Конспект урока по русскому языку "Непроизносимые согласные" с интерактивным упражнением
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Гаврюшина Варвара Анатольевна

Урок русского языка «Непроизносимые согласные» 3 класс

Цель урока:  

Формировать  ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по построению и моделированию понятия «Непроизносимые согласные в корне слова» для правильного использования в письменной речи.

Задачи урока:

  • Способствовать развитию грамотной устной и письменной  речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
  • Способствовать развитию  умения определять и формулировать  тему и цель на уроке, проговаривать последовательность действий, работать по  коллективно составленному плану,  оценивать правильность выполнения действия, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей,  вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
  • Способствовать развитию умения оформлять свои мысли в устной и письменной форме,  слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в парах, группе.
  • Способствовать развитию умения ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.docx31.38 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка «Непроизносимые согласные» 3 класс

Цель урока:  

Формировать  ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по построению и моделированию понятия «Непроизносимые согласные в корне слова» для правильного использования в письменной речи.

Задачи урока:

  • Способствовать развитию грамотной устной и письменной  речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
  • Способствовать развитию  умения определять и формулировать  тему и цель на уроке, проговаривать последовательность действий, работать по  коллективно составленному плану,  оценивать правильность выполнения действия, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей,  вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
  • Способствовать развитию умения оформлять свои мысли в устной и письменной форме,  слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в парах, группе.
  • Способствовать развитию умения ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учащихся

Форма работы

1.Орг. момент

Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу, я рада видеть вас. Думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения и новые открытия.

- Сегодня на уроке вы будете исследователями. А девиз нашего сегодняшнего урока вы можете прочитать на плакате: «Ужасно интересно, все то, что неизвестно»

2.Актуализация знаний.

-Чтоб ошибок избежать,
Зоркость будем развивать.
-Прочитайте внимательно слова. Запишите их в тетрадь, разделяя их на группы по орфограммам.
Далёкий, ошибка, темнота, посадка, ночной, местный, дрожал, жидкий, тетрадка.
(1 ученик у доски)
Докажите по какому принципу вы разделили их на группы.
На какую орфограмму записали слова в первый столбик?
(Безударные гласные в корне слова)
Каким правилом мы пользуемся при написании слов этой группы?
Докажите, что нужно писать именно эту гласную.
На какую орфограмму записали слова во второй столбик?
(Глухие и звонкие согласные в корне слова)
Каким правилом мы пользуемся при написании слов этой группы?
Докажите, что нужно писать именно эту согласную букву.

Что общего в способах проверки этих орфограмм?

(Необходимо подобрать однокоренное слово

фронтальная

3.Постановка проблемы и определение темы урока

Какое слово оказалось «лишним»? (местный) 
Почему слово
местный нельзя записать ни в один столбик? (Какая-то другая орфограмма)
— Именно эта орфограмма и подскажет тему нашего урока.

  1. Введение новой темы

Напишите транскрипцию слов

Солнцево, известный, праздник

Дети пишут транскрипцию , она проверяется после написания остальными детьми

(слова написаны на карточках, которые после написания транскрипции открываются)

Какое несоответствие между произношением и написанием?

Дети отмечают, что некоторые буквы не произносятся. Это согласные - л, д, т.

Вывод: новая орфограмма - непроизносимые согласные .

фронтальноая

4. Выявление звукосочетаний, в которых могут быть непроизносимые согласные, запись их в памятку

СН , ЗН ,СЛ, РЦ ,ВСТВ, ЛНЦ

Выявление наиболее часто встречающихся  (СН и  ЗН)

Работа в сборнике упражнений (слова выделены, необходимо только определить звукосочетание, в котором есть непроизносимые согласные)

Фронтально

 (чтение вслух)

  1. Выборочный диктант (из текста на слух необходимо выбрать слова с этими звукосочетаниями)

Поздний субботний вечер. Мама  испекла вкусный пирог. Петя смотрит по телевизору «Звездные войны».У нас счастливая семья .Нам никогда не бывает грустно.

Чтобы избежать неправильного написания , слова вывешиваются на доске ,после того , как их назвали  и записываются детьми в тетрадь «с дырками» поз-ний

звёз-ные

вкус-ный

счас-ливая

грус-но

Но вот вопрос как же проверить написание слов?

групповая

6.Определение способа проверки.

Для слов из первого столбика найти проверочное слово из второго столбика и соединить.

солнце

часть

яростная

солнышко

участник

ярость

устная

честь

честная

яростно

частный

участие

уста

Вопрос детям: как вы думаете надо проверять эту слабую позицию, если это тоже корневая орфограмма (не акцентировать внимание детей ,что она может быть на стыке морфем )

Вывод: надо подобрать однокоренное слово, где непроизносимый  звук слышно.

Сравниваем вывод с правилом учебника

Работа в парах

7. Закрепление способа проверки

Работа в сборнике упражнений

После окончания проверка кто запомнил больше слов.

Фронтальная

( по цепочке)

8.Проверка выписанных из выборочного диктанта слов

Запись проверочных слов, выделение  корня, вставка непроизносимых согласных.

 Выявление в ходе проверки, что не всегда в данных звукосочетаниях может быть непроизносимая согласная (вкусный)

Работа в парах

9. Самостоятельная работа

Выполнение интерактивного упражнения (оn-line)

Cсылка  http://LearningApps.org/display?v=p36c2euqk

Проверка: кто справился без ошибок?

Индивидуальная

10. Закрепление

Вернемся к словам, к которым мы писали транскрипцию в начале урока.

Найдите проверочные для этих слов .

В ходе проверки выясняем , что слово Солнцево можно проверить словом солнышко. Вспоминаем , что так называется наш микрорайон, в каком округе мы живем.

Слово лестница нельзя проверить словом современного языка, но в древне -славянском было слово «лества», что означает предмет , с помощью которого лезут. Так же дело обстоит и со словом праздник- от слова «праздь», что означает свободный от работы день. Детям предлагается  найти в этимологическом словаре объяснение написания слова чувствовать.

Фронтальная

  1. Итог урока

Посмотрите еще раз на девиз нашего урока!!!

С какой орфограммой мы познакомились на уроке?

- В каких звукосочетаниях она встречается ?

- Какие звуки могут быть непроизносимыми?

- Как проверить слова с данными звукосочетаниями?

- Как вы поработали на уроке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку по теме "Упражнение в правописании слов с глухими и звонкими согласными в корне."

Урок можно использовать при закреплении правописания слов с глухими и звонкими согласными в корне...

Конспект урока по русскому языку на тему «Упражнения в расположение слов в алфавитном порядке»

Предмет: Русский языкКласс: 1 «в»Тема: «Упражнения в расположение слов в алфавитном порядке»Цель: Закрепить умения пользования алфавитом на практике.Планируемые результаты: Предметные: ·...

Конспект урока по русскому языку на тему: "Упражнение в выделении признаков имени прилагательного"

Конспект урока по русскому языку на тему: "Упражнение в  выделении признаков имени прилагательного"...

Конспект урока по русскому языку на тему "Упражнения в написании предлогов со словами". (4 класс. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В.) Автор: Пономаренко Л.Н.

Конспект урока предназначен в помощь учителям, работающим по Программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII  под редакцией Воронковой В.В....

Конспект урока по русскому языку на тему "Упражнение в написании глаголов по временам" (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: закрепление умения: изменять глаголы по временам, навыков: находить глаголы 2-го лица единственного числа, глаголы в неопределенной форме, глаголы прошедшего времени среди д...