Рабочая программа по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (4 класс) по теме

Рабочая программа по русскому языку для детей с ограниченными возможностями здоровья 8 вида(4 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk.doc384.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                       

               

Рабочая    программа    по русскому  языку

для детей с ограниченными возможностями здоровья  VIII видадля 4 класса

на 2013-2014 учебный год

                                  учителя  Суторминой Н.И.

Пояснительная записка

Цель программы обучения:

  • расширение речевой базы учащегося, восполнение пробелов речевого развития;
  • подготовка к осознанному овладению грамматическим и орфографическим материалом в старших классах.

Задачи программы обучения:

  • обучение правильному построению и употреблению в речи простых предложений.
  • целенаправленное обучение учащегося связной устной речи и первоначальным навыкам связной письменной речи;
  • формирование практически значимых орфографических и пунктуационных навыков;
  • совершенствование произносительной стороны речи;
  • формирование первоначальных языковых обобщений и познавательного интереса к языку;
  • уточнение, расширение и активизация словарного запаса;

Рабочая программа по учебному предмету «русский язык »  составлена на основании следующих нормативно – правовых

документов:

        1.  базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида, утвержденного приказом Министерства образования от 10.04.2002 г. No29/2065 -П «Об утверждении планов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений для обучающихся и воспитанников с отклонениями в развитии (I–VIIIвида);

 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Закона Тамбовской области  от 04.06.2007 № 212-З «О региональном компоненте  государственного образовательного стандарта  начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Тамбовской области»;

приказа Минобразования РФ от 10.04.2002 № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;

приказа Минобразования России от 05.03.2004  № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями и дополнениями);

приказа Минобразования России  от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  • приказа Минобразования России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного
    образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями) (для обучающихся 1-3 классов);
  • примерной основной образовательной программы начального общего образования, рекомендованной Координационным советом при Департаменте общего образования Минобрнауки России по вопросам организации введения ФГОС к использованию образовательными учреждениями РФ примерная основная образовательная программа начального общего образования;
  • письма Минобразования РФ от 04.09.1997 № 48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов»;

        2. Программы для подготовительного, 1 – 4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией

В. В. Воронковой;

        3В соответствиис учебным планом, годовым календарным учебным графиком школы на 2013-2014 уч.г..

        Роль и место дисциплины в образовательном процессе

        В начальном обучении предмет «русский язык »   занимает ведущее место, так как от  её  усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения.

        

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса составлена на основе «Программы специальной (коррекционной) образовательной школы  VIII вида» под редакцией Воронковой В.В. (Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации, 4-е издание, 2008 год)

Программа рассчитана на 175 часов, в том числе на контрольные работы – 9 часов.  

  Рабочая программа построена по концентрическому принципу, особенность которого состоит в расчленении сложных грамматических понятий и умений на их составляющие элементы. Данный принцип позволяет постепенно увеличивать количество связей, лежащих в основе понятия, расширять языковую и речевую базу для отработки умений и навыков, создаёт условия для постоянного повторения ранее усвоенного материала.

Обучение русскому языку в 4 классе носит элементарно-практический характер. В процессе обучения у учащегося  последовательно формируется умение анализировать, обобщать, группировать, систематизировать языковой материал, давать простейшие объяснения. Обучающийся приобретает начальные сведения о фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам,  ударных и безударных гласных, о звонких и глухих согласных, о твердых и мягких и т. д. Обучающийся получает понятие о предложении, узнает, что в предложении выражается мысль в законченном виде, слова расположены в определенном порядке и связаны между собой. Формируется умение составлять и различать предложения по интонации; учащийся овладевает пунктуационными навыками постановки точки, знака вопроса, восклицательного знака. Понятие о предложении обучающийся получает на конкретном речевом материале в процессе разбора предложения по словам и составлении предложения из слов. Задача учителя дать понятие о главных и второстепенных членах предложения, что важно для усвоения основных грамматических тем в 5 классе. Начинают формироваться навыки связных устных и письменных высказываний. Совершенствуются графические навыки. В начальных классах звукобуквенный анализ является основой формирования фонетически правильного письма и письма по правилу. В процессе практических упражнений изучаются различные разряды слов — названий предметов, действий, признаков.

В начальных классах проводятся подготовительные упражнения: ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом и т. д. Задача учителя формировать навыки связных устных и письменных высказываний.

Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (контрольные работы и диктанты) и устный опрос.

Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект: учебник (А.К. Аксенова, Н.Г. Галунчикова. Русский язык. 4 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – Москва: «Просвещение», 2009г.- 271с.)

Основные требования к знаниям и умениям учащихся (4 класс)

Учащиеся должны уметь:

  • Составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам; ставить знаки препинания в конце предложения;
  • Анализировать слова по звуковому составу( выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове);
  • Списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями;
  • Писать под диктовку предложения и тексты (30-35 слов).

Учащиеся должны знать:

Алфавит, расположение слов в алфавитном порядке в словаре.

Содержание программы учебного курса

Программа рассчитана на 175 часов, в том числе на контрольные работы – 9 часов. В программу по русскому языку включены   следующие разделы:

Разделы

Кол-во часов

Краткое содержание раздела

Повторение

(предложение)

14

Восстановление нарушенного порядка слов в предложении. Связь слов в предложении. Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах по вопросам, из слов, данных в начальной форме.

Выражение в предложении законченной мысли.

Звуки и буквы.

65

Алфавит. Употребление ь на конце и в середине слова. Разделительный ь перед гласными е, ё,ю,я,и.   Сочетания гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча,ща,чу,щу.   Правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слов. Проверка написания путем изменения формы слова и подбора (по образцу) родственных слов.    

Ударение. Различение ударных и безударных гласных. Правописание безударных гласных путем изменения формы слова (водá — вóды) или подбора по образцу родственных слов (водá — вóдный).

Слово.

62

Различение основных категорий слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильное употребление их в связи друг с другом.    Имена собственные. Расширение круга имен собственных: названия рек, гор, морей. Большая буква в именах собственных.
Предлоги
до, без, под, над, около, перед. Раздельное написание предлогов с другими словами.      Разделительный ъ.
Родственные слова. Общая часть родственных слов (корень).
Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне: умение пользоваться словарем, данным в учебнике.

Предложение.

34

Членение речи на предложения, выделение в предложениях слов, обозначающих, о  ком  или о чем  говорится, что говорится.
Упражнения в составлении предложений. Распространение предложений. Установление связи между словами в предложениях по вопросам.
Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки).

Главные члены предложения: подлежащее, сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды).

Учебно-тематический план

Разделы

Кол-во часов

Проверочные и контрольные работы

Повторение

(предложение)

14

Звуки и буквы.

65

Контрольные работы-4

Проверочная работа -1

Слово.

62

Контрольные работы-3

Предложение.

34

Контрольные работы-2

Требования  к уровню подготовки обучающегося.

Ученик должны уметь:

  • составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам; ставить знаки препинания в конце предложения;
  • анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове);
  • списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями;
  • писать под диктовку предложения и тексты (30—35 слов).


  Ученик должны
знать:

  • алфавит; расположение слов в алфавитном порядке в словаре.

Литература и средства обучения

  1. Аксёнова А.К. «Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе». -  М.,2010.

  1. Воронкова В. В. « Обучение чтению и письму учащихся младших классов коррекционной школы». — М.:, 2009.

  1. Коренев А. Н. « Нарушения чтения и письма у детей» / А. Н. Коренев. — СПб.: Речь, 2006.

  1. Костромина С. Н., Л. Г. Нагаева «Как преодолеть трудности в обучении чтению». — М.,2008.

  1. Лалаева Р. И. «Устранение нарушений чтения у учащихся вспомогательной школы». — М.: Просвещение, 2010.

  1. Лалаева Р.И. «Логопедическая работа в коррекционных классах» – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010.

  1.  Львов М. Р., Рамзаева Т. Г., Светловская Н. Н. «Методика обучения русскому языку в начальных классах». — М.: Просвещение, 2007.

  1. «Обучение учащихся I—IV классов вспомогательной школы»: пособие для учителей / под ред. В. Г. Петровой. — М.: Просвещение, 2007.

9.«Программа специальной (коррекционной) образовательной школы  VIII вида» под редакцией Воронковой В.В. (Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации, 4-е издание, 2008 год)

10. А.К. Аксенова, Н.Г. Галунчикова. Русский язык. 4 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – Москва: «Просвещение», 2009г.- 271с.

11.А.К. Аксенова, Н.Г. Галунчикова.Рабочая тетрадь  русский язык. 4 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – Москва: «Просвещение», 2006г.-

Календарно-тематический  план


п/п

Изучаемый раздел,

тема учебного материала

Кол

час

Кал. срок

Факт срок

Планируемые результаты

Виды и формы контроля

знания

умения

общеучебные умения, навыки и способы деятельности

I.Повторение. (14ч)

Предложение (14ч).

1

Предложение. Выражение в предложении законченной мысли.


Предложение. Выражение в предложении законченной мысли.


Предложение. Выражение в предложении законченной мысли.

1




1




1



Знать понятие о предложении.


Связи слов в предложении.

Уметь заканчивать мысль и правильно записывать предложения.

Выполнять советы учителя по подготовке рабочего места для учебных занятий в школе и дома.

Тек.

конт

2

Связь слов в предложении.


Связь слов в предложении.


Связь слов в предложении.

1


1


1

Уметь изменять слова, данные в начальной форме, по смыслу.

Раб. с учебником: оглавлением,

вопросами и заданиями к          учебному тексту, схемами.

Тест

3

Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах по вопросам.


Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах по вопросам.


Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах по вопросам.

1





1





1

Знать правило написания предложения: большая буква -  в начале предложения,

точка – в конце.

 

У. составлять предложения  с употреблением слов в косвенных падежах по вопросам, из слов, данных в нач. форме.

Правильно и осознанно читать вслух (с соблюдением интонации, логического уд).

Тек.

конт

4

Восстановление нарушенного порядка слов в предложении.


Восстановление нарушенного порядка слов в предложении


Восстановление нарушенного порядка слов в предложении


Восстановление нарушенного порядка слов в предложении


Восстановление нарушенного порядка слов в предложении

1




1





1



1




1

Уметь восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении.

Оформлять тетради и пись. работы в соответствии с принятыми нормами.

Тек.

конт

II.Звуки и буквы. (65ч)

Алфавит (8ч).

5

Алфавит. Звуки и буквы.


Алфавит. Звуки и буквы.

1



1

З. алфавит, расположение слов в алфавит. порядке в словаре, отличие звука от буквы.

Уметь находить слова в словаре.

Упорядочивать информацию по алфавиту.

Сл/

дик.

6

Расположение слов в алфавитном порядке.

Расположение слов в алфавитном порядке.

1



1

Знать порядок букв в русской азбуке.

Уметь располагать слова в алфавитном порядке.

Уметь слушать учителя.

Раб/

карт

7

Гласные и согласные звуки.


Гласные и согласные звуки.

1



1

Знать гласные и  согласные звуки.

Уметь различать гласные и согласные звуки и буквы.

Уметь классифицировать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно - следственные связи.

Тек.

конт

8

Звонкие и глухие, твёрдые и мягкие согласные.

2

Знать различие звонких и глухих, мягких и твёрдых согласных.

Уметь анализировать слова по звуковому составу, различать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные на слух, в произношении, написании. Уметь чисто и скоро писать.

Тек.

конт

Мягкий знак на конце и в середине слова 7ч).

9

Употребление Ь для обозначения мягкости согласных.


Употребление Ь для обозначения мягкости согласных.

1




1

Знать правописание мягкого знака на конце и середине слова

Уметь анализировать слова по звуковому составу.

Находить в учебнике указанные упражнения, задания.

Сл/

дик.

10

Правописание Ь для обозначения мягкости согласных на конце слова.


Правописание Ь для обозначения мягкости согласных на конце слова.

1






1

Уметь обозначать мягкость согласных на письме Ь знаком.

Работать с заданиями к упражнению, образцами, иллюстрациями.

Тек.

конт

11

Правописание Ь для обозначения мягкости согласных в середине слова.


Правописание Ь для обозначения мягкости согласных в середине слова.

1






1

Разделительный мягкий знак (10ч).

12

Разделительный мягкий знак. Слитное и раздельное произношение согласного и гласного звуков.

Разделительный мягкий знак. Слитное и раздельное произношение согласного и гласного звуков.

1





1

Знать значение разделительного мягкого знака.

Уметь читать  слоги и слова с разделительным Ь знаком.

Находить в учебнике указанные упражнения, задания.

Тек.

конт

13

Правописание слов с разделительным мягким знаком.


Правописание слов с разделительным мягким знаком.

1




1

Знать правописание слов с  разделительным мягким знаком.

Уметь объяснять правописание слов с разделительным Ь знаком, писать слова с разделительным Ь знаком. Контролировать правильность выполнения работы.

Раб/

карт

14

Дифференциация слов с разделительным Ь и Ь смягчающим.

1

Знать правописание раздел. Ь и Ь, обозначающего мягкость согласных на конце и в середине слова.

У. различать слова с разделит. Ь и Ь, обозначающим мягкость согласных на конце и в середине слова.

У. классифицировать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно - следственные связи.

Пред/ дикт

15

Перенос слов.


Перенос слов.


Перенос слов.

1


1


1

Знать правило переноса части слова.

Уметь переносить слова с разделительным Ь знаком.

Применять  изученные правила.

Тек.

конт

16

Контрольный диктант № 1  «Разделительный мягкий знак». 

1

Знать правописание Ь мягкого знака.

Уметь писать под диктовку предложения и тексты (I-II гр).Списывать  печатный текст (III – IV гр).

Грамотно и каллиграфически правильно писать под диктовку.

Конт/ раб.

17

Работа над ошибками. Дополнение предложений по вопросам.

1

Знать изученные орфограммы.

Уметь анализировать орфограммы, подбирать слова на изученные правила.

Уметь видеть и исправлять ошибки на изученные правила.

Тек.

конт

Гласные после шипящих(2ч).

18

Сочетания гласных с шипящими. Правописание жи–ши, ча–ща, чу–щу.

1

.

Знать правописание гласных после шипящих.

Уметь правильно писать сочетания гласных с шипящими: жи – ши, ча – ща, чу – щу.

Выполнять инструкции, точно следовать образцу.Оценивать свою учебную деятельность и деятельность одноклассников по заданному алгоритму.

Сл/

дик.

19

Упражнения в написании гласных после шипящих.

1

Тек.

конт

Парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова(15ч).

20

Парные звонкие и глухие согласные. Правописание звонких и глухих согласных на конце слова.

1

Знать парные звонкие и глухие согласные.

Уметь сопоставлять согласные буквы в проверочном и проверяемом словах.

Выполнять советы учителя по соблюдению основных правил гигиены учебного труда.

Раб/

карт

21

Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. Подбор проверочных слов.

1

Знать правописание звонких и глухих согласных на конце слова.

Уметь проверять написание звонкой и глухой согласной на конце слова путем изменения формы слова.

Уметь планировать текущую работу.

Тест

22

Правописание звонких и глухих согласных в середине слов.

Правописание звонких и глухих согласных в середине слов.

1



1

Знать правописание звонких и глухих согласных в середине слова.

У. проверять написание звонкой и глух. согласной в середине слова путем изменения формы слова и подбора (по образцу) родст-х слов.  

Уметь организовать свое рабочее место.

Пред/ дикт

23

Подбор проверочных слов.

Подбор проверочных слов.

Подбор проверочных слов.

1


1


1

24

Проверочная работа «Гласные после шипящих

1

Знать правописание гласных после шипящих.

Уметь писать под диктовку предложения и тексты (I-II гр).

Списывать  печатный текст (III – IV гр).

Грамотно и каллиграфически правильно писать под диктовку.

Конт/ раб.

25

Работа над ошибками. Упражнения на правописание звонких и глухих согласных на конце и в середине  слова.

1

Знать изученные орфограммы.

Уметь анализировать орфограммы, подбирать слова на изученные правила.

Уметь видеть и исправлять ошибки на изученные правила.

Тек.

конт

26

Объяснение написания слов со звонким или глухим согласным на конце слова.

1

Знать правописание звонких и глухих согласных на конце и  в середине слова.

Уметь объяснять правописание звонкой и глухой согласной на конце и в середине слова

Грамотно и логически правильно излагать собственные мысли.

Сл/

дик.

27


Объяснение написания слов со звонким или глухим согласным в середине слова.

1

26

Правописание звонких и глухих согласных на конце  слова.

1

Уметь проверять написание звонкой и глухой согласной на конце и в середине слова путем изменения формы слова и подбора (по образцу) родственных слов. 

 

Правильно списывать текст с доски или учебника.

Раб/

карт

29

Правописание звонких и глухих согласных в середине  слова.

1

30

Упражнения  на правописание звонких и глухих согласных на конце и в середине слова.

1

Знать правописание звонких и глухих согласных на конце и  в середине слова

Уметь подбирать проверочные слова.

Уметь объяснять, оказывать помощь, принимать помощь товарища.

Пред/ дикт

31

Диктант №2 «Парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова».

1

Уметь правильно писать слова со звонкой и глухой согласной на конце и в середине слова.

Нацеливать себя на выполнение поставленных задач.

Пров/раб.

Ударные и безударные гласные(5ч).

32

Ударение. Смыслоразличительная роль ударения.

1

Знать о смыслоразличительной роли ударения.

Уметь правильно ставить ударение.

Следить за правильной осанкой на рабочем месте.

Зрит/ дик.

33

Ударные и безударные гласные.

Ударные и безударные гласные.

1


1

Знать: ударение в слове может быть только одно.

Уметь выделять ударные и безударные гласные.

Четко и правильно осознавать цель своей работы.

Тек.

конт

34

Правописание ударных гласных.

Правописание ударных гласных.

Правописание ударных гласных.

1



1


1

Знать правописание ударных гласных.

Уметь различать гласные ударные и безударные.

Участвовать в диалоге.

Раб/

карт

                                                                Правописание безударных гласных (10ч).

35

Правописание безударных гласных.

1

Знать правописание безударных гласных.

Уметь сопоставлять гласные в ударных и безударных слогах.

Правильно списывать текст с доски или учебника.

Сл/

дик.

36

Сопоставление написания гласных в ударных и безударных слогах.

1

37

Правописание безударных гласных.

1

Уметь объяснять правописание безударной гласной.

Использовать образцы в процессе самостоятельной работы.

Тек.

конт

38

Проверка написания слов с безударной гласной.

Проверка написания слов с безударной гласной.

1


1

Знать правописание безударных гласных.

Уметь проверять написание безударной гласной путем изменения формы слова (водá — вóды)

Оценивать элементарно уровень овладения одноклассниками учебным материалом.

Раб/

карт

39

Обучение применению правила.

1

40

Упражнения в правописании безударных гласных.

Упражнения в правописании безударных гласных

1



1




Оценивать правильность выполнения заданий, упражнений.

Пред/ дикт

41

Проверочная работа «Правописание безударных гласных». 

1

Знать правописание безударных гласных.

Уметь писать под диктовку предложения и тексты (I-II гр).

Списывать  печатный текст (III – IV гр).

Грамотно и каллиграфически правильно писать под диктовку.

Конт/ раб.

42

Работа над ошибками. Подбор слов на изученные орфограммы.

1

Знать изученные орфограммы.

Уметь анализировать орфограммы, подбирать слова на изученные правила.

Уметь видеть и исправлять ошибки на изученные правила.

Тек.

конт

Непроверяемые безударные гласные(10ч).

43

Непроверяемые безударные гласные. Орфограф-й словарь.  

1

Знать правописание изученных словарных слов.

 Уметь  пользоваться орфографическим словарем.

Уметь пользоваться словарем.

Сл/

дик.

44

Дифференциация слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными.

Дифференциация слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными.

1





1

Знать правописание безударных гласных и изученных словарных слов.

Уметь  дифференцировать слова с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными.

Уметь сравнивать, классифицировать.

Тестирование

45

Дифференциация изученных орфограмм.

Дифференциация изученных орфограмм.

1


1

Знать изученные орфограммы.

Уметь  дифференцировать изученные орфограммы.

Обращаться к учебнику при выполнении проверки работы.

Слушать товарища, подвергая ответ простейшему анализу.

Тек.

конт

46

Упражнения в написании слов на изученные орфограммы

Упражнения в написании слов на изученные орфограммы

1



1

Пред/

дикт

47

Контрольный диктант №3 «Безударные гласные»

1

Знать правописание изученных словарных слов.

Уметь писать под диктовку предложения и тексты (I-II гр).

Списывать  печатный текст (III – IV гр).

Грамотно и каллиграфически правильно писать под диктовку.

Конт/ раб.

48

Работа над ошибками. Восстановление нарушенного порядка слов в предложении.

1

Знать изученные орфограммы.

Уметь анализировать орфограммы, подбирать слова на изученные правила.

Уметь видеть и исправлять ошибки на изученные правила.

Тек.

конт

49

 Составление и написание под руководством учителя небольшого письма родным.

1

Знать  свой адрес и адреса родных.

Уметь составлять и  писать письма родным под руководством учителя.

Уметь задавать уточняющие вопросы.

Тек.

конт

III.Слово.(62ч)

Названия предметов, действий и признаков (20ч).

50

Названия предметов. Классификация слов и постановка вопросов кто? что?  к словам, обозначающим названия предметов.

Классификация слов и постановка вопросов кто? что?  к словам, обозначающим названия предметов.

1






1

Знать названия предметов, ставить вопросы.

Уметь выделять в тексте слова, обозначающие названия предметов, ставить вопросы к словам, обозначающим названия предметов.

Использовать образцы при выполнении домашних заданий.

Сл/

дик.

51

 Изменение слов, обозначающих названия предметов, по числам.

Изменение слов, обозначающих названия предметов, по числам.

1




1

Знать названия предметов.

Уметь правильно употреблять в речи в различных формах в зависимости от связи с другими словами в предложении.

Слушать объяснение учителя.

Тек.

конт

52

Изменение слов, обозначающих названия предметов, по вопросам.

Изменение слов, обозначающих названия предметов, по вопросам.

1



1

Знать вопросы, на которые отвечают слова, обознач-е названия предметов.

Уметь изменять слова, обозначающие названия предметов, по вопросам.

Уметь составлять план ответа, связно высказываться.

Раб/

карт

53

Названия действий предметов.

Названия действий предметов.

1



1

Знать названия действий.

Уметь ставить вопросы к словам, обозначающим названия  действий. Придерживаться  заданного темпа  работы.

Тек.

конт

54

Изменение формы слова, обозначающего названия действий, по вопросам.

1

Знать вопросы, на которые отвечают слова, обознач-е названия действий.

Уметь изменять форму слова, обозначающего названия действий, по вопросам.

Элементарно обосновывать высказанное суждение.

Тек.

конт

55

Выделение названий предметов и действий в тексте по вопросам.

1

Знать названия предметов и действий.

Уметь находить в тексте по вопросам слова, обозначающие названия предметов и действий, правильно согласовывать их в связи друг с другом, правильно выражать свои  мысли (мон. речь).

Тек.

конт

56

Названия признаков предметов.

1

Знать названия признаков.

 Уметь называть признак (качество) предмета по вопросам: какой? какая? какое? какие?  Уметь анализировать.

Тек.

конт

57

Изменение слов, обозначающих названия признаков, по вопросам.

1

Знать вопросы, на которые отвечают слова, обознач-е названия признаков.

Уметь изменять слова, обозначающие названия признаков, по вопросам. Уметь ставить вопросы к словам, обозначающим названия  признаков. Планировать текущую работу.

Раб/

карт

58-59

Связь слов – предметов.

Связь слов – предметов.

Связь слов – признаков.

Связь слов – признаков.

1

1

1

1

Знать названия признаков и  названия предметов.

Уметь согласовывать слова, обозначающие названия признаков, со словами, обозначающими названия предметов.

Зрит/ дик.

60

Определение названий предметов, действий, признаков в тексте по вопросам.

Определение названий предметов, действий, признаков в тексте по вопросам.

1





1

Знать названия предметов, действий, признаков.

Уметь      различать названия предметов, действий, качеств в тексте по вопросам, правильно употреблять их в связи друг с другом.

Правильно списывать текст с доски, учебника.

Пред/ дикт

61

Контрольный диктант №4 «Названия предметов, действий и признаков».

1

Знать названия предметов, действий, признаков

Уметь писать под диктовку предложения и тексты (I-II гр).

Списывать  печатный текст (III – IV гр).

Конт/ раб.

62

Работа над ошибками.Описание несложных знакомых предметов и картин по вопросам.    

1

Знать изученные орфограммы.

Уметь анализировать орфограммы, подбирать слова на изученные правила.

Уметь видеть и исправлять ошибки на изученные правила.

Тек.

конт

                                                                                                                                  Имена собственные (10ч).

63

Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, названиях городов, сёл, улиц.

Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, названиях городов, сёл, улиц.

Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, названиях городов, сёл, улиц.

1





1






1

Знать имена собственные: имена,  фамилии, клички животных, названия городов, сёл, улиц.

Уметь писать имена собственные с большой буквы.

Уметь планировать текущую работу.

Сл/

дик.

64

Большая буква в названиях рек, морей, озер, гор.


Большая буква в названиях рек, морей, озер, гор.


Большая буква в названиях рек, морей, озер, гор.

1



1



1

Знать имена собственные: названия рек, морей, озер, гор.

Уметь писать имена собственные с большой буквы.

У. объяснять, оказывать помощь, принимать помощь товарища.

Тек.

конт

65

Упражнения в правописании имен собственных.

Упражнения в правописании имен собственных.

Упражнения в правописании имен собственных.

1




1



1

Знать правописание имён собственных.

У. различать имена собственные от имён нарицательных.

Сравнивать полученные результаты с учебной задачей.

Раб/

карт

Контрольный диктант №5 Имена собственные

Предлоги(12ч).

66

Предлог как отдельное слово. Правописание предлогов.

1

Знать: предлог - отдельное слово.

Уметь выделять предлог из потока речи.

Уметь анализировать.

Тек.

конт

67

Раздельное написание предлогов без, под, над, около, перед, до.

Раздельное написание предлогов без, под, над, около, перед, до.

1



1

Знать правописание предлогов.

Уметь выделять предлоги и писать их раздельно с другими  словами.

Планировать текущую работу.

Тек.

конт

68

Правильное употребление предлогов в речи.

Правильное употребление предлогов в речи.

1


1

Уметь правильно употреблять предлоги в речи.

Уметь чисто и скоро писать.

Раб/

карт

69

Дописывание предложений. Подбор нужных предлогов

Дописывание предложений. Подбор нужных предлогов

Дописывание предложений. Подбор нужных предлогов

Дописывание предложений. Подбор нужных предлогов

1



1




1



1

Знать правописание предлогов

Уметь раздельно писать предлоги с другими словами.

Уметь правильно выражать свои  мысли (монологическая речь).

Пред/ дикт

70

Проверочная работа   «Предлоги».

1

Знать правописание предлогов.

Уметь писать под диктовку предложения и тексты (I-II гр).

Списывать  печатный текст (III – IV гр).

Конт/ раб.

71

Работа над ошибками.


Составление предложений, используя вопросы.

1


1

Знать изученные орфограммы.

Уметь анализировать орфограммы, подбирать слова на изученные правила.

Уметь видеть и исправлять ошибки на изученные правила.

Выб/ дик.

Разделительный твёрдый знак(3ч).

72

Разделительный твердый знак.

Разделительный твердый знак.

Разделительный твердый знак.

1


1


1

Знать правописание разделительного твердого знака.

Уметь писать слова с разделительным твердым знаком.

Уметь доводить начатую работу до конца.

Тек.

конт

Родственные слова(17ч).

73

Родственные слова. Выделение общей части и установление общности смысла.

Родственные слова. Выделение общей части и установление общности смысла.

Родственные слова. Выделение общей части и установление общности смысла.

1





1




1

Знать понятие «родственные слова».

Уметь выделять общую часть родственных слов и устанавливать общность смысла.

Сравнивать полученные результаты с учебной задачей, с планом её выполнения.

Тест

74-75

Выделение корня.

Подбор родственных слов

. Выделение корня.

Подбор родственных слов.

Выделение корня.

Подбор родственных слов.

1



1


1

Знать понятие «корень».

Уметь выделять общую часть родственных слов – корень. Подбирать родственные (однокоренные) слова и правильно использовать их в речи. Уметь анализировать.

Пред/ дикт

76

Контрольный диктант №6  «Родственные слова».

1

Знать понятие «родственные слова».

Уметь писать под диктовку предложения и тексты (I-II гр).

Списывать  печатный текст (III – IV гр).

Конт/ раб.

77

Работа над ошибками. Составле ние рассказа по сюжетным  картинкам и опорным словам.

1

Знать изученные орфограммы.

Уметь анализировать орфограммы, подбирать слова на изученные правила.

Уметь видеть и исправлять ошибки на изученные правила.

Тек.

конт

78

Подбор родственных слов.

1

Знать понятие «родственные слова».

У. подбирать родствен. слова и объяснять значение.

У. доводить работу до конца, оценивать свои возможности.

Раб/

карт

79


Единообразное написание безударной гласной в корне родственных слов.

1

Знать правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных на конце и  в середине слова.

Уметь подбирать родственные (однокоренные) слова и следить за единообразным написанием корня в группе родственных слов.

Уметь доводить начатую работу до конца, правильно оценивать свои возможности.

Сл/

дик.

80

Единообразное написание звонкой и глухой согласной в корне родственных слов.

Единообразное написание звонкой и глухой согласной в корне родственных слов.

1





1

81

Определение проверочных слов  в группе родственных слов.

Определение проверочных слов  в группе родственных слов.

1



1

Знать понятие «родственные слова».

У. определять проверочные слова в группе родственных слов.

У. классиф-ть, устанавливать причинно - следственные связи.

Раб/

карт

IV.Предложение.

Предложение (14ч).

82


Предложение как единица речи и выражение законченной мысли.

1

Знать понятие о предложении.

Уметь заканчивать мысль и правильно записывать предложения, выделять предложения из потока речи и текста.

Работать с основными компонентами учебника: оглавлением,

вопросами и заданиямик учебному тексту, схемами.

Сл/

дик.

83

Членение речи на предложения.

Членение речи на предложения.

1



1

84

 Расположение слов в предложении в определенном порядке

1

З. правило написания пред-я: большая буква -  в начале предложения, точка – в конце.

Уметь восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении.

 Оформлять тетради и письменные работы в соответствии с принятыми нормами

Тек.

конт

85

Предложение. Связь слов в предложении.

1

Знать правило написания предложения: большая буква -  в начале предложения, точка – в конце.

Уметь изменять  слова в предложении по смыслу.

Выполнять советы учителя по подготовке рабочего места

Тек.

конт

86

Изменение слов в предложении по вопросам

Изменение слов в предложении по вопросам

1


1

 Уметь изменять слова в предложении по вопросам.

Нацеливать себя на выполнение поставленной задачи.

Раб/

карт

87

Постановка вопросов к словам в предложении.

Постановка вопросов к словам в предложении.

1


1

Уметь устанавливать связь между словами в предложении по вопросам. Умение объяснять, оказывать помощь.

Тек.

конт

88

Упражнения в дополнении предложений по вопросам.

Упражнения в дополнении предложений по вопросам.

1


1

Знать правило написания предложения: большая буква -  в начале предложения, точка – в конце.

Уметь дополнять предложения по вопросам.Сравнивать полученные результаты с учебной задачей, с планом её выполнения.

Тек.

конт

89

Распространение предложений.

Распространение предложений.

1



1

Уметь распространять предложения.Уметь доводить начатую работу до конца, правильно оценивать свои возможности.

Тек.

конт

Проверочная работа

1

                                              Знаки препинания в конце предложения  (7ч).

90

 Повествовательные и вопросительные предложения.

1

Знать знаки препинания в конце повествовательных и вопросительных предложений

Уметь при чтении правильно передавать интонацию вопросов и ответов.

Правильное и осознанное чтение вслух предложений (с соблюдением интонации, пауз, логического ударения, для передачи точного смысла высказывания).

Сл/

дик.

91

Построение вопросительных предложений.

1

Знать знак препинания в конце вопросительного предложения ( ? ).

Уметь строить вопросительные предложения.

Тек.

конт

92

Восклицательное предложение и его интонационное оформление.

1

Знать знак препинания в конце восклицательного предложения ( ! ).

Уметь при чтении правильно передавать интонацию восклицательного предложения.

Правильное и осознанное чтение вслух предложений (с соблюдением интонации, пауз, логического ударения, для передачи точного смысла высказывания).

Раб/

карт

93

Постановка знаков препинания в конце разных по интонации предложений.

Постановка знаков препинания в конце разных по интонации предложений.

Постановка знаков препинания в конце разных по интонации предложений.

1





1




1

Знать значение знаков препинания в конце предложений.

У. правильно ставить знаки препинания в конце  разных по интонации предложений.

Пред/ дикт

94

Контрольный диктант №7

«Знаки препинания в конце предложения».

1

Знать значение знаков препинания в конце предложений.

Уметь писать под диктовку предложения и тексты (I-II гр).

Списывать  печатный текст (III – IV гр).

Грамотно и каллиграфически правильно писать под диктовку.

Конт/ раб.

Главные и второстепенные члены предложения(13ч).

95

Работа над ошибками. Понятие о сказуемом.

1

Знать вопросы, на которые отвечают сказуемые.

Уметь выделять сказуемые в предложениях.

Уметь выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи.

Сл/

дик.

96

Выделение сказуемого в предложении.

1

97

 Понятие о подлежащем. Выделение подлежащего в предложении.

1

Знать вопросы, на которые отвечают подлежащие.

Уметь выделять подлежащие в предложениях.

Планировать текущую работу.

Тек.

конт

98

Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения.

1

Главные члены предложения.

Уметь выделять подлежащие и сказуемые в предложениях.

Уметь чисто и скоро писать.

Раб/

карт

99

Второстепенные члены предложения.

Второстепенные члены предложения.

Второстепенные члены предложения.

1


1


1

Второстепенные члены предложения.

Уметь определять второстепенные члены предложения.

Оценивать свою учебную деятельность и деятельность одноклассников по заданному алгоритму.

Пред/ дикт

100

Контрольный диктант с грамматическим заданием № 8  «Главные и второстепенные члены предложения».

1

Главные  и второстепенные члены предложения.

Уметь писать под диктовку предложения и тексты (I-II гр).

Списывать  печатный текст (III – IV гр).

Грамотно и каллиграфически правильно писать под диктовку.

Конт/ раб.

101

Работа над ошибками. Дополнение предложений  второстепенными словами.

1

Знать изученные орфограммы.

Уметь анализировать орфограммы, подбирать слова на изученные правила.

Уметь видеть и исправлять ошибки на изученные правила.

Тек.

конт

102

Выделение главных и второстепенных членов предложения. Грамматический разбор предложения.

1

Главные  и второстепенные члены предложения.

У. выделять главные и второстеп. члены предложения. Выполнять гр. разбор предложения.

Уметь составлять план ответа, связно высказываться.

Тестирование

103

Повторение «Правописание безударных гласных».

1

Знать правописание безударных гласных.

Уметь проверять написание безударной гласной путем изменения формы слова.

Придерживаться  заданного темпа  работы.

Сл/

дик.

104

Повторение «Родственные слова».

1

Знать понятия «родственные слова», «корень».

Уметь выделять корень. Подбирать родственные (однокоренные) слова и правильно использовать их в речи.

Элементарно обосновывать высказанное суждение.

Тек.

конт

105

Повторение «Предлоги».

1

Знать правописание предлогов

Уметь раздельно писать предлоги с другими словами.

Уметь правильно выражать свои  мысли (монологическая речь).

Тек.

конт

Контрольные работы по русскому языку

                             4 класс

             

                                         

Тема: «Повторение. Предложение.»

                                   Проверочная работа

                                     Лепка

     Ученики любят уроки труда. Учительница Нина Ивановна  дала детям глину. Они стали делать игрушки. Люба лепит чашку. Никита лепит кошку. У Марины вышла репка. В классе будет уголок игрушек.

                  Грамматическое задание

1 вариант                                                            

№1. Составить предложение из слов.

Летом, трудилась, белка                        

сушила, грибы, ветке, на, Она

№2. Составить схему

седьмого предложения                            

Тема: «Разделительный мягкий знак.»

                                       Диктант№1

                                       Осенью

      На улице ненастье. Льёт дождь. Воет ветер. Деревья стоят голые. Под ногами шуршат старые листья. Гнутся от ветра деревья. Умолкли певуньи птички. Братья Сёма и Илья пришли в лес.

                   Грамматическое задание

1 вариант                                                            

№1. Вставить пропущенные буквы в слова

Д…ревья, р…шать, чел…век,                    

 зд…ров…е.                                                       №2. Изменить слова по образцу

   А) мыши- мышь

Кони-…                                                             Гуси-…

лоси-…                                                              двери-…

дожди-…

    Б) воробей- воробьи

Муравей-…                                                      Стул-…

брат-…                                                              лист-…

крыло-…

Тема: «Парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова.»

                                        Диктант№2

                                      Зимний лес

   Красив русский лес зимой. Белыми пушистыми шапками накрыты сосны и ели. Морозным узором украсились деревья. Ходит по лесу мороз, стучит по берёзкам. Ай да мороз! Спрятались от мороза под сугробами маленькие деревца.

               Грамматическое задание

1 вариант                                                      

№1.Подобрать и записать проверочные слова

Сне…-   ,гри…-   ,кру…-   .                        

Верё…ка-   , ло…ка-     .                              

№2. Вставить пропущенные буквы

Ястр…б, …втобус, б…лет.                        

Тема: «Правописание безударных гласных в корне слов.»

                                        Диктант№3

                                   Мышка и хорь

   Пришла в лес зима. Бежала мышка по снегу. На снегу оставались следы. Увидела мышка сосновую шишку, стала её грызть. Заметил следы хорь. Он стал тихонько подползать к мышке. Увидела мышка врага и юркнула в снег.

                  Грамматическое задание

1 вариант                                                  

№1. Вставить пропущенные буквы, подобрать проверочные слова

С…ва-     , сл…ды-   ,д…ма-   ,              

з…ма-   .

№2. Вставить пропущенные буквы и записать словарные слова

Ин…й, сп…сибо, авт…м…билль.      

                                              Тема: «Слово.»

                                   Диктант№4

                                     Рыбки

    Мама принесла из магазина большую банку. В ней плавали красивые рыбки. На дне банки лежал песок. Витя поставил её на окно. Солнечный луч заглянул в банку. Заблестела вода. Рыбки стали золотые. Обрадовался Витя. Ещё красивее стали рыбки.

                 Грамматическое задание

1 вариант                                                  

№1. Подчеркнуть названия предметов, их действий и признаков

Во 2 предложении.                                  

№2. Вставить пропущенные буквы и подобрать проверочные слова

В..да-    , м…сты-   ,к…за-  .                

                                  3 четверть

Тема: «Имена собственные.»

                                       Диктант№5

                                       Поездка

   Меня зовут Петя, а моего брата Ваня. Мы живём в городе Сочи. Он находится на берегу Чёрного моря. Наша бабушка живёт в Хабаровске. Летом мы ездили к ней в гости на поезде. Сделали пересадку в Москве. Проезжали города Тюмень и Читу. Мы видели красивую реку Ангару.

              Грамматическое задание

1 вариант                                                

№1. Подчеркнуть в тексте имена собственные.

№2. Вставить пропущенные буквы

Р…ссия, т…л…визор, кв…ртира,      

п…ртрет.

                                             7.

Тема: «Родственные слова.»

                                      Диктант№6

                                            Ель

   Еловый лес всегда сумрачный. В нём всегда стоит запах сырости. Колючие лапы елей царапают лицо и руки. Хороши маленькие лесные красавицы!

    Ель - очень ценное дерево. Из еловой древесины делают бумагу. Много различной мебели делают из ели. В густом ельнике птицы укрываются от стужи и метели.

                Грамматическое задание

1 вариант                                                    

№1. Найти в тексте слова, родственные слову ель, и выделить корень.

№2. Подобрать родственные слова к слову

    снег                                                            

№3. Вставить пропущенные буквы

М…шок, рус…кий, лес…ница.                

                                           Тема: «Предложение.»

                                   Проверочная работа

                                 Помог мороз

   В Петербурге строили метро. Мягкая почва ползла. Вода ручьями бежала. Работа остановилась. Пришла под землю холодильная машина. Подземное болото заморозили. Стены стали прочными. Вода через стены не прошла. Так мороз помог строить метро. Теперь чудесное метро есть в городе на Неве.

                 Грамматическое задание

1 вариант                                                         №1. Выделить в тексте диктанта предлоги.

№2. Составить из слов предложение и его схему

В, появляются, апреле,                          

деревьях, на, листочки.

№3. Подобрать родственные слова к слову

  Лист                                                          

 

                                     

Тема: « Знаки препинания в конце предложения.»

                                     Диктант№7

                                  Песня птиц

     Весной везде слышны голоса птиц. Зачем поют птицы? Для птиц песни весной – важное дело.

     Вернулся домой маленький певец и запел. Пусть все знают : это его участок. Здесь будут жить его птенцы. А кто смеет нарушить границу, получит взбучку.

                Грамматическое задание

1 вариант                                                    

№1. Вставить пропущенные буквы

Ящ..р…ца, п…л…тенце,м…нута.        

№2. Составить предложение из слов и поставить нужный знак препинания в конце предложения

мама, Здравствуй, дорогая                                                              

Тема: « Предложение.»№8

                                   Диктант

                                    Ёжик

    Пришли дети в лес. В лесу тишина. Только слабый ветерок шелестит листьями берёз. Дети сели отдыхать у реки. Мальчики Вова и Миша искали сучья для костра. В кустах они нашли ёжика. Он зарылся в сухие листья. Ребята забрали ёжика домой.

              Грамматическое задание

1 вариант                                                        

№1. Подчеркнуть главные, второстепенные слова, составить схему

8-го предложения                                          

№2. подобрать родственные слова к слову

Лес                                                                     №3. Вставить пропущенные буквы и подобрать проверочные слова

Гл…за, м…сты, к..ты, фла…,                   верё…ка.

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова)

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова), "Перспектива", издательство «Просвещение», 2011 год, рекомендованной Министерст...

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной  в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...