Звуки [ф] , [ф’] и буква Ф, ф
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема: Звуки [ф] , [ф’] и буква Ф, ф
Цель: знакомства с новыми звуками [ф] , [ф’] и буквами Ф, ф. Развивать фонематический слух, работать по трем единицам речи: звук, слово, предложение. Учить слышать новые звуки в речи, выделять их в словах. Закреплять умения давать характеристики звуков; развивать память, мышление, речь, воображение.
Обогащать лексику учащихся, развивать устную речь. Обучать сознательному, правильному, плавному чтению. Воспитывать коллективизм, чувство взаимопомощи, уважения друг к другу.
Оборудование Мультимедийная установка, таблица «Звуки речи», «звуковички» не раскрашенные, карточки для вычеркивания букв, цветная нить, смайлики, сигнальные карточки, кассы букв и алфавит, схема слова
Ход урока.
- Организационный момент.
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы!
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
Поднимите смайлики (мое настроение)
- Чтобы наш урок прошел интересным, мы многому научились, пусть девизом нашего урока будут слова: «Умеешь сам - научи другого».
(слайд 2)
- Работа над пройденным материалом.
Игра «Доскажи словечко».
- Наша речь состоит ….(из предложений).
- Звуки бывают … (гласные и согласные).
- При произнесении согласного звука … (воздух во рту встречает преграду).
- Согласные звуки бывают …(глухие и звонкие, твердые и мягкие).
- Гласные звуки бывают ….(ударные и безударные).
- Буквы е, ё, ю, я …(могут обозначать 2 звука).
- Звуки [ж], [ш], [ц] – всегда … (твердые).
- Звуки [й’], [ч’], [щ’] – всегда … (мягкие).
- Имена, фамилии, клички, города …(все с заглавной буквы пишутся всегда).
III. Мобилизующий этап.
- Сегодня наш урок будет немного необычным. Если вы по описанию догадаетесь о ком идет речь, то узнаете, кто будет гостем на нашем уроке.
(слайд3)
шляпа плащ улыбка фрак волшебная палочка
чудо
- Ребята, вы догадались, кто спешит к нам на урок?
Слайд4
- А теперь? Как его можно по-другому назвать? (маг, чародей, иллюзионист, волшебник).
- Где можно увидеть фокусника и чем он занимается?
IV. Введение в новую тему. Формулирование темы и задач урока учащимися.
- Наш гость - фокусник - не случайно пришел именно в наш класс. Он знает, что сегодня мы будем изучать новую букву и решил помочь нам. Для этого он принес с собой разные задания.
- Посмотрите, какие картинки нам принес фокусник.
(слайд5):
Шарф флаг телефон фонарь конфета
- Если вы определите, какие одинаковые звуки есть в этих словах, то узнаете тему нашего урока.
- Кто догадался, о каких звуках пойдет речь на уроке? (О звуках [ф], [ф’])
- Попробуйте, опираясь на тему урока и опорные слова, сформулировать задачи нашего урока.
Познакомиться с …..
Учиться отличать ….
Учиться читать …..
(предположения детей)
(слайд 6)
- Правильно, мы должны познакомиться со звуками [ф], [ф’] и буквой, которая их обозначает. Будем учиться отличать эти звуки и букву от других звуков и букв, учиться читать слоги и слова с новой буквой.
V. Знакомство со звуками.
1. Работа по вариантам (исследование звуков).
1 в. - Найдите среди данных слов слова со звуком [ф], исследуйте их и дайте характеристику этому звуку (конфета, фонарь).
2 в. – Исследуйте слова со звуком [ф’] и дайте ему характеристику.
2.- Поделитесь своими открытиями (с опорой на таблицу «Звуки речи»).
Сначала называют слова со звуком [ф], который встречается только вначале слова, а потом дают характеристику.
- Звук [ф] – согласный, глухой, твердый.
Аналогично со звуком [ф’].
- Звук [ф’] – согласный, глухой, мягкий.
3. Давайте «оденем» в парах «звуковичка» (раскрашивание). Вспомните все, что говорили ребята.
Проверка. – Как раскрасили тапочки? Какую выбрали шапочку?
Выбор из трех звуковичков нужного.
Вывод. Звуки [ф], [ф’] - согласные, глухие, [ф], - тв., [ф’] - мягк.
(слайд 7)
VI. Знакомство с новой буквой.
1. Упражнения на узнавание буквы.
- Со звуками мы познакомились. С чем теперь надо познакомиться?
Работа в группах.
- Выберите из предложенных букв ту букву, которая обозначает звуки [ф], [ф’]. Обведите ее.
- Кто знает, как она называется? («эф»). В каком слове встретилась?
- Давайте на алфавите найдем эту букву. (1 ученик показывает у доски, а другие в парах находят на своих алфавитах на местах). Назовите её соседей.
- Напишите на звуковичках эту букву. (Выставляю картинку с изображением букв Ф, ф).
- На что она похожа? Попробуйте из ниток выложить эту букву.
- Для чего нужна заглавная буква Ф?
- Какое имя может быть у нашего фокусника? (Федя, Фома, Филипп, Филька).
- Послушайте стихотворения про букву Ф.
(слайды 8, 9)
Филин – два огромных глаза –
Букву Ф напомнит сразу,
Лупоглазый целит взгляд,
Словно фотоаппарат.
Федя ходит руки в боки,
Значит выучил уроки
- Давайте встанем и изобразим эту букву.
2. Упражнение на концентрацию внимания.
- Потренируемся в распознавании новой буквы среди других букв.
- Фокусник приготовил для вас сюрприз. Он спрятал новую букву среди других букв. Ваша задача – найти её, зачеркнуть и посчитать, сколько раз она встретилась, укажите на обратной стороне эту цифру. Кто же первый справится с этим заданием? Начали.
УЮМЗРФСЕЗОФОБЬФКФПРЫВФ(карточки)
Взаимопроверка.
- Кто не допустил ошибок? Молодцы, вы были очень внимательными.
- Сколько раз она встретилась? (5)
3. Определение места буквы Ф в городе Букварии.
- Кто догадался, где мы поселим новую букву в городе Букварии? В каком домике? Произносим попарно эти звуки.
(Напротив буквы В, т.к. новая буква обозначает парный глухой согласный звук).
(слайд10)
4. ФИЗМИНУТКА.
- Фокусник хочет проверить ваше внимание. Очень часто дети путают звуки
[в] и [ф] , так как они парные по звонкости и глухости. Поиграем с фокусником в игру «Звонкий – глухой».
- Если в слове есть звуки [ф], [ф’], то хлопаем, если нет – приседаем.
Ветка, свет, Федя, свитер, филин, хвастун, фуфайка, фабрика, верба, светофор, фирма, вагон.
VII. Чтение слогов и слов с новой буквой.
1. Фокусник пришел к нам со своим волшебным сундучком . Он передал мне волшебную палочку. Следите за движением палочки. Раз, два, три – ой, появилась табличка.
(слайд 11)
фа аф раф фрак
фу уф фла фея
фе еф физ фокус
фи иф фру шофёр
фо оф фот финиш
фё ёф фаб флаг
фы ыф фри фабрика
фокусник
Чтение слогов 1-го столбика громко.
2 столбик радостно, вопросительно.
3 столбик с заданиями.
- Прочитайте слоги, которые подходят к этому слогу-слиянию (с мягкими согласными звуками).
- Прочитайте слова 4-го столбика самостоятельно.
Чтение хором слов 4-го столбика.
- В каких словах мягкий согласный звук [ф’]? (фея, шофер, финиш).
- Назовите двусложные слова.
- Назовите трехсложные слова.
- Каким правилом вы пользовались, чтобы это определить? (хором проверяем)
- К каким словам подходит схема: (финиш)
- Сколько букв в этом слове? А звуков? Почему? Докажите.
(на доске схема слова)
2. Образование слов и предложений.
- Ребята, давайте попробуем составить предложение о фокуснике.. (Фокусник в цирке показал интересные фокусы. И т.д.).
(слайд12)
Фокусы со словами.
(мрак – фрак, миска – киска, палка – галка, фантик - бантик)
4. Работа с учебником (с. 196)
- Давайте порадуем фокусника своим чтением.
- Прочитайте самостоятельно стихотворение В.Берестова о фокуснике и его фокусах.
- Кто хочет прочитать выразительно, соблюдая паузы, вопросительную интонацию? (Чтение 2-3 учеников)
Беседа по содержанию.
- Какой фокус он показал? (Факел превратил в букет)
- Кто выскочит из букета?
- Так это фокус или чудо?
VIII. Проверка знаний.
- Фокусник хочет проверить ваши знания, полученные на этом уроке, а так как он любит всё на букву «Ф», то и проводит с вами игру «Верю - не верю» (Если согласны, говорим верю, показываете зеленый цвет, если не согласны, говорим не верю, показываете красный цвет).
1. Буква «Ф» обозначает гласный звук. - А какой? Почему?
2. Звук [ф] – глухой.
3. Буква «Ф» может обозначать как твёрдый, так и мягкий звук.
4. В слове финики буква «ф» обозначает твёрдый звук.
5. В слове фуфайка только одна буква «ф».
IX. Итог урока, рефлексия.
- С какой буквой познакомились?
- Какие звуки она обозначает?
- Фокусник убедился, что вы усвоили тему урока, можете дружно работать и приобретать новые знания.
- Молодцы, ребята! Вы хорошо потрудились на уроке. Я рада, что вы сегодня старались особенно внимательно выслушивать ответы друг друга, не повторять ответы товарищей, хорошо размышляли и анализировали. А вам понравилось, как мы сегодня работали? Что особенно понравилось?
- Кто заканчивает урок с хорошим настроением, поднимите вверх свои смайлики.
(слайд13)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обучения грамоте в 1 классе по теме "Согласные звуки [с] и [с’], буква С. Чтение слогов и слов с буквой С. Написание букв, слогов и слов с буквой С." Урок ОНЗ
Урок "Обучение грамоте", 1 класс, тип урока ОНЗ. Тема урока: Согласные звуки [с] и [с’], буква С. Чтение слогов и слов с буквой . Написание букв, слогов и слов с буквой С(По учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В...
Звуки [й’а], [а]. буквы Я,я. Обозначение двух звуков [й’а] одной буквой Я
Урок литературного чтения в период обучения грамоте по УМК "ПНШ"...
Урок «Ударные и безударные гласные звуки. Способы проверки написания буквы, обозначающий безударный гласный звук (изменение формы слова)
Цели урока:Формировать умения подбирать проверочные слова, писать двусложные слова с безударными гласными, учить ставить учебную задачу, повышать уровень самоконтроля учащихся, формировать умение рабо...
Рабочие листы к урокам обучения грамоте по темам "Звуки [й‘э] [‘э]. Буквы Е, е" , "Звуки [й‘а] [‘а]. Буквы Я, я."
Данный материал может быть использован учителем, как во фронтальной, так и в индивидуальной работе на уроках обучения грамоте при изучении гласного и согласных звуков и букв, которые их обознача...
«Безударные проверяемые гласные звуки. Способы проверки написания буквы, обозначающий безударный гласный звук (изменение формы слова)»
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ...
Технологическая карта урока обучения грамоте, тема: «Звуки [м], [м\']. Буквы М, м. Знакомство с парными (по твердости-мягкости) согласными звуками [м], [м\'] и буквами М и м, обозначающими эти звуки на письме», 1 класс, УМК «Планета знаний».
Технологическая карта. Обучение грамоте (чтение). 1 класс....
«Буквы Хх, Жж и звуки Х-Ж. Дифференциация букв ж-х на письме. Выделение слога с буквами.»
Конспект группового логопедического занятияпо коррекции смешанной дисграфиис обучающимися коррекционного 31 класса(с интеллектуальной недостаточностью)...