Русский язык. Сочинение по сюжетным рисункам В. Г. Сутеева к сказке «Яблоко». 2-й класс.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Туваева Ольга Анатольевна

Урок  развития речи в форме деловой игры. Основная цель – подготовить учащихся к написанию сочинения-повествования в жанре рассказа, учиться восстанавливать сюжетную линию произведения по сюжетным картинкам, способствовать формированию любви к слову и интереса к творчеству В. Г. Сутеева.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc46 КБ
Office presentation icon prezentatsiya.ppt611 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык. Сочинение по сюжетны рисункам В. Г. Сутеева  к сказке «Яблоко». 2-й класс.

 

Тема урока: «Сочинение-рассказ по сюжетным рисункам В.Г.Сутеева к сказке « Яблоко».

(Урок в форме деловой игры)

Цели урока:

1.Подготовить уч-ся к написанию сочинения-повествования в жанре рассказа.

2.Повторить и закрепить знания о композиции сочинения повествовательного характера

3.Активизировать слова, связанные со спецификой работы на уроке: соавтор, соавторство.

4.Учиться восстанавливать сюжетную линию произведения по сюжетным картинкам.

5.Способствовать формированию любви к слову и интереса к творчеству писателя.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, доска, презентация (Приложение1), сюжетные картинки (Приложение2), карточки со словами (Приложение3), индивидуальные листы с дифференцированным заданием по группам(Приложение4).

Ход урока

I. Организационный момент

-Сегодня у нас урок-игра, но игра не простая, а взрослая – деловая. Мы попробуем с вами внести свой вклад в написание сказки. Приложение1.

Слайд 1.

-Какие сказки вы знаете?

-На какие 2 группы можно разделить все сказки? (авторские и народные)

Слайд 2.

-Чем отличаются авторские сказки от народных? (У авторских есть автор, а народные сочиняет народ)

II. Вступительная беседа учителя:

«Сегодня на уроке мы будем работать с рисунками известного писателя и художника. Прежде чем я назову вам его имя, проведем небольшую викторину, посмотрим, знаете ли вы его рассказы. (Учитель показывает рисунки-иллюстрации В.Сутеева школьникам из хорошо известных ученикам рассказов: «Кто сказал “мяу!”?», «Разные колеса», «Три котенка» и др.; те отгадывают, о каком рассказе идет речь?»

Слайд  3.

Слайд  4.

Слайд  5.

Слайд  6.

Слайд  7.

Написал эти рассказы писатель и художник Владимир Сутеев – талантливый человек, придумавший много забавных историй, в которых действующими лицами являются животные.

Слайд  8.

Слайд  9.

Он создавал и рисунки к своим рассказам. Дар художника позволил ему создать необыкновенные рассказы без слов – в рисунках. Зная о том, что многие дети любят сочинять, придумывать что-то, он предоставил своим зрителям такую возможность: рисунки есть, а текста нет, и каждый, кто рассматривает эти рисунки, может сам составить рассказ и стать своеобразным соавтором художника.

Но сначала давайте определим, кто же такой соавтор. Слово автор и его значение вам хорошо знакомы.
– Кто такие сотрудники?
(Люди, которые вместе трудятся.)
– Кто такие собеседники?
(Те, кто участвует в беседе.)
– Кто такие соавторы?
(Соавтор – человек, который вместе с кем-нибудь является автором чего-нибудь.)

Слайд 10.

Итак, мы сегодня на уроке представим себя соавторами художника, только наша задача будет заключаться не в том, чтобы что-то дорисовывать к авторским рисункам, а в том, чтобы «расшифровать» замысел художника и составить рассказ по его рисункам к сказке «Яблоко».

III. Работа над сочинением.

  1. - Как называется сказка? ( «Яблоко»)

 - Определим тему сказки, т. е. о чем она? (О том, как звери нашли яблоко и его делили)

 - Чем отличается сказка от рассказа? (В сказке происходят волшебства и звери разговаривают)

 - Мы сегодня будем писать рассказ по картинкам, так как мы еще не умеем записывать прямую речь, то есть то что говорят герои.

 - Если мы пишем рассказ, то какой тип речи мы используем? (Повествование. Восстанавливаются события, которые идут одни за другими)

 - Какова композиция произведения? (Завязка, развитие событий, кульминация, развязка)

  1. - Восстановим порядок событий с помощью сюжетных картинок (Работа в парах. В конвертах картинки. Разложить по сюжету).   Приложение2.

 - Какова главная мысль произведения?

  1. Составление плана по картинкам.

Слайд 11.

Слайды по одному:

Заяц находит яблоко

Ворона срывает яблоко

Яблоко убегает

Звери не могут поделить яблоко

Помощь Михаила Ивановича

Яблоко разделили.

IV. Орфографическая работа.

Приложение3.

–  Назовите главных героев. (Заяц, Ворона, Ёжик, Медведь)

–  Давайте дадим имена героям. (Заяц Коська, Ворона Каркуша, Ежик Иголкин, Медведь Михаил Иванович)

–  Как написать клички, фамилии и отчества героев? (С большой заглавной буквы, т.к. это имена собственные)

–  Описание животных:

Заяц Коська (какой?) весёлый, быстрый

Ворона Каркуша (какая?) крикливая, хитрая, серая

Ёжик Иголкин (какой) колючий, шустрый, находчивый

Медведь Михаил Иванович (какой?) мудрый, справедливый, большой

– Какова роль каждого героя?

Слайд 12.

Заяц Коська –  увидел яблоко

Ворона Каркуша – сорвала

Ёжик Иголкин – поймал

Медведь Михаил Иванович – рассудил и померил

V. Пересказ по плану и сюжетным картинкам. (С элементами художественного вымысла, т.е. можно добавить что-то своё)

–  Какая главная мысль произведения? Что хотел сказать автор?

–  Выберите пословицу, которой можно закончить свой рассказ.

Слайд 13.

VI. Запись текста на индивидуальных листах. Сложность задания дифференцирована по группам.   Приложение4.

VI. Проверка записанных текстов. (По 1 человеку из каждой группы)

VII. Д.з.: Отредактировать получившийся текст, записать его на отдельном листе и сделать рисунок. Каждый лист будет страничкой в книге соавторов В Г. Сутеева, учеников 2-В класса.

VIII. Итог урока.

 Оценка и самооценка (рефлексия):

 - что понравилось на уроке?

 - что каждый из вас может сказать о своей работе на уроке?

Слайд 14.

IX. Учитель подводит итог

Слайд 15.

- Всем спасибо за сотрудничество на уроке! Вы отлично поработали!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сочинение – рассказ по серии картинок В. Г. Сутеева к сказке «Яблоко»

Слайд 2

СКАЗКИ Авторские Народные

Слайд 3

Палочка-выручалочка

Слайд 4

Кто сказал «Мяу»?

Слайд 5

Под грибом

Слайд 6

Три котёнка

Слайд 7

Яблоко

Слайд 8

Один из зачинателей отечественной мультипликации, художник, сценарист и режиссер Владимир Григорьевич Сутеев родился 5 июля 1903 года.

Слайд 9

С 1923 года иллюстрировал книги для детей, среди его самых известных работ - иллюстрации к произведениям Корнея Чуковского и Самуила Маршака.

Слайд 10

СОАВТОР - человек, который вместе с кем-нибудь является автором чего-нибудь.

Слайд 11

1 4 5 6 3 2

Слайд 12

Заяц Коська - Ворона Каркуша - Ёжик Иголкин - Медведь Махаил -Иванович увидел сорвала поймал рассудил и помирил

Слайд 13

Всё хорошо, что хорошо кончается. Делай другим добро - будешь сам без беды. С добрым делом не опоздаешь.

Слайд 14

Я узнал удивился задумался повторил научился запомнил

Слайд 15

Спасибо за работу на уроке!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "Сочинение по сюжетным иллюстрациям" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цели деятельности учителя: ·        ознакомление с жизнью и творчеством  В.А. Серова, Н.К. Рериха, И.Э. Грабаря;·...

Конспект урока русского языка «Сочинение по репродукции картины И. И. Левитана «Весна. Большая вода»» (4 класс)

Цели деятельности учителя: Формирование условий для составления и записи текста по репродукции картины. И.И. Левитана  «Весна. Большая вода»Планируемые результатыПредметные:знать: ...

Конспект урока по русскому языку «Сочинение по картине И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»» (2 класс) (УМК Школа России)

Цели деятельности учителя:  развитие интереса детей к рассматриванию картин; формирование умения составлять рассказ – описание по картине.Планируемые результаты: Предметные:- знать понятие ...

Технологическая карта урока русского языка «Сочинение по картине К.Е. Маковского. Дети, бегущие от грозы» (3 класс)

Цель урока: формирование навыка написания отзыва по картине;  совершенствование умений соблюдать структуру текста и следовать заранее составленному плану; формирование знаний о творчестве и жизни...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА, "Сочинение по картине В.М. Васнецова "Снегурочка", УМК "Школа России", 3 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование навыка написания отзыва по картине; совершенствование умений соблюдать структуру текста и следовать заранее составленному плану...

Технологическая карта урока по русскому языку "Сочинение по серии сюжетных картин" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формирование способности у обучающихся осуществлять контроль над развитием письменной речи.Задачи урока:Дидактические:1. Закрепить умение у обучающихся писать сочинение по серии сюжетных к...