Рабочая программа по русскому языку 2 класс по учебнику Р.Н. Бунеева
календарно-тематическое планирование по русскому языку (2 класс) по теме
В программу включены разделы: пояснительная записка, цели и задачи обучения русскому языку во 2 классе, календарно-тематическое планирование учебного материала, планируемые достижения реализации программы. Программа расчитана на 170 часов (5 часов в неделю) работы в общеобразовательном учреждении
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk.doc | 178.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 3 класса общеобразовательной четырёхлетней начальной школы. Программа по курсу русского языка составлена по авторской программе Образовательной системы «Школа 2100», которая имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации», на основе авторской учебной программы «Русский язык» Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной.
Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов.
Курс русского языка во 2 классе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе.
Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Цель курса русского языка во 2 классе определяется как развитие личности ребенка средствами предмета «Русский язык».
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
- Развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры.
- Осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой.
- Формирование у детей чувства языка.
- Воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой.
- Сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать, писать и слушать на родном языке.
Данные задачи реализуются на уроках русского языка во 2 классе на основе:
- Учебного пособия «Русский язык», 2 кл.(Составитель: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В., МО РФ, Москва, «Баласс», 2005)
- Орфографической тетради, 2 кл. ( Составитель: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В., МО РФ, Москва, «Баласс», 2005, серия «Свободный ум»)
5 часов в неделю. Всего 170 часов.
Слово (введение). (6 ч)
Чем мы будем заниматься на уроках русского языка.
Звуки, части слова, слова, предложения, текст.
Предложение. (11 ч)
Признаки предложения (предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, произносится с повествовательной, вопросительной или восклицательной интонацией; слова в предложении связаны по смыслу). Умение членить сплошной текст на предложения (определять границы предложений на основе смысла и интонации, оформлять предложение на письме). Конструирование предложений из слов, наблюдение за порядком слов в предложениях.
Нахождение в предложении слов, составляющих его грамматическую основу (без введения этого понятия): о ком или о чем говорится в предложении? Что говорится? Умение устанавливать связи между словами в предложениях с помощью вопросов, выделять из предложения пары слов, связанных при помощи вопроса.
Текст. (12 ч)
Понятие о тексте (текст состоит из предложений, предложения в тексте связаны по смыслу; по заглавию можно определить, о чем будет говориться в тексте).
Формирование типа правильной читательской деятельности – умение самостоятельно осмысливать текст до чтения (с помощью заглавия, иллюстрации, ключевых слов), во время чтения (в ходе постановки вопросов к тексту и ответов на них, т.е. диалога с автором) и после чтения (в ходе ответов на вопросы к тексту в целом). Развитие умения находить в тексте главную мысль, соотносить ее с заглавием; самостоятельно выбирать заглавие к тексту из ряда данных.
Слово (продолжение). (126 ч)
- Слова, которые отвечают на вопросы кто?, что?, какой?, какая?, какое?, какие?, что делает?, что делал?, что сделал? Развитие умения ставить вопросы к словам. Связь слов в предложении.
Слова, к которым нельзя задать вопрос (предлоги; слова, выражающие чувства, но не называющие их – без введения понятия «междометие»). Раздельное написание предлогов с другими словами (орфограмма-пробел); умение видеть и графически обозначать эту орфограмму. - Наблюдение над лексическим значением слова, над тем, что слово может иметь несколько значений, над прямым и переносным значением слова (без введения специальной терминологии). Особенности словоупотребления, сочетаемости слов. Нахождение в тексте слов со сходным значением, с противоположным значением.
- Части слова. Корень (определение), однокоренные слова (определение). Наблюдение над лексическим значением однокоренных слов, над единообразием написания корня в однокоренных словах. Умение подбирать однокоренные слова.
Суффикс (определение). Суффиксы -ок-, -ик-, -ушк-, -юшк-, -онок-, -ёнок-, -ат-, -ят-, -тель-, -ищ-, их значения. Умение видеть эти суффиксы в словах, образовывать слова с данными суффиксами (на материале существительных мужского рода с нулевым окончанием).
Приставка (определение). Образование слов с приставками (на материале глаголов движения типа летел, полетел, улетел, прилетел и т.п.), наблюдение над ролью приставки в слове. Разграничение приставок и предлогов с, на, за, до, по, про, от и т.п. - Алфавит. Знание букв в алфавитном порядке, умение правильно называть буквы. Практическая значимость знания алфавита.
- Орфография. Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях. Наблюдение над несоответствием произношения и написания слов. Умение слышать и видеть в словах «опасные» места: гласные в безударных слогах; согласные на конце слова, звук [й’] после согласных перед гласными; место после мягкого согласного, после звуков и букв ж, ш, ч, щ.
Орфограмма. Знакомство с орфограммами:
- Буквы и, у, а после шипящих ж, ш, ч, щ.
- Обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я.
- Ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова; написание буквосочетаний чк, чн в словах.
- Ъ и ь разделительные.
- Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова (на материале двусложных слов).
- Проверяемые согласные на конце слова.
Повторение. (15 ч)
Развитие речи осуществляется на каждом уроке русского языка при изучении программного материала и ведется в нескольких направлениях:
- обогащение словарного запаса детей – количественное (в ходе образования новых слов с помощью суффиксов и приставок) и качественное (уточнение и разъяснение лексического значения слов);
- развитие грамматического строя речи (анализ и построение предложений, словосочетаний);
- развитие связной устной речи (ответы на вопросы, составление предложений и небольших текстов), письменной речи (составление и запись предложений, небольших текстов из 5–6 предложений, свободные диктанты, письменные изложения с предварительной подготовкой);
- обучение правильному произношению слов, ударению, интонированию.
Каллиграфия. Закрепление навыка начертания букв и соединений, гигиенических навыков письма. Совершенствование навыка письма в одну линейку.
Результаты 2 года обучения.
Ученики должны сделать первый шаг в осознании себя носителями языка, почувствовать интерес к его изучению и осознать смысл этого изучения: родной язык необходимо изучать, чтобы лучше, успешнее им пользоваться при общении с другими людьми, чтобы понимать других и самому быть понятым.
Ученики должны знать:
- признаки гласных и согласных звуков, согласные глухие и звонкие, твердые и мягкие;
- пары согласных по глухости-звонкости и твердости-мягкости;
- обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь;
- названия, порядок букв русского алфавита;
- правила переноса слов;
- названия частей слова (кроме окончания);
- признаки предложения и текста;
- изученные орфограммы.
Ученики должны уметь:
- правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударные слоги;
- делить слова на части для переноса;
- производить звуко-буквенный анализ слов и соотносить количество звуков и букв в доступных двусложных словах;
- правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;
- писать под диктовку слова, предложения, текст из 30–40 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают;
- видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;
- писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; безударные гласные, проверяемые ударением, в корнях двусложных слов; проверяемые согласные на конце слов; сочетания чк, чн в словах; ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова; слова с непроверяемыми написаниями, определенные программой; писать предлоги раздельно с другими словами; различать одинаковые по написанию приставки и предлоги; графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами;
- находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;
- находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные суффиксы и приставки, образовывать слова с помощью этих суффиксов и приставок; видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова; обращать внимание на особенности употребления слов;
- ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чем говорится в предложении и что говорится; составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;
- предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения; выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных;
- составлять небольшой текст (4–5 предложений) по картинке или на заданную тему и записывать его с помощью учителя.
Тематическое планирование курса «Русский язык»
Поурочное планирование к учебнику «Русский язык», 2 класс, Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В., Прониной О.В., образовательная система «Школа 2100», изд. «Баласс», М., 2003г.
№ урока | Содержание учебного материала | Дата | ||
1. | Вводный урок ( 1ч) | |||
Слово ( 5 ч) | ||||
2. | Что мы знаем о слове? ( лексическое значение) | |||
3. | Что мы знаем о слове? ( состав слова) | |||
4. | Как устроен наш язык? | |||
5-6. | «Опасные» места в словах русского языка. Проверочное списывание. | |||
Предложение ( 11 ч) | ||||
7. | Признаки предложения | |||
8. | Составление предложений по схемам | |||
9. | Признаки предложений | |||
10. | Развитие умения правильно списывать и оформлять предложения на письме | |||
11. | Развитие умения правильно списывать предложения и соотносить их со схемой | |||
12. | Конструирование предложений | |||
13-14. | Знаки препинания в конце предложения | |||
15. | Что мы знаем о предложений? ( обобщение) | |||
16. | Проверочная работа №1 «Предложение» | |||
17. | «Пишу правильно» ( работа над ошибками) | |||
Текст ( 12 ч) | ||||
18. | Признаки текста | |||
19. | Роль заглавия в тексте | |||
20-21 | Связь заглавия с главной мыслью текста | |||
22-23 | Озаглавливание текстов | |||
24-26 | Конструирование текстов | |||
27. | Признаки текста ( обобщение) | |||
28. | Проверочная работа №2 «Текст. Признаки текста» | |||
29. | «Пишу правильно» ( работа над ошибками) | |||
30. | Контрольное списывание | |||
Слова, которые отвечают на вопрос кто? что? ( 8ч) | ||||
31. | Какие слова отвечают на вопрос «кто?» а какие на вопрос «что?» | |||
32. | Слова, которые называют одушевленные и неодушевленные предметы | |||
33. | Объединение слов в тематические группы | |||
34-35 | Конструирование сочетаний слов в предложении | |||
36. | Развитие умения ставить вопросы «кто?» «что?» к словам | |||
37. | Контрольная работа №1 « Слова, которые отвечают на вопрос кто? что?» | |||
38. | «Пишу правильно» ( работа над ошибками) | |||
Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? ( 10ч) | ||||
39. | Наблюдение над словами-признаками | |||
40. | Как связаны между собой слова-названия и слова признаки | |||
41. | Развитие умения подбирать к словам-предметам слова признаки | |||
42. | Связь слов-названий предметов и слов признаков | |||
43-44 | Развитие умения находить в предложениях слова, отвечающие на вопросы кто? что? какой? какая? какое? какие? | |||
45. | Упражнение в подборе слов-признаков | |||
46. | Закрепление и повторение изученного | |||
47. | Проверочная работа №3. «Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?» | |||
48. | «Пишу правильно» ( работа над ошибками) | |||
Слова, которые отвечают на вопросы что делает? что делал? что сделал? ( 12 ч) | ||||
49-51. | Наблюдение над словами, обозначающими действие предмета | |||
52. | Развитие умения находить в предложении пары слов, отвечающие на вопросы кто?что? что делает? | |||
53. | Развитие умения находить в предложении грамматическую основу. | |||
54 -55 | Контрольная работа № 2 «Грамматическая основа предложения» «Пишу правильно» ( работа над ошибками). | |||
Связь слов в предложении ( 5 ч) | ||||
56. | Развитие умения ставить вопросы от слова к слову в предложении | |||
57. | Развитие умения устанавливать действующее лицо или предмет в предложении | |||
58. | Конструирование предложений из слов с опорой на вопросы | |||
59. | Проверочная работа №4. «Слова, которые отвечают на вопросы что делает? что делал? что сделал? Связь слов в предложении». | |||
60. | «Пишу правильно» (работа над ошибками) | |||
Слова, к которым нельзя задать вопрос ( 8 ч) | ||||
61. | Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи | |||
62-65 | Сравнение слов-названий, слов-действий, слов-признаков со словами, которые выражают чувства | |||
66. | Употребление в речи предлогов. Раздельное написание предлогов с другими словами | |||
67. | Проверочная работа №5. « Слова, к которым нельзя задать вопрос» | |||
68. | «Пишу правильно» ( работа над ошибками) | |||
Части слова. Корень ( 4 ч) | ||||
69. | Наблюдение над однокоренными словами | |||
70-71 | Развитие умения находить корень в группе однокоренных слов | |||
72. | Упражнение в распознавании однокоренных слов | |||
Суффикс ( 4 ч) | ||||
73-74 | Роль суффикса в слове. Определение суффикса | |||
75. | Развитие умения находить в словах суффиксы | |||
76. | Разбор слов по составу | |||
Приставка. ( 7 ч) | ||||
77. | Роль приставки в слове. Определение приставки. | |||
78. | Развитие умения находить в слове приставки и образовывать слова с помощью приставок | |||
79. | Значение приставок. Слитное написание приставок | |||
80-81 | Разграничение приставок и предлогов | |||
82. | Проверочная работа №6. «Корень. Суффикс. Приставка». | |||
83. | «Пишу правильно» ( работа над ошибками) | |||
Алфавит. Написание большой буквы в словах ( 13 ч) | ||||
84. | Закрепление знания порядка букв русского алфавита | |||
85-90 | Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей, именах, отчествах, в названиях городов, сел, рек. Запись этих слов в алфавитном порядке. | |||
91. | Почему одно и то же слово написано и с большой, и с маленькой буквы | |||
92-93. | Упражнение в правописании имен собственных | |||
94. | Развитие речи. Сочинение по картине. | |||
95. | Проверочный диктант №1 | |||
96. | «Пишу правильно» ( работа над ошибками). | |||
Правописание буквосочетаний «жи-ши», «ча-ща», «чу-щу» ( 14 ч) | ||||
97. | Написание букв «и», «у», «а» после шипящих | |||
98. | Что такое орфограмма. Орфографическое правило | |||
99-100 | Упражнения в написании буквы «и» после «ж» и «ш». Обозначение орфограммы | |||
101 | Наблюдение за написанием буквы «а» после «ч» и «щ» | |||
102-103. | Упражнение в написании буквосочетаний «ча-ща» | |||
104. | Наблюдение за написание буквы «у» после «ч» и «щ» | |||
105-106. | Упражнения в написании буквосочетаний «чу-щу» | |||
107-108 | Упражнение в написании букв «и», «а», «у» после шипящих | |||
109. | Проверочный диктант №2 | |||
110. | «Пишу правильно» ( работа над ошибками). | |||
Правописание букв «ь» и «ъ» ( 16 ч) | ||||
111. | Способы обозначения мягкости согласных звуков на письме | |||
112. | Буква «ь» на конце и в середине слова. Перенос с буквой «ь» в середине слова | |||
113. | Правописание буквы «ь» для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова | |||
114. | Слова, в которых пишется и не пишется «ь» | |||
115-117. | Правописание слов с буквосочетаниями «чн», «чк», «щн» и с «ь» | |||
118. | Звук [й] и его обозначение на письме | |||
119-120 | Разделительный «ь». правописание слов с разделительным «ь» | |||
121-122 | Правописание слов с разделительным «ь» и для обозначения мягкости согласных на письме | |||
123-124. | Правописание слов с разделительным «ъ» | |||
125 | Проверочный диктант №3 | |||
126. | «Пишу правильно» ( работа над ошибками) | |||
Безударные гласные в корнях слов ( 15 ч) | ||||
127. | Развитие умений делить слово на слоги, определять количество слогов, ставить ударение | |||
128-129. | Наблюдение над написанием и произношением слов с безударными гласными в корне | |||
130-131. | Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов | |||
132. | Обучение применению правила | |||
133-134 | Упражнение в написании слов с безударной гласной в корне | |||
135 | Проверочная работа №7. «Безударные гласные в корнях слов» | |||
136. | «Пишу правильно» ( работа над ошибками) | |||
137. | Свободный диктант | |||
138. | «Пишу правильно» ( работа над ошибками) | |||
139. | Проверочный диктант №4 | |||
140. | «Пишу правильно» ( работа над ошибками) | |||
141 | Обобщающий урок по разделу | |||
. | Правописание звонких и глухих согласных на конце слова ( 14 ч) | |||
142. | Оглушение звонких согласных на конце слова | |||
143. | Знакомство с орфограммой «Проверяемые согласные на конце слова» | |||
144 – 149. | Развитие умения писать слова с проверяемыми согласными на конце слова | |||
150 | Свободный диктант | |||
151. | «Пишу правильно» ( работа над ошибками) | |||
152. | Обучающее изложение на основе зрительного восприятия | |||
153. | «Пишу правильно» ( работа над ошибками) | |||
154. | Проверочный диктант №5 | |||
155 | «Пишу правильно» ( работа над ошибками) | |||
Повторение ( 15 ч) | ||||
156. | Текст | |||
157 -158 | Предложение | |||
159 | Слово. Состав слова. Однокоренные слова | |||
160.. | Повторение и классификация изученных орфограмм | |||
161. | Итоговая контрольная работа | |||
162. | «Пишу правильно» ( работа над ошибками) | |||
163. | Контрольное списывание | |||
164. | Свободный диктант | |||
165. | «Пишу правильно» ( работа над ошибками) | |||
166. | Обучающее изложение | |||
167. | «Пишу правильно» ( работа над ошибками) | |||
168. | Контрольный диктант | |||
169. | «Пишу правильно» ( работа над ошибками) | |||
170. | Заключительный урок |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 3 класс по учебнику Р.Н. Бунеева
Первый документ представляет собой полную рабочую программу по русскому языку к учебнику Бунеева. Планирование расчитано на 136 часов в год.Второй - программа + тематическое планирование на 170 часов...
Рабочая программа по русскому языку 4 класс по учебнику Р.Н. Бунеева
Предлагаеется рабочая программа по русскому языку 4 класс Школа 2100. Планирование расчитано на 136 часов. ФГОС НОО...
Рабочая программа по русскому языку (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева)
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в соответствии с авторской программой Р. Н. Бунеев...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...
Рабочая программа по русскому языку по теме: Пояснительная записка к календарно - тематическому планированию по русскому языку(автор Канакина В.П.) и обучение грамоте ( автор Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.) по ФГОС в 1 классе
Материал содержит пояснительную записку по русскому языку УМК " Школа России" по ФГОС в 1 класс, автор КанакинаВ.П. И обучение грамоте УМК "Школа 2100", авторы Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.по ФГОС...
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику Р.Н. Бунеева, У.В.Бунеевой, О.В. Прониной
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...