Работа над ошибками, допущенными в проверочном диктанте.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема: «Работа над ошибками, допущенными в проверочном диктанте».
Урок постановки и решения учебных задач.
Цель. Учить видеть, дифференцировать указанные ошибки и исправлять их.
Задачи:
- создать условия для формирования у учащихся практиче ского умения выполнять работу над ошибками в соответствии с программными требованиями;
- организовать исследовательскую дея тельность учащихся;
- учить учащихся работать по алгоритму;
- отрабатывать навыки графического обоснования орфограмм;
- формирование коммуникативных умений;
- воспитание умения взаимодействия со сверстниками и со взрослыми.
Оборудование. На доске выписаны все слова, в которых были допущены ошибки:
Лестница, во дворе, здравствуйте, скользко, большая, праздник, дорожка.
План урока.
- Организационный момент.
- Сообщение темы и целей урока.
- Мотивация деятельности. Постановка проблемы.
- Планирование последовательности работы («Схема урока»).
- Подготовка тетрадей к работе.
- Обобщение теоретических знаний. Организация исследовательской деятельности.
- Дифференциация слов по наличию орфограмм.
- Групповая работа над ошибками. (Работа в парах «Учитель-ученик»)
- Решение орфографических задач. (Проверочная работа по «Грамматическому поезду»)
- Взаимопроверка.
- Самостоятельная работа над ошибками, допущенными в проверочном диктанте.
- Рефлексия.
- Итог урока.
- Домашнее задание.
Ход урока.
- Организационный момент.
Имеем ли мы право допускать ошибки?
Примерные рассуждения учащихся:
- Нет, не имеем, потому что мы учимся в лицее, нам учитель всё объясняет, в учебнике есть правила…
- Конечно имеем, мы же учимся. Не ошибается тот, кто ничего не делает.
Учитель подводит итог.
В народе говорят, что на ошибках учатся.
- Сообщение темы и целей урока.
– Сегодня на уроке мы продолжим учиться выполнять работу над ошибками в соответствии с нормами русского языка.
- Мотивация деятельности. Постановка проблемы.
Для чего выполнять работу над ошибками?
Ответ ученика: чтобы в этих словах больше не допускать ошибок.
- Планирование последовательности работы («Схема урока»).
– Составим план нашего урока:
Вначале мы подготовим к работе наши тетради, затем вспомним правило в учебнике, вместе со мной попробуем разделить слова с ошибками на группы, потом поработаем парами у доски, итогом нашего урока будет упражнение «грамматический поезд» и домашнее задание.
Учитель на доске чертит схему урока: Т→ Уч → У-у → у-у →ГП→ ДЗ
- Подготовка тетрадей к работе.
- Письмо с комментированием.
– Оформите начало работы. Подготовьте тетрадь для работы над ошибками. «Дежурные по орфограммам» напомните об опасных местах в оформлении записи:
- Большая буква,
- Красная строка,
- Точка в конце предложения, и т.д.
За каждым «дежурным» закреплена определенная орфограмма, которую учащийся должен своевременно прокомментировать.
- Обобщение теоретических знаний. Организация исследовательской деятельности.
1.Цель. Повторить необходимые правила по данной теме.
2. Выполнение работы.
– Проанализируйте и выберите из всего материала со страниц 77 по 109 только необходимые для работы правила:
- Назвать страницу
- Способ проверки
- Способ контроля
Учащиеся читают, а учитель на доске чертит краткую схему правила.
2. Итог.
Мы вывели три основных правила правописания корней слов. Что общего в них?
(Чтобы правильно написать корень, надо подобрать родственное слово или изменить его форму).
- Дифференциация слов по наличию орфограмм.
1. Цель. Учить узнавать орфограммы и их классифицировать.
2. Выполнение работы.
– Задание «Экспертам»
– Сгруппируйте слова, относящиеся к одному правилу:
№1– Проверяемые безударные гласные в корне слов: во дворе, большая;
№2–Проверяемые парные согласные в корне слов: скользко, дорожка;
№3–Непроизносимые согласные в корне слов: праздник, лестница, здравствуйте;
3. Подведение итогов.
Мы увидели орфограмму в каждом слове и назвали её.
- Коллективное выполнение работы над ошибками.
1. Цель. Учиться объяснять себе и одноклассникам свои действия в работе над ошибками по алгоритму и выполнять графическое комментирование.
2. Работа в парах «Учитель-ученик»
Два ученика работают у доски «Учитель-ученик» (сильный и слабый, повторяющий за «учителем»). Остальные работают на своем месте в тетрадях с разной долей самостоятельности.
3. Алгоритм:
Читаю слово
Найду опасное место
Назову орфограмму
Подберу проверочное слово или изменю форму
Напишу в тетради
Выполню графическую работу
4. Исправление ошибок, допущенных при оформлении предложения.
На доске запись деформированного предложения:
падать, поздние, стали, яблоки, в октябре
– Назовите алгоритм исправления ошибок, допущенных в составлении предложения.
Рассуждение:
- Кто главный герой?
- Действия главного героя
- Слова, уточняющие образ главного героя
- Слова, уточняющие действия главного героя.
Используя цветные мелки, по ходу рассуждения «эксперт» расставляет нумерацию слов в предложении.
5. Запись предложения. Выполнение графической работы.
6. Итог.Оценки.
Мы учились рассуждать в ходе работы над ошибками в словах и в предложении. Учились графическому комментированию. (учитель оценивает степень самостоятельности в работе у доски)
- Решение орфографических задач. (Проверочная работа «Грамматический поезд»)
1. Цель. Закрепим правила правописания слов с изученными орфограммами.
2. Учитель диктует слова, учащиеся расставляют на отрезке «в вагончиках» нужную букву. Два ученика работают у доски.
Слова: гибкий, загадки, мягкий, ложка, морской, колючий, нога, домашний, устный, звёздный.
- Взаимопроверка.
- Проверка «пассажиров поезда».
Проверка «пассажиров поезда» проводится коллективом всего «экипажа», результат докладывает «дежурный по орфограммам».
2. Итог. Оценки
–Кто выполнил работу без ошибок? Это отметка «5». Кто допустил 1-2 ошибки? Это отметка «4». Кто допустил больше ошибок – «3».
- Самостоятельная работа над ошибками, допущенными в проверочном диктанте.
1. Цель. Исправление своих собственных ошибок с учётом предыдущей работы.
2. Самостоятельная работа.
Исправьте свои ошибки в проверочном диктанте. Если возникнут трудности, обратитесь к «экспертам» или к учителю.
3. Итог. Оценка.
Сумели ли вы справиться с работой самостоятельно? В чём испытывали затруднения и как с ними справлялись? Отметки за работу вы узнаете завтра.
- Рефлексия.
– Чему мы учились сегодня на уроке? (Находить ошибки и исправлять их по алгоритму)
– Для чего мы учились это делать? (Для того, чтобы видеть ошибки, различать их и исправлять в соответствии с правилами русского языка.)
- Домашнее задание.
Комментирование задания к упражнению №4 на странице 112. Индивидуальные рекомендации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка "Как сделать работу над ошибками диктанта"
В памятке собраны все основные орфограммы по русскому языку. С помощью этой памятки можно сделать работу над ошибками, допущенными в диктанте....
Работа над ошибками, допущенными в изложении "Скворец-музыкант"
Презентация содержит материал по работе над речевыми и орфографическими ошибками....
урок русского языка. Тема: Работа над ошибками, допущенными в изложении.
Данный урок можно использовать в третьем классе при проведении анализа изложения....
Применение дифференцированного подхода в работе над ошибками, допущенными учащимися при письме
Работа над ошибками, допущенными учащимися при письме, является важнейшим звеном в системе обучения русскому языку. Как правило, работа над ошибками проводится фронтально, без учёта индивидуальны...
Памятка в помощь родителям. «Как помочь ученикам выполнить работу над композиционными и логическики ошибками, допущенными в тексте сочинения или изложения».
Уважаемые родители! Многие из родителей обращаются ко мне на консультационных часах с вопросом, как выполнить работу над ошибками в тексте сочинения или изложения не орфографич...
Урок русского языка на тему "Работа над ошибками, допущенными в изложении "О картине И.И.Шишкина "Утро в сосновом лесу"
Урок развития речи с подробным анализом ошибок, допущенных в изложении....
Работа над ошибками, допущенными при написании диктанта. Памятка
Памятка по работе над ошибками, допущенными при написании диктанта. УМК "Школа России"....