рабочая программа по русскому языку 3 класс
рабочая программа по русскому языку (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа предмета «Русский язык» для 3 класса на 2013 – 2014 учебный год разработана на основе следующих документов и материалов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказ Министерства образования Российской Федерации «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 20.08.2008 № 241, от 30.08.2010 № 889, от 03.06.2011 № 1994, от 01.02.2012 № 74);
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2012 № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющихся государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год»;
- письмо департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 24.08.2012 №01-03/06321 «О направлении методические рекомендаций по формированию учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих основную образовательную программу начального общего образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования»;
- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993);
- авторской программы Рамзаевой Т.Г. «Русский язык 1-4 классы», утверждённой МО РФ в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования.
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цели:
- познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
- социокультурная цель – изучение русского языка – включает формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
- формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;
- развитие школьника, как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью;
- формирование специальных умений и навыков по разделам программы:
- овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалогах, составлять несложные монологические высказывания;
- овладение речевой деятельностью в разных её видах (чтение, письмо, говорение, слушание)
- усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики, лексики, морфологии, элементов словообразования;
- формирование каллиграфических, орфографических и пунктуационных, навыков, речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание собственных высказываний в устной и письменной форме;
- обогащение словарного запаса, умение пользоваться словарями разных типов;
- на основе погружения в язык расширить знания учащихся об истории, культуре края, традициях и обычаях местных жителей;
- показать феноменальность русского языка, раскрыть пути языкового обогащения.
Общая характеристика учебного предмета.
Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первый этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область. Систематический курс «Русский язык» представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой. Это предполагает пристальное внимание к значению и функциям всех языковых единиц.
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология». Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются параллельно с изучением фонетики, морфологии, синтаксиса. Систематический курс русского языка представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Курс имеет познавательно-коммуникативную направленность, что предполагает коммуникативную мотивацию при рассмотрении различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи. При обучении русскому языку (после обучения грамоте) углубляется изучение системы языка, освоение культуры речи, формирование коммуникативных умений и навыков в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников, овладение реальными речевыми жанрами (записка, письмо, поздравление и т. п.)
Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:
- система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
- орфография и пунктуация;
- развитие речи.
Опережающее развитие устной речи по сравнению с письменной в младшем школьном возрасте требует особого внимания к работе над письменной речью, применения достаточного количества письменных упражнений разных видов и представления их в системе от простого к сложному, индивидуализации и дифференциации обучения.
Языковой материал призван сформировать научное представление о системе и структуре русского языка с учетом возрастных особенностей младших школьников, а также способствовать усвоению норм русского литературного языка.
Место предмета «Русский язык» в учебном плане
Учебный предмет Русский язык реализуется в рамках предметной области Филология. На предмет «Русский язык» базисным учебным планом начального общего образования выделяется 675 часов (из них 115 часов выделяются на уроки письма в период обучения грамоте). Содержание курса рассчитано на 560 часов, из них 170 часов отводится изучению русского языка в 3 классе (5 часов в неделю).
Программа рассчитана на 170 часов (5 часов в неделю).
Период обучения | Количество часов |
1 четверть | 45 часов |
2 четверть | 35 часов |
3 четверть | 50 часов |
4 четверть | 40 часа |
Итого: | 170 часов |
Ценностные ориентиры в содержании учебного предмета
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств, для успешного решения коммуникативной задачи.
Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета русский язык
Программа обеспечивает достижения второклассниками определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
- представление о своей этнической принадлежности;
- развитие чувства любви к родине, чувства гордости за свою родину, народ, великое достояние русского народа — русский язык;
- представление об окружающем ученика мире (природа, малая родина, люди и их деятельность и др.);
- осмысление необходимости бережного отношения к природе и всему живому на Земле;
- осознавание положительного отношения к народам, говорящим на разных языках, и их родному языку;
- представление о своей родословной, о достопримечательностях своей малой родины;
- положительное отношение к языковой деятельности;
- заинтересованность в выполнении языковых и речевых заданий и в проектной деятельности;
- понимание нравственного содержания поступков окружающих людей, ориентация в поведении на принятые моральные нормы;
- развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
- этические чувства, понимание чувств одноклассников, учителей;
- развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и при выполнении проектной деятельности;
- представление о бережном отношении к материальным ценностям; развитие интереса к проектно-творческой деятельности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия
- принимать и сохранять цель и учебную задачу;
- высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
- планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- учитывать выделенные ориентиры действий в планировании и контроле способа решения;
- выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации;
- проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
- оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
- понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;
- выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
Познавательные УУД
- осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
- воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);
- ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);
- работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;
- осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях;
- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику), для решения учебных и практических задач;
- пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
- осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного);
- составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя (с опорой на графическую информацию учебника или прочитанный текст);
- составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку;
- анализировать изучаемые факты, явления языка с выделением их существенных признаков (в процессе коллективной организации деятельности);
- осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);
- ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;
- находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
- осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям;
- обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (слово и часть речи, слово и член предложения, имя существительное и часть речи и др.);
- осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); по результатам наблюдений находить и формулировать правила, определения;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте.
Коммуникативные УУД
- слушать собеседника и понимать речь других;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);
- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками;
- задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания;
- признавать существование различных точек зрения; воспринимать другое мнение и позицию;
- формулировать собственное мнение и аргументировать его;
- работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру;
- строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;
Предметные результаты:
Общие предметные результаты освоения программы
- понимание значения русского языка как государственного языка нашей страны, Российской Федерации, языка межнационального общения;
- воспитание уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа, и языкам, на которых говорят другие народы;
- понимание русского языка как великого достояния русского народа, как явления национальной культуры, как развивающегося явления;
- первоначальное представление о некоторых нормах русского языка (орфоэпических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета (в объёме изучаемого курса);
- начальные умения выбирать адекватные языковые средства при составлении небольших монологических высказываний;
- овладение первоначальными научными представлениями о системе и структуре русского языка, знакомство с некоторыми языковыми понятиями и их признаками из разделов: фонетика и графика, лексика, морфемика, морфология и синтаксис (в объёме изучаемого курса);
- применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания в процессе выполнения письменных работ (в объёме изучаемого курса);
- первоначальные умения проверять написанное;
- овладение учебными действиями с изучаемыми языковыми единицами;
- формирование начальных умений находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, слог, слово, слово как часть речи, слово как член предложения, предложение (в объёме изучаемого курса).
Основные требования к знаниям и умениям к концу 3 класса
Обучающие должны знать:
- части слова: корень, окончание, приставку, суффикс;
- части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог;
- члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные.
Обучающие должны уметь:
- грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (55-65 слов), включающий изученные орфограммы и знаки препинания в конце предложения;
- производить разбор слов по составу;
- подбирать однокоренные слова разных частей речи;
- распознавать части речи, их грамматические признаки;
- изменять имена существительные по числам;
- склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;
- изменять имя прилагательное по родам и числам в соответствии с родом и числом существительного;
- изменять глагол по временам и в прошедшем времени по родам;
- распознавать и употреблять в тексте синонимы, антонимы;
- устанавливать по вопросам связь между словами в предложении, вычленять словосочетания;
- распознавать главное и зависимое слово в словосочетании;
- производить синтаксический разбор предложений;
- интонационно правильно произносить предложения;
- писать изложение в 60-75 слов по коллективно составленному плану;
- определять тему и основную мысль текста;
- делить текст на части, соблюдать красную строку;
- устанавливать связь между частями текста;
- устанавливать связь между предложениями в каждой части текста;
- озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль;
- распознавать текст – повествование, описание, рассуждение;
- писать (после предварительной подготовки) сочинение повествовательного характера по сюжетной картинке, личным наблюдениям;
- составлять устный ответ- рассуждение.
Предполагаемые результаты.
Успешность обучения родному языку во многом зависит от методов обучения. Создание на уроке атмосферы творческого поиска благотворно влияет на общее развитие учащихся, на формирование у них интереса к родному языку и познавательных умений: поставить познавательную задачу, найти способ ее решения, провести анализ языкового материала в целях выделения существенных признаков изучаемого понятия или составных частей правила, сравнивать, обобщать, точно формулировать вывод, применять правило в условиях разной степени сложности. Важно формировать у детей общие подходы к решению орфографических, грамматических, речевых задач. Ученик активен в процессе познавательной деятельности.
Содержание тем учебного курса
Повторение
Предложение, текст, слово – единицы речи. Однокоренные слова. Звуки и буквы. Алфавит. Звуки гласные и согласные. Двойная роль букв е, ё, я, ю. слог. Правила переноса слов. Обозначение мягкости согласных в конце и середине слова. Разделительный мягкий знак и мягкий знак – показатель мягкости согласных звуков. Сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн, чт. Слова с двойными согласными.
Обозначение безударных гласных, парных звонких и глухих согласных в корне слова. Проверка путём изменения формы слова.
Предложение. Словосочетание.
Виды предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске. Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении. Простые распространённые и нераспространённые предложения. Знаки препинания в конце предложения. Простое распространённое и сложное предложение, состоящее из двух простых. Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Главное и зависимое слово в словосочетании.
Текст.
Тема и основная мысль текста. Заголовок. Связь предложений в тексте с помощью личных местоимений, союзов и, а, но, текстовых синонимов. Виды текстов: повествование, описание, рассуждение. Опорные слова в тексте.
Состав слова.
Основа и окончание слова. Общее понятие о значимых частях слова. Нулевое окончание. Наблюдение за изменением формы слова. Однокоренные слова и формы одного и того же слова.
Распознание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне. Правописание парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова. Чередование согласных в корне слова.
Приставка как значимая часть слова. Правописание гласных и согласных в приставках. Употребление в речи слов с приставками. Сопоставление приставок и предлогов. Разделительный твёрдый знак в словах с приставками. Сопоставление ъ и ь знаков.
Суффикс как значимая часть слова. Наблюдение над лексическим значением слов, образованных с помощью суффиксов. Правописание суффиксов.
Лексика – изучение лексического значения слова, многозначность слова, синонимы, антонимы, устаревшие слова проводится в процессе изучения имён существительных, имён прилагательных, глаголов.
Части речи
Общее знакомство с частями речи.
Имя существительное.
Общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные. Заглавная буква в именах собственных. Род имён существительных. Склонение имён существительных с ударными окончаниями. Распознание падежей. Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных женского рода и его отсутствие на конце имён существительных мужского рода. Имена существительные, которые употребляются только в единственном числе или только во множественном числе.
Имя прилагательное.
Общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена прилагательные близкие или противоположные по смыслу. Употребление в речи прилагательных – антонимов. Изменение имён прилагательных по родам и числам при сочетании с именами существительными. Правописание окончаний имён прилагательных.
Глагол.
Общее значение, вопросы, роль в предложении. Начальная форма. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Изменение глаголов по числам и временам. Окончание глаголов в прошедшем времени. Правописание глаголов с частицей не. Глаголы – антонимы и синонимы. Глаголы близкие и противоположные по смыслу. Многозначность глаголов. Употребление глаголов в прямом и переносном смысле.
Текст. Развитие связной речи.
Общее понятие о видах текстов и стилях речи. Изложение текста – повествования по коллективно составленному плану. Сочинения – повествования по серии сюжетных картинок, по одной картине, а также на темы, близких детям по их жизненному опыту. Написание короткого письма о своих делах с элементами рассуждения, описания, повествования. Составление устных текстов – рассуждений делового стиля. Речевая этика. Устное и письменное поздравление, приглашение, просьба, извинение.
Повторение изученного за год.
Текст и предложение. Повествовательные, побудительные, вопросительные предложения восклицательные и невосклицательные предложения. Простое и сложное предложение.
Состав слова. Правописание звонких, глухих, непроизносимых, двойных согласных, безударных гласных в корне слова. Разделительный Ъ и Ь знаки. Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол.
Тематическое планирование
с определением основных видов учебной деятельности учащихся
№ п/п | Тема | Часы | Основные виды деятельности и УУД |
Повторение изученного материала во 2 классе. | 16 | Обучающиеся должны знать: - названия букв русского алфавита; - признаки гласных и согласных звуков; - гласные ударные и безударные; - согласные твердые и мягкие, глухие и звонкие; - правила переноса слов. Обучающиеся должны уметь: - каллиграфически правильно писать слова, предложения, тексты из 35—45 слов без пропусков, вставок, искажений букв; - делить слова на слоги, выделять ударный слог, переносить слова по слогам; - обозначать на письме мягкость согласных гласными буквами и мягким знаком (ь); - писать заглавную букву в именах, фамилиях людей, названиях городов, деревень, в кличках животных; - правильно обозначать буквами парные звонкие и глухие согласные на конце слов (ряд, воз), безударные гласные в двусложных словах (мячи, река, окно); - писать слова с двойными согласными типа Анна, гpynna, класс, суббота, слова с разделительным мягким знаком (ь), слова с непроверяемыми написаниями, данными в программе 2 класса; - писать раздельно предлоги со словами; производить звуко-буквенный разбор слов. | |
Предложение. Текст | 13 | Обучающиеся должны знать: - определять тему и основную мысль текста; | |
Состав слова. | 65 | Обучающиеся должны знать: | |
Части речи. | 65 | Обучающиеся должны знать: | |
Повторение изученного материала в 3 классе. | 11 | См. основные требования к окончанию 3 класса |
Диагностика и организация контроля
Период обучения | Количество часов | Диагностический материал |
1 четверть | 45 часов | д.-3, р/р – 4, сл.дик.-4 |
2 четверть | 35 часов | д.-2, спис.-1., р/р – 3, сл.дик.-3 |
3 четверть | 50 часов | д.-2, спис.- 1., р/р – 5, сл.дик.-5 |
4 четверть
| 40 часов | д.-2, спис.- 1., р/р – 4, сл.дик.-4 |
Итого: | 170 часов | д.-9, спис.-3., р/р – 16, сл.дик.-16 |
Календарно-тематическое планирование по русскому языку (Т.Г. Рамзаева)
5 часов в неделю. 170 часов.
№ п/п | Дата | Раздел. Тема урока. | Кол-во часов | Стр. учебника, пособия |
I четверть (45 часов) | ||||
Повторение изученного материала во 2 классе. (16 часов) | ||||
1 | Текст, предложение, слово - единицы языка и речи | 1 | С 3-5 | |
2 | Обобщение знаний о предложении | 1 | С 5-7 | |
3 | Текст-единица языка и речи. | 1 | С 7-10 | |
4 | Слова, называющие предметы (имена существительные), признаки предметов (имена прилагательные), действия и состояния предметов (глаголов). | 1 | С 10-12 | |
5 | Распознавание слов по вопросам, точное употребление слов в предложении. | 1 | С 13-14 | |
6 | Имена собственные. Заглавная буква. | 1 | С 15-16 | |
7 | Однокоренные слова. | 1 | С 16-18 | |
8 | Звуки и буквы. Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я. | 1 | С 18-22 | |
9 | Слово и слог. | 1 | С 22-24 | |
10 | Мягкий знак- показатель мягкости согласных. | 1 | С 24-25 | |
11 | Сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн. | 1 | С 25-26 | |
12 | Разделительный мягкий знак. | 1 | С 27-28 | |
13 | Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их буквами. | 1 | С 28-30 | |
14 | Ударные и безударные гласные звуки. Обозначения их буквами. Сопоставление правил проверки парных согласных на конце слова и безударных гласных в двусложных словах. | 1 | С 30-32 | |
15 | Контрольный диктант № 1 по тексту администрации. | 1 | ||
16 | Работа над ошибками. Ударные и безударные гласные звуки. Обозначения их буквами. | 1 | С 33-34 | |
Предложение.(11 часов) | ||||
17 | Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. | 1 | С 35-38 | |
18 | Восклицательные предложения. | 1 | С 39-40 | |
19 | Сочинение по материалам экскурсии « Золотая осень» | 1 | ||
20 | Работа над ошибками. Упражнение в правильном построении предложений и оформление их на письме. Употребление в тексте разных по цели высказывания и интонации предложений. | 1 | С 41-42 | |
21 | Обучающее изложение по коллективно составленному плану и опорным словам. | 1 | С 42 | |
22 | Работа над ошибками. Главные и второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении. | 1 | С 43-46 | |
23 | Упражнение в установлении связи слов в предложении. Закрепление знаний о главных и второстепенных членах предложения. | 1 | С 47-48 | |
24 | Словосочетание. | 1 | С 49-50 | |
25 | Предложение и словосочетание. | 1 | С 51-52 | |
26 | Предложение и словосочетание. | 1 | ||
Текст ( 3 часа) | ||||
27-28 | Текст. Тема текста. | 2 | С 53-54 | |
29 | Обобщение по теме «Текст. Тема текста». | 1 | С 55-56 | |
Состав слова. (15 часов) | ||||
30 | Однокоренные слова; два признака однокоренных слов. | 1 | С 56-58 | |
31 | Корень слова. | 1 | С 59-60 | |
32 | Понятие об окончании. | 1 | С 60-61 | |
33 | Окончание и его роль в предложении. | 1 | С 62-63 | |
34 | Сочинение по серии картинок. | 1 | С 64 | |
35 | Работа над ошибками, допущенными в сочинении по картинкам. Закрепление темы «Окончание». | 1 | С 65-66 | |
36 | Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксом в русском языке. | 1 | С 66-67 | |
37 | Контрольный диктант № 2 по тексту администрации. | 1 | ||
38 | Работа над ошибками Суффикс - значимая часть слова; образование слов с помощью суффиксов. | 1 | С 68-71 | |
39 | Приставка – значимая часть слова. | 1 | С 72-75 | |
40 41 | Суффикс и приставка. Суффикс и приставка | 1 1 | С 76-78 | |
42 | Контрольный диктант № 3 по теме: «Предложение. Состав слова». | 1 | ||
43 | Работа над ошибками. Состав слова. | 1 | С 79 | |
44 | Изложение текста по вопросам. | 1 | С 79-80 | |
45 | Работа над ошибками, допущенными в изложении. Закрепление знаний о суффиксах и приставках как значимых частях слова. | 1 | С 81 | |
ll Четверть (35 часов) | ||||
Правописание слов со звонкими и глухими согласными в корне. | ||||
46 | Особенности проверочных и проверяемых слов с парными согласными в корне. | 1 | С 82-84 | |
47 | Проверка слов с парными согласными в корне. | 1 | С 85-86 | |
48 | Проверка слов с глухими и звонкими согласными в коне и середине слова. | 1 | С 87-88 | |
49 | Упражнение в написании слов с глухими и звонкими согласными. | 1 | С 89-90 | |
50 | Обучающее изложение по коллективно составленному плану и опорным словам. | 1 | С 90-91 | |
51 | Работа над ошибками. Упражнение в написании слов с глухими и звонкими согласными. | 1 | С 92-93 | |
52 | Упражнение в правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. Составление текста по картинке и опорным словам. | 1 | С 93-94 | |
53 | Упражнение в написании слов с глухими и звонкими согласными. | 1 | С 95-96 | |
54 | Контрольный диктант № 4 по теме: «Парные согласные». | 1 | ||
55 | Работа над ошибками. Упражнение в написании слов с глухими и звонкими согласными. | 1 | С 97-98 | |
56 | Безударные гласные в корне слова. | 1 | С 99-100 | |
57 | Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне. | 1 | С 101-103 | |
58 | Обобщение знаний об особенностях проверочных слов способов проверки. | 1 | С 104-106 | |
59 | Сочинение « Зимние забавы детей». | 1 | С 96 | |
60 | Работа над ошибками. Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне. | 1 | С 107 | |
61 | Упражнение в проверки безударных гласных. | 1 | ||
62 | Отработка умения делить текст на части. | 1 | С 108-109 | |
63 | Изложение повествовательного текста. | 1 | С 110-111 | |
64 | Работа над ошибками. Закрепление изученного по теме: «Проверка безударных гласных». | 1 | С 112 | |
65 | Упражнение в проверке безударных гласных. | 1 | С 112 | |
66 | Слова с буквой е в корне, которые проверяются буквой ё. | 1 | С 113-114 | |
67 | Отработка умения подбирать два проверочных слова, оформлять предложения в тексте. | 1 | С 115-117 | |
68-69 | Правописание слов с двумя безударными гласными. | 2 | С 118-119 С 120-121 | |
70 | Слова сходные по звучанию. | 1 | С 122 | |
71 | Правописание слов с безударными гласными. | 1 | С 123 | |
72 | Контрольный диктант № 5 по тексту администрации. | 1 | ||
73 | Работа над ошибками диктанта. Закрепление изученного материала. | 1 | С 124 | |
74 | Правила проверки слов с непроизносимыми согласными. | 1 | С 124-126 | |
75 | Правописание слов с непроизносимой согласной. | 1 | С 127-128 | |
76 | Правописание слов с непроизносимыми согласными. | 1 | С 129-130 | |
77 | Правописание слов с непроизносимыми согласными. | 1 | С 131-132 | |
78 | Контрольное списывание по теме «Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне». | 1 | ||
79 | Работа над ошибками. Закрепление изученного. | 1 | С 133 | |
80 | Обобщение правил о правописании корня. | 1 | С 134 | |
lll четверть(50 часов) | ||||
Обобщение правил о правописании корня. (2 часа) | С 135-136 | |||
81 | Сопоставление правил о написании безударных гласных, глухих, звонких и непроизносимых согласных. | 1 | С 137 | |
82 | Написание изложения с использованием памятки. | 1 | С 136-137 | |
Правописание приставок и безударных гласных в корнях слов с приставками. (7 часов) | ||||
83 | Работа над ошибками.Приставка | 1 | С 138-139 | |
84 | Правописание приставок. | 1 | С 140-141 | |
85 | Правописание безударных гласных в приставках. | 1 | С 141-142 | |
86 | Упражнения в написании приставок и безударных гласных в корне. | 1 | С 143 | |
87 | Обучающее изложение по коллективно составленному плану и опорным словам.. | С 144-145 | ||
88 | Работа над ошибками.Предлоги и приставки. | 1 | С 146-148 | |
89 | Контрольное списывание по теме «Правописание приставок и безударных гласных в корнях слов». | 1 | ||
Разделительный твердый знак. (5 часов) | ||||
90 | Работа над ошибками.Разделительный твердый знак. | 1 | С 148-149 | |
91 | Мягкий и твёрдый разделительные знаки. | 1 | С 150-151 | |
92 | Обобщение знаний о правописании разделительных Ь и Ъ знака. | 1 | С 152-153 | |
93 | Ознакомление с особенностями повествовательного текста. Отработка умения озаглавливать текст и воспроизводить его по частям. | 1 | С 154 | |
94 | Работа над ошибками, допущенными в изложении. Обобщение знаний о правописании разделительных Ь и Ъ знака. | 1 | С 155 | |
Части речи.(5 часов) | ||||
95 | Понятие о частях речи. | 1 | С 3-5 | |
96 | Местоимение. | 1 | С 6-7 | |
97 | Упражнения в распознавании частей речи. | 1 | С 8-9 | |
98 | Изменение имен существительных, прилагательных и глаголов по числам. | 1 | С 10-11 | |
99 | Части речи и их правильное употребление. | 1 | С 12-13 | |
Имя существительное (20 часов) | ||||
100 | Имя существительное и его роль в речи. | 1 | С 13-14 | |
101 | Имена существительные, отвечающие на вопрос кто?, и существительные, отвечающие на вопрос что? | 1 | С 15-16 | |
102 | Обучающее изложение. | 1 | С 16 | |
103 | Работа над ошибками. Большая буква в именах собственных. | 1 | С 17-18 | |
104 | Род имен существительных. | 1 | С 19-20 | |
105 | Определение рода имени существительного, которое стоит во множественном числе. | 1 | С 21-22 | |
106 | Определение рода имен существительных в тексте. | 1 | С 23-24 | |
107 | Родовые окончания имен существительных. | 1 | С 25-26 | |
108 | Изменение имен существительных по числам. | 1 | С 27-28 | |
109 | Упражнения в изменении имен существительных по числам. | 1 | С 29-30 | |
110 | Изменение имен существительных по падежам | 1 | С 31-32 | |
111 | Изменение имен существительных по падежам (склонение) | 1 | С 33-34 | |
112 | Упражнения в определении падежа. | 1 | С 35 | |
113 | Упражнения в определении падежей имени существительного. | 1 | С 36 | |
114 | Обучающее изложение. | 1 | С 39-40 | |
115 | Работа над ошибками. Упражнения в определении падежей имени существительного. | 1 | С 37-38 | |
116 | Мягкий знак на конце существительных после шипящих. | 1 | С 40-42 | |
117 | Упражнения в написании слов с шипящими на конце. | 1 | С 43-44 | |
118 | Контрольный диктант № 6 по тексту администрации. | 1 | ||
119 | Работа над ошибками. Упражнения в написании слов с шипящими на конце. | 1 | С 45-46 | |
Имя прилагательное (11 часов) | ||||
120 | Части речи - прилагательное. | 1 | С 47-48 | |
121 | Употребление в речи имен прилагательных. | 1 | С 49-50 | |
122 | Прилагательные - антонимы, прилагательные – синонимы. | 1 | С 51-53 | |
123 | Текст – описание. | 1 | С 54 | |
124 | Закрепление знаний об имени прилагательном. | 1 | С 55 | |
125- 126 | Изменение имен прилагательных по родам. | 2 | С 56-57, С 58-59 | |
127 | Правописания родовых окончаний имен прилагательных. | 1 | С 60-62 | |
128 | Изменение прилагательных по числам. | 1 | С 62-63 | |
129 | Контрольный диктант № 7 по теме: «Безударные гласные в корнях слов. Правописания родовых окончаний имен прилагательных». | 1 | ||
130 | Работа над ошибками. Изменение прилагательных по числам. | 1 | С 64 | |
131- 132 | Упражнение в правописание окончаний имен прилагательных. | 2 | С 65 | |
133 | Обобщение знаний об имени прилагательном. | 1 | С 66 | |
134 | Изложение по вопросам научно- познавательного текста. | 1 | С 67 | |
135 | Работа над ошибками.Глагол, его роль в языке. | 1 | С 68-69 | |
136 | Роль глаголов в предложении. | 1 | С 70-72 | |
137 | Глаголы- синонимы, глаголы- антонимы. | 1 | С 73-74 | |
138 | Употребление глаголов в прямом и переносном смысле. | 1 | С 75-76 | |
139 | Текст- рассуждение. | 1 | С 77 | |
140- 141 | Изменение глагола по числам. | 2 | С 78-81 | |
142 | Обучающее изложение | 1 | С 82-83 | |
143 | Работа над ошибками изложения. Закрепление изученного материала по теме: «Глагол». | 1 | С 83 | |
144 145 | Понятие о временных формах глагола. Изменение глаголов по временам | 1 | С 84-85, С 86-87 | |
146 | Контрольное списывание по теме «Изменение глагола по временам». | 1 | ||
147- 148 | Работа над ошибками. Неопределенная форма глагола. | 2 | С 88-89 С 90-91 | |
149 | Упражнение в распознавании времени глагола. | 1 | С 92 | |
150 | Изложение. | 1 | С 94 | |
151 | Работа над ошибками изложения. Изменение глагола по временам. | 1 | С 93 | |
152 | Изменение по родам глагола прошедшего времени. | 1 | С 95-96 | |
153 | Употребление глагола прошедшего времени. Употребление глаголов с приставками. | 1 | С 97-98 | |
154- 155 | Правописание частицы не с глаголами. | 2 | С 99-100 | |
156 | Упражнение в правописании глагола с частицей не. | 1 | С 101-104 | |
157 | Обобщение и систематизация знаний у учащихся о частях речи (существительное, прилагательное, глагол). | 1 | С 105-106 | |
158 | Контрольный диктант № 8 по тексту администрации. | 1 | ||
159 | Работа над ошибками. Части речи. | 1 | С 108-109 | |
160 | Изложение повествовательного текста. | 1 | С 107 | |
161 | Работа над ошибками.Обобщение знаний о словах, предложениях. | 1 | С 110-113 | |
162 | Повторение различных текстов. Уточнение представлений учащихся об особенностях текста. | 1 | С 114-115 | |
163 | Обобщение знаний о роли приставок, суффиксов и окончаний. | 1 | С 116-120 | |
164 | Правописание букв в корнях слов. | 1 | С 121-124 | |
165 | Правописание слов с приставками, с разделительным твёрдым и мягким знаками. | 1 | С 125-126 | |
166 | Правописание слов с безударной гласной, непроизносимой согласной. | 1 | С 127-128 | |
167 | Контрольный диктант № 9 по теме: «Правописание корней слов». | 1 | ||
168 | Работа над ошибками диктанта. Части речи. | 1 | С 128-132 | |
169 | Повторение. Части речи. | 1 | С 133-135 | |
170 | Повторение частей речи. | 1 | С 136-138 |
Описание учебно – методического и материально – технического обеспечения образовательного процесса.
- Рамзаева Т. Г. Русский язык. Учебник 3 класс. 1 и 2 части – М., «Дрофа», 2011г.
- Обухова Л. А.,. Жиренко О. Е, Кочергина А. В. Тематическое планирование уроков по новому базисному учебному плану: 3 класс. М.: ВАКО, 2012, 192 с.
- Дмитриева О.И.. Поурочные разработки по русскому языку. М.: ВАКО, 2013
- Рабочая тетрадь «Русский язык для 3 класса» - Волгоград, 2012.
Печатные пособия :
- Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в примерной программе по русскому языку(в том числе в цифровой форме).
- Словари по русскому языку.
- Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с программой по русскому языку (в том числе в цифровой форме).
- Портреты поэтов и писателей.
Технические средства обучения :
- Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.
- Экспозиционный экран.
- Персональный компьютер с принтером, сканером.
- Мультимедийный проектор.
Экранно-звуковые пособия:
- Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения.
- Цифровые образовательные ресурсы, соответствующие содержaнию обучения.
- ЭОР:
Сеть творческих учителей | |
Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества | |
ПЕДСОВЕТ: образование, учитель, школа | |
ЗАВУЧ. ИНФО – образовательный портал в помощь учителю | |
Учительский портал | |
Про Школу.ру – бесплатный школьный портал | |
Российский общеобразовательный портал |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...
Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с программой к курсу « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...