Рабочая программа по русскому языку 3 класс
рабочая программа по русскому языку (3 класс) по теме
Для УМК "Школа 2100"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_r.yaz_.docx | 38.17 КБ |
tem.planirovanie.doc | 340.5 КБ |
Предварительный просмотр:
II.Перечень - график практических и контрольных работ.
Контрольных диктантов- 8
Словарных диктантов- 16
Проверочных работ- 12
Контрольных изложений- 1
Контрольных списываний- 2
III. Пояснительная записка
Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов.
Курс русского языка в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании. Цели обучения русскому языку в основной школе:
- развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения;
- формирование элементарной лингвистической компетенции.
Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык», а именно
– формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);
– формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).
IV. Задачи организации учебной деятельности
- развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
- осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;
- формирование у детей чувства языка;
- воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;
- сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.
Общая характеристика учебного предмета
В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом литературного чтения:
1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);
2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Русский язык»:
4) приобретение и систематизация знаний о языке;
5) овладение орфографией и пунктуацией;
6) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;
7) развитие чувства языка.
Разделы «Предложение» и «Текст»
В 3-м классе расширяется понятие о предложении: дети знакомятся с повествовательными, вопросительными и побудительными, восклицательными и невосклицательными предложениями, с их использованием в разных речевых ситуациях; с логическим ударением и его ролью в речи; учатся выделять из предложений словосочетания, т.е. практически осваивают понятие о связи слов в предложении. Вводится понятие о главных и второстепенных членах предложения (без дифференциации последних). Дети учатся находить в предложениях подлежащее и сказуемое, видеть второстепенные члены предложения и понимать их роль в речи.
Дети знакомятся с однородными членами предложения, с интонацией перечисления; узнают, что однородными могут быть как главные члены предложения, так и второстепенные, что связываются между собой однородные члены с помощью интонации, а также с помощью союзов (и, а, но) или без помощи союзов. Формируется умение ставить запятые в предложениях с однородными членами. Внимание детей обращается на смысловую роль знаков препинания: они помогают правильно выразить мысль и понять написанное, то есть помогают письменному общению.
Все полученные знания и умения делают возможным и логичным введение понятия о сложном предложении на примере бессоюзной конструкции из двух частей и начало развития умения ставить запятую между частями сложного предложения.
В течение всего учебного года продолжается развитие читательских умений детей на материале текстов учебника, формирование типа правильной читательской деятельности при чтении художественных и учебно-научных текстов. Вводится понятие абзаца как смысловой части текста.
Раздел «Слово»
В 3-м классе продолжается развитие умений писать слова с ь и ъ разделительными, с ь для обозначения мягкости согласных. Дети учатся переносить слова с ь и ъ. Изучается правописание слов с удвоенной буквой согласного в корне типа ссора, аллея, жужжит и правило их переноса.
Отрабатывается умение писать слова с проверяемой и непроверяемой буквой безударного гласного в корне (на материале трёхсложных слов – с двумя безударными гласными в корне или в словах с приставками), а также проверяемыми буквами согласных в корне, с удвоенной буквой согласного на стыке приставки и корня типа рассказ, рассвет. Дети учатся пользоваться двумя способами проверки: подбором однокоренных слов и изменением формы слова.
Заучиваются группы слов с непроверяемыми написаниями. Развивается умение пользоваться орфографическим словарём.
Вводится новая орфограмма–обозначение буквой на письме непроизносимого согласного звука в корне слова. Параллельно заучиваются слова, в которых нет непроизносимых согласных (вкусный, чудесный и др.).
Изучение орфографии в начальной школе направлено на то, чтобы помочь детям осознать важность правильного использования языка не только в устной речи, но и на письме, показать, что необходимым компонентом письменной речи является орфографический навык. Орфографически правильная письменная речь – залог успешного общения в письменной форме.
Второй аспект в рассмотрении слова в курсе русского языка начальной школы – это его морфемный состав. В 3-м классе дети знакомятся с окончанием и его функциями, усваивают определение окончания, основы слова, а также на практике постигают различие между изменением слова и образованием новых слов.
Происходит знакомство с явлением чередования согласных в корне слова, на этом материале продолжается работа с группами однокоренных слов (наблюдение над лексическим значением однокоренных слов с чередованием согласных в корне типа дорога – дорожка – дорожный;подбор однокоренных слов). Эта работа связана с развитием орфографических умений, она ведётся регулярно в течение всего учебного года.
Кроме того, дети знакомятся с другими суффиксами и приставками, тренируются в образовании слов, в различении предлогов и приставок, в разборе по составу доступных слов, знакомятся со сложными словами.
Третий аспект рассмотрения слова – лексический. Он связан с называнием предметов и явлений окружающего мира. Лексическая работа пронизывает весь курс: регулярно ведётся наблюдение над значением слов, в том числе однокоренных; объясняются и уточняются значения слов (в том числе с помощью толкового словаря). Дети наблюдают над сочетаемостью слов, над словоупотреблением, практически знакомятся с синонимией, антонимией, омонимией, с многозначностью, с переносным значением слова.
Четвёртый аспект рассмотрения слова – морфологический.
Морфология – самый сложный для ребёнка раздел, так как его изучение предполагает сформированность определённых мыслительных операций, способности к обобщению, к абстрагированию. Изучение частей речи требует знаний о составе слова и словообразовании, а также знаний из области лексики (значение слова), синтаксиса (функционирование слов в предложении). Нужно также иметь в виду, что морфология изучается как средство развития мышления детей, представления о языке как системе и повышения орфографической грамотности.
В 3-м и 4-м классах части речи становятся главным предметом изучения, т.к. для этого есть необходимые базовые знания и умения, накоплен определённый языковой опыт в результате наблюдений за функционированием слов в речи.
Изучаются сведения об именах существительных, именах прилагательных, глаголах и личных местоимениях, об их роли в предложении. Параллельно вводятся соответствующие орфограммы и сведения об отдельных особенностях словообразования и словоизменения этих частей речи.
При изучении частей речи особое внимание уделяется наблюдению за их ролью в предложении, тексте, за особенностями употребления существительных, прилагательных, глаголов и личных местоимений, синонимией и антонимией; а также упражнениям в подборе синонимов и антонимов, тематических групп слов.
В курсе русского языка дети получают первоначальное представление о системе языка, т.к. знакомятся на элементарном уровне со всеми единицами языка: звуком, морфемой, словом, словосочетанием, предложением и текстом, наблюдают соотношения между этими языковыми единицами.
Помимо разделов «Слово», «Предложение» и «Текст» в курс русского языка входят разделы «Развитие речи» и «Совершенствование навыков каллиграфии». Два последних не выделены в качестве специальных разделов для изучения, но являются ведущими направлениями работы по русскому языку в курсе начальной школы.
Основные направления работы по развитию речи:
- Количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп слов, синонимических рядов и т.д., а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов.
- Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами; над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, продуцирование текстов.
- Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной разговорной речи, устной учебно-научной речи; навыками и умениями понимания и элементарного анализа художественного и учебно-научного текста.
- Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией.
V. Технологии, методики работы
Технология проблемно- диалогического обучения.
Методы:
- Создание проблемной ситуации на уроке;
- Побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации;
- Проблемный диалог;
- Практические работы;
- Парная и групповая работа.
VI. Виды деятельности
- Прогнозирование;
- Анализ;
- Планирование работы;
- Определение проблемы;
- Поиск решения.
VII. Критерии оценивания
Критерии оценивания умений происходит через систему проверочных работ, включённых в тетради на печатной основе после изучения каждой темы. Каждое задание в проверочной работе контролирует одно базовое умение или навык по данной теме. Базовые умения по всем темам курса проверяет итоговая контрольная работа. Отметки ставятся и за знание теоретического материала, и за учебно- языковые, правописные и речевые умения.
VIII. Формирование УУД
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремитьсяк совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
IX. Требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся по курсу.
- воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
- осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
- самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам;
- производить звуко-буквенный анализ доступных слов;
- видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам (без введения этого понятия), правильно писать слова с буквами безударных гласных в корне, буквами проверяемых и непроизносимых согласных, с удвоенными буквами согласных в корне, с ьдля обозначения мягкости, ь разделительным; владеть способами проверки букв гласных и согласных в корне; писать слова с непроверяемыми написаниями по программе; сложные слова с соединительной буквой о и е; частицу не с глаголами; буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных; графически обозначать изученные орфограммы и условия их выбора (без использования термина «условия выбора орфограммы»);находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
- правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное; писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами (объёмом 55–60 слов), правильно переносить слова с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки и корня, с ь;
- находить в слове окончание и основу, составлять предложения из слов в начальной форме (ставить слова в нужную форму), образовывать слова с помощью суффиксов и приставок; подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне; разбирать по составу доступные слова; выделять два корня в сложных словах;
- распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы; производить морфологический разбор этих частей речи в объёме программы;
- определять вид предложения по цели высказывания и интонации, правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления;
- разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к второстепенным членам, определять, какие из них относятся к подлежащему, какие к сказуемому; выделять из предложения сочетания слов, связанных между собой;
- видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с однородными членами (без союзов, c одиночным союзом и);
- составлять предложения с однородными членами, употреблять их в речи;
- осознавать важность орфографически грамотного письма и роль знаков препинания в письменном общении;
- читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после чтения (с помощью учителя), делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план, пересказывать текст по плану;
- читать и понимать учебно-научные тексты (определять количество частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану);
- письменно пересказывать текст (писать подробное изложение доступного текста).
Учащиеся должны осмысленно относиться к изучению родного языка, сознательно наблюдать за своей речью, стремиться к употреблению в собственной речи изученных конструкций, слов, к совершенствованию своей речи.
X. Структура курса
136 ч (4 часа в неделю)
Вводный урок (1 ч)
Повторение. ( 7 ч)
Слово. (100 ч)
1. Совершенствование умений звуко-буквенного анализа слов, постановки ударения в словах, различения ударных и безударных слогов; написания ь для обозначения мягкости согласных, ьи ъ разделительных.
Знакомство с явлением чередования согласных звуков в корнях слов (снег – снежок).
Развитие умений видеть опасные места в написанном и звучащем слове, писать слова с орфограммами, изученными во 2-м классе; слова с ь и ъ разделительными, переносить слова с ь и ъ.
Написание слов с двойными буквами согласных в корне, например: класс, жужжит, ссора, с двойными буквами согласных на стыке приставки и корня (рассказ, рассвет), перенос этих слов. Правописание буквы безударного гласного в корне (в двусложных словах, в трёхсложных словах с двумя безударными гласными в корне). Правописание слов со звонкими и глухими согласными в середине и на конце слова. Освоение разных способов проверки: подбор однокоренных слов, изменение формы слова.
Знакомство с орфограммой «Обозначение буквами непроизносимых согласных звуков в корне слова», правописание слов с этой орфограммой. Выведение общего правила правописания проверяемых букв согласных. Освоение написания слов типа вкусный, чудесный.
Правописание слов с непроверяемыми написаниями по программе данного года обучения.
2. Закрепление понятий «корень слова», «однокоренные слова», «приставка», «суффикс», развитие умения видеть корень в однокоренных словах, в том числе с чередующимися согласными; находить в слове корень путём подбора и сопоставления однокоренных слов, видеть в словах знакомые приставки и суффиксы, образовывать с их помощью новые слова. Знакомство с суффиксами -к-, -оньк-, -оват-, -еват-, -ишк-, -ышк-, их значением; образование слов с помощью этих суффиксов. Развитие умения писать слова с буквами безударных гласных в приставках. Знакомство со сложными словами.
Окончание (определение). Роль окончания в слове, в предложении. Основа слова (определение).
3. Развитие внимания к значению слова. Наблюдение над словами, имеющими несколько значений. Составление предложений, в которых чётко проявляется каждое из значений слова. Наблюдение над явлением синонимии, осмысление роли этого явления в речи. Самостоятельный подбор 1–2 синонимов к данному слову. Наблюдение над особенностями употребления синонимов в речи. Практическое знакомство с антонимами (на примере имён прилагательных).
4. Развитие умения ставить вопросы к словам, различать и группировать слова в зависимости от значения (называют предмет, признак, действие) и вопроса; отличать предлоги от других слов.
Понятие об имени существительном. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Род, число имён существительных. Образование имён существительных с помощью суффиксов -онк-, -оньк-, -еньк-, -ок-, -ек-, -ик-, -очк-, -ечк-, -ушк-, -юшк-, -ышк-, -к-, -чик-, -тель-, -ник-.
Понятие о местоимении. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Раздельное написание местоимений с предлогами. Наблюдение за ролью местоимений в речи. Редактирование: замена в тексте повторяющихся существительных личными местоимениями и наоборот.
Понятие об имени прилагательном. Изменение имён прилагательных по родам и числам, связь с именами существительными. Правописание безударных гласных в окончаниях имён прилагательных. Суффиксы имён прилагательных -н-, -еньк-, -оват-, -еват-.
Понятие о глаголе. Настоящее, прошедшее и будущее время глагола. Изменение глаголов по временам. Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов по числам. Правописание частицы не с глаголами. Неопределённая форма глагола. Правописание ь послеч в глаголах неопределённой формы.
Понятие о наречии. Наречие как часть речи.
Предложение и текст. ( 18 ч)
Расширение понятия о предложении. Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные; восклицательные и невосклицательные; особенности интонации; оформление этих предложений на письме, использование в различных речевых ситуациях. Логическое ударение, его роль в речи.
Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Второстепенные члены предложения, их роль. Наблюдение за второстепенными членами предложения. Умение находить в предложении главные члены и второстепенные; определять, какие второстепенные члены относятся к подлежащему, какие к сказуемому, распространять предложение. Предложения распространённые и нераспространённые.
Понятие об однородных членах предложения, их роли в речи. Интонация перечисления. Главные и второстепенные однородные члены предложения. Однородные члены, связанные без помощи союзов и при помощи одиночного союза и. Постановка запятой в предложениях с однородными членами, роль этого знака препинания в понимании смысла предложения.
Понятие о сложном предложении (на примере конструкции из двух частей без союзов). Развитие умения находить в предложении главные члены и определять количество частей, ставить запятую между двумя частями сложного предложения. Смысловая роль этого знака препинания (разделительная функция): запятая разделяет два предложения, две мысли. Развитие внимания к структуре предложения, к знакам препинания.
Развитие читательских умений на материале текстов учебника. Формирование типа правильной читательской деятельности. Введение понятия «абзац». Развитие умения делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части, составлять простой план, пересказывать текст по плану.
Повторение. (5 ч)
Развитие речи – одно из направлений работы на всех уроках русского языка. Продолжение обогащения словарного запаса учащихся в ходе лексической работы и анализа состава слова, работы с текстом. Обогащение грамматического строя речи конструкциями с однородными членами, сложными предложениями. Развитие связной устной речи в ходе работы с языковым материалом, чтения текстов и т.д. Развитие связной письменной речи (написание свободных диктантов, изложений, небольших сочинений по картинкам и опорным словам). Развитие орфоэпических навыков.
Каллиграфия. Закрепление навыка начертания букв, способов соединений. Работа по совершенствованию почерка, устранению недочётов графического характера.
Резерв. (4 ч)
Предварительный просмотр:
Календарно- тематическое планирование | ||||||
№ п/п | Тема урока | Характеристика деятельности учащихся | Тип урока | Вид контроля | Количество часов | |
дата | ||||||
Раздел 1. ПОВТОРЕНИЕ (8 часов) | ||||||
1 | Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык» Что мы знаем о слове. | Уметь читать и понимать учебные тексты | Водный урок | Текущий. Устный опрос. Индивидуальные задания | 1 | |
2 | Что мы знаем о тексте | Уметь: - работать со словарем - читать художественные тексты учебника, осмысливая их - делить текст на - составлять простой | Урок повторения и обобщения изученного во 2 классе | Текущий | 1 | |
3 | Что мы знаем о слове, предложении, тексте | Урок развития умений и навыков | Текущий. Устный опрос | 1 | ||
4 | Повторяем изученные орфограммы и их графическое обозначение. Контрольное списывание №1 | Урок повторения и обобщения | Текущий. Списывание текста | 1 | ||
5 | Развитие умения писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы. Работа над ошибками | Уметь: - видеть в словах изученные орфограммы и другие «опасные» для написания места; графически обозначать выбор тех или иных написаний; - писать слова с изученными непроверяемыми написаниями; - писать текст под диктовку; - правильно списывать текст | Урок развития умений | Текущий. Самостоятельная работа | 1 | |
6 | Развитие умения писать заглавную букву в словах. Словарный диктант №1 | Уметь: - видеть в словах изученные орфограммы и другие «опасные» для написания места; графически обозначать выбор тех или иных написаний; - писать слова с изученными непроверяемыми написаниями; - писать текст под диктовку; - правильно списывать текст | Урок развития умений | Текущий. Тестирование | 1 | |
7 | Правописание большой буквы в словах. Повторение алфавита | Урок развития умений | Текущий Фронтальный опрос | 1 | ||
8 | Проверочный диктант № 1 | Урок проверки умений и навыков | Тематический. Проверочная работа | 1 | ||
Раздел № 2 Слово. Части слова. Корень. Чередование согласных звуков в корне (2 часа) | ||||||
9 | Повторение понятий корень слова, однокоренные слова. Понятие о чередовании согласных звуков в корне слова | Понимать, что для правильного написания слов целесообразно подбирать однокоренные слова, в том числе в словах с чередующимися согласными в корне. | Урок открытия новых знаний | Текущий. Фронтальный, групповой | 1 | |
10 | Однокоренные слова с чередующимися согласными звуками в корне | Знать правило написания парных звонких и глухих согласных. Уметь подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне | Урок развития умений | Текущий. Неосложенное списывание | 1 | |
Раздел 3. ПРАВОПИСАНИЕ ПРОВЕРЯЕМЫХ БУКВ СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА. УДВОЕННЫЕБУКВЫ СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА (8 часов) | ||||||
11 | Развитие речи. Творческая работа. Составление связного текста из деформированных предложений Правописание проверяемых согласных букв в корне слова | Уметь: - правильно писать слова с проверяемыми согласными; -владеть способами проверки; -правильно писать слова с удвоенными согласными буквами в корне; -письменно пересказывать текст; -писать подробное изложение доступного текста | Урок развития речи | Текущий. Письмо по памяти | 1 | |
12 | Развитие умения видеть изучаемую орфограмму в словах, правильно писать слова и графически обозначать орфограмму Словарный диктант №2 | Урок развития умений | Текущий. Словарный диктант | 1 | ||
13 | Развитие умения видеть изучаемую орфограмму в словах, правильно писать слова и графически обозначать орфограмму | Урок развития умений и навыков | Текущий. Выборочное списывание | 1 | ||
14 | Проверочная работа № 1 по теме «Части слова. Корень. Правописание проверяемых согласных букв в слове» | Уметь самостоятельно анализировать изученные языковые явления и выполнять проверочную работу | Урок проверки умений и навыков | Тематический. Проверочная работа | 1 | |
15 | Анализ ошибок и коррекция знаний Понятие об удвоенных согласных буквах | Уметь исправлять написанное Знать правило написания удвоенных согласных | Урок открытия новых знаний | Текущий. Самостоятельная работа | 1 | |
16 | Правописание слов с удвоенными согласными буквами в корне | Уметь работать со словарем, применять теоретические знания в практической деятельности | Урок развития умений | Текущий. Самостоятельная работа | 1 | |
17 | Упражнения в написании слов с удвоенной согласной буквой в корне Развитие речи. Творческая работа | Урок развития речи | Текущий. Фронтальный опрос | 1 | ||
18 | Проверочная работа № 2 по теме «Удвоенная согласная буква в корне слова» | Уметь применять теоретические знания в практической деятельности | Урок проверки умений и навыков | Тематический. Проверочная работа | 1 | |
Раздел 4. НЕПРОИЗНОСИМЫЕ СОГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА (7 часов) | ||||||
19 | Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне Правило написания букв, обозначающих непроизносимые согласные звуки в корне слова Словарный диктант №3 | Знать правило написания проверяемых согласных в корне слова. Уметь: - подбирать однокоренные слова; - обозначать на письме непроизносимые согласные звуки | Урок открытия новых знаний | Текущий. Фронтальный опрос | 1 | |
20 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне | Знать правило написания слов с непроизносимыми согласными звуками. Уметь правильно писать слова с непроизносимыми согласными в корне | Урок развития умений | Текущий. Осложненное списывание | 1 | |
21 | Слова, в которых нет непроизносимого согласного звука | Урок развития умений | Текущий. Ослож- ненное списывание | 1 | ||
22 | Формулирование обобщенного правила «Правописание проверяемых согласных в корне слова» | Урок обобщения и систематизации умений и навыков | Текущий. Схема слова | 1 | ||
23 | Правописание проверяемых согласных в корне слова. Развитие речи. Творческая работа | Уметь: - писать под диктовку текст; - находить и исправлять ошибки | Урок развития речи | Текущий. Самостоятельная работа | 1 | |
24 | Проверочная работа № 3 по теме «Непроизносимые согласные в корне слова» | Урок проверки умений и навыков | Тематический. Проверочная работа | 1 | ||
25 | Контрольный диктант № 2 | Уметь: -писать под диктовку текст; -находить и исправлять ошибки | Урок контроля | Тематический. Диктант с грамматическим заданием | 1 | |
Раздел 5. БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА (6 часов) | ||||||
26 | Анализ ошибок и коррекция знаний Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне | Уметь: - находить корень в слове; - правильно писать слова с безударными гласными в корне; - подбирать проверочные слова. | Урок обобщения и систематизации умений и навыков | Текущий Самоанализ Алгоритм | 1 | |
27 | Развитие умения видеть в словах орфограммы - безударные гласные Словарный диктант №4 | Урок развития умений | Текущий. Неослож-ненное списывание | 1 | ||
28 | Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне | Урок развития умений | Текущий. Диктант. Самостоятельная работа | 1 | ||
29 | Развитие речи. Обучающее сочинение по наблюдениям | Уметь: - составлять простой план, пересказывать текст по плану; - писать текст под диктовку; - находить и исправлять ошибки | Урок развития речи | Сочинение по наблюдениям | 1 | |
30 | Проверочная работа № 4 по теме «Безударные гласные в корне слова» | Урок проверки умений и навыков | Тематический. Проверочная работа | 1 | ||
31 | Контрольный диктант №3 | Урок контроля | Тематический. Диктант с грамматическим заданием | 1 | ||
Раздел 6. СЛОЖНЫЕ СЛОВА И ИХ ПРАВОПИСАНИЕ (6часов) | ||||||
32 | Анализ ошибок и коррекция знаний Знакомство с понятием «Сложные слова» | Уметь выделять два корня. Знать правило написания сложных слов с соединительной гласной | Урок открытия новых знаний | Текущий. Самоанализ | 1 | |
33 | Соединительные гласные о и е в сложных словах | Урок открытия новых знаний | Текущий. Самостоятельная работа по алгоритму | 1 | ||
34 | Образование сложных слов. Словарный диктант №5 | Уметь: - правильно писать сложные слова с соединительными гласными; - распознавать существительные и прилагательные; - читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после; - находить и исправлять ошибки | Урок развития умений | Текущий Словарный диктант | 1 | |
35 | Сложные слова - имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей | Урок обобщения и систематизации изученного | Текущий. Графический диктант | 1 | ||
36 | Употребление в речи и правописание сложных слов. Развитие речи. Свободный диктант | Урок развития умений, урок развития речи | Текущий. Самостоятельная работа | 1 | ||
37 | Проверочная работа № 5 по теме «Сложные слова и их написание» | Урок проверки умений и навыков | Тематический. Проверочная работа | 1 | ||
Раздел 7. ЧАСТИ СЛОВА. ПРИСТАВКА (1 час) | ||||||
38 | Приставка, ее роль в слове (повторение). Развитие умения находить в словах при- ставки | Уметь: - находить исправлять ошибки; - находить в слове приставки | Урок повторения изученного | Текущий. Фронтальный, групповой | 1 | |
Раздел 8. БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В ПРИСТАВКАХ (2 часа), Удвоенные буквы согласных на стыке приставки и корня (2 часа) | ||||||
39 | Правописание букв безударных гласных в приставках | Знать: - правило написания приставок с безударной гласной; - правило написания разделительных Ъ и Ь. Уметь: - находить в слове приставки; - правильно переносить слова с удвоенной согласной: на стыке приставки и корня; в корне; - правильно писать слова с разделительными ъ и ь, правильно их переносить; - находить окончание и основу в слове; - разбирать по составу доступные слова; - писать под диктовку текст | Урок открытия новых знаний | Текущий, Самостоятельная работа с выборочной проверкой | 1 | |
40 | Приставки про- и пра-, по- и па- | Урок открытия новых знаний | Текущий. Самодиктант | 1 | ||
41 | Почему появляется Удвоенная буква согласного на стыке приставки и корня? | Урок открытия новых знаний | Текущий. Графический диктант | 1 | ||
42 | Различение и правописание слов с удвоенной согласной буквой в корне и на стыке приставки и корня Словарный диктант №6 | Урок развития умений | Текущий. Выборочное списывание | 1 | ||
Раздел 9. РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ТВЕРДЫЙ И МЯГКИЙ ЗНАКИ (4 часа) | ||||||
43 | Звук Й и его обозначение на письме. Правописание слов с разделительными ъ и ь | Уметь применять на практике изученные правила | Урок развития умений | Текущий. Письмо с комментированием, объяснительный диктант | 1 | |
44 | Упражнения в правописании слов с разделительными ъ и ь | Уметь самостоятельно анализировать изученные языковые факты и явления | Урок развития умений | Текущий. Самостоятельная работа | 1 | |
45 | Проверочная работа № 6 по теме «Части слова. Приставка. Безударные гласные в приставках. Удвоенные согласные на стыке приставки и корня. Разделительные Ъ и Ь | Урок проверки умений и навыков | Текущий. Самостоятельная работа | 1 | ||
46 | Контрольный диктант № 4 | Урок контроля | Тематический. Проверочная работа | 1 | ||
Раздел 10. ЧАСТИ СЛОВА (8 часов) | ||||||
47 | Анализ ошибок и коррекция знаний Понятие об окончании и основе слова Словарный диктант №7 | Уметь: -находить и исправлять ошибки -находить окончание и основу в слове; -разбирать по составу доступные слова | Урок открытия новых знаний | Текущий. Самоанализ Схемы слов | 1 | |
48 | Развитие умения находить в слове окончание Как найти в слове основу? | Урок развития умений | Текущий. Самостоятельная работа по инструкции | 1 | ||
49 | Развитие умения находить в слове окончание и основу | Уметь образовывать слова с помощью суффикса Уметь разбирать по составу доступные слова | Урок развития умений | Текущий Самостоятельная работа по инструкции | 1 | |
50 | Суффикс и его роль в слове | Урок повторения изученного | Текущий Словарный диктант | 1 | ||
51 | Развитие умения находить в слове суффикс. Обобщение и систематизация знаний о частях слова Составление слов по схемам. Порядок разбора слова по составу | Уметь: - разбирать по составу доступные слова; - писать слова с непроверяемыми написаниями; | Урок обобщения и систематизации | Текущий. Самостоятельная работа | 1 | |
52 | Упражнения в разборе слов по составу. | Уметь: - образовывать слова с помощью суффикса; - правильно списывать текст | Урок развития умений | Текущий. Выборочный диктант | 1 | |
53 | Проверочная работа № 7 по теме «Части слова. Окончание и основа слова. Суффикс. Разбор слова по составу» | Уметь контролировать и анализировать выполнение своей проверочной работы | Урок проверки умений и навыков | Тематический. Проверочная работа | 1 | |
54 | Контрольное списывание №2 | Уметь безошибочно списывать текст | Урок контроля | Тематический | 1 | |
Раздел 13. ЧАСТИ РЕЧИ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ (1 час) | ||||||
55 | Анализ ошибок и коррекция знаний Части речи в русском языке Словарный диктант №8 | Уметь: -находить и исправлять ошибки - распознавать имена существительные в - производить их морфологический - читать художественные тексты | Текущий Самоанализ Фронтальная работа | 1 | ||
Раздел 14. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ (2 часа) | ||||||
56 | Определение имени существительного Роль имен существительных в речи | Знать определение имени существительного. Уметь: - читать художественные тексты; - образовывать слова с помощью суффиксов | Урок открытия новых знаний | Текущий. Фронтальный опрос | 1 | |
57 | Развитие речи. Творческая работа: составление текста | Урок развития речи | Текущий. Творческая работа | 1 | ||
Раздел 15. ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ОДУШЕВЛЕННЫЕ И НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ (2 часа) | ||||||
58 | Понятие об одушевленных и неодушевленных именах существительных | Уметь: - распознавать имена - читать художественные тексты | Урок открытия новых знаний | Текущий. Составление предложений по схемам | 1 | |
59 | Имена существительные в речи Урок-обобщение. Что мы знаем об именах существительных | Урок обобщения знаний | Текущий. Устный опрос | 1 | ||
Раздел 16. РОД ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ (4 часа) | ||||||
60 | Род - постоянный признак имен существительных Имена существительные мужского, среднего и женского рода | Знать определение имени существительного. Уметь: - определять род - находить и выделять окончание в слове | Урок открытия новых знаний | Текущий. Самостоятельная работа, взаимопроверка | 1 | |
61 | Окончания имен существительных мужского, среднего и женского рода | Уметь: - находить и выделять окончание в слове; - писать слова с непроверяемыми написаниями; -писать текст под диктовку - писать небольшие сочинения по картинкам и опорным словам; | Урок обобщения и систематизации умений и навыков | Текущий. Самостоятельная работа по алгоритму | 1 | |
62 | Административная контрольная работа за первое полугодие | Урок контроля | Итоговый | 1 | ||
Раздел 16. ЧИСЛО ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ (4 часа) | ||||||
63 | Изменение имен существительных по числам | Уметь : - определять род, число имен существительных - выполнять морфологический разбор имени существительного | Урок открытия новых знаний | Текущий. Тест | 1 | |
64 | Образование множественного числа имен существительных. Словарный диктант №9 | Урок развития умений | Текущий. Словарный диктант | 1 | ||
65 | Окончание имен существительных в единственном и множественном числе | Урок развития умений | Текущий Фронтальный опрос | 1 | ||
66 | Разбор имени существительного как части речи | Урок обобщения и систематизации умений и навыков | Текущий. Самостоятельная работа | 1 | ||
Раздел 18. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ (7 часов) | ||||||
67 | Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением | Уметь: - образовывать имена существительные с помощью суффиксов; - письменно пересказывать текст, составлять план; - выделять в слове - делить текст на части, озаглавливать части, пересказывать текст по плану; - писать подробное - распознавать имена - выполнять морфологический разбор имени существительного | Урок развития умений | Текущий. Самостоятельная работа с последующей проверкой | 1 | |
68 | Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имен в русском языке | Урок развития умений | Текущий. Схемы слов | 1 | ||
69 | Образование имен существительных от основ существительных и глаголов | Урок развития умений | Текущий. Фронтальный опрос | 1 | ||
70 | Развитие речи. Сочинение сказки по серии картинок с использование имен существительных с разными суффиксами | Урок развития речи | Текущий. Самостоятельная работа | 1 | ||
71 | Разбор имен существительных по составу Словарный диктант №10 | Урок развития умений | Текущий. | 1 | ||
72 | Развитие речи. Обучающее изложение «Мурлыка» | Уметь четко, ясно, последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме при написании небольшого текста, изложения | Урок развития речи | Текущий. Творческая работа | 1 | |
73 | Проверочная работа № 8 по теме «Имя существительное как часть речи» | Уметь применить ЗУН по теме | Урок проверки умений и навыков | Тематический. Проверочная работа | 1 | |
Раздел 19. МЕСТОИМЕНИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ (6 часов) | ||||||
74 | Понятие о местоимении. Личные местоимения | Уметь распознавать личные местоимения Знать определение местоимения Уметь распознавать личные местоимения | Урок открытия новых знаний | Текущий Фронтальная работа | 1 | |
75 | Местоимения 1,2, 3-го лица. Правописание предлогов с местоимениями | Урок развития умений | Текущий. Самостоятельная работа с коллективной проверкой | 1 | ||
76 | Разбор местоимения как части речи | Урок развития обобщения и систематизации умений | Текущий. Разбор по алгоритму | 1 | ||
77 | Роль личных местоимений в речи Развитие речи. Обучающее сочинение о себе | Уметь: - распознавать личные местоимения -применять местоимения в устной и письменной речи | Урок развития речи | Текущий Творческая работа | 1 | |
78 | Закрепление знаний о местоимении Развитие речи. Свободный диктант | Знать определение местоимения. Уметь: -находить местоимения в текстах; -исправлять деформированные тексты с неправильным употреблением местоимений | Урок развития речи | Текущий Фронтальный опрос Свободный диктант | 1 | |
79 | Проверочная работа № 9 по теме «Местоимение как часть речи» | Урок проверки умений и навыков | Тематический Проверочная работа | 1 | ||
Раздел 20. ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ ( 3 часа) | ||||||
81 | Определение имени прилагательного Словарный диктант №11 | Знать: -определение имени -правило написания Уметь проверять безударные окончания прилагательных | Урок открытия новых знаний | Текущий Работа в парах | 1 | |
82 | Роль имен прилагательных в речи. Связь имен прилагательных с именами существительными | Урок развития умений | Текущий. Письмо по памяти | 1 | ||
83 | Разбор имени прилагательного как части речи | Знать сферу употребления прилагательных. Уметь: - согласовывать имя прилагательное и имя существительное; - доказать и подтвердить примерами значение прилагательных в речи; -выполнять морфологический разбор прилагательных | Урок развития умений | Текущий. Комментированный разбор прилагательных Словарный диктант | 1 | |
Раздел 21. ПРАВОПИСАНИЕ БУКВ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В ОКОНЧАНИЯХ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ (3 часа) | ||||||
84 | Окончания имен прилагательных в мужском, женском, среднем роде и во множественном числе | Уметь осуществлять проверку прилагательных с безударными окончаниями Уметь анализировать изученные языковые явления | Урок открытия новых знаний | Текущий Фронтальный опрос | 1 | |
85 | Как проверить правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных | Урок открытия новых знаний | Текущий. Комментированный разбор прилагательных | 1 | ||
86 | Развитие умения писать безударные гласные в окончаниях имен прилагательных. Знакомство с антонимами | Урок развития умений | Текущий. Самостоятельная работа с последующей проверкой | 1 | ||
Раздел 22. РАЗБОР ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ПО СОСТАВУ (4 часа) | ||||||
87 | Словообразование имен прилагательных Словарный диктант №12 | Уметь определять значение суффиксов -н-, -еньк-, -оват-, -еват- | Урок развития умений | Текущий. Осложненное списывание | 1 | |
88 | Разбор имен прилагательных по составу Развитие речи. Сочинение по опорным сочетаниям слов | Уметь выделять значимые части слова Работа над связным текстом | Урок развития речи | Текущий Творческая работа | 1 | |
89 | Проверочная работа № 10 по теме «Имя прилагательное как часть речи» | Уметь применять ЗУН при выполнении проверочной работы | Урок проверки умений и навыков | Тематический. Проверочная работа | 1 | |
90 | Контрольный диктант № 5 по теме «Имя прилагательное» | Уметь писать текст под диктовку | Урок контроля | Тематический. Диктант с грамматическим заданием | 1 | |
Раздел 23. ГЛАГОЛ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ (4 часа) | ||||||
91 | Анализ ошибок и коррекция знаний Определение глагола как части речи | Знать определение глагола. Уметь: - распознавать глаголы и выполнять их - изменять глаголы | Урок повторения и закрепления изученного | Текущий. Самоанализ Выборочный диктант | 1 | |
92 | Изменение глагола по временам | Урок открытия новых знаний | Текущий. Самостоятельная работа | 1 | ||
93 | Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам | Урок открытия новых знаний | Текущий. Письмо по памяти | 1 | ||
94 | Изменение глаголов по числам Словарный диктант №13 | Урок открытия новых знаний | Текущий. Игра «Наоборот» | 1 | ||
Раздел 24. ПРАВОПИСАНИЕ ЧАСТИЦЫ НЕ С ГЛАГОЛАМИ (2 часа) | ||||||
95 | Употребление частицы не с глаголами. Правило написания частицы не с глаголами | Знать правило написания не с глаголами. Уметь писать не с глаголами раздельно' | Урок открытия новых знаний | Текущий Осложненное списывание | 1 | |
96 | Развитие умения писать частицу не с глаголами Развитие речи. Свободный диктант | Урок развития речи | Текущий Тестирование Свободный диктант | 1 | ||
Pаздел 25. НЕОПРЕДЕЛЕННАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА (7 часов) | ||||||
100 | Понятие о неопределенной форме глагола | Знать определение неопределенной формы глагола. Уметь: - писать ь на конце - образовывать глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени | Урок открытия новых знаний | Текущий. Выборочный диктант | 1 | |
101 | Развитие речи Контрольное изложение | Урок развития речи | Творческая работа | 1 | ||
102 | Неопределенная форма глагола. Правописание ь в глаголах неопределенной формы | Урок развития умений | Текущий. Составление рассказа о глаголах | 1 | ||
103 | Образование форм времени от неопределенной формы глагола | Урок открытия новых знаний | Текущий Тестирование | 1 | ||
104 | Разбор глагола как части речи | Урок развития умений | Текущий. Разбор по плану | 1 | ||
105 | Проверочная работа № 11 по теме «Глагол как часть речи. Правописание частицы не с глаголом» | Урок проверки умений и навыков | Тематический. Проверочная работа | 1 | ||
106 | Контрольный диктант № 6 по теме «Глагол» | Урок контроля | Тематический. Диктант с грамматическим заданием | 1 | ||
107-108 | Знакомство с наречием Словарный диктант №14 | Урок открытия новых знаний | Тематический | 2 | ||
Pаздeл 26. ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ВИДЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ (2 часа) | ||||||
109 | Виды предложений по цели высказывания. | Уметь: - определять вид предложения по цели высказывания - правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией; - определять вид предложения по интонации | Урок открытия новых знаний | Текущий. Самостоятельная работа | 1 | |
110 | Интонации в предложениях, различных по цели высказывания. Логическое ударение. Восклицательные и невосклицательные предложения | Урок развития умений | Фронтальный, групповой | 1 | ||
Раздел 27. ГЛАВНЫЕ И ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (5 часов) | ||||||
111 | Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое Развитие умения находить в предложении подлежащее и сказуемое | Знать названия и определение членов предложения: главных (подлежащее и сказуемое) и второстепенных (без дифференциации). Уметь: - разбирать предложения по членам; - выделять подлежащее и сказуемое; - выделять сочетания слов | Урок открытия новых знаний | Текущий. Определение по плану главных членов в предложении | 1 | |
112 | Понятие о второстепенных членах предложения | Урок открытия новых знаний | Текущий. Работа по образцу | 1 | ||
113 | Составление схем предложения и предложений по схемам | Уметь: - ставить вопросы к второстепенным членам, - определять, какие относятся к подлежащему и какие к сказуемому | Урок развития умений | Текущий. Составление алгоритма | 1 | |
114 | Предложения распространенные и не распространенные | Урок развития умений | Текущий. Самостоятельная работа | 1 | ||
115 | Разбор предложений. Словарный диктант №15 | Урок обобщения и систематизации умений и навыков | Текущий. Словарный диктант | 1 | ||
Раздел 28. ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ (7 часов) | ||||||
116-117 | Однородные подлежащие и сказуемые Упражнение в нахождении однородных членов предложений и их графическом обозначении | Уметь: - правильно произносить предложения с интонацией перечисления; - видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с однородными членами (без союзов и с одиночным союзом и); - осознавать роль знаков препинания в письменном общении; - составлять предложения с однородными членами, употреблять их в речи - излагать текст | Урок открытия новых знаний | Текущий. Выполнение графических схем | 1 | |
118 | Роль знаков препинания в письменной речи. Запятая в предложениях с однородными членами | Урок развития умений | Текущий. Выполнение графических схем | 1 | ||
119 | Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами | Урок развития умений | Текущий. Самостоятельная работа | 1 | ||
120 | Главные и второстепенные однородные члены предложения. Определение однородных членов предложения | Урок развития умений | Текущий. Игра «Волшебники» | 1 | ||
121 | Развитие речи. Свободный диктант | Урок развития речи | Текущий Проверочная работа | 1 | ||
122 | Контрольный диктант №7 | Урок контроля | 1 | |||
Раздел 29. ПРОСТЫЕ И СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (5 часов) | ||||||
123 | Понятие о простом и сложном предложении Запятая в сложном предложении без союзов. Схема сложного предложения | Уметь: - читать и понимать учебно-научные тексты; - письменно пересказывать текст; - ставить запятую в предложениях с однородными членами Уметь излагать текст | Урок открытия новых знаний | Текущий. Составление схем | 1 | |
124 | Развитие умения различать сложные предложения и простые предложения с однородными членами и ставить в них запятые | Урок развития умений | Текущий. Самостоятельная работа по инструкции | 1 | ||
125 | Запятая в простом предложении с однородными членами и в сложном предложении | Урок развития умений | Текущий. Диктант с подготовкой | 1 | ||
126 | Разбор простого и сложного предложений | Урок развития умений | Текущий. Разбор по алгоритму | 1 | ||
127 | Проверочная работа № 12 по теме «Предложение» | Урок проверки умений и навыков | Тематический. Проверочная работа | 1 | ||
Pаздeл 30. ПОВТОРЕНИЕ (8 часов) | ||||||
128 | Повторение знаний о предложении, тексте, частях речи. Словарный диктант №16 | Уметь видеть в словах изученные орфограммы; правильно писать слова с ними | Урок повторения, обобщения и систематизации изученного | Текущий, словарный диктант | 1 | |
129 | Повторение изученных орфограмм и состава слова | Уметь видеть в словах изученные орфограммы; правильно писать слова с ними | Урок повторения, обобщения и систематизации изученного | Текущий Самопроверка | 1 | |
130 | Повторение орфограмм и их графическое обозначение | Урок повторения, обобщения и систематизации изученного | Текущий Фронтальный опрос | 1 | ||
131 | Контрольный диктант №8 Итоговый за 3 класс | Уметь записывать текст под диктовку | Урок контроля | Итоговый. Диктант с грамматическим заданием | 1 | |
132 | Анализ ошибок и коррекция знаний | Уметь находить и исправлять ошибки | Урок повторения | Текущий Самопроверка | 1 | |
133-136 | Повторение изученного за год. Урок-игра «Путешествие по орфографии» | Урок повторения, обобщения и систематизации изученного | Текущий | 1 |
Русский язык 3 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Развернутое тематическое планирование составлено на основе:
- авторской учебной программы: Бунеев Р. Н., Бунеева О. В., Пронина О. В. Русский язык, 2004.
На изучение предмета русского языка в 3 классе отводится 136 часов в учебный год (4 часа в неделю), в том числе:
- на проведение контрольных работ- 12 ч;
- написание диктантов - 10 ч;
- контрольные списывания - 3 ч;
- написание творческих работ - 3 ч;
- написание сочинений -4 ч;
- написание изложений - 2 ч;
- написание свободных диктантов - 6 ч.,.
Для реализации программного содержания курса русского языка используются следующие учебники и учебные пособия:
1. Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. Русский язык. 3 класс. - М: Баласс, 2010.
2. Комиссарова Л. Ю. Дидактический материал по русскому языку. 3 класс. - М.: Баласс, 2010.
- Бунеева Е. В. Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 3 класс: варианты 1,2.-М.: Баласс, 2010.
- Наглядные пособия.
Цель: развитие личности ребенка средствами предмета «Русский язык».
Задачи:
1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;
3) формирование у детей чувства языка;
4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой;
5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать, писать и слушать на родном языке.
Результаты 3-го года обучения
Учащиеся должны знать:
– правила правописания слов с изученными орфограммами;
– определения имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола;
– название и определение членов предложения: главных (подлежащее, сказуемое) и второстепенных (без их дифференциации); однородных членов предложения.
Учащиеся должны уметь:
– производить звуко-буквенный анализ доступных слов;
– видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам (без введения этого понятия), правильно писать слова с безударными гласными в корне, проверяемыми и непроизносимыми согласными, с удвоенными согласными в корне, с ь для обозначения мягкости, ь разделительным; владеть способами проверки гласных и согласных в корне; писать слова с непроверяемыми написаниями по программе; сложные слова с соединительной гласной о и е; частицу не с глаголами; безударные гласные в окончаниях имен прилагательных; графически обозначать изученные орфограммы и условия их выбора (без использования термина «условия выбора орфограммы»); находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
– правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное; писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами (объемом 55–60 слов), правильно переносить слова с удвоенными согласными в корне, на стыке приставки и корня, с ь;
– находить в слове окончание и основу, составлять предложения из слов в начальной форме (ставить слова в нужную форму), образовывать слова с помощью суффиксов и приставок; подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне; разбирать по составу доступные слова; выделять два корня в сложных словах;
– распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы; производить морфологический разбор этих частей речи в объеме программы;
– определять вид предложения по цели высказывания и интонации, правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления;
– разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к второстепенным членам, определять, какие из них относятся к подлежащему, какие к сказуемому; выделять из предложения сочетания слов, связанных между собой;
– видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с однородными членами (без союзов, c одиночным союзом и);
– составлять предложения с однородными членами, употреблять их в речи;
– осознавать важность орфографически грамотного письма и роль знаков препинания в письменном общении;
– читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после чтения (с помощью учителя), делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план, пересказывать текст по плану;
– читать и понимать учебно-научные тексты (определять количество частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану);
– письменно пересказывать текст (писать подробное изложение доступного текста).
Промежуточная и итоговая аттестация учащихся осуществляется согласно Уставу образовательного учреждения и Положению об аттестации обучающихся начальной школы.
«Утверждаю» «Согласовано» «Рассмотрено»
Директор школы №769 Зам. директора по УР на заседании м/о
________В.Н.Рыжова ________Н.Е.Сломянская протокол №_____от
«___»_______20 __г. «___»_______20 __г. «___»_______20__г.
ПМО______________
Рабочая программа
по предмету «РУССКИЙ ЯЗЫК»
3 класс
2011-2012 учебный год
Учитель:______________/Москвина Е.В./
подпись ФИО учителя
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...
Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с программой к курсу « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...