Мастер класс "Применение общего орфографического правила к окончаниям слов"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Михайлова Вера Евгеньевна

При проверке самых многочисленных орфограмм слабых позиций - учащиеся в первую очередь используют закон письма, согласно которому позиционно чередующиеся звуки обозначаются одной буквой. В 3 классе учащиеся обнаруживают, что закон русского письма определяет написание не только корней, но и приставок, и суффиксов.

Следующим этапом будет работа по выявлению основных наборов падежных окончаний у слов, называющих предметы и признаки, и осуществлению переноса на орфограммы в этих окончаниях принципа (закона) письма.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение общего орфографического правила к падежным окончаниям слов (система Эльконина-Давыдова)

Я работаю  учителем начальных классов МКОУ «СОШ №3 имени А.С.Макаренко» по системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова

 Особый интерес в настоящее время к системе  развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова связан прежде всего с тем, что она практически полностью отвечает Концепции модернизации российского образования, принятой Правительством РФ, стандартам второго поколения, цели и задачи которых  соответствуют целям и задачам развивающего обучения.

Стратегической целью развивающего обучения является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. В самом общем смысле быть субъектом – значит быть хозяином своей деятельности, своей жизни: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты. Главное средство субъекта – умение учиться, т.е. учить себя. Психолого-педагогическим фундаментом ФГОС НОО является деятельностная педагогика, в основе которой лежит культурно-историческая теория Л.С. Выготского, а также труды его последователей  Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова и других отечественных ученых. Поэтому образовательная система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова имеет все возможности для того, чтобы помочь образовательным учреждениям, работающим в деятельностной парадигме, в эффективной и качественной реализации идей нового Стандарта.

В образовательной  системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова обучение строится в соответствии  с тремя базовыми принципами:

 1) предметом усвоения являются общие способы  действия – способы решения класса задач. С них начинается освоение  учебного  предмета.

2)освоение  общего способа ни в коем случае не может быть его сообщением – информацией о нем. Оно должно быть выстроено как учебная деятельность, начинающееся с предметно-практического  действия. Реальное предметное действие в дальнейшем свертывается в модель-понятие .Это  делает обучение деятельностным и интересным, в конечном счете, работает на сохранение  психического  и физического здоровья  детей;

3)  ученическая  работа строится как поиск и проба средств  решения задачи. Поэтому суждение  ребенка, отличающееся от общепринятого, рассматривается не как ошибка, а как проба мысли

          Таким образом, образовательная система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова позволяет прежде всего сформировать у ребенка основы рефлексивного (теоретического) мышления,  учебной самостоятельности, поисковой  активности и ответственности  младшего школьника  в учебной деятельности в условиях качественного, эффективного и здоровьесберегающего  образования.

Я хочу  поделиться своим опытом по теме : « Применение общего орфографического правила к падежным окончаниям в словах –предметах и словах-признаках»(слайд 1)

Учащиеся сначала знакомятся с темой «Зачем словам нужны окончания?»

У слов , кроме лексического значения есть грамматическое значение, а о грамматическом значении сообщает окончание. На основе этих знаний становится возможным  перейти к исследованию системы падежных окончаний слов, называющих предметы и признаки. Центральным моментом такого анализа является установление омонимии падежных окончаний: совпадение фонемного состава с разными значениями :высокая трава- хорошие слова

При проверке самых многочисленных орфограмм слабых позиций - учащиеся в первую очередь используют закон письма, согласно которому позиционно чередующиеся звуки обозначаются одной буквой. В 3 классе учащиеся обнаруживают, что закон русского письма определяет написание не только корней, но и приставок, и суффиксов.

Следующим этапом будет работа по выявлению основных наборов падежных окончаний у слов, называющих предметы и признаки, и осуществлению переноса на орфограммы в этих окончаниях принципа (закона) письма.

Теперь у детей есть всё, чтобы ответить на вопрос “Можно ли писать орфограммы в падежных окончаниях по закону письма?”

Тема: Перенос способа проверки орфограмм в падежных окончаниях.

Цель: Используя различные приёмы проверки орфограмм слабых позиций в корнях, приставках, суффиксах, через осуществление коллективно – распределённой деятельности, исследовательским методом найти способ проверки орфограмм в падежных окончаниях, замоделировать его.

I . Создание ситуации успеха и ситуации “интеллектуального разрыва”.

Учитель: Распределите данные слова по группам “могу проверить и записать” и “не умею проверять”: дом_к, б_жал, п_ел, (в)дом_, к_ты, (под) берёз_й. (Индивидуальная работа)    (слайд 7)

Дети: (ученик работает у доски)

 слайд 8

Учитель: Почему распределили именно так?

Дети: Потому что в корнях, суффиксах и приставках мы умеем проверять орфограмму слабой позиции.

Учитель: Замоделируйте способы проверки орфограмм слабой позиции в приставках, корнях, суффиксах.

II. Определение задачи.

Учитель: Что мы будем сегодня делать?

Дети: Учиться определять написание орфограммы слабой позиции в окончании, открывать способ проверки и моделировать его.

Учитель: Есть предположения по поводу способа проверки в окончании?

Дети: Предполагаем, что он будет таким же, как в корнях, приставках и суффиксах, но это надо доказать.

III. Вводная рефлексия.

Учитель: Что мы узнали об окончании?

Дети:

1. Окончание имеет три работы: указывает на род, число, падеж.

Учитель: Сравните окончания в словах, работая в группах.

(под) осин[а]й, (под) сосн[о']й

Дети:

 

Слайд 10

Учитель: Одинакова ли у них работа?

Дети: Работа одинакова, “равна”.

Учитель: Звуки в окончании одинаковы?

Дети: Звуки [а] и [о].

Учитель: Чем отличаются разные окончания, звуками или фонемами?

Дети: Фонемами.

Обсуждение результатов групп.

<Рисунок 4>

V. Развёртывание учебной задачи по переносу способа. Анализ.

(Сравнение позиции звука в окончании с одинаковой работой).

Коллективное обсуждение

Учитель: Почему в окончании с одинаковой работой оказались разные гласные звуки?

(Сравните позиции звуков).

Дети: Звуки стоят в разных позициях: [о'] – в сильной, [а] – в слабой.

Учитель: Какую фонему представляет ударный звук [о']?

Дети: Фонему ‹о›.

Учитель: Может ли этот звук работать в слабой позиции?

Дети: По правилам русского произношения звуки [о'] и [э'] встречаются только в позиции под ударением, в других позициях в безударных слогах они заменяются другими звуками, т.е. позиционно чередуются с другими звуками.

Дети: Действует ли этот принцип в окончании?

Учитель: Вернёмся к своим групповым работам. Какой фонемой обозначено окончание в слове (под) осин[а]й?

Дети: Фонемой ‹о›

Учитель: Как это сделали? Узнали?

Дети: Определили какой звук в том же окончании в слове (под) сосн[о']й, значит, в слове (под) осин[а]й он в окончании обозначен фонемой ‹о›  (под) осиной

Учитель: Запишите результат в работы.

Учитель: Что можете сказать об окончаниях в этих двух словах?

Слайд 10

<Рисунок 6>

Окончания одинаковые, значит, (под) осиной

Учитель: Какой можете сделать вывод?

Дети: Орфограммы слабых позиций в падежных окончаниях так же, как и в других частях слова пишутся по закону русского письма, т.е. фонемы в них обозначаются такими же буквами, которые пишутся в тех же падежных окончаниях в сильной позиции.

Учитель: А что же по поводу этого нам говорит дядюшка Ус? (Учебник русского языка, 3 класс, В.В. Репкин)

(Дети читают учебник на стр.164)

Учитель: Что мы сейчас сделали?

Дети: Знакомый способ “испробовали” на проверке падежных окончаний и поняли, что он работает.

Учитель: Прочитайте в учебнике на стр.160 вопрос: “Можно ли писать орфограммы в падежных окончаниях по закону письма?”.

Ответили мы на вопрос параграфа? А замоделировать способ сможем?

Дети: Да.

VI. Моделирование способа в группах и обсуждение результатов.

(

Сможем ли мы сделать одну модель для всех частей слова?

Дети: Да. а) б) .

<Рисунок 8>

   общий способ слайд 11

<Рисунок 9>

VII. Контроль и оценка способа. Рефлексия

Учитель: Что мы сделали?

Дети: Перенесли способ проверки для корней, суффиксов, приставок, на проверку окончания. Замоделировали его.

Учитель: А что можно теперь делать?

Дети: Проверить как работает этот способ.

Работа в группах.

(заглянул в) о'зер[а]

(заглянул в) окн[о']

Напишите, используя способ проверки падежных окончаний, окончания в словах буквами

Обсуждение результата.

<Рисунок 10>

в окно'

в озеро

Учитель: Работает ли способ?

Дети: Да.

VIII. Итоговая рефлексия.

Учитель: Что мы делали?

Дети:

Учитель: Как закон здесь действует?

Дети:

Учитель: Что будем делать дальше?

Дети:

Учитель: Кому было интересно? Сложно?

Дети: отвты

Учитель: Кто помог вам в решении проблем?

Дети: ответы

Система падежных окончаний. Применение закона письма к орфограммам в падежных окончаниях.

Цели и задачи раздела.

На данном этапе необходимо выяснить основные наборы падежных окончаний у слов, называющих предметы и признаки, и перенести на орфограммы в этих окончаниях принцип (закон) письма. Данная цель может быть реализована через осуществления промежуточных шагов, среди которых:

Урок русского языка (3 класс) Урок по теме «Проверка орфограмм слабых позиций в падежных окончаниях» является десятым в изучении раздела: «Применение общего орфографического правила к падежным окончаниям».

Цель урока:

 Выявить работу основного закона русского письма в падежных окончаниях слов - признаков.

 Задачи урока

1): восстановить модели проверки основных наборов падежных окончаний слов-предметов,

2) отработать алгоритм проверки орфограмм падежных окончаний; определить возможность применения способа проверки орфограмм слабых позиций окончаний слов – предметов к окончаниям слов – признаков; конструирование способа проверки орфограмм слабых позиций в окончаниях слов – признаков;

3) развивать умение применять и сохранять задачу, планируя свои действия; развивать умение взаимодействовать в ходе решения учебной задачи;

4) формировать контрольно -оценочную самостоятельность учащихся через организацию работы в разных образовательных пространствах, дискуссий; воспитывать толерантность, умение слушать и слышать, внимательность, уважение и тактичность при взаимодействиях с одноклассниками.

Тема: «Как проверить орфограммы слабых позиций в падежных окончаниях».

Тип урока: комбинированный (ПУЗ, решение учебной задачи,                      

                   моделирование,   конструирование способа).

Цели урока:

• поставить учебную задачу, сформулировать ее, обозначить в графической модели;

• выдвинуть гипотезы, обозначить их в словесной или в графической модели;

• организовать исследование;

• результат исследования зафиксировать в графической модели.

Ход урока:

I. Ситуация успеха.

На доске словосочетания:

Закружилась в танц__,  сказочн_й  музык_й,  

вер_м в м_чту,  об уд_вит_льн_й   к_ртин_                               .слайд 13

 Ребята, прочитайте словосочетания.

• Составьте, пожалуйста, из них красивые предложения.

• О чем говорят пропуски в этих словах?

• Пропуски говорят о том, что здесь звук находится в слабой позиции.

• Заполните пропуски, опираясь на модели.

(Дети вставляют пропущенные буквы в  тех местах, где умеют это делать.

Объясняют каждый шаг.)

• Молодцы! Посмотрите, что мы умеем уже с вами?

• Проверять орфограммы слабых позиций в приставках, суффиксах, корнях.

• Каким способом вы пользуетесь?

• Проверяем по сильной позиции, по основному закону русского письма.

• Посмотрите еще раз на записанные словосочетания. Что вы заметили?

•Остались не заполнены только окончания.

Запись в тетрадях и на доске выглядит так:

    Закружилась в танц_ 

II. Постановка учебной задачи.

• Какую учебную задачу сегодня мы можем поставить?

• Как проверить орфограммы слабых позиций в окончаниях слов?  

• Как показать в модели эту задачу? (Могут быть варианты.).

• Итак, проблема в окончании? А что мы с вами вообще знаем об окончаниях?

• Окончание - изменяемая часть слова. Знаем, что такое одно и то же окончание.

• Да. Об окончаниях мы немало знаем. Может это позволит сделать нам предположения по решению нашей задачи. Что мы можем сделать?

• Выдвинуть гипотезы.

III. Решение учебной задачи.

(Работа в группах - выдвижение гипотез).

                                                   • Создать словарь окончаний,

                                                   • Проверять по сильной позиции,

                                                   • Новое правило создать и так далее.

• Итак, есть несколько гипотез. Начнем исследование.

  Пронаблюдаем, как ведут себя окончания в разных условиях.

  Начнем со слов, называющих  предмет.

  Проверим, изменится ли грамматическое значение окончания, если звук окажется в слабой позиции.

                         р                                                                   р

 ВЕСН А           ч                                       МУЗЫК А             ч

                        п                                                                   п

 

•Здесь работает одно и то же окончание.

• Пронаблюдаем за всеми изменениями этих слов, сравним звуковой состав падежных  окончаний.

                весн[а]                      музык[а]

                весн[ы]                     музык[и]

                весн[э]                      музык[и]

• Что заметили?

• Почему некоторые звуки не совпадают, ведь набор п.о. должен быть тем же?

•Здесь произошло позиционное чередование. Ударение сместилось. Звуков [о ] и [ э ] в слабой позиции не бывает.

• Как мы выбирали букву для слабой позиции звука, например, в корне?

• По сильной позиции.

• Как вы думаете, какую букву мы выберем для звука [ и ] в слабой позиции, например, в слове о зимушк_

• Такую же, как   «о весне»

 Какому правилу будет это подчиняться?

•Закону русского письма.

И что теперь вы можете сказать?

•Оказывается, все части слова подчиняются основному закону русского

  письма.

 IV. Моделирование.

• Как изобразить это в модели?

• Озвучьте эту модель.

• Звук в слабой позиции в окончании проверяется звуком в сильной позиции в том же окончании.

• Попробуйте заполнить пропуски в окончаниях в словосочетаниях.

V. Рефлексия урока.

 Каким был наш урок?

• Какую задачу решили?

• Что это нам позволит делать?

 

                                                      Русский язык

Цель урока: 

Основные цели:

 выработать алгоритм для проверки орфограмм слабых позиций в окончаниях слов, называющих предметы;

- закрепление знаний о работе окончаний в словах названия предмета;

- закрепить изученные  знания о рефлексивном  методе преодоления затруднений, умение их применить при решении учебных задач;

- тренинг мыслительных операций анализа, сравнения, умение работать по алгоритму; развивать внимание, речь, логическое мышление, коммуникативные умения, воспитывать  познавательный интерес, веру в свои силы.

 Теперь я предлагаю самим выступить в роли исследователей

Тип урока: 

 Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия: 

учебник русского языка для 3 класса ( В.В.Репкин)

Используемая методическая литература: 

Методическое пособие по русскому языку для 3 класса.

Используемое оборудование: 

маркерные доски для оформления ответа на вопрос, большие листы для проведения пробного действия.

Краткое описание: 

 Конспект урока по русскому языку для 3 класса по системе Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова по теме: « Порядок действий при проверке орфограмм слабых позиций в окончаниях слов, называющих предметы».

1 этап

Систематизация  имеющихся знаний.( общеучебные действия: умение строить  речевое высказывание, умение  структурировать  знания;

коммуникативные: умение выражать свои мысли точно)

Учитель: прочитайте слова, записанные на доске,  и постарайтесь назвать их одним словом.

стена       стол          окно         рожь

обида      поклон      море        капель

дядя        сугроб       дерево      карусель                          слайд14   Задание 1

Ученики ( читают слова).

Это слова – названия предметов.

Учитель: В каждом слове выделите окончание и  расскажите о его работе .

Ученики (  по одному выходят к доске и рассказывают).

( Пример ответа

Стена : окончание –а, 1 работа – ед.ч., 2 работа – ж.р., 3 работа – И.п..)

                        На доске появляются записи.

стена (-а) – ед.ч.            слон (-) – ед.ч.     окно (-о) – ед.ч.      рожь (-) – ед.ч.

                 - ж.р.                           – м.р.                        – с.р.                       – ж.р.

                   - И.п.                           – И.п.                      – И.п.                    – И.п.

обида (-а) – ед.ч.          поклон (-)- ед.ч.          море (-е) – ед.ч.    капель(-)- ед.ч.

                 - ж.р.                                – м.р.                       – с.р.                       –ж.р.

                   - И.п.                               – И.п.                    – И.п.                     – лов И.п.

дядя (-я) – ед.ч.         сугроб(-)- ед.ч.       дерево (-о)- ед.ч.   карусель (-) – ед.ч.

               - м.р.                           –м.р.                          –с.р.                           –ж.р.

                   -И.п.                       – И.п.                           –И.п.                       – И.п.

Учитель: В какой позиции находятся гласные в окончаниях?

Ученик: В одних словах гласные находятся в сильной позиции, а в других словах – в слабой позиции.

Учитель: Как изменяются слова – названия предметов?

Ученик : Слова – названия предметов изменяются  по числам и падежам.

 

2 этап

Выявление места и причины затруднения.( регулятивные: умение выделить и самостоятельно  сформулировать цели урока после предварительного обсуждения;

общеучебные: умение строить  речевое высказывание, анализ объектов, синтез, выбор критериев для сравнения, доказательство)

Учитель: Давайте посмотрим, что происходит с окончаниями, если изменять слова по падежам.

Ученики: Произойдут изменения./Ничего не произойдет.

Учители: Просмотрите у нас разные мнения. С чем мы столкнулись?

Ученики: С проблемой?

Учитель: Что там предстоит на уроке сделать?

Ученики: Решить эту проблему.

Учитель: Я предлагаю решить эту проблему в группах.

Это будет задание для работы в группах.

 

3 этап

Построение проекта выхода из затруднения. Создание  алгоритма.( личностные:  смыслообразование; познавательные: добыча  новых знаний, переработка полученной информации,  умение делать выводы на основе  обобщения знаний; коммуникативные: умение работать в группах, умение оформлять  свои мысли  в устной речи)

( Дети объединяются в группы,  распределяют роли и получают задания).

Учитель: На  листочках слова для каждой группы. Ваша задача изменить слова по падежам и выделить окончания.

1 группа : стена, обида, дядя

2 группа: стол ,поклон, сугроб

3группа : окно, море, дерево

4 группа:  рожь, капель, карусель   слайд 15  Задание 2

( Идет работа в группах. После выполнения работы группы вывешивают на доску результаты своей работы.)

Учитель: Что вы заметили, когда выполняли работу?

Ученик: Гласные в окончаниях в сильной и в слабой позиции одинаковые.

Учитель: Продолжайте работать в группах. Вам новое задание: с помощью модели изобразить свои выводы.

( Дети моделируют свои выводы. Учитель вывешивает маркерные доски с моделями. Выступающий ученик рассказывает о выводе, который они сделали.)

1 группа

силь. поз. (-) (-я), ж.р., м.р. , слово - помощник –стена

2 группа

силь.поз..(-) м.р., слово – помощник – стол

3 группа

силь.поз.( -о-),(-е)ср.р. – слово –помощник – окно

 4 группа

силь. поз. (-) ж.р. – слово - помощник –рожь  слайд 16   Задание 3

Потренируй себя

( Пример выступления.)

Ученик 1 группы: Мы сделали вывод, что слова- названия  предметов мужского и женского рода с окончаниями –а или – я при изменении по падежам имеют такие же окончания , как при изменении слова стена.

Учитель: Посмотрите, ведь всего –то  и надо запомнить четыре  слова- помощника, чтобы написать орфограмму слабой позиции в окончаниях слов- названия предметов.

Учитель: Что нам поможет правильно действовать при написании окончаний у слов названии предметов?

Ученик: Мы должны составить алгоритм, который нам будет помогать.

( Дети помогают учителю составить алгоритм. Совместная работа учеников и учителя. В результате совместной работы вырабатывается алгоритм.) )

1.Определить,что называет слово.

2.Определить род.

3.Выбрать слово- помощник.

4.Поставить слово- помощник в нужный падеж.

5. Определить фонему в окончании.

6.Выбрать букву для обозначения фонемы.

( Алгоритм вывешивается  на большом листке на доску.)  слайд 18

 

4 этап

Первичное закрепление с проговариванием  во внешней речи.

 

Учитель: Мы с вами составили алгоритм. Какие наши действия дальше?

Ученик: Проверить работу нашего алгоритма.

 Откройте учебник  на странице 184, упражнении 133.

( Дети выполняют часть упражнение с комментарием.)

Учитель: Работает наш алгоритм?

Ученик: Да.

 

 5 этап

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.( оценка, самооценка)

Учитель: Совместно работая вы проверили работу алгоритма. Оставшуюся часть упражнения  выполните самостоятельно, не забывайте пользоваться

алгоритмом.

( Учащиеся выполнят самостоятельно  работу.)

Учитель: Проверьте свою работу по образцу.

( Образец выполненной работы написан на доске.)

Учитель: У кого правильное выполнение всей работы поставьте себе «плюс». Если у вас ошибки, то около  неверного выполнения поставьте « минус».

Учитель: Поднимите руку у кого все верно? Ребята ,у которых ошибки, что вам предстоит сделать?

Ученики: Поработать .

 

6 этап  

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Учитель: Что нового мы открыли на уроке?

Ученик: Мы нашли способ проверки слабых позиций в окончаниях слов, называющих предметы, составили модели, которые теперь нам будут помогать правильно писать окончания.

Учитель: Решили мы нашу проблему?

Ученик: Да.

Учитель: Предположите, чем мы будем заниматься на следующем уроке?

Ученик: На следующем уроке мы будет отрабатывать  работу алгоритма.

Уч. Пользуясь алгоритмом, проверьте слова и запишите их в тетрадь. за мор_м, на ножк_, по дорожк_, в лужиц_ , с больш_й ,за глубок_й рекой  Задание 5

 Уч.: Кто готов работать у доски?

 Уч.: Где будешь работать? У какой доски: «сомнений», «умений» или «открытий»?

 Ученики объясняют, записывают, оценивают работу

. Уч.: Я проходила и увидела, три варианта записи одного и того же слова (за глубокай, за глубокой, за глубок?й )

 Уч.: Какая запись правильная? Почему?

 Д.: Мы ещё не умеем проверять слова — признаки. Уч.: Давайте зафиксируем нашу проблему моделью. (Слайд №11) Д.:  ?


                                        как проверить?


. Уч.: В чём заключается наша проблема

 Д.: Мы не умеем проверять слабую позицию в окончаниях слов – признаков.

 Уч.: Что можно сделать? У кого-то может быть, уже есть предложения?

 - Проверить по словарю. –

 Проверить по окончанию слова - предмета.

- Проверить, так же как слова - предметы, по сильной позиции.

 Уч.: А мы знаем, какая из этих версий правильная?

 Д.: Нет. Надо проверить все версии.

 Уч.: Давайте проверим первую версию. Что нужно сделать?

 Д.: Проверим написание окончания слова по словарю. Проверка по словарям. Д.: Этого слова в словаре нет. Предположение о проверке по словарю ошибочно

. Уч.: Проверим другую версию.

Д.: Мы умеем проверять слабую позицию в окончании слова. Окончание в слове за быстр_й проверяю по окончанию слова рекой. В окончание слова рекой в сильной позиции пишется буква о и в окончание слова за быстр_й запишу букву о

. Д.: Нет, я не согласна. Мы умеем проверять только в словах — предметах,

 а это слово — признак и проверить его по слову – предмету нельзя

. Уч.: Проверим последнюю версию.

 Что нужно сделать?

 Д.: Нужно подобрать слово – признак с сильной позицией в окончании слова и проверить слово за быстр_й по этому слову.

Подбор слов (большой, тупой, крутой, дорогой, молодой, пустой и т.д.

).

 Д.: пустой слово - признак, окончание слова находится в сильной позиции, подставим его и проверим за быстр_й (за пустой) рекой, напишем за быстрой рекой.


Уч.: Используя новый способ проверьте пропущенные орфограммы.


Бел_е поле, красн_я девица,в дальн_ю деревню, под стар_й берёзой, в последн_м трамвае.

 Уч.: Какой вывод можно сделать? Задание 6 

Д.: Чтобы проверить орфограмму в окончании слова – признака, надо подобрать слово – признак, у которого гласная фонема окончания находится в сильной позиции( например, пустой), и подставить его в высказывание.

 Уч.: Давайте сравним наш способ проверки со способом Дядюшки Уса (учебник с.147).

 Д.: Теперь мы можем дополнить нашу модель. Вместо вопроса можно записать слово пустой.

 Задание 7 « Исправь ошибки»


                               пустой


4. Итог урока (рефлексия). Уч.: Какая у нас будет задача на следующем уроке?

 Д.: Мы будем отрабатывать способ проверки окончаний слов - признаков.

Уч.: Что было интересно (сложно; непонятно) на уроке?

Уч.: Можем ли мы с уверенностью сказать, что знаем, как проверять все окончания слов?

 Д.: Нет, мы не знаем, как проверять падежные окончания в словах – действиях.

Приложения

Задание 1        Учитель: прочитайте слова, записанные на доске,  и постарайтесь назвать их одним словом.

стена       стол          окно         рожь

обида      поклон      море        капель

дядя        сугроб       дерево      карусель

   

Задание 2          Поработай в группе

1 группа : стена, обида, дядя

2 группа: стол ,поклон, сугроб

3группа : окно, море, дерево

4 группа:  рожь, капель, карусель

Задание 5    Заполни пропуски:  

 за мор_м

 на ножк_

 по дорожк_

 в лужиц_

 с больш_й

за глубок_й рекой

Задание 6  Вставь окончание:

  Бел_е поле

 красн_я девица

в дальн_ю деревню

 под стар_й берёзой

 в последн_м трамвае

Задание 3     Потренируй себя

   Под сосн…….- под стеной

В пенал…- в столе

У солнц…..- у окна

У осин….- у стены

В степ….-в  ржи

Задание 7    Исправь ошибки

В рощи птичий гомон.

 Стучат на дереви  дятлы.

 Пищат в гнёздых птенцы.

 Кричат в чащи сычи.

4)Памятка «Проверка орфограмм  слабой позиции в окончаниях слов, называющих предметы и признаки»

Развивающая система Д.Б.Эльконина -В.В.Давыдова, 3 класс

Тема: Проверка орфограмм слабых позиций в падежных окончаниях названий предметов и признаков

1 шаг. В группах детям предлагается вспомнить основные признаки слов

(название предметов)                 (название признаков)

2 шаг. Группам  раздаются карточки со словами – необходимо определить значимые части слова и определить место орфограммы

3 шаг. По опорным схемам дети объясняют способы проверки частей слова..

Шаг 4. Вспомнить  слово – помощник для проверки окончания в словах названиях предметов и признаков.

Вывод:  Безударное окончание можно проверить таким же окончанием.

Шаг 5. Составляется алгоритм проверки падежных окончаний

*сначала проверка падежных окончаний рассматривается в единственном числе, затем в словах множественного числа.

Шаг 6. Предлагаются слова с пропуском слабой позиции в окончании слова. Дети по алгоритму работают, затем осуществляется взаимопроверка

Приложение

  4.1--4 (1)

Подбери к словам по 3слова с 4.1 –3 (1)

тем же окончанием.

на стуле ---      ____________________________________________________

дверь      ---    _____________________________________________________

в реке     ---   _____________________________________________________

в степи    ---     ___________________________________________________

 4.1 – 5(1)

Все ли три слова в каждой группе принадлежат к одному набору падежных окончаний?                                                  Найди «лишнее» слово. Подчеркни его.


  1. стекло, метро, молоко
  2. у дороги, у площадки, у площади
  3. на верблюде, на автомобиле, на машине
  4. рожь,  ночь, день

Выпиши из каждой строки «лишнее»слово и  подбери к «лишнему» слову по 4 слова, с тем же набором падежных окончаний.

  1. ________________________________________________________________________________ 

                                                                 

  1.  _______________________________________________________________________________


  1. ________________________________________________________________________________


        4.___________________________________________________________________________________

         

4.1. – 6(1)

Подчеркни  пары слов, у которых одно и то же окончание (не забудь  про наборы).


  в  папке – в пенале,          на травке – на земле ,              стол – полка,


 ( нет) лошадки – (нет) лошади,      шкаф – стеллаж,        (есть) куклы – (нет) кукл

4.1.— 7(2)

Ребята играли в такую игру. Подбирали слова, которыми можно проверить орфограмму в окончании слова (идти) по тропинк_.  Выигрывает тот, кто больше всех подберет таких слов и не сделает при этом ни одной ошибки.

Антон нашёл такие слова: стена, земля, балалайка, швея, западня.

Таня – такие: дома, дуга, трава, нога, рука, сестра, курица.

У Даши вышел такой список слов: беда, струя, среда, река, статья, верба.

У Коли – такой: зима, пурга, весна, свинья, взяла.


Представь себе, что тебе предложили быть судьей в этой игре. Определи победителя. Обоснуй свой ответ.

____________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

4.1.— 14(2)

Проверь, правильно ли ученик определил работу окончаний  в словах высказывания . Если найдёшь ошибку, зачеркни и рядом напиши свой вариант ответа.

На тропинке  Коля увидел  колючего  ежика.

на тропинке          ед.ч., ж.р., Д.п.;__________________________________

Коля        ед.ч., м.р., И.п. _________________________________________

увидело        ед.ч., наст.вр.,м.р.,3лицо; ________________________________

колючего        мн.ч.,  м.р., Р.п.; ________________________________________

ежика.         ед.ч.,  м.р., В.п;  ________________________________________

4.1.— 15(1)

Подбери слова,у которых окончания выполняют такую работу:


мн. ч., Р.п ---  ____________________________________________________________


ед.ч.,  ж.р., И.п.  ----  ______________________________________________________


ед.ч. наст.вр., 2лицо  ----   __________________________________________________


ед.ч., прош.вр., м.р. ---   ____________________________________________________

Выдели  всловах окончания.

.1 – 22 (1)

Выбери из слов в скобках   проверочное.  Подчеркни его. Вставь пропущенную  букву.

на палуб___ -  (на корабле,  на земле,  на цепи)           в   гаван__-- (в реке ,  в степи,   в окне)

                                                                                                                                                                                           в  город__ - (в селе, в столе,  в стене)        за гараж__м –    (за домом,  за столом,  за пером)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе по теме "Что такое орфограмма. Орфографическое правило. Написание слов с удвоенными согласными".

Цели: актуализировать и расширить знания учащихся о понятии «орфограмма», «орфографическое правило», тренироваться в написании слов с удвоенными согласными. Организовать учебный процесс в соответстви...

Урок русского языка по теме ". Учимся решать орфографические задачи в окончаниях имён существительных." 4 класс УМК"Гармония"

Цель. Обучить способу действия для решения орфографических задач в безударных окончаниях имён существительных. Задачи. 1.Формировать у учащихся представление о способе действия для решения орфографи...

Путешествуем по Оренбургской области. Учимся решать орфографические задачи в окончаниях имён существительных

Урок русского языка в 4 классе по программе "Гармония" посвящён повторению правил написания окончаний имён существительных 1, 2 и 3 склонений....

Урок русского языка "Учимся решать орфографические задачи в окончаниях имен существительных"

Урок разработан по УМК "Гармония" в 4 классе в соответствии с рекомендациями ФГОС, в конспекте указаны планируемые результаты (формируемые УУД), деятельность учителя и деятельность учащихся....

Конспект урока по русскому языку 3 класс УМК "Школа России " "Применение общего орфографического правила к разным частям слова"

Цели деятельности учителя: формирование умения обозначать фонемы в слабой позиции; формирование навыка соблюдения последовательности действий по выполнению учебной задачи...

Проект урока по теме: «Учимся решать орфографические задачи в окончаниях имен существительных». Отработка алгоритма написания безударных падежных окончаний имен существительных. 4 класс.

Проект урока по теме: «Учимся решать орфографические задачи в окончаниях имен существительных». Отработка алгоритма написания безударных падежных окончаний имен существительных. 4 класс + ...