Конспект урока: "Значение приставок -пре, -при"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
- Цели: дать знания о правописании приставок при; пре;
- научить использовать правило в практической
- деятельности; совершенствовать навыки
- грамотного письма, активизировать мыслительную
- деятельность учащихся; развивать логическое
- мышление, память.
- Воспитывать чувство взаимопонимания,
- взаимопомощи, ответственное отношение
- к дружбе и товариществу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znachenie_pristavok_-pre_-pri.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
урок русского языка
Тема: Пиши без ошибок. Значение приставок –пре, -при.
Цели: дать знания о правописании приставок при; пре;
научить использовать правило в практической
деятельности; совершенствовать навыки
грамотного письма, активизировать мыслительную
деятельность учащихся; развивать логическое
мышление, память.
Воспитывать чувство взаимопонимания,
взаимопомощи, ответственное отношение
к дружбе и товариществу.
Тип урока - изучение нового материала.
Вид урока - урок исследования.
Технология : на диалоговой основе.
Методы и пед.приемы : проблемно-поисковые, индуктивный, метод самостоятельной работы.
Ход урока.
I Организационный момент.
-Приветствие.
-Установка на работу.
II.Работа с предложением.
- У нас прижился прекрасный кот.
1) Найти основу с доказательством.
2) Назовите устно словосочетания с вопросами.
Кот (какой?) прекрасный.
Прижился (у кого?) у нас.
3) Выполнить морфемный анализ слов: «прижился» и «прекрасный)
прижился прекрасный
--Обратите внимание на приставку.
Что интересного заметили? пре- ,при-
А почему в одном слове приставка –при, а в другом –пре?
Проблема? (Да.)
III Сообщение темы и цели урока.
Сегодня мы и будем с вами говорить о написании приставок пре- ,при-
Все приставки можно разделить на 3 группы.
1 группа- приставки, которые пишутся одинаково независимо от произношения. Назовите эти приставки. (-до, - по, -над, -за и т.д.
(например: дошел, отплыл, подплыл.)
2 группа- приставки, которые пишутся то с З то с С
(разбивать, распилить)
Вспомните правило! Слова записываются в тетради и отмечается орфограмма)
3 группа – только две приставки : пре-, при- .
Эта группа самая маленькая, но самая трудная.
-Как вы думаете почему эти приставки в одной группе? Потому что правописание таких приставок зависит от смысла слова.
Приставки пре- и при- самые трудные.
Вспомните. Что такое приставка?
Приставка меняет значение слова?
IV Работа по теме урока.
У вас на столе есть карточки, по ходу нашей работы мы будем заполнять их. У приставки пре-, при- есть свои секреты. И чтобы их раскрыть придется сразу различать смысл приставок по правилам.
Итак, секрет первый!
А) Догадайтесь, какое общее значение есть у слов:
Слайд. Пришел, приехал, прибежал, прикатился,
приблизился, притащился.
(заметьте, все слова написаны с приставкой при-)
1 правило- приближение. Заполните карточку.
Слайд. Стихотворение.
Приплыл ли поезд, приплыл теплоход,
Космонавт прилетел из Вселенной
В словах придет, прилетит, приплывет
Пишется при- несомненно.
Приставку при- мы употребляем не только когда предмет приблизился сам, но и когда его приблизил кто-то.
Слайд. Принес, привез, притащил.
Запишите слова обозначающие,
- приближение птицы –
- приближение коня
- приближение рыбы
- приближение змеи
- приближение круглого предмета.
Как написали все слова? Почему? (это приближение)
Молодцы!
-Люди очень много занимаются тем, что присоединяют друг к другу разные вещи. Чего только не придумают. Такие слова тоже будут писаться с приставкой –при
Например.
Что можно сделать при помощи иголки с ниткой? (пришить) Запишите .
Молотком и гвоздями? (прибить)
При помощи клея? – приклеить
Обратите внимание как пишутся эти слова. (при-)
2) Это все присоединения. Заполните карточку.
Слайд. Винт привинтил, прикрутил колесо,
Приклеил, пришил умело.
Пишем мы при-, говоря обо всем
Что добрые люди сделали.
3) значение приставки при-
Сейчас вы его выясните сами. Образуйте с помощью приставки при- имена прилагательные от данных слов и запишите их.
Слайд. Край при море- приморье;
Канава при дороге- придорожная;
Огород при усадьбе- приусадебный;
Поселок при городе- пригород.
Попробуйте объяснить значение приставки при- в этих словах.
В этом случае приставка -при- обозначает нахождение около чего-то.
Заполните карточку.
4) значение приставки при-
Если пирог в духовке не совсем сгорел, а только немножко, мы говорим- пригорел. Доктор не сжег вам царапину йодом, а только немножко- прижег, вы не открыли окно широко, а только немножко приоткрыли.
Делаем вывод: В этих словах скрыта неполнота действия.
Заполнение карточки.
Слайд.
Если что-то делается не полностью до конца, не очень сильно, немного или ненадолго, такие действия называются неполными. Слова их обозначающие пишутся с приставкой при-.
Слайд.
Язык прикусил- не совсем откусил,
Пригорело- не значит сгорит.
Помни- что сделано, но не совсем
Пишется с приставкой при-.
Закрепление. Замените данные словосочетания одним словом с приставкой при-.
Слайд. Немного поднял- приподнял,
Немного хромает – прихрамывает,
Ненадолго остановился- приостановился,
Ненадолго лег – прилег,
Ненадолго сел- присел.
V. Закрепление.
Слайд - таблица
На слайде появляются слова, которые ученики должны определить в нужный столбик с доказательством.
Приближение присоединение близость неполное действие
Пришел пришил прикусил пришкольный
Приполз приклеил прилег приречный
Прискакал привязал пригорел приозерный
Видеоролик.
О приставке –пре.
После просмотра видеоролика идет обсуждение.
Когда пишутся приставки _пре?
1. Когда можно заменить словом –очень.
Например: Очень скверный характер – прескверный характер
2. Приставка – пре – пишется в тех словах, где она по смыслу сходна с приставкой пере. – прекратить- перестать.
предавать – передавать.
Заполнение карточки. ( карточка заполняется по ходу урока)
VII. Обобщение.
Помогите вставить нужные приставки.
Погода была ужасная.
Принцесса была - … красная.
Городничий между тем
Наказал … строго всем.
….длинной хворостинкой
Мужик гусей гнал в город продавать.
Вдруг откуда-то шакал
На кобыле - …скакал.
VIII Итог урока.
Что мы сегодня изучали на уроке?
Сколько секретов мы узнали ?
Назовите их.
Вернемся к предложении, которое мы разбирали в начале урока.
Почему в слове прижился – пишется - при?
А в слове прекрасный – приставка - пре.
Молодцы. Спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Значение и употребление имён прилагательных в речи" (1 урок) 3 класс
Конспект урока...
Презентация и конспект урока "Значение воды на Земле"
Программа Л.В. Занкова...
Конспект урока «Значение почвы для живой природы и хозяйственной деятельности человека », 3 класс.
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс, программа развивающего обучения Эльконина-Давыдова...
Конспект урока "Значение и употребление имен прилагательных в речи" (3 кл, УМК "Школа России")
Вашему вниманию предоставляю конспект урока русскому языку на тему: "Значение имен прилагательных". Данный конспект предназначен для учащихся 3 класса УМК "Школа России"...
конспект урока \'\'Значение лесов\'\',3 класс, УМК \'\'ПНШ\'\'
конспект урока ''Значение лесов'',3 класс, УМК ''ПНШ''...