Что такое склонение? Три склонения имён существительных.
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Калайчиди Ольга Владимировна

Разработка урока к уроку русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок по русскому языку.48.71 КБ

Предварительный просмотр:

4 класс

Предмет: русский язык.

Тема:  Что такое склонение? Три склонения имён существительных.

Тип урока:  изучение нового материала.

Форма организации: индивидуальная, парная.

Цель и задачи урока:

  • Познакомить учащихся с тремя склонениями имён существительных;
  • Формировать умение определять склонение имён существительных по окончанию и роду;
  • Развивать речь и обогащать словарный запас, орфографическую зоркость, зрительную и слуховую память;
  • Воспитывать интерес к русскому языку

Оборудование:  раздаточный материал, толковый словарь, учебник «Русский язык 4 класс»,

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Самоопределение к деятельности. Орг. момент.

-Солнце на небе проснулось, нам, ребята улыбнулось. Глазки тихо закрываем, руки к небу поднимаем. Лучик солнышка возьмём и к сердечку поднесём.

- Вы чувствуете солнечное  тепло? Откройте глазки. Пусть сегодня на уроке благоприятствует тёплая дружеская атмосфера.

 Настрой на урок.

  1. Актуализация знаний, мотивация.

- Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа.

- Чистописание.

- Молодцы!

- Закройте тетради. Мы подготовили руку для дальнейшей работы. А сейчас поиграем в игру « Узнай падеж». Возьмите карточку, лежащую у вас на парте. На карточке записаны вопросы или вспомогательные слова ,или предлоги, а вы должны определить падеж (парная работа).

- Озвучьте свои ответы.

Работают в тетради.

Читают задание и выполняют.

Называют падеж.

- Какую часть речи мы можем изменить по падежам?

- Вспомните и расскажите всё, что вы знаете о ней.

- Как вы думаете всё ли вы знаете об имени существительном?

-Имя существительное.

Нет.

  1. Постановка учебной задачи.

-Тогда сегодня откроем ещё одну тайну этой удивительной части речи.

- А для того чтобы отгадать самое главное слово нашего урока, нужно разгадать ребус.

    л=кл                               2,3,4,2

             

- Молодцы!

-Откройте учебник и прочитайте название раздела.

- Подберите однокоренные слова к слову склонение.

- Сформулируйте вопросы, возникающие после прочтения названия раздела.

- Прочитайте предложение.

Старая женщина волновалась о сестре и дочери.

- Найдите однородные члены в этом предложении.

- Определите их род, число, падеж.

- Выделите окончания.

- Какие вопросы возникают?

-Прочитайте ещё одно предложение.

Я часто вспоминаю , как мы ходили в поход с моим отцом и дядей.

- Найдите однородные члены в этом предложении.

- Определите их род, число, падеж.

- Выделите окончания.

- Какие вопросы возникают?

Физкультминутка

Склонение.

-Три склонения имён существительных.

-Склониться, поклон, склонённый.

-Что такое склонение?

-Какие это три склонения, в чём их различие?

О сестре, дочери

О сестре (ж.р.,ед.ч.,пр.п.)

О дочери (ж.р.,ед.ч.,пр.п.).

- Почему у существительных, стоящих в том же роде ,числе и падеже окончания разные?

С отцом и дядей

С отцом (м.р.,ед.ч.,т.п.)

С дядей (м.р.,ед.ч.,т.п.)

- Почему у существительных, стоящих в том же роде ,числе и падеже окончания разные?

  1. Решение учебной задачи.

- Для того чтобы ответить на поставленные вопросы я предлагаю вам провести наблюдение и вывести один из законов русского языка.

-Вспомните, какие окончания у существительных м.р.,ср.р.,ж.р. в Им.п.

- Сделайте вывод.

-Работа в группах.

1 группа Измените по падежам сущ. ж.р. страна, земля. Выпишите окончания и сравните их. Сделайте вывод.

2 группа Измените по падежам сущ.. м.р. Слава и дядя. Выпишите окончания и сравните их. Сделайте вывод.

3 группа Измените по падежам сущ. ср.р. окно, поле, огонь. Выпишите окончания и сравните их. Сделайте вывод.

4  группа Измените по падежам сущ.ж.р. печь и степь. Выпишите окончания и сравните их. Сделайте вывод.

- Сравните падежные окончания сущ.м.р. и ж.р. с окончанием –а,-я в начальной форме.

- Можно ли их отнести к одной и той же группе  имён существительных.

-Сколько групп имён существительных, у которых однотипные окончания в одинаковых падежах.

- Как иначе можно назвать эти группы слов?

- Сколько склонений в русском языке?

- Прочитай про себя определение на с.141.

- Что значит просклонять слово?

- Просклоняйте слово точка.

- К какому склонению вы его отнесёте?

- Назовите , по каким признакам определяем склонение имён существительных?

- Как вы понимаете слова однотипные?

- Ответьте на вопросы 2,4 на с.141-142

-Давайте ещё раз посмотрим на предложения в начале урока.

- Почему у слов разные окончания, хотя род и падеж один и тот же?

- Как определить склонение? Что для этого нужно сделать?

М.р. □    а      я

Ж.р. а     я     □

Ср.р. о    е

-Вывод: У имён сущ. Ж.р. и м.р. могут быть одинаковые □ в начальной форме, только по разному распределяются (в м.р.- чаще □, а в ж.р.- а,я).

-Представляют свою работу по группам.

-У сущ.в м.р.и.ж.р. одинаковые падежные окончания.

-Да.

-Три группы.

-К первой группе относятся имена существительные м.р.и.ж.р. с окончаниями –а,-я.

- Ко второй группе существительные м.р с □ и ср.р. с –о,-е.

- К третьей группе существительные ж.р. с □ и мягким знаком на конце.

-Склонения.

-Три.

-Изменить по падежам и числам.

-К 1 склонению

-По роду и окончанию в начальной форме.

- Одинаковые, но могут быть выражены разными буквами, передающими и те же звуки, например а/я,у/ю.

- Они относятся к разным склонениям.

  1. Поставить слово в начальную форму – И.п.,ед.ч.
  2. Определить род и окончание.
  3. Определить склонение.

5.Первичное закрепление. (Применение на практике).

- Откройте учебник с. 142

- Выполним упражнение 159 (с устным объяснение).

- Капитан – н.ф. капитан, м.р., окончание- □, следовательно, это существительное 2-го склонения и т.д.

6.Обобщение усвоенного.

- Кто сможет записать опорные (ключевые) слова для определения склонения имён существительных?

Им.п.

Ед.ч.

Род

Окончание

7.Рефлексия.

- Ребята выскажите одним предложением, выбирая начало фразы.

      1.сегодня я узнал…

2.было интересно…

3.было трудно…

4.я выполнял задания…

5.я понял, что…

6. теперь я могу…

7. я почувствовал, что…

8. я приобрел…

  1. я научился…

10.у меня получилось …

11.я смог…

12.я попробую…

13.меня удивило…

14.урок дал мне для жизни…

15.мне захотелось…

-Ребята по одному высказывают своё мнение.

8.Домашнее задание.

С.12 упр.1 (книга 2)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 классе. Тема: Третье склонение имён существительных.Упражнение в определении склонения имён существительных.

Материал содержит конспект урока, презентацию для интерактивной доски Smart Notebook и карточки для рефлексии, парной и групповой работы. Дидактическая цель: создать условия для создания и осмысл...

Закрепление по теме "Склонение имён существительных. Признаки склонения имён существительных"

Обобщение знаний о грамматических признаках имён существительных....

Конспект урока Три склонения имён существительных. Склонение имён существительных в единственном числе.

Предмет: Русский языкКласс: 4Тема урока: Три склонения имён существительных. Склонение имён существительных в единственном числе.Цели урока: Дать понятие о трех склонениях имен   сущес...

Конспект урока русского языка для 3 класса по теме "Второе склонение имён существительных. Склонение имён существительных мужского рода с нулевым окончанием".

Конспект урока русского языка для 3 класса по программе "Система Л.В. Занкова". Добавлена презентация к данному уроку....

Методическая разработка урока русского языка. 4 класс. Тема "Что такое склонение? Три склонения имён существительных"

Урок проводится в 4-м классе по Образовательной системе "Школа 2100" с использованием технологии развития критического мышления (ТРКМ). Учащиеся знакомятся с понятием склонение имён существи...

Что такое склонение? Три склонения имён существительных.

Разработка урока к уроку русского языка....