Рабочая программа по русскому языку 3 класс
рабочая программа по русскому языку (3 класс) по теме

Соловьёва Татьяна Игоревна

Для УМК "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_r.yaz_.docx38.17 КБ
Microsoft Office document icon tem.planirovanie.doc340.5 КБ

Предварительный просмотр:

II.Перечень - график практических и контрольных работ.

Контрольных диктантов- 8

Словарных диктантов- 16

Проверочных работ- 12

Контрольных изложений- 1

Контрольных списываний- 2

III. Пояснительная записка

Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов.

Курс русского языка в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании. Цели обучения русскому языку в основной школе:

  1. развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения;
  2. формирование элементарной лингвистической компетенции.

Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.

Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык», а именно 
– формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель); 
– формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).

IV. Задачи организации учебной деятельности

  1. развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
  2. осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;
  3. формирование у детей чувства языка;
  4. воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;
  5. сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.

 Общая характеристика учебного предмета

В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом литературного чтения: 
1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);
 
2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
 
3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Русский язык»: 
4) приобретение и систематизация знаний о языке;
 
5) овладение орфографией и пунктуацией;
 
6) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;
 
7) развитие чувства языка.

Разделы «Предложение» и «Текст»

В 3-м классе расширяется понятие о предложении: дети знакомятся с повествовательными, вопросительными и побудительными, восклицательными и невосклицательными предложениями, с их использованием в разных речевых ситуациях; с логическим ударением и его ролью в речи; учатся выделять из предложений словосочетания, т.е. практически осваивают понятие о связи слов в предложении. Вводится понятие о главных и второстепенных членах предложения (без дифференциации последних). Дети учатся находить в предложениях подлежащее и сказуемое, видеть второстепенные члены предложения и понимать их роль в речи.

Дети знакомятся с однородными членами предложения, с интонацией перечисления; узнают, что однородными могут быть как главные члены предложения, так и второстепенные, что связываются между собой однородные члены с помощью интонации, а также с помощью союзов (и, а, но) или без помощи союзов. Формируется умение ставить запятые в предложениях с однородными членами. Внимание детей обращается на смысловую роль знаков препинания: они помогают правильно выразить мысль и понять написанное, то есть помогают письменному общению.

Все полученные знания и умения делают возможным и логичным введение понятия о сложном предложении на примере бессоюзной конструкции из двух частей и начало развития умения ставить запятую между частями сложного предложения.

В течение всего учебного года продолжается развитие читательских умений детей на материале текстов учебника, формирование типа правильной читательской деятельности при чтении художественных и учебно-научных текстов. Вводится понятие абзаца как смысловой части текста.

Раздел «Слово»

В 3-м классе продолжается развитие умений писать слова с ь и ъ разделительными, с ь для обозначения мягкости согласных. Дети учатся переносить слова с ь и ъ. Изучается правописание слов с удвоенной буквой согласного в корне типа ссора, аллея, жужжит и правило их переноса.

Отрабатывается умение писать слова с проверяемой и непроверяемой буквой безударного гласного в корне (на материале трёхсложных слов – с двумя безударными гласными в корне или в словах с приставками), а также проверяемыми буквами согласных в корне, с удвоенной буквой согласного на стыке приставки и корня типа рассказ, рассвет. Дети учатся пользоваться двумя способами проверки: подбором однокоренных слов и изменением формы слова.

Заучиваются группы слов с непроверяемыми написаниями. Развивается умение пользоваться орфографическим словарём.

Вводится новая орфограмма–обозначение буквой на письме непроизносимого согласного звука в корне слова. Параллельно заучиваются слова, в которых нет непроизносимых согласных (вкусный, чудесный и др.).

Изучение орфографии в начальной школе направлено на то, чтобы помочь детям осознать важность правильного использования языка не только в устной речи, но и на письме, показать, что необходимым компонентом письменной речи является орфографический навык. Орфографически правильная письменная речь – залог успешного общения в письменной форме.

Второй аспект в рассмотрении слова в курсе русского языка начальной школы – это его морфемный состав. В 3-м классе дети знакомятся с окончанием и его функциями, усваивают определение окончания, основы слова, а также на практике постигают различие между изменением слова и образованием новых слов.

Происходит знакомство с явлением чередования согласных в корне слова, на этом материале продолжается работа с группами однокоренных слов (наблюдение над лексическим значением однокоренных слов с чередованием согласных в корне типа дорога – дорожка – дорожный;подбор однокоренных слов). Эта работа связана с развитием орфографических умений, она ведётся регулярно в течение всего учебного года.

Кроме того, дети знакомятся с другими суффиксами и приставками, тренируются в образовании слов, в различении предлогов и приставок, в разборе по составу доступных слов, знакомятся со сложными словами.

Третий аспект рассмотрения слова – лексический. Он связан с называнием предметов и явлений окружающего мира. Лексическая работа пронизывает весь курс: регулярно ведётся наблюдение над значением слов, в том числе однокоренных; объясняются и уточняются значения слов (в том числе с помощью толкового словаря). Дети наблюдают над сочетаемостью слов, над словоупотреблением, практически знакомятся с синонимией, антонимией, омонимией, с многозначностью, с переносным значением слова.

Четвёртый аспект рассмотрения слова – морфологический.

Морфология – самый сложный для ребёнка раздел, так как его изучение предполагает сформированность определённых мыслительных операций, способности к обобщению, к абстрагированию. Изучение частей речи требует знаний о составе слова и словообразовании, а также знаний из области лексики (значение слова), синтаксиса (функционирование слов в предложении). Нужно также иметь в виду, что морфология изучается как средство развития мышления детей, представления о языке как системе и повышения орфографической грамотности.

В 3-м и 4-м классах части речи становятся главным предметом изучения, т.к. для этого есть необходимые базовые знания и умения, накоплен определённый языковой опыт в результате наблюдений за функционированием слов в речи.

Изучаются сведения об именах существительных, именах прилагательных, глаголах и личных местоимениях, об их роли в предложении. Параллельно вводятся соответствующие орфограммы и сведения об отдельных особенностях словообразования и словоизменения этих частей речи.

При изучении частей речи особое внимание уделяется наблюдению за их ролью в предложении, тексте, за особенностями употребления существительных, прилагательных, глаголов и личных местоимений, синонимией и антонимией; а также упражнениям в подборе синонимов и антонимов, тематических групп слов.

В курсе русского языка дети получают первоначальное представление о системе языка, т.к. знакомятся на элементарном уровне со всеми единицами языка: звуком, морфемой, словом, словосочетанием, предложением и текстом, наблюдают соотношения между этими языковыми единицами.

Помимо разделов «Слово»«Предложение» и «Текст» в курс русского языка входят разделы «Развитие речи» и «Совершенствование навыков каллиграфии». Два последних не выделены в качестве специальных разделов для изучения, но являются ведущими направлениями работы по русскому языку в курсе начальной школы.

Основные направления работы по развитию речи:

  1. Количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп слов, синонимических рядов и т.д., а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов.
  2. Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами; над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, продуцирование текстов.
  3. Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной разговорной речи, устной учебно-научной речи; навыками и умениями понимания и элементарного анализа художественного и учебно-научного текста.
  4. Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией.

V. Технологии, методики работы

Технология проблемно- диалогического обучения.

      Методы:

- Создание проблемной ситуации на уроке;

- Побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации;

- Проблемный диалог;

- Практические  работы;

- Парная и групповая работа.

VI. Виды деятельности

- Прогнозирование;

- Анализ;

- Планирование работы;

- Определение проблемы;

- Поиск решения.

VII. Критерии оценивания

Критерии оценивания умений происходит через систему проверочных работ, включённых в тетради на печатной основе после изучения каждой темы. Каждое задание в проверочной работе контролирует одно базовое умение или навык по данной теме. Базовые умения по всем темам курса проверяет итоговая контрольная работа. Отметки ставятся и за знание теоретического материала, и за учебно- языковые, правописные и речевые умения.

VIII. Формирование УУД

Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремитьсяк совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
  • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

IX. Требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся по курсу.

  • воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
  • осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
  • самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам;
  • производить звуко-буквенный анализ доступных слов;
  • видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам (без введения этого понятия), правильно писать слова с буквами безударных гласных в корне, буквами проверяемых и непроизносимых согласных, с удвоенными буквами согласных в корне, с ьдля обозначения мягкости, ь разделительным; владеть способами проверки букв гласных и согласных в корне; писать слова с непроверяемыми написаниями по программе; сложные слова с соединительной буквой о и е; частицу не с глаголами; буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных; графически обозначать изученные орфограммы и условия их выбора (без использования термина «условия выбора орфограммы»);находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
  • правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное; писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами (объёмом 55–60 слов), правильно переносить слова с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки и корня, с ь;
  • находить в слове окончание и основу, составлять предложения из слов в начальной форме (ставить слова в нужную форму), образовывать слова с помощью суффиксов и приставок; подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне; разбирать по составу доступные слова; выделять два корня в сложных словах;
  • распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы; производить морфологический разбор этих частей речи в объёме программы;
  • определять вид предложения по цели высказывания и интонации, правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления;
  • разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к второстепенным членам, определять, какие из них относятся к подлежащему, какие к сказуемому; выделять из предложения сочетания слов, связанных между собой;
  • видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с однородными членами (без союзов, c одиночным союзом и);
  • составлять предложения с однородными членами, употреблять их в речи;
  • осознавать важность орфографически грамотного письма и роль знаков препинания в письменном общении;
  • читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после чтения (с помощью учителя), делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план, пересказывать текст по плану;
  • читать и понимать учебно-научные тексты (определять количество частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану);
  • письменно пересказывать текст (писать подробное изложение доступного текста).

Учащиеся должны осмысленно относиться к изучению родного языка, сознательно наблюдать за своей речью, стремиться к употреблению в собственной речи изученных конструкций, слов, к совершенствованию своей речи.

 X. Структура курса

  136 ч (4 часа в неделю)

Вводный урок (1 ч)

Повторение. ( 7 ч)

Слово. (100 ч)

1. Совершенствование умений звуко-буквенного анализа слов, постановки ударения в словах, различения ударных и безударных слогов; написания ь для обозначения мягкости согласных, ьи ъ разделительных.

Знакомство с явлением чередования согласных звуков в корнях слов (снег – снежок).

Развитие умений видеть опасные места в написанном и звучащем слове, писать слова с орфограммами, изученными во 2-м классе; слова с ь и ъ разделительными, переносить слова с ь и ъ.

Написание слов с двойными буквами согласных в корне, например: класс, жужжит, ссора, с двойными буквами согласных на стыке приставки и корня (рассказ, рассвет), перенос этих слов. Правописание буквы безударного гласного в корне (в двусложных словах, в трёхсложных словах с двумя безударными гласными в корне). Правописание слов со звонкими и глухими согласными в середине и на конце слова. Освоение разных способов проверки: подбор однокоренных слов, изменение формы слова.

Знакомство с орфограммой «Обозначение буквами непроизносимых согласных звуков в корне слова», правописание слов с этой орфограммой. Выведение общего правила правописания проверяемых букв согласных. Освоение написания слов типа вкусный, чудесный.

Правописание слов с непроверяемыми написаниями по программе данного года обучения.

2. Закрепление понятий «корень слова», «однокоренные слова», «приставка», «суффикс», развитие умения видеть корень в однокоренных словах, в том числе с чередующимися согласными; находить в слове корень путём подбора и сопоставления однокоренных слов, видеть в словах знакомые приставки и суффиксы, образовывать с их помощью новые слова. Знакомство с суффиксами -к-, -оньк-, -оват-, -еват-, -ишк-, -ышк-, их значением; образование слов с помощью этих суффиксов. Развитие умения писать слова с буквами безударных гласных в приставках. Знакомство со сложными словами.

Окончание (определение). Роль окончания в слове, в предложении. Основа слова (определение).

3. Развитие внимания к значению слова. Наблюдение над словами, имеющими несколько значений. Составление предложений, в которых чётко проявляется каждое из значений слова. Наблюдение над явлением синонимии, осмысление роли этого явления в речи. Самостоятельный подбор 1–2 синонимов к данному слову. Наблюдение над особенностями употребления синонимов в речи. Практическое знакомство с антонимами (на примере имён прилагательных).

4. Развитие умения ставить вопросы к словам, различать и группировать слова в зависимости от значения (называют предмет, признак, действие) и вопроса; отличать предлоги от других слов.

Понятие об имени существительном. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Род, число имён существительных. Образование имён существительных с помощью суффиксов -онк-, -оньк-, -еньк-, -ок-, -ек-, -ик-, -очк-, -ечк-, -ушк-, -юшк-, -ышк-, -к-, -чик-, -тель-, -ник-.

Понятие о местоимении. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Раздельное написание местоимений с предлогами. Наблюдение за ролью местоимений в речи. Редактирование: замена в тексте повторяющихся существительных личными местоимениями и наоборот.

Понятие об имени прилагательном. Изменение имён прилагательных по родам и числам, связь с именами существительными. Правописание безударных гласных в окончаниях имён прилагательных. Суффиксы имён прилагательных -н-, -еньк-, -оват-, -еват-.

Понятие о глаголе. Настоящее, прошедшее и будущее время глагола. Изменение глаголов по временам. Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов по числам. Правописание частицы не с глаголами. Неопределённая форма глагола. Правописание ь послеч в глаголах неопределённой формы.

Понятие о наречии. Наречие как часть речи.

Предложение и текст. ( 18 ч)

Расширение понятия о предложении. Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные; восклицательные и невосклицательные; особенности интонации; оформление этих предложений на письме, использование в различных речевых ситуациях. Логическое ударение, его роль в речи.

Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Второстепенные члены предложения, их роль. Наблюдение за второстепенными членами предложения. Умение находить в предложении главные члены и второстепенные; определять, какие второстепенные члены относятся к подлежащему, какие к сказуемому, распространять предложение. Предложения распространённые и нераспространённые.

Понятие об однородных членах предложения, их роли в речи. Интонация перечисления. Главные и второстепенные однородные члены предложения. Однородные члены, связанные без помощи союзов и при помощи одиночного союза и. Постановка запятой в предложениях с однородными членами, роль этого знака препинания в понимании смысла предложения.

Понятие о сложном предложении (на примере конструкции из двух частей без союзов). Развитие умения находить в предложении главные члены и определять количество частей, ставить запятую между двумя частями сложного предложения. Смысловая роль этого знака препинания (разделительная функция): запятая разделяет два предложения, две мысли. Развитие внимания к структуре предложения, к знакам препинания.

Развитие читательских умений на материале текстов учебника. Формирование типа правильной читательской деятельности. Введение понятия «абзац». Развитие умения делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части, составлять простой план, пересказывать текст по плану.

Повторение. (5 ч)

Развитие речи – одно из направлений работы на всех уроках русского языка. Продолжение обогащения словарного запаса учащихся в ходе лексической работы и анализа состава слова, работы с текстом. Обогащение грамматического строя речи конструкциями с однородными членами, сложными предложениями. Развитие связной устной речи в ходе работы с языковым материалом, чтения текстов и т.д. Развитие связной письменной речи (написание свободных диктантов, изложений, небольших сочинений по картинкам и опорным словам). Развитие орфоэпических навыков.

Каллиграфия. Закрепление навыка начертания букв, способов соединений. Работа по совершенствованию почерка, устранению недочётов графического характера.

Резерв. (4 ч)



Предварительный просмотр:

Календарно- тематическое планирование


п/п


Тема урока


Характеристика деятельности учащихся


Тип урока


Вид контроля

Количество часов

дата


Раздел 1. ПОВТОРЕНИЕ (8 часов)

1

Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык» Что мы знаем  о слове.

Уметь читать и понимать учебные тексты

Водный урок

Текущий. Устный опрос. Индивидуальные задания

1

2

Что мы знаем о тексте

Уметь:

- работать со словарем

-        читать художественные тексты учебника, осмысливая их
до чтения, во время
чтения и после;

-        делить текст на
части с опорой на
абзацы, озаглавливать части текста;

-        составлять простой
план

Урок повторения и обобщения изученного во 2 классе

Текущий

1

3

Что мы знаем о слове, предложении, тексте

Урок развития умений и навыков

Текущий.

Устный

опрос

1

4

Повторяем изученные орфограммы и их графическое обозначение.

 Контрольное списывание №1

Урок повторения  и обобщения

Текущий.

Списывание текста

1

5

Развитие умения писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы. Работа над ошибками

Уметь: -        видеть в словах изученные орфограммы и другие «опасные» для написания места;         графически обозначать выбор тех или иных написаний; - писать слова с изученными непроверяемыми написаниями;

-        писать текст под диктовку;

-        правильно списывать текст

Урок развития умений

Текущий.

Самостоятельная работа

1

6

Развитие умения писать заглавную букву

в словах.

Словарный диктант №1

Уметь:

-        видеть в словах изученные орфограммы и другие «опасные» для написания места;         графически обозначать выбор тех или иных написаний; - писать слова с изученными непроверяемыми написаниями;

-        писать текст под диктовку;

-        правильно списывать текст

Урок развития умений

Текущий.

Тестирование

1

7

Правописание большой буквы в словах.

Повторение алфавита

Урок развития умений

Текущий

Фронтальный опрос

1

8

Проверочный диктант № 1

Урок проверки умений и навыков

Тематический.

Проверочная работа

1


Раздел № 2 Слово. Части слова. Корень. Чередование согласных звуков в корне (2 часа)

9

Повторение понятий корень слова, однокоренные слова. Понятие о чередовании согласных звуков в корне слова

Понимать, что для правильного написания слов целесообразно подбирать однокоренные слова, в том числе в словах с чередующимися согласными в корне.

Урок открытия новых знаний

Текущий.

Фронтальный, групповой

1

10

Однокоренные слова с чередующимися

согласными звуками

в корне

Знать правило написания парных звонких и глухих согласных.

Уметь подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне

Урок развития умений

Текущий.

Неосложенное

списывание

1

Раздел 3. ПРАВОПИСАНИЕ ПРОВЕРЯЕМЫХ  БУКВ СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА.

УДВОЕННЫЕБУКВЫ СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА (8 часов)

11

Развитие речи. Творческая работа. Составление связного текста из деформированных предложений Правописание проверяемых согласных букв в корне слова

Уметь:

- правильно писать слова с проверяемыми согласными;

-владеть способами проверки;

-правильно писать слова  с удвоенными согласными буквами в корне;

-письменно пересказывать текст;

-писать подробное изложение доступного текста

Урок развития речи

Текущий.

Письмо по памяти

1

12

Развитие умения видеть изучаемую орфограмму в словах,

правильно писать слова и графически

обозначать орфограмму

Словарный диктант №2

Урок развития умений

Текущий.

Словарный диктант

1

13

Развитие умения видеть изучаемую орфограмму в словах,

правильно писать слова и графически

обозначать орфограмму

Урок развития умений и навыков

Текущий.

Выборочное списывание

1

14

Проверочная работа № 1 по теме «Части слова. Корень. Правописание проверяемых согласных букв в слове»

Уметь самостоятельно анализировать изученные языковые явления и выполнять проверочную работу

Урок проверки умений и навыков

Тематический. Проверочная работа

1

15

Анализ ошибок и коррекция знаний

Понятие об удвоенных согласных буквах

Уметь исправлять написанное

Знать правило написания удвоенных согласных

Урок открытия новых знаний

Текущий. Самостоятельная работа

1

16

Правописание слов с удвоенными согласными буквами в корне

Уметь работать со словарем, применять

теоретические знания в практической деятельности

Урок развития умений

Текущий.

Самостоятельная

работа

1

17

Упражнения в написании слов с удвоенной согласной буквой в корне

Развитие речи. Творческая работа

Урок развития речи

Текущий.

Фронтальный опрос

1

18

Проверочная работа № 2 по теме «Удвоенная согласная буква в корне слова»

Уметь применять теоретические знания в практической деятельности

Урок проверки умений и навыков

Тематический. Проверочная работа

1


Раздел 4. НЕПРОИЗНОСИМЫЕ СОГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА (7 часов)

19

Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне

Правило написания букв, обозначающих

непроизносимые согласные звуки в корне слова

Словарный  диктант №3

Знать правило написания проверяемых согласных в корне слова.

Уметь:

- подбирать однокоренные слова;

- обозначать на

письме непроизносимые согласные звуки

Урок открытия новых знаний

Текущий.

Фронтальный опрос

1

20

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне

Знать правило написания слов с непроизносимыми согласными звуками.

Уметь правильно писать слова с непроизносимыми согласными в корне

Урок развития умений

Текущий. Осложненное списывание

1

21

Слова, в которых нет непроизносимого согласного звука

Урок развития умений

Текущий. Ослож-

ненное списывание

1

22

Формулирование

обобщенного правила «Правописание проверяемых согласных в корне слова»

Урок обобщения и систематизации умений и навыков

Текущий.

Схема

слова

1

23

Правописание проверяемых согласных в корне слова. Развитие речи. Творческая работа

Уметь:

-        писать под диктовку текст;

-        находить и исправлять ошибки


Урок развития речи

Текущий. Самостоятельная работа

1

24

Проверочная работа № 3 по теме «Непроизносимые согласные в корне слова»

Урок проверки умений и навыков

Тематический. Проверочная работа

1

25

Контрольный диктант № 2

Уметь:

-писать под диктовку текст;

-находить и исправлять ошибки

Урок контроля

Тематический. Диктант с грамматическим заданием

1

Раздел 5. БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА (6 часов)

26

Анализ ошибок и коррекция знаний

Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с  двумя безударными гласными в корне

Уметь:

-        находить корень в слове;

-        правильно писать слова с безударными гласными в корне;

-        подбирать проверочные слова.
Знать правила написания безударных гласных

Урок обобщения и систематизации умений и навыков

Текущий

Самоанализ

Алгоритм

1

27

Развитие умения видеть в словах орфограммы - безударные гласные

Словарный диктант №4

Урок развития умений

Текущий. Неослож-ненное списывание

1

28

Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне

Урок развития умений

Текущий. Диктант. Самостоятельная работа

1

29

Развитие речи. Обучающее сочинение по наблюдениям

Уметь:

-        составлять простой план, пересказывать текст по плану;

-        писать текст под диктовку;

- находить и исправлять ошибки

Урок развития речи

Сочинение по наблюдениям

1

30

Проверочная работа № 4 по теме «Безударные гласные в корне слова»

Урок проверки умений и навыков

Тематический.

Проверочная работа

1

31

Контрольный диктант №3

Урок контроля

Тематический.

Диктант с грамматическим заданием

1



Раздел 6. СЛОЖНЫЕ СЛОВА И ИХ ПРАВОПИСАНИЕ (6часов)

32

Анализ ошибок и коррекция знаний

Знакомство с понятием «Сложные слова»

Уметь выделять два корня.

Знать правило написания сложных слов с соединительной гласной

Урок открытия новых знаний

Текущий.

Самоанализ

1

33

Соединительные гласные о и е в сложных словах

Урок открытия новых знаний

Текущий.

Самостоятельная работа  по алгоритму

1

34

Образование сложных слов. Словарный диктант №5

Уметь:

- правильно писать сложные слова с соединительными гласными;

- распознавать существительные и прилагательные;

- читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после;

- находить и исправлять ошибки

Урок развития умений

Текущий

Словарный диктант

1

35

Сложные слова - имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики

людей

Урок обобщения и систематизации изученного

Текущий.

Графический диктант

1

36

Употребление  в речи  и правописание сложных слов.

Развитие речи. Свободный диктант

Урок развития умений, урок развития речи

Текущий. Самостоятельная

работа

1

37

Проверочная работа № 5 по теме «Сложные слова и их написание»



Урок проверки умений и навыков

Тематический.

Проверочная работа

1


Раздел 7. ЧАСТИ СЛОВА. ПРИСТАВКА      (1 час)

38

Приставка, ее роль

в слове (повторение). Развитие умения находить в словах при-

ставки

Уметь:

- находить исправлять ошибки;

- находить в слове

приставки

Урок повторения изученного

Текущий.

Фронтальный,

групповой

1


                                                          Раздел 8. БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В ПРИСТАВКАХ (2 часа),

                                   Удвоенные буквы согласных на стыке приставки и корня (2 часа)

39

Правописание  букв безударных гласных в приставках

Знать:

- правило написания приставок с безударной гласной; - правило написания разделительных Ъ и Ь.

Уметь:

-        находить в слове приставки;

-        правильно переносить слова с удвоенной согласной: на стыке приставки и корня; в корне; -

 правильно писать слова с разделительными ъ и ь, правильно их переносить;

- находить окончание и основу в слове;

-        разбирать по составу доступные слова;

-        писать под диктовку текст

Урок открытия новых знаний

Текущий,

Самостоятельная работа с выборочной проверкой

1

40

Приставки про- и пра-, по- и па-

Урок открытия новых знаний

Текущий.

Самодиктант

1

41

Почему появляется

Удвоенная буква согласного на стыке приставки и корня?

Урок открытия новых знаний

Текущий.

Графический диктант

1

42

Различение и правописание слов с удвоенной согласной буквой в корне и на стыке приставки и корня

Словарный диктант №6

Урок развития умений

Текущий.

Выборочное списывание

1


Раздел 9. РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ТВЕРДЫЙ И МЯГКИЙ ЗНАКИ (4 часа)

43

Звук Й и его обозначение на письме. Правописание слов с разделительными ъ и ь

Уметь применять на практике изученные правила

Урок развития умений

Текущий. Письмо с комментированием, объяснительный диктант

1

44

Упражнения в правописании слов с разделительными ъ и ь

Уметь самостоятельно анализировать изученные языковые факты и явления

Урок развития умений

Текущий. Самостоятельная работа

1

45

Проверочная работа № 6 по теме «Части слова. Приставка. Безударные гласные в приставках. Удвоенные согласные на стыке приставки и корня. Разделительные Ъ  и Ь

Урок проверки умений и навыков

Текущий. Самостоятельная работа

1

46

Контрольный диктант № 4

Урок контроля

Тематический. Проверочная работа

1


Раздел 10. ЧАСТИ СЛОВА (8 часов)

47

Анализ ошибок и коррекция знаний

Понятие об окончании и основе слова

Словарный диктант №7

Уметь:

-находить и исправлять ошибки

-находить окончание и основу в слове;

-разбирать по составу доступные слова

Урок открытия новых знаний

Текущий.

Самоанализ

Схемы слов

1

48

Развитие умения находить в слове окончание

Как найти в слове основу?

Урок развития умений

Текущий. Самостоятельная работа по инструкции

1

49

Развитие умения находить в слове окончание и основу

Уметь образовывать слова с помощью суффикса

Уметь разбирать по составу доступные слова

Урок развития умений

Текущий

Самостоятельная работа по инструкции

1

50

Суффикс и его роль в слове

Урок повторения изученного

Текущий

Словарный диктант

1

51

Развитие умения находить в слове суффикс. Обобщение и систематизация знаний о частях слова

Составление слов по схемам. Порядок разбора слова по составу

Уметь:

-        разбирать по составу доступные слова;

-        писать слова с непроверяемыми написаниями;

Урок обобщения и систематизации

Текущий. Самостоятельная работа

1

52

Упражнения в разборе слов по составу.

Уметь:

- образовывать слова

с помощью суффикса;

- правильно списывать текст

Урок развития умений

Текущий.

Выборочный диктант

1

53

Проверочная работа № 7 по теме «Части слова. Окончание и основа слова. Суффикс. Разбор слова по составу»

Уметь контролировать и анализировать выполнение своей проверочной работы

Урок проверки умений и навыков

Тематический. Проверочная работа

1

54

Контрольное списывание №2



Уметь безошибочно

списывать текст

Урок контроля

Тематический

1


Раздел 13. ЧАСТИ РЕЧИ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ (1 час)

55

Анализ ошибок и коррекция знаний

Части речи в русском языке

Словарный диктант №8

Уметь:

-находить и исправлять ошибки

-        распознавать имена существительные в
речи;

-        производить их морфологический
разбор;

- читать художественные тексты

Текущий

Самоанализ

Фронтальная работа

1


Раздел 14. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ (2 часа)

56

Определение имени существительного

Роль имен существительных в речи

Знать определение имени существительного. Уметь:

- читать художественные тексты; - образовывать слова с помощью суффиксов

Урок открытия новых знаний

Текущий.

Фронтальный опрос

1

57

Развитие речи. Творческая работа:

составление текста

Урок развития речи

Текущий.

Творческая работа

1


Раздел 15. ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ОДУШЕВЛЕННЫЕ И НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ (2  часа)

58

Понятие об одушевленных и неодушевленных именах существительных

Уметь:

-        распознавать имена
существительные в
речи;

-        читать художественные тексты

Урок открытия новых знаний

Текущий.

Составление предложений по схемам

1

59

Имена существительные в речи

Урок-обобщение. Что мы знаем об

именах существительных

Урок обобщения знаний

Текущий. Устный

опрос

1


Раздел 16. РОД ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ (4 часа)

60

Род - постоянный признак имен существительных

Имена существительные мужского, среднего и женского рода

Знать определение имени существительного. Уметь:

-        определять род
имен существительных;

-        находить и выделять окончание в слове

Урок открытия новых знаний

Текущий. Самостоятельная работа, взаимопроверка

1

61

Окончания имен существительных мужского, среднего и женского рода

Уметь:

-        находить и выделять окончание в слове;

-        писать слова с непроверяемыми написаниями;

-писать текст под диктовку

-        писать небольшие сочинения по картинкам и опорным словам;

Урок обобщения и систематизации умений и навыков

Текущий. Самостоятельная работа по алгоритму

1

62

Административная контрольная работа за первое полугодие

Урок контроля

Итоговый

1


Раздел 16. ЧИСЛО ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ (4 часа)

63

Изменение имен существительных по числам

Уметь :

- определять род, число имен существительных

- выполнять морфологический разбор имени существительного

Урок открытия новых знаний

Текущий. Тест

1

64

Образование множественного числа имен существительных. Словарный диктант №9

Урок развития умений

Текущий.

Словарный диктант

1

65

Окончание имен существительных в единственном и множественном числе

Урок развития умений

Текущий

Фронтальный опрос

1

66

Разбор имени существительного как

части речи

Урок обобщения и систематизации умений и навыков

Текущий. Самостоятельная работа

1


Раздел 18. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ (7 часов)

67

Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением

Уметь:

- образовывать имена существительные с помощью суффиксов;

-        письменно пересказывать текст, составлять план;

-        выделять в слове
его части;

-        делить текст на части, озаглавливать

части, пересказывать

текст по плану;

-        писать подробное
изложение;

-        распознавать имена
существительные в
речи

- выполнять морфологический разбор имени существительного

Урок развития умений

Текущий. Самостоятельная работа с последующей проверкой

1

68

Уменьшительно-ласкательные формы

мужских и женских

имен в русском языке

Урок развития умений

Текущий.

Схемы слов

1

69

Образование имен существительных от основ существительных и глаголов

Урок развития умений

Текущий.

Фронтальный опрос

1

70

Развитие речи. Сочинение сказки по

серии картинок с использование имен

существительных с разными суффиксами

Урок развития речи

Текущий. Самостоятельная работа

1

71

Разбор имен существительных по составу

Словарный диктант №10

Урок развития умений

Текущий.

1

72

Развитие речи. Обучающее изложение «Мурлыка»

Уметь четко, ясно, последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме при написании небольшого текста, изложения

Урок развития речи

Текущий.

Творческая работа

1

73

Проверочная работа № 8 по теме «Имя существительное как часть речи»

Уметь применить ЗУН по теме

Урок проверки умений и навыков

Тематический. Проверочная работа

1


Раздел 19. МЕСТОИМЕНИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ (6 часов)

74

Понятие о местоимении. Личные местоимения

Уметь распознавать личные местоимения

Знать определение местоимения

Уметь распознавать личные местоимения

Урок открытия новых знаний

Текущий

Фронтальная работа

1

75

Местоимения 1,2, 3-го лица. Правописание предлогов с местоимениями

Урок развития умений

Текущий.

Самостоятельная работа с коллективной проверкой

1

76

Разбор местоимения как части речи

Урок развития обобщения и систематизации умений

Текущий. Разбор по алгоритму

1

77

Роль личных местоимений в речи

Развитие речи. Обучающее сочинение о себе

Уметь:

- распознавать личные местоимения

-применять местоимения в устной и письменной речи

Урок развития речи

Текущий

Творческая работа

1

78

Закрепление знаний о местоимении Развитие речи. Свободный диктант

Знать определение местоимения.

Уметь:

-находить местоимения в текстах;

-исправлять деформированные тексты с неправильным употреблением местоимений

Урок развития речи

Текущий

Фронтальный опрос

 Свободный диктант

1

79

Проверочная работа № 9 по теме «Местоимение как часть речи»

Урок проверки умений и навыков

Тематический

Проверочная работа

1


Раздел 20. ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ ( 3 часа)

81

Определение имени прилагательного

Словарный диктант №11

Знать:

-определение имени
прилагательного;

-правило написания
безударных окончании прилагательных.

Уметь проверять безударные окончания прилагательных

Урок открытия новых знаний

Текущий

Работа в парах

1

82

Роль имен прилагательных в речи.

Связь имен прилагательных с именами существительными

Урок развития умений

Текущий. Письмо

по памяти

1

83

Разбор имени прилагательного как части речи

Знать сферу употребления прилагательных.

Уметь:

- согласовывать имя прилагательное и имя существительное;

- доказать и подтвердить примерами значение прилагательных в речи;

-выполнять морфологический разбор прилагательных

Урок развития умений

Текущий. Комментированный разбор прилагательных


Словарный диктант

1


Раздел 21. ПРАВОПИСАНИЕ БУКВ  БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В ОКОНЧАНИЯХ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

(3 часа)

84

Окончания имен прилагательных в мужском, женском, среднем роде и во множественном числе

Уметь осуществлять проверку прилагательных с безударными окончаниями


Уметь анализировать изученные языковые явления

Урок открытия новых знаний

Текущий Фронтальный опрос

1

85

Как проверить правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных

Урок открытия новых знаний

Текущий. Комментированный разбор прилагательных

1

86

Развитие умения писать безударные

гласные в окончаниях имен прилагательных. Знакомство с антонимами

Урок развития умений

Текущий. Самостоятельная работа с последующей проверкой

1


Раздел 22. РАЗБОР ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ПО СОСТАВУ (4 часа)

87

Словообразование имен прилагательных

Словарный диктант №12

Уметь определять значение суффиксов -н-, -еньк-, -оват-, -еват-

Урок развития умений

Текущий. Осложненное списывание

1

88

Разбор имен прилагательных по составу

Развитие речи. Сочинение по опорным сочетаниям слов

Уметь выделять значимые части слова

Работа над связным текстом

Урок развития речи

Текущий

Творческая работа

1

89

Проверочная работа № 10 по теме «Имя прилагательное как часть речи»

Уметь применять ЗУН при выполнении проверочной работы

Урок проверки умений и навыков

Тематический. Проверочная работа

1

90

 Контрольный диктант № 5 по теме «Имя прилагательное»

Уметь писать текст под диктовку

Урок контроля

Тематический. Диктант с грамматическим заданием

1


Раздел 23. ГЛАГОЛ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ (4 часа)

91

Анализ ошибок и коррекция знаний

Определение глагола как части речи


Знать определение глагола.


Уметь:

-        распознавать глаголы и выполнять их
морфологический разбор;

-        изменять глаголы
по временам, родам, числам (прошедшее
время)

Урок повторения и закрепления изученного

Текущий.

Самоанализ

Выборочный диктант

1

92

Изменение глагола по временам

Урок открытия новых знаний

Текущий. Самостоятельная работа

1

93

Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам

Урок открытия новых знаний

Текущий. Письмо по памяти

1

94

Изменение глаголов по числам

Словарный диктант №13

Урок открытия новых знаний

Текущий. Игра «Наоборот»

1


Раздел 24. ПРАВОПИСАНИЕ ЧАСТИЦЫ НЕ С ГЛАГОЛАМИ (2 часа)

95

Употребление частицы не с глаголами. Правило написания частицы не с глаголами

Знать правило написания не с глаголами. Уметь писать не с глаголами раздельно'

Урок открытия новых знаний

Текущий Осложненное списывание

1

96

Развитие умения писать частицу не с глаголами

Развитие речи. Свободный диктант


Урок развития речи

Текущий

Тестирование

 Свободный диктант

1


Pаздел 25. НЕОПРЕДЕЛЕННАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА (7  часов)

100

Понятие о неопределенной форме глагола

Знать определение неопределенной формы глагола. Уметь:

-        писать ь на конце
глаголов в неопределенной форме после шипящих;

-        образовывать глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени



Урок открытия новых знаний

Текущий. Выборочный диктант

1

101

Развитие речи

 Контрольное изложение

Урок развития речи

Творческая работа

1

102

Неопределенная форма глагола. Правописание ь  в глаголах неопределенной формы

Урок развития умений

Текущий. Составление рассказа о глаголах

1

103

Образование форм времени от неопределенной формы глагола

Урок открытия новых знаний

Текущий

Тестирование

1

104

Разбор глагола как части речи

Урок развития умений

Текущий.

Разбор по плану

1

105

Проверочная работа № 11 по теме «Глагол как часть речи. Правописание частицы не с глаголом»

Урок проверки умений и навыков

Тематический.

Проверочная работа

1

106

Контрольный диктант № 6 по теме «Глагол»

Урок контроля

Тематический. Диктант с грамматическим заданием

1

107-108

Знакомство с наречием

Словарный диктант №14

Урок открытия новых знаний

Тематический

2


Pаздeл  26. ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ВИДЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ (2 часа)

109

Виды предложений по цели высказывания.

Уметь:

- определять вид предложения по цели высказывания

- правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией;

- определять вид предложения по интонации

Урок открытия новых знаний

Текущий.

Самостоятельная работа

1

110

Интонации  в предложениях, различных по цели высказывания. Логическое ударение. Восклицательные и

невосклицательные предложения

Урок развития умений

Фронтальный,

групповой

1


Раздел 27. ГЛАВНЫЕ И ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (5 часов)

111

Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое

Развитие умения находить в предложении подлежащее и

сказуемое

Знать названия и определение членов предложения: главных (подлежащее и сказуемое) и второстепенных (без дифференциации). Уметь:

 - разбирать предложения по членам;

- выделять подлежащее и сказуемое;

- выделять сочетания слов

Урок открытия новых знаний

Текущий. Определение по плану главных членов в предложении

1

112

Понятие о второстепенных членах предложения

Урок открытия новых знаний

Текущий. Работа по образцу

1

113

Составление схем предложения и предложений по схемам

Уметь:

-  ставить вопросы к второстепенным членам, - определять, какие относятся к подлежащему и какие к сказуемому

Урок развития умений

Текущий. Составление алгоритма

1

114

Предложения распространенные и не распространенные

Урок развития умений

Текущий. Самостоятельная работа

1

115

Разбор предложений.

Словарный диктант №15

Урок обобщения и систематизации умений и навыков

Текущий. Словарный диктант

1


Раздел  28. ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ (7 часов)

116-117

Однородные подлежащие и сказуемые

Упражнение в нахождении однородных членов предложений и их графическом обозначении

Уметь:

-        правильно произносить предложения с интонацией перечисления;

-        видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с однородными членами (без союзов и с одиночным союзом и);

-        осознавать роль знаков препинания в письменном общении;

-        составлять предложения с однородными членами, употреблять их в речи

- излагать текст


Урок открытия новых знаний

Текущий. Выполнение графических схем

1

118

Роль знаков препинания в письменной речи. Запятая в предложениях с однородными членами

Урок развития умений

Текущий. Выполнение графических схем

1

119

Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами

Урок развития умений

Текущий. Самостоятельная работа

1

120

Главные и второстепенные однородные члены предложения. Определение однородных членов предложения

Урок развития умений

Текущий. Игра «Волшебники»

1

121

Развитие речи. Свободный диктант

Урок развития речи

Текущий

Проверочная работа

1

122

Контрольный диктант №7

Урок контроля

1


Раздел 29. ПРОСТЫЕ И СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (5 часов)

123

Понятие о простом и сложном предложении

Запятая в сложном предложении без союзов. Схема сложного предложения

Уметь:

-        читать и понимать учебно-научные тексты;

-        письменно пересказывать текст;

-        ставить запятую в предложениях

с однородными членами


Уметь излагать текст

Урок открытия новых знаний

Текущий. Составление схем

1

124

Развитие умения различать сложные предложения и простые предложения с однородными членами и ставить в них запятые

Урок развития умений

Текущий. Самостоятельная работа по инструкции

1

125

Запятая в простом предложении с однородными членами и в сложном предложении

Урок развития умений

Текущий.

 Диктант с подготовкой

1

126

Разбор простого и сложного предложений

Урок развития умений

Текущий.

 Разбор по алгоритму

1

127

Проверочная работа № 12 по теме «Предложение»

Урок проверки умений и навыков

Тематический.

Проверочная работа

1


Pаздeл 30. ПОВТОРЕНИЕ (8 часов)

128

Повторение знаний о предложении, тексте, частях речи.

  Словарный диктант №16

Уметь видеть в словах изученные орфограммы; правильно писать слова с ними

Урок повторения, обобщения и систематизации изученного

Текущий, словарный диктант

1

129

Повторение изученных орфограмм и состава слова

Уметь видеть в словах изученные орфограммы; правильно писать слова с ними

Урок повторения, обобщения и систематизации изученного

Текущий

Самопроверка

1

130

Повторение орфограмм и их графическое обозначение

Урок повторения, обобщения и систематизации изученного

Текущий

Фронтальный опрос

1

131

Контрольный диктант №8

Итоговый за 3 класс

Уметь записывать текст под диктовку

Урок контроля

Итоговый. Диктант с грамматическим заданием

1

132

Анализ ошибок и коррекция знаний

Уметь находить и исправлять ошибки

Урок повторения

Текущий

Самопроверка

1

133-136

Повторение изученного за год.

Урок-игра «Путешествие по орфографии»

Урок повторения, обобщения и систематизации изученного

Текущий

1


Русский язык 3 класс

                                         ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   Развернутое тематическое планирование составлено на основе:

-        авторской учебной программы: Бунеев Р. Н., Бунеева О. В., Пронина О. В. Русский язык, 2004.

На изучение предмета русского языка в 3 классе отводится 136 часов в учебный год (4 часа в неделю), в том числе:

  • на проведение контрольных работ- 12 ч;
  • написание диктантов - 10 ч;
  • контрольные списывания - 3 ч;
  • написание творческих работ - 3 ч;
  • написание сочинений -4 ч;        
  • написание изложений - 2 ч;                
  • написание свободных диктантов - 6 ч.,.

Для реализации программного содержания курса русского языка используются следующие учебники и учебные пособия:

1. Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. Русский язык. 3 класс. - М: Баласс, 2010.

    2. Комиссарова Л. Ю. Дидактический материал по русскому языку. 3 класс. - М.: Баласс, 2010.

  1. Бунеева Е. В. Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 3 класс: варианты 1,2.-М.: Баласс, 2010.
  2. Наглядные пособия.

Цель:       развитие личности ребенка средствами предмета «Русский язык».
Задачи:
1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;
3) формирование у детей чувства языка;
4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой;
5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать, писать и слушать на родном языке.

                                   Результаты 3-го года обучения
Учащиеся должны знать:
– правила правописания слов с изученными орфограммами;
– определения имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола;
– название и определение членов предложения: главных (подлежащее, сказуемое) и второстепенных (без их дифференциации); однородных членов предложения.
Учащиеся должны уметь:
– производить звуко-буквенный анализ доступных слов;
– видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам (без введения этого понятия), правильно писать слова с безударными гласными в корне, проверяемыми и непроизносимыми согласными, с удвоенными согласными в корне, с
ь для обозначения мягкости, ь разделительным; владеть способами проверки гласных и согласных в корне; писать слова с непроверяемыми написаниями по программе; сложные слова с соединительной гласной о и е; частицу не с глаголами; безударные гласные в окончаниях имен прилагательных; графически обозначать изученные орфограммы и условия их выбора (без использования термина «условия выбора орфограммы»); находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
– правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное; писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами (объемом 55–60 слов), правильно переносить слова с удвоенными согласными в корне, на стыке приставки и корня, с
ь;
– находить в слове окончание и основу, составлять предложения из слов в начальной форме (ставить слова в нужную форму), образовывать слова с помощью суффиксов и приставок; подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне; разбирать по составу доступные слова; выделять два корня в сложных словах;
– распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы; производить морфологический разбор этих частей речи в объеме программы;
– определять вид предложения по цели высказывания и интонации, правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления;
– разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к второстепенным членам, определять, какие из них относятся к подлежащему, какие к сказуемому; выделять из предложения сочетания слов, связанных между собой;
– видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с однородными членами (без союзов, c одиночным союзом и);
– составлять предложения с однородными членами, употреблять их в речи;
– осознавать важность орфографически грамотного письма и роль знаков препинания в письменном общении;
– читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после чтения (с помощью учителя), делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план, пересказывать текст по плану;
– читать и понимать учебно-научные тексты (определять количество частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану);
– письменно пересказывать текст (писать подробное изложение доступного текста).

Промежуточная и итоговая аттестация учащихся осуществляется согласно Уставу образовательного учреждения и Положению об аттестации обучающихся начальной школы.

   «Утверждаю»                                 «Согласовано»                  «Рассмотрено»

Директор школы №769             Зам. директора по УР                    на заседании м/о

________В.Н.Рыжова                  ________Н.Е.Сломянская                 протокол №_____от

«___»_______20  __г.                  «___»_______20  __г.                 «___»_______20__г.

                                                                                                             ПМО______________

Рабочая программа

по предмету «РУССКИЙ ЯЗЫК»

3 класс

2011-2012 учебный год

                      Учитель:______________/Москвина Е.В./

                                                                            подпись                                           ФИО учителя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...