Конспект урока: "Значение приставок -пре, -при"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Аносова Елена Викторовна
  • Цели: дать знания о правописании приставок при; пре;
  •            научить использовать правило в практической
  •            деятельности; совершенствовать навыки
  •            грамотного письма, активизировать мыслительную
  •            деятельность учащихся; развивать логическое
  •            мышление, память.
  •            Воспитывать чувство взаимопонимания,
  •            взаимопомощи, ответственное отношение
  •            к дружбе и товариществу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znachenie_pristavok_-pre_-pri.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

урок  русского языка

          Тема: Пиши без ошибок. Значение приставок –пре, -при.

           

Цели: дать знания о правописании приставок при; пре;

           научить использовать правило в практической

           деятельности; совершенствовать навыки

           грамотного письма, активизировать мыслительную

           деятельность учащихся; развивать логическое

           мышление, память.

           Воспитывать чувство взаимопонимания,

           взаимопомощи, ответственное отношение

           к дружбе и товариществу.

Тип урока - изучение нового материала.

Вид урока - урок исследования.

Технология : на диалоговой основе.

Методы и пед.приемы : проблемно-поисковые, индуктивный, метод самостоятельной работы.

                                                 Ход урока.

          I Организационный момент.

          -Приветствие.

          -Установка на работу.

           II.Работа с предложением.

            - У  нас прижился  прекрасный кот.

             1) Найти основу с доказательством.

             2) Назовите устно словосочетания с вопросами.

                 Кот (какой?) прекрасный.

                  Прижился (у кого?) у нас.

             3) Выполнить морфемный анализ слов: «прижился» и «прекрасный)

 

 

               прижился      прекрасный

       

           --Обратите внимание на приставку.

              Что интересного заметили? пре- ,при-

              А почему в одном слове приставка –при, а в другом –пре?

              Проблема? (Да.)

          III Сообщение темы и цели урока.

       

          Сегодня мы и будем с вами говорить о написании приставок пре- ,при-

Все приставки можно разделить на 3 группы.

1 группа- приставки, которые пишутся одинаково независимо от произношения. Назовите эти приставки. (-до, - по, -над, -за и т.д.

(например: дошел, отплыл, подплыл.)

2 группа- приставки, которые пишутся то с З то с С

(разбивать, распилить)

 Вспомните правило! Слова записываются в тетради и отмечается орфограмма)

3 группа – только две приставки : пре-, при- .

Эта группа самая маленькая, но самая трудная.

-Как вы думаете почему эти приставки в одной группе? Потому что правописание таких приставок зависит от смысла слова.

Приставки пре- и при-  самые трудные.

Вспомните. Что такое приставка?

Приставка меняет значение слова?

IV Работа по теме урока.

У вас на столе есть карточки, по ходу нашей работы мы будем заполнять их. У приставки пре-, при- есть свои секреты. И чтобы их раскрыть придется сразу различать смысл приставок по правилам.

 Итак, секрет первый!

А) Догадайтесь, какое общее значение есть у слов:

Слайд.   Пришел, приехал, прибежал, прикатился,                

              приблизился, притащился.

(заметьте, все слова написаны с приставкой при-)

1 правило- приближение. Заполните карточку.

Слайд. Стихотворение.

Приплыл ли поезд, приплыл теплоход,

Космонавт прилетел из Вселенной

В словах придет, прилетит, приплывет

Пишется при- несомненно.

Приставку при- мы употребляем не только когда предмет приблизился сам, но и когда его приблизил кто-то.

Слайд. Принес, привез, притащил.

Запишите слова обозначающие,

  - приближение птицы –

  - приближение коня

  - приближение рыбы

  - приближение змеи

  - приближение круглого предмета.

Как написали все слова? Почему?  (это приближение)

 Молодцы!

-Люди очень много занимаются тем, что присоединяют друг к другу разные вещи. Чего только не придумают. Такие слова тоже будут писаться с приставкой –при

Например.

Что можно сделать при помощи  иголки с ниткой? (пришить) Запишите .

Молотком и гвоздями? (прибить)

При помощи клея? – приклеить

 Обратите внимание как пишутся эти слова. (при-)

2) Это все присоединения. Заполните карточку.

Слайд. Винт привинтил, прикрутил колесо,

             Приклеил, пришил умело.

             Пишем мы при-, говоря обо всем

             Что добрые люди сделали.

3) значение приставки при-

Сейчас вы его выясните сами. Образуйте с помощью приставки при- имена прилагательные от данных слов и запишите их.

Слайд. Край при море- приморье;

             Канава при дороге- придорожная;

             Огород при усадьбе- приусадебный;

             Поселок при городе- пригород.

 Попробуйте объяснить значение приставки при- в этих словах.

В этом случае приставка -при- обозначает нахождение около чего-то.

Заполните карточку.

4) значение приставки при-

Если пирог в духовке не совсем сгорел, а только немножко, мы говорим- пригорел. Доктор не сжег вам царапину йодом, а только немножко- прижег, вы не открыли окно широко, а только немножко приоткрыли.

 Делаем вывод: В этих словах скрыта неполнота  действия.

Заполнение карточки.

Слайд.

 

Если что-то делается не полностью до конца, не очень сильно, немного или ненадолго, такие действия называются неполными. Слова их обозначающие пишутся с приставкой при-.

Слайд.

Язык прикусил- не совсем откусил,

Пригорело- не значит сгорит.

Помни- что сделано, но не совсем

Пишется с приставкой при-.

Закрепление. Замените данные словосочетания одним словом с приставкой при-.

Слайд. Немного поднял- приподнял,

             Немного хромает – прихрамывает,

             Ненадолго остановился- приостановился,

             Ненадолго лег – прилег,

             Ненадолго сел- присел.

V. Закрепление.

    Слайд - таблица

На слайде появляются слова, которые ученики должны определить в нужный столбик с доказательством.                          

Приближение          присоединение         близость     неполное действие

Пришел                    пришил                    прикусил            пришкольный

Приполз                    приклеил                  прилег                приречный

Прискакал                 привязал                     пригорел            приозерный

Видеоролик.

О приставке –пре.

   

 После просмотра видеоролика идет обсуждение.

Когда пишутся приставки _пре?

 1. Когда можно заменить словом –очень.

Например: Очень скверный  характер – прескверный характер

 2. Приставка – пре – пишется в тех словах, где она по смыслу сходна с приставкой пере. – прекратить- перестать.

                                 предавать – передавать.

Заполнение карточки. ( карточка заполняется по ходу урока)

VII. Обобщение.

 Помогите вставить нужные приставки.

 Погода была ужасная.

Принцесса была - … красная.

Городничий между тем

Наказал … строго всем.

 ….длинной хворостинкой

Мужик гусей гнал в город продавать.

Вдруг откуда-то шакал

 На кобыле - …скакал.

 VIII Итог урока.

Что мы сегодня изучали на уроке?

Сколько секретов мы узнали ?

 Назовите их.

  Вернемся к предложении, которое мы разбирали в начале урока.

Почему в слове прижился – пишется  - при?

А в слове прекрасный – приставка   - пре.

Молодцы. Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока «Значение почвы для живой природы и хозяйственной деятельности человека », 3 класс.

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс, программа развивающего обучения Эльконина-Давыдова...

Конспект урока "Значение и употребление имен прилагательных в речи" (3 кл, УМК "Школа России")

Вашему вниманию предоставляю конспект урока русскому языку на тему: "Значение имен прилагательных". Данный конспект предназначен для учащихся 3 класса УМК "Школа России"...

конспект урока \'\'Значение лесов\'\',3 класс, УМК \'\'ПНШ\'\'

конспект урока ''Значение лесов'',3 класс, УМК ''ПНШ''...