Работа над ошибками, допущенными в проверочном диктанте.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Хильченко Елена олеговна

Урок постановки и решения учебных задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_nad_oshibkami.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Работа над ошибками, допущенными в проверочном диктанте».

Урок постановки и решения учебных задач.

Цель. Учить видеть, дифференцировать указанные ошибки и исправлять их. 

Задачи:

  • создать условия для формирования у учащихся практиче ского умения выполнять работу над ошибками в соответствии с программными требованиями;
  • организовать исследовательскую дея тельность учащихся;
  • учить учащихся работать по алгоритму;
  • отрабатывать навыки графического обоснования орфограмм;
  • формирование коммуникативных умений;
  • воспитание умения взаимодействия со сверстниками и со взрослыми.

Оборудование. На доске выписаны все слова, в которых были допущены ошибки:

Лестница, во дворе, здравствуйте, скользко, большая, праздник, дорожка.

План урока.

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы и целей урока.
  3. Мотивация деятельности. Постановка проблемы.
  4. Планирование последовательности работы («Схема урока»).
  5. Подготовка тетрадей к работе.
  6. Обобщение теоретических знаний. Организация исследовательской деятельности.
  7. Дифференциация слов по наличию орфограмм.
  8. Групповая работа над ошибками. (Работа в парах «Учитель-ученик»)
  9. Решение орфографических задач. (Проверочная работа по «Грамматическому поезду»)
  10. Взаимопроверка.
  11. Самостоятельная работа над ошибками, допущенными в проверочном диктанте.
  12. Рефлексия.
  13. Итог урока.
  14. Домашнее задание.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Имеем ли мы право допускать ошибки?

Примерные рассуждения учащихся:

  • Нет, не имеем, потому что мы учимся в лицее, нам учитель всё объясняет, в учебнике есть правила…
  • Конечно имеем, мы же учимся. Не ошибается тот, кто ничего не делает.

Учитель подводит итог.

В народе говорят, что на ошибках учатся.

  1. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня на уроке мы продолжим учиться выполнять работу над ошибками в соответствии с нормами русского языка.

  1. Мотивация деятельности. Постановка проблемы.

Для чего выполнять работу над ошибками?

Ответ ученика: чтобы в этих словах больше не допускать ошибок.

  1. Планирование последовательности работы («Схема урока»).

– Составим план нашего урока:

Вначале мы подготовим к работе наши тетради, затем вспомним правило в учебнике, вместе со мной попробуем разделить слова с ошибками на группы, потом поработаем парами у доски,  итогом нашего урока будет упражнение «грамматический поезд» и домашнее задание.

Учитель на доске чертит схему урока:  Т→ Уч → У-у → у-у →ГП→ ДЗ

  1. Подготовка тетрадей к работе.
  1. Письмо с комментированием.

– Оформите начало работы. Подготовьте тетрадь для работы над ошибками. «Дежурные по орфограммам» напомните об опасных местах в оформлении записи:

  • Большая буква,
  • Красная строка,
  • Точка в конце предложения, и т.д.

 За каждым «дежурным» закреплена определенная орфограмма, которую учащийся должен своевременно прокомментировать.

  1. Обобщение теоретических знаний. Организация исследовательской деятельности.

1.Цель. Повторить необходимые правила по данной теме.

2. Выполнение работы.

        – Проанализируйте и выберите из всего материала со страниц  77 по 109 только необходимые для работы правила:

  • Назвать страницу
  • Способ проверки
  • Способ контроля  

Учащиеся читают, а учитель на доске чертит краткую схему правила.

2. Итог.

Мы вывели три основных правила правописания корней слов. Что общего в них?

(Чтобы правильно написать корень, надо подобрать родственное слово или изменить его форму).

  1. Дифференциация слов по наличию орфограмм.

1. Цель. Учить узнавать орфограммы и их классифицировать.

2. Выполнение работы.

        – Задание «Экспертам»

– Сгруппируйте слова, относящиеся к одному правилу:

№1– Проверяемые безударные гласные в корне слов: во дворе, большая;

№2–Проверяемые парные согласные в корне слов: скользко, дорожка;

№3–Непроизносимые согласные в корне слов: праздник, лестница, здравствуйте;

3. Подведение итогов.

Мы увидели орфограмму в каждом слове и назвали её.

  1. Коллективное выполнение работы над ошибками.

1. Цель. Учиться объяснять себе и одноклассникам свои действия в работе над ошибками по алгоритму и выполнять графическое комментирование.

2. Работа в парах «Учитель-ученик»

Два ученика работают у доски  «Учитель-ученик» (сильный и слабый, повторяющий за «учителем»). Остальные работают на своем месте в тетрадях с разной долей самостоятельности.

3. Алгоритм:

Читаю слово

Найду опасное место

Назову орфограмму

Подберу проверочное слово или изменю форму

Напишу  в тетради

Выполню графическую работу

        4. Исправление ошибок, допущенных при оформлении предложения.

На доске запись деформированного предложения:

падать, поздние, стали, яблоки, в октябре

– Назовите алгоритм исправления ошибок, допущенных в составлении предложения.

Рассуждение:

  • Кто главный герой?
  • Действия главного героя
  • Слова, уточняющие образ главного героя
  • Слова, уточняющие действия главного героя.

Используя цветные мелки, по ходу рассуждения «эксперт» расставляет нумерацию слов в предложении.

5. Запись предложения. Выполнение графической работы.

6. Итог.Оценки.

Мы учились рассуждать в ходе работы над ошибками в словах и в предложении. Учились графическому комментированию. (учитель оценивает степень самостоятельности в работе у доски)

  1. Решение орфографических задач. (Проверочная работа «Грамматический поезд»)

1. Цель. Закрепим правила правописания слов с изученными орфограммами.

2. Учитель диктует слова, учащиеся расставляют на отрезке «в вагончиках» нужную букву. Два ученика работают у доски.

        Слова: гибкий, загадки, мягкий, ложка, морской, колючий, нога, домашний, устный, звёздный.

  1. Взаимопроверка.
  1.  Проверка «пассажиров поезда».

Проверка «пассажиров поезда» проводится коллективом  всего «экипажа», результат докладывает «дежурный по орфограммам».

2. Итог. Оценки

–Кто выполнил работу без ошибок? Это отметка «5». Кто допустил 1-2 ошибки? Это отметка «4». Кто допустил больше ошибок – «3».

  1. Самостоятельная работа над ошибками, допущенными в проверочном диктанте.

1. Цель. Исправление своих собственных ошибок с учётом предыдущей работы.

2. Самостоятельная работа.

Исправьте свои ошибки в проверочном диктанте. Если возникнут трудности, обратитесь к «экспертам» или к учителю.

3. Итог. Оценка.

Сумели ли вы справиться с работой самостоятельно? В чём испытывали затруднения и как с ними справлялись? Отметки за работу вы узнаете завтра.

  1. Рефлексия.

– Чему мы учились сегодня на уроке? (Находить ошибки и исправлять их по алгоритму)

Для чего мы учились это делать? (Для того, чтобы видеть ошибки, различать их и исправлять в соответствии с правилами русского языка.)

  1. Домашнее задание.

Комментирование задания к упражнению №4 на странице 112. Индивидуальные рекомендации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка "Как сделать работу над ошибками диктанта"

В памятке собраны все основные орфограммы по русскому языку. С помощью этой памятки можно сделать работу над ошибками, допущенными в диктанте....

Работа над ошибками, допущенными в изложении "Скворец-музыкант"

Презентация содержит материал по работе над речевыми и орфографическими ошибками....

урок русского языка. Тема: Работа над ошибками, допущенными в изложении.

Данный урок можно использовать в третьем классе при проведении анализа изложения....

Применение дифференцированного подхода в работе над ошибками, допущенными учащимися при письме

Работа над ошибками, допущенными учащимися при письме, является важнейшим звеном в системе обучения русскому языку. Как правило, работа над ошибками проводится фронтально, без учёта индивидуальны...

Памятка в помощь родителям. «Как помочь ученикам выполнить работу над композиционными и логическики ошибками, допущенными в тексте сочинения или изложения».

Уважаемые родители!    Многие из родителей обращаются ко мне на консультационных часах с вопросом, как выполнить работу над ошибками в тексте сочинения или изложения  не орфографич...

Работа над ошибками, допущенными при написании диктанта. Памятка

Памятка по работе над ошибками, допущенными при написании диктанта. УМК "Школа России"....