Конспект урока «Значение почвы для живой природы и хозяйственной деятельности человека », 3 класс.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Горшкова Евгения Александровна

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс, программа развивающего обучения Эльконина-Давыдова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Почва24.52 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

Конспект урока по окружающему миру

Тема: « Значение почвы для живой природы и хозяйственной деятельности человека ».

Выполнила студент(ка): 46 гр.  

Горшкова Е.А.

Проверил:

Отметка:

Дата: 16.03.18

Класс: 3 «А»

Кабинет: 102

Цель:  Расширить представление детей о природе, формирование представления о почвах; изучить состав и свойства почвы. природы; формировать универсальные учебные действия – работа с учебными текстами, осознанное чтение вслух, развивать мышление, наблюдательность, умение представить вывод.

Планируемые результаты:

-личностные: учиться быть наблюдательным;  развивать  экологическое воспитание

-предметные: вспомнить о разных способов размножения;

Оборудование: презентация,   учебник «Эльконин, Давыдов», 3 класс

Этап урока

Методы и приемы

Содержание урока.  Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Орг. Момент

Словес.: приветствие

Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня на уроке у нас будет много интересного и очень много новых открытий, а каких вы узнаете позже. Я желаю всем успеха!!!

Приветствовать учителя

Л.: положительное отношение к школе и учебной деятельности

2.Актуализация знаний

Словесн.:ответы на вопросы,фронтальная

 Что вы изучали на прошлом уроке?

Что такое почва?( поверхностный слой литосферы Земли, обладающий плодородием и представляющий собой полифункциональную гетерогенную открытую четырёхфазную (твёрдая, жидкая, газообразная фазы и живые организмы)

Что такое плодородие почвы — способность почвы удовлетворять потребность растений в элементах питания, влаге и воздухе, а также обеспечивать условия для их нормальной жизнедеятельности.

Что же содержится в почве, что обеспечивает в ней жизнь?( вода, воздух, тяжелые и легкие частички)

Молодцы.

Отгадать загадку.

Характеризовать растения.

Слушать учителя

П: строят рассуждения; строят речевое высказывание в устной форме

К: аргументируют свою позицию.

3. Постановка учебной задачи и ее решение

Словессн.:ответы на вопросы, фронтальная, чтение по цепочке

Сегодня у нас новая тема, а  что бы вы  догадались, о чем мы будем говорить сегодня, я  расскажу вам занимательную историю. По одной из гипотез вначале мир был скалой. Каждый год шли дожди, падали на скалу  и немного размывали ее; это образовало песок-основу земли. Постепенно стали появляться растения  на земле, их части опадали и образовывали почву, землю. Стали расти деревья, и их листья, иглы и шишки, опадающие вместе с кусочками коры, образовали еще больше земли. Если внимательно посмотреть на почву в лесу, то увидишь, что в верхних ее слоях все это перемешано, а в нижних постепенно сгнивает при помощи обитающих в ней микроорганизмов и обращается в землю.

-О чем шла речь? Догадались ли вы, какая будет тема нашего сегодняшнего урока? « Образование почвы»

А какие цели  мы можем сегодня перед собой поставить? (слайд 2)

Оглядываясь вокруг себя, человек чаще замечает бегущие облака, сверкающие горные вершины, пышную крону лесов, извивы рек и ледников, чем почву,  тот самый верхний слой  земли, по которому мы ходим, и на котором произрастают деревья, травы, цветы, слой, который кормит людей и без которого едва ли возможна жизнь на нашей планете.

Было время, когда почвы  не было, но вот в чрезвычайно отдаленные времена на измельченных водой и ветром, жарой и холодом  горных породах поселились живые организмы. Они отмирали, разлагались, образовывая таким образом основную и самую главную часть почвы - перегной. И чем больше росло и отмирало растений, тем богаче перегноем становилась почва.

Почва всегда возникает и развивается под  действием живых организмов, в основном растений.

Людям уже давно стало известно о громадном  «населении» почвы. В каждом ее грамме содержаться до нескольких миллионов микроорганизмов, непрерывно  разлагающих органическое вещество.

Связь растительности с почвой  очень тесна. Корни одних растений выделяют  особые вещества,  способные разрушать минералы, корни других обогащают почву азотом.

Животные, которые по массе своей примерно в 100 раз меньше растений, измельчают, перерабатывают отмершие растительные  остатки и заносят их в  почва, а прорывая в ней норы и ходы, удобряют ее своими экскрементами, а после смерти - своими телами.

Среди крупных почвенных животных есть хищники – кроты и землеройки, ходы которых отмечены  на поверхности кучками свежей рыхлой земли.

Растительноядные грызуны – хомяки, сурки, слепыши – тоже роют, перемешивают и рыхлят  почву.  ()Но гораздо  большую роль в жизни почвы играют  мелкие животные размером от долей миллиметра   до нескольких  сантиметров. Увидеть их можно и невооруженным глазом, но рассмотреть, как правило, только с помощью увеличительного прибора. Это беспозвоночные животные: клещи, мокрицы, многоножки, слизни, улитки, дождевые черви и многие  личинки насекомых. (

Одни из них питаются растительными остатками – и свежими, и уже сильно разложившимися; другие являются хищниками; третьи поедают грибные нити и споры. Измельчая и переваривая листья, стебли, корни, все эти животные осуществляют первичную переработку органического  вещества, превращая его в гумус почвы. И корни растений, и крупные почвенные животные  и микроорганизмы – это такая же неотъемлемая часть почвы, только  более подвижная , более активная – одним словом, живая.

Физминутка

Предположить и узнать цели урока

Повторять движения за учителем

Характеристика почвы

Разбор слова - плодородие

П: Выявлять сущность, особенности объектов.
На основе анализа объектов делать выводы.

Умение определять цель урока

4.Решение частных задач

Словесн.: устное выполнение,

Работа в  группах

Что участвует в образовании почвы?

Ребята, а как вы думаете,  можно ли почву отнести только к живой или только к неживой природе?

Давайте прочитаем в учебнике, и ответим на эти вопросы.

Стр 112.

Так почва - это живая или неживая природа?

Ребята, а как вы думаете, чем питаются животные  почвы?

-Прочтите  1 абзац пункта  «Чем питаются животные почвы?»

Ваши предположения подтвердились? Чем же питаются животные почвы?

-Есть ли связь между растениями и животными?

-Посмотрите внимательно на экран, здесь представлена цепь питания. (корень одуванчика-личинка-крот)

Посовещайтесь в парах и скажите, что может произойти, если в лесу не будет одуванчиков?

Кто может сказать, что такое цепь питания?

Разделиться на группы

Выполнять заданное исследование

К:Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Р: принимают и сохраняют уч. Задачу;

Умение извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний.

5.Закрепление

Практич.: самостоятельное выполнение упраж.,

Теперь я вам раздам листочки, будем писать тест.

-Что такое почва?

-На сколько групп можно разделить растения?

-Какими качествами обладают растения?

- Как происходит процесс размножения растений?

Молодцы, сдаем листочки.

Защищать по одному человеку в группах свое исследование

Писать самостоятельную работу

Л: учебно  – познавательный интерес к новому учебному материалуР: принимают и сохраняют уч. Задачу;

6.Подведение итогов урока

словесн.:беседа

Какая была тема нашего сегодняшнего урока?

-Что такое почва? Как она образуется? Какое участие в образовании почвы принимают животные и растения? Что такое цепь питания?  Что будет, если одно звено из цепи питания исчезнет?

До свидания!

Характеристика своих знаний на этом уроке

К:Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение факторов окружающей живой природы в укреплении здоровья младших школьников.

В докладе затронута важная проблема укрепления здоровья детей. Даны сведения о времени, проведенном в классе и дома за столом. Чтобы удовлетворить потребность в движении, нужно приобщать ребенка к жиз...

Конспект урока окружающего мира "Царства живой природы"

Данная разработка содержит конспект открытого урока окружающего мира "Царства живой природы". Урок проведён с использованием  кейс-технологии....

Конспект урока «Знакомимся с солёным тестом» по предмету «Изобразительная деятельность», 3 класс (обучение по СИПР).

Цель: Знакомство ребенка с пластичным материалом – солёным тестом.Обучение разнообразным приемам действий с пластичными материалами: разминание, сплющивание и «шлепанье».Формирование...

Презентация. Разнообразие листьев растений, их функции.Значение растений для живой природы.

Разнообразие листьев растений, их функции.Значение растений для живой природы....

Конспект урока окружающего мира "Человек - часть живой природы" (УМК " Школа России" 3 класс)

Цели деятельности учителя: определить место человека в окружающем мире Планируемые результаты Предметные: :§  формировать позитивный опыт взаимодействия ребенка с окружающими миром;&sec...