Рабочая программа по русскому языку 2 кл
рабочая программа по русскому языку (2 класс) по теме

Рабочая программа по русскому языку 2 класс УМК "Перспективная начальная школа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mou_rya_2.rar61.09 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Ракитянская средняя общеобразовательная школа №1»

«Согласовано»

Руководитель МО

Луценко В.И.

«Согласовано»

Зам. директора по УВР  Псарева И. Н.

«Рассмотрено»

на заседании педсовета

«Утверждаю»

Директор МОУ «Ракитянская СОШ №1» Ткачев В. Н.

Протокол №____от

Протокол №____от

«____»__________г.

«____»__________г.

«____»__________г.

«____»__________г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету

русский язык во 2 классе

(УМК «Перспективная начальная школа»)

Учитель Латышева Татьяна Анатольевна

2012-2013 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         Рабочая программа по русскому языку составлена на основе Федерального  государственного стандарта  начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования», Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приложение к приказу Минобрнауки России от 06.10 2009г. № 373);приказ  Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 года № 1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года  № 373, зарегистрировано в Минюсте РФ 04 февраля 2011 года № 19707; Приложение к приказу Минобрнауки России от 06.10 2009г. № 373); базисного учебного плана для образовательных учреждений Белгородской области, реализующих  образовательные  программы начального общего образования в рамках введения ФГОС второго поколения (Приказ департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области  от 17 мая 2011 №138  «Об утверждении базисного учебного плана для образовательных учреждений Белгородской области, реализующих  образовательные  программы начального общего образования в рамках введения ФГОС второго поколения»); примерных программ начального общего образования (письмо Минобрнауки России от 07.07.2005 г.) и авторский программы Чураковой Н.А. «Русский язык» (образовательная программа: Проект «Перспективная начальная школа»).  

Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов.

Обучение русскому языку в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку. На данном этапе осуществляется не только подготовка к изучению языка (период обучения грамоте), но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 6-10 лет. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению.

В целом начальный курс русского языка представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Таким образом, курс имеет когнитивно-коммуникативную направленность, что предполагает привнесение коммуникативной мотивации в рассмотрение различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи. Усиливается объяснительный аспект описания системы языка, обучение культуре речи, формирование коммуникативных умений и навыков в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников, овладение реальными речевыми жанрами (записка, письмо, аннотация и т.п.)

Цели и задачи курса

Программа «Перспективная начальная школа» сделала упор на формирование универсальных учебных действий, на использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни.

В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:

  • познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учеников;
  • социокультурная цель изучения русского языка включает  формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих  задач:

  •  развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  • освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
  • овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Учебно-методический комплект по русскому языку отвечает  тем общим требованиям, которые «Перспективная начальная школа» предъявляет к своим учебникам:

  • структурная организация содержания (внешняя интрига, участниками которой являются сквозные для всего комплекта «Перспективная начальная школа» герои, оформляет предметное содержание),
  • методика разворачивания предметного материала (вокруг конкретной проблемы языка или речи, имеющей практический смысл или представляющей научный интерес),
  • организационные формы работы на уроке (методический аппарат максимально размещен в самом учебнике, что включает и организационные формы, нацеливающие школьников распределять работу с соседом по парте, меняться ролями, проверять работу друг друга, выполнять работу в малой группе и т. д.).
  • требования инструментальности и интерактивности. Комплект  ориентирован на максимально возможное обеспечение самостоятельной работы на уроке. Интерактивность обеспечивается тем, что учебники начинают, а научные сотрудники «Академкнига/Учебник» поддерживают содержательную переписку с учащимися (один раз в конце 1-го класса, по 4 раза — в каникулы — начиная со 2-го класса).

Учет психологической характеристики современного школьника потребовал пересмотра некоторых важных теоретических позиций:

  • обязательный учет реальных норм произношения на территории огромной страны касается разных сторон преподавания языка – и практической и теоретической;
  • учет статистики самых частотных ошибок произношения, связанных, во-первых, с неправильным ударением, а во-вторых, с искажением произношения отдельных звуков;
  • Это требует организации специальной работы, связанной с неоднократным возвращением к одним и тем же лексическим единицам, употребляемым в разном контексте для реального освоения норм правильного произношения и введения в обиход (и включения в корпус УМК) орфоэпического словаря, к которому школьник постоянно отсылается для решения конкретной орфоэпической задачи.
  • учет того, что практически каждый ребенок, приходящий в начальную школу, — это ребенок со своим набором логопедических проблем, потребовал разработки специальной системы упражнений, цель которой — усиленное формирование фонематического слуха на протяжении первых двух лет обучения.
  • учет неврологического образа современного ребенка вызывает к жизни работу в нескольких направлениях:
  • изучение всего материала строится на реальных коротких стихотворных, часто шуточных текстах.
  • система заданий представляет собой пошаговое продвижение в рассмотрении языковой проблемы, а сама проблема складывается как система конкретных наблюдений.
  • неспособность младшего школьника долго удерживать внимание на чем-то одном требует многократного возвращения к уже завоеванным позициям на протяжении всего периода обучения.
  • Для создания условий выживания в мире информации, поток которой постоянно возрастает, в УМК продумана система работы, побуждающая школьника постоянно самому добывать информацию и оперировать ею. 

Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане

Согласно учебному плану образовательного учреждения всего на изучение русского языка в начальной школе выделяется 675 ч. Во 2-4 классах по 170 ч. (5 ч. - в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).    

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Русский язык»

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

Ведущее место предмета «Русский язык»  в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

В процессе  изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется  позитивное эмоционально-ценностное отношение  к русскому языку, стремление  к его грамотному использованию, пониманию того, что правильная устная и письменная речь является показателем  общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения  коммуникативных задач.

Русский язык является для учащихся основой  всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.  

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Русский язык»

Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:

  • осознание языка как основного средства человеческого общения;
  • восприятие русского языка как явление национальной культуры;
  • понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
  • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;  
  • способность к итоговому и пооперационному самоконтролю;
  • овладение словами речевого этикета.  

Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:

* умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;  

* умения выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи, ситуации общения понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать  различные позиции в  сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;

*  стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;

*  умение задавать вопросы;

* самостоятельно формулировать тему и цели урока, составлять план  решения учебной проблемы совместно с учителем, работать по плану,  сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

*  умение анализировать, сравнивать, классифицировать, установление причинных связей и зависимостей между объектами;

*  умение работать с таблицами, схемами, моделями;

*  умение представлять учебный материал в виде схем, моделей;

*  умение анализировать учебные тексты из разных предметных областей  (математические, познавательные и др.) с точки зрения лингвистики;

*  вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую,  концептуальную;

*  пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым,  ознакомительным.

Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:  

  • овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета;
  • умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания  (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов;
  • умение проверять написанное;  
  • умение ( в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;
  • способность контролировать свои действия, проверять написанное.                                                                                                                                                 

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по развитию у младших школьников  общеучебных умений, навыков и способов деятельности:

* интеллектуальных (обобщать, классифицировать, сравнивать и др.);

* познавательных (учебно-познавательных мотивов, учебной самостоятельности и потребности в творческом самовыражении, а также умений принимать, сохранять и ставить новые цели в учебной  деятельности и работать над их достижением);

*организационных (организовывать сотрудничество  и планировать  собственную деятельность).

Курс каждого года, являясь частью целого, имеет специфические задачи, которые сформулированы в программных требованиях к каждому году обучения.

Ожидаемые результаты освоения учебной программы   по курсу «Русский язык»

к концу 2-го года обучения        

В области познавательных УУД (общеучебных)

Обучающиеся  научатся:

  • инструментально освоить алфавит для свободной ориентации в корпусе учебных словарей: быстрого поиска нужной группы слов или словарной статьи;
  • ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить нужный текст упражнения, правило или таблицу; находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова  на странице и развороте;
  • работать с несколькими  источниками информации (двумя частями учебной книги и "Рабочей тетрадью"; учебной книгой и учебными словарями; текстом и иллюстрацией к тексту)

В области коммуникативных УУД 

Обучающиеся  получат возможность научиться:

В рамках инициативного сотрудничества: 

  • работать с соседом по парте (распределять работу между собой и соседом,  выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы);  
  • выполнять работу по цепочке;        

В рамках коммуникации  как взаимодействия: 

  • видеть разницу двух заявленных точек зрения, двух позиций и мотивированно присоединяться к одной из них;
  • использовать правила, таблицы, модели для подтверждения своей позиции или высказанных героями точек зрения.

В области регулятивных УУД (контроль и самоконтроль учебных действий)

Обучающиеся  научатся:

  • понимать, что можно апеллировать к правилу для подтверждения своего ответа или того решения, с которым он соглашается;  
  • проверять выполненную работу, используя правила и словари, а также самостоятельно выполнять работу над ошибками.

Содержательная линия «Система языка»

Раздел «Фонетика и графика» Обучающиеся научатся:

•        определять в слове количество слогов, находить ударный и безударные слоги;

•        соотносить количество и порядок расположения букв и звуков, давать характеристику отдельных согласных и гласных звуков.

Раздел «Орфоэпия»

Обучающиеся получат возможность научиться:

•        правильно употреблять приставки на- и о- в словах надеть, надевать, одеть, одевать;

•        правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического минимума, отобранного для изучения в этом классе (что, чтобы, ...).

Раздел «Состав слова (морфемика)» Обучающиеся научатся:

  • различать изменяемые и неизменяемые слова;
  • различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
  • находить значимые части слова (корень, приставка, суффикс, окончание);

•        выделять в слове окончания (дифференцируя материально выраженное и нулевое окончания) и основу; противопоставлять слова, имеющие окончания, словам без окончаний;

  • выделять в слове корень, подбирая однокоренные слова;
  • сравнивать слова, связанные отношениями производности, объяснять, какое из них от какого образовано, указывая способ словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, сложением основ с Соединительным гласным);
  • мотивированно выполнить разбор слова по составу на основе словообразовательного анализа (вычленять окончание и основу, в составе основы находить корень, приставку, суффикс);
  • обнаруживать регулярные исторические чередования (чередования, видимые на письме);
  • разграничивать разные слова и разные формы одного слова.

Раздел «Лексика» Обучающиеся научатся:

•        выявлять слова, значение которых требует уточнения;

•        определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря учебника.

Раздел «Морфология» Обучающиеся научатся:

  • определять начальную форму слов-названий предметов, слов-названий признаков и слов-названий действий;
  • изменять слова-названия предметов по числам и команде вопросов; определять их род;
  • изменять слова-названия признаков по числам, команде вопросов и родам;

Раздел «Синтаксис» Обучающиеся научатся:

  • различать предложение, словосочетание и слово;
  • находить в составе предложения все словосочетания; в словосочетании находить главное слово и зависимое и ставить от первого ко второму вопрос;
  • определять тип предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске;
  • находить в предложении основу (главные члены) и неглавные члены;
  • задавать вопросы к разным членам предложения.

Содержательная линия «Орфография и пунктуация»

Обучающиеся научатся:

  • проверять сомнительные написания (безударные гласные в корне, парные по глухости-звонкости согласные, непроизносимые согласные); жи-ши, ча-ща, чу-щу в разных частях слова;
  • выбирать букву и или ы в позиции после ц в разных частях слова;
  • писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом;
  • определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника (Словарь «Пиши правильно»);
  • различать на письме приставки и предлоги;
  • употреблять разделительные ькъ;
  • находить в тексте обращения и выделять их пунктуационно.

Содержательная линия «Развитие речи»

Обучающиеся научатся:

  • определять тему и основную мысль текста, составлять план текста и использовать его при устном и письменном изложении;
  • членить текст на абзацы, оформляя это членение на письме;
  • грамотно написать и оформить письмо элементарного содержания;
  • владеть нормами речевого этикета в типизированных речевых ситуациях (встреча, прощание и пр.).
  • соблюдать орфоэпические нормы речи;
  • устному повседневному общению со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета (встреча, прощание и пр.);
  • писать записки, письма, поздравительные открытки с соблюдением норм речевого этикета.

              Содержание курса «Русский язык»   2 класс (170 ч)

Фонетика и орфография (52 ч.)

Чередования звуков, не отражаемые на письме (фонетические чередования): чередования ударных и безударных гласных (в[о]ды - в[а]да); парных глухих и звонких согласных на конце слова и в корне перед шумным согласным (подру[г]а дру[к], ло[ж]ечка ло[ш]ка); согласных с нулевым звуком (мес[т]о ме[сн]ый). Общее правило обозначения этих чередований на письме: чередующиеся в одном и том же корне звуки обозначаются на письме одинаково, в соответствии с проверкой. Различные способы проверок подобных написаний.

Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Правописание сочетаний чк, чн, нч.

Написание ы или и после ц в разных частях слова.

Написание частицы не со словами, называющими действия.

Разграничение на письме приставок и предлогов.

Написание разделительных ь и ъ.

Написание слов-названий предметов с основой на шипящий звук.

Морфемика и словообразование (50ч.)

Понятие об окончании слова и его основе. Окончания слов-названий предметов, слов-названий признаков и слов-названий действий.

Разграничение слов, имеющих окончания (изменяемых) и не имеющих окончания (неизменяемых). Окончания, выраженные звуками, и нулевые.

Корень слова. Понятие о родственных словах.

Как делаются слова (элементарные представления о словообразовании).

Образование слов с помощью суффиксов. Образование слов с помощью приставок.

Образование слов с помощью приставки и суффикса одновременно. Сложные слова с соединительными гласными.

Понятие о составе слова. Основные морфемы русского языка, их функции и способы вычленения.

Чередования звуков, видимые на письме (исторические чередования). Системность подобных чередований при словообразовании и словоизменении.

Морфология и лексика (27 ч.)

Слово и его значение. Понятие о слове как основной номинативной единице языка. Многозначность слова. Понятие об омонимах (без введения термина).

Способы разграничения многозначных и омонимичных слов. Синонимы. Отличия однокоренных слов от синонимов и омонимов.

Понятие о происхождении слов. Слова и их дальние родственники. Использование сведений о  происхождении слова при решении орфографических задач.

Разграничение разных слов и разных форм одного и того же слова (словообразование и словоизменение).

Понятие о начальной форме слова. Начальная форма слов-названий предметов, слов-названий признаков и слов-названий действий.

Изменение слов-названий предметов по числам и по команде вопросов (по падежам, без введения термина). Род слов-названий предметов.

Изменение слов-названий признаков по числу, по команде вопросов (по падежам) и по родам.

Синтаксис и пунктуация (11ч.)

Понятие о словосочетании. Различие между грамматической связью слов в словосочетании и слов, входящих в основу предложения.

Понятие о предложении. Типы предложения по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные. Типы предложений по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные.

Понятие о главных и неглавных членах предложения. Формирование умения ставить вопросы к разным членам предложения.

Понятие об обращении и способах его оформления на письме.

Лексикография  (изучается во всех разделах в течение года)

Знакомство с учебными словарями: толковым, орфографическим (словарь «Пиши правильно»), обратным, орфоэпическим (словарь «Произноси правильно»), этимологическим (словарь происхождения слов). Создание учебных ситуаций, требующих обращения к словарям различных типов; формирование представлений об информации, которую можно извлечь из разных словарей; элементарные представления об устройстве словарных статей в разных словарях.

Развитие речи  (30 ч.)

Признаки текста. Построение текста. Выделение в тексте смысловых частей.

Абзац. Оформление записи следующей части текста с помощью нового абзаца.

Текст-описание и текст-повествование.

Тема и основная мысль (основное переживание) текста. Составление плана текста. Изложение как жанр письменной речи. Использование плана для написания сочинения и для устного рассказа. Определение темы и основной мысли живописного произведения.

Сравнительный анализ разных текстов, посвященных одной теме (сравнение основной мысли и переживания); сравнительный анализ разных текстов, посвященных разным темам (сравнение основной мысли или переживания). Сравнение научно-популярных и художественных текстов.

«Азбука вежливости»: закрепление основных формул речевого этикета, адекватных ситуации речи (в беседе со школьниками или со взрослыми); освоение жанра письма и поздравительной открытки с точки зрения композиции и выбора языковых средств в зависимости от адресата и содержания.

Правила употребления приставок на- и о- в словах надеть, надевать, одеть, одевать.

Словарь

Арбуз, берёза, билет, быстро, вдруг, весело, воробей, ворона¸ газета, город, группа, девочка, деревня, директор, до свидания, завод, заяц, здравствуй, иней, капуста, класс, корова, лисица, лопата, магазин, машина, медведь, молоко, морковь, мороз, Москва, народ, одежда, посуда, работа, ребята, Родина, Россия, русский, сирень, скоро, собака, сорока, спасибо, столица, суббота, тетрадь, товарищ, урожай,. Ученик, учитель, фамилия, хорошо, ягода, язык (55 слов).

   

Тематическое планирование

РусскиЙ язык 2 класс


п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Характеристика основной деятельности учащихся

Плановые сроки прохождения

По плану

Фактически

1

Знакомство с учебником «Русский язык». Главное сокровище библиотеки Анишит Йокоповны. Толковый словарь.

1

Анализ структуры построения учебника «Русский язык». Знакомство с основными словарями русского языка. Осознание языка, как основного средства человеческого общения. Выполнение практической работы со словарями. Закрепление умения ориентироваться в странице «содержание».

2

Главное сокровище библиотеки Анишит Йокоповны. Обратный словарь.

1

Исследование языка с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач. Выполнение практической работы со словарями.

3

Главное сокровище библиотеки Анишит Йокоповны: словарь «Пиши правильно!», словарь «Произноси правильно!»

1

Исследование языка с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач. Выполнение практической работы со словарями.

4

Входное контрольное тестирование

1

Закреплять умения писать текст с изученными орфограммами в 1 классе. Ориентация на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи

5

Фонетика и орфография.

Звукобуквенная зарядка.

1

Сравнение и различение звуков. Выделение звуков в слове, их характеристика. Составление звукобуквенной схемы слова. Использование знаково-символических средств для решения поставленных задач.

6

Р.р  Какие бывают предложения

1

Сравнение типов предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Сравнение и классификация по заданным критериям. Формирование умения читать предложения, соблюдая знаки препинания.

7

Главные и неглавные слова в предложении. Связь слов в предложении.

Осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Формирование навыка находить главное слово и зависимое, ставить вопрос от главного слова к зависимому. Дополнение предложения второстепенными членами.

8

Главные и неглавные слова в предложении. Основа предложения.

Осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Выделение основы предложения. Формирование навыка находить главное слово и зависимое, ставить вопрос от главного слова к зависимому. Дополнение предложения второстепенными членами.

9

Главные и неглавные слова в предложении.  Изменяемая часть слова – окончание.

Сравнение и различение  формы одного и того же слова. Выделение окончания.

Анализ смысла предложения, порядка слов в предложении. Анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

10

Главные и неглавные слова в предложении.  Изменяемая часть слова – окончание.

Сравнение и различение  формы одного и того же слова. Выделение окончания.

Использование знаково-символических средств для решения поставленных задач

11

Р.р Что такое текст

Исследование особенностей текста. Установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений. Сравнение и анализ группы предложений, которые являются текстом.

12

Морфемика и словообразо Морфология и лексика вание Окончания слов-названий предметов

Исследование роли окончания слов в русском языке. Изменение формы слова. Выделение в слове окончания. Формулировка  учебной задачи на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно

13

Морфемика и словообразование Что такое словосочетание

Определение особенностей, знакомство с понятием «словосочетание». Различение словосочетания и основы предложения. Формирование навыка находить в составе предложения все словосочетания.

14

Морфемика и словообразование Различение слова, словосочетания и предложения

Различение словосочетания и основы предложения. Формирование навыка находить в составе предложения все словосочетания. Определение в словосочетании главного слова и зависимого.

15

Морфемика и словообразование Основа слова и его окончание. Нулевое окончание.

Анализ, сравнение и выделение окончаний в словах-предметах мужского, женского и среднего рода. Сравнение и классификация по заданным критериям. Знакомство с понятием «основа слова».

16

Морфемика и словообразование Основа слова и его окончание. Нулевое окончание.

Определение основы слова. Анализ, сравнение и выделение окончаний в словах-предметах мужского, женского и среднего рода. Сравнение и классификация по заданным критериям.

17

Р.р  Что такое текст. Строение текста.

Исследование особенностей текста - определённый порядок предложений в тексте позволяет передать развитие  мысли и ход событий. Определение темы и основной мысли текста.

18

Морфемика и словообразование Слова-названия предметов, у которых нет окончаний

Сравнение и классификация по заданным критериям. Противопоставление слов, имеющих окончания, словам без окончаний. Выделение основы слов, которые не имеют окончания.

19

Морфемика и словообразование Слова-названия предметов, у которых нет окончаний

Работа с обратным словарём. Составление предложений с неизменяемыми словами иностранного происхождения.

Сравнение и различение формы слов иностранного происхождения. Осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы

20

Морфемика и словообразование Слова- названия предметов, у которых нет окончаний. Род неизменяемых и изменяемых слов-предметов.

Определение род слов-названий предметов с помощью слов-«командиров» «он», «она», «оно»; род неизменяемых слов- названий предметов. Построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

21

Р.р Особенности связного текста

Нахождение  основы смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделение существенной информации из сообщений разных видов (в первую очередь текстов). Определение темы и основной мысли текста.

22

Морфемика и словообразование Слова-названия предметов, у которых нет окончаний

Сравнение формы изменяемых и неизменяемых  слов-названий предметов. Анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

23

Морфемика и словообразование Слова-названия предметов, у которых нет окончаний

Сравнение формы единственного и множественного числа неизменяемых слов-названий предметов разного рода. Сравнение и классификация по заданным критериям.

24

Морфемика и словообразование Слова-названия предметов разного рода

Определение рода слов-названий предметов. Выделение окончаний слов-названий предметов разного рода.

25

Морфемика и словообразование Слова-названия предметов разного рода

Анализ и сравнение родовых окончаний слов-названий предметов. Использование знаково-символических средств для решения поставленных задач.

26

Морфемика и словообразование Слова-названия предметов разного рода

Определение рода слов-названий предметов. Выделение окончаний слов-названий предметов разного рода.

27

Морфемика и словообразование Слова-названия предметов разного рода

Определение рода слов-названий предметов типа «хор» и  «хорь». Выделение окончаний слов с Ь на конце. Использование речи для регуляции своего действия

28

Морфемика и словообразование Слова-названия предметов разного рода

Уточнение роли окончаний в предложении. Выделение окончания у слов-названий предметов. Изменение слов-названий предметов по числам.

29

Р.р  Содержательность названия и логика построения текста. Работа с картиной Т. Мавриной «Васильки на окне»

Работа с репродукцией. Исследование деталей живописной картины и понимание её смысла. Нахождение  основы смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделение существенной информации из сообщений разных видов.

30

Морфемика и словообразование Проверочная работа. Начальная форма слова

Учет установленных правил в планировании и контроле способа решения. Сопоставление своей работы с образцом; оценка её по критериям, выработанным в классе.

31

Н Морфемика и словообразование ачальная форма слова слов-названий признаков

Знакомство с понятием «начальная форма слова». Исследование структуры словарной статьи. Определение начальной формы слов-названий предметов.

32

Морфемика и словообразование Начальная форма слова

Сравнение и классификация по заданным критериям. Определение начальной формы слов-названий предметов.

33

Р/р. Азбука вежливости. Как писать письмо

Исследование особенностей письма. Написание письма с соблюдением речевого этикета. Построение сообщения в устной и письменной форме.

34

Морфемика и словообразование Это слово и другое слово. Выделение значимых частей слова.

Анализ, сравнение и разграничение разных слов и формы одного слова. Сравнение и классификация по заданным критериям. Самостоятельное планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

35

Морфемика и словообразование Словарный диктант. Это слово и другое слово.

Сравнение, анализ и различение формы слова и родственных слов. Уточнение правил написания корня слова. Учет установленных правил в планировании и контроле способа решения.

36

Морфемика и словообразование Слово и формы этого слова. Родственные слова.

Сравнение, анализ и различение формы слова и родственных слов. Уточнение правил написания корня слова. Сравнение и классификация по заданным критериям

37

Морфемика и словообразование Слово и формы этого слова. Родственные слова.

Сравнение, анализ и различение формы слова и родственных слов. Уточнение правил написания корня слова. Сравнение и классификация по заданным критериям

38

Р.р  Устное изложение «Утята»  

Определение темы и  основной мысли текста. Составление   плана текста и использование его при устном изложении. Устный пересказ текста.

39

Морфемика и словообразование Слово и формы этого слова. Родственные слова.

Подбор родственных слов и определение разных форм одного и того же слова. Сравнение и классификация по заданным критериям.

40

Морфемика и словообразование Контрольная работа № 1

по теме: Различение родственных слов и форм одного слова.

Учет установленных правил в планировании и контроле способа решения. Сопоставление своей работы с образцом; оценка её по критериям, выработанным в классе.

41

Морфемика и словообразование Работа над ошибками.

Заседание для членов клуба «Ключ и заря» Слово и формы этого слова. Родственные слова.

Выделение корня в  родственных словах. Образование начальной формы слов-названий предметов. Формулировка  учебной задачи на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно.

42

Морфология и лексика Слова, у которых несколько значений

Моделирование правил работы со словарной статьей, посвящённой многозначному  слову. Сравнение и классификация по заданным критериям.

43

Морфология и лексика Слова, у которых несколько значений

Работа со словарной статьей, посвящённой многозначному  слову. Исследование структуры словарной статьи. Сравнение и классификация по заданным критериям.

44

Р.р  Тема и основная мысль текста.

Определение темы и  основной мысли текста. Составление   плана текста и использование его при устном изложении. Оформление своей речи в устной и письменной речи. Обоснование высказанного суждения.

45

Морфология и лексика Разные слова, которые случайно одинаково звучат и пишутся.

Анализ, сравнение и различение формы слов-названий предметов, слов названий признаков и слов-названий действий, которые случайно одинаково пишутся и одинаково произносятся. Сравнение и классификация по заданным критериям

46

Морфология и лексика Многозначные слова и слова-омонимы

Анализ, сравнение и различение многозначных слов и омонимов. Формулировка  учебной задачи на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно.

47

Морфология и лексика Слова со сходным значением, которые по-разному звучат и пишутся (синонимы)

Формирование представления о синонимах. Нахождение синонимов в тексте. Исследование,  как  используются синонимы для объяснения значения слов Сравнение и классификация по заданным критериям.

48

Морфология и лексика Слова и их дальние родственники.

Работа с этимологическим словарем. Моделирование способа проверки слов с учётом их происхождения. Формировать навык задавать уточняющие вопросы.

49

Р.р  Выделение темы и основной мысли текста.

Определение темы и  основной мысли текста. Составление   плана текста и использование его при устном изложении. Исследование содержательности названия текста. Обоснование высказанного суждения.

50

Фонетика и орфография Чередование гласных звуков в корнях слов, которое не видно на письме.

Исследование регулярных исторических чередований («чередования, видимые на письме»). Формировать навыки вставлять пропущенные безударные  гласные. Обоснование высказанного суждения.

51

Фонетика и орфография Чередование гласных звуков в корнях слов, которое не видно на письме.

Исследование регулярных исторических чередований («чередования, видимые на письме»). Формировать навыки вставлять пропущенные безударные  гласные. Обоснование высказанного суждения.

52

Фонетика и орфография Проверка безударного гласного звука в корне слова двумя способами

Выполнение проверки текста с пропущенными орфограммами по образцу. Формулировка  учебной задачи на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно.

53

Фонетика и орфография Контрольный диктант по теме «Чередование гласных звуков в корнях слов, которых не видно на письме»

Учет установленных правил в планировании и контроле способа решения. Сопоставление своей работы с образцом; оценка её по критериям, выработанным в классе.

54

Фонетика и орфография Работа над ошибками к/диктанта

Способы проверки безударного гласного в корне слова.

Обобщение и систематизация способов проверки безударного гласного в корне слова. Сравнение и классификация по заданным критериям. Учет установленных правил в планировании и контроле способа решения.

55

Р.р  Главное переживание текста. Работа с картиной Т. Мавриной «Костёр во дворе»

Работа с репродукцией. Формирование умений чувствовать и понимать те переживания, которыми делится с нами художник. Исследование содержательности названия текста. Обоснование высказанного суждения.

56

Фонетика и орфография Чередование согласных в корне слова, которое мы не видим на письме.

Повторение правил проверки парного согласного на конце слова. Исследование  чередований звуков в корнях слов. Сравнение и классификация по заданным критериям.

57

Фонетика и орфография Написание парных согласных в корне, стоящих перед глухим звуком

Повторение правил проверки парного согласного на конце слова. Исследование  чередований звуков в корнях слов. Сравнение и классификация по заданным критериям.

58

Фонетика и орфография Словарный диктант

Парные звонкие-глухие согласные  в корне слова.

Формирование навыков писать слова с изученными орфограммами. Выполнение проверки текста с пропущенными орфограммами по образцу.

59

Фонетика и орфография Работа над ошибками сл/диктанта. Написание парных согласных в корне, в середине и на конце слова

Выполнение проверки текста с пропущенными орфограммами по образцу. Обобщение и систематизация правил написания корня.

60

Р.р  Тема и основная мысль текста.

Определение темы и  основной мысли текста. Составление   плана текста и использование его при устном изложении. Формирование навыков нахождения необходимой информации как в учебнике, так и в предложенной учителем дополнительной литературе.

61

Фонетика и орфография Тайна написаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ

Исследовать разницу ударной и безударной позиции написания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.  Обоснование высказанного суждения.

62

Фонетика и орфография Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук.

Формирование навыков связывать представление о конечной букве основы слова на шипящий с родом этого слова. Отбор из своего опыта информации, которая может пригодиться для решения проблемы.

63

Фонетика и орфография Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук.

Формирование навыков связывать представление о конечной букве основы слова на шипящий с родом этого слова. Отбор из своего опыта информации, которая может пригодиться для решения проблемы. Обоснование высказанного суждения.

64

Фонетика и орфография Употребление «ь» после шипящих на конце существительных.

Анализ и сравнение слов названий предметов мужского и женского рода с основами на шипящий  звук. Сравнение и классификация по заданным критериям.

65

Р.р  Работа с картиной А. Рылова «Полевая рябинка»

Работа с репродукцией. Формирование умений чувствовать и понимать те переживания, которыми делится с нами художник. Обоснование высказанного суждения.

66

Фонетика и орфография Повторение по теме «Родственные слова и форма слова»

Обобщение и систематизация способов проверки безударного гласного в корне слова. Сравнение и классификация по заданным критериям. Учет установленных правил в планировании и контроле способа решения.

67

Р.р  Азбука вежливости. Как написать поздравительную открытку

Исследование особенностей письма. Написание письма с соблюдением речевого этикета. Построение сообщения в устной и письменной форме. Сопоставление своей работы с образцом.

68

Морфология и лексика Повторение по теме «Лексика. Многозначные слова»

Выполнение работы с толковым словарём в парах. Исследование особенностей употребления слова в нескольких значениях. Сравнение и классификация по заданным критериям

69

Морфология и лексика Повторение по теме «Лексика.  Происхождение слов»

Работа с этимологическим словарём. Объяснение правил написания слов опираясь на   его этимологию. Закрепление навыка писать словарные слова в соответствие с заложенным в программе минимумом.

70

Фонетика и орфография К/списывание

«Мама в командировке»

Сопоставление своей работы с образцом; оценка её по критериям, выработанным в классе. Выполнение проверки текста с пропущенными орфограммами по образцу.

71

Фонетика и орфография Работа над ошибками к/списывания Повторение по теме «Орфография»

Закрепление навыка писать словарные слова в соответствие с заложенным в программе минимумом.  Обобщение и систематизация способов проверки корня слова.

72

Синтаксис и пунктуация Повторение по теме «Синтаксис»

Сравнение типов предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Сравнение и классификация по заданным критериям. Формирование умения читать предложения, соблюдая знаки препинания.

73

Фонетика и орфография Повторение изученного материала. Проверка орфограмм в корне  слова.

Обобщение и систематизация способов проверки корня слова. Сравнение и классификация по заданным критериям. Учет установленных правил в планировании и контроле способа решения.

74

Фонетика и орфография Контрольная работа за 2 четверть по теме «Правописание корня слова»

Сопоставление своей работы с образцом; оценка её по критериям, выработанным в классе. Выполнение проверки текста с пропущенными орфограммами по образцу.

75

Фонетика и орфография Работа над ошибками к/диктанта

Повторение: Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук

Закрепление навыка связывать представление о конечной букве основы слова на шипящий с родом этого слова. Отбор из своего опыта информации, которая может пригодиться для решения проблемы.

76

Фонетика и орфография Правописание корня слова

Обобщение и систематизация способов проверки корня слова. Сравнение и классификация по заданным критериям. Обоснование высказанного суждения.

77

Р.р  Как написать поздравление

Приобретение знаний и умений  в написании поздравительной открытки  с  соблюдением норм речевого этикета.

78

Заседание клуба, на котором  все учились задавать вопросы. Основа предложения.

Работа с обратным словарём. Формирование навыка правильно оформлять ответы на вопросы; подписывать конверт. Сравнение и классификация по заданным критериям

79

Р.р  Письменное изложение «Весенний звон»

Исследование особенностей письменного написания изложения. Определение темы и  основной мысли текста. Составление   плана текста и использование его при изложении.

80

Заседание для членов клуба «Ключ и заря»

Сравнение и классификация по заданным критериям. Определение начальной формы слов-названий предметов. Формирование навыка правильно оформлять ответы на вопросы.

81

Учимся определять начальную форму слов

Формирование навыка ставить существительные в начальную форму. Определение начальной формы слов. Определение начальной формы слов-названий предметов множественного числа.

82

Учимся определять начальную форму слов-предметов

Определение начальной формы слов-названий предметов множественного числа. Сравнение и классификация по заданным критериям. Осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

83

Учимся определять начальную форму слов-действий

Определение начальной формы слов-действий. Самостоятельная организация рабочего места. Формирование навыков нахождения необходимой информации как в учебнике, так и в предложенной учителем дополнительной литературе.

84

Контрольный диктант по теме «Начальная форма слова» («Барсуки»)

Сопоставление своей работы с образцом; оценка её по критериям, выработанным в классе. Выполнение проверки текста с пропущенными орфограммами по образцу.

85

Работа над ошибками. Написание И и Ы после Ц в корнях слов-названий предметов

Исследование особенностей применения основного правила написания буквы И и Ы после Ц в корне слова. Составление словосочетаний по данной схеме. Работа по предложенному плану.

86

Написание  Ы после Ц в окончаниях слов-названий предметов.

Составление основного правила написания буквы И и Ы после Ц в окончаниях слов-названий предметов. Составление словосочетаний по данной схеме. Сравнение и классификация по заданным критериям

87

Р.р  Что мы знаем о тексте (хокку).

Исследование предположения, что и японские трёхстишия (хокку) являются текстами благодаря их ёмкости. Определение темы и  основной мысли текста.

88

Как делаются слова. Что такое суффикс.

Знакомство с понятием «суффикс». Определение суффикса в словах. Работа с обратным словарём. Анализ и сравнение значения родственных слов с разными  суффиксами.

89

Как делаются слова. Что такое суффикс.

Определение суффикса в словах. Работа с обратным словарём. Анализ и сравнение значения родственных слов с разными  суффиксами. Сравнение и классификация по заданным критериям

90

Суффиксальный способ образования имен существительных.

Исследование особенностей суффиксального способа образования слов-предметов. Составление схем образования новых слов.  

91

Образование слов от основы при помощи суффикса.

Исследование особенностей суффиксального способа образования слов-предметов. Составление схем образования новых слов.  Обоснование высказанного суждения.

92

Р.р  Деление текста на части.

Определение и анализ выделения части текста красной строкой или отступом. Формирование навыка делить текст на части. Определение темы и  основной мысли текста.

93

Проверочная работа по теме «Образование новых слов»

Сопоставление своей работы с образцом; оценка её по критериям, выработанным в классе. Выполнение проверки текста с пропущенными орфограммами по образцу.

94

Работа над ошибками. Как делают слова. Написание буквосочетаний  чк, чн.

Написание буквосочетаний ЧК, ЧН. Исследование особенностей образования новых слов с помощью суффикса. Формирование навыка правильно оформлять ответы на вопросы.

95

Образование новых слов. Суффиксы слов, называющих предметы. Значение суффиксов.

Исследование особенностей образования новых слов с помощью суффикса. Анализ механизма образования новых слов. Составление схем образования новых слов.

96

Суффиксы слов, называющих предметы и признаки. Написание буквосочетаний ЧН

Составление схем образования новых слов. Выполнение разбора слова по составу. Упражнение в написании слов  с сочетаниями ЧК  ЧН. Сравнение и классификация по заданным критериям

97

Как делают слова. Суффиксы слов, называющих предметы и признаки. Образование сложных слов

Исследование механизма образования новых слов. Сравнение и группировка предметов, их образов по заданным основаниям. Выполнение разбора слова по составу.

98

Как делают слова. Суффиксы слов, называющих предметы и признаки

Составление текста диктанта со словами на –кий, используя обратный словарь. Выполнение разбора слова по составу. Составление схем образования новых слов.

99

Механизм образования новых слов.

Выполнение разбора слова по составу. Составление схем образования новых слов. Исследование  способов образования новых слов. Обоснование высказанного суждения.

100

Р.р  Работа с картиной А. Матисса «Разговор».

Работа с репродукцией. Оформление части текста красной строкой или отступом. Формирование навыка делить текст на части. Определение темы и  основной мысли текста.

101

Как делаются слова. Снова суффиксы слов, называющих предметы.

Составление текста диктанта со словами на –ица и  -ница, используя обратный словарь.  Выполнение разбора слова по составу. Составление схем образования новых слов.

102

Как делаются слова. Снова суффиксы слов, называющих предметы.

Уточнение значения суффикса-щик

Образование новых слов с помощью суффикса –щик (-(-щиц.) Объяснение значения однокоренных слов. Составление схем образования новых слов.  Работа по предложенному плану.

103

Словарный диктант. Как делаются слова. Снова суффиксы слов, называющих предметы.

Закрепление навыка писать словарные слова в соответствие с заложенным в программе минимумом.  Анализ механизма образования новых слов. Выполнение разбора слова по составу.

104

Работа над ошибками. Как делаются слова. Снова суффиксы слов, называющих предметы.

Выполнение проверки текста с пропущенными орфограммами по образцу. Работа по предложенному плану. Составление схем образования новых слов.

105

Контрольный диктант по теме «Суффиксы слов, обозначающих предметы»

Сопоставление своей работы с образцом; оценка её по критериям, выработанным в классе. Выполнение проверки текста с пропущенными орфограммами по образцу.

106

Работа над ошибками. Обобщение по теме «Суффикс слова»

Сопоставление своей работы с образцом. Обобщение и систематизация знаний о суффиксальном способе образования новых слов. Выполнение разбора слова по составу.  Работа по предложенному плану.

107

Р/р. Деление текста на части.

Определение и анализ выделения части текста красной строкой или отступом. Формирование навыка делить текст на части. Определение темы и  основной мысли текста.

108

Синтаксис и пунктуация Что такое обращение

Исследование понятия «обращение». Нахождение в тексте обращения и выделение их пунктуационно. Работа с орфоэпическим словарём. Обоснование высказанного суждения.

109

Синтаксис и пунктуация Что такое обращение. Пунктуационное выделение обращений

Нахождение в тексте обращения и выделение их пунктуационно. Работа с орфоэпическим словарём. Обоснование высказанного суждения.

110

Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки

Исследование способа образования  родственных слов с помощью приставок. Выполнение разбора слова по составу. Составление схем образования новых слов. Определение способа словообразования.

111

Различие между приставкой и предлогом.

Исследование значения приставки. Сравнение отличительных признаков приставки и предлога. Выделение приставки. Различение приставки и предлога. Сравнение и классификация по заданным критериям.

112

Р.р  Азбука вежливости. Как писать письмо. Поздравительная открытка к 8 марта

Использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности для написания поздравительной открытки. Построение сообщения в устной и письменной форме. Сопоставление своей работы с образцом.

113

Написание частицы НЕ со словами, называющими действие.

Исследование языкового материала. Формулировка правила раздельного написания частицы   «не» с  глаголами. Формирование навыка приводить примеры на изученное правило.

114

Раздельное написание частицы НЕ с глаголами.

Формирование навыка правильно писать частицу «не»  со  словами, называющими действия. Сопоставление своей работы с образцом. Различение частицы и предлога.  

115

Раздельное написание частицы НЕ с глаголами.

Сравнение и классификация по заданным критериям. Формирование навыка правильно писать частицу «не»  со словами, называющими действия. Обоснование высказанного суждения.

116

Р.р  Типы текстов: описание и повествование. Работа с картиной К. Петрова-Водкина «Утренний натюрморт»

Работа с репродукцией. Использование толкового словаря. Обоснование высказанного суждения.  Формирование умений чувствовать и понимать те переживания, которыми делится с нами художник.

117

Написание частицы НЕ со словами, называющими действие.

Формирование навыка правильно писать частицу «не»  со  словами, называющими действия. Сопоставление своей работы с образцом. Различение частицы и предлога.  

118

Написание частицы НЕ со словами, называющими действие.

Сравнение и классификация по заданным критериям. Формирование навыка правильно писать частицу «не»  со словами, называющими действия. Обоснование высказанного суждения.

119

Состав слова.

Выполнение разбора слов по составу на основе словообразовательного анализа.

Объяснение значения слов  с разными приставками. Сравнение и классификация по заданным критериям.

120

Состав слова.

Подбор слов близких по значению и противоположных по значению. Обоснование высказанного суждения. Выполнение разбора слова по составу. Составление схем образования новых слов. Определение способа словообразования.

121

Состав близких и противоположных по значению слов.

Подбор слов близких по значению и противоположных по значению. Обоснование высказанного суждения. Выполнение разбора слова по составу. Составление схем образования новых слов.

122

Р/р.  Устное изложение. Как писать изложение.

Определение темы и  основной мысли текста. Составление   плана текста и использование его при устном изложении. Устный пересказ текста.

123

Процесс образования одного слова из другого.

Выполнение разбора слов по составу на основе словообразовательного анализа.

Объяснение значения слов  с разными приставками. Сравнение и классификация по заданным критериям.

124

Контрольная работа за 3 четверть по теме «Состав слова»

Сопоставление своей работы с образцом; оценка её по критериям, выработанным в классе. Выполнение проверки текста с пропущенными орфограммами по образцу.

125

Работа над ошибками. Образование слов с помощью приставки и суффикса

Определение способа словообразования

Чтение и составление схем слов. Работа с толковым словарём. Объяснение образования имён сказочных героев. Выполнение разбора слова по составу.

126

Образование слов с помощью приставки и суффикса

Исследование способов образования слов. Выполнение разбора слов по составу на основе словообразовательного анализа. Объяснение значения слов  с разными приставками. Сравнение и классификация по заданным критериям.

127

Правильное употребление приставок НА- и О- в словах НАДЕТЬ, НАДЕВАТЬ, ОДЕТЬ, ОДЕВАТЬ.

Исследование лексического значения приставок. Формирование навыка правильно употреблять приставки НА-  и  О-  в  словах  «надеть, одеть», «надевать, одевать». Выполнение разбора слова по составу.

128

Р.р  Типы текстов. Описание и повествование

Анализ, сравнение и различение типов текста: описание или повествование. Исследование, что в тексте-описании часто используют приём  сравнения.  Сравнение и классификация по заданным критериям.

129

Повторение изученных орфограмм

Обобщение и систематизация изученных орфограмм. Сравнение и классификация по заданным критериям. Учет установленных правил в планировании и контроле способа решения.

130

Как делаются сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного

Исследование способов словообразования. Объяснение значения сложных слов. Работа с обратным словарём. Разбор сложных слов

131

Образование сложных слов

Знакомство с понятием  «соединительные гласные». Выделение в сложных словах соединительных гласных. Объяснение значения сложных слов. Работа с обратным словарём. Разбор сложных слов

132

Буквы соединительных гласных О, Е между основами двух слов в сложных словах.

Выделение в сложных словах соединительных гласных. Объяснение значения сложных слов. Работа с обратным словарём. Разбор сложных слов. Составление схем образования новых слов. Определение способа словообразования.

133

Р.р  Типы текстов. Научный и художественный текст.

Исследование, какой текст называется научным. Анализ, сравнение и различение научного и художественного текста. Определение темы и  основной мысли текста

134

Как делаются сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного

Выделение в сложных словах соединительных гласных. Объяснение значения сложных слов. Работа с обратным словарём. Разбор сложных слов. Составление схем образования новых слов. Определение способа словообразования

135

Как делаются сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного

Творческая работа по составлению слов.  Объяснение значения сложных слов. Работа с обратным словарём. Разбор сложных слов. Составление схем образования новых слов.

136

Как делаются сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного

Деление слов на группы. Сравнение и классификация по заданным критериям. Разбор сложных слов. Составление схем образования новых слов.

137

Контрольный диктант по теме «Сложные слова»

Сопоставление своей работы с образцом; оценка её по критериям, выработанным в классе. Выполнение проверки текста с пропущенными орфограммами по образцу.

138

Работа над ошибками. Сложные слова

Выполнение проверки текста с пропущенными орфограммами по образцу. Разбор сложных слов. Составление схем образования новых слов.

139

Р.р  Типы текстов. Описание и повествование

Анализ, сравнение и различение типов текста: описание или повествование. Исследование, что в тексте-описании часто используют приём  сравнения.  Сравнение и классификация по заданным критериям.

140

Написание разделительных Ь и Ъ знаков. Разделительный Ь знак

Составление правила написания разделительного Ь знака. Формирование навыка употреблять разделительный Ь знак на письме. Обоснование высказанного суждения.

141

Написание разделительных Ь и Ъ знаков. Разделительный Ъ знак

Составление правила написания разделительного Ъ знака. Формирование навыка употреблять разделительные Ь и Ъ знаки на письме. Обоснование высказанного суждения.

142

Написание разделительных Ь и Ъ знаков.

Упражнение в написании слов с разделительными Ъ и Ь знаками. Самостоятельное планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

143

Написание разделительных Ь и Ъ знаков.

Упражнение в написании слов с разделительными Ъ и Ь знаками. Самостоятельное планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

144

Р.р  Типы текстов. Научный и художественный текст.

Исследование, какой текст называется научным. Анализ, сравнение и различение научного и художественного текста. Определение темы и  основной мысли текста

145

Правила написание разделительных Ь и Ъ знаков.

Упражнение в написании слов с изученными орфограммами. Осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

146

Правила написание разделительных Ь и Ъ знаков.

Упражнение в написании слов с разделительными Ъ и Ь знаками. Формулировка  учебной задачи на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно.

147

Р.р  Работа с картиной Н. Рериха «Стражи ночи»

Работа с репродукцией. Использование толкового словаря. Обоснование высказанного суждения.  Формирование умений чувствовать и понимать те переживания, которыми делится с нами художник.

148

Написание слов с разделительными Ь и Ъ знаками

Формирование навыка употреблять разделительные Ь и Ъ знаки  на письме.

Написание слов с изученными орфограммами. Подбор родственных слов.

Составление схемы словообразования слов.

149

Написание слов с разделительными Ь и Ъ знаками

Упражнение в написании слов с разделительными Ъ и Ь знаками. Формулировка  учебной задачи на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно.

150

Разделительный Ь и Ъ. Правописание родственных слов.

Формирование навыка употреблять разделительные Ь и Ъ знаки  на письме.

Написание слов с изученными орфограммами. Подбор родственных слов.

Составление схемы словообразования слов.

151

Разделительный Ь и Ъ. Состав слов дальних родственников.

Формирование навыка употреблять разделительные Ь и Ъ знаки  на письме.

Написание слов с изученными орфограммами. Подбор родственных слов.

Составление схемы словообразования слов.

152

Разделительный Ь и Ъ. Правописание слов с разделительным Ь и  Ъ.

Упражнение в написании слов с изученными орфограммами. Осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

153

Р.р  Работа с картиной Ван Гога «Подсолнухи»

Работа с репродукцией. Использование толкового словаря. Обоснование высказанного суждения.  Формирование умений чувствовать и понимать те переживания, которыми делится с нами художник.

154

Непроизносимый согласный звук – нулевой звук

Исследование проблемы: непроизносимый согласный звук – нулевой звук.

Моделирование правила проверки слов с непроизносимыми согласными. Сравнение и классификация по заданным критериям.

155

Непроизносимый согласный звук – нулевой звук. Чередование звука с нулевым звуком

Использование на практике правила проверки слов с непроизносимыми согласными. Упражнение в подборе родственных слов. Составление схемы словообразования слов.

156

Словарный диктант. Непроизносимый согласный звук – нулевой звук. Чередование звука с нулевым звуком

Анализ, сравнение и разделение слов на группы по видам орфограмм: парные согласные и непроизносимые согласные. Выделение обращения на письме. Подбор родственных слов. Составление схемы словообразования слов.

157

Написание слов с непроизносимым согласным

Анализ, сравнение и разделение слов на группы по видам орфограмм: парные согласные и непроизносимые согласные. Подбор родственных слов. Обоснование высказанного суждения.

158

Р. р. Письменное изложение. Работа с картиной Ван Гога «Церковь в Овере»

Работа с репродукцией. Формирование умений чувствовать и понимать те переживания, которыми делится с нами художник. Составление плана текста  и  использование его при  устном и письменном  изложении.

159

Чередование согласных в корнях слов. Правописание орфограмм в корне слова.

Работа с  обратным, орфографическим, этимологическим словарями. Упражнение в правописании слов с непроизносимыми согласными. Сравнение и классификация по заданным критериям.

160

Чередование согласных в корнях слов. Правописание орфограмм в корне слова.

Анализ, сравнение и разделение слов на группы по видам орфограмм: парные согласные и непроизносимые согласные. Подбор родственных слов. Обоснование высказанного суждения.

161

Проверочное списывание

«Непроизносимый согласный звук – нулевой звук»

Сопоставление своей работы с образцом; оценка её по критериям, выработанным в классе. Выполнение проверки текста с пропущенными орфограммами по образцу.

162

Работа над ошибками. Правописание орфограмм в корне слова.

Обобщение и систематизация способов проверки корня слова. Сравнение и классификация по заданным критериям. Учет установленных правил в планировании и контроле способа решения.

163

Р.р. Обучающее письменное изложение по тексту «Ступеньки»

Составление плана текста  и  использование его при  устном и письменном  изложении. Формирование навыка членить текст на абзацы, оформляя это членение на письме.

164

Чередование согласных в корнях слов. Правописание орфограмм в корне слова.

Обобщение и систематизация способов проверки корня слова. Подбор родственных слов. Обоснование высказанного суждения. Работа с обратным словарём.

165

Контрольная работа по теме «Правописание орфограмм в корне слова»

Сопоставление своей работы с образцом; оценка её по критериям, выработанным в классе. Выполнение проверки текста с пропущенными орфограммами по образцу.

166

Работа над ошибками. Повторение изученных орфограмм

Формирование навыка выполнять работу над ошибками. Анализ, классификация и написание слов с изученными орфограммами. Обоснование высказанного суждения.

167

Правописание орфограмм в корне слова.

Обобщение и систематизация способов проверки корня слова. Сравнение и классификация по заданным критериям. Учет установленных правил в планировании и контроле способа решения.

168

Правописание орфограмм в корне слова.

Обобщение и систематизация способов проверки корня слова. Подбор родственных слов. Обоснование высказанного суждения.

169

Задание для членов клуба «Ключ и заря»

Самостоятельная работа по грамотному написанию и оформлению письма элементарного содержания. Формировать навык писать слова  с изученными орфограммами.

170

Повторение изученного  за год Подведение итогов

Обобщение и систематизация способов проверки корня слова. Сравнение и классификация по заданным критериям. Учет установленных правил в планировании и контроле способа решения.

         Материально-техническое обеспечение учебного предмета  

                                            «Русский язык»

Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:

Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс)

К – полный комплект (на каждого ученика класса)

Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух учеников)

П – комплект для работы в группах (один на 5-6 учащихся)

Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения

количество

примечание

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)


Учебно-методические комплекты  УМК «Перспективная начальная школа»  для 2 класса (программа, учебники, рабочие тетради для самостоятельной работы)


Примерная программа начального общего образования по русскому языку


К





Д

Библиотечный фонд сформирован с учётом типа школы с русским языком обучения на основе федерального перечня учебников, рекомендуемых (допущенных) Минобрнауки РФ.

Печатные  пособия

Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе по русскому языку

Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в программе по русскому языку (в том числе и в цифровой форме)

Словари по русскому языку: орфографический, грамматический, орфоэпический, толковый, фразеологический, этимологический  и словообразовательный

Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанных в программе и методических пособиях по русскому языку


Д



Д


К




К/Д

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Электронные справочники, электронные пособия

П

При наличии необходимых технических условий

Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

Магнитная доска.

Видеомагнитофон.

Телевизор.

Персональный компьютер

Мультимедийный проектор

Сканер, принтер, цифровая фотокамера, цифровая видеокамера со штативом

Д



Д

Д

Д

Д/П

Д

Д






С диагональю  не менее 72 см



При наличии

Экранно-звуковые пособия

Аудиозаписи в соответствии с программой обучения

Видеофильмы, соответствующие тематике программы по русскому языку

Слайды, соответствующие тематике программы по русскому языку

Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по русскому языку

Д


Д


Д


Д

Оборудование класса

Ученические столы двухместные с комплектом стульев

Стол учительский тумбой

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала

Подставки для книг, держатели схем и таблиц

К


Д

Д


         Д


К

Игры и игрушки

Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов по темам: дом, зоопарк, транспорт и др.

Настольные развивающие игры

П


Ф


Контрольно-измерительные материалы

Использовать:

Н.М. Лаврова. Сборник проверочных и контрольных работ 1-2 класс . Методическое пособие: М.Академкнига/Учебник. 2009

http://www.akademkniga.ru/cgi-bin/page.cgi?node=10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова)

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова), "Перспектива", издательство «Просвещение», 2011 год, рекомендованной Министерст...

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной  в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...