План-конспект открытого урока в методике системно-деятельностного подхода
план-конспект занятия по русскому языку по теме
Цель урока:
- развивать навык «открытия» новых знаний, деятельностный
подход к процессу обучения;
- закрепить знания об изученных буквах и звуках, познакомиться с
новой буквой Г, г, звуками [г], [г’].
- закрепить навыки работы в тетради, развивать мелкую моторику;
- формировать самостоятельность, самодеятельность, умение слушания
и говорения, ведения диалога;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bukvy_gg.docx | 25.57 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект
открытого урока
в методике
системно-деятельностного подхода.
Предмет:«Подготовка к обучению
грамоте».
Тема: Согласные звуки [г], [г’], буквы Г, г.
Дата проведения: 18 января 2013 года.
Коллектив: «Школа раннего развития».
Педагог дополнительного образования ВКК МОУ ДОД «ДДиЮ» Пшенникова М.Г.
Тема: Буква [г],[г’], звуки [ г], [ г’]
Цель урока:
- развивать навык «открытия» новых знаний, деятельностный
подход к процессу обучения;
- закрепить знания об изученных буквах и звуках, познакомиться с
новой буквой Г, г, звуками [г], [г’].
- закрепить навыки работы в тетради, развивать мелкую моторику;
- формировать самостоятельность, самодеятельность, умение слушания
и говорения, ведения диалога;
Оборудование: магнитная доска, маркеры, магниты, магнитная азбука.
Демонстрационный материал: плакат «Азбука», магниты синего и
красного цвета, магнитные цифры, пособие «Веселые буквы» (буквы Г,
К), пособие «Домик парных согласных», пособие «Упрямые буквы».
Раздаточный материал: пособие «Портрет буквы», красные и синие
кружочки из набора «Учись считать», пособие «Азбука».
Этапы урока.
- Самоопределение к деятельности.
- Дорогие ребята! Желаю вам интересного урока, новых знаний, успешной работы и хорошего настроения! Улыбнитесь друг другу и пожелайте друг другу удачи!
-Посмотрите на столы и ответьте, что может нам пригодиться для успешной работы на уроке? (Счетные палочки, тетради, геометрические фигуры-кружочки красного и синего цвета, пособие «Портрет буквы» и пособие «Азбука».)
2. Актуализация знаний.
- Давайте вспомним, что буквы и звуки нашей азбуки делятся по способу
образования на преградные и беспреградные. Как мы еще их называем?
- Гласные и согласные.
- В каком положении находятся части речевого аппарата при произнесении
согласных звуков?
- Во рту есть преграды (из языка, губ, зубов).
- Что происходит во рту при образовании гласных?
- Губы широко открыты, язык расслаблен, во рту нет преград.
-2-
- Какую подсказку придумали нам наши ученые для различения гласных и
согласных в азбуке?
- Буквы написаны разным цветом, гласные – красным, согласные – синим.
3. Индивидуальная работа учащихся.
- Сейчас мы повторим и охарактеризуем согласные буквы, которые мы уже
выучили. Какое пособие нам с вами поможет в этом повторении, как вы думаете?
- Пособие «Портрет буквы», счетные палочки и кружочки из набора «Учись
считать» - для построения букв, красные и синие кружочки для обозначения
твердости-мягкости буквы.
Дети берут пособие «Портрет буквы» из подставок, красные и синие кружочки.
- Давайте вспомним загадки про наши буквы, отгадаем их и предложим каждому из
ребят какую-то согласную.
Дети вспоминают и отгадывают загадки и берут букву с магнитной доски или делают из палочек.
- Эта буква на И глядела,
Пояс тоже захотела,
Но была она упряма
И его надела прямо (Н).
Месяц в небе полусонном
Как она повис над домом ( С).
Про эту букву скажем смело-
На стенку бабочка присела (К).
Она в антенну превратилась
И на крыше очутилась (Т).
Потеряла пояс А-
Что получим детвора? ( Л).
- Дрожу от страха до сих пор!-
Воскликнуло полено:
- Похожа буква на топор!
Расколет непременно! ( Р).
-3-
Эта - вкусная ватрушка,
Угощайся-ка, подружка!
Она - очки, но у старушки
У очков сломались дужки (В).
На хоккее, на футболе
Буква эта – ворота в поле (П).
Она стоит, как две горы,-
Словно две родных сестры (М).
На эту букву посмотри-
Она совсем как цифра 3 ( З).
Она идет с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком. (Б).
А она похож на домик,
В нем живет веселый гномик (Д).
Учащиеся ( в группе 12-15 чел) составляют «Портрет» выбранной буквы
самостоятельно и рассказывают каждый о своей букве с места.
Например : «С- согласная, глухая, бывает твердая – (с), бывает мягкая – ( сь),
имеет пару – З» и т.д.
3.Постановка учебной задачи.
- Сегодня на занятии мы выучим еще одну новую букву она - наша гостья.
Я сейчас сделаю на доске ее портрет, а вы попробуйте догадаться, что это за буква.
4.Открытие детьми нового знания.(Организация диалога-ведение диалога).
- На голове у нее шапочка «Звоночек», значит она?
- Звонкая согласная!
- Ботиночки у нее разноцветные. Что это значит?
- Может меняться – бывает твердая, бывает мягкая.
- Давайте вспомним, все ли согласные в нашей азбуке могут меняться?
- Нет! Некоторые носят одинаковые ботиночки, они всегда твердые или всегда мягкие!
- Назовите твердые!
- Ж, Ш, Ц !
- 4 -
-А всегда мягкие?
- Й, Ч , Щ !
Используется наглядное пособие «Упрямые буквы» - вывешено на фланелеграфе. (Буквы Ж, Ш, Ц - изображены синим цветом, буквы Й,Ч, Щ- зеленым).
- Какой же вывод мы можем сделать про них? Может ли какая-либо из этих букв быть нашей сегодняшней гостьей?
- Нет!
- Почему?
- Они не могут меняться, а наша новая буква может!
- Как же нам разгадать, какое имя носит наша новая гостья?.. Давайте начнем с конца азбуки! Возьмем пособие «Азбука».
Используется пособие «Азбука»-индивидуальный раздаточный материал.
- Будем действовать методом исключения – исключим все буквы, которые нам не подходят! А те, которые мы уже знаем, обведем в кружочек.
Учитель называет букву, учащиеся поясняют, почему она не может быть нашей сегодняшней гостьей.
- Я-?
- Гласная! И мы ее уже знаем! Вычеркнем!
- Ю? Гласная! Вычеркнем! И т.д.
- Какие же согласные буквы у нас остались?
- Х, Ф, Г!
- Какая их них пришла в гости?
- Г!
- Почему именно она?
- Она звонкая, а Х и Ф – глухие!
- Первичное закрепление.
Учитель помещает букву Г в «Портрет буквы».
- «Г» - огромный кран подъемный,
помогает строить дом нам!
Что же мы можем сказать о нашей гостье?
- « Г»- согласная, звонкая. Бывает твердая, бывает мягкая, имеет пару – «К»
(используется пособие «Домик для парных согласных».
Задача: выявление места и способа образования звука (положение губ, языка, зубов).
- Что происходит у нас в ротовой полости, когда мы произносим звук [г] ?
- Губы и зубы приоткрыты!
-5-
- Где же преграда? Положите пальчики на горло! Что происходит в горле?
- Там образуется преграда!
- Там находится корень языка, он малоподвижный, потому звук [г] трудно произносить.
- Независимая самостоятельная практика учащихся.
- Давайте посмотрим, как буква «Г» располагается в клетке! Сделайте клетку из палочек у себя на столе! Какие части клетки мы знаем?
- Правая сторона, левая сторона, верхняя сторона, нижняя сторона, левый верхний угол, левый нижний угол, правый верхний угол, правый нижний угол!
- Какие части клетки займем?
- Левую и верхнюю стороны!
- На какие буквы она похожа? Б, Е, П, Т.
- Открыли тетради! Нашли запись учителя, сделанную к данному уроку!
Г
г
- С чего начинаем работу в тетради?
- Пишем букву Г, г (большую и маленькую) через клеточку.
Самостоятельная работа учащихся в тетрадях ( 1 мин.)
- Найдите подчеркнутые мною клеточки. Где они расположены?
- После буквы Г.
- Сколько клеточек я подчеркнула?
- 4, 5, 6.
- Где сначала будем работать?
- В 4-х клеточках! Потом в 5-м! Потом в 6-м!
- Почему?
- Мы пишем слева направо.
- Записываем слова:
ГРАД ВДРУГ РАДУГА
- Вы сейчас самостоятельно сделайте фонетический анализ этих слов. Что нам для этого понадобиться?
- Карандаши красный и синий. Можно использовать плакат «Азбука» (на стене).
Самостоятельная работа учащихся.
- В каких их этих трех слов буква «Г» обозначает звук (Г)?
- В словах «град», «радуга».
- А в слове «вдруг»?
-6-
- Буква «г» обозначает звук (К).
- Посмотрите еще раз внимательно на эти слова. В каждом из них спряталось другое слово! Найдите его!
Учащиеся выполняют игру-задание «Найди слово!»
(в-друг, г-рад, рад-дуга).
- Самоконтроль и самооценка результатов.
Учитель выполняет на доске фонетический анализ предложенных слов , используя цветные магниты и цифры.
- Посмотрите на доску, сравните вашу работу с образцом и исправьте возможные ошибки. Те, у кого все выполнено верно, сложите руки на столе.
Те учащиеся, кто допустил ошибки, исправляют их и определяют, что было неверно выполнено.
- Посмотрите, сколько ребят безошибочно выполнили задание - протяните ладошки и скажите все вместе: «Я умею!»
Те, кто нашел неточность и ее исправил – приготовьте ладошки для аплодисментов! Хлопаем и говорим все вместе: «У меня получится! Получается! Получилось!»
8.Подведение итогов учебного занятия.
- Что нового открыли для себя на занятии?
На доску помещается пособие «Портрет буквы» - буквы Г и К.
- Буква «Г» - согласная, звонкая. Бывает твердая (г), бывает мягкая - ( гь), имеет пару – глухую согласную (К).
Наше домашнее (творческое) задание – дописать в тетрадях новую букву до конца строки и придумать слова с буквой «г» - в начале слова, в середине и в конце.
- Спасибо за работу!
- Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по системно- деятельностному подходу в 1 классе в условиях ФГОС
Общая цель обучения - формирование ведущей для этого возраста деятельности. Цель педагогов начальной школы - не просто научить ученика, а научить его учить самого себя, т.е....
Разработка урока в системно-деятельностном подходе по ФГОС
Данная творческая разработка по русскому языку УМК «Школа России» в 1-ом классе по теме: «Деление слов на слоги» в системно-деятельностном подходе позволяет развивать различные УУД.·...
Урок в системно-деятельностном подходе
Урок в системно-деятельностном подходе (ФГОС)...
урок по системно -деятельностному подходу
урок Баштаачы ла айдылаачы...
урок по системно -деятельностному подходу
тема; Тексттердин будумдери...
Современные требования к уроку при системно-деятельностном подходе
Презентация для педагогов начальных классов, которые работают по ФГОС....