Русский язык. Сочинение по сюжетным рисункам В. Г. Сутеева к сказке «Яблоко». 2-й класс.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Урок развития речи в форме деловой игры. Основная цель – подготовить учащихся к написанию сочинения-повествования в жанре рассказа, учиться восстанавливать сюжетную линию произведения по сюжетным картинкам, способствовать формированию любви к слову и интереса к творчеству В. Г. Сутеева.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 46 КБ |
prezentatsiya.ppt | 611 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык. Сочинение по сюжетны рисункам В. Г. Сутеева к сказке «Яблоко». 2-й класс.
Тема урока: «Сочинение-рассказ по сюжетным рисункам В.Г.Сутеева к сказке « Яблоко».
(Урок в форме деловой игры)
Цели урока:
1.Подготовить уч-ся к написанию сочинения-повествования в жанре рассказа.
2.Повторить и закрепить знания о композиции сочинения повествовательного характера
3.Активизировать слова, связанные со спецификой работы на уроке: соавтор, соавторство.
4.Учиться восстанавливать сюжетную линию произведения по сюжетным картинкам.
5.Способствовать формированию любви к слову и интереса к творчеству писателя.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, доска, презентация (Приложение1), сюжетные картинки (Приложение2), карточки со словами (Приложение3), индивидуальные листы с дифференцированным заданием по группам(Приложение4).
Ход урока
I. Организационный момент
-Сегодня у нас урок-игра, но игра не простая, а взрослая – деловая. Мы попробуем с вами внести свой вклад в написание сказки. Приложение1.
Слайд 1.
-Какие сказки вы знаете?
-На какие 2 группы можно разделить все сказки? (авторские и народные)
Слайд 2.
-Чем отличаются авторские сказки от народных? (У авторских есть автор, а народные сочиняет народ)
II. Вступительная беседа учителя:
«Сегодня на уроке мы будем работать с рисунками известного писателя и художника. Прежде чем я назову вам его имя, проведем небольшую викторину, посмотрим, знаете ли вы его рассказы. (Учитель показывает рисунки-иллюстрации В.Сутеева школьникам из хорошо известных ученикам рассказов: «Кто сказал “мяу!”?», «Разные колеса», «Три котенка» и др.; те отгадывают, о каком рассказе идет речь?»
Слайд 3.
Слайд 4.
Слайд 5.
Слайд 6.
Слайд 7.
Написал эти рассказы писатель и художник Владимир Сутеев – талантливый человек, придумавший много забавных историй, в которых действующими лицами являются животные.
Слайд 8.
Слайд 9.
Он создавал и рисунки к своим рассказам. Дар художника позволил ему создать необыкновенные рассказы без слов – в рисунках. Зная о том, что многие дети любят сочинять, придумывать что-то, он предоставил своим зрителям такую возможность: рисунки есть, а текста нет, и каждый, кто рассматривает эти рисунки, может сам составить рассказ и стать своеобразным соавтором художника.
Но сначала давайте определим, кто же такой соавтор. Слово автор и его значение вам хорошо знакомы.
– Кто такие сотрудники? (Люди, которые вместе трудятся.)
– Кто такие собеседники? (Те, кто участвует в беседе.)
– Кто такие соавторы? (Соавтор – человек, который вместе с кем-нибудь является автором чего-нибудь.)
Слайд 10.
Итак, мы сегодня на уроке представим себя соавторами художника, только наша задача будет заключаться не в том, чтобы что-то дорисовывать к авторским рисункам, а в том, чтобы «расшифровать» замысел художника и составить рассказ по его рисункам к сказке «Яблоко».
III. Работа над сочинением.
- - Как называется сказка? ( «Яблоко»)
- Определим тему сказки, т. е. о чем она? (О том, как звери нашли яблоко и его делили)
- Чем отличается сказка от рассказа? (В сказке происходят волшебства и звери разговаривают)
- Мы сегодня будем писать рассказ по картинкам, так как мы еще не умеем записывать прямую речь, то есть то что говорят герои.
- Если мы пишем рассказ, то какой тип речи мы используем? (Повествование. Восстанавливаются события, которые идут одни за другими)
- Какова композиция произведения? (Завязка, развитие событий, кульминация, развязка)
- - Восстановим порядок событий с помощью сюжетных картинок (Работа в парах. В конвертах картинки. Разложить по сюжету). Приложение2.
- Какова главная мысль произведения?
- Составление плана по картинкам.
Слайд 11.
Слайды по одному:
Заяц находит яблоко
Ворона срывает яблоко
Яблоко убегает
Звери не могут поделить яблоко
Помощь Михаила Ивановича
Яблоко разделили.
IV. Орфографическая работа.
Приложение3.
– Назовите главных героев. (Заяц, Ворона, Ёжик, Медведь)
– Давайте дадим имена героям. (Заяц Коська, Ворона Каркуша, Ежик Иголкин, Медведь Михаил Иванович)
– Как написать клички, фамилии и отчества героев? (С большой заглавной буквы, т.к. это имена собственные)
– Описание животных:
Заяц Коська (какой?) весёлый, быстрый
Ворона Каркуша (какая?) крикливая, хитрая, серая
Ёжик Иголкин (какой) колючий, шустрый, находчивый
Медведь Михаил Иванович (какой?) мудрый, справедливый, большой
– Какова роль каждого героя?
Слайд 12.
Заяц Коська – увидел яблоко
Ворона Каркуша – сорвала
Ёжик Иголкин – поймал
Медведь Михаил Иванович – рассудил и померил
V. Пересказ по плану и сюжетным картинкам. (С элементами художественного вымысла, т.е. можно добавить что-то своё)
– Какая главная мысль произведения? Что хотел сказать автор?
– Выберите пословицу, которой можно закончить свой рассказ.
Слайд 13.
VI. Запись текста на индивидуальных листах. Сложность задания дифференцирована по группам. Приложение4.
VI. Проверка записанных текстов. (По 1 человеку из каждой группы)
VII. Д.з.: Отредактировать получившийся текст, записать его на отдельном листе и сделать рисунок. Каждый лист будет страничкой в книге соавторов В Г. Сутеева, учеников 2-В класса.
VIII. Итог урока.
Оценка и самооценка (рефлексия):
- что понравилось на уроке?
- что каждый из вас может сказать о своей работе на уроке?
Слайд 14.
IX. Учитель подводит итог
Слайд 15.
- Всем спасибо за сотрудничество на уроке! Вы отлично поработали!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
СКАЗКИ Авторские Народные
Палочка-выручалочка
Кто сказал «Мяу»?
Под грибом
Три котёнка
Яблоко
Один из зачинателей отечественной мультипликации, художник, сценарист и режиссер Владимир Григорьевич Сутеев родился 5 июля 1903 года.
С 1923 года иллюстрировал книги для детей, среди его самых известных работ - иллюстрации к произведениям Корнея Чуковского и Самуила Маршака.
СОАВТОР - человек, который вместе с кем-нибудь является автором чего-нибудь.
1 4 5 6 3 2
Заяц Коська - Ворона Каркуша - Ёжик Иголкин - Медведь Махаил -Иванович увидел сорвала поймал рассудил и помирил
Всё хорошо, что хорошо кончается. Делай другим добро - будешь сам без беды. С добрым делом не опоздаешь.
Я узнал удивился задумался повторил научился запомнил
Спасибо за работу на уроке!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация урока русского языка "Сочинение по сюжетной картинке"Зимние забавы".
Сочинение по сюжетной картинке"Зимние забавы"...
Конспект урока русского языка "Сочинение по сюжетным иллюстрациям" (УМК "Школа России", 4 класс)
Цели деятельности учителя: · ознакомление с жизнью и творчеством В.А. Серова, Н.К. Рериха, И.Э. Грабаря;·...
Конспект урока русского языка «Сочинение по репродукции картины И. И. Левитана «Весна. Большая вода»» (4 класс)
Цели деятельности учителя: Формирование условий для составления и записи текста по репродукции картины. И.И. Левитана «Весна. Большая вода»Планируемые результатыПредметные:знать: ...
Конспект урока по русскому языку «Сочинение по картине И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»» (2 класс) (УМК Школа России)
Цели деятельности учителя: развитие интереса детей к рассматриванию картин; формирование умения составлять рассказ – описание по картине.Планируемые результаты: Предметные:- знать понятие ...
Технологическая карта урока русского языка «Сочинение по картине К.Е. Маковского. Дети, бегущие от грозы» (3 класс)
Цель урока: формирование навыка написания отзыва по картине; совершенствование умений соблюдать структуру текста и следовать заранее составленному плану; формирование знаний о творчестве и жизни...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА, "Сочинение по картине В.М. Васнецова "Снегурочка", УМК "Школа России", 3 класс
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование навыка написания отзыва по картине; совершенствование умений соблюдать структуру текста и следовать заранее составленному плану...
Технологическая карта урока по русскому языку "Сочинение по серии сюжетных картин" (УМК "Школа России", 2 класс)
Цель урока: формирование способности у обучающихся осуществлять контроль над развитием письменной речи.Задачи урока:Дидактические:1. Закрепить умение у обучающихся писать сочинение по серии сюжетных к...