Разработка урока в системно-деятельностном подходе по ФГОС
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Данная творческая разработка по русскому языку УМК «Школа России» в 1-ом классе по теме: «Деление слов на слоги» в системно-деятельностном подходе позволяет  развивать различные УУД.

·                   Регулятивные - контроль и самоконтроль, целеполагание, оценка.

·                   Познавательные – общеучебные, информационные.

·                   Коммуникативные – инициативное сотрудничество.

На данном уроке дети занимают активную позицию, в процессе деятельности наблюдают и делают вывод, какой звук образует слог, делят слова на слоги, определяют количество гласных звуков с слоге, оценивают результаты своей деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka.docx30.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Институт повышения квалификации»

ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Деление на слоги

(УМК «Школа России»)

                                                                                                  Выполнила:  Пивоварова И.А..

                                                                          МБОУ СОШ №71

                                                                 Курс №29/6

                                                                                      Научный руководитель:

                                                                                   Автайкина Т.О., к.п.н.,

                                                                     зав. кафедрой

                                                                                        начального образования

Новокузнецк, 2013

Введение

Перемены, происходящие в  современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся.

В настоящее время системно-деятельностный подход положен в основу новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС)  и определил три группы требований к его проектированию и реализации: к формированию целей образования планируемых результатов деятельности школьников (предметных, метапредметных и личностных ); к структуре образовательной программы; к условиям реализации стандартов.

Системно-деятельностный подход позволит обеспечить реализацию идеи непрерывного образования на уровне школы при условии сформированности у обучающихся универсальных учебных действий (УУД): регулятивных, познавательных,коммуникативных .Формирование УУД – это одна из важнейших задач учителя.

При системно-деятельностном подходе к проектированию и реализации ФГОС системообразующим элементом учебного процесса являются различные виды деятельности, субъект обучения занимает активную позицию, а деятельность является основой, средством и условием развития личности. Такое ключевое положение в корне меняет модель взаимодействия учителя и ученика.

Современному обществу требуются образованные люди, не столько вооруженные знаниями, сколько умеющие их добывать, приобретать по мере возникновения потребности при решении проблем, применять знания в любой ситуации

Содержание

1. Титульный лист.

2. Введение.

3. Основная часть.

4. Заключение.

5. Литература.

6. Приложение.

Урок русского языка в 1-ом классе по теме «Деление слов на слоги» УМК «Школа России»

Цель урока:

  1. Формирование представления о слоге как о части слова.

Задачи урока:

  1. Учить определять количество слогов в слове по количеству гласных звуков.
  2. Развивать умения наблюдать и делать вывод, какой звук образует слог; делить слова на слоги; определять количество звуков в слоге.
  3. Воспитывать умение работать в паре, оценивать результаты своей деятельности.

Ход урока

Организационный момент.

Актуализация знаний, умений.

1. Чистописание. (Регулятивные  /контроль и самоконтроль/ УУД)

Работа по учебнику.

№63(с.98).(Написание по образцу, проговаривание соединений, отработка каллиграфии)

(Оценка каллиграфических умений.)

-Посмотрите, как у вас получилось, не допустили ли вы ошибки в соединении букв?

-Если считаете, что у вас все верно - поставьте на полях плюс, а если нашли ошибки - поставьте минус. Я сейчас пройду и  проверю. Правильно ли вы себя оценили. Если правильно, то и я поставлю плюс, а если  вы допустили ошибки в соединении, то минус. А вы пока выполните следующее задание.

-Подчеркните гласные буквы.

( проверка задания фронтально)

Итак, я проверила ваши работы.

-Что показывает плюс? (правильно написали)

-Что показывает минус? (не правильно, надо еще попробовать)

-У кого совпали своя и моя оценка?

-А у кого не совпали оценки? Как вы думаете, почему?

2. Выполнение задания в рабочей тетради. (Познавательные /общеучебные/ УУД)

№1 (с.41).

-Какие буквы можно составить из данных элементов?

-Напишите эти буквы.

-Дайте характеристику звуков, которые обозначают данные буквы.

(о - гласный, р – согласный, звонкий)

-Какие слоги можно составить с данными буквами?  (ор, ро)

-Почему вы решили, что это слоги?

( Идет слияние гласного и согласного звуков)

-Напишите эти слоги.

3. Самоопределение к деятельности. (Регулятивные /целеполагание/, познавательные /общеучебные/ УУД)

(на доске запись)

ма/ши/на                 муз/ыка

ко/ро/ва                   г/ри/бы

пол/ка                       песн/я

о/со/кА                      ана/нас

-Что вы видите на доске?

(Слова разделили на слоги)

-Что вы заметили?

(Слова первого столбика разделили правильно, а второго неправильно)

-Что мы будем сегодня делать на уроке?

(Учиться делить слова на слоги)

-Проверьте свои предположения. Прочитайте текст рядом с оранжевым кружочком на с.98 учебника.

(мотивация)

-Итак, сегодня мы узнаем много нового, будем наблюдать и сделаем вывод, как проверить, правильно ли вы разделили слова на слоги.

-Как вы думаете, у вас все получится?

-Поднимите руку, кто считает, что все получится?

-Почему вы думаете, что у вас все получится?

(Знаем, что такое слог, слова состоят из слогов)

-Хотите попробовать?

Физминутка.

Работа по теме урока. (Познавательные /общеучебные, информационные/ УУД)

  1. Беседа.

Вы уже знаете, что звуки бывают гласными и согласными. Когда они становятся рядом, то происходят удивительные вещи - образуется слог.

Слог – это союз гласных и согласных звуков, которые на письме обозначаются буквами.

-Сколько в слоге может быть гласных звуков?   (Один)

-Приведите примеры.(па, ми, лу, кук, лис и т.д.)(запись на доске и сразу вопрос: сколько здесь гласных букв? подчеркивать гласные )

-Какой вывод мы можем сделать?

( В одном слоге может быть только один гласный звук)

-Правда ли, что слог может состоять из одного звука при произношении и одной буквы на письме?

-Какой буквы?  (Гласной) (о-са)

-А из согласного звука может состоять слог?  (Нет)

Очень красивым, певучим, открытым бывает слог, когда звуков два: первый согласный, а  рядом с ним гласный.

-Приведите примеры таких слогов.

(На, во, ва, ка, ля, ле, мо, ди и т. д)

Но когда после гласного звука встает еще один согласный звук, пение обрывается, т.е. образуется закрытый слог

-Приведите примеры таких слогов.

( Ан, оп, уд, ят.юл и т.д.)

(На доске запись)

во          ра          ко          ка          кук          ки

ла          на          бел        тик        са           ни

ле          ва          вол         о           конь       ла

-Прочитайте слоги, записанные на доске.

-Какие из них являются открытыми, а какие закрытыми?

(фронтальный опрос)

-Когда слоги собираются вместе, образуются слова.

Дружат гласный и согласный,

Составляя вместе слог.

МИ и ША (запомни МИША)

К нам явились на урок

Если слоги рядом встанут

Получаются слова…

ТЫ и КВА, а вместе ТЫКВА

СО и ВА – читай СОВА.

-Составьте из слогов, записанных на доске слова.

(Вова, Лера, белка, сани, кукла, оса и т.д.)

-Запишите  слово: сани

-Разделите на слоги.(са-ни)

Сколько в слове гласных звуков? (2)

-Сколько в слове слогов? (2)

Применяя этот же алгоритм записываем слова белка, оса.

(Фронтальный опрос,  запись на доске: са-ни (2-2), бел-ка (2-2), о-са (2-2)

-Какое слово отличается от других?  (Оса)

-Почему?

(Первый слог открытый, состоит из одного звука)

-Понаблюдайте  и проследите за тем, сколько в каждом из данных слов слогов и сколько гласных звуков? Сделайте вывод.

(Сколько в слове гласных букв, столько и слогов)

2.Работа по учебнику (Познавательные /общеучебные/ УУД).

№64 (с.98-99)

-Что изображено на рисунке?

-О ком рассказывает учитель?

-Назовите слова, обозначающие названия героев картины?

(Лошадь, собака, кошка (кот), кит, заяц, бабочка, аист)

Словарная работа

-Запишите слово «собака» в словарик

-Поставьте ударение.

-Подчеркните букву, в написании которой можно ошибиться (опасное место).

-Запомните, как пишется это слово.

Физминутка

-Прочитайте задание в рамке.

-Что показывает значок возле рамки?

(Работа в паре) (Коммуникативные УУД)

-Я предлагаю вам поработать со своим соседом по парте.

Что нужно помнить, работая в паре?

(Правила работы в паре)( У детей в рабочих тетрадях вклеены правила работы в паре)

-Вспомним их.

(Дети устно называют правила работы в паре)

-Я прошу вас соблюдать все правила. Но особое внимание обратите на правила под номерами 3 и 4.

Правила работы в паре

1.Говори вежливо, называя собеседников по имени.

2.Говорим по очереди, не перебивая друг друга.

3.Внимательно слушаем.

4.Чётко высказываем свое мнение.

5.Уважаем мнение собеседника.

-У вас на парте лежат листочки, свои ответы вы можете написать на них. Обязательно договоритесь, кто будет представлять ответ. Когда пара будет готова к ответу, покажите наш знак (пара соединяет ладошки и поднимает руки вверх).

-Еще раз прочитайте задание и приступайте к выполнению.

(Фронтальная проверка пар, по одному слову. Запись на доске по ранее заданному образцу: ло-шадь( 2-2), гласные подчеркнуть.

3.Оценка работы класса. (Регулятивные УУД)

-Как вы думаете, справились ли вы с заданием?

-Что помогло вам справиться с заданием?

(знаем, что в одном слоге только одна гласная буква, и сколько в слове гласных букв, столько и слогов)

Проблемная ситуация.

(На доске запись)

Мо-ре-2 слога

Маш-ина-2 слога

К-о-т-3слога

Е-ж-2 слога

К каждому слову вопросы

-Кто со мной согласен? Докажите.( Кот-3буквы, но 1 слог, так как в слове только один гласный звук. Гласную букву подчеркнуть. и т.д.)

Контроль и оценка. (Регулятивные УУД)

Работа по учебнику.

№65(с.99)

-Как правильно разделить слово на слоги?

-Какие бывают слоги?

-Какие знания вам понадобились для выполнения заданий?

(В одном слоге только один гласный звук, сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.)

-Давайте вернемся к самому первому заданию на доске и приведем в порядок столбик слов, которые были неправильно разделены на слоги.

-Оцените свою работу на уроке.

(Фронтально, по алгоритму самооценки /таблица алгоритма на доске/)

Подведение итогов. Рефлексивная деятельность.(Регулятивные УУД)

-Кто хорошо понял тему урока?

-Кому было трудно?

-С какими трудностями вы столкнулись?

Заключение

Данная творческая разработка по русскому языку УМК «Школа России» в 1-ом классе по теме: «Деление слов на слоги» в системно-деятельностном подходе позволяет  развивать различные УУД.

  • Регулятивные - контроль и самоконтроль, целеполагание, оценка.
  • Познавательные – общеучебные, информационные.
  • Коммуникативные – инициативное сотрудничество.

На данном уроке дети занимают активную позицию, в процессе деятельности наблюдают и делают вывод, какой звук образует слог, делят слова на слоги, определяют количество гласных звуков с слоге, оценивают результаты своей деятельности

Список литературы

  1. Зеленина Л. М. Русский язык, 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова. – М, : Просвещение, 2011. -144с.

  1. Зеленина Л. М. Русский язык. Рабочая тетрадь, 1 класс: пособие для учащихся общеобразовательных  учреждений / Л. Е. Зеленина. Т. Е. Хохлова. – М. : Просвещение, 2011.

  1. Жиренко О. Е. Поурочные разработки по русскому языку: 1 класс. /О. Е. Жиренко, Л. А. Обухова. – М. : ВАКО, 2012. – 208с. – (В помощь школьному учителю).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по системно- деятельностному подходу в 1 классе в условиях ФГОС

     Общая цель обучения - формирование ведущей для этого возраста деятельности. Цель педагогов начальной школы - не просто научить ученика, а научить его учить самого себя, т.е....

Урок в системно-деятельностном подходе

Урок в системно-деятельностном подходе (ФГОС)...

урок по системно -деятельностному подходу

урок Баштаачы ла айдылаачы...

урок по системно -деятельностному подходу

тема; Тексттердин будумдери...

Современные требования к уроку при системно-деятельностном подходе

Презентация для педагогов начальных классов, которые работают по ФГОС....