План-конспект открытого урока в методике системно-деятельностного подхода
план-конспект занятия по русскому языку по теме

 

Цель урока:

- развивать навык «открытия» новых знаний, деятельностный

    подход к процессу обучения;

- закрепить знания об изученных буквах и звуках, познакомиться с

   новой  буквой Г, г, звуками [г], [г’].   

- закрепить навыки работы в тетради, развивать мелкую моторику;

- формировать самостоятельность, самодеятельность, умение слушания

   и говорения, ведения диалога;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukvy_gg.docx25.57 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект

открытого урока

в методике

системно-деятельностного подхода.

Предмет:«Подготовка к обучению

грамоте».

Тема: Согласные звуки [г], [г’], буквы Г, г.

Дата проведения: 18 января 2013 года.

Коллектив: «Школа раннего развития».

Педагог дополнительного образования ВКК МОУ ДОД «ДДиЮ» Пшенникова М.Г.

Г. Серпухов                                                      2013 г.

Тема:   Буква [г],[г’], звуки [ г], [ г’]

Цель урока:

- развивать навык «открытия» новых знаний, деятельностный

    подход к процессу обучения;

- закрепить знания об изученных буквах и звуках, познакомиться с

   новой  буквой Г, г, звуками [г], [г’].        

- закрепить навыки работы в тетради, развивать мелкую моторику;

- формировать самостоятельность, самодеятельность, умение слушания

   и говорения, ведения диалога;

Оборудование: магнитная доска, маркеры, магниты, магнитная азбука.

Демонстрационный материал: плакат «Азбука», магниты синего и

красного цвета, магнитные цифры, пособие «Веселые буквы» (буквы Г,

К), пособие «Домик парных согласных», пособие «Упрямые буквы».

Раздаточный материал: пособие «Портрет буквы», красные и синие

кружочки   из набора «Учись считать», пособие «Азбука».

Этапы урока.

  1. Самоопределение к деятельности.

- Дорогие ребята!  Желаю вам  интересного урока, новых знаний, успешной работы и хорошего настроения! Улыбнитесь друг другу и пожелайте друг другу удачи!

-Посмотрите на столы и ответьте, что может нам пригодиться для успешной работы на уроке? (Счетные палочки, тетради, геометрические фигуры-кружочки красного и синего цвета, пособие «Портрет буквы» и пособие «Азбука».)

2. Актуализация знаний.

- Давайте вспомним, что буквы  и звуки нашей азбуки делятся по способу

  образования на преградные и беспреградные. Как мы еще их называем?

- Гласные  и согласные.

- В каком положении находятся части речевого аппарата при произнесении

 согласных звуков?  

- Во рту есть преграды (из языка, губ, зубов).

- Что происходит во рту при образовании гласных?

- Губы широко открыты, язык расслаблен,  во рту нет преград.

-2-

- Какую подсказку придумали нам наши ученые для различения гласных и

согласных в  азбуке?

- Буквы написаны разным цветом, гласные – красным, согласные – синим.

3. Индивидуальная работа учащихся.

- Сейчас мы повторим и охарактеризуем согласные буквы, которые мы уже

  выучили. Какое пособие нам с вами поможет в этом повторении, как вы думаете?

- Пособие «Портрет буквы», счетные палочки и кружочки из набора «Учись

  считать» - для построения букв, красные и синие кружочки для обозначения

  твердости-мягкости буквы.

Дети берут пособие «Портрет буквы» из подставок, красные и синие кружочки.

- Давайте вспомним загадки про наши буквы, отгадаем их и предложим каждому из

  ребят какую-то согласную.

Дети вспоминают и отгадывают загадки и берут букву с магнитной доски или  делают из палочек.

           - Эта буква на И глядела,

             Пояс тоже захотела,

             Но была она упряма
  И его надела прямо (Н).

             Месяц в небе полусонном

             Как она повис над домом  ( С).

             Про  эту букву скажем смело-

             На стенку бабочка присела (К).

             Она  в антенну превратилась

             И на крыше очутилась (Т).

             Потеряла пояс А-

             Что получим детвора? ( Л).

             - Дрожу от страха до сих пор!-

              Воскликнуло полено:

             - Похожа буква на топор!

              Расколет непременно! ( Р).

                                                                    -3-              

               Эта - вкусная ватрушка,

               Угощайся-ка, подружка!

               Она - очки, но у старушки

               У очков сломались дужки (В).

                На хоккее, на футболе

                Буква эта – ворота в поле (П).

                Она стоит, как две горы,-

                Словно  две родных сестры (М).

                На эту букву посмотри-

                Она совсем как цифра 3 ( З).

                Она идет с большим брюшком,

                В кепке с длинным козырьком. (Б).

                А она похож на домик,

                В нем живет веселый гномик (Д).

Учащиеся ( в группе 12-15 чел) составляют «Портрет» выбранной буквы

самостоятельно и рассказывают каждый о своей букве с места.

Например : «С- согласная, глухая, бывает твердая – (с), бывает мягкая – ( сь),

имеет пару – З» и т.д.

3.Постановка учебной задачи.

- Сегодня на занятии мы выучим еще одну новую букву  она - наша гостья.

Я сейчас сделаю на доске ее портрет, а вы попробуйте догадаться, что это за буква.

4.Открытие детьми нового знания.(Организация диалога-ведение диалога).

- На голове у нее шапочка «Звоночек», значит она?

- Звонкая согласная!    

- Ботиночки у нее разноцветные. Что это значит?

- Может меняться – бывает твердая, бывает мягкая.

- Давайте вспомним, все ли согласные в нашей азбуке могут меняться?

- Нет! Некоторые носят одинаковые ботиночки, они всегда твердые или всегда мягкие!

- Назовите твердые!

- Ж, Ш, Ц !

                                                           - 4 -

-А всегда мягкие?

- Й, Ч , Щ !

Используется  наглядное пособие «Упрямые буквы» - вывешено на фланелеграфе. (Буквы Ж, Ш, Ц - изображены синим цветом, буквы Й,Ч, Щ- зеленым).

- Какой же вывод мы можем сделать про них? Может ли какая-либо из этих букв быть нашей сегодняшней гостьей?

- Нет!

- Почему?

- Они не могут меняться, а наша новая буква может!

- Как же нам разгадать, какое имя носит наша новая гостья?.. Давайте начнем с конца азбуки! Возьмем пособие «Азбука».

Используется пособие «Азбука»-индивидуальный раздаточный материал.

- Будем действовать методом исключения – исключим все буквы, которые нам не подходят! А те, которые мы уже знаем, обведем в кружочек.

  Учитель называет букву, учащиеся поясняют, почему она не может быть нашей сегодняшней гостьей.

 - Я-?

- Гласная! И мы ее уже знаем! Вычеркнем!

- Ю?  Гласная! Вычеркнем! И т.д.

- Какие же согласные буквы у нас остались?

- Х, Ф, Г!

- Какая их них пришла в гости?

- Г!

- Почему именно она?

- Она звонкая, а  Х и Ф – глухие!

  1. Первичное закрепление.

Учитель помещает букву Г в «Портрет буквы».

 - «Г» - огромный кран подъемный,

    помогает строить дом нам!

Что же мы можем сказать о нашей гостье?

- « Г»- согласная, звонкая. Бывает твердая, бывает мягкая, имеет пару – «К»

(используется пособие «Домик для парных согласных».

Задача: выявление места и способа образования звука (положение губ, языка, зубов).

- Что происходит у нас в ротовой полости,  когда мы произносим звук [г] ?

- Губы и зубы приоткрыты!

-5-

- Где же преграда? Положите пальчики на горло! Что происходит в горле?

- Там образуется преграда!

- Там находится корень языка, он малоподвижный, потому звук [г] трудно произносить.

  1. Независимая самостоятельная практика учащихся.

- Давайте посмотрим, как буква  «Г» располагается в клетке! Сделайте клетку из палочек у себя на столе! Какие части клетки мы  знаем?

- Правая сторона, левая сторона, верхняя сторона, нижняя сторона, левый верхний угол, левый нижний угол, правый верхний угол, правый нижний угол!

- Какие части клетки займем?

- Левую и верхнюю стороны!

- На какие буквы она похожа?  Б, Е, П, Т.

- Открыли тетради! Нашли запись учителя, сделанную к данному уроку!

Г

г

- С чего начинаем работу в тетради?

- Пишем букву Г, г (большую и маленькую) через клеточку.

Самостоятельная работа учащихся в тетрадях ( 1 мин.)

- Найдите подчеркнутые мною клеточки. Где они расположены?

- После буквы Г.

- Сколько клеточек я подчеркнула?

- 4, 5, 6.

- Где сначала будем работать?

- В 4-х клеточках! Потом в 5-м! Потом в 6-м!

- Почему?

- Мы пишем слева направо.

- Записываем слова:

ГРАД                              ВДРУГ                                  РАДУГА

- Вы сейчас самостоятельно сделайте фонетический анализ этих слов. Что нам для этого понадобиться?

- Карандаши красный и синий. Можно использовать плакат «Азбука» (на стене).

Самостоятельная работа учащихся.

- В каких их этих трех слов буква «Г» обозначает звук (Г)?

- В словах «град», «радуга».

- А в слове «вдруг»?

-6-

- Буква «г» обозначает звук (К).

- Посмотрите еще раз внимательно на эти слова. В каждом из них спряталось другое слово! Найдите его!

Учащиеся выполняют игру-задание «Найди слово!»

(в-друг, г-рад, рад-дуга).

  1. Самоконтроль и самооценка результатов.

 Учитель выполняет на доске фонетический анализ предложенных слов , используя цветные магниты и цифры.

- Посмотрите на доску, сравните вашу работу с образцом и исправьте возможные ошибки. Те, у кого все выполнено верно, сложите руки на столе.

Те учащиеся, кто допустил ошибки, исправляют их и определяют, что было неверно выполнено.

- Посмотрите, сколько ребят безошибочно выполнили задание - протяните ладошки и скажите все вместе: «Я умею!»

Те, кто нашел неточность и ее исправил – приготовьте ладошки для аплодисментов! Хлопаем и говорим все вместе: «У меня получится! Получается! Получилось!»

8.Подведение итогов учебного занятия.

- Что нового открыли для себя на занятии?

На доску помещается пособие «Портрет буквы» - буквы Г и К.

- Буква «Г» - согласная, звонкая. Бывает твердая (г), бывает мягкая - ( гь), имеет пару – глухую согласную (К).

Наше домашнее (творческое) задание – дописать в тетрадях новую букву до конца строки и придумать слова с буквой «г» - в начале слова, в середине и в конце.

- Спасибо за работу!

- Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по системно- деятельностному подходу в 1 классе в условиях ФГОС

     Общая цель обучения - формирование ведущей для этого возраста деятельности. Цель педагогов начальной школы - не просто научить ученика, а научить его учить самого себя, т.е....

Разработка урока в системно-деятельностном подходе по ФГОС

Данная творческая разработка по русскому языку УМК «Школа России» в 1-ом классе по теме: «Деление слов на слоги» в системно-деятельностном подходе позволяет  развивать различные УУД.·...

Урок в системно-деятельностном подходе

Урок в системно-деятельностном подходе (ФГОС)...

урок по системно -деятельностному подходу

урок Баштаачы ла айдылаачы...

урок по системно -деятельностному подходу

тема; Тексттердин будумдери...

Современные требования к уроку при системно-деятельностном подходе

Презентация для педагогов начальных классов, которые работают по ФГОС....