Рабочие программы по предметам 4 класс
рабочая программа по русскому языку (4 класс) по теме

Блохина Елена Борисовна

Рабочие программы , созданные с учетом требований ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_.doc345 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

учителя начальных классов

Блохиной Елены Борисовны

к учебному курсу «Русский язык» 4 класс

основное общее образование

2013-2014 учебный год

Рабочая программа  по русскому языку для 4 класса составлена на основе:

  •  Государственного стандарта основного общего образования по русскому языку;
  • Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1 -4). Москва. Просвещение. 2009.
  • Рамзаева Т.Г.  Русский язык. 1- 4 классы : программа для общеобразовательных учреждений  / Т. Г. Рамзаева. – 4-е изд. , стереотип. – М.: Дрофа, 2009.

Преподавание ведется по учебнику: 

Русский язык. Рамзаева Т. Г. Москва. Изд-во Дрофа, 2011.

Количество часов в году - 136

Количество часов в неделю: 4

Плановых контрольных диктантов 9 ч.

Изложений 14 ч.

Сочинений 3 ч.

Административных контрольных 2 ч.

Тематические тесты 15, Итоговый тест – 1 .

Методическая литература:

  1. Учусь работать самостоятельно. Канакина В.П. /  Москва, «Новая школа», 2009
  2. Радость познания в школе. Канакина В.П. /  Москва, «Новая школа»,2010
  3. Уроки русского языка во 2 классе. Под ред. Рыбаковой А.В.  Издательство Вако, Москва, 2010.
  4. Журнал «Начальная школа».

Контрольно-измерительные материалы:

  1. Тематические и итоговые контрольные работы. Матвеева А.Н./    Москва, «Новая школа», 2011.
  2. Итоговые тесты по русскому языку за курс начальной школы. Русский язык по программе Т.Г.Рамзаевой. М.: «ЛадКом». 2009.
  3. Проверочные работы по русскому языку и математике. Тикунова  Л.И., Горецкий В.Г. Канакина В.П. Москва, Просвещение 2010

                             ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Программа по русскому языку создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по учебнику 4 класса автора Т. Г.Рамзаевой и направлена на достижение следующих целей:

  •  формирование специальных умений и навыков по разделам программы;
  • развитие речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и чувства языка;
  • освоение первоначальных знаний по лексике, фонетике, грамматике русского языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений русского языка;
  • овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалогах, составлять несложные монологические высказывания;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

          В соответствии с базисным учебным планом программа составлена из расчета  5 часов в неделю, 170 часов в год. 

         Основными разделами программы являются : «Повторение изученного», «Предложение с однородными членами», «Текст», «Имя существительное»,  «Имя прилагательное», «Местоимение», «Глагол», «Повторение изученного за курс 4 класса». Содержание учебного материала  имеет внутрипредметную связь. Курс данной программы включает систему грамматических понятий, относящихся к разделу «Морфология», глубже знакомит учащихся с морфологическими признаками разных частей речи, а также с правилами, определяющими написание слов( орфограммы), учит различать части речи, группировать, классифицировать по определенным признакам, производить морфологические разборы частей речи. В программе заложен материал по разделу «Синтаксис», усложняется и синтаксический разбор простых предложений, изучается тема «Однородные члены предложения». Знания и умения по темам  формируются постепенно, последовательно и  заканчиваются темой «Повторение». 

В  программе заложено одно из важных дидактических условий, обеспечивающих усвоение знаний и сформированность умений, - систематическая проверка и оценка. Для этого предлагаются различные виды проверок (диктанты,  тесты, работа по модульным карточкам, зачеты, сочинения, изложения).

         Программа обеспечивает развитие учебной деятельности учащихся, дает возможность учителю переводить деятельность ученика с репродуктивного уровня до творческого, использовать дифференцированный подход к обучению и развитию младшего школьника. Она ориентирована на формирование у ребёнка целостного представления о родном языке, его морфологическом, морфемном и синтаксическом строе, звукобуквенном составе, интонационном и лексическом богатств.

 К концу 4 класса

обучающиеся должны знать:

  • признаки простого и сложного предложения;
  • признаки главных членов предложения ) подлежащего и сказуемого) и второстепенных (без употребления терминов);
  • признаки однородных членов предложения;
  • лексика – грамматические признаки имён существительных, имён прилагательных, личных местоимений, глаголов;
  • признаки 1, 2, 3 –его склонения имён существительных;
  • признаки 1 и 2 спряжения глаголов.

Обучающиеся должны различать и сравнивать:

  • простое и сложное предложение;
  • главные и второстепенные члены предложения;
  • лексика – грамматические признаки изученных частей речи;
  • типы склонений имён существительных, типы спряжений глаголов.

            Обучающиеся должны уметь:

  • производить синтаксический разбор предложения;
  • расставлять знаки препинания в простом и сложном предложениях, в предложениях с однородными членами;
  • устно и письменно составлять предложения, выражающие благодарность, просьбу, извинение, отказ, приглашение, поздравление;
  • разбирать по составу имена существительные, имена прилагательные, глаголы неопределённой формы;
  • безошибочно и аккуратно списывать и писать под диктовку тексты (75-80 слов) с изученными орфограммами в 1-4 классах ( безударные падежные окончания существительных и прилагательных, бездарные личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения и т.д.)
  • правильно писать –ться, тся в глаголах, окончания глаголов 2-лица единственного числа, слова с непроверяемыми написаниями.               

Использовать приобретённые знания и умения  в практической и повседневной деятельности для:

  • адекватного восприятия звучащей речи (высказывания взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.)
  • работы со словарём (алфавит);
  • соблюдение орфоэпических норм;
  • создание в устной и письменной форме несложных тестов по интересующей младшего школьника тематике;
  • овладение нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения (приветствие, прощание, благодарность, поздравительная открытка, письмо другу).

Критерии оценок:

        Контроль за уровнем достижений учащихся по родному языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий.

Диктант

        Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.

        Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Слова на не изученные к данному моменту правила заранее выписываются на доске или проговариваются орфографически. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения.

        Тексты контрольных диктантов должны включать орфограммы, определенные «Минимумом начального общего образования», «Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта»: правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных, удвоенных согласных; правописание безударных падежных окончаний имен существительных и прилагательных, безударных личных окончаний глаголов; правописание не с глаголами; правописание сочетаний жи-ши. Ча-ща, чу-щу, чк-чн; употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных; Употребление разделительных ь и ъ, ь после шипящих на конце имен существительных и глаголов.

        Количество слов в текстах, предназначенных для контрольных диктантов:

Класс

I-е полугодие

II-е полугодие

1 класс

-

15-17 слов

2 класс

25-30 слов

35-45 слов

3 класс

45-55 слов

55-65 слов

4 класс

65-70 слов

75-80 слов

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

        Ошибки:

  • нарушения правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены, вставки лишних букв в словах;
  • неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемым написанием);
  • отсутствие изученных знаков препинания в тексте;
  • наличие ошибок на изученные правила орфографии.

Недочеты:

  • отсутствие знаков препинания в конце предложений, если следующее предложение написано с большой буквы;
  • отсутствие красной строки;
  • неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и то же правило.

Грамматическое задание

        Грамматическое задание есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.

        Характеристика цифровой отметки (оценки):

«5» («отлично») – выполнено без ошибок.

«4» («хорошо») – правильно выполнено не менее ¾ заданий.

«3» («удовлетворительно») – правильно выполнено не менее ½ заданий.

«2» («плохо») – правильно выполнено менее ½ заданий.

Словарный диктант

        Примерное количество слов для словарных диктантов:

2 класс – 8-10 слов;

3 класс – 10-12 слов;

4 класс – 12-15 слов.

        Характеристика цифровой отметки (оценки):

«5» («отлично») – без ошибок.

«4» («хорошо») – 1 ошибка.

«3» («удовлетворительно») – 2-3 ошибки.

«2» («плохо») – 4 и более ошибок.

Контрольное списывание

        Контрольное списывание – способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.

Для контрольных списываний предлагаются тексты с пропущенными знаками препинания. Количество слов в текстах списываний и диктантов одинаково.

                Характеристика цифровой отметки (оценки):

«5» («отлично») – работа выполнена без ошибок;

«4» («хорошо») – 1-2 исправления или 1 ошибка;

«3» («удовлетворительно») – 2-3 ошибки;

«2» («плохо») – 4 ошибки и более.

Изложение

        Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умения организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.

        Для изложений предлагаются тексты повествовательного характера с четкой сюжетной линией. Количество слов в текстах на 15-20 больше, чем в диктанте.

        При оценке изложения необходимо обратить внимание на полноту передачи основного содержания текста, на наличие пропусков существенных моментов в тексте, на искажения при передаче авторского замысла, на отсутствие главной части повествования.

        Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

        Ошибки:

  • существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения;
  • отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте;
  • употребление слов в не свойственном им значении (в изложении).

Недочеты:

  • отсутствие красной строки;
  • незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.

Рекомендуется оценивать изложение одной отметкой – только за содержание. Грамотность проверяется, но не оценивается, так как на начальном этапе формирования навыка связной письменной речи очень важно, чтобы дети сосредоточили все свое внимание на передаче содержания текста и его речевом оформлении.

        Характеристика цифровой отметки (оценки):

«5» («отлично») – правильно и последовательно (без пропусков существенных моментов) воспроизведено содержание авторского текста; нет фактических ошибок; правильно построены предложения и употреблены слова (допускается не более одной речевой неточности).

«4» («хорошо») – содержание передано правильно и достаточно точно; в построении предложений и употреблении слов нет существенных недостатков; имеются отдельные фактические и речевые неточности (допускается не более трех речевых недочетов в содержании и построении текста).

«3» («удовлетворительно») – допущено существенное отклонение от авторского текста; допущены нарушения в последовательности изложения мыслей; есть недочеты в построении предложений и употреблении слов (допускается не более пяти речевых недочетов в содержании и построении текста).

«2» («плохо») – допущено существенное искажение авторского текста (упущены важные события, отсутствует главная часть); много фактических неточностей; нарушена последовательность изложения мыслей; имеет место употребление слов в не свойственном им значении; допущено более шести речевых недочетов и ошибок в содержании и построении текста.

Сочинение

«5» («отлично») – логически последовательно раскрыта тема, правильно построены предложения и употреблены слова (допускается не более одной речевой неточности), нет фактических ошибок.

«4» («хорошо») – последовательно раскрыта тема, но имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей; в построении предложений и употреблении слов нет существенных недостатков, имеются отдельные фактические и речевые неточности (допускается не более трех речевых недочетов в содержании и построении текста).

«3» («удовлетворительно») – имеются существенные отступления от темы, есть недочеты в построении предложений и употреблении слов (допускается не более пяти речевых недочетов в содержании и построении текста).

        Создание небольшого текста (сочинения) не включается в Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу, поэтому отрицательные отметка за сочинение не выставляется.

Тематическое  планирование  уроков

Дата

Тема урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Вид контроля

ЦОР

Повторение изученного в 3 классе  (14 часов)

1

Предложение. Виды предложений по интонации. Знаки препинания в предложении.

Повторить знания о типах предложений по цели высказывания, по интонации

Знать типы предложений по цели высказывания и интонации.

 Уметь расставлять знаки препинания.

2

Главные и второстепенные  члены предложения

Связи в предложении. Словосочетание.

Главные и второстепенные члены предложения. Чтение и понимание учебного текста, формулировок заданий, правил, определений. Выборочное чтение: нахождение необходимого учебного материала

Различение слова, словосочетания и предложения. Разновидности предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Установление связи слов в предложении. Главное и зависимое слово в словосочетании

Знать признаки главных членов предложения и второстепенных (без употребления терминов).

Уметь различать главные и второстепенные члены предложения

Знать типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Уметь применять изученные правила по орфографии и пунктуации

Фронтальный опрос

3

Текст. Виды текстов.

Повествовательный, описательный тексты и текст-рассуждение.

Знать признаки главных членов предложения и второстепенных (без употребления терминов).

Уметь находить главные и второстепенные члены предложения, выписывать словосочетания.

Тест №1

4

Звуки, буквы, слог, ударение в словах.

Звуко-буквенный состав слова. Ударный слог в словах. Правописание словарных слов.

Знать смыслоразличительную и форморазличительную роль ударения.

Тест №2

5

Состав слова.  Роль каждой части слова в языке.

Морфемный состав слова. Роль каждой значимой части слова. Анализ слова. Части речи.

Знать что такое родственные слова, название общей части родственных слов. Уметь писать родственные и однокоренные слова.

6

Правописание гласных и согласных в корне слов

Написание и проверка слов с безударными гласными, звонкими и глухими согласными в корне.

Знать правописание безударных гласных в корне слова и способы проверки.

Уметь применять знания на практике.

Тест №3

7

Изложение текста по коллективно составленному плану.

Составление плана текста. Изложение содержания прочитанного текста «Медаль за отвагу»

Уметь выделять основные части текста.

Упр.44,стр. 25

8

Приставки и  предлоги. Анализ ошибок, допущенных в изложении.

Приставки и предлоги. Правописание приставок и предлогов. Употребление их в речи.

Знать отличительные признаки приставок и предлогов. Уметь правильно их писать.

Работа над ошибками.

Тест №4

9

Разделительные твёрдые и мягкие знаки.

Употребление в словах разделительных Ъ и Ь знаков. Их отличие.

Знать правописание Ь и Ъ знаков.

10

Части речи. Имя существительное. Склонение имён существительных.

 Общие сведения о сущ, прилаг, глаголах. Распознавание частей речи.

Знать признаки имени существительного. Уметь определять род, писать родовые окончания сущ-х.

11

Входной контрольный диктант.

Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами

Уметь применять изученные правила орфографии и пунктуации в контрольной работе

Диктант (текст
80 слов)
с грамматическим заданием

12

Работа над ошибками.

Имя прилагательное. Повторение.

Анализ ошибок, допущенных в диктанте. Склонение имен сущ-х. Разбор слова по составу.

Признаки имен прилагательных. Изменение прилагательных по родам.

Знать падежи. Уметь склонять имена существительные

Знать лексико-грамматические признаки имени прилагательного

13

Глагол. Повторение.

Признаки глагола как части речи. Время  глагола. Окончание глаголов в прошедшем времени.

Знать лексико-грамматические признаки глагола.

Тест №5

14

Изложение по коллективно составленному плану. «Купание медвежат»

Составление плана текста. Изложение содержания прочитанного текста

Уметь создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания

Упр.82, стр. 43.

Предложение (6 часов)

15

Однородные члены предложения. Анализ ошибок, допущенных в изложении.

 Особенности однородных членов предложения.

Знать признаки однородных членов предложения; подлежащих.

Уметь расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами;

соблюдать изученные нормы орфографии

Работа над ошибками

16

Запятая в предложении  с

однородными членами

без союзов.

Однородные члены предложения.

Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки). Запятая в предложениях с однородными членами.

Знать признаки однородных членов предложения; подлежащих.

Уметь расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами;

соблюдать изученные нормы орфографии

17

Однородные члены предложения с союзами.

Однородные члены предложения.

Запятая в предложениях с однородными членами. Союзы, их роль в речи

Знать понятия «союзы», «однородные сказуемые».

Уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации

18

Однородные члены предложения, соединённые союзами и, а, но.

Предложения с однородными членами предложения. Разбор предложения по членам предложения.

Знать признаки однородных членов предложения; подлежащих, сказуемых.

Уметь расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами;

соблюдать изученные нормы орфографии

19

Упражнение  в правильном построении предложений с однородными членами.

Построение предложений с однородными членами предложений. Упортребление в речи предложений с однородными членами предложений.

Словарный диктант (безударные гласные в корне)

20

Контрольный диктант по теме: «Однородные члены предложения»

Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами

Уметь применять изученные правила орфографии и пунктуации в контрольной работе

Диктант

Анализ диктанта. Закрепление.

Прямая речь. Кавычки.

Диалог.

Обращение.

Уметь анализировать предложение, выполнять работу над ошибками

Знать обозначение на письме прямой речи, схематическое обозначение.

Знать обозначение диалога на письме.

Уметь правильно оформлять на письме предложения с обращением, распознавать их в  устной и письменной речи.

Работа над ошибками

Тест №6

Текст. (4 часа)

21.

Текст и основная мысль текста.

Сопоставление темы и основной мысли текста.

Знать признаки темы и основной мысли текста.

Уметь определять тему и основную мысль текста. Составлять текст по теме, опираясь на основную мысль.

22

Деление текста на части.

Деление текста на смысловые части. Составление плана.

Знать признаки и оформление прямой речи на письме.

Словарный диктант.

23

Р/Р    План текста. Изложение по самостоятельно составленному плану.

Составление плана текста с опорой на тему и основную мысль. Изложение содержания прочитанного текста

Уметь создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания

Упр.107, стр. 58

24

Работа над ошибками в изложении.

Знать признаки темы и основной мысли текста.

Уметь определять тему и основную мысль текста. Составлять текст по теме, опираясь на основную мысль

Работа над ошибками

Имя существительное. (38 часов)

25

Склонение имён существительных.

Изменение существительных по числам и падежам

Знать лексико-грамматические признаки имен существительных.

Уметь определять падеж имен существительных, выполнять работу над ошибками

26

Несклоняемые имена существительные.

Именительный падеж имён существительных.

Несклоняемые имена существительные.

Особенности имен сущ-х в именительном падеже. Приёмы распознавания падежей.

Знать признаки именительного падежа имен сущ-х. Уметь его определять.

Письмо под диктовку.

27

Родительный падеж имён существительных.

Основное значение Р.п., предлоги и вопросы. Приёмы распознавания падежей.

Знать признаки родительгог падежа. Уметь его определять.

28

Дательный падеж имён существительных.

Особенности имен сущ-х в дательном падеже. Приёмы распознавания падежей.

Знать признаки дательного падежа. Уметь его определять.

29

Винительный падеж имён существительных.

Особенности имен сущ-х в винительном падеже. Приёмы распознавания падежей.

Знать отличия винительного и именительного падежей.

30

Творительный падеж имён существительных.

Особенности имен сущ-х в творительном падеже. Приёмы распознавания падежей.

Знать признаки творительного падежа. Уметь его определять.

31

Предложный падеж имён существительных.

Особенности имен сущ-х в предложном  падеже. Приёмы распознавания падежей.

Знать признаки предложного падежа. Уметь его определять.

32

Именительный и винительный падежи.

Изменение существительных по числам и падежам

Уметь определять именительный и винительный падежи имен существительных

33

Винительный и предложный падежи ( в сопоставлении).

Различие падежей по совокупности их признаков.

Знать отличительные признаки винительного и предложного падежей. Уметь безошибочно их определять.

34

Контрольный диктант по теме «Склонение и имён существительных»

Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами

Уметь применять изученные правила орфографии и пунктуации в контрольной работе

Диктант

35

Р/Р    План текста. Изложение по коллективно составленному плану.

Деление текста на части. Озаглавливание частей. Выделение и формулирование главной мысли.

Уметь создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания

Упр.163, стр.86

36

Работа над ошибками.

Имена сущ-е.

Уметь применять изученные правила орфографии и пунктуации

Работа над ошибками

1

Три склонения имён  существительных.

Различение  первого, второго, третьего склонения имен существительных

Знать признаки 1-, 2-, 3-го склонения имен существительных.

Уметь определять склонение имен существительных

2

Упражнения в распознавании типа склонения имён существительных , употреблённых в косвенных падежах.

Склонение имени сущ-го, если оно стоит не в именительном падеже.

Знать о склонении имен существительных.

Уметь определять склонение имен существительных

3

Ударные и безударные окончания имён существительных.

Правописание безударных и ударных падежных окончаний  имен существительных 1 скл.

Знать о  1 склонении имен существительных.

Уметь распознавать тип склонения  имен существительных

4

Правописание безударных падежных окончаний им. Сущ. 1,2, 3 склонения.  

Правописание безударных окончаний существительных в родительном падеже.

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1-, 2-, 3-го склонения (кроме существительных на
-мя, -ий, -ья, -ье, -ия,
-ов, -ин
)

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1-, 2-, 3-го склонения в родительном падеже. Изменение имен существитель ных по падежам и числам

Знать  грамматические признаки имени существительного.

Уметь находить способы проверки написания слов с безударными падежными окончаниями имен существительных

Знать падежные окончания имен существительных в родительном падеже.

Уметь находить способы проверки написания слов с падежными окончаниями имен существительных в родительном падеже.

5

Р/Р     Изложение текста-повествования.

Выделение в тексте существенного и точная передача содержания.

Знать  грамматические признаки имени

существительного. Уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации при написании текста

Изложение

Упр.191, стр. 99-100

6

Работа над ошибками.

Правописание безударных окончаний сущ.  В дательном падеже.

Анализ допущенных ошибок в изложении.

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1-, 2-, 3-го склонения в  дательном падеже. Изменение имен существитель ных по падежам и числам.

Знать виды текстов. Уметь их различать.

Знать падежные окончания имен существительных в дательном падеже.

Уметь находить способы проверки написания слов с падежными окончаниями имен существительных в дательном падеже.

Работа над ошибками

7

Правописание безударных окончаний существительных в  родительном и дательном падежах.

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1-, 2-, 3-го склонения. Изменение имен существительных по падежам и числам.

Знать падежные окончания имен существительных в родительном, дательном падежах.

Уметь находить способы проверки написания слов с падежными окончаниями имен существительных в родительном, дательном падежах

8

Родительный и винительный падежи имён существительных 1-го и 2-го склонений.

Различие родительного и винительного падежей по окончаниям и предлогам. Способы постановки при распознавании падежа сущ-х 2-го скл. Без предлога.

Уметь различать типы склонения имен существительных
(1, 2, 3-е); правильно писать окончания имен существительных в винительном падеже, употреблять предлоги
про, через, сквозь

9

Правописание безударных окончаний существительных в творительном падеже.

Правописание имен существительных в творительном падеже.

Уметь писать окончания имен существительных в творительном падеже.

10

Р/Р Сочинение по картине Пластова «Первый снег»

11

Работа над ошибками

Работа над ошибками

12

Правописание безударных окончаний существительных в предложном падеже

Особенности употребления имен существительных в предложном падеже, правописание окончаний.

Знать падежные окончания имен существительных в предложном падеже.

Уметь находить способы проверки написания слов с падежными окончаниями имен существительных в предложном падеже.


Знать  грамматические признаки имени существительного.

Уметь находить способы проверки написания слов; соблюдать изученные нормы

орфографии и пунктуации

13

Правописание безударных окончаний существительных в родительном, дательном и предложном падежах.

Изменение имен существительных по падежам и числам. Правописание безударных падежных окончаний  имен существительных 1-, 2-, 3-го склонения

Тест №8

14

Правописание окончаний существительных в родительном, дательном и предложном падежах.

Различие падежей по совокупности признаков. Правописание падежных окончаний имён сущ-х

Знать изученные падежные окончания имен сущ-х. Уметь правильно их писать.

15

Правописание окончаний существительных в родительном, дательном и предложном падежах. Закрепление и обобщение изученного.

Изменение имен существительных по падежам и числам.

Знать падежные окончания имен сущ-х. Уметь правильно их писать.

16

Контрольный диктант по изученной теме: «Правописание окончаний имён существительных».

Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами

Уметь применять изученные правила орфографии и пунктуации в контрольной работе

Диктант

17

Работа над ошибками.

Анализ допущенных ошибок в диктанте.

Уметь применять полученные знания на практике.

Работа над ошибками

18

Множественное число имён  существительных. Именительный падеж множественного числа.

Склонение имен сущ-х во мн.ч. Особенности окончаний имен сущ-х в именительном падеже мн.ч.

Знать признаки имен существительных; склонение существительных во множественном числе.

Уметь анализировать слово как часть речи, соблюдать правила написания безударных окончаний имен существительных

19

Именительный и винительный падежи им. Сущ. Во множественном числе.

Употребление сущ-х во мн.ч., распознавание именительного и винительного падежей.

Знать различия именительного и винительного падежей имен существительных. Уметь правильно употреблять их в речи

20

Родительный падеж имён существительных множественного числа.

Особенности окончаний имен сущ-х в родительном падеже мн.ч.

Знать окончания имен существительных родительного падежа мн.ч.

21

Дательный, творительный и предложный падежи имён существительных во множественном числе.

Особенности дательного, творительного и предложного падежей имен сущ-х мн.ч. Правописание окончаний в данных падежах.

Знать окончания имен существительных в дательном, творительном, предложном падежах мн.ч.

22

Контрольный диктант по теме: «Множественное число имён существительных».

Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами

Уметь применять изученные правила орфографии и пунктуации в контрольной работе

Диктант

23

Работа над ошибками. Повторение пройденного.

Анализ допущенных ошибок в диктанте. Имена существительные.

Знать признаки имен существительных.

Уметь писать и правильно употреблять имена существительные в речи.

Работа над ошибками

24

Упражнение в правописании  окончаний имён существительных множественного числа

Правописание окончаний имен сущ-х мн.ч., их правильного употребления.

Знать окончания сущ-х ж.р. в ед.ч., окончания сущ-х в родительном падеже мн.ч.Уметь отличать сущ-е мн.ч. в родительном падеже от винительного.

25

Контрольный диктант за I полугодие.

Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами

Уметь применять изученные правила орфографии и пунктуации в контрольной работе

26

Работа над ошибками.

Анализ контрольного диктанта.

Уметь применять изученные правила орфографии и пунктуации в контрольной работе

                                                 Имя прилагательное (22 часа)

27

Имя прилагательное.

Имя прилагательное, значение и употребление в речи

Знать лексико-грам-матические признаки имен прилагательных

28

Правописание родовых окончаний имён прилагательных.

Обобщение знаний об именах прилагательных как части речи. Распознавание рода имени прилагательного.

Знать лексико-грам-матические признаки имен прилагательных.

Уметь определять род и число имен прилагательных

Тест №9

1

Склонение имён прилагательных.

Приёмы распознавания падежа имени прилагательного. Склонение имен прилагательных в ед.ч.

Знать склонение имен прилагательных.

Уметь определять склонение имен прилагательных

2

Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода.

Правописание безударных окончаний имен прилагательных (кроме прилагательного с основой на ц)

Знать падежные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода единственного числа.

Уметь находить способы проверки написания слов

3

Именительный и винительный падежи прилагательных мужского рода.

Прилагательные именительного и винительного падежей, оканчивающиеся на –ОЙ, -ЫЙ, -ИЙ.

Уметь находить способы проверки написания слов, соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации

4

Родительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода.

Падеж имен прилагательных. Правописание родовых окончаний прилагательных в родительном падеже.

Знать склонение и правописание окончаний имен прилагательных.

Уметь находить способы проверки написания слов, определять склонение имен прилагательных

5

Изложение текста по самостоятельно составленному плану.

Отличие письменной речи от устной. Составление плана текста. Изложение содержания прочитанного текста

Уметь создавать несложные монологические тексты «Ёлки в блокадном Ленинграде»

Изложение

6

Работа над ошибками. Повторение пройденного.

Анализ ошибок, допущенных в изложении. Родовые окончания имен прилагательных. Падеж прилагательных.

Уметь находить способы проверки написания слов, соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации

Работа над ошибками

7

Дательный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода.

Правописание падежных окончаний прилагательных в дательном падеже.

Знать склонение и правописание окончаний имен прилагательных.

Уметь находить способы проверки написания слов, определять склонение имен прилагательных

8

Творительный и предложный падежи им. Прилаг. Мужского и среднего рода.

Правописание падежных окончаний прилагательных в данных падежах.

Знать склонение и правописание окончаний имен прилагательных в данных падежах..

Уметь находить способы проверки написания слов, определять склонение имен прилагательных

9

Изложение текста- описания.

Составление плана. Роль описания в рассказе.

Уметь использовать приобретенные знания для создания в письменной форме несложного текста.

Упр.311,

стр.17

10

Контрольный диктант по теме:  «Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода».

Падежные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода.

Уметь применять изученные правила орфографии и пунктуации в контрольной работе

Диктант

11

Анализ диктанта. Работа над ошибками.

Анализ ошибок изложения и диктанта.

Уметь писать падежные окончания имён сущ-х и имён прилаг-х

Работа над ошибками

12

Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных женского рода.

Правописание безударных окончаний имен прилагательных (кроме прилагательного с основой на ц)

Уметь определять склонение имен прилагательных женского рода единственного числа, находить способы проверки написания слов. Знать значимые части слова

13

Различие безударных окончаний им. Прил. Женского и среднего рода.

Окончания прилагательных женского рода и среднего рода

Знать окончания прилагательных. Уметь определять падежи имен прилагательных

14

Различие безударных окончаний им. Прилагательных мужского  и  среднего рода.

Различие сходных по произношению окончаний.

Уметь находить способы проверки написания слов, определять склонение имен прилагательных в единственном числе, определять падежи имен прилагательных

15

Винительный и творительный падежи имён прилагательных  женского рода.

Различие сходных по произношению окончаний и их правописание.

Знать правописание безударных падежных окончаний прилагательных единственного числа. Уметь определять окончания имён прилагательных женского рода.

16

Сжатое изложение текста  по готовому плану.

Основные приемы сжатой передачи содержания рассказа.

Уметь правильно передавать развитие сюжета, кратко и последовательно выражать мысли, точно употреблять и правильно писать имена прилагательные.

Изложение Упр 345

17

Контрольное  списывание по теме:  «Падежное окончание имён прилагательных в единственном числе».

Отличие письменной речи от устной. Списывание текста

Уметь безошибочно списывать тексты с изученными орфограммами

Списывание

18

Работа над ошибками. Закрепление  изученного.

Анализ ошибок, допущенных в изложении и списывании.

Знать лексико-грам-матические признаки имен прилагательных.

Уметь определять

склонение и падеж имен прилагательных.

Работа над ошибками

19

Именительный и винительный падежи множественного числа имён прилагательных.

Распознавание именительного и винительного падежей мн.ч. имен прилагательных.

Уметь склонять и употреблять имена прилагательные во мн.ч.

20

Родительный и предложный падежи мн. Ч. Имён прилагательных.

Распознавание родительного и предложного падежей мн.ч. имен прилагательных.

21

Дательный и творительный падежи множественного числа имён прилагательных.

Распознавание дательного и творительного падежей мн.ч. имен прилагательных.

22

Повторение изученного об имени прилагательном  и имени существительном.

Сходства и различия между данными частями речи.

Уметь сравнивать, делать выводы.

23

Контрольное изложение по самостоятельно составленному плану.

Составление плана. Выделение главного, краткое и последовательное выражение мыслей.

Знать правописание имен сущ-х и прилагательных.

Упр.369

24

Работа над ошибками. Повторение пройденного.

Анализ ошибок, допущенных в изложении.

Знать лексико-грамматические признаки имен прилагательных и сущ-х.

Работа над ошибками

Местоимение (6 часов)    

25

Понятие о местоимении.

Местоимения 1, 2, 3 лица.

Общее представление о местоимении. Местоимение, его значение и употребление

Личные местоимения, значение  и употребление  в речи

Знать признаки местоимения, соблюдать изученные нормы орфографии
и пунктуации

Уметь использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни

26

Правописание местоимений с предлогами.

Раздельное написание предлогов с личными  местоимениями. Предлоги, их роль в речи

Знать признаки изученных частей речи. Уметь анализировать предложение с личными местоимениями

27

Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов.

Личные местоимения 1-, 2-, 3-го лица, единственного и множественного числа

Знать признаки  и склонение личных местоимений.

Уметь определять склонение и роль в предложении личных местоимений

28

Правописание местоимений с предлогами.

Раздельное написание предлогов с личными местоимениями. Предлоги, их роль в речи

Уметь писать личные местоимения с предлогами

29

Контрольное изложение по самостоятельно составленному плану.

Составление плана. Выделение главного, краткое и последовательное выражение мыслей.

Знать правописание местоимений 1,2,3-го лица.

Упр.390, стр.57-58

30

Работа над ошибками. Закрепление пройденного.  

Анализ ошибок, допущенных в изложении. Местоимение. Предлоги. Личные местоимения, значение  и употребление в речи

Знать о местоимении.

Уметь писать местоимения с предлогами.

Работа над ошибками

Тест №11

Глагол ( 31 час)

 

31

Глагол. Общее понятие.

Глагол, значение и употребление в речи

Знать лексико-грамматические признаки глагола.

Уметь употреблять глаголы в речи

32

Изменение глаголов по временам.

Существенные признаки глагола. Временные формы глагола.

Знать лексико-грамматические признаки глагола.

Уметь анализировать слово как часть речи

33

Изменение глаголов прошедшего времени  

Временные формы глагола. Определение рода и числа глаголов прошедшего времени.

Знать лексико-грамматические признаки глагола.

Уметь употреблять глаголы в речи

34

Неопределённая форма глагола.

Неопределенная  форма глагола, вопросы «что делать?» и «что сделать?». Чтение и понимание учебного текста, формулировок заданий, правил, определений

Уметь разбирать
по составу глаголы неопределенной
формы, задавать вопросы к глаголам

35

Неопределённая форма глагола.

Начальная форма.

Неопределенная  форма глагола, вопросы «что делать?» и «что сделать?»

Уметь разбирать
по составу глаголы неопределенной
формы

Уметь определять начальную – неопределенную форму глагола. Знать суффиксы глаголов

Тест №12

36

Контрольный диктант по темам: «Изменение глаголов по временам», «Неопределённая форма глагола»

Временные формы глагола, постановка вопросов.

Уметь применять изученные правила орфографии и пунктуации в контрольной работе

Диктант

37

  Контрольное изложение по самостоятельно составленному плану

Составление плана. Выделение главного, краткое и последовательное выражение мыслей.

Уметь употреблять и записывать глаголы.

Изложение

38

Работа над ошибками. Повторение пройденного.

Анализ ошибок, допущенных в  диктанте иизложении. Неопределенная форма глагола как начальная форма. Суффикс –СЯ.

Уметь определять начальную – неопределенную форму глагола. Знать суффиксы глаголов –ся, -сь

Работа над ошибками

39

Изменение глаголов по лицам и числам  (спряжение)

Изменение глаголов по лицам  и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Чтение и понимание учебного текста, формулировок заданий, правил, определений. Выборочное чтение: нахождение необходимого учебного материала

Уметь распознавать лицо глаголов.

Уметь определять время  глагола

40

2-е лицо глаголов единственного числа.

Спряжение глаголов, лицо и число глаголов, особенности окончаний глаголов во 2-м лице. Правописание глаголов во 2-м лице единственного числа (-шь)

Знать окончания глаголов настоящего и будущего времени во 2-м лице ед.ч. Уметь писать окончания глаголов настоящего и будущего времени во 2-м лице ед.ч.

1

I и II спряжение глаголов

Изменение глаголов по лицам  и числам (спряжение)

Знать признаки I и II спряжения глаголов.

Уметь определять спряжение  глаголов в настоящем и будущем времени

2

Будущее время.

Особенности спряжения глаголов в будущем времени.

Знать об окончаниях глаголов I и II спряжения.

3

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.

Правописание безударных личных окончаний глаголов (I и II спряжения).

Уметь находить способ проверки написания слов, выполнять работу над ошибками

4

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем времени.

Правописание безударных личных окончаний глаголов (I и II спряжения)

Уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации

5

Глаголы – исключения.

Глаголы-исключения. Распознавание спряжения глаголов по неопределенной форме. Безударные личные окнчания глаголов.

Знать глаголы-исключения.

Уметь находить способ проверки написания личных окончаний глаголов

6

Правописание глаголов – исключений.

Правописание безударных личных окончаний глаголов. Спряжение глаголов по неопределенной форме.

Тест №13

7

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем  времени.

Правописание безударных личных окончаний глаголов (I и II спряжения)

Уметь находить способ проверки написания личных окончаний глаголов

8

Сочинение с элементами описания по картине К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень.»

Безударных личных окончаний глаголов.

Уметь использовать приобретенные знания для создания в письменной форме несложного текста

Сочинение

9

Работа над ошибками.

Анализ допущенных ошибок в сочинении. Правописание безударных личных окончаний глаголов

Уметь находить способ проверки написания слов, выполнять работу над ошибками

Работа над ошибками

10

Краткое изложение. «Скворечник»

Сжатая передача содержания рассказа.

Уметь кратко передавать содержание рассказа.

11

Работа над ошибками..

Анализ допущенных ошибок в изложении.

Уметь правильно писать родовые окончания глаголов в прошедшем времени.

Работа над ошибками

12

Контрольный диктант по теме: «Правописание безударных личных окончаний глаголов».

Правописание безударных личных окончаний глаголов. Спряжение, лицо, число, время глаголов. Состав  слова.

Уметь находить способ проверки написания слов

Диктант

13

Работа над ошибками.

Анализ ошибок, допущенных в диктанте. Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Работа над ошибками

14

Правописание глаголов прошедшего времени

Особенности глаголов, употребляемых в прошедшем времени.

Уметь правильно писать родовые окончания глаголов в прошедшем времени.

15

Глаголы прошедшего времени. Правописание глагольных суффиксов.

Временные формы глаголов. Глагольные суффиксы.

Знать написание глагольных суффиксов. Уметь правильно писать суффиксы глаголов прошедшего времени.

16

Изменение глаголов по временам.

Изменение глаголов по временам

Уметь определять время  глагола

17

Закрепление  знаний о глаголе.

Безударные окончания глаголов. Спряжение глаголов. Временные формы глаголов.

Знать лексико-грамматические признаки глагола. Спряжения глаголов.

Уметь употреблять глаголы в речи, писать окончания глаголов. Изменять глаголы.

18

 Изложение «Медаль»

Осознанное использование изученных частей речи.

Уметь делить текст на части, составлять план, выделять главное.

Упр.502, стр 110

19

Работа над ошибками

20

Контрольный диктант по теме: «Глагол».

Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами: безударные личные окончания глаголов, безударные гласные в корнях слов.

Уметь безошибочно писать под диктовку тексты с изученными  орфограммами, анализировать слово, предложение

Диктант

21

Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте.

Обобщение знаний о глаголе.

Знать признаки глаголов.

Уметь употреблять глаголы и правильно писать

Работа над ошибками

Повторение изученного за год   11 часов)

22

Обобщение знаний о предложении

Разновидности предложений по цели высказывания, по интонации. Знаки препинания  в конце предложения. Предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Знаки препинания в предложениях
с однородными членами

Знать типы предложений  по цели высказывания  и по эмоциональной окраске. Знать признаки однородных членов предложения.

Уметь расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами

Тест №14

23

Состав слова (обобщение)

Части слова , значение, употребление

Знать признаки частей слова.

Уметь применять их на практике.

Тест №15

24

Части речи (обобщение)

Грамматические признаки частей речи.

Части речи , значение и употребление

Знать признаки частей речи.

Уметь применять их на практике.

25

Изложение «Чеховский сад»

Использование в письменной речи изученные части речи.

Уметь создавать несложные монологические тексты, работать самостоятельно.

Изложение

26

Работа над ошибками

Анализ ошибок, допущенных в диктанте, сочинении и изложении.

Знать признаки изученных частей речи.

Работа над ошибками

27

Итоговый контрольный диктант

Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами

Уметь безошибочно писать под диктовку тексты с изученными  орфограммами

Диктант

28

Работа над ошибками

Анализ ошибок, допущенных в диктанте, сочинении и изложении.

Знать признаки изученных частей речи.

Работа над ошибками

29

Сочинение по картине И.И.Левитина «Весна. Большая вода.»

Использование в сочинении элементов описания.

Уметь точно употреблять в письменной речи имена прилагательные и глаголы, самостоятельно работать..

Сочинение

30

Части речи (обобщение)

Местоимение

Местоимение, значение и употребление.

Знать признаки местоимений.

Уметь их распознавать и употреблять в речи.

31

Итоговый тест

Виды текстов. Части речи. Правописание безударных гласных в корне слова.

Уметь безошибочно списывать данный текст

Тест

32

Работа над ошибками

Анализ ошибок, допущенных в диктанте, сочинении и изложении.

Знать признаки изученных частей речи.

Работа над ошибками


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Русский язык» для изучения предмета на базовом уровне 3 класс

Рабочая программа разработана применительно к учебной программе развивающего обучения Л. В. Занкова. (Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова. Самара: Издательство «Учебная литерат...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Математика» для изучения предмета на базовом уровне 3 класс

Рабочая программа разработана применительно к учебной программе развивающего обучения Л. В. Занкова. (Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова. Самара: Издательство «Учебная литерат...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Литературное чтение» для изучения предмета на базовом уровне 3 класс

Рабочая программа разработана применительно к учебной программе развивающего обучения Л. В. Занкова. (Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова. Самара: Издательство «Учебная литерат...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Окружающий мир» для изучения предмета на базовом уровне 3 класс

Рабочая программа разработана применительно к учебной программе развивающего обучения Л. В. Занкова. (Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова. Самара: Издательство «Учебная литерат...

Рабочие программы по предметам II вид 2-е отделение 5 класс. Календарно-тематическое планирование по предметам II вид 2-е отделение 5 класс.

Материал содержит  рабочие программы по всем предметам 5 класса IIвида 2-ого отделения и разработанное календарно-тематическое планирование в помощь учителям слабослышащих детей....