ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА, "Сочинение по картине В.М. Васнецова "Снегурочка", УМК "Школа России", 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Фахретдинова Карина Наильевна

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование навыка написания отзыва по картине; совершенствование умений соблюдать структуру текста и следовать заранее составленному плану; формирование знаний о творчестве и жизни В. М. Васнецова

Задачи урока:

Дидактические:

1) познакомить обучающихся с биографией В.М. Васнецова;

2) обобщить и систематизировать знания о написании отзыва по картине;

Развивающие:  

1) развивать умение анализировать ответы товарищей;

2) развивать память, речь;

Воспитательные:

1) совершенствовать навыки сотрудничества и взаимопомощи;

2) пробудить чувство сопричастности и ответственности  обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 12.10.22

Школа:

Класс: 3

Урок:

Время:             Кабинет:

Студент: Фахретдинова Карина

Группа: 46

Учитель:

Методист: Кошкарова Любовь Сергеевна

Тема урока «отзыв по картине В.М. Васнецова «Снегурочка»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование навыка написания отзыва по картине; совершенствование умений соблюдать структуру текста и следовать заранее составленному плану; формирование знаний о творчестве и жизни В. М. Васнецова

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1) познакомить обучающихся с биографией В.М. Васнецова;

2) обобщить и систематизировать знания о написании отзыва по картине.

Предметные:

1)  составлять рассказ по иллюстрации;

2)  строить речевое высказывание;

3)  учиться выполнять орфографическое действие.

Развивающие:  

1) развивать умение анализировать ответы товарищей;

2) развивать память, речь.

Личностные:

1) познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

2) установление связи между понятиями «учебная деятельность» и «мотив».

Воспитательные:

1) совершенствовать навыки сотрудничества и взаимопомощи;

2) пробудить чувство сопричастности и ответственности  обучающихся.

УМК: «Школа России», учебник Русский язык: 3 кл.: Учебник: в 2ч./В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, 1 часть.

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося



Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Фронтальная

Беседа

Стихотворение

Демонстрация слайдов

Внешний контроль

Самоконтроль

   Приветствует учащихся

-Здравствуйте! Садитесь.

Проверяет готовность обучающихся к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность

-Вот звонок нам дал сигнал:

Он учиться нас позвал.

А мы  время не теряем

И урок наш начинаем.

-Итак, если вы готовы начать урок, сядьте прямо, ноги на пол, руки на парту.

Приветствуют учителя

-Здравствуйте!

Выполняют самооценку     готовности к уроку

УУПД:

Выявлять причинно-следственные связи

УУКД: учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей

Демонстрационные (презентация)

Актуализация знаний и мотивация

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная

Беседа

Упражнение

Демонстрация слайдов

Вопросы к детям

Самоконтроль

-Посмотрите на слайд и отгадайте ребус

-Что же здесь зашифровано?

-Верно. А что такое отзыв по картине?

Вспоминают и обобщают учебный материал

Актуализируют знания

-Отзыв по картине

-Это краткое обоснованное мнение о картине, которое пишется по плану

УУПД:

Находить пути решения при трудностях в написании трудных слов

УУЛД:

Установка на здоровый образ жизни

УУРД:

Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей

Демонстрационные (презентация)

Постановка учебной задачи

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Фронтальная

Составление плана

Беседа демонстрация слайдов

Внешний контроль

Проводит подводящий диалог для формулирования  обучающимися  темы и целей урока

- Исходя из нашего обсуждения, как вы думаете, какая тема урока?

- Да, сегодня мы будем писать отзыв по картине В.М. Васнецова «Снегурочка».

- Какие мы цели поставим на урок?

-Отлично!

Выдвигают варианты формулировок темы, цели, участвуют в их обсуждении;

  • - отзыв по картине «Снегурочка»
  • Цели урока:
  • - познакомиться с картиной
  • В.М. Васнецова «Снегурочка»;
  • - составить план;
  • - написать отзыв по картине;

УУПД:

выявлять причинно-следственные связи

УУКД:

Принимать  цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению

УУРД: различать способ и результат действия

Демонстрационные (презентация)

Открытие нового знания

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Фронтальная

Индивидуальная

Беседа

Упражнения

Демонстрация слайдов

Показ способов действий

Самоконтроль

Взаимоконтроль

 - Ну и для начала давайте познакомимся с художником.

В.М. Васнецов родился 15 мая 1848 года в  в селе Лопьял Вятской губернии (современный г.Киров). Его отец, священник, страстный любитель природы, привил это чувство и своим сыновьям, будущим художникам Виктору и Аполлинарию. С детства Серову прививалась любовь к искусству. Его бабушка иногда рисовала кистью, от чего он был в восторге. В духовном училище учитель рисования познакомил с Вятским музеем. После чего он не перестаёт рисовать.  С 1868 по 1875 год Васнецов учился в Петербургской академии художеств. Первыми его произведениями были рисунки и картины на бытовые темы. Но только в Москве он полностью нашел себя как художник.

-Как вы понимаете значение слов «картины на бытовые темы»?

 В 1881 году  московский меценат Савва  Мамонтов  решил поставить на домашней сцене пьесу Островского «Снегурочка», предложив Васнецову  написать декорации и сделать эскизы  костюмов.  Виктор Михайлович был озадачен. Во-первых,  он никогда не писал декораций, во-вторых, известная ему сказка «Снегурочка» ничего общего не имела с сочинением Островского.

Однако  эскизы декораций и костюмов были исполнены В.М. Васнецовым.

А милый образ Снегурочки  Васнецов запечатлел особо на картине, которую закончил в 1899 г.

- Всмотритесь внимательно в картину, постарайтесь увидеть её не только глазами, но и душой проникнуться в её содержание.

-Жанр изобразительного искусства, посвящённый изображению сцен повседневной, частной и общественной жизни

УУКД: формулировать собственное мнение и позицию

УУПД:

Соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников

УУЛД:

Осмысливать позицию школьника на уровне положительного отношения к школе

Демонстрационные (презентация)

Открытие нового знания

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Фронтальная

Словесный (беседа, объяснение)

наглядный (метод демонстраций)

Внешний контроль, самоконтроль

Беседа по содержанию картины.

- Обратимся к плану работы: рассмотрим  картину. Для этого ответим на вопросы по сюжету картины. Внимательно слушайте ответы друг друга.

- Что вас поразило больше всего?

- Какие чудеса и тайны январской ночи раскрыл перед нами В.Васнецов?

- Опишите зимнее небо.

- Как художник передал образ деревушки в ночных сумерках?

- Почему снег на картине голубого цвета?

- Какое время суток изобразил В.Васнецов? Почему?

- Опишите образ Снегурочки.

-Как одета Снегурочка на картине В.Васнецова?

-Вот мы и рассмотрели картину, всмотрелись в нее. Она не может нас оставить равнодушным.

-Стоит только взглянуть на картину, как становится радостно на душе: чувствуется, как нравится художнику тот, кого он изображает. А сколько тепла и света.

Ответы детей

-Художник изобразил очарование настоящей русской зимы: дыхание ее холода и великолепие ее снегов, тишину глубокого сна природы и безмолвие лунной ночи. Метели и бураны завалили снегом поля и дороги, сделали непроходимыми леса. Но в удивительной тишине этой безветренной ночи о пролетевших вьюгах напоминают только оставшиеся снежные комья на пушистых елочках. Снег укрыл землю толстым мягким ковром, и земле уютно, сладко спится под этим чудесным снежным покровом

- Редкие звезды сияют в сумраке небес

-В глухой темноте ночи исчезают дали, чуть угадывается деревушка, занесенная снегом. Приветливо лучатся огоньки-окошки деревенских изб

- Лунный свет сделал мягкий голубоватый цвет снега чуть сияющим, а не искрящимся, как днем. Яркие тени лежат на снегу

-Художник показал нам зимнюю январскую ночь. Именно ночью при призрачном свете луны происходят таинственные превращения и чудеса: появляется на лесной заснеженной опушке юная русская красавица – Снегурочка

-Парчовая шубка и шапочка, отороченные мехом. Застенчивая, трепетная, полная ожидания и робкой надежды.

- В тулупчике, в сапожках, в рукавичках

Первичное закрепление

Усвоение нового способа действий

Фронтальная

Индивидуальная

Беседа

Демонстрация слайдов

Объяснение

Взаимоконтроль

Составление плана сочинения.

- Обратимся к плану нашей работы. Мы рассмотрели картину. Какой следующий этап работы?

- Определите тип текста.

- Перечислите части сочинения.

- О чем мы напишем во вступлении?

-Как можно озаглавить эту часть?

- что вы запомнили о художнике и картине, что можем отобразить во вступлении?

- Обсудим, что вы напишите во вступлении.

(Передо мной картина известного русского художника В.А. Васнецова «Снегурочка».) 

О ком и чем вы будете писать в основной части?

- Озаглавим основную часть.

-Выделите микротемы в основной части:

Портрет Снегурочки;

Тёмный зимний лес.

- Помните, что первое предложение каждой части связывает текст в единое целое. С какого предложения Вы начнете писать основную часть?

(На переднем плане картины я вижу...)

- О чем вы напишите, описывая Снегурочку? Не забывайте пользоваться карточкой. Кто хочет дополнить?

(Лицо, глаза, одежда, что она делает, где она находится)

- С какого предложения мы начнем вторую микротему?

- О чем вы будете писать в этой части сочинения?

Помните, что при записи каждую микротему надо записывать с красной строки.

- Как вы закончите сочинение? Озаглавьте эту часть.

А вот эту часть сочинения мы обсуждать не будем, вы запишите ее самостоятельно.

- Итак, у нас получился план сочинения.

План:

1. Художник В.А. Серов и его картина.

2. Описание картины:

Портрет девочки;

Темный зимний лес.

3. Моё отношение к картине.

-  Перед написанием вашей работы давайте немного отдохнем.

ФИЗМИНУТКА

Анализируют картину

 Отвечают на вопросы

- Необходимо составить план сочинения

- описание

- Вступление, основная часть, заключение

- О художнике и его картине

- Художник В.М. Васнецов и его картина

- Мы будем описывать сюжет картины

- Описание картины

-Природа на картине очень спокойная.

-О природе

-Моё отношение к картине

Выполняют движения физминутки

УУРД:

Проявлять познавательную инициативу в учебной деятельности

УУКД:

Учебно-познавательный мотив и предпочтение социального способа оценки знаний

Демонстрационные (презентация)

Самостоятельная работа с самопроверкой

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Фронтальная

Индивидуальная

Словесный (беседа, объяснение)

наглядный (метод демонстраций)

Внешний контроль, самоконтроль

- Постарайтесь так описать в сочинении картину, чтобы её ясно смогла представить тот, кто с ней не знаком.

- Ещё каким требованиям должен отвечать наш текст?

- Если вы испытаете затруднение, то поднимите руку, и мы вместе обсудим возникшее затруднение.

- После написания проверьте работу, для проверки используйте памятку.

Памятка

*Проверь написанное.

*Подумай, всё ли понятно будет тому, кто прочтёт сочинение.

*Обрати внимание на «опасные места».

*В написании каких слов ты сомневаешься? Посоветуйся с учителем.

- Как я вам говорила в начале урока, что отзыв пишется по плану.

-Теперь вы сможете самостоятельно написать отзыв об этой картине, он должен быть небольшим, по каждому пункту несколько предложений, т.е. 1-3 предложения.

Посмотрите памятку, там вы можете найти слова, которые помогут написать отзыв.

На этой картине художник изобразил Снегурочку, персонаж ... Поэтому он….

На картине изображена сама Снегурочка, снег, …

Природа на картине …Это … лес.

Снегурочка очень …, в … одежде.

Мне….

- Теперь вы можете приступать к написанию отзыва.

Отвечают на вопросы

- Он должен быть грамотным, поэтому при записи не забывайте пользоваться карточкой. Постарайтесь строить предложения так, чтобы вам было легко их записать

УУПД:

Самостоятельно выполнять задание

УУРД:

Проявлять познавательную инициативу в учебной деятельности

УУКД:

Учебно-познавательный мотив и предпочтение социального способа оценки знаний

Демонстрационные (презентация)

Включение в систему знаний

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Фронтальная

Словесный (беседа, объяснение)

Наглядный (метод демонстраций)

Внешний контроль, самоконтроль

- Что же отличает отзыв от других работ по предложению?

- назовите автора картины, которую мы описывали?

- Что вам помогло понять замысел художника и рассказать об этом?

- Какие знания и умения вам  были необходимы для работы?

- Как вы думаете, удалось ли вам передать словами свои впечатления от картины?

- А сейчас откройте дневники и запишите домашнее задание …

Отвечают на вопросы

- Внимательное рассматривание картины, ответы одноклассников, рассказ учителя

- Умение рассматривать картину, составлять план, подбирать точные слова

Ответы детей

Записывают домашнее задание

УУКД:

Учебно-познавательный мотив и предпочтение социального способа оценки знаний

УУЛД:

Осмысливать позицию школьника на уровне положительного отношения к школе

Демонстрационные (презентация)

Дневники

Рефлексия деятельности

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Фронтальная

парная

Вопросы к детям

Беседа

Самоконтроль

Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности  обучающихся

-Я раздала вам листочки. Вам необходимо нарисовать  соответствующий смайлик. Если вы поняли тему и смогли написать отзыв, нарисуйте весёлый смайлик. Если у вас были проблемы, вы не поняли тему и не смогли написать отзыв, нарисуйте грустный смайлик.

-А теперь покажите мне свои смайлики.

Благодарит за работу, прощается

-Большое всем спасибо за работу. Урок окончен. До свидания!

Подводят итоги урока, оценивают свою деятельность на уроке

Прощаются с учителем

-До свидания!

УУКД:

Учебно-познавательный мотив и предпочтение социального способа оценки знаний

УУЛД:

Осмысливать позицию школьника на уровне положительного отношения к школе

Демонстрационные (презентация)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка «Отзыв по картине И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»» ( УМК " Школа России", 2 класс)

Тема урока: «Отзыв по картине И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»»Тип урока: "открытие" нового знания.Цель урока: формирование навыка написания отзыва по картине...

Технологическая карта урока русского языка «Сочинение по картине И.И.Шишкина «Утро в сосновом бору»» ( УМК «Школа России», 2 класс)

Цель урока: знакомство с художником И.И. Шишкиным, формирование навыков описания картины И.И.Шишкина «Утро в сосновом бору».Задачи урокаДидактические:Формировать навык анализа последовател...

Технологическая карта урока русского языка "Сочинение по картине В.М. Васнецова "Иван Царевич на Сером Волке" ( 4 класс) , УМК "Школа России"

Цель урока: формирование умений у обучающихся написать сочинение- описание по картине.Задачи урока:Дидактические:1. Познакомить обучающихся с творчеством В.М. Васнецова.2.Учить обучающихся писать сочи...

Технологическая карта урока русского языка «Сочинение по картине К.Е. Маковского. Дети, бегущие от грозы» (3 класс)

Цель урока: формирование навыка написания отзыва по картине;  совершенствование умений соблюдать структуру текста и следовать заранее составленному плану; формирование знаний о творчестве и жизни...

Технологическая карта урока русского языка «сочинение по картине И. И. Левитана «Золотая осень", 4 класс

Тема урока «сочинение по картине И. И. Левитана «Золотая осень»»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование умения составлять текст-описание по карт...

Технологическая карта урока русского языка "Сочинение по картине Васнецова "Снегурочка" 3 класс УМК Школа России

Тип урока: «Открытие» нового знанияЦель урока: формирование навыка написания отзыва по картине;  совершенствование умений соблюдать структуру текста и следовать заранее составленному ...

Технологическая карта урока русского языка. Сочинение по репродукции картины Василия Андреевича Тропинина «Кружевница».

Технологическая карта урока русского языка.  Сочинение по репродукции картины Василия Андреевича Тропинина «Кружевница»....