Рабочие программы по предметам 4 класс
рабочая программа по русскому языку (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
учителя начальных классов
Блохиной Елены Борисовны
к учебному курсу «Русский язык» 4 класс
основное общее образование
2013-2014 учебный год
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса составлена на основе:
- Государственного стандарта основного общего образования по русскому языку;
- Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1 -4). Москва. Просвещение. 2009.
- Рамзаева Т.Г. Русский язык. 1- 4 классы : программа для общеобразовательных учреждений / Т. Г. Рамзаева. – 4-е изд. , стереотип. – М.: Дрофа, 2009.
Преподавание ведется по учебнику:
Русский язык. Рамзаева Т. Г. Москва. Изд-во Дрофа, 2011.
Количество часов в году - 136
Количество часов в неделю: 4
Плановых контрольных диктантов 9 ч.
Изложений 14 ч.
Сочинений 3 ч.
Административных контрольных 2 ч.
Тематические тесты 15, Итоговый тест – 1 .
Методическая литература:
- Учусь работать самостоятельно. Канакина В.П. / Москва, «Новая школа», 2009
- Радость познания в школе. Канакина В.П. / Москва, «Новая школа»,2010
- Уроки русского языка во 2 классе. Под ред. Рыбаковой А.В. Издательство Вако, Москва, 2010.
- Журнал «Начальная школа».
Контрольно-измерительные материалы:
- Тематические и итоговые контрольные работы. Матвеева А.Н./ Москва, «Новая школа», 2011.
- Итоговые тесты по русскому языку за курс начальной школы. Русский язык по программе Т.Г.Рамзаевой. М.: «ЛадКом». 2009.
- Проверочные работы по русскому языку и математике. Тикунова Л.И., Горецкий В.Г. Канакина В.П. Москва, Просвещение 2010
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по русскому языку создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по учебнику 4 класса автора Т. Г.Рамзаевой и направлена на достижение следующих целей:
- формирование специальных умений и навыков по разделам программы;
- развитие речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и чувства языка;
- освоение первоначальных знаний по лексике, фонетике, грамматике русского языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений русского языка;
- овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалогах, составлять несложные монологические высказывания;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
В соответствии с базисным учебным планом программа составлена из расчета 5 часов в неделю, 170 часов в год.
Основными разделами программы являются : «Повторение изученного», «Предложение с однородными членами», «Текст», «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Местоимение», «Глагол», «Повторение изученного за курс 4 класса». Содержание учебного материала имеет внутрипредметную связь. Курс данной программы включает систему грамматических понятий, относящихся к разделу «Морфология», глубже знакомит учащихся с морфологическими признаками разных частей речи, а также с правилами, определяющими написание слов( орфограммы), учит различать части речи, группировать, классифицировать по определенным признакам, производить морфологические разборы частей речи. В программе заложен материал по разделу «Синтаксис», усложняется и синтаксический разбор простых предложений, изучается тема «Однородные члены предложения». Знания и умения по темам формируются постепенно, последовательно и заканчиваются темой «Повторение».
В программе заложено одно из важных дидактических условий, обеспечивающих усвоение знаний и сформированность умений, - систематическая проверка и оценка. Для этого предлагаются различные виды проверок (диктанты, тесты, работа по модульным карточкам, зачеты, сочинения, изложения).
Программа обеспечивает развитие учебной деятельности учащихся, дает возможность учителю переводить деятельность ученика с репродуктивного уровня до творческого, использовать дифференцированный подход к обучению и развитию младшего школьника. Она ориентирована на формирование у ребёнка целостного представления о родном языке, его морфологическом, морфемном и синтаксическом строе, звукобуквенном составе, интонационном и лексическом богатств.
К концу 4 класса
обучающиеся должны знать:
- признаки простого и сложного предложения;
- признаки главных членов предложения ) подлежащего и сказуемого) и второстепенных (без употребления терминов);
- признаки однородных членов предложения;
- лексика – грамматические признаки имён существительных, имён прилагательных, личных местоимений, глаголов;
- признаки 1, 2, 3 –его склонения имён существительных;
- признаки 1 и 2 спряжения глаголов.
Обучающиеся должны различать и сравнивать:
- простое и сложное предложение;
- главные и второстепенные члены предложения;
- лексика – грамматические признаки изученных частей речи;
- типы склонений имён существительных, типы спряжений глаголов.
Обучающиеся должны уметь:
- производить синтаксический разбор предложения;
- расставлять знаки препинания в простом и сложном предложениях, в предложениях с однородными членами;
- устно и письменно составлять предложения, выражающие благодарность, просьбу, извинение, отказ, приглашение, поздравление;
- разбирать по составу имена существительные, имена прилагательные, глаголы неопределённой формы;
- безошибочно и аккуратно списывать и писать под диктовку тексты (75-80 слов) с изученными орфограммами в 1-4 классах ( безударные падежные окончания существительных и прилагательных, бездарные личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения и т.д.)
- правильно писать –ться, тся в глаголах, окончания глаголов 2-лица единственного числа, слова с непроверяемыми написаниями.
Использовать приобретённые знания и умения в практической и повседневной деятельности для:
- адекватного восприятия звучащей речи (высказывания взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.)
- работы со словарём (алфавит);
- соблюдение орфоэпических норм;
- создание в устной и письменной форме несложных тестов по интересующей младшего школьника тематике;
- овладение нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения (приветствие, прощание, благодарность, поздравительная открытка, письмо другу).
Критерии оценок:
Контроль за уровнем достижений учащихся по родному языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий.
Диктант
Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Слова на не изученные к данному моменту правила заранее выписываются на доске или проговариваются орфографически. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения.
Тексты контрольных диктантов должны включать орфограммы, определенные «Минимумом начального общего образования», «Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта»: правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных, удвоенных согласных; правописание безударных падежных окончаний имен существительных и прилагательных, безударных личных окончаний глаголов; правописание не с глаголами; правописание сочетаний жи-ши. Ча-ща, чу-щу, чк-чн; употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных; Употребление разделительных ь и ъ, ь после шипящих на конце имен существительных и глаголов.
Количество слов в текстах, предназначенных для контрольных диктантов:
Класс | I-е полугодие | II-е полугодие |
1 класс | - | 15-17 слов |
2 класс | 25-30 слов | 35-45 слов |
3 класс | 45-55 слов | 55-65 слов |
4 класс | 65-70 слов | 75-80 слов |
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
- нарушения правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены, вставки лишних букв в словах;
- неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемым написанием);
- отсутствие изученных знаков препинания в тексте;
- наличие ошибок на изученные правила орфографии.
Недочеты:
- отсутствие знаков препинания в конце предложений, если следующее предложение написано с большой буквы;
- отсутствие красной строки;
- неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и то же правило.
Грамматическое задание
Грамматическое задание есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.
Характеристика цифровой отметки (оценки):
«5» («отлично») – выполнено без ошибок.
«4» («хорошо») – правильно выполнено не менее ¾ заданий.
«3» («удовлетворительно») – правильно выполнено не менее ½ заданий.
«2» («плохо») – правильно выполнено менее ½ заданий.
Словарный диктант
Примерное количество слов для словарных диктантов:
2 класс – 8-10 слов;
3 класс – 10-12 слов;
4 класс – 12-15 слов.
Характеристика цифровой отметки (оценки):
«5» («отлично») – без ошибок.
«4» («хорошо») – 1 ошибка.
«3» («удовлетворительно») – 2-3 ошибки.
«2» («плохо») – 4 и более ошибок.
Контрольное списывание
Контрольное списывание – способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.
Для контрольных списываний предлагаются тексты с пропущенными знаками препинания. Количество слов в текстах списываний и диктантов одинаково.
Характеристика цифровой отметки (оценки):
«5» («отлично») – работа выполнена без ошибок;
«4» («хорошо») – 1-2 исправления или 1 ошибка;
«3» («удовлетворительно») – 2-3 ошибки;
«2» («плохо») – 4 ошибки и более.
Изложение
Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умения организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.
Для изложений предлагаются тексты повествовательного характера с четкой сюжетной линией. Количество слов в текстах на 15-20 больше, чем в диктанте.
При оценке изложения необходимо обратить внимание на полноту передачи основного содержания текста, на наличие пропусков существенных моментов в тексте, на искажения при передаче авторского замысла, на отсутствие главной части повествования.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
- существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения;
- отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте;
- употребление слов в не свойственном им значении (в изложении).
Недочеты:
- отсутствие красной строки;
- незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.
Рекомендуется оценивать изложение одной отметкой – только за содержание. Грамотность проверяется, но не оценивается, так как на начальном этапе формирования навыка связной письменной речи очень важно, чтобы дети сосредоточили все свое внимание на передаче содержания текста и его речевом оформлении.
Характеристика цифровой отметки (оценки):
«5» («отлично») – правильно и последовательно (без пропусков существенных моментов) воспроизведено содержание авторского текста; нет фактических ошибок; правильно построены предложения и употреблены слова (допускается не более одной речевой неточности).
«4» («хорошо») – содержание передано правильно и достаточно точно; в построении предложений и употреблении слов нет существенных недостатков; имеются отдельные фактические и речевые неточности (допускается не более трех речевых недочетов в содержании и построении текста).
«3» («удовлетворительно») – допущено существенное отклонение от авторского текста; допущены нарушения в последовательности изложения мыслей; есть недочеты в построении предложений и употреблении слов (допускается не более пяти речевых недочетов в содержании и построении текста).
«2» («плохо») – допущено существенное искажение авторского текста (упущены важные события, отсутствует главная часть); много фактических неточностей; нарушена последовательность изложения мыслей; имеет место употребление слов в не свойственном им значении; допущено более шести речевых недочетов и ошибок в содержании и построении текста.
Сочинение
«5» («отлично») – логически последовательно раскрыта тема, правильно построены предложения и употреблены слова (допускается не более одной речевой неточности), нет фактических ошибок.
«4» («хорошо») – последовательно раскрыта тема, но имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей; в построении предложений и употреблении слов нет существенных недостатков, имеются отдельные фактические и речевые неточности (допускается не более трех речевых недочетов в содержании и построении текста).
«3» («удовлетворительно») – имеются существенные отступления от темы, есть недочеты в построении предложений и употреблении слов (допускается не более пяти речевых недочетов в содержании и построении текста).
Создание небольшого текста (сочинения) не включается в Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу, поэтому отрицательные отметка за сочинение не выставляется.
Тематическое планирование уроков
№ | Дата | Тема урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки | Вид контроля | ЦОР | |
Повторение изученного в 3 классе (14 часов) | |||||||
1 | Предложение. Виды предложений по интонации. Знаки препинания в предложении. | Повторить знания о типах предложений по цели высказывания, по интонации | Знать типы предложений по цели высказывания и интонации. Уметь расставлять знаки препинания. | ||||
2 | Главные и второстепенные члены предложения Связи в предложении. Словосочетание. | Главные и второстепенные члены предложения. Чтение и понимание учебного текста, формулировок заданий, правил, определений. Выборочное чтение: нахождение необходимого учебного материала Различение слова, словосочетания и предложения. Разновидности предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Установление связи слов в предложении. Главное и зависимое слово в словосочетании | Знать признаки главных членов предложения и второстепенных (без употребления терминов). Уметь различать главные и второстепенные члены предложения Знать типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Уметь применять изученные правила по орфографии и пунктуации | Фронтальный опрос | |||
3 | Текст. Виды текстов. | Повествовательный, описательный тексты и текст-рассуждение. | Знать признаки главных членов предложения и второстепенных (без употребления терминов). Уметь находить главные и второстепенные члены предложения, выписывать словосочетания. | Тест №1 | |||
4 | Звуки, буквы, слог, ударение в словах. | Звуко-буквенный состав слова. Ударный слог в словах. Правописание словарных слов. | Знать смыслоразличительную и форморазличительную роль ударения. | Тест №2 | |||
5 | Состав слова. Роль каждой части слова в языке. | Морфемный состав слова. Роль каждой значимой части слова. Анализ слова. Части речи. | Знать что такое родственные слова, название общей части родственных слов. Уметь писать родственные и однокоренные слова. | ||||
6 | Правописание гласных и согласных в корне слов | Написание и проверка слов с безударными гласными, звонкими и глухими согласными в корне. | Знать правописание безударных гласных в корне слова и способы проверки. Уметь применять знания на практике. | Тест №3 | |||
7 | Изложение текста по коллективно составленному плану. | Составление плана текста. Изложение содержания прочитанного текста «Медаль за отвагу» | Уметь выделять основные части текста. | Упр.44,стр. 25 | |||
8 | Приставки и предлоги. Анализ ошибок, допущенных в изложении. | Приставки и предлоги. Правописание приставок и предлогов. Употребление их в речи. | Знать отличительные признаки приставок и предлогов. Уметь правильно их писать. | Работа над ошибками. Тест №4 | |||
9 | Разделительные твёрдые и мягкие знаки. | Употребление в словах разделительных Ъ и Ь знаков. Их отличие. | Знать правописание Ь и Ъ знаков. | ||||
10 | Части речи. Имя существительное. Склонение имён существительных. | Общие сведения о сущ, прилаг, глаголах. Распознавание частей речи. | Знать признаки имени существительного. Уметь определять род, писать родовые окончания сущ-х. | ||||
11 | Входной контрольный диктант. | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами | Уметь применять изученные правила орфографии и пунктуации в контрольной работе | Диктант (текст | |||
12 | Работа над ошибками. Имя прилагательное. Повторение. | Анализ ошибок, допущенных в диктанте. Склонение имен сущ-х. Разбор слова по составу. Признаки имен прилагательных. Изменение прилагательных по родам. | Знать падежи. Уметь склонять имена существительные Знать лексико-грамматические признаки имени прилагательного | ||||
13 | Глагол. Повторение. | Признаки глагола как части речи. Время глагола. Окончание глаголов в прошедшем времени. | Знать лексико-грамматические признаки глагола. | Тест №5 | |||
14 | Изложение по коллективно составленному плану. «Купание медвежат» | Составление плана текста. Изложение содержания прочитанного текста | Уметь создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания | Упр.82, стр. 43. | |||
Предложение (6 часов) | |||||||
15 | Однородные члены предложения. Анализ ошибок, допущенных в изложении. | Особенности однородных членов предложения. | Знать признаки однородных членов предложения; подлежащих. Уметь расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами; соблюдать изученные нормы орфографии | Работа над ошибками | |||
16 | Запятая в предложении с однородными членами без союзов. | Однородные члены предложения. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки). Запятая в предложениях с однородными членами. | Знать признаки однородных членов предложения; подлежащих. Уметь расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами; соблюдать изученные нормы орфографии | ||||
17 | Однородные члены предложения с союзами. | Однородные члены предложения. Запятая в предложениях с однородными членами. Союзы, их роль в речи | Знать понятия «союзы», «однородные сказуемые». Уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации | ||||
18 | Однородные члены предложения, соединённые союзами и, а, но. | Предложения с однородными членами предложения. Разбор предложения по членам предложения. | Знать признаки однородных членов предложения; подлежащих, сказуемых. Уметь расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами; соблюдать изученные нормы орфографии | ||||
19 | Упражнение в правильном построении предложений с однородными членами. | Построение предложений с однородными членами предложений. Упортребление в речи предложений с однородными членами предложений. | Словарный диктант (безударные гласные в корне) | ||||
20 | Контрольный диктант по теме: «Однородные члены предложения» | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами | Уметь применять изученные правила орфографии и пунктуации в контрольной работе | Диктант | |||
Анализ диктанта. Закрепление. | Прямая речь. Кавычки. Диалог. Обращение. | Уметь анализировать предложение, выполнять работу над ошибками Знать обозначение на письме прямой речи, схематическое обозначение. Знать обозначение диалога на письме. Уметь правильно оформлять на письме предложения с обращением, распознавать их в устной и письменной речи. | Работа над ошибками Тест №6 | ||||
Текст. (4 часа) | |||||||
21. | Текст и основная мысль текста. | Сопоставление темы и основной мысли текста. | Знать признаки темы и основной мысли текста. Уметь определять тему и основную мысль текста. Составлять текст по теме, опираясь на основную мысль. | ||||
22 | Деление текста на части. | Деление текста на смысловые части. Составление плана. | Знать признаки и оформление прямой речи на письме. | Словарный диктант. | |||
23 | Р/Р План текста. Изложение по самостоятельно составленному плану. | Составление плана текста с опорой на тему и основную мысль. Изложение содержания прочитанного текста | Уметь создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания | Упр.107, стр. 58 | |||
24 | Работа над ошибками в изложении. | Знать признаки темы и основной мысли текста. Уметь определять тему и основную мысль текста. Составлять текст по теме, опираясь на основную мысль | Работа над ошибками | ||||
Имя существительное. (38 часов) | |||||||
25 | Склонение имён существительных. | Изменение существительных по числам и падежам | Знать лексико-грамматические признаки имен существительных. Уметь определять падеж имен существительных, выполнять работу над ошибками | ||||
26 | Несклоняемые имена существительные. Именительный падеж имён существительных. | Несклоняемые имена существительные. Особенности имен сущ-х в именительном падеже. Приёмы распознавания падежей. | Знать признаки именительного падежа имен сущ-х. Уметь его определять. | Письмо под диктовку. | |||
27 | Родительный падеж имён существительных. | Основное значение Р.п., предлоги и вопросы. Приёмы распознавания падежей. | Знать признаки родительгог падежа. Уметь его определять. | ||||
28 | Дательный падеж имён существительных. | Особенности имен сущ-х в дательном падеже. Приёмы распознавания падежей. | Знать признаки дательного падежа. Уметь его определять. | ||||
29 | Винительный падеж имён существительных. | Особенности имен сущ-х в винительном падеже. Приёмы распознавания падежей. | Знать отличия винительного и именительного падежей. | ||||
30 | Творительный падеж имён существительных. | Особенности имен сущ-х в творительном падеже. Приёмы распознавания падежей. | Знать признаки творительного падежа. Уметь его определять. | ||||
31 | Предложный падеж имён существительных. | Особенности имен сущ-х в предложном падеже. Приёмы распознавания падежей. | Знать признаки предложного падежа. Уметь его определять. | ||||
32 | Именительный и винительный падежи. | Изменение существительных по числам и падежам | Уметь определять именительный и винительный падежи имен существительных | ||||
33 | Винительный и предложный падежи ( в сопоставлении). | Различие падежей по совокупности их признаков. | Знать отличительные признаки винительного и предложного падежей. Уметь безошибочно их определять. | ||||
34 | Контрольный диктант по теме «Склонение и имён существительных» | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами | Уметь применять изученные правила орфографии и пунктуации в контрольной работе | Диктант | |||
35 | Р/Р План текста. Изложение по коллективно составленному плану. | Деление текста на части. Озаглавливание частей. Выделение и формулирование главной мысли. | Уметь создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания | Упр.163, стр.86 | |||
36 | Работа над ошибками. | Имена сущ-е. | Уметь применять изученные правила орфографии и пунктуации | Работа над ошибками | |||
1 | Три склонения имён существительных. | Различение первого, второго, третьего склонения имен существительных | Знать признаки 1-, 2-, 3-го склонения имен существительных. Уметь определять склонение имен существительных | ||||
2 | Упражнения в распознавании типа склонения имён существительных , употреблённых в косвенных падежах. | Склонение имени сущ-го, если оно стоит не в именительном падеже. | Знать о склонении имен существительных. Уметь определять склонение имен существительных | ||||
3 | Ударные и безударные окончания имён существительных. | Правописание безударных и ударных падежных окончаний имен существительных 1 скл. | Знать о 1 склонении имен существительных. Уметь распознавать тип склонения имен существительных | ||||
4 | Правописание безударных падежных окончаний им. Сущ. 1,2, 3 склонения. Правописание безударных окончаний существительных в родительном падеже. | Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1-, 2-, 3-го склонения (кроме существительных на Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1-, 2-, 3-го склонения в родительном падеже. Изменение имен существитель ных по падежам и числам | Знать грамматические признаки имени существительного. Уметь находить способы проверки написания слов с безударными падежными окончаниями имен существительных Знать падежные окончания имен существительных в родительном падеже. Уметь находить способы проверки написания слов с падежными окончаниями имен существительных в родительном падеже. | ||||
5 | Р/Р Изложение текста-повествования. | Выделение в тексте существенного и точная передача содержания. | Знать грамматические признаки имени существительного. Уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации при написании текста | Изложение Упр.191, стр. 99-100 | |||
6 | Работа над ошибками. Правописание безударных окончаний сущ. В дательном падеже. | Анализ допущенных ошибок в изложении. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1-, 2-, 3-го склонения в дательном падеже. Изменение имен существитель ных по падежам и числам. | Знать виды текстов. Уметь их различать. Знать падежные окончания имен существительных в дательном падеже. Уметь находить способы проверки написания слов с падежными окончаниями имен существительных в дательном падеже. | Работа над ошибками | |||
7 | Правописание безударных окончаний существительных в родительном и дательном падежах. | Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1-, 2-, 3-го склонения. Изменение имен существительных по падежам и числам. | Знать падежные окончания имен существительных в родительном, дательном падежах. Уметь находить способы проверки написания слов с падежными окончаниями имен существительных в родительном, дательном падежах | ||||
8 | Родительный и винительный падежи имён существительных 1-го и 2-го склонений. | Различие родительного и винительного падежей по окончаниям и предлогам. Способы постановки при распознавании падежа сущ-х 2-го скл. Без предлога. | Уметь различать типы склонения имен существительных | ||||
9 | Правописание безударных окончаний существительных в творительном падеже. | Правописание имен существительных в творительном падеже. | Уметь писать окончания имен существительных в творительном падеже. | ||||
10 | Р/Р Сочинение по картине Пластова «Первый снег» | ||||||
11 | Работа над ошибками | Работа над ошибками | |||||
12 | Правописание безударных окончаний существительных в предложном падеже | Особенности употребления имен существительных в предложном падеже, правописание окончаний. | Знать падежные окончания имен существительных в предложном падеже. Уметь находить способы проверки написания слов с падежными окончаниями имен существительных в предложном падеже. Знать грамматические признаки имени существительного. Уметь находить способы проверки написания слов; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации | ||||
13 | Правописание безударных окончаний существительных в родительном, дательном и предложном падежах. | Изменение имен существительных по падежам и числам. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1-, 2-, 3-го склонения | Тест №8 | ||||
14 | Правописание окончаний существительных в родительном, дательном и предложном падежах. | Различие падежей по совокупности признаков. Правописание падежных окончаний имён сущ-х | Знать изученные падежные окончания имен сущ-х. Уметь правильно их писать. | ||||
15 | Правописание окончаний существительных в родительном, дательном и предложном падежах. Закрепление и обобщение изученного. | Изменение имен существительных по падежам и числам. | Знать падежные окончания имен сущ-х. Уметь правильно их писать. | ||||
16 | Контрольный диктант по изученной теме: «Правописание окончаний имён существительных». | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами | Уметь применять изученные правила орфографии и пунктуации в контрольной работе | Диктант | |||
17 | Работа над ошибками. | Анализ допущенных ошибок в диктанте. | Уметь применять полученные знания на практике. | Работа над ошибками | |||
18 | Множественное число имён существительных. Именительный падеж множественного числа. | Склонение имен сущ-х во мн.ч. Особенности окончаний имен сущ-х в именительном падеже мн.ч. | Знать признаки имен существительных; склонение существительных во множественном числе. Уметь анализировать слово как часть речи, соблюдать правила написания безударных окончаний имен существительных | ||||
19 | Именительный и винительный падежи им. Сущ. Во множественном числе. | Употребление сущ-х во мн.ч., распознавание именительного и винительного падежей. | Знать различия именительного и винительного падежей имен существительных. Уметь правильно употреблять их в речи | ||||
20 | Родительный падеж имён существительных множественного числа. | Особенности окончаний имен сущ-х в родительном падеже мн.ч. | Знать окончания имен существительных родительного падежа мн.ч. | ||||
21 | Дательный, творительный и предложный падежи имён существительных во множественном числе. | Особенности дательного, творительного и предложного падежей имен сущ-х мн.ч. Правописание окончаний в данных падежах. | Знать окончания имен существительных в дательном, творительном, предложном падежах мн.ч. | ||||
22 | Контрольный диктант по теме: «Множественное число имён существительных». | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами | Уметь применять изученные правила орфографии и пунктуации в контрольной работе | Диктант | |||
23 | Работа над ошибками. Повторение пройденного. | Анализ допущенных ошибок в диктанте. Имена существительные. | Знать признаки имен существительных. Уметь писать и правильно употреблять имена существительные в речи. | Работа над ошибками | |||
24 | Упражнение в правописании окончаний имён существительных множественного числа | Правописание окончаний имен сущ-х мн.ч., их правильного употребления. | Знать окончания сущ-х ж.р. в ед.ч., окончания сущ-х в родительном падеже мн.ч.Уметь отличать сущ-е мн.ч. в родительном падеже от винительного. | ||||
25 | Контрольный диктант за I полугодие. | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами | Уметь применять изученные правила орфографии и пунктуации в контрольной работе | ||||
26 | Работа над ошибками. | Анализ контрольного диктанта. | Уметь применять изученные правила орфографии и пунктуации в контрольной работе | ||||
Имя прилагательное (22 часа) | |||||||
27 | Имя прилагательное. | Имя прилагательное, значение и употребление в речи | Знать лексико-грам-матические признаки имен прилагательных | ||||
28 | Правописание родовых окончаний имён прилагательных. | Обобщение знаний об именах прилагательных как части речи. Распознавание рода имени прилагательного. | Знать лексико-грам-матические признаки имен прилагательных. Уметь определять род и число имен прилагательных | Тест №9 | |||
1 | Склонение имён прилагательных. | Приёмы распознавания падежа имени прилагательного. Склонение имен прилагательных в ед.ч. | Знать склонение имен прилагательных. Уметь определять склонение имен прилагательных | ||||
2 | Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода. | Правописание безударных окончаний имен прилагательных (кроме прилагательного с основой на ц) | Знать падежные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода единственного числа. Уметь находить способы проверки написания слов | ||||
3 | Именительный и винительный падежи прилагательных мужского рода. | Прилагательные именительного и винительного падежей, оканчивающиеся на –ОЙ, -ЫЙ, -ИЙ. | Уметь находить способы проверки написания слов, соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации | ||||
4 | Родительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода. | Падеж имен прилагательных. Правописание родовых окончаний прилагательных в родительном падеже. | Знать склонение и правописание окончаний имен прилагательных. Уметь находить способы проверки написания слов, определять склонение имен прилагательных | ||||
5 | Изложение текста по самостоятельно составленному плану. | Отличие письменной речи от устной. Составление плана текста. Изложение содержания прочитанного текста | Уметь создавать несложные монологические тексты «Ёлки в блокадном Ленинграде» | Изложение | |||
6 | Работа над ошибками. Повторение пройденного. | Анализ ошибок, допущенных в изложении. Родовые окончания имен прилагательных. Падеж прилагательных. | Уметь находить способы проверки написания слов, соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации | Работа над ошибками | |||
7 | Дательный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода. | Правописание падежных окончаний прилагательных в дательном падеже. | Знать склонение и правописание окончаний имен прилагательных. Уметь находить способы проверки написания слов, определять склонение имен прилагательных | ||||
8 | Творительный и предложный падежи им. Прилаг. Мужского и среднего рода. | Правописание падежных окончаний прилагательных в данных падежах. | Знать склонение и правописание окончаний имен прилагательных в данных падежах.. Уметь находить способы проверки написания слов, определять склонение имен прилагательных | ||||
9 | Изложение текста- описания. | Составление плана. Роль описания в рассказе. | Уметь использовать приобретенные знания для создания в письменной форме несложного текста. | Упр.311, стр.17 | |||
10 | Контрольный диктант по теме: «Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода». | Падежные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода. | Уметь применять изученные правила орфографии и пунктуации в контрольной работе | Диктант | |||
11 | Анализ диктанта. Работа над ошибками. | Анализ ошибок изложения и диктанта. | Уметь писать падежные окончания имён сущ-х и имён прилаг-х | Работа над ошибками | |||
12 | Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных женского рода. | Правописание безударных окончаний имен прилагательных (кроме прилагательного с основой на ц) | Уметь определять склонение имен прилагательных женского рода единственного числа, находить способы проверки написания слов. Знать значимые части слова | ||||
13 | Различие безударных окончаний им. Прил. Женского и среднего рода. | Окончания прилагательных женского рода и среднего рода | Знать окончания прилагательных. Уметь определять падежи имен прилагательных | ||||
14 | Различие безударных окончаний им. Прилагательных мужского и среднего рода. | Различие сходных по произношению окончаний. | Уметь находить способы проверки написания слов, определять склонение имен прилагательных в единственном числе, определять падежи имен прилагательных | ||||
15 | Винительный и творительный падежи имён прилагательных женского рода. | Различие сходных по произношению окончаний и их правописание. | Знать правописание безударных падежных окончаний прилагательных единственного числа. Уметь определять окончания имён прилагательных женского рода. | ||||
16 | Сжатое изложение текста по готовому плану. | Основные приемы сжатой передачи содержания рассказа. | Уметь правильно передавать развитие сюжета, кратко и последовательно выражать мысли, точно употреблять и правильно писать имена прилагательные. | Изложение Упр 345 | |||
17 | Контрольное списывание по теме: «Падежное окончание имён прилагательных в единственном числе». | Отличие письменной речи от устной. Списывание текста | Уметь безошибочно списывать тексты с изученными орфограммами | Списывание | |||
18 | Работа над ошибками. Закрепление изученного. | Анализ ошибок, допущенных в изложении и списывании. | Знать лексико-грам-матические признаки имен прилагательных. Уметь определять склонение и падеж имен прилагательных. | Работа над ошибками | |||
19 | Именительный и винительный падежи множественного числа имён прилагательных. | Распознавание именительного и винительного падежей мн.ч. имен прилагательных. | Уметь склонять и употреблять имена прилагательные во мн.ч. | ||||
20 | Родительный и предложный падежи мн. Ч. Имён прилагательных. | Распознавание родительного и предложного падежей мн.ч. имен прилагательных. | |||||
21 | Дательный и творительный падежи множественного числа имён прилагательных. | Распознавание дательного и творительного падежей мн.ч. имен прилагательных. | |||||
22 | Повторение изученного об имени прилагательном и имени существительном. | Сходства и различия между данными частями речи. | Уметь сравнивать, делать выводы. | ||||
23 | Контрольное изложение по самостоятельно составленному плану. | Составление плана. Выделение главного, краткое и последовательное выражение мыслей. | Знать правописание имен сущ-х и прилагательных. | Упр.369 | |||
24 | Работа над ошибками. Повторение пройденного. | Анализ ошибок, допущенных в изложении. | Знать лексико-грамматические признаки имен прилагательных и сущ-х. | Работа над ошибками | |||
Местоимение (6 часов) | |||||||
25 | Понятие о местоимении. Местоимения 1, 2, 3 лица. | Общее представление о местоимении. Местоимение, его значение и употребление Личные местоимения, значение и употребление в речи | Знать признаки местоимения, соблюдать изученные нормы орфографии Уметь использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни | ||||
26 | Правописание местоимений с предлогами. | Раздельное написание предлогов с личными местоимениями. Предлоги, их роль в речи | Знать признаки изученных частей речи. Уметь анализировать предложение с личными местоимениями | ||||
27 | Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. | Личные местоимения 1-, 2-, 3-го лица, единственного и множественного числа | Знать признаки и склонение личных местоимений. Уметь определять склонение и роль в предложении личных местоимений | ||||
28 | Правописание местоимений с предлогами. | Раздельное написание предлогов с личными местоимениями. Предлоги, их роль в речи | Уметь писать личные местоимения с предлогами | ||||
29 | Контрольное изложение по самостоятельно составленному плану. | Составление плана. Выделение главного, краткое и последовательное выражение мыслей. | Знать правописание местоимений 1,2,3-го лица. | Упр.390, стр.57-58 | |||
30 | Работа над ошибками. Закрепление пройденного. | Анализ ошибок, допущенных в изложении. Местоимение. Предлоги. Личные местоимения, значение и употребление в речи | Знать о местоимении. Уметь писать местоимения с предлогами. | Работа над ошибками Тест №11 | |||
Глагол ( 31 час)
| |||||||
31 | Глагол. Общее понятие. | Глагол, значение и употребление в речи | Знать лексико-грамматические признаки глагола. Уметь употреблять глаголы в речи | ||||
32 | Изменение глаголов по временам. | Существенные признаки глагола. Временные формы глагола. | Знать лексико-грамматические признаки глагола. Уметь анализировать слово как часть речи | ||||
33 | Изменение глаголов прошедшего времени | Временные формы глагола. Определение рода и числа глаголов прошедшего времени. | Знать лексико-грамматические признаки глагола. Уметь употреблять глаголы в речи | ||||
34 | Неопределённая форма глагола. | Неопределенная форма глагола, вопросы «что делать?» и «что сделать?». Чтение и понимание учебного текста, формулировок заданий, правил, определений | Уметь разбирать | ||||
35 | Неопределённая форма глагола. Начальная форма. | Неопределенная форма глагола, вопросы «что делать?» и «что сделать?» | Уметь разбирать Уметь определять начальную – неопределенную форму глагола. Знать суффиксы глаголов | Тест №12 | |||
36 | Контрольный диктант по темам: «Изменение глаголов по временам», «Неопределённая форма глагола» | Временные формы глагола, постановка вопросов. | Уметь применять изученные правила орфографии и пунктуации в контрольной работе | Диктант | |||
37 | Контрольное изложение по самостоятельно составленному плану | Составление плана. Выделение главного, краткое и последовательное выражение мыслей. | Уметь употреблять и записывать глаголы. | Изложение | |||
38 | Работа над ошибками. Повторение пройденного. | Анализ ошибок, допущенных в диктанте иизложении. Неопределенная форма глагола как начальная форма. Суффикс –СЯ. | Уметь определять начальную – неопределенную форму глагола. Знать суффиксы глаголов –ся, -сь | Работа над ошибками | |||
39 | Изменение глаголов по лицам и числам (спряжение) | Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Чтение и понимание учебного текста, формулировок заданий, правил, определений. Выборочное чтение: нахождение необходимого учебного материала | Уметь распознавать лицо глаголов. Уметь определять время глагола | ||||
40 | 2-е лицо глаголов единственного числа. | Спряжение глаголов, лицо и число глаголов, особенности окончаний глаголов во 2-м лице. Правописание глаголов во 2-м лице единственного числа (-шь) | Знать окончания глаголов настоящего и будущего времени во 2-м лице ед.ч. Уметь писать окончания глаголов настоящего и будущего времени во 2-м лице ед.ч. | ||||
1 | I и II спряжение глаголов | Изменение глаголов по лицам и числам (спряжение) | Знать признаки I и II спряжения глаголов. Уметь определять спряжение глаголов в настоящем и будущем времени | ||||
2 | Будущее время. | Особенности спряжения глаголов в будущем времени. | Знать об окончаниях глаголов I и II спряжения. | ||||
3 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. | Правописание безударных личных окончаний глаголов (I и II спряжения). | Уметь находить способ проверки написания слов, выполнять работу над ошибками | ||||
4 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем времени. | Правописание безударных личных окончаний глаголов (I и II спряжения) | Уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации | ||||
5 | Глаголы – исключения. | Глаголы-исключения. Распознавание спряжения глаголов по неопределенной форме. Безударные личные окнчания глаголов. | Знать глаголы-исключения. Уметь находить способ проверки написания личных окончаний глаголов | ||||
6 | Правописание глаголов – исключений. | Правописание безударных личных окончаний глаголов. Спряжение глаголов по неопределенной форме. | Тест №13 | ||||
7 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. | Правописание безударных личных окончаний глаголов (I и II спряжения) | Уметь находить способ проверки написания личных окончаний глаголов | ||||
8 | Сочинение с элементами описания по картине К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень.» | Безударных личных окончаний глаголов. | Уметь использовать приобретенные знания для создания в письменной форме несложного текста | Сочинение | |||
9 | Работа над ошибками. | Анализ допущенных ошибок в сочинении. Правописание безударных личных окончаний глаголов | Уметь находить способ проверки написания слов, выполнять работу над ошибками | Работа над ошибками | |||
10 | Краткое изложение. «Скворечник» | Сжатая передача содержания рассказа. | Уметь кратко передавать содержание рассказа. | ||||
11 | Работа над ошибками.. | Анализ допущенных ошибок в изложении. | Уметь правильно писать родовые окончания глаголов в прошедшем времени. | Работа над ошибками | |||
12 | Контрольный диктант по теме: «Правописание безударных личных окончаний глаголов». | Правописание безударных личных окончаний глаголов. Спряжение, лицо, число, время глаголов. Состав слова. | Уметь находить способ проверки написания слов | Диктант | |||
13 | Работа над ошибками. | Анализ ошибок, допущенных в диктанте. Правописание безударных личных окончаний глаголов. | Работа над ошибками | ||||
14 | Правописание глаголов прошедшего времени | Особенности глаголов, употребляемых в прошедшем времени. | Уметь правильно писать родовые окончания глаголов в прошедшем времени. | ||||
15 | Глаголы прошедшего времени. Правописание глагольных суффиксов. | Временные формы глаголов. Глагольные суффиксы. | Знать написание глагольных суффиксов. Уметь правильно писать суффиксы глаголов прошедшего времени. | ||||
16 | Изменение глаголов по временам. | Изменение глаголов по временам | Уметь определять время глагола | ||||
17 | Закрепление знаний о глаголе. | Безударные окончания глаголов. Спряжение глаголов. Временные формы глаголов. | Знать лексико-грамматические признаки глагола. Спряжения глаголов. Уметь употреблять глаголы в речи, писать окончания глаголов. Изменять глаголы. | ||||
18 | Изложение «Медаль» | Осознанное использование изученных частей речи. | Уметь делить текст на части, составлять план, выделять главное. | Упр.502, стр 110 | |||
19 | Работа над ошибками | ||||||
20 | Контрольный диктант по теме: «Глагол». | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами: безударные личные окончания глаголов, безударные гласные в корнях слов. | Уметь безошибочно писать под диктовку тексты с изученными орфограммами, анализировать слово, предложение | Диктант | |||
21 | Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте. | Обобщение знаний о глаголе. | Знать признаки глаголов. Уметь употреблять глаголы и правильно писать | Работа над ошибками | |||
Повторение изученного за год 11 часов) | |||||||
22 | Обобщение знаний о предложении | Разновидности предложений по цели высказывания, по интонации. Знаки препинания в конце предложения. Предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Знаки препинания в предложениях | Знать типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске. Знать признаки однородных членов предложения. Уметь расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами | Тест №14 | |||
23 | Состав слова (обобщение) | Части слова , значение, употребление | Знать признаки частей слова. Уметь применять их на практике. | Тест №15 | |||
24 | Части речи (обобщение) Грамматические признаки частей речи. | Части речи , значение и употребление | Знать признаки частей речи. Уметь применять их на практике. | ||||
25 | Изложение «Чеховский сад» | Использование в письменной речи изученные части речи. | Уметь создавать несложные монологические тексты, работать самостоятельно. | Изложение | |||
26 | Работа над ошибками | Анализ ошибок, допущенных в диктанте, сочинении и изложении. | Знать признаки изученных частей речи. | Работа над ошибками | |||
27 | Итоговый контрольный диктант | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами | Уметь безошибочно писать под диктовку тексты с изученными орфограммами | Диктант | |||
28 | Работа над ошибками | Анализ ошибок, допущенных в диктанте, сочинении и изложении. | Знать признаки изученных частей речи. | Работа над ошибками | |||
29 | Сочинение по картине И.И.Левитина «Весна. Большая вода.» | Использование в сочинении элементов описания. | Уметь точно употреблять в письменной речи имена прилагательные и глаголы, самостоятельно работать.. | Сочинение | |||
30 | Части речи (обобщение) Местоимение | Местоимение, значение и употребление. | Знать признаки местоимений. Уметь их распознавать и употреблять в речи. | ||||
31 | Итоговый тест | Виды текстов. Части речи. Правописание безударных гласных в корне слова. | Уметь безошибочно списывать данный текст | Тест | |||
32 | Работа над ошибками | Анализ ошибок, допущенных в диктанте, сочинении и изложении. | Знать признаки изученных частей речи. | Работа над ошибками |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Русский язык» для изучения предмета на базовом уровне 3 класс
Рабочая программа разработана применительно к учебной программе развивающего обучения Л. В. Занкова. (Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова. Самара: Издательство «Учебная литерат...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Математика» для изучения предмета на базовом уровне 3 класс
Рабочая программа разработана применительно к учебной программе развивающего обучения Л. В. Занкова. (Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова. Самара: Издательство «Учебная литерат...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Литературное чтение» для изучения предмета на базовом уровне 3 класс
Рабочая программа разработана применительно к учебной программе развивающего обучения Л. В. Занкова. (Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова. Самара: Издательство «Учебная литерат...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Окружающий мир» для изучения предмета на базовом уровне 3 класс
Рабочая программа разработана применительно к учебной программе развивающего обучения Л. В. Занкова. (Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова. Самара: Издательство «Учебная литерат...
Рабочие программы по предметам II вид 2-е отделение 5 класс. Календарно-тематическое планирование по предметам II вид 2-е отделение 5 класс.
Материал содержит рабочие программы по всем предметам 5 класса IIвида 2-ого отделения и разработанное календарно-тематическое планирование в помощь учителям слабослышащих детей....
Рабочая программа по предмету «Русский язык». Рабочая программа по предмету "Русский родной язык»
образовательная программа...