Конспект урока «Значение почвы для живой природы и хозяйственной деятельности человека », 3 класс.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс, программа развивающего обучения Эльконина-Давыдова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Почва | 24.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Челябинский педагогический колледж №1»
Конспект урока по окружающему миру
Тема: « Значение почвы для живой природы и хозяйственной деятельности человека ».
Выполнила студент(ка): 46 гр.
Горшкова Е.А.
Проверил:
Отметка:
Дата: 16.03.18
Класс: 3 «А»
Кабинет: 102
Цель: Расширить представление детей о природе, формирование представления о почвах; изучить состав и свойства почвы. природы; формировать универсальные учебные действия – работа с учебными текстами, осознанное чтение вслух, развивать мышление, наблюдательность, умение представить вывод.
Планируемые результаты:
-личностные: учиться быть наблюдательным; развивать экологическое воспитание
-предметные: вспомнить о разных способов размножения;
Оборудование: презентация, учебник «Эльконин, Давыдов», 3 класс
Этап урока Методы и приемы | Содержание урока. Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. Орг. Момент Словес.: приветствие | Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня на уроке у нас будет много интересного и очень много новых открытий, а каких вы узнаете позже. Я желаю всем успеха!!! | Приветствовать учителя | Л.: положительное отношение к школе и учебной деятельности |
2.Актуализация знаний Словесн.:ответы на вопросы,фронтальная | Что вы изучали на прошлом уроке? Что такое почва?( поверхностный слой литосферы Земли, обладающий плодородием и представляющий собой полифункциональную гетерогенную открытую четырёхфазную (твёрдая, жидкая, газообразная фазы и живые организмы) Что такое плодородие почвы — способность почвы удовлетворять потребность растений в элементах питания, влаге и воздухе, а также обеспечивать условия для их нормальной жизнедеятельности. Что же содержится в почве, что обеспечивает в ней жизнь?( вода, воздух, тяжелые и легкие частички) Молодцы. | Отгадать загадку. Характеризовать растения. Слушать учителя | П: строят рассуждения; строят речевое высказывание в устной форме К: аргументируют свою позицию. |
3. Постановка учебной задачи и ее решение Словессн.:ответы на вопросы, фронтальная, чтение по цепочке | Сегодня у нас новая тема, а что бы вы догадались, о чем мы будем говорить сегодня, я расскажу вам занимательную историю. По одной из гипотез вначале мир был скалой. Каждый год шли дожди, падали на скалу и немного размывали ее; это образовало песок-основу земли. Постепенно стали появляться растения на земле, их части опадали и образовывали почву, землю. Стали расти деревья, и их листья, иглы и шишки, опадающие вместе с кусочками коры, образовали еще больше земли. Если внимательно посмотреть на почву в лесу, то увидишь, что в верхних ее слоях все это перемешано, а в нижних постепенно сгнивает при помощи обитающих в ней микроорганизмов и обращается в землю. -О чем шла речь? Догадались ли вы, какая будет тема нашего сегодняшнего урока? « Образование почвы» А какие цели мы можем сегодня перед собой поставить? (слайд 2) Оглядываясь вокруг себя, человек чаще замечает бегущие облака, сверкающие горные вершины, пышную крону лесов, извивы рек и ледников, чем почву, тот самый верхний слой земли, по которому мы ходим, и на котором произрастают деревья, травы, цветы, слой, который кормит людей и без которого едва ли возможна жизнь на нашей планете. Было время, когда почвы не было, но вот в чрезвычайно отдаленные времена на измельченных водой и ветром, жарой и холодом горных породах поселились живые организмы. Они отмирали, разлагались, образовывая таким образом основную и самую главную часть почвы - перегной. И чем больше росло и отмирало растений, тем богаче перегноем становилась почва. Почва всегда возникает и развивается под действием живых организмов, в основном растений. Людям уже давно стало известно о громадном «населении» почвы. В каждом ее грамме содержаться до нескольких миллионов микроорганизмов, непрерывно разлагающих органическое вещество. Связь растительности с почвой очень тесна. Корни одних растений выделяют особые вещества, способные разрушать минералы, корни других обогащают почву азотом. Животные, которые по массе своей примерно в 100 раз меньше растений, измельчают, перерабатывают отмершие растительные остатки и заносят их в почва, а прорывая в ней норы и ходы, удобряют ее своими экскрементами, а после смерти - своими телами. Среди крупных почвенных животных есть хищники – кроты и землеройки, ходы которых отмечены на поверхности кучками свежей рыхлой земли. Растительноядные грызуны – хомяки, сурки, слепыши – тоже роют, перемешивают и рыхлят почву. ()Но гораздо большую роль в жизни почвы играют мелкие животные размером от долей миллиметра до нескольких сантиметров. Увидеть их можно и невооруженным глазом, но рассмотреть, как правило, только с помощью увеличительного прибора. Это беспозвоночные животные: клещи, мокрицы, многоножки, слизни, улитки, дождевые черви и многие личинки насекомых. ( Одни из них питаются растительными остатками – и свежими, и уже сильно разложившимися; другие являются хищниками; третьи поедают грибные нити и споры. Измельчая и переваривая листья, стебли, корни, все эти животные осуществляют первичную переработку органического вещества, превращая его в гумус почвы. И корни растений, и крупные почвенные животные и микроорганизмы – это такая же неотъемлемая часть почвы, только более подвижная , более активная – одним словом, живая. Физминутка | Предположить и узнать цели урока Повторять движения за учителем Характеристика почвы Разбор слова - плодородие | П: Выявлять сущность, особенности объектов. Умение определять цель урока |
4.Решение частных задач Словесн.: устное выполнение, Работа в группах | Что участвует в образовании почвы? Ребята, а как вы думаете, можно ли почву отнести только к живой или только к неживой природе? Давайте прочитаем в учебнике, и ответим на эти вопросы. Стр 112. Так почва - это живая или неживая природа? Ребята, а как вы думаете, чем питаются животные почвы? -Прочтите 1 абзац пункта «Чем питаются животные почвы?» Ваши предположения подтвердились? Чем же питаются животные почвы? -Есть ли связь между растениями и животными? -Посмотрите внимательно на экран, здесь представлена цепь питания. (корень одуванчика-личинка-крот) Посовещайтесь в парах и скажите, что может произойти, если в лесу не будет одуванчиков? Кто может сказать, что такое цепь питания? | Разделиться на группы Выполнять заданное исследование | К:Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Р: принимают и сохраняют уч. Задачу; Умение извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний. |
5.Закрепление Практич.: самостоятельное выполнение упраж., | Теперь я вам раздам листочки, будем писать тест. -Что такое почва? -На сколько групп можно разделить растения? -Какими качествами обладают растения? - Как происходит процесс размножения растений? Молодцы, сдаем листочки. | Защищать по одному человеку в группах свое исследование Писать самостоятельную работу | Л: учебно – познавательный интерес к новому учебному материалуР: принимают и сохраняют уч. Задачу; |
6.Подведение итогов урока словесн.:беседа | Какая была тема нашего сегодняшнего урока? -Что такое почва? Как она образуется? Какое участие в образовании почвы принимают животные и растения? Что такое цепь питания? Что будет, если одно звено из цепи питания исчезнет? До свидания! | Характеристика своих знаний на этом уроке | К:Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение факторов окружающей живой природы в укреплении здоровья младших школьников.
В докладе затронута важная проблема укрепления здоровья детей. Даны сведения о времени, проведенном в классе и дома за столом. Чтобы удовлетворить потребность в движении, нужно приобщать ребенка к жиз...
Конспект урока и презентация. Тема: "Мир природы в народном творчестве". 3 класс. УМК "Перспектива"
....
Конспект урока окружающего мира "Царства живой природы"
Данная разработка содержит конспект открытого урока окружающего мира "Царства живой природы". Урок проведён с использованием кейс-технологии....
Конспект урока «Знакомимся с солёным тестом» по предмету «Изобразительная деятельность», 3 класс (обучение по СИПР).
Цель: Знакомство ребенка с пластичным материалом – солёным тестом.Обучение разнообразным приемам действий с пластичными материалами: разминание, сплющивание и «шлепанье».Формирование...
Презентация. Разнообразие листьев растений, их функции.Значение растений для живой природы.
Разнообразие листьев растений, их функции.Значение растений для живой природы....
Конспект урока окружающего мира "Человек - часть живой природы" (УМК " Школа России" 3 класс)
Цели деятельности учителя: определить место человека в окружающем мире Планируемые результаты Предметные: :§ формировать позитивный опыт взаимодействия ребенка с окружающими миром;&sec...