Технологическая карта урока русского языка «Сочинение по картине К.Е. Маковского. Дети, бегущие от грозы» (3 класс)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Цель урока: формирование навыка написания отзыва по картине; совершенствование умений соблюдать структуру текста и следовать заранее составленному плану; формирование знаний о творчестве и жизни К.Е. Маковского.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1. Способствовать знакомству учащихся с творчеством К.Е.Маковского, формированию учащимися умения строить текст в определённой композиционной форме. 2. Стимулировать работу по совершенствованию орфографических навыков. | Предметные: 1. Знать особенности написания сочинения, знать орфограммы. 2. Уметь составлять план написания сочинения, уметь писать текст на заданную тему.
|
Развивающие: 1. Развивать умение анализировать ответы товарищей. 2. Развивать интерес к предмету. | Личностные: 1. Проявлять познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании. 2. Стремиться к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве слова. |
Воспитательные: 1. Воспитывать уважение друг к другу в процессе работы 2. Пробудить чувство сопричастности и ответственности обучающихся. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sochinenie_po_kartine_k.e._makovskogo._deti_begushchie_ot_grozy.docx | 50.93 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Дата: Школа: Класс: 3 Урок: Время: Кабинет: | Студент: Латмарина М.А. Группа: 46 Учитель: Методист: |
Тема урока «Сочинение по картине К.Е. Маковского. Дети, бегущие от грозы»
Тип урока: урок рефлексии
Цель урока: формирование навыка написания отзыва по картине; совершенствование умений соблюдать структуру текста и следовать заранее составленному плану; формирование знаний о творчестве и жизни К.Е. Маковского.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1. Способствовать знакомству учащихся с творчеством К.Е.Маковского, формированию учащимися умения строить текст в определённой композиционной форме. 2. Стимулировать работу по совершенствованию орфографических навыков. | Предметные: 1. Знать особенности написания сочинения, знать орфограммы. 2. Уметь составлять план написания сочинения, уметь писать текст на заданную тему. |
Развивающие: 1. Развивать умение анализировать ответы товарищей. 2. Развивать интерес к предмету. | Личностные: 1. Проявлять познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании. 2. Стремиться к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве слова. |
Воспитательные: 1. Воспитывать уважение друг к другу в процессе работы 2. Пробудить чувство сопричастности и ответственности обучающихся. |
УМК: УМК «Школа России» учебник Русский язык: 4 кл.: Учебник: в 2 ч./ В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.- М.: Дрофа/ Учебник, 2018. – Ч.1.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап | Образовательная цель урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося | Планируемые метапредметные результаты | Дидактические средства, интерактивное оборудование | |
Самоопределение к деятельности (1-2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне | Ф Словесные методы (беседа) Внешний контроль | Проверяет готовность обучающихся к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность. - Здравствуйте, ребята. Садитесь. Посмотрите, всё ли у вас готово к уроку. Меня зовут Марина Александровна, сегодня урок русского языка проведу у вас я. Вот звонок нам дал сигнал: Он учиться нас позвал. А мы время не теряем И урок наш начинаем. - Итак, если вы готовы начать урок, сядьте прямо, ноги на пол, руки на парту.
| Организуют своё рабочее место. | КУУД: Воспринимать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения | ||
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Ф Практический метод (упражнение) Внешний контроль и взаимоконтроль | Актуализирует опыт обучающихся, подготавливает к изучению нового материала. - Ребята, посмотрите на доску, что вы видите? - Верно, нам необходимо его с вами разгадать, я даю вам минутку подумать, отвечаем по поднятой руке. - Итак, что же у вас получилось? - Верно, это слово внимание, а нужно ли внимание нам на уроке? - Для чего? - На слайде появляется картина К.Е. Маковского « Дети, бегущие от грозы» - Ребята, что вы видите? - Поделитесь своими впечатлениями от картины. | Высказывают предположения и доказывают свою точку зрения. Вспоминают и обобщают учебный материал. Актуализируют знания. Ребус. -Ученики разгадывают ребус.
-Внимание. -Да.
-Для того, чтобы правильно выполнять работу … Ответы детей. | ПУУД: Проявлять способность ориентироваться в учебном материале разных разделов курса математики ПУУД: представлять текстовую задачу, её решение в виде модели, схемы, арифметической записи, текста в соответствии с предложенной учебной проблемой. | ||
Постановка учебной задачи (4-5 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Ф Словесные методы( беседа) Внешний контроль | Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока обучающимися через создание проблемной ситуации. - Исходя из нашего обсуждения, как вы думаете, какая тема урока? - Мы будем учиться писать сочинение по картине великого русского художника Константина Егоровича. Маковского «Дети, бегущие от грозы». - Какие мы цели поставим на урок? | 1. Выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении. 2. Выдвигают гипотезы по предлагаемой проблеме. 3. Разрабатывают план учебных действий по достижению цели урока. - Сочинение по картине «Дети, бегущие от грозы» Формулируют цели урока - познакомиться с картиной К.Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы»; - составить план; - написать сочинение по картине. | РУУД: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий; | ||
«Открытие» детьми нового знания (7-8 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Ф, П Словесные методы( беседа, рассказ учителя) Внешний контроль, самоконтроль | 1. Организовывает работу обучающихся. 2. Организует обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися. - Ну и для начала давайте познакомимся с художником. Константин Егорович Маковский родился в Москве. Его отец любил очень живопись и сам был художником. Наверное, не случайно и маленький Костя полюбил рисовать, живопись и все дети в их семье были воспитаны в духе любви к искусству. Учился Константин Егорович в Московском училище живописи. Маковский учился легко и успешно, потому что он любил живопись. Он писал портреты, исторические события были на его полотнах, но больше всего он любил изображать сценки из народного быта. Но самая известная его картина – «Дети, бегущие от грозы». Анализ картины - Давайте же рассмотрим эту картину. - Ребята, откройте учебник на странице 129. Внимательно рассмотрите картину - Кто изображен в центре картины? - Кем может являться мальчик этой девочке? - Почему вы так думаете? - А зачем она несет его на руках? - А чего они боятся? - Какое время года показал художник? - Сельский или городской пейзаж изображен на ней? - Какое небо? Докажите, что дует сильный ветер Почему вы так считаете? - На картине изображено буйство луговых трав, лес, неглубокая речушка, протекающая сквозь густую растительность, и тоненький, хрупкий мостик, переброшенный через эту речку. - А что изображено на заднем плане? - Как думаете, откуда идут дети? - Почему вы так считаете? - Давайте теперь рассмотрим самих детей. - Во что одеты дети? - Можно ли определить, богато или бедно живут дети? - Да ребята, сразу видно, что это дети из крестьянской семьи. - Какие глаза у детей? - Что могут испытывать дети? - Почему картина названа «Дети, бегущие от грозы»? - Верно, но художник мог бы просто назвать «Гроза» или «Перед грозой», а он назвал « Дети, бегущие от грозы». Наверно, он сделал это потому что ему были важны сами дети, их чувства, переживания, тот страх и тревога, которые они испытывали, а не гроза. - Ребята, давайте еще раз посмотрим на картину, какие чувства вы испытываете? - Почему? - Художник подобрал угрюмые, темные краски. Он показ тревожную обстановку. Это очень опасная ситуация и в ней оказались дети. - Ребята, сейчас давайте представим, что мы все стали с вами авторами и нам нужно описать эту картину в своем сочинение. А описать так, чтоб все ребята, которые ее не видели, могли ясно ее себе представить. | 1.Анализируют учебный материал, организуют поиск решения, определяют способы представления результата. Слушают биографию художника
-Девочка, которая несет мальчика -Братом -Потому что она несет его на руках -Потому, им страшно. -Он маленький. -Грозу -Лето -Сельский -Небо грозное, страшное, тёмное. Трава гнется к земле, волосы и одежда детей развиваются
-Поле -Из леса -У девочки на поясе корзинка с грибами -В легком платье , у девочки на голове платок. -Не богато
-Испуганные -Страх -Потому что на картине изображены дети, убегающие от грозы.
-Страх, переживание, тревожность, волнение. -Потому, что темные цвета использовал худо, у детей испуганные глаза, приближается гроза. Тучи. | ПУУД: нахождение и чтение информации, представленной разными способами; осуществление и формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, анализ и синтез построение логической цепи рассуждений, подведение под понятие, способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; РУУД: способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности. КУУД: адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач. | Презентация | |
Первичное закрепление (4-5 мин) | Усвоение нового способа действий | Ф Словесные методы( беседа) Практический метод (парная работа) Внешний контроль |
Составление плана сочинения - Обратимся к плану нашей работы. Мы рассмотрели картину. Какой следующий этап работы? -Какой тип теста? - Перечислите части сочинения. - О чем мы напишем во вступлении? Как можно озаглавить эту часть? Что вы запомнили о художнике и картине, что можем отобразить во вступлении? - Обсудим, что вы напишите во вступлении.
- О ком и чем вы будете писать в основной части? - Озаглавим основную часть. - Мы должны описать части картины, т.е выделить признаки картины. - О чем мы можем тут рассказать? - Помните, что первое предложение каждой части связывает текст в единое целое. С какого предложения Вы начнете писать основную часть? (На переднем плане картины я вижу детей.) - Как вы закончите сочинение? Озаглавьте эту часть. - Посмотрите на слайд, вам приведены примеры как можно начать заключительную часть.
- Итак, у нас получился план сочинения. План 1. Художник К.Е. Маковский и его картина. 2. Описание картины. 3. Моё отношение к картине. | Анализируют картину. Отвечают на вопросы. - Необходимо составить план сочинения - Описание - Вступление, основная часть, заключение - О художнике и его картине - Художник К.Е. Маковский и его картина - Мы будем описывать сюжет картины - Описание картины -О природе, о детях, о чувствах, которое они испытывают. - Моё отношение к картине | ПУУД: обобщение, вывод, анализ и синтез. КУУД: построение монологической речи и диалогических высказываний | ||
Физкультминутка | - Перед написанием вашей работы давайте немного отдохнем. - Повторяйте движения за мной. | Повторяют упражнения за учителем | |||||
Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин) | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, создание ситуации успеха | И, П Словесные методы (инструктаж) Практические методы Взаимоконтроль |
- Постарайтесь так описать в сочинении картину, чтобы её ясно смогла представить тот, кто с ней не знаком. - Ещё каким требованиям должен отвечать наш текст? - Если вы испытаете затруднение, то поднимите руку, и мы вместе обсудим возникшее затруднение. - После написания проверьте работу, для проверки используйте памятку. Памятка Проверь написанное. Подумай, всё ли понятно будет тому, кто прочтёт сочинение. Обрати внимание на «опасные места». В написании каких слов ты сомневаешься? Посоветуйся с учителем. Теперь вы сможете самостоятельно написать сочинение об этой картине, оно должно быть небольшим, по каждому пункту несколько предложений, т.е. 1-3 предложения. - Теперь вы можете приступать к написанию сочинения. | Работают самостоятельно, проверяют правильность выполнения задания. Отвечают на вопросы - Он должен быть грамотным. Постарайтесь строить предложения так, чтобы вам было легко их записать. | ПУУД: выделение работ, соответствующим критериям РУУД: находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины, вести поиск путей преодоления ошибок; | Раздаточный материал Презентация | |
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Ф Словесные методы (беседа) Внешний контроль | Организует повторение и закрепление ранее изученного на уроке. - Что же отличает отзыв от других работ по предложению? - назовите автора картины, которую мы описывали? - Что вам помогло понять замысел художника и рассказать об этом? - Какие знания и умения вам были необходимы для работы? - Как вы думаете, удалось ли вам передать словами свои впечатления от картины? | Отвечают на вопросы. - Внимательное рассматривание картины, ответы одноклассников, рассказ учителя - Умение рассматривать картину, составлять план, подбирать точные слова Ответы детей | ПУУД: выделение необходимых данных. КУУД: построение монологической и диалогических высказываний. | ||
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Ф Словесные методы (беседа) Самоконтроль | Создаёт ситуацию для анализа своей работы на уроке. - Какое открытие вы сделали для себя на уроке? - С чем было трудно справиться на уроке? - Чему вы научились на уроке? Подводит итоги урока. - Сегодня вы работали замечательно. Спасибо за урок, до свидания! | Осуществляют самооценку своей учебной деятельности, соотносят цель и результат. | РУУД: оценивать рациональность своих действий, давать им качественную характеристику | Презентация |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка «Сочинение по картине И.И.Шишкина «Утро в сосновом бору»» ( УМК «Школа России», 2 класс)
Цель урока: знакомство с художником И.И. Шишкиным, формирование навыков описания картины И.И.Шишкина «Утро в сосновом бору».Задачи урокаДидактические:Формировать навык анализа последовател...
Опорный конспект для написания сочинения по картине К.Е.Маковского "Дети, бегущие от грозы" в 3 классе
Опорный конспект состоит из 3 частей: вступление, основная часть и заключение. Каждая часть представлена вспомогательными вопросами и вариантами ответов....
Технологическая карта урока русского языка "Сочинение по картине В.М. Васнецова "Иван Царевич на Сером Волке" ( 4 класс) , УМК "Школа России"
Цель урока: формирование умений у обучающихся написать сочинение- описание по картине.Задачи урока:Дидактические:1. Познакомить обучающихся с творчеством В.М. Васнецова.2.Учить обучающихся писать сочи...
Конспект урока русского языка отзыв по картине К.Е. Маяковского «Дети, бегущие от грозы» (УМК "Школа России" 3 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА Тема: отзыв по картине К.Е. Маяковского «Дети, бегущие от грозы» Цели деятельности учителя: формирование навыка написания отзыва по карт...
Технологическая карта урока русского языка «сочинение по картине И. И. Левитана «Золотая осень", 4 класс
Тема урока «сочинение по картине И. И. Левитана «Золотая осень»»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование умения составлять текст-описание по карт...
Технологическая карта урока русского языка "Сочинение по картине Васнецова "Снегурочка" 3 класс УМК Школа России
Тип урока: «Открытие» нового знанияЦель урока: формирование навыка написания отзыва по картине; совершенствование умений соблюдать структуру текста и следовать заранее составленному ...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА, "Сочинение по картине В.М. Васнецова "Снегурочка", УМК "Школа России", 3 класс
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование навыка написания отзыва по картине; совершенствование умений соблюдать структуру текста и следовать заранее составленному плану...