Конспект урока по русскому языку "Чем словосочитание отличается от слова"
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс) на тему

Конспект урока по русскому языку по теме "Чем словосочетание отличается от слова". УМК "Шклоа России", 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt-stsenariy_uroka_po_russkomu_yazyku.docx30.06 КБ

Предварительный просмотр:

 Конспект-сценарий урока по русскому языку

на тему: «Чем словосочетание отличается от слова»

Цель – формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) учащихся 3 «Б» класса в предметной области «Русский язык» по теме  «Отличия словосочетания от предложения».

Учебные задачи, направленные на достижения предметных результатов обучения:

- дать учащимся первое представление о словосочетании, показать сходство и различие слова и словосочетания, выполняющих номинативную функцию;

  • развитие умения писать под диктовку словосочетания по правилам русского языка;
  • развитие умения списывать слова и словосочетания по правилам русского языка;
  • расширение словарного запаса учащихся;

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов

Регулятивные УУД:

  • овладение способностью в сотрудничестве с учителем ставить учебные задачи, принимать и сохранять их;
  • формирование умения планировать в сотрудничестве с учителем  свои действия для решения задачи;
  • формирование умения осуществлять работу в соответствии с инструкцией учителя
  • формирование умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

Познавательные УУД:

  • овладение способностью осознавать познавательную задачу, решать её под руководством учителя;
  • формирование умения понимать информацию, представленную в изобразительной  форме в форме таблицы; переводить её в словесную форму;
  • формирование умения осознанно строить речевое высказывание в устной  форме;
  • формирование умения осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом;
  • формирование умения строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.

Коммуникативные УУД

  • формирование умения участвовать в общей беседе, совместной деятельности (в парах), осуществлять взаимоконтроль;
  • формирование умения задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • формирование умения контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
  • формирование умения строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи; 

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

  • формирование уважительного отношения к иному мнению;
  • развитие навыков сотрудничества с взрослым;
  • формирование потребности грамотно употреблять слова родного языка;
  • развитие чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • формирование индивидуальных учебно-познавательных мотивов.

Оборудование:

Ученики: учебник Русский язык, 1 часть В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, Русский язык, рабочая тетрадь, 1 часть, В. П. Канакина; рабочая тетрадь; карточки со словами и словосочетаниями, картинки с изображением предметов, карточки с изображением детей для подсказки.

Ход урока.

1.Организационно-мотивационный этап.

 Цель – проверка готовности к уроку, создание положительного настроя.

Деятельность учителя: приветствие; настрой на работу.

Деятельность ученика: слушание, выполнение инструкции.

 - Посмотрите на рабочее место, проверьте всё ли готово к уроку. Настроение замечательное. Мы начинаем урок русского языка.

2. Актуализация знаний.

Цель – воспроизведение учащимися необходимых знаний и способов деятельности для открытия «нового» знания, постановка учебной задачи

Деятельность учителя: задаёт вопросы, дает инструкцию по выполнению задания, диктует словосочетания, создаёт условия для постановки учебной задачи,

Деятельность ученика: слушание, ответы на вопросы, запись словосочетаний в соответствии с инструкцией учителя, самопроверка с доски, заполнение таблицы, постановка учебной задачи совместно с учителем, принятие учебной задачи

- Ребята на прошлом уроке мы познакомились с новой группой слов русского языка, под названием омонимы. Давайте вспомним, что мы узнали.

- Откроем тетради запишем число, классная работа.

- А теперь проверим  научились ли мы находить антонимы в речи, для этого вы сейчас запишите словосочетания под мою диктовку в строчку через запятую, затем вы подчеркнете словосочетаниях омонимы.

Лист дерева, печатный лист, листья осины.

- Сверьте свою работу с образцом на доске. Подумайте, что вам нужно повторить, если вы допустили ошибки. 

- Сегодня на уроке мы продолжаем изучать раздел «Слово в языке и речи». Давайте прочитаем название темы, с которой мы будем знакомиться на протяжении нескольких уроков.

- А какова тема сегодняшнего урока. Давайте устно, попробуем, заполнит схему у меня на доске:

Тема урока: «Чем словосочетание отличается от слова?

Словосочетание состоит из главного             Чем еще отличается слово от словосочетания?

и зависимого слова, связь слов в

словосочетании устанавливается при

помощи вопросов.

- Ребята, если мы что-то хотим узнать, для этого нужно поработать, давайте начнем работу.

3. Усвоение новых знаний.

Цель – открытие нового знания.

Деятельность учителя: создаёт условия для рационально организованных действий ученика по усвоению нового знания.

Деятельность ученика: совместная деятельность с учителем, слушание, ответы на вопросы, высказывание собственного мнения, соотнесение своего мнения с мнением другого, работа по инструкции, работа с разными видами информации, самопроверка с образца.

- Рассмотрите рисунки на доске. Почитайте записанные на боковой доске слова и словосочетания. Выберите из предложенных слов и словосочетаний более точное название для каждого предмета.

 -Какое это будет название для первого предмета? Почему?...

- Посмотрите на слова, которые остались, что между ними общего?

- Что вы заметили? (для того чтобы уточнить значение омонима, используем его в словосочетании) Давайте прочитаем, как об этом сказано в нашем учебнике с.47.

4. Первичная проверка понимания нового материала.

Цель – понимание нового знания.

Деятельность учителя: организует работу в парах, дает инструкции, подсказки в виде картинок, подводит к обобщению полученных знаний.

Деятельность ученика: слушание, работа по инструкции, высказывание собственных предположений, работа в парах, оценивание своей деятельности и деятельности другого, списывание с заданиями по инструкции учителя, составление высказываний с помощью подсказок-картинок.

- А теперь давайте в этом убедимся, для этого поработаем в парах и выполним упражнение №80. Прочитайте задание.

Напомню вам правила работы в паре. А Лолита мне в это поможет.

1.Приветствуем друг друга.

2.Распределяем обязанности.

Лолита я буду читать слова и говорить, что я представлю, а ты будешь читать словосочетания и говорить, что представляешь ты…

3. Благодарим за работу друг друга.

4. Подаем сигнал учителю об окончании работы.

- Убедились ли мы, что словосочетание- «сложное слово» может более точно, чем слово назвать.

- А теперь выполним вторую часть задания, запишем только словосочетания к себе в тетрадь в строчку через запятую, вставляя пропущенные буквы. Над  словами в словосочетании укажите часть речи, к которой они относятся, если вам встретятся слова неизвестной части речи над ними ничего писать не нужно.

- А теперь попробуем сами составлять словосочетания - «сложные названия».

№81

- Прочитайте задание. Как вы поняли, что нужно сделать?

- Прочитайте первое словосочетание. Давайте вспомним, когда в речи мы употребляем глаголы одеть и надеть, а помогут вам в этом картинки на доске.

- Составьте устно предложения с этими глаголами.

- А теперь вернемся к заданию, рассмотрите образец, составьте, словосочетания и запишите их к себе в тетрадь по образцу.

- Проверим какие словосочетания – «сложные названия» у вас получились.

5. Итог урока.

Цель – осмысление своих достижений.

Деятельность учителя: задаёт вопросы на обобщение деятельности на уроке.

Деятельность ученика: высказывание суждений в громкоречевой форме.

- Ребята, вспомним, что мы хотели узнать на уроке? Как бы вы сейчас ответили на вопрос урока? А что мы делали для того чтобы это узнать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание слов с проверяемыми безударными гласными, парными согласными, непроизносимыми согласными в корне слова". 3 класс

Конспект урока по русскому языку в 3 классе.Тема: Правописание слов с проверяемыми безударными гласными, парными согласными, непроизносимыми согласными в корне слова.Тип урока: обобщение знаний....

Конспект урока по русскому языку 3 класс «Проверка слов с парными согласными на конце и в середине слова»

Тема урока: «Проверка слов с парными согласными на конце и в середине слова»....

Русский язык Конспект урока по русскому языку (3 класс) "Правописание слов с безударными гласными в корне слова"

Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 3 класса, к учебнику Канакиной В.П., УМК «Школа России», с применением приёма технологии динамического оценивания.Тема: «...

Конспект урока по русскому языку "Как отличить сложное предложение от простого с однородными членами?",4 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя:  знакомство с отличительными признаками сложного предложения и предложения с однородными членами.Планируемые результатыПредметные знать: понятия «предложение...

Конспект урока по русскому языку "Как отличить звуки и буквы" 2 класс

Конспект урока по русскому языку "Как отличить звуки и буквы" 2 класс...

План-конспект урока по русскому языку на тему: "Многозначные слова. Использование многозначных слов в речи".

Автор: учитель начальных классов МБОУ "СШ № 34" Афлятунова Кристина Александровна, ХМАО-Югра, г.НижневартовскОписание материала: Предлагаю вам конспект урока по программе "Начальная шко...