Урок русского языка "Неопределённая форма глагола"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме
Урок развивающий и познавательный. Задания разнообразные и интересны для учеников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_4_klass.docx | 18.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Неопределённая форма глагола».
Цели урока:познакомить детей с неопределённой формой глагола как формой,которая не изменяется по ли
цам,числам и временам;учить выделять глаголы неопре-
делённой формы в контексте,образовывать и использо-
вать в речи глаголы неопределённой формы;развивать
внимание,наблюдательность,речь учащихся;воспитывать
любовь к родному языку.
Оборудование:компьютер,учебник «Русский язык»
(автор А.В.Полякова).
1.Организационный момент.
1).Повторяйте за мной:
Сейчас я начну учиться.
Я радуюсь этому.
Внимание моё растёт.
Память моя крепка.
Голова мыслит ясно.
Я хочу учиться.
Я очень хочу учиться.
Я готов к работе.
Работаю.
2).На экране таблица.Повторим 5 «золотых» правил грамматики.
П к ч а г 1.Пиши красиво,чисто,аккуратно,грамотно.
__ __ __. 2.Первое слово в предложении пишется с заглавной буквы.В ко-
це предложения ставится точка(! или?,или …).
! 3.Помни о красной строке при записи заданий и текста.
__ 4.Пользуйся правилами переноса.
5.При письме проговаривай слова по слогам.
2.Чистописание и словарно-орфографическая работа.
1).На экране слова:
Пож…лтел,прил…скают,ст…мнет.
-Что общего у этих слов?(Это глаголы,все имеют приставку,все с безударной глас
ной в корне).
-Какие различия можете назвать?(Пожелтел-глагол прошедшего времени,ед.ч.,
приласкают-гл.будущего времени,мн.ч.,стемнеет-гл.буд.вр.,ед.ч.).
Образуйте новый глагол из начала каждого корня.Заканчивается слово на букву,которая не обозначает звука и показывает мягкость согласного.
Новое слово желать.
-Подберите синоним,назовите орфограмму.(Хотеть).
-Запишите слова в тетрадь,выделите орфограммы.
-Составьте предложение с новым словом.(Устно).
2).На экране пословицы.
Кто много желает,тот мало имеет.
Много желать- добра не видать.
Беречь платье снову,а честь смолоду.
Своё добро теряешь,а чужого желаешь.
-Разделите эти пословицы на группы в зависимости от заложенного в них смысла.
(О жадности и о чести).
-Назовите имеющиеся в пословицах глаголы.
(На экране слова: желает,имеет,желать,не видать,беречь,теряешь,желаешь.).
-Какая из названных форм глагола вам не знакома?
-На какие вопросы отвечают эти глаголы?
-О каких глаголах будет идти речь на уроке?
3.Изучение нового материала.
1).Вспомним всё,что уже знаем о глаголе.(На экране таблица).
Являюсь…
Обозначаю…
Отвечаю на вопросы…
Изменяюсь по…и (в прош.вр.)по…
В предложении чаще всего бываю…
2).Определите у глаголов из 1-ой пословицы время и число.
-Задайте вопрос и определите время и число глаголов из 4-ой пословицы.
-Задайте вопрос к глаголам из 2-ой и 3-ей пословиц.
-Образуйте от них новые глаголы так,чтобы они отвечали на вопрос что сделать?.
-Определите время и число глаголов,отвечающих на вопросы что делать?и что сделать?.
Форма глагола,которая не указывает на время и число
называется неопределённой формой глагола(или началь-
ной формой).
-На что оканчиваются глаголы в неопределённой форме?
-ть,-ти,-чь это суффиксы глаголов неопределённой формы.
-Обобщите наше рассуждение по плану(на экране):
1.На какие вопросы отвечают глаголы в неопределённой форме?
2.На что оканчиваются глаголы в неопределённой форме?
3.Указывает ли на время и число неопределённая форма глагола?
(После обобщения на экране появляется схема).
что делать?
Неопр.фор.гл. -ть,-ти,-чь
что сделать?
3)Прочитаем вывод в учебнике на стр.78.
-Запишите 3-ую пословицу,заменив неопределённую форму глагола формой
2-ого лица ед.числа.
4.Физминутка.
Если я называю глагол в неопределённой форме,то вы шагаете с поднятыми вверх руками,если другая форма глагола,то с опущенными руками.
Гудят,бежать,читаешь,сшить,шить,выучит,нарисовать,позвал,гореть,заберут,спи-
сать,стеречь,прячут,испечь.
5.Закрепление.
1).Заменить фразеологические обороты глаголами неопределённой формы.(На экране).
Пускать пыль в глаза-…,дать слово-…,зарубить на носу-…,держать язык за зубами-…,мозолить глаза-….
2).Определить,как образовано слово в скобках верхней строки.Таким же образом составить слово в скобках нижней строки.Записать слова,группируя их по частям речи.
1.Хотеть (гореть) горизонт.
Таять ( … ) секретный.
2.Находка (найти) зайти.
Местность ( … ) пасти.
3.Испечь (стеречь) стерня.
Зажечь ( … ) берлога.
Назовите все словарные слова,которые здесь втретились.
3)Творческая работа.
-Вы любите фантазировать?
Напишите мини-сочинение «Я через 20 лет»,использюя как можно больше глаголов в неопределённой форме.Например,работать,лечить,учить,радовать и тд.
6.Итог урока.
-Что нового узнали на уроке?
-Чему учились?
-Что больше всего запомнилось?
Нам предстоит выполнить ещё много заданий.Но сегодня мы выполнили всё.
Спасибо всем за работу на уроке.
7.Домашнее задание.
Выполнить упр.108.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок английского языка "Формы глагола to be в настоящем времени" и презентация по уроку
Урок английского языка "Формы глагола to be в настоящем времени", который проходит в форме урока-игры, урока-сказки с использованием презентации...
Презентация к уроку русского языка "Правописание глаголов с тся и ться.Возвратная форма глагола" 4 класс. УМК"Школа 2100"
Цель: знакомство с особенностями правописания глаголов.Задачи:1.Познакомить с особенностями правописания глаголов на -тся и -ться;2.Формировать навыки грамотного письма глаголов;3.Развивать орфо...
Конспект урока русского языка "Употребление глаголов в разных временных формах"
Конспект урока русского языка по теме "Употребление глаголов в разных временных формах" 2 класс УМК "Школа России"...
Технологическая карта урока. Тема: «Неопределенная форма глагола» Второй урок
конспект урока по русскому языку...
Тест по русскому языку "Формы глагола", 4 класс.
Тест по русскому языку "Формы глагола", 4 класс....
Конспект урока "Начальная (неопределённая) форма глагола" (3 класс, УМК "Школа России")
Цель деятельности учителя: формирование представления о неопределенной форме глаголаПланируемые результаты: Предметные:- знать, что такое неопределённая форма глагола;- уметь находить глаголы неопр. ф...