ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА, "Сочинение по картине В.М. Васнецова "Снегурочка", УМК "Школа России", 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование навыка написания отзыва по картине; совершенствование умений соблюдать структуру текста и следовать заранее составленному плану; формирование знаний о творчестве и жизни В. М. Васнецова
Задачи урока:
Дидактические:
1) познакомить обучающихся с биографией В.М. Васнецова;
2) обобщить и систематизировать знания о написании отзыва по картине;
Развивающие:
1) развивать умение анализировать ответы товарищей;
2) развивать память, речь;
Воспитательные:
1) совершенствовать навыки сотрудничества и взаимопомощи;
2) пробудить чувство сопричастности и ответственности обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Сочинение по картине В.М. Васнецова "Снегурочка" | 39.6 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Дата: 12.10.22 Школа: Класс: 3 Урок: Время: Кабинет: | Студент: Фахретдинова Карина Группа: 46 Учитель: Методист: Кошкарова Любовь Сергеевна |
Тема урока «отзыв по картине В.М. Васнецова «Снегурочка»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование навыка написания отзыва по картине; совершенствование умений соблюдать структуру текста и следовать заранее составленному плану; формирование знаний о творчестве и жизни В. М. Васнецова
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1) познакомить обучающихся с биографией В.М. Васнецова; 2) обобщить и систематизировать знания о написании отзыва по картине. | Предметные: 1) составлять рассказ по иллюстрации; 2) строить речевое высказывание; 3) учиться выполнять орфографическое действие. |
Развивающие: 1) развивать умение анализировать ответы товарищей; 2) развивать память, речь. | Личностные: 1) познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании. 2) установление связи между понятиями «учебная деятельность» и «мотив». |
Воспитательные: 1) совершенствовать навыки сотрудничества и взаимопомощи; 2) пробудить чувство сопричастности и ответственности обучающихся. |
УМК: «Школа России», учебник Русский язык: 3 кл.: Учебник: в 2ч./В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, 1 часть.
ЭТАПЫ УРОКА
Этап | Образова-тельная цель этапа урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Фронтальная Беседа Стихотворение Демонстрация слайдов Внешний контроль Самоконтроль | Приветствует учащихся -Здравствуйте! Садитесь. Проверяет готовность обучающихся к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность -Вот звонок нам дал сигнал: Он учиться нас позвал. А мы время не теряем И урок наш начинаем. -Итак, если вы готовы начать урок, сядьте прямо, ноги на пол, руки на парту. | Приветствуют учителя -Здравствуйте! Выполняют самооценку готовности к уроку | УУПД: Выявлять причинно-следственные связи УУКД: учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей | Демонстрационные (презентация) |
Актуализация знаний и мотивация | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Фронтальная Беседа Упражнение Демонстрация слайдов Вопросы к детям Самоконтроль | -Посмотрите на слайд и отгадайте ребус -Что же здесь зашифровано? -Верно. А что такое отзыв по картине? | Вспоминают и обобщают учебный материал Актуализируют знания -Отзыв по картине -Это краткое обоснованное мнение о картине, которое пишется по плану | УУПД: Находить пути решения при трудностях в написании трудных слов УУЛД: Установка на здоровый образ жизни УУРД: Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей | Демонстрационные (презентация) |
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Фронтальная Составление плана Беседа демонстрация слайдов Внешний контроль | Проводит подводящий диалог для формулирования обучающимися темы и целей урока - Исходя из нашего обсуждения, как вы думаете, какая тема урока? - Да, сегодня мы будем писать отзыв по картине В.М. Васнецова «Снегурочка». - Какие мы цели поставим на урок? -Отлично! | Выдвигают варианты формулировок темы, цели, участвуют в их обсуждении;
| УУПД: выявлять причинно-следственные связи УУКД: Принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению УУРД: различать способ и результат действия | Демонстрационные (презентация) |
Открытие нового знания | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Фронтальная Индивидуальная Беседа Упражнения Демонстрация слайдов Показ способов действий Самоконтроль Взаимоконтроль | - Ну и для начала давайте познакомимся с художником. В.М. Васнецов родился 15 мая 1848 года в в селе Лопьял Вятской губернии (современный г.Киров). Его отец, священник, страстный любитель природы, привил это чувство и своим сыновьям, будущим художникам Виктору и Аполлинарию. С детства Серову прививалась любовь к искусству. Его бабушка иногда рисовала кистью, от чего он был в восторге. В духовном училище учитель рисования познакомил с Вятским музеем. После чего он не перестаёт рисовать. С 1868 по 1875 год Васнецов учился в Петербургской академии художеств. Первыми его произведениями были рисунки и картины на бытовые темы. Но только в Москве он полностью нашел себя как художник. -Как вы понимаете значение слов «картины на бытовые темы»? В 1881 году московский меценат Савва Мамонтов решил поставить на домашней сцене пьесу Островского «Снегурочка», предложив Васнецову написать декорации и сделать эскизы костюмов. Виктор Михайлович был озадачен. Во-первых, он никогда не писал декораций, во-вторых, известная ему сказка «Снегурочка» ничего общего не имела с сочинением Островского. Однако эскизы декораций и костюмов были исполнены В.М. Васнецовым. А милый образ Снегурочки Васнецов запечатлел особо на картине, которую закончил в 1899 г. - Всмотритесь внимательно в картину, постарайтесь увидеть её не только глазами, но и душой проникнуться в её содержание. | -Жанр изобразительного искусства, посвящённый изображению сцен повседневной, частной и общественной жизни | УУКД: формулировать собственное мнение и позицию УУПД: Соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников УУЛД: Осмысливать позицию школьника на уровне положительного отношения к школе | Демонстрационные (презентация) |
Открытие нового знания | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Фронтальная Словесный (беседа, объяснение) наглядный (метод демонстраций) Внешний контроль, самоконтроль | Беседа по содержанию картины. - Обратимся к плану работы: рассмотрим картину. Для этого ответим на вопросы по сюжету картины. Внимательно слушайте ответы друг друга. - Что вас поразило больше всего? - Какие чудеса и тайны январской ночи раскрыл перед нами В.Васнецов? - Опишите зимнее небо. - Как художник передал образ деревушки в ночных сумерках? - Почему снег на картине голубого цвета? - Какое время суток изобразил В.Васнецов? Почему? - Опишите образ Снегурочки. -Как одета Снегурочка на картине В.Васнецова? -Вот мы и рассмотрели картину, всмотрелись в нее. Она не может нас оставить равнодушным. -Стоит только взглянуть на картину, как становится радостно на душе: чувствуется, как нравится художнику тот, кого он изображает. А сколько тепла и света. | Ответы детей -Художник изобразил очарование настоящей русской зимы: дыхание ее холода и великолепие ее снегов, тишину глубокого сна природы и безмолвие лунной ночи. Метели и бураны завалили снегом поля и дороги, сделали непроходимыми леса. Но в удивительной тишине этой безветренной ночи о пролетевших вьюгах напоминают только оставшиеся снежные комья на пушистых елочках. Снег укрыл землю толстым мягким ковром, и земле уютно, сладко спится под этим чудесным снежным покровом - Редкие звезды сияют в сумраке небес -В глухой темноте ночи исчезают дали, чуть угадывается деревушка, занесенная снегом. Приветливо лучатся огоньки-окошки деревенских изб - Лунный свет сделал мягкий голубоватый цвет снега чуть сияющим, а не искрящимся, как днем. Яркие тени лежат на снегу -Художник показал нам зимнюю январскую ночь. Именно ночью при призрачном свете луны происходят таинственные превращения и чудеса: появляется на лесной заснеженной опушке юная русская красавица – Снегурочка -Парчовая шубка и шапочка, отороченные мехом. Застенчивая, трепетная, полная ожидания и робкой надежды. - В тулупчике, в сапожках, в рукавичках | ||
Первичное закрепление | Усвоение нового способа действий | Фронтальная Индивидуальная Беседа Демонстрация слайдов Объяснение Взаимоконтроль | Составление плана сочинения. - Обратимся к плану нашей работы. Мы рассмотрели картину. Какой следующий этап работы? - Определите тип текста. - Перечислите части сочинения. - О чем мы напишем во вступлении? -Как можно озаглавить эту часть? - что вы запомнили о художнике и картине, что можем отобразить во вступлении? - Обсудим, что вы напишите во вступлении. (Передо мной картина известного русского художника В.А. Васнецова «Снегурочка».) - О ком и чем вы будете писать в основной части? - Озаглавим основную часть. -Выделите микротемы в основной части: Портрет Снегурочки; Тёмный зимний лес. - Помните, что первое предложение каждой части связывает текст в единое целое. С какого предложения Вы начнете писать основную часть? (На переднем плане картины я вижу...) - О чем вы напишите, описывая Снегурочку? Не забывайте пользоваться карточкой. Кто хочет дополнить? (Лицо, глаза, одежда, что она делает, где она находится) - С какого предложения мы начнем вторую микротему? - О чем вы будете писать в этой части сочинения? Помните, что при записи каждую микротему надо записывать с красной строки. - Как вы закончите сочинение? Озаглавьте эту часть. А вот эту часть сочинения мы обсуждать не будем, вы запишите ее самостоятельно. - Итак, у нас получился план сочинения. План: 1. Художник В.А. Серов и его картина. 2. Описание картины: Портрет девочки; Темный зимний лес. 3. Моё отношение к картине. - Перед написанием вашей работы давайте немного отдохнем. ФИЗМИНУТКА | Анализируют картину Отвечают на вопросы - Необходимо составить план сочинения - описание - Вступление, основная часть, заключение - О художнике и его картине - Художник В.М. Васнецов и его картина - Мы будем описывать сюжет картины - Описание картины -Природа на картине очень спокойная. -О природе -Моё отношение к картине Выполняют движения физминутки | УУРД: Проявлять познавательную инициативу в учебной деятельности УУКД: Учебно-познавательный мотив и предпочтение социального способа оценки знаний | Демонстрационные (презентация) |
Самостоятельная работа с самопроверкой | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Фронтальная Индивидуальная Словесный (беседа, объяснение) наглядный (метод демонстраций) Внешний контроль, самоконтроль | - Постарайтесь так описать в сочинении картину, чтобы её ясно смогла представить тот, кто с ней не знаком. - Ещё каким требованиям должен отвечать наш текст? - Если вы испытаете затруднение, то поднимите руку, и мы вместе обсудим возникшее затруднение. - После написания проверьте работу, для проверки используйте памятку. Памятка *Проверь написанное. *Подумай, всё ли понятно будет тому, кто прочтёт сочинение. *Обрати внимание на «опасные места». *В написании каких слов ты сомневаешься? Посоветуйся с учителем. - Как я вам говорила в начале урока, что отзыв пишется по плану. -Теперь вы сможете самостоятельно написать отзыв об этой картине, он должен быть небольшим, по каждому пункту несколько предложений, т.е. 1-3 предложения. Посмотрите памятку, там вы можете найти слова, которые помогут написать отзыв. На этой картине художник изобразил Снегурочку, персонаж ... Поэтому он…. На картине изображена сама Снегурочка, снег, … Природа на картине …Это … лес. Снегурочка очень …, в … одежде. Мне…. - Теперь вы можете приступать к написанию отзыва. | Отвечают на вопросы - Он должен быть грамотным, поэтому при записи не забывайте пользоваться карточкой. Постарайтесь строить предложения так, чтобы вам было легко их записать | УУПД: Самостоятельно выполнять задание УУРД: Проявлять познавательную инициативу в учебной деятельности УУКД: Учебно-познавательный мотив и предпочтение социального способа оценки знаний | Демонстрационные (презентация) |
Включение в систему знаний | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Фронтальная Словесный (беседа, объяснение) Наглядный (метод демонстраций) Внешний контроль, самоконтроль | - Что же отличает отзыв от других работ по предложению? - назовите автора картины, которую мы описывали? - Что вам помогло понять замысел художника и рассказать об этом? - Какие знания и умения вам были необходимы для работы? - Как вы думаете, удалось ли вам передать словами свои впечатления от картины? - А сейчас откройте дневники и запишите домашнее задание … | Отвечают на вопросы - Внимательное рассматривание картины, ответы одноклассников, рассказ учителя - Умение рассматривать картину, составлять план, подбирать точные слова Ответы детей Записывают домашнее задание | УУКД: Учебно-познавательный мотив и предпочтение социального способа оценки знаний УУЛД: Осмысливать позицию школьника на уровне положительного отношения к школе | Демонстрационные (презентация) Дневники |
Рефлексия деятельности | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Фронтальная парная Вопросы к детям Беседа Самоконтроль | Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности обучающихся -Я раздала вам листочки. Вам необходимо нарисовать соответствующий смайлик. Если вы поняли тему и смогли написать отзыв, нарисуйте весёлый смайлик. Если у вас были проблемы, вы не поняли тему и не смогли написать отзыв, нарисуйте грустный смайлик. -А теперь покажите мне свои смайлики. Благодарит за работу, прощается -Большое всем спасибо за работу. Урок окончен. До свидания! | Подводят итоги урока, оценивают свою деятельность на уроке Прощаются с учителем -До свидания! | УУКД: Учебно-познавательный мотив и предпочтение социального способа оценки знаний УУЛД: Осмысливать позицию школьника на уровне положительного отношения к школе | Демонстрационные (презентация) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка «Отзыв по картине И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»» ( УМК " Школа России", 2 класс)
Тема урока: «Отзыв по картине И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»»Тип урока: "открытие" нового знания.Цель урока: формирование навыка написания отзыва по картине...
Технологическая карта урока русского языка «Сочинение по картине И.И.Шишкина «Утро в сосновом бору»» ( УМК «Школа России», 2 класс)
Цель урока: знакомство с художником И.И. Шишкиным, формирование навыков описания картины И.И.Шишкина «Утро в сосновом бору».Задачи урокаДидактические:Формировать навык анализа последовател...
Технологическая карта урока русского языка "Сочинение по картине В.М. Васнецова "Иван Царевич на Сером Волке" ( 4 класс) , УМК "Школа России"
Цель урока: формирование умений у обучающихся написать сочинение- описание по картине.Задачи урока:Дидактические:1. Познакомить обучающихся с творчеством В.М. Васнецова.2.Учить обучающихся писать сочи...
Технологическая карта урока русского языка «Сочинение по картине К.Е. Маковского. Дети, бегущие от грозы» (3 класс)
Цель урока: формирование навыка написания отзыва по картине; совершенствование умений соблюдать структуру текста и следовать заранее составленному плану; формирование знаний о творчестве и жизни...
Технологическая карта урока русского языка «сочинение по картине И. И. Левитана «Золотая осень", 4 класс
Тема урока «сочинение по картине И. И. Левитана «Золотая осень»»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование умения составлять текст-описание по карт...
Технологическая карта урока русского языка "Сочинение по картине Васнецова "Снегурочка" 3 класс УМК Школа России
Тип урока: «Открытие» нового знанияЦель урока: формирование навыка написания отзыва по картине; совершенствование умений соблюдать структуру текста и следовать заранее составленному ...
Технологическая карта урока русского языка. Сочинение по репродукции картины Василия Андреевича Тропинина «Кружевница».
Технологическая карта урока русского языка. Сочинение по репродукции картины Василия Андреевича Тропинина «Кружевница»....