Технологическая карта урока русского языка «Сочинение по картине К.Е. Маковского. Дети, бегущие от грозы» (3 класс)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Латмарина Марина Александровна

Цель урока: формирование навыка написания отзыва по картине;  совершенствование умений соблюдать структуру текста и следовать заранее составленному плану; формирование знаний о творчестве и жизни К.Е. Маковского.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Способствовать знакомству учащихся с творчеством К.Е.Маковского, формированию учащимися умения строить текст в определённой композиционной форме.

2.  Стимулировать работу по совершенствованию орфографических навыков.

Предметные:

1. Знать особенности написания сочинения, знать орфограммы.

2. Уметь составлять план написания сочинения, уметь писать текст на заданную тему.

 

Развивающие:

1. Развивать умение анализировать ответы товарищей.

2. Развивать интерес к предмету.

Личностные:

1. Проявлять познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

2. Стремиться к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве слова.

Воспитательные:

1. Воспитывать уважение друг к другу в процессе работы

2. Пробудить чувство сопричастности и ответственности  обучающихся.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата:

Школа:

Класс: 3

Урок:

Время: Кабинет:

Студент: Латмарина М.А.

Группа: 46

Учитель:

Методист:

Тема урока «Сочинение по картине К.Е. Маковского. Дети, бегущие от грозы»

Тип урока: урок рефлексии

Цель урока: формирование навыка написания отзыва по картине;  совершенствование умений соблюдать структуру текста и следовать заранее составленному плану; формирование знаний о творчестве и жизни К.Е. Маковского.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Способствовать знакомству учащихся с творчеством К.Е.Маковского, формированию учащимися умения строить текст в определённой композиционной форме.

2.  Стимулировать работу по совершенствованию орфографических навыков.

Предметные:

1. Знать особенности написания сочинения, знать орфограммы.

2. Уметь составлять план написания сочинения, уметь писать текст на заданную тему.

Развивающие:

1. Развивать умение анализировать ответы товарищей.

2. Развивать интерес к предмету.

Личностные:

1. Проявлять познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

2. Стремиться к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве слова.

Воспитательные:

1. Воспитывать уважение друг к другу в процессе работы

2. Пробудить чувство сопричастности и ответственности  обучающихся.

УМК: УМК «Школа России» учебник Русский язык: 4 кл.: Учебник: в 2 ч./ В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.- М.: Дрофа/ Учебник, 2018. – Ч.1.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося

Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности (1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне

Ф

Словесные методы  (беседа)

Внешний контроль

Проверяет готовность обучающихся к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность.

-  Здравствуйте, ребята. Садитесь.  Посмотрите, всё ли у вас готово к уроку. Меня зовут Марина Александровна, сегодня урок русского языка проведу у вас я.

Вот звонок нам дал сигнал:

Он учиться нас позвал.

А мы время не теряем

И урок наш начинаем.

- Итак, если вы готовы начать урок, сядьте прямо, ноги на пол, руки на парту.

 

Организуют своё рабочее место.

КУУД:

Воспринимать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения

Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

Практический метод (упражнение)

Внешний контроль и взаимоконтроль

Актуализирует опыт обучающихся, подготавливает к изучению нового материала.

- Ребята, посмотрите на доску, что вы видите?

- Верно, нам необходимо его с вами разгадать, я даю вам минутку подумать, отвечаем по поднятой руке.

- Итак, что же у вас получилось?

- Верно, это слово внимание, а нужно ли внимание нам на уроке?

- Для чего?

- На слайде появляется картина К.Е. Маковского « Дети, бегущие от грозы»

- Ребята, что вы видите?

- Поделитесь своими впечатлениями от картины.

Высказывают предположения и доказывают свою точку зрения.

Вспоминают и обобщают учебный материал.

Актуализируют знания.

Ребус.

-Ученики разгадывают ребус.

 

-Внимание.

-Да.

 

-Для того, чтобы правильно выполнять работу …

Ответы детей.

ПУУД:

Проявлять способность ориентироваться в учебном материале разных разделов курса математики

ПУУД:

представлять текстовую задачу, её решение в виде модели,

схемы, арифметической записи, текста в соответствии с

предложенной учебной проблемой.

Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Словесные методы( беседа)

Внешний контроль

Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока  обучающимися  через создание проблемной ситуации.

- Исходя из нашего обсуждения, как вы думаете, какая тема урока?

- Мы будем учиться писать сочинение по картине великого русского художника Константина Егоровича. Маковского «Дети, бегущие от грозы».

- Какие мы цели поставим на урок?

 1. Выдвигают        варианты        формулировок цели,                       участвуют в их обсуждении.

2. Выдвигают гипотезы по предлагаемой проблеме.

3. Разрабатывают план учебных действий по                                               достижению цели урока.

- Сочинение по картине «Дети, бегущие от грозы»

Формулируют цели урока

- познакомиться с картиной К.Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы»;

- составить план;

- написать сочинение по картине.

РУУД:

планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий;

«Открытие» детьми нового знания (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Ф, П

Словесные методы( беседа, рассказ учителя)

Внешний контроль, самоконтроль

1. Организовывает работу обучающихся.

2. Организует обсуждение различных вариантов,        предложенных учащимися.

- Ну и для начала давайте познакомимся с художником. Константин Егорович Маковский  родился в Москве. Его отец любил очень живопись и сам был художником. Наверное, не случайно и маленький Костя полюбил рисовать, живопись и все дети в их семье были воспитаны в духе любви к искусству. Учился Константин Егорович в Московском училище живописи. Маковский учился легко и успешно, потому что он любил живопись. Он писал портреты, исторические события были на его полотнах, но больше всего он любил изображать сценки из народного быта. Но самая известная его картина – «Дети, бегущие от грозы».

Анализ картины

-       Давайте же рассмотрим эту картину.

-       Ребята, откройте учебник на странице 129. Внимательно рассмотрите картину

-       Кто изображен в центре картины?

-       Кем может являться мальчик этой девочке?

-       Почему вы так думаете?

-       А зачем она несет его на руках?

-       А чего они боятся?

-       Какое время года показал художник?

-       Сельский или городской пейзаж изображен на ней?

- Какое небо?

Докажите, что дует сильный ветер

Почему вы так считаете?

- На картине изображено буйство луговых трав, лес, неглубокая речушка, протекающая сквозь густую растительность, и тоненький, хрупкий мостик, переброшенный через эту речку.

- А что изображено на заднем плане?

- Как думаете, откуда идут дети?

- Почему вы так считаете?

- Давайте теперь рассмотрим самих детей.

- Во что одеты дети?

- Можно ли определить, богато или бедно живут дети?

- Да ребята, сразу видно, что это дети из крестьянской семьи.

- Какие глаза у детей?

- Что могут испытывать дети?

- Почему картина названа  «Дети, бегущие от грозы»?

-  Верно, но художник мог бы  просто назвать «Гроза» или «Перед грозой», а он назвал « Дети, бегущие от грозы». Наверно, он сделал это потому что ему были важны сами дети, их чувства, переживания, тот страх и тревога, которые они испытывали, а не гроза.

- Ребята, давайте еще раз посмотрим на картину, какие чувства вы испытываете?

- Почему?

- Художник подобрал угрюмые, темные  краски. Он показ тревожную обстановку. Это очень опасная ситуация и в ней оказались дети.

- Ребята, сейчас давайте представим, что мы все стали с вами авторами и нам нужно описать эту картину в своем сочинение. А описать так, чтоб все ребята, которые ее не видели, могли ясно ее себе представить.

1.Анализируют учебный материал, организуют поиск решения, определяют способы представления результата.

Слушают биографию художника

 

-Девочка, которая несет мальчика

-Братом

-Потому что она несет его на руках

-Потому, им страшно.

-Он маленький.

-Грозу

-Лето

-Сельский

-Небо грозное, страшное, тёмное.

Трава гнется к земле, волосы и одежда детей развиваются

 

-Поле

-Из леса

-У девочки на поясе корзинка с грибами

-В легком платье , у девочки на голове платок.

-Не богато

 

-Испуганные

-Страх

-Потому что на картине изображены дети, убегающие от грозы.

 

 

-Страх, переживание, тревожность, волнение.

-Потому, что темные цвета использовал худо, у детей испуганные глаза, приближается гроза. Тучи.

ПУУД:

нахождение и чтение информации, представленной разными способами; осуществление и формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, анализ и  синтез построение логической цепи рассуждений, подведение под понятие, способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

РУУД: способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности.

КУУД:

адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач.

Презентация

Первичное закрепление (4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

 Ф

Словесные методы( беседа)

Практический метод (парная работа)

Внешний контроль

  1. Организует работу обучающихся по первичному закреплению полученных знаний.

Составление плана сочинения

- Обратимся к плану нашей работы. Мы рассмотрели картину. Какой следующий этап работы?

-Какой тип теста?

- Перечислите части сочинения.

- О чем мы напишем во вступлении? Как можно озаглавить эту часть? Что вы запомнили о художнике и картине, что можем отобразить во вступлении?

- Обсудим, что вы напишите во вступлении.

  • К. Е. Маковский – великий русский художник. Одна из его самых знаменитых картин –  «Дети, бегущие от грозы».

  • Сегодня на уроке, мне предстояло познакомиться с картиной К.Е Маковского «Дети, бегущие от грозы».

- О ком и чем вы будете писать в основной части?

- Озаглавим основную часть.

  - Мы должны описать части картины, т.е выделить признаки картины.

  - О чем мы можем тут рассказать?

- Помните, что первое предложение каждой части связывает текст в единое целое. С какого предложения Вы начнете писать основную часть?

(На переднем плане картины я вижу детей.)

- Как вы закончите сочинение? Озаглавьте эту часть.

-       Посмотрите на слайд, вам приведены примеры как можно начать заключительную часть.

  • Картина очень трогательная. Сестра пытается защитить брата и уберечь его от грозы

  • Эта картина мне понравилась тем, как  художник передал на полотне русскую, природу, чувства, которые испытывают дети.

  • Картина понравилась мне тем…

- Итак, у нас получился план сочинения.

План

1. Художник К.Е. Маковский и его картина.

2. Описание картины.

3. Моё отношение к картине.

Анализируют картину.

Отвечают на вопросы.

- Необходимо составить план сочинения

- Описание

- Вступление, основная часть, заключение

- О художнике и его картине

- Художник К.Е. Маковский и его картина

- Мы будем описывать сюжет картины

- Описание картины

-О природе, о детях, о чувствах, которое они испытывают.

- Моё отношение к картине

ПУУД: обобщение, вывод, анализ и  синтез.

КУУД: построение монологической речи и диалогических высказываний

Физкультминутка

-  Перед написанием вашей работы давайте немного отдохнем.

- Повторяйте движения за мной.

Повторяют упражнения за учителем

Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, создание ситуации успеха

И, П

Словесные методы (инструктаж)

Практические методы

Взаимоконтроль

  1. Организует самостоятельную работу.
  2. Контролирует выполнение работы.
  3. Организует проверку обучающимися своих решений по эталону.

- Постарайтесь так описать в сочинении картину, чтобы её ясно смогла представить тот, кто с ней не знаком.

- Ещё каким требованиям должен отвечать наш текст?

- Если вы испытаете затруднение, то поднимите руку, и мы вместе обсудим возникшее затруднение.

- После написания проверьте работу, для проверки используйте памятку.

Памятка

Проверь написанное.

Подумай, всё ли понятно будет тому, кто прочтёт сочинение.

Обрати внимание на «опасные места».

В написании каких слов ты сомневаешься? Посоветуйся с учителем.

Теперь вы сможете самостоятельно написать сочинение об этой картине, оно должно быть небольшим, по каждому пункту несколько предложений, т.е. 1-3 предложения.

- Теперь вы можете приступать к написанию сочинения.

Работают самостоятельно, проверяют правильность выполнения задания.

Отвечают на вопросы

- Он должен быть грамотным. Постарайтесь строить предложения так, чтобы вам было легко их записать.

ПУУД:

выделение работ, соответствующим критериям

РУУД:

находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины,

вести поиск путей преодоления ошибок;

Раздаточный материал

Презентация

Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин)

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф

Словесные методы (беседа)

Внешний контроль

Организует повторение и закрепление ранее изученного на уроке.

- Что же отличает отзыв от других работ по предложению?

- назовите автора картины, которую мы описывали?

- Что вам помогло понять замысел художника и рассказать об этом?

- Какие знания и умения вам  были необходимы для работы?

- Как вы думаете, удалось ли вам передать словами свои впечатления от картины?

Отвечают на вопросы.

- Внимательное рассматривание картины, ответы одноклассников, рассказ учителя

- Умение рассматривать картину, составлять план, подбирать точные слова

Ответы детей

ПУУД: выделение необходимых данных.

КУУД: построение монологической  и диалогических высказываний.

Рефлексия деятельности (2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

Словесные методы (беседа)

Самоконтроль

Создаёт ситуацию для анализа своей работы на уроке.

- Какое открытие вы сделали для себя на уроке?

- С чем было трудно справиться на уроке?

- Чему вы научились на уроке?

Подводит итоги урока.

- Сегодня вы работали замечательно. Спасибо за урок, до свидания!

Осуществляют самооценку своей учебной деятельности, соотносят цель и результат.

РУУД:

оценивать рациональность своих действий, давать им качественную характеристику

Презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка «Сочинение по картине И.И.Шишкина «Утро в сосновом бору»» ( УМК «Школа России», 2 класс)

Цель урока: знакомство с художником И.И. Шишкиным, формирование навыков описания картины И.И.Шишкина «Утро в сосновом бору».Задачи урокаДидактические:Формировать навык анализа последовател...

Опорный конспект для написания сочинения по картине К.Е.Маковского "Дети, бегущие от грозы" в 3 классе

Опорный конспект состоит из 3 частей: вступление, основная часть и заключение. Каждая часть представлена вспомогательными  вопросами и вариантами ответов....

Технологическая карта урока русского языка "Сочинение по картине В.М. Васнецова "Иван Царевич на Сером Волке" ( 4 класс) , УМК "Школа России"

Цель урока: формирование умений у обучающихся написать сочинение- описание по картине.Задачи урока:Дидактические:1. Познакомить обучающихся с творчеством В.М. Васнецова.2.Учить обучающихся писать сочи...

Конспект урока русского языка отзыв по картине К.Е. Маяковского «Дети, бегущие от грозы» (УМК "Школа России" 3 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА Тема: отзыв по картине К.Е. Маяковского «Дети, бегущие от грозы» Цели деятельности учителя: формирование навыка написания отзыва по карт...

Технологическая карта урока русского языка «сочинение по картине И. И. Левитана «Золотая осень", 4 класс

Тема урока «сочинение по картине И. И. Левитана «Золотая осень»»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование умения составлять текст-описание по карт...

Технологическая карта урока русского языка "Сочинение по картине Васнецова "Снегурочка" 3 класс УМК Школа России

Тип урока: «Открытие» нового знанияЦель урока: формирование навыка написания отзыва по картине;  совершенствование умений соблюдать структуру текста и следовать заранее составленному ...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА, "Сочинение по картине В.М. Васнецова "Снегурочка", УМК "Школа России", 3 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование навыка написания отзыва по картине; совершенствование умений соблюдать структуру текста и следовать заранее составленному плану...