Конспект открытого урока по русскому языку.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Могунова Ирина Анатольевна

Урок русского языка с использованием сказочных героев: Лисы, Зайца, Петуха. Ключевым объектом на уроке является "волшебная яблоня" с яблоками, на которых помещены буквы - отгадки. Дети в игровой форме учатся писать слова с безударными гласными, подбирать проверочные слова. Урок проходит весело и интересно, дети активно участвуют в процессе обучения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka_po_russkomu_yazyku.docx23.47 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по русскому языку.

Безударные гласные в корне слова. Особенности проверочного слова. 2 класс.

Цели урока:

- закрепить умение определять ударение в слове;

- учить писать слова с безударными гласными, подбирать проверочные слова;

- развивать умение анализировать звуковой состав слова;

- учить детей рассуждать, применять алгоритм;

- развивать устную речь учащихся;

- прививать любовь к русским народным сказкам.

Ход урока.

  1. Установка урока.

- Сегодня на уроке мы с вами отправляемся в сказку. Для этого вы должны открыть ворота сказочного замка, который вы видите на доске. Если вы справитесь с заданием, в конце урока вас ждёт сюрприз. Весь урок с нами будет путешествовать сказочный гном. Он будет давать нам задания.

1) Чиcтописание.

- Итак, первое задание гнома – чистописание.

Уу//Уу//                        Дд//Дд//

дл        дл            ду   ду        ед        ед        бр        бр

холо.                лё.                 сугро.

- Молодцы, красиво выводите элементы. Вспомните правило, как проверить глухую или звонкую гласную букву нужно читать.

Дети хором читают стихотворение:

Если слышишь парный звук,

Будь внимателен мой друг:

Парный сразу проверяй –

Слово это изменяй.

Зуб – на зубы,куст – кусты…

Будешь грамотным и ты.

- Какой темой объединены эти три слова? (Зима.)

- Позже эти слова встретятся нам в сказке.

  1. Работа над словами с непроверяемыми гласными.

- В путешествие вместе с нами отправляются герои сказок.

а) Не царь, в короне,

Не всадник, а со шпорами. (Петух)

б) Рыжик с пушистым хвостом,

Живёт в лесу под кустом. ( Лиса)

в) Заворчал живой замок,

Лёг у двери поперёк.

Две медали на груди,

Лучше в дом не заходи. (Собака)

г) Летом наедается,

Зимой отсыпается. ( Медведь)

д) Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая для лета.

Шуба для зимы – другого цвета. ( Заяц)

На доске.

П.тух. л.сица, с.бака. м.дведь, за.ц.

- В каких сказках встречаются эти герои?

- Запишите слова, вставляя пропущенные буквы. ( Один из учеников читает слова, проверяя буквы)

- У кого нет ошибок, поставьте свой значок.

- Посмотрите на слова. Которые вы записали.

- Как их можно назвать одним словом? (Животные)

- Что они обозначают? (Предмет)

- На какой вопрос отвечают? (Кто)

- Значит, это предметы одушевлённые или неодушевлённые? (Одушевлённые)

Работа над лексическим значением слова:

  - Ребята, что это за зверь лисица? (Лесной зверь, хищница)

- А когда о человеке говорят, что он «лиса»? (Хотят подчеркнуть некоторые отрицательные качества людей: хитрость, плутовство, изворотливость, ненадёжность)

- Какое слово здесь лишнее? («Лиса», так как можно проверить безударную гласную «и»)

  1. Работа над безударными гласными.
  1. -  Сегодня на уроке мы будем продолжать учиться писать слова с безударной гласной в корне слова.

– Путешествие в сказку продолжается.

На доске изображения животных.

- Посмотрите на доску, что это за герои? Из какой сказки они пришли?

- Подумайте, кому принадлежат эти слова.

- Пусти меня, зайка, в избушку к себе пожить. (Лиса)

- Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы – ледяная. Пришла весна. Избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне – да и меня же и выгнала. (Заяц)

Работа над лексическим значением слова «лубяная»( по толковому словарю)

- Ку-ка-ре-ку! Заинька, о чём ты плачешь?

(Петух)

- Ребята, кто из вас помнит, как называется эта сказка? («Заюшкина избушка»)

Учитель показывает книжку, дети вспоминают сказку.

- Нр чтобы попасть в эту сказку, нужно выполнить следующее задание гнома.

  1.  На доске:

Прог.няет, ж.вут. прол.тели.кр.чит. б.гут. с.дит.

- Прочитайте слова, записанные на доске.

- Что обозначают эти слова? (Действия предметов)

- Какое правило нужно вспомнить, чтобы правильно написать безударную гласную в корне слова?

Дети хором читают стих:

Если буква гласная

Вызвала сомнение,

Ты её немедленно

Поставь под ударение.

Ударение над гласной

Может сделать букву ясной.

- Запишите слова, вставьте пропущенные буквы, про себя выбирая проверочные слова. Обозначьте ударение. (В это время 4 ученика работают по карточкам – разгадывают кроссворд)

- А сейчас с помощью нашей волшебной яблоньки мы покажем гному, правильно ли вы вставили буквы. (Игра на доске – вывешивание яблок с буквами на яблоню)

- Молодцы!

  1. Физкультминутка.

  1. Работа с синонимами и антонимами.

- Следующее задание гнома.

- К слову «бежать» нужно подобрать слова, близкие по значению (синонимы – «гнаться», «нестись», «удирать», «мчаться»).

- А как называются слова, противоположные по значению? (Антонимы)

- Подберите антоним к слову «кричать» («молчать»)

VI. Работа с текстом.

1) Письмо по памяти.

- Гном просит прочитать предложение, записанное на доске.

В.сной и.бушка у л.сы растаяла.

- Объясните, какие буквы нужно вставить и почему?  

-Запомните предложение и запишите его по памяти.

- Проверьте предложение, подчеркните безударные гласные.

2) Комментированное письмо.

– Кто прогнал зайчика?

Лисица прогнала зайчика.

- Подчеркните подлежащее и сказуемое.

- Давайте вспомним, что было с зайчиком в сказке.

3) Деформированное предложение.

- Гном предлагает составить предложение о героях сказки, но слова рассыпались. Поможем гному собрать предложение.

На доске:

Пришли, медведь, на, помощь, и, петух, зайке.

Дети составляют и записывают предложение:

Медведь и петух пришли на помощь зайке.

- Что сделала рыжая плутовка? (Убежала)

Запись под диктовку предложения:

Рыжая плутовка убежала.

  1. Творческое задание.

- Прочитайте получившийся текст.

Весной избушка у лисы растаяла. Лисица прогнала зайчика. Медведь и петух пришли на помощь зайке. Рыжая плутовка убежала.

- Как бы вы закончили свою сказку?

Дружно и весело живут звери.

- Назовите слово с проверяемой безударной гласной. (Живут – жить).

  1. Фонетический разбор слова.

Рыжая, ры-жа-я, [рыжай’а ] – 3 слога, 6 звуков, 5 букв, 3 гласных, 3 согласных.

VII. Итог урока.

- Расскажите гному, чему вы учились на уроке.

- Молодцы!

Гном показывает детям два предмета – за’мок и замо’к.

- Чем похожи и чем отличаются слова? (Написанием похожи, ударением и смыслом отличаются).

- Умницы! Вы отлично работали на уроке, значит,, мы можем волшебным ключом открыть этот замок, который ведёт вас в замок к призам.

- За ваши отличные ответы, за знания вы получаете эти разноцветные звёздочки.

- Светите так же ярко, как и они!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик

Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....

Конспект открытого урока по русскому языку. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 3 класс: В 2 ч.

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе. Тема: Закрепление .Падежи.Урок - конференция по русскому языку. 3 класс....

Конспект открытого урока по русскому языку. Тема урока: «Суффиксы. Образование слов с помощью суффиксов».

Цель урока: учить образовывать новые однокоренные слова с помощью суффикса, учить определять значимые части слов....

Конспект открытого урока по русскому языку. 2 класс. УМК "Перспектива". Тема урока. Имя прилагательное как часть.

Конспект открытого урока по русскому языку. 2 класс. УМК "Перспектива". Учебник:Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. Тема урока. Имя прилагательное как часть речи. Цель урока. Предметные. Дат...

Конспект открытого урока по русскому языку УМК "Перспектива" 3 класс. Учебник.Русский язык. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина.

Тема урока. Итоговый урок по теме "Глагол". Рефлексия. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.Цели: провести работу над ошибками, допущенными в тексте диктанта и грамматических заданиях; закре...

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе Тема урока. Главные члены предложения. Обобщение.

Тема урока. Главные члены предложения. Обобщение.Цели:Образовательная: обобщить умения распознавать подлежащее и сказуемое в предложении, восстанавливать деформированное предложение и текст, формирова...