Рабочая программа по русскому языку 4 класс по учебнику Р.Н. Бунеева
рабочая программа по русскому языку (4 класс) по теме
Предлагаеется рабочая программа по русскому языку 4 класс Школа 2100. Планирование расчитано на 136 часов. ФГОС НОО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 42.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только присущий ему статус среди других школьных предметов.
Назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Цель определяется как развитие личности ребенка средствами предмета «Русский язык», а именно:
- Формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке ( познавательная цель)
- Формирование коммуникативной компетенции ( социокультурная цель).
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге ( через язык и созданные на нем тексты) с миром и самим собой;
3) формирование у детей чувства языка
4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством ( а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой;
5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.
Тематическое планирование разработано с учетом требований к планированию по индивидуально ориентированной системе обучения на основании следующих учебных пособий:
1. Учебник «Русский язык», 4 кл. в двух ч. ( авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина).
2. «Дидактический материал по русскому языку», 4 кл. ( автор Л.Ю. Комиссарова).
3. «Проверочные и контрольные работы по русскому языку», 4 кл, варианты 1 и 2 ( автор Е.В. Бунеева).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоение учебного предмета.
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:
- Эмоциональность; умение осознавать и определять ( называть) свои эмоции;
- Эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- Чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- Любовь и уважение к Отечеству, его языку и культуре;
- Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- Интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- Интерес к изучению языка;
- Осознание ответственности за произнесенное и написанное слово.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий ( УУД).
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этим критериями.
Познавательные УУД:
1. вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
2. пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
3. извлекать информацию, представленную в разных формах ( сплошной текст, несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
4. перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую ( составлять план, таблицу, схему);
5. пользоваться словарями, справочниками;
6. осуществлять анализ и синтез;
7. устанавливать причинно-следственные связи;
8. строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других; пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
- произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
- производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов;
- правильно писать слова с изученными орфограммами;
- видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм ( фонетические и морфологические);
- находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
- пользоваться толковым словарем, практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;
- различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение их двух частей ( с союзами и, а, но или без союзов);
- ставить запятые в простых предложениях с однородными членами ( без союзов, с союзами и, а, но), в сложных предложениях из двух частей ( без союзов, с союзами и, а, но), оформлять на письме предложения с прямой речью ( слова автора плюс прямая речь);
- производить синтаксический разбор простого и сложного предложений в рамках изученного;
- разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок;
- писать подробное изложение текста повествовательного характера ( 90 – 100 слов) по плану, сочинение на предложенную тему с языковым заданием после соответствующей подготовки;
- читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть правильным типом читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после него. Делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану;
- воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста, ключевые слова;
- создавать связные устные высказывания на грамматическую и иную тему.
Содержание учебного предмета «Русский язык» 4 класс
136 часов ( 4 часа в неделю)
Повторение ( 15 ч.)
Предложение. Текст ( 29 ч.)
Простое и сложное предложение. Союз и в сложном предложении. Состоящем из двух частей. Различение простого предложения с однородными членами и сложного предложения ( с союзом и, с бессоюзной связью)
Пропедевтическое введение предложений с прямой речью ( конструкция «Слова автора плюс прямая речь» и «Прямая речь плюс слова автора»), показ роли таких предложений в речи. Знаки препинания в предложении, где прямая речь следует за словами автора и наоборот. Начало развития умения пунктуационно оформлять такие предложения.
Развитие пунктуационных умений учащихся ( постановка знаков препинания в простом предложении с однородными членами, в сложном предложении из двух частей). Развитие умения производить синтаксический разбор предложений изученных типов.
Дальнейшее формирование умений различать художественный и учебно-научных текст и по-разному читать эти тексты. Развитие навыков изучающего, просмотрового и ознакомительного чтения.
Слово.
1. Части речи и члены предложения.
Имя существительное ( 33 ч.)
Имя существительное в роли подлежащего, в роли второстепенных членов предложения.
Падеж имен существительных. Три склонения имен существительных. Наблюдение над ролью имен существительных в речи.
Орфограммы: безударные падежные окончания имен существительных 1, 2 и 3 склонения, ь после шипящих на конце существительных женского рода 3 склонения; правописание существительных мужского рода с шипящим на конце.
Имя прилагательное ( 14 ч.)
Имена прилагательные в роли второстепенных членов предложения. Наблюдение над ролью имен прилагательных в тексте. Тематические группы имен прилагательных. Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам.
Орфограмма – безударные гласные в падежных окончаниях имен прилагательных ( кроме прилагательных с основой на шипящий и ц).
Глагол ( 34 ч.)
Глагол в роли сказуемого в предложении. Лицо глаголов. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени ( спряжение). Различение 1 и 2 спряжения по неопределенной форме.
Орфограммы: частица не с глаголами ( включая случаи слитного написания); тся – ться в глаголах; безударные личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения; ь после шипящих в глаголах 2 лица единственного числа; окончания о – а в глаголах среднего и женского рода в прошедшем времени.
2. Дальнейшее развитие умения видеть в слове его части, разбирать по составу имена существительные, имена прилагательные, глаголы.
Образование имен существительных и мен прилагательных с помощью суффиксов и приставок; глаголов с помощью приставок.
Удвоенные буквы согласных на стыке корня и суффикса ( длина – длинный, сон – сонный)
3. Совершенствование умения выполнять звуко- буквенный анализ слов различных частей речи. Дальнейшее формирование навыка правописания слов с орфограммами, изученными в 1-3 классах.
4. Наблюдение за лексическим значением, многозначностью, синонимией и антонимией слов разных частей речи.
Повторение ( 9 ч.)
Развитие речи. Работа по обогащению словарного запаса учащихся, грамматического строя речи, по развитию связной устной и письменной речи, орфоэпических навыков. Обучение написанию подробного изложения. Обучение написанию сочинения с языковым заданием ( сочинение о себе на заданную тему)
Каллиграфия. Совершенствование каллиграфических навыков: закрепление навыков верного начертания букв, способов их соединения при написании слов, работа над ускорением темпа письма. Индивидуальная работа с учащимися по устранению недочетов графического характера, по совершенствованию почерка.
Требования к умениям учащихся по русскому языку в 4 классу.
Интеллектуально-речевые умения:
- владеть типом правильной читательской деятельности;
- читать учебно-научный текст изучающим текстом;
- читать и составлять схемы словосочетаний, простых и сложных предложений (в рамках изученного); составлять предложения по схемам;
- читать и составлять простые таблицы;
- писать подробное изложение доступного текста-повествования;
- писать сочинение с языковым заданием по личным впечатлениям с соответствующей подготовкой;
- использовать в речи предложения с однородными членами, сложные предложения;
- подбирать к словам синонимы, антонимы, использовать их в речи.
Учебно-языковые умения:
- выполнять фонетический разбор доступных слов;
- выполнять разбор по составу доступных слов;
- различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;
- выполнять морфологический разбор изученный частей речи;
- выполнять синтаксический разбор простого и сложного предложений (в рамках изученного);
- видеть в тексте синонимы, антонимы, многозначные слова.
Правописные умения:
- писать безударные гласные в окончаниях имен существительных 1, 2 и 3 склонения; в окончаниях имен прилагательных; в личных окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения;
- писать ь после шипящих на конце имен существительных 3 склонения; не писать ь после шипящих на конце имен существительных м.р. 2 склонения;
- писать частицу не с глаголами;
- писать буквосочетание тся – ться в глаголах;
- писать ь после шипящих в глаголах ед.ч;
- ставить запятые в предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но)
- ставить запятую в сложном предложении без союзов, с союзами и, а, но, состоящем из двух частей;
- графически объяснять выбор написаний, знаков препинания;
- находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки на изученные правила.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ уроков русского языка в 4 классе
( 136 часов – 4 часа в неделю)
Содержание учебного материала | Дата | |
1 | Вводный урок. Поэты и писатели о русском языке | |
1. Повторение (15 ч.) | ||
2 | Повторение фонетики и графики | |
3 | Повторение фонетики. Слог и ударение | |
4 | Что такое графика? | |
5 | Фонетический разбор слова | |
6 | Повторение орфографии | |
7 | Повторение изученных орфограмм и их графического обозначения | |
8 | Развитие умения писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать выбор написания | |
9 | Контрольное списывание | |
10 | Повторение состава слова | |
11 | Повторение изученного о частях речи | |
12 | Повторение изученного по синтаксису | |
13 - 14 | Р/р обучающее изложение «Золотой рубль» | |
15 | Что мы знаем о пунктуации. Обобщение по разделу. | |
16 | Контрольный диктант №1 | |
17 | «Пишу правильно» ( работа над ошибками) | |
ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ТЕКСТ. ( 29 Ч.) | ||
2. Простое предложение. Предложения с однородными членами ( 11 ч.) | ||
18 | Как отличить простое предложение от сложного | |
19 | Однородные члены без союзов и с союзом и. предложения с однородными членами в художественном тексте | |
20-21 | Р/р. Обучающее изложение «Что я люблю» | |
22 | Запятая в предложениях с однородными членами, соединенными союзами и, а, но | |
23 - 24 | Р/р. Обучающее сочинение «Что я люблю» | |
25 | Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами | |
26 | Упражнения на повторение. Проверочная работа №1 | |
27 | Контрольный диктант №2 | |
28 | «Пишу правильно» | |
3. Сложные предложения с союзами и, а, но (9) | ||
29 | Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью | |
30 | Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но | |
31 | Р/р. Составление устного рассказа на грамматическую тему по плану. Свободный диктант. | |
32 | Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами с теми же союзами | |
33 | Р/р. Обучающее сочинение «Субботний вечер у нас дома» | |
34 | Упражнения на повторение. Проверочная работа №2 | |
35 | Запятая в сложном предложении | |
36 | Контрольный диктант №3 | |
37 | «Пишу правильно». Контрольный словарный диктант | |
4. Предложения с прямой речью ( 9 ) | ||
38 | Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью | |
39 | Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора | |
40 | Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит перед словами автора | |
41 | Р/р. Обучающее сочинение «Что сказала мама». | |
42 | Запись цитаты в виде предложения с прямой речью | |
43 | Р/р. Обучающее изложение «В здоровом теле здоровый дух» | |
44 | Развитие умения ставить знаки препинания в простом предложении, сложном и в предложении с прямой речью | |
45 | Контрольный диктант №4 | |
46 | «Пишу правильно» | |
СЛОВО ЧАСТИ РЕЧИ И ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ||
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ ( 33 Ч) | ||
5. Что мы уже знаем об имени существительном ( 3) | ||
47 | Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки | |
48 | Роль имен существительных в предложении, в речи. | |
49 | Многозначные слова, синонимы, антонимы | |
6. Изменение имен существительных по падежам ( 10) | ||
50 | Наблюдение за словоизменением имен существительных | |
51 | Развитие умения изменять имена существительные по падежам | |
52 | Изменение по падежам имен существительных в ед. ч и во мн. ч | |
53 | Именительный и винительный падежи | |
54 | Родительный падеж | |
55 | Дательный падеж | |
56 | Творительный падеж | |
57 | Предложный падеж | |
58 | Обобщение знаний о падежах | |
59 | Упражнение на повторение. Проверочная работа №3 | |
7. Три склонения имен существительных ( 5 ) | ||
60 | Что такое склонение? Три склонения имен существительных | |
61 | Развитие умения определять склонение имен существительных | |
62 | Морфологический разбор имени существительного | |
63 | Понятие о несклоняемых именах существительных и особенностях их употребления | |
64 | Р/р. Обучающее сочинение «Пальчики оближешь!» | |
8. Правописание ь после букв шипящих в конце существительных ( 6 ) | ||
65 | Ь после букв шипящих в существительных женского рода | |
66 | Развитие умения писать слова с орфограммой, графически обозначать орфограмму | |
67 | Упражнения на повторение. Проверочная работа №4 | |
68 | Развитие орфографических умений | |
69 | Контрольный диктант №5 | |
70 | «Пишу правильно» | |
9. Правописание безударных окончаний имен существительных ( 9 ) | ||
71 | Выведение общего правила правописания безударных падежных окончаний имен существительных | 21.01.13 |
72 | Развитие умения писать буквы безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных. Действовать по алгоритму. | 23 |
73 | Р/р. Обучающее изложение «Первая газета» | 24 |
74 | Развитие умения писать слова с изученной орфограммой. Контрольный словарный диктант | 25 |
75 | Р/р. Обучающее сочинение-описание «Прогулка» | 28 |
76 | Развитие орфографических умений, повторение | 30 |
77 | Упражнения на повторение. Проверочная работа №5 | 31 |
78 | Контрольный диктант №6 | 1 |
79 | «Пишу правильно» | 4 |
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ ( 14 Ч.) | ||
10. Что мы уже знаем об имени прилагательном ( 3) | ||
80 | Повествование и описание – два типа речи. Роль имен прилагательных в речи | |
81 | Роль прилагательных-антонимов в речи | |
82 | Морфологический разбор имени прилагательного | |
11. Словоизменение имен прилагательных ( 2) | ||
83 | Изменение имен прилагательных по падежам | |
84 | Словосочетания сущ. + прил. Главное и зависимое слово в словосочетании | |
12. Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных ( 9) | ||
85 | Правило правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных | |
86-87 | Р/ р. Обучающее изложение «Первое путешествие» | |
88 | Развитие умения писать слова с изученной орфограммой | |
89 | Р/ р. Обучающее сочинение-описание «Моя любимая игрушка» | |
90 | Упражнения на повторение. Проверочная работа №6 | |
91 | Развитие умения писать слова с изученной орфограммой | |
92 | Контрольный диктант №7 | |
93 | «Пишу правильно» | |
ГЛАГОЛ ( 34 Ч.) | ||
13. Что мы уже знаем о глаголе (4) | ||
94 | Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей не | 01.03 |
95 | Значение и грамматические признаки глагола | 04.03 |
96 | Морфологический разбор глагола. Составление устного рассказа о глаголе | 06.03 |
14. Словоизменение глаголов ( 2) | ||
98 | Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения | 07.03 |
99 | Как определить спряжение глагола, если окончание ударное | 11.03 |
15. Правописание безударных личных окончаний глаголов (17) | ||
100 | Как определить спряжение глагола, если окончание безударное | 13.03 |
101 | Развитие умения применять правило, действовать по алгоритму | 14.03 |
102 | Глаголы-исключения. Выбор способа определения спряжения глагола | 15.03 |
103-104 | Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями | 18.03 20.03 |
105 | Р/ р. Обучающее сочинение по картинке | 21.03 |
106 | Разбор глагола как части речи | 22.03 |
107 | Контрольный диктант №8 | 01.04 |
108 | Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с -тся и -ться | 03.04 |
109 | Буква ь после шипящих в глаголах 2 лица ед.ч. | 04.04 |
110-111 | Развитие умения писать букву ь в глаголах 2 лица ед.ч. контрольное списывание | 05.04 08.04 |
112-113 | Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями | 10.04 11.04 |
114-115 | Р/ р. Обучающее изложение «Первые школы» | |
116 | Работа над ошибками в изложении | |
16. Разбор глагола по составу ( 11) | ||
117 | Порядок разбора глагола по составу. | 12.04 |
118-119 | Развитие умения разбирать глаголы по составу | 15.04 17.04 |
120 | Р/ р. Обучающее сочинение. Использование в тексте глаголов наст.вр с изученными орфограммами | 18.04 |
121 | Развитие умения писать глаголы с изученными орфограммами. Контрольный словарный диктант | 19.04 |
122 | Р/ р. Обучающее сочинение «День моей мамы» | 22.04 |
123 | Повторение по теме «Глагол» | 24.04 |
124 | Упражнения на повторение. Проверочная работа №7 | 25.04 |
125 | Обобщение и систематизация знаний о глаголе | 26.04 |
126 | Контрольный диктант №9 | 29.04 |
127 | «Пишу правильно» | |
17. Повторение ( 9 ) | ||
128-129 | Комплексное повторение материала по темам «Слово. Предложение. Текст» | 13.05 |
130 | Р/ р. Обучающее изложение «Странный дуэт» | 15.05 |
131 | Комплексное повторение изученного материала | 16.05 |
132 | Р/ р. Обучающее сочинение «О чем рассказывает слово» | 17.05 |
133 | Итоговая контрольная работа | 20.05 |
134 | Работа над ошибками. Итоговый словарный диктант | 22.05 |
135 | Итоговый диктант | 23.05 |
136 | Заключительный урок «Что мы узнали и чему научились в начальной школе» | 24.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 2 класс по учебнику Р.Н. Бунеева
В программу включены разделы: пояснительная записка, цели и задачи обучения русскому языку во 2 классе, календарно-тематическое планирование учебного материала, планируемые достижения реализации прогр...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс по учебнику Р.Н. Бунеева
Первый документ представляет собой полную рабочую программу по русскому языку к учебнику Бунеева. Планирование расчитано на 136 часов в год.Второй - программа + тематическое планирование на 170 часов...

Рабочая программа по русскому языку (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева)
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в соответствии с авторской программой Р. Н. Бунеев...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

Рабочая программа по русскому языку по теме: Пояснительная записка к календарно - тематическому планированию по русскому языку(автор Канакина В.П.) и обучение грамоте ( автор Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.) по ФГОС в 1 классе
Материал содержит пояснительную записку по русскому языку УМК " Школа России" по ФГОС в 1 класс, автор КанакинаВ.П. И обучение грамоте УМК "Школа 2100", авторы Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.по ФГОС...
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику Р.Н. Бунеева, У.В.Бунеевой, О.В. Прониной
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...