календарно-тематическое планирование по русскому языку Е.В. Бунеева, Р.Н. Бунеев по программе Школа 2100 2 класс
календарно-тематическое планирование по русскому языку (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Календарно — тематическое планирование
Количество часов в неделю: 5 ч
Годовое количество часов: 170 ч
Реквизиты программы:
- Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования. Стандарт по русскому языку.
- Региональный компонент стандарта общего образования.
- Школьный компонент стандарта общего образования.
- Программы общеобразовательных учреждений (начальные классы) — М: Просвещение. 2004
- Программы Образовательная система «Школа 2100» - М.: Баласс. 2010
УМК учащихся:
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2 класс. - М: Баласс. 2010
- Бунеева Е.В. Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 2 класс: варианты 1, 2. — М: Баласс. 2010
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Фролова Л.А. Орфографическая тетрадь. Слова с непроверяемыми написаниями. 2 класс. - М: Баласс. 2010
УМК учителя:
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2 класс. — М: Баласс. 2010
- Бунеева Е.В. Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 2 класс: варианты 1, 2. - М: Баласс. 2010
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Фролова Л.А. Орфографическая тетрадь. Слова с непроверяемыми написаниями. 2 класс. - М: Баласс. 2010
- Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Яковлева М.А. Русский язык 1-2. методические рекомендации для учителя. - М.: Баласс. 2010
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по русскому языку, программы курса русского языка для 2 класса авторов Бунеев Р.Н, Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. (Программы «Образовательная система «Школа 2100» - М.: Баласс, 2009 ). Согласно действующему Базисному учебному плану на 2011— 2012 учебный год.
На изучение русского языка отводится:
- всего 170 часа в учебный год (5 часов в неделю).
Язык по своей специфике и социальной значимости - явление уникальное. Он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры и основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди школьных предметов.
Курс русского языка в начальной школе — часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании.
Цели обучения русскому языку в основной школе:
- развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности чтения, письма, слушания, говорения;
- формирование элементарной лингвистической компетенции
Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Цели, задачи курса русского языка в начальной школе
Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык».
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нём тексты) с миром и с самим собой;
- формирование у детей чувства языка;
- воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством, совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;
- сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых , речевых и правописных умений и навыков , необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать, писать и слушать на родном языке.
Основные содержательные линии
В курсе русского языка в начальной школе ведущим направлением учебной деятельности детей является овладение письменной речью, культурой письменного общения. Поэтому в ряду основных разделов, изучаемых в каждом классе, - разделы «Предложение» и «Текст».
Во 2 классе дети закрепляют признаки предложения, знакомятся с повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией; совершенствуют умение правильно орфографически и пунктуационно оформлять предложение на письме; читать и произносить их с правильной интонацией; конструировать предложения из слов.
Углубляется понятие о тексте. Дети учатся отличать текст от набора предложений, анализировать заглавие. Соотносить его с содержанием и главной мыслью, самостоятельно озаглавливать текст и его части. Систематически при работе с текстом идёт формирование у детей типа правильной читательской деятельности по той же технологии, что и на уроках чтения: дети учатся самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Это обеспечивает единство подхода к работе над тексом и формирование одного из важнейших навыков — навыка осознанного чтения.
Третьим важнейшим разделом в курсе русского языка начальной школы является раздел «Слово».
Слово рассматривается с четырёх точек зрения:
- с точки зрения его звукового состава и обозначения звуков буквами;
- с точки зрения морфемного состава и словообразования;
- грамматического значения;
- с точки зрения его лексической сочетаемости и словоупотребления.
Во 2 классе происходит закрепление необходимого минимума знаний из области фонетики, которые вводятся в курсе обучения грамоте: звук и буква, звуки гласные и согласные; согласные звонкие и глухие, твёрдые и мягкие; слог, слогообразующая роль гласных; ударение, гласные ударные и безударные, слоги ударные и безударные. Развиваются и совершенствуются умения произносить звуковой состав слова и его написание, делать звуко-буквенный анализ слов.
Фонетические знания и умения являются базовыми для развития следующих орфографических умений:
- видеть орфограммы в словах и между словами;
- правильно писать слова с изученными орфограммами;
- графически обозначать орфограмму и условия выбора;
4) находить и исправлять орфографические ошибки.
Второй аспект в рассмотрении слова в курсе русского языка начальной школы — это его морфемный состав. Во 2 классе даётся определение корня, однокоренных слов, суффикса, приставки. Систематически проводится наблюдение над однокоренными словами, подбор групп однокоренных слов и выявление признаков, по которым слова являются однокоренными. Дети знакомятся с определёнными суффиксами имён существительных: ок. ик, тель, ушк, юшк.ёнок, онок, ят, ищ, их значениями, учатся видеть эти суффиксы в словах, образовывать слова с этими суффиксами. Также происходит знакомство с группой приставок, сходных по написанию с предлогами; с, от, за, на, по, про, до.
«Состав слова» - сквозная тема курса русского языка. При изучении всех разделов и тем в каждом классе в качестве дополнительного задания к упражнениям предлагается наблюдение над однокоренными словами и их значением, задания на нахождение однокоренных слов и корня в них: суффикса, приставки; на подбор однокоренных слов.
Третий аспект рассмотрения слова - лексический. Лексическая работа пронизывает весь курс: регулярно ведётся наблюдение над значением слов, объясняются и уточняются значение слов. Дети наблюдают над сочетаемостью слов, над словоупотреблением, знакомятся с синонимией, антонимией, омонимией, с многозначностью, с переносным значением слова.
Четвёртый аспект рассмотрения слова — морфологический. Во 2 классе дети знакомятся с группами слов, которые отвечают на определённые вопросы (1) кто? что? 2) какой? какая? какое? какие? 3) что делает? что делал? что сделал?), учатся ставить вопросы к словам, от слова к слову, узнают, что слова, которые отвечают на вопросы «кто? - что?», могут называть один предмет и много предметов; усваивают определения частей речи.
Кроме того, выделяется группа слов, к которым нельзя задавать вопрос (предлоги, союзы, а также слова, которые выражают чувства, но не называют их - без введения термина «междометие»).
Помимо разделов «Слово», «Предложение» и «Текст» в курс русского языка входят разделы «Развитие речи» и «Совершенствование навыков каллиграфии».
Основные направления работы по развитию речи:
1) Количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп слов, синонимических рядов и т.д., а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов.
- Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами; над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, текстов.
- развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной разговорной речи.
- Развитие орфоэпических навыков, а также умение говорить и читать с правильной интонацией.
Формы контроля
Контроль за уровнем подготовленности учащихся включает систематическую проверку знаний, умений и навыков учеников и итоговые проверки.
Систематическая проверка позволяет повседневно следить за успешностью продвижения детей в обучении, своевременно обнаруживать и устранять пробелы в знаниях отдельных из них, предупреждая неуспеваемость. Итоговые (по темам) проверки дают возможность установить, кто из учащихся и насколько прочно овладел основными знаниями, умениями и навыками, обеспечивающими успешность обучения в дальнейшем. Система проверочных и контрольных работ предусматривает проверку знаний, умений и навыков учащихся на трёх основных этапах обучения: первичное усвоение учебного материала, последующее закрепление его, активное оперирование успешным материалом.
Для проверки первичного усвоения предлагаются наиболее простые задания, позволяющие учителю сразу определить степень понимания детьми нового учебного материала. Для проверки прочности закрепления материала предлагаются более сложные задания. Основные формы контроля на данном этапе: дифференцированные карточки, проверочные диктанты, информационно-электронные носители (мультимедийная система тестов, диктантов).
Проверка знаний, умений и навыков учащихся по каждой теме завершается контрольными работами, включающими задания на проверку усвоения теории и осознанного применения её в упражнениях, а также задания по развитию речи.
Также проведение тематического и итогового контроля осуществляется в специальных тетрадях на печатной основе «Проверочные и контрольные работы по русскому языку», 2 кл, варианты 1 и 2 (автор Е.В.Бунеева).
Содержание курса
Слово —130 ч
Звуки, части слова, слова, предложения, текст.
1. слова, которые отвечают на вопросы кто? что? какой? какая? какое? какие? что делает? что делал? что сделал? Развитие умения ставить вопросы к словам. Связь слов в предложении.
Слова, к которым нельзя задать вопрос(предлоги; слова, выражающие чувства. Но не называющие их - без введения понятия «междометие»). Раздельное написание предлогов с другими словами (орфографический пробел); умение видеть и графически обозначать эту орфограмму.
- наблюдение над лексическим значением слова. Над тем, что слово может иметь несколько значений, над прямым и переносным значением слова. Особенности словоупотребления, сочетаемости слов. Нахождение в тексте слов со сходным значением.
- Части слова. Корень, однокоренные слова. Наблюдение над лексическим значением, однокоренных слов, над единообразием написания корня в однокоренных словах.
Умение подбирать однокоренные слова.
Суффикс. Суффиксы ок, ик, ушк, юшк, онок, ёнок, ат, ят, тель, ищ, их значения. Умение видеть эти суффиксыв словах, образовывать слова с данными суффиксами.
Приставка. Образование слов с приставками, наблюдение над ролью приставок в слове. Разграничение приставок и предлогов с, на, до. По, про, от и т.п.уточняются значение слов. Дети наблюдают над сочетаемостью слов, над словоупотреблением, знакомятся с синонимией, антонимией, омонимией, с многозначностью, с переносным значением слова.
Четвёртый аспект рассмотрения слова — морфологический. Во 2 классе дети знакомятся с группами слов, которые отвечают на определённые вопросы (1) кто? что? 2) какой? какая? какое? какие? 3) что делает? что делал? что сделал?), учатся ставить вопросы к словам, от слова к слову, узнают, что слова, которые отвечают на вопросы «кто? - что?», могут называть один предмет и много предметов; усваивают определения частей речи.
Кроме того, выделяется группа слов, к которым нельзя задавать вопрос (предлоги, союзы, а также слова, которые выражают чувства, но не называют их - без введения термина «междометие»).
Помимо разделов «Слово», «Предложение» и «Текст» в курс русского языка входят разделы «Развитие речи» и «Совершенствование навыков каллиграфии».
Основные направления работы по развитию речи:
1) Количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп слов, синонимических рядов и т.д., а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов.
- Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами; над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, текстов.
- развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной разговорной речи.
- Развитие орфоэпических навыков, а также умение говорить и читать с правильной интонацией.
Алфавит. Знание букв в алфавитном порядке, умение правильно называть буквы. Практическая значимость знания алфавита.
Орфография. Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях. Наблюдение над несоответствием произношения и написанием слов. Умение слышать и видеть в словах «опасные места»: гласные в безударных слогах; согласные на конце слова, звук [й] после согласных перед гласными; место после мягкого согласного, после звуков и букв ж, ш, ч, щ.
Орфограмма. Знакомство с орфограммами:
- буквы и, у, а после шипящих ж, ш, ч,щ;
- обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я;
- ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова; написание буквосочетаний чк, чн, в словах;
- ъ и ъ разделительные;
- проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.
Развитие умений видеть орфограммы в словах, писать слова с этими орфограммами, графически обозначать орфограмму и условия выбора.
Предложение — 16 ч
Признаки предложения (предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, произносится с повествовательной, вопросительной , восклицательной или вопросительной интонацией; слова в предложении связаны по смыслу). Умение членить сплошной текст на предложения (определять границы предложений на основе смысла и интонации, оформлять предложение на письме). Конструирование предложений из слов, наблюдение за порядком слов в предложениях.
Нахождение в предложении слов, составляющих его грамматическую основу (без введения этого понятия): о ком или о чём говорится в предложении? Что говорится? Умение устанавливать связи между словами в предложениях с помощью вопросов, выделять из предложения пары слов, связанных при помощи вопроса.
Текст -11 ч
Понятие о тексте ( текст состоит из предложений, предложения в тексте связаны по смыслу; по заглавию можно определить, о чём будет говориться в тексте).
Формирование типа правильной читательской деятельности - умение самостоятельно осмысливать текст до чтения (с помощью заглавия, иллюстрации, ключевых слов), во время чтения ( в ходе постановки вопросов к тексту и ответов на них, т.е. диалога с автором) и после чтения ( в ходе ответов на вопросы к тексту в целом). Развитие умения находить в тексту главную мысль, соотносить её с заглавием; самостоятельно выбирать заглавие к тексту из ряда данных.
Повторение – 13 ч.
Развитие речи осуществляется на каждом уроке русского языка при изучении программного материала и ведётся в нескольких направлениях:
- обогащение словарного запаса детей — количественное (в ходе образования новых слов с помощью суффиксов и приставок) и качественное (уточнение и разъяснение лексического значения слов);
- развитие грамматического строя речи (анализ и построение предложений, словосочетаний);
- развитие связной устной речи (ответы на вопросы, составление предложений и небольших текстов), письменной речи (составление и запись предложений, небольших текстов из 5-6 предложений, свободные диктанты, письменные изложения с предварительной подготовкой;
- обучение правильному произношению слов, ударению, интонированию.
Каллиграфия.. Закрепление навыка начертания букв и соединений, гигиенических навыков письма. Совершенствование навыка письма в одну линейку.
Для осуществления поставленных задач на уроках русского языка используются следующие общеобразовательные технологии: развивающая, проблемная, исследовательская, проектная, информационно-коммуникативная, здоровьесберегающая, уровневая дифференциация при обучении и оценке знаний.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Ученики должны знать:
- признаки гласных и согласных звуков, согласные глухие и звонкие, твёрдые и мягкие;
- пары согласных по глухости-звонкости и твёрдости-мягкости;
- обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь;
- названия, порядок букв русского алфавита;
- правила переноса слов;
- название частей слова (кроме окончания);
- признаки предложения и текста;
- изученные орфограммы.
Ученики должны уметь:
- правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударные и безударные слоги;
- делить слова на части для переноса;
- производить звуко-буквенный анализ слов и соотносить количество звуков и букв в доступных двусложных словах;
- правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;
- писать под диктовку слова, предложение. Текст из 30-40 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают;
- видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;
- писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; безударные гласные, проверяемые ударением в корнях двусложных слов; проверяемые согласные на конце слов; сочетание чк,чн в словах; ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова; слова с проверяемыми написаниями определённые программой; писать предлоги раздельно с другими словами; различать одинаковые по написанию приставки и предлоги;
- графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами; - находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;
- находить корень в группе однокоренных слов. Видеть в словах изученные суффиксы и приставки, образовывать слова с помощью этих приставок и суффиксов; видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова; обращать внимание на особенности употребления слов;
- ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие , о ком или о чём говориться в предложении что говориться; составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;
- предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения;
- составлять небольшой текст (4-5 предложений) по картинке или на заданную тему и записывать его с помощью учителя.
№п/п | Дата | Наименование разделов и тем уроков | Всего часов | Из них | ||
Контрольные работы | Проверочные работы | Примечание | ||||
1 | Слово | 7ч | ||||
1.1 | Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». | |||||
1.2 | Что мы знаем о слове? Лексическое значение слова. | |||||
1.3 | Что мы знаем о слове. Лексическое значение слова. Состав слова. | |||||
1.4 | Как устроен наш язык? Урок-исследование. | |||||
1.5 | «Опасные места» в словах русского языка. | |||||
1.6 | «Опасные места» в словах русского языка. Обобщение по разделу «Слово». | |||||
1.7 | Обобщение по разделу «Слово». Проверочное списывание. | |||||
II | Предложение | 13 ч | 1ч | |||
2.1 | Чем отличается предложение от группы слов. Признаки предложения. | |||||
2.2 | Схематическое изображение слова, предложения. | |||||
2.3 | Признаки предложения. Оформление предложений на письме. | |||||
2.4 | Развитие умения правильно списывать и оформлять предложение на письме. | |||||
2.5 | Развитие умения правильно списывать предложения и соотносить их со схемами. | |||||
2.6 | Р/р. Конструирование предложений. | |||||
2.7 | Работа над ошибками. Знаки препинания в конце предложения. | |||||
2.8 | Закрепление по разделу «Предложение». | |||||
2.9 | Контрольный диктант №1 по теме «Предложение» (40 мин). | к/д | ||||
2.10 | Работа над ошибками. Знаки препинания в конце предложения. Чтение предложений с различной интонацией. | |||||
2.11 | Что мы знаем о предложении? (Обобщение). | |||||
2.12 | Проверочная работа №1 по теме «Предложение» (40 мин) | п/р | ||||
2.13 | Работа над ошибками. Закрепление по теме «Предложение». | |||||
Ш | Текст | 14 ч | 1ч | |||
3.1 | Признаки текста. | |||||
3.2 | Роль заглавия в тексте. | |||||
3.3 | Связь заглавия с главной мыслью текста. | |||||
3.4 | Заглавие текста. Основные признаки текста. | |||||
3.5 | Р/р. Восстановление деформированного текста. Л.Н. Толстой «Чиж». (40 мин) | |||||
3.6 | Работа над ошибками. Озаглавливаете текстов. | |||||
3.7 | Конструирование текстов. | |||||
3.8 | Конструирование текстов. | |||||
3.9 | Конструирование текстов, предложений. | |||||
З. 10 | Признаки текста, его отличие от набора предложений. | |||||
3.11 | Повторение по теме «Текст». | |||||
3.12 | Проверочная работа №2 по теме «Предложение. Текст» | п/р | ||||
3.13 | Работа над ошибками. Конструирование текстов. | |||||
3.14 | Резервный урок. Обобщение по теме «Текст» | |||||
IV | Слова, которые отвечают на вопросы кто? что? | 9ч | 1ч | |||
4.1 | Какие слова отвечают на вопрос кто?, а какие на вопрос что? | |||||
4.2 | Слова, которые называют одушевлённые и неодушевлённые предметы. | |||||
4.3 | Объединение слов в тематические группы. | |||||
4.4 | Р/р. Восстановление текста с пропущенными словами по Г. Скребицкому и В. Чаплиной «Ёлка в лесу» (40 мин) | |||||
4.5 | Работа над ошибками. Конструирование сочетаний слов и предложений со словами, отвечающими на вопросы кто? что? | |||||
4.6 | Развитие умения задавать вопросы кто? Сто? К словам. | |||||
4.7 | Развитие умения задавать вопросы кто? что? К словам. | |||||
4.8 | Контрольный диктант №2 по теме «Слова, которые отвечают на вопросы кто? что? | к/д | ||||
4.9 | Работа над ошибками. Обобщение и систематизация знаний по теме «Слова, которые отвечают на вопросы кто? что?» | |||||
V | Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? | 13 ч | 1ч | |||
5.1 | Наблюдение над словами-признаками. Развитие умения ставить к ним вопросы. | |||||
5.2 | Как связаны между собой слова-названия и слова-признаки. | |||||
5.3 | Развитие умения подбирать к словам-предметам слова-признаки. | |||||
5.4 | Связь слов- названий и слов-признаков. | |||||
5.5 | Развитие умения находить в предложении слова, отвечающие на вопросы кто? что? какой? какая? какое? какие7 | |||||
5.6 | Упражнение в подборе слов-признаков. | |||||
5.7 | Упражнение в подборе слов-признаков. | |||||
5.8 | Р/р. Обучающее изложение текста по вопросам «Снеговик» (40 мин). | |||||
5.9 | Работа над ошибками. Закрепление и повторение изученного по теме «Слова-названия и слова-признаки» | |||||
5.10 | Закрепление изученного по теме «Слова-названия и слова-признаки» | |||||
5.11 | Проверочная работа по теме «Слова-названия и слова-признаки» (40 мин) | п/р | ||||
5.12 | Работа над ошибками. Упражнение в подборе слов-признаков. | |||||
5.13 | Резервный урок. Обобщение по разделу «Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? | |||||
VI | Слова, которые отвечают на вопросы что делает? что делал? что сделал? | 7ч | 1ч | |||
6.1 | Наблюдение над словами, обозначающими действие предмета. Развитие умения ставить вопросы к этим словам. | |||||
6.2 | Развитие умения ставить вопросы к словам, обозначающим действие предмета. | |||||
6.3 | Развитие умения ставить вопросы к словам, находить пары слов, отвечающих на вопросы кто? что делает? | |||||
6.4 | Развитие умения находить в предложении грамматическую основу предложения. | |||||
6.5 | Развитие умения находить в предложении грамматическую основу предложения. | |||||
6.6 | Контрольный диктант №3 по теме «Слова, которые отвечают на вопросы что делает? Что делал? что сделал? | к/д | ||||
6.7 | Работа над ошибками. Развитие умения задавать вопросы к словам -действиям. | |||||
VII | Связь слов в предложении. | 10 ч | 1ч | |||
7.1 | Как связаны слова в предложении. Развитие умения ставить вопросы от слова к слову в предложении. | |||||
7.2 | В предложении от слова к слову можно задать вопрос. | |||||
7.3 | Обучающее изложение текста по вопросам на тему «Синичка» (40 мин) | |||||
7.4 | Работа над ошибками. Развитие умения устанавливать действующее лицо или предмет в предложении. | |||||
7.5 | Конструирование предложений из слов с опорой на вопросы. | |||||
7.6 | Конструирование предложений с опорой на вопросы. | |||||
7.7 | Закрепление по теме «Связь слов в предложении». | |||||
7.8 | Обобщение знаний по разделу «Связь слов в предложении». Упражнение в составлении предложений по схемам. | |||||
7.9 | Проверочная работа №4 по теме «Связь слов в предложении» (40 мин) | п/р | ||||
7.10 | Работа над ошибками. Конструирование предложений. | |||||
VIII | Слова, к которым нельзя задавать вопрос | 11ч | 1ч | |||
8.1 | Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи. | |||||
8.2 | Сравнение слов-названий, слов-действий и слов-признаков со словами, которые выражают чувства. | |||||
8.3 | Употребление в речи предлогов. Раздельное написание предлогов с другими словами. | |||||
8.4 | Р/р. Составление рассказа по серии картинок и по вопросам на тему «Друзья птиц» (обучающее сочинение) (40 мин) | |||||
8.5 | Работа над ошибками. Упражнения в раздельном написании предлогов с другими словами. | |||||
8.6 | Резервный урок. Роль предлогов в предложении. Урок-игра. | |||||
8.7 | Проверочный диктант по теме «Раздельное написание предлогов с другими словами». | |||||
8.8 | Работа над ошибками. Упражнение в раздельном написании предлогов с другими словами. | |||||
8.9 | Упражнения в правильном употреблении предлогов, в раздельном написании предлогов. | |||||
8.10 | Проверочная работа №5 по теме «Слова, к которым нельзя задавать вопрос». (40 мин) | п/р | ||||
8.11 | Работа над ошибками. Обобщение по теме «слова, к которым нельзя задавать вопрос». | |||||
IX | Части слова. Корень. | 5ч | 1ч | |||
9.1 | Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слов. | |||||
9.2 | Развитие умения находить корень в группе однокоренных слов. | |||||
9.3 | Контрольный диктант по итогам 2 четверти. (40 мин). | к/д | ||||
9.4. | Работа над ошибками. Развитие умения находить корень в группе однокоренных слов. | |||||
9.5 | Упражнения в распознавании однокоренных слов. | |||||
X | Части слова. Суффикс | 6ч | ||||
10.1 | Наблюдение над ролью суффикса в слове. Определение суффикса. | |||||
10.2 | Развитие умения находить в словах суффиксы. Урок-сказка | |||||
10.3 | Р/р. Обучающее изложение «Лиса» по обобщённым вопросам по теме «Части слова. Суффикс»( 40 мин) | |||||
10.4 | Работа над ошибками. Разбор слов по составу. | |||||
10.5 | Закрепление по теме «Части слова. Суффикс». Проверочное списывание. | |||||
10.6 | Резервный урок. Обобщение по теме «Части слова. Суффикс». Разбор слов по составу. | |||||
XI | Части слова. Приставка. | 7ч | 1ч | |||
11.1 | Наблюдение над ролью приставки в слове. Определение приставки | |||||
11.2 | Развитие умения образовывать слова с помощью приставки и находить приставки в словах. | |||||
11.3 | Значение приставок. Слитное написание приставок. Развитие умения различать приставки и предлоги. | |||||
11.4 | Закрепление по теме «Части слова. Приставка.» Различение предлогов и приставок. | |||||
11.5 | Резервный урок. Закрепление по теме «Части слова». Выделение значимых частей слова. | |||||
11.6 | Поверочная работа №6 по теме «Части слова» (40 мин) | п/р | ||||
11.7 | Работа над ошибками. Упражнение в разборе слова по составу. | |||||
ХП | Алфавит. Написание большой буквы в словах. | 15 ч | 1ч | |||
12.1 | Закрепление знаний порядка букв русского алфавита. | |||||
12.2 | Развитие умения писать большую букву в фамилиях и именах людей. | |||||
12.3 | Развитие умения писать большую букву в отчествах людей. | |||||
12.4 | Развитие умения писать большую букву в именах сказочных героев. | |||||
12.5 | Развитие умения писать большую букву в названиях городов, сёл, деревень. | |||||
12.6 | Большая буква в названиях рек и морей. | |||||
12.7 | Большая буква в географических названиях. Запись этих слов в алфавитном порядке. | |||||
12.8 | Почему одно и тоже слово написано и с большой и с маленькой буквы. | |||||
12.9 | Р/р. Сочинение по картинке.(40 мин). | |||||
12.10 | Работа над ошибками. Упражнения в правописании имён собственных. | |||||
12.11 | Упражнения в правописании имён собственных. | |||||
12.12 | Упражнения в правописании имён собственных. | |||||
12.13 | Проверочный диктант по теме «Написание большой буквы». (40 мин) | п/д | ||||
12.14 | Работа над ошибками. Употребление прописной буквы в имени собственном. | |||||
12.15 | Упражнения в правописании имён собственных. (Интегрированный урок). | |||||
ХШ | Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. | 16 ч | 1ч | |||
13.1 | Написание букв и, у, а после шипящих. | |||||
13.2 | Что такое орфограмма. Орфографическое правило. | |||||
13.3 | Упражнение в написании слов с буквосочетаниями жи-ши. Графическое обозначение орфограмм. | |||||
13.4 | Упражнение в написании слов с буквосочесочетаниями жи-ши. Графическое обозначение орфограмм. | |||||
13.5 | Наблюдение за написанием буквосочетаний чаща. | |||||
13.6 | Упражнение в написании слов с буквосочетаниями ча-ща. Развитие орфографических умений. | |||||
13.7 | Упражнение в написании слов с буквосочетаниями ча-ща. Развитие орфографических навыков. | |||||
13.8 | Наблюдение за написанием буквосочетаний чу-щу | |||||
13.9 | Р/р. Обучающее изложение по вопросам. (40 мин) | |||||
13.10 | Работа над ошибками. Упражнение в написании слов с буквосочетаниями чу-щу. | |||||
13.11 | Упражнение в написании буквосочетаниями чу-щу. | |||||
13.12 | Упражнение в написании буквосочетаний чу-щу. Развитие орфографических умений. | |||||
13.13 | Упражнение в написании слов с буквами и, у, а после шипящих. | |||||
13.14 | Упражнение в написании слов с буквами и, у, а после шипящих. | |||||
13.15 | Проверочный диктант по теме «Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ша, чу-щу» (40 мин) | п/д | ||||
13.16 | Работа над ошибками. Развитие орфографических умений. | |||||
XIV | Правописание букв ь и ъ | 17 ч | 1ч | |||
14.1 | Обозначение мягкости согласных звуков на письме. Развитие умения определять способы обозначения мягкости согласных на письме. | |||||
14.2 | Буква Ь на конце и в середине слова. Упражнение в переносе слов с Ь в середине. | |||||
14.3 | Развитие умения писать Ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова. | |||||
14.4 | Р/р. Сочинение по серии картинок. (40 мин). | |||||
14.5 | Работа над ошибками. Упражнение в написании слов с Ь. | |||||
14.6 | Наблюдение за словами, в которых пишется и не пишется буква Ь. | |||||
14.7 | Правописание слов с буквосочетаниями чк, чн, щн. | |||||
14.8 | Упражнение в написании слов с Ь, с буквосочетаниями.чк, чн, щн. | |||||
14.9 | Звук [й] и его обозначение на письме. | |||||
14.10 | Разделительный Ь. Правописание слов с разделительным ь. | |||||
14.11 | Развитие умения писать слова с разделительным ь. | |||||
14.12 | Контрольный диктант № 3 по итогам 3 четверти | к/д | ||||
14.13 | Работа над ошибками. Упражнение в написании слов с разделительным Ь. | |||||
14.14 | Правописание слов с разделительным Ь и с Ь для обозначения мягкости согласных звуков на письме.. | |||||
14.15 | Упражнения в написании слов с Ь. | |||||
14.16. | Развитие умения писать слова с разделительным Ъ. | |||||
14.17 | Развитие умения писать слова с разделительным Ъ. | |||||
XV | Безударные гласные в корне | 16 ч | 2ч | |||
15.1 | Развитие умений делить слова на слоги, определять количество слогов и ставить ударение. | |||||
15.2 | Наблюдение над написанием и произношением слов с безударными гласными в корне. | |||||
15.3 | Р/р. Обучающее изложение по коллективно составленному плану. (40 мин) | |||||
15.4 | Работа над ошибками. Написание слов с безударной гласной в корне. | |||||
15.5 | Наблюдение над написанием и произношением гласных в ударных и безударных слогах. | |||||
15.6 | Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов. | |||||
15.7 | Упражнение в подборе однокоренных проверочных слов. Графическое обозначение орфограммы. | |||||
15.8 | Как надо действовать, чтобы правильно написать безударную гласную в корне слова. | |||||
15.9 | Проверочная работа №7 по теме «Безударные гласные в корне» (40 мин) | п/р | ||||
15.10 | Упражнение в написании слов с безударными гласными в корне. | |||||
15.11 | Проверочный диктант по теме «Безударные гласные в корне» (40 мин) | п/д | ||||
15.12 | Работа над ошибками. Упражнение в написании слов с безударными гласными. | |||||
15.13 | Р/р. Свободный диктант. (40 мин) | |||||
15.14 | Закрепление по теме «Безударные гласные в корне». | |||||
15.15 | Упражнение в написании слов с безударной гласной в корне слова. | |||||
15.16 | Обобщение по разделу «Безударные гласные в корне. Урок-игра «Счастливый случай». | |||||
XVI | Правописание звонких и глухих согласных на конце слова | 18 ч | 1ч | |||
16.1 | Наблюдение за явлением оглушения звонких согласных на конце слова. | |||||
16.2 | Знакомство с орфограммой «Звонкие и глухие согласные на конце слова». Графическое обозначение орфограмм. | |||||
16.3 | Развитие умений писать слова с изученной орфограммой. | |||||
16.4 | Упражнение в подборе проверочных слов. | |||||
16.5 | Упражнение в написании парной согласной на конце слова. | |||||
16.6 | Упражнение в написании парной согласной на конце слова | |||||
16.7 | Р/р. Свободный диктант. (40 мин) | |||||
16.8 | Упражнение в написании слов с парной согласной на конце. | |||||
16.9 | Р/р. Изложение на основе зрительного восприятия текста. (40 мин) | |||||
16.10 | Работа над ошибками. Упражнение в написании слов с парной согласной на конце. | |||||
16.11 | Закрепление по теме «Звонкие и глухие согласные в конце слова». | |||||
16.12 | Словарный диктант (20 мин). Упражнение в написании парной согласной на конце. | |||||
16.13 | Обобщение по разделу «Правописание звонких и глухих согласных на конце слова». | |||||
16.14 | Контрольный диктант №6 по теме «правописание звонких и глухих согласных на конце слова» | к/д | ||||
16.15 | Работа над ошибками. Правописание парных звонких и глухих согласных. | |||||
16.16 16.17 16.18 | Резервные уроки ( Правописание парных звонких и глухих согласных) | |||||
XVII | Повторение | 20 ч | 1ч | |||
17.1 | Повторение по теме «Текст». Тест.(20 мин) | |||||
17.2 | Повторение по теме «Предложение». | |||||
17.3 | Проверочное списывание (40 мин) | п/с | ||||
17.4 | Повторение по теме «Состав слова. Однокоренные слова» | |||||
17.5 | Р/Р. Свободный диктант. (40 мин) | |||||
17.6 | Работа над ошибками. Разбор слов по составу. | |||||
17.7 | Повторение по теме «Написание большой буквы в словах» | |||||
17.8 | Повторение по теме «Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. | |||||
17.9 | Повторение по теме «Правописание букв Ь и Ъ» | |||||
17.10 | Повторение по теме «Безударные гласные в корне слова» | |||||
17.11 | Повторение по теме «Безударные гласные в корне слова» | |||||
17.12 | Р/р. Обучающее изложение по зрительному восприятию текста. (40 мин). | |||||
17.13 | Работа над ошибками. Повторение изученных орфограмм. | |||||
17.14 | Повторение по теме «Правописание звонких и глухих согласных на конце слова». | |||||
17.15 | Итоговая проверочная работа. | п/р | ||||
17.16 | Работа над ошибками. Повторение изученных орфограмм. | |||||
17.17 | Резервный урок. Урок-праздник. | |||||
17.1817.19 17.20 | Резервный урок. Безударные гласные в корне слова Резервный урок. Безударные гласные в корне слова Резервный урок. Безударные гласные в корне слова | |||||
Итого Резервные часы: | 204ч 11 ч | 6ч | 7 |
Список литературы
- Баранов М.Т. Виды диктантов по русскому языку в начальных классах. – М. 2001.
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Слова с непроверяемыми написаниями. – М.: Баласс, 2011.
- Иваницкая Г.М. Обучение орфографии в начальных классах. – Киев. 2004.
- Исаева Н.А. Рабочая тетрадь по русскому языку. 2 класс( к учебнику «Русский язык», 2 класс, Р.Н Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной). – М.: Баласс, 2011.
- Страхова Л.Л. Пишем изложение по плану. 2 класс. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2010.
- Чистякова О.В. Составляем рассказ по картинке. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2010.
- Яковлева М.А. Тетрадь по чистописанию. 2 класс. К учебнику «Русский язык», 2 класс. / Под ред. Р.Н. Бунееа, Е.В. Бунеевой. – М.: Баласс, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тематическое планирование по русскому языку для 1 класса по учебнику «Первые уроки» Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина по программе «Школа 2100.
Данная публикация представляет собой тематическое планирование по русскому языку для 1 класса по учебнику «Первые уроки» Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина по программе «Школа 2100. Оно ...
Тема: « Правописание проверяемых согласных в корне и на конце слова». 3 класс, « Русский язык»Е.В. Бунеева, Р.Н.Бунеев, О.В. Пронина.
Урок с использованием ИКТ.Ход урока:- Сегодня к нам на урок придут сказочные герои, у каждого из них будет своё задание к Вам. Ваша задача – отгадать героев и выполнить все их задания. Удачи Вам...
календарно-тематическое планирование по литературному чтению Е.В. Бунеева, Р.Н. Бунеев по программе Школа 2100
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс...
рабочая программа по литературному чтению Е.В. Бунеева, Р.Н. Бунеев по программе Школа 2100 4 класс
рабочая программа по литературному чтению 4 класс...
календарно-тематическое планирование по литературному чтению Е.В. Бунеева, Р.Н. Бунеев по программе Школа 2100 3 класс
рабочая программа по литературному чтению 3 класс...
календарно-тематическое планирование по русскому языку Е.В. Бунеева, Р.Н. Бунеев по программе Школа 2100 3 класс
рабочая программа по русскому языку 3 класс...
рабочая программа по русскому языку Е.В. Бунеева, Р.Н. Бунеев по программе Школа 2100 4 класс
рабочая программа по русскому языку 4 класс...