылатые выражения, фразеологизмы.
Как гром среди ясного неба (неожиданно, внезапно).
Знает кошка, чьё мясо съела (о тех, кто виноват и чувствует свою вину).
Словно чёрная кошка пробежала (о ссоре, размолвке).
Тянуть кота за хвост (медлить, делать что-либо медленно и нудно).
Ловить мух (бесполезно тратить время).
Убивать двух зайцев (выполнять одновременно два дела).
Искры из глаз посыпались (у кого-то зарябило в глазах после сильного удара).
4. Игра «Собери слово из двух слов». (Слайд 5)
Слово в скобках в верхнем ряду образовано из двух рядом стоящих. Нужно понять закономерность словообразования и по аналогии составить новое слово.
- Слава (сапог) порог
- плешь _________________надел (пенал)
- урон (круг) горка
- нить_____________________аорта (тина)
- конверт (балкон) булка
- манера_________________кирка (карман)
- рис (срок) кров
- рак__________________клин (клик)
5.Игра «Умеем ли мы слушать друг друга»
Каждая команда составляет рассказ из пяти предложений на темы: весна, зима, лето, осень.
Каждый должен произнести по одной фразе. Первый участник называет предложение. Второй называет первое предложение и своё. Третий повторяет два предложения и своё и т.д.
6. Конкурс «Составь слова» (Слайд 6)
Перед вами набор букв, вы должны составить из них слова, не пропуская и не добавляя ни одной буквы. Слова могут быть только существительными.
Кибку______________кубик
Лвосыо____________волосы
Таислв____________листва
Кытав_____________тыква
Китпа___________тапки
Набкло____________балкон
Фенотел_______________телефон
Прокода____________подарок
Нокефат______________конфета
Ижаккн____________книжка
7. Конкурс « Слова спрятались» (Слайд 7)
Среди буквенного текста имеются слова. Найдите эти слова.
Амкеюмячлдрпгншзтеатролсваусобакажшвенкрогмебелькотърапекусиьпбукваипкрвеусолнцестулравноьитсчфильминрадшекуитснегголовапремчыцтпекмолодеципраебтю.
8. Игра «Вертолина» для болельщиков. (Слайд 8)
- Сейчас, уважаемые болельщики, вы можете помочь своей команде заработать дополнительные очки. Вы видите круг, на нём написано 6 букв. Составляем слова – существительные. Читать разрешается в разных направлениях; буквы читать обязательно подряд.
Д,о,к,о,с,а (сад, сок, осадок, оса, док, коса, садок, ода, ад, око, код).
9. Игра «Вставь недостающее слово» (Слайд 9)
В каждом примере надо подобрать такое слово - прилагательное, которое подходило сразу бы к двум словам – и слева и справа.
Ум (острый) боль
Кровь_______________цветок (красный)
Разговор_______________дождь(затяжной)
Друг__________________шкаф(старый)
Взгляд__________________куст(колючий)
Напиток_________________загар(шоколадный)
Ткань__________________мысль(тонкая)
Душа__________________посуда(чистая)
-Назовите прилагательные с существительными в переносном значении.
10. Игра «Исправь ошибки»
-исправите ошибки, допущенные в тексте. (карточки)
В субботу таня со сваими радителями был в зоопарке. Там очен многа итерестныз жывотных. Слоны, мидведи, волки, кракадилы. А забавнее всех были абезяны. Они прыгали, перелитали с ветки наветку. Дети корили их бананами.. Болшие жолтые слоны громко трубили.Им вответ кричяли попугаи в своих клетках. Тане очен панравилос взооопарке.
11.Конкурс «Школьные шарады"
1.Корень из слова СКАЗКА,
Суффикс, что и в слове ИЗВОЗЧИК,
Приставка в слове РАСХОД,
Окончание в слове ДОМ. (рассказчик)
2. Корень в слове ВЯЗАТЬ,
Приставка в слове ЗАМОЛЧАТЬ,
Суффикс в слове СКАЗКА,
Окончание в слове РЫБА. ( завязка)
12. Итоги конкурса. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество смайликов.
Пока жюри подводит итоги, проверим знания болельщиков. Разгадайте кроссворд.
- Из каких небольших частей состоит слово.
- Знак, который ставится над одной из гласных букв в слове.
- Член предложения, отвечающий на вопрос кто? Что?
- Из этого состоит текст?
- Из них состоит предложение.
- Эта морфема стоит перед корнем.
- С помощью них мы записываем слова.
- Какая морфема находится между корнем и окончанием.
- Что обозначает имя существительное.
- Бывает устная, а бывает письменная.
- Часть речи, обозначающая действие.
- Общая часть всех однокоренных слов.
- С помощью этой морфемы изменяется слово.
- Часть речи, которая пишется раздельно со словами.
- Член предложения, служит для обозначения действия
13. Рефлексия.
- Кого мы сегодня можем похвалить?
-Оцените свою работу и работу своей команды («Я»- как работал, допускал ли ошибки. «Мы» - насколько мне помогали одноклассники, а я им. «Дело» - узнал ли больше?)
Используемая литература:
- Я иду на урок в начальную школу: внеклассная работа: олимпиады и интеллектуальные игры. - М.: Издательство «Первое сентября», 2001.
- Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 3 класс/сост. Е.В. Языканова. –
М. : Издательство «Экзамен», 2013.
- Ж. «Досуг в школе» №1, 2006.
- Фразеологический словарь / сост. Н.В. Томашевская. – М. Эскимо, 2010.
Интернет-ресурсы:
http://www.detskiy-sait.ru/chasti-rechi-v-stixax/
http://images.yandex.ru/yandsearch?text
Сведения об участнике.
1.Косолапова Зинаида Клементьевна
учитель начальных классов МБОУ Пакалёвской СОШ
Тонкинского района
С. Пакали, ул. Школьная, д.24. 43-2-41.
Стаж работы: 27 лет.
Образование: Лукояновское ордена Трудового Красного Знамени педагогическое училище имени А.М. горького по специальности «Преподавание в начальных классах общеобразовательной школы» 1985 г.
Телефон: 9027829023, zinklim_k@mail.ru
2.Внеурочная деятельность по русскому языку: КВН.
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
Пакалёвская средняя общеобразовательная школа
Тонкинского муниципального района
Нижегородской области
с. Пакали, 2013 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.
На уроке учащиеся 1 класса обсуждают значение родного языка для русского народа....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Урок русского языка. Тема: Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». Поэты и писатели о русском языке.
урок русского языка...
Программно-методическое сопровождение по русскому языку (УМК «Перспектива»): «Дидактические карточки для индивидуального опроса по русскому языку для 3-ого класса по учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной «Русский язык»»
Дидактические карточки для индивидуального опроса по русскому языку для учеников 3-его класса...
Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...
Программно-методическое сопровождение по русскому языку (УМК «Перспектива»): «Дидактические задания по русскому языку для 1-ого класса» по учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной «Русский язык»»
Дидактические карточки помогут учителю в ознакомлении с темами по русскому языку в 1 классе....