Склонение имен существительных. Творительный падеж.
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

Гибадуллина Дильбар Ракиповна

 

Познакомить с особенностями творительного падежа, его значением, предлогами.

Учить правильно употреблять имена существительные в творительном падеже.

 Научить детей самостоятельно мыслить, обобщать; развивать логическое мышление.

Повторение и закрепление полученных знаний, орфограмм, развитие навыков по чистописанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russ_yaz_tvor._pad.1.docx19.22 КБ

Предварительный просмотр:

 Фамилия, имя, отчество: Гибадуллина Дилбар Рахиповна

Дата рождения: 20 марта 1961г.

Педагогический стаж: 33 года

Образование: высшее

Категория: первая

Награды: Нагрудный знак Министерства образования РТ «За заслуги в образовании»

Педагог с высокой теоретической и методической подготовкой.  Имеет  

глубокие знания методики преподавания. Обращает пристальное внимание на развитие коммуникативной компетенции учащихся,  а так же их логического мышления. Её уроки отличаются насыщенностью,

хорошим темпом, разнообразием  форм и методов обучения. Научность, целостность, глубокое содержание, высокая результативность – характерные черты её уроков. Её воспитанники принимают активное участие в различных конкурсах, соревнованиях и занимают призовые места. Уроки и внеклассные мероприятия всегда открыты для родителей и коллег. Систематически и целенаправленно повышает свое образование, совершенствует методическое мастерство. Учитель пользуется большим авторитетом среди учащихся, родителей и педагогического коллектива. Делится опытом работы с молодыми учителями, является их наставником и советчиком. Часто проводит открытые уроки с приглашением родителей, проводит с ними откровенные беседы по вопросам воспитания детей.

           

                                     Русский язык

Тема: Склонение имен существительных. Творительный падеж.

Цель урока: Познакомить с особенностями творительного падежа, его значением, предлогами.

Учить правильно употреблять имена существительные в творительном падеже.

 Научить детей самостоятельно мыслить, обобщать; развивать логическое мышление.

Повторение и закрепление полученных знаний, орфограмм, развитие навыков по чистописанию.

Оборудование: план изучения падежей, интерактивная доска, Учебник«Русский язык» Р.Н.Бунеев,Е.В.Бунеева, О.В.Пронина. 4 класс.

                                  Ход урока.

  1. Организация  урока , психологический настрой учащихся.

Ребята, сегодня в нашей школе день необыкновенный, особенный. У нас гости. А как встречают гостей?

- С радостью, открытой душой.

Давайте поздороваемся с гостями.

- Здравствуйте.

Чтобы гостям не было скучно, мы должны организовать урок интересным, результативным, а это зависит от вас, ребята. Будьте активными.

На уроках какую пословицу любим мы повторять?

_ « Повторенье-мать ученья»

Отгадайте загадки:

  1. В немецком языке их 4, в венгерском-22, в английском языке 2, а в русском языке-6. Каждый имеет свои вопросы. Что это?

-падежи.

-Назовите, какие?(ответы учащихся)

-Какой небылицей легко запомнить название падежей?(Иван родил девчонку, велел тащить пеленку)

    2) Этот падеж не дружит с предлогами, но подлежащее всегда стоит в этом падеже(им.п.)

   3) У этого падежа нет «своих» вопросов. Один он попросил у именительного, а другой у родительного падежа(винит. п.)

  4) Сравните именительный и винительный падежи по плану:

-вопросы

-предлоги

-слово-помощник

-каким членом предложения является

-вспомогательные слова.

II .Подготовка к изучению нового материала.

-Ребята, назовите предметы, которыми пользуемся на уроках труда? (иголка с ниткой, ножницы, клей, пластилин, цветные бумаги, ткань, крючок)

- А что мы делаем с этими предметами?

-Шьем, вяжем, вышиваем, режим, клеем и т.д.

- Значит что-то делаем?

-Мастерим, творим.

- А на уроках рисования что делаем?

- Тоже творим.

Давайте, ребята, попробуем подобрать родственные слова к слову творить.(творчество, творение, творец, творительный)

Словарная работа.

Как вы думаете ,о каком падеже  на уроке будем говорить?( о творительном падеже) .

III Решение учебной задачи.

Работа по чистописанию. На экране:

Рогатая, хвостатая,

Рогом проткнёт

Хвостом починит( Иголка с ниткой)

- Внимательно прочитайте загадку, запоминайте. (дети несколько раз читают загадку, отгадывают; несколько раз повторяется хором) При написании каких слов затрудняемся?

- Письмо по памяти. ( Нахождение орфограмм: рогатая, хвостатая, проткнёт, починит) Самопроверка.(самооценка)

- А теперь определите падеж существительных. Как определим падеж существительных?

- по вопросам, по предлогам, словом-помощником. Творю чем? Хвостом,рогом.

- Что обозначают слова рогом, хвостом?( Предметы с помощью которых что-то делали, творили)

На доске вешается картинка( с предлогами и рисунками: над лесом, за заборами, перед замком, над корягой и т.д.) Ученик рассказывает стихотворение про рисунок .

Творительный падеж от слова творю. Самым своеобразным значением творительного падежа в русской грамматике было такое: значение орудия, которым что-нибудь делают.

Но кроме этого смысла творительный падеж выражает много разных других значений.( время, место)

Работа по учебнику. Упражнение . Прочитайте пословицы, вставляя подходящие по смыслу слова, укажите падеж. Объясните по плану, как вы определили падеж?

(ответы учащихся)

Самостоятельная работа с карточками: определить падеж существительных. Самопроверка. Самооценка.

IV. Итог урока. Об особенностях какого падежа говорили? Как определили падеж существительных.

V. Самооценка.

VI. Домашнее задание. Подготовиться к сочинению « У моря» . Составить план.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русского языка, литературного чтения и изобразительного искусства. Тема:Склонение имен существительных. Винительный падеж. Осенний калейдоскоп.

Урок составлен по программе УМК "Школа России" для учащихся 4 класса. Цели урока:1.       Углублять знания детей об имени существительном как части речи. Познакомить...

Интеллект-карта "ПРАВОПИСАНИЕ ОКОНЧАНИЙ -О И -Е В ИМЕНАХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ТВОРИТЕЛЬНОГО ПАДЕЖА"

Как запомнить правило "ПРАВОПИСАНИЕ  ОКОНЧАНИЙ  -О   И   -Е  В  ИМЕНАХ  СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ   ТВОРИТЕЛЬНОГО  ПАДЕЖА"? Очень просто! Просто представь картинку!Р...

Урок русского языка 3 класс Обобщение знаний по теме: «Склонение имен существительных по падежам»

Обобщить знания учащихся о падежах имён существительных. Закрепить знание названий падежей и падежных вопросов, запомнить алгоритмом определения падежа слова в предложении....

Имя существительное.Склонения имен существительных по падежам. Повторяем правила дорожного движения

Имя  существительное. Склонения  имен  существительных  по  падежам. Повторяем правила дорожного движения....

Технологическая карта "Склонение имен существительных по падежам" УМК "Ритм", 3 класс

Технологическая карта для урока открытия новых знаний составлена в соотвествии с ФГОС НОО. В спроцессе проведения  урока использовался материал учебника, раздаточный материал, презентация....

Технологическая карта урока русского языка "Имя существительное. Склонение имени существительного по падежам" (УМК "Перспектива", 4 класс)

Цель деятельности учителя: обобщение и систематизация знаний падежей имени существительного, изменение слов по падежам (склонение).Задачи урока: Дидактические:1. Обобщить и систематизировать...