урок русского языка. Тема: Работа над ошибками, допущенными в изложении.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Машнева Надежда Григорьевна

Данный урок можно использовать в третьем классе при проведении анализа изложения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_mashneva_n.g._russkiy_yazyk.doc89.88 КБ
Microsoft Office document icon urok_mashneva_n.g._russkiy_yazyk.doc89.88 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока русского языка

3 класс

                                                                                               Учитель: Машнева Н.Г.., 

                                                                                                 учитель начальных классов

                                                                                                    МОУ «СОШ №1» г. Валуйки

                                                                                          Белгородской области

Тема урока

Цель урока

Тип урока

Методы обучения

Виды учебной деятельности

Оборудование

УМК

Планируемый результат

Работа над ошибками, допущенными в изложении.

Создание условий для формирования  умения исправлять  речевые и орфографические ошибки;  организация  деятельности школьников по самостоятельному применению полученных знаний в разнообразных ситуациях; содействие развитию у детей умения общаться;

Урок повторения пройденного материала

Частично – поисковый; имитационный; рефлексия;

планирование учебного сотрудничества; сравнение; нахождение сходств и отличий; извлечение необходимой информации из прослушанных ответов; анализ; накопление опыта в исправлении ошибок, коррекция;

Проектор, презентация к уроку,  карточки, памятка.

Учебник  А.В.Поляковой Русский язык 3 класс, 1 часть; материал для карточек из пособия 

Л.А. Ахременковой « К пятерке шаг за шагом»; стихотворение А. Шибаева « Грустные вести».

Предметные:  

- осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания  при записи собственного текста; умение проверять написанное;

-формирование умения редактировать предложения.

Общеучебные:

-уметь находить и исправлять свои ошибки.

-умение осуществлять самонаблюдение, самоконтроль, самооценку;

 -формирование коммуникативной культуры школьников, их общему речевому развитию, расширению кругозора, воспитанию чувств и эмоций;

 -принимать и сохранять учебную задачу;

- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

-оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную.

 - развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей, внимания, памяти и воображения;

Метапредметные:

-  развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младшего школьника;

-  овладение умением координированной работы с разными компонентами учебно-методического комплекта.

Личностные:

-проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам посредством системы заданий, ориентирующей младшего школьника на оказание помощи своему соседу по парте.

 - осознание языка, в том числе иностранного, как основного средства общения между людьми; желание участвовать в творческом, созидательном процессе; положительное отношение к учению, к познавательной деятельности.

Ход урока

Этапы урока

Характеристика деятельности

УУД

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Цель: мотивировать учащихся на умение работать над ошибками.

Учитель:

- Мне приятно вас всех видеть.

- Я улыбаюсь, вам и вы улыбнитесь мне. Улыбка может согреть других своим теплом, показать ваше дружелюбие, и улучшить вам настроение. Говорят, хорошее настроение всегда помогает справиться с любой целью и добиться хороших результатов.

- Проверим это правило сегодня на уроке?

Регулятивные: волевая саморегуляция. 

Личностные: действие смыслообразования.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Актуализация и пробное учебное действие.

Учитель:

-Анализ изложений по плану:

1.Правильность изложения содержания.

2.Полнота изложения.

3.Последовательность изложения.

4.Точность употребления слов.

5.Правильность построения предложений.

Зачитывание лучших работ по содержанию.

Раздать тетради по развитию речи.

Учитель:

- Сформулируйте тему и цель урока.

Регулятивные: прогнозирование, планирование.

Познавательные: 

умение структурировать знания;

постановка и формулирование проблемы;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий

Коммуникативные: владение устной речью.

Актуализация опорных знаний

Цель: развивать умение ориентироваться в системе знаний, строить сообщения в устной форме, формировать умение исправлять  речевые и орфографические ошибки, творческое мышление, умение работать над ошибками.

1.Разбор речевых ошибок текста.

Учитель:

 -Найдите речевые ошибки в тексте, которые были допущены в изложении и устно исправьте их.( Слайд 1)

Вася и Катя пошли играть за деревню. Они взяли с собой котенка. Они стали рвать щавель. Они забыли про котенка.

Собаки увидели котенка и хотели его взять.

Вася бежал  упал животом на котенка и прикрыл его.

2. Редактирование предложений.

Учитель:

-Правильно постройте предложения и разберите их по членам предложения.

( Слайд 2)

Врач прописал больному хорошим лекарством.

Ветер сильно раскачивал деревьями.

Регулятивные: контроль, коррекция;

прогнозирование, волевая саморегуляция в ситуации затруднения

Коммуникативные: нахождение общего решения и разрешения конфликтов на основе согласования позиций и учёта мнений

Познавательные: постановка и формулирование проблемы

Учебно-познавательная деятельность

Цель: развивать умение ориентироваться в системе знаний, развивать орфографическую зоркость; развивать творческое мышление, умение работать над ошибками.

3.Работа над орфографическими ошибками.

Чтение стихотворения « Грустные вести» и нахождение орфограмм.

Учитель:

- Прочитайте стихотворение, ответьте, почему автор назвал его «Грустные вести». Найдите орфограммы  в нем.

- Как вы думаете, почему автора так удивило письмо мальчика?

Пришло письмишко мне,

Гляжу: из лагеря, от Мишки.

«Здесь чудный лук, и я лижу, -

Написано в письмишке.

Лук лижет? Что за чудеса?

Наверно, шутит плут…

Читаю дальше: «Здесь лиса,

Красивый длинный прут.

На днях в лесу нашёл я грусть

И очень был доволен»,

Нет-нет, не шутит он! Боюсь,

Мой друг серьёзно болен.

Вернётся – надо подлечить:

Заставить правила учить.                                    (А.Шибаев)

4.Повторение правил, в которых были допущены ошибки в изложении.

Правописание ча, ща

Перенос слов

Правописание имен собственных Пропуск букв

Правописание приставок и предлогов

Коммуникативные:

формирование сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;  умение выражать свои мыслив устной форме.

Познавательные:

общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели;

УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель: получить представление о сформированности у каждого учащегося применить полученные знания на практике.

5.Работа по карточкам. ( 1 группа- работают учащиеся с высоким уровнем мотивации)

Индивидуальная работа над ошибками. ( 2 группа- работают учащиеся с низким уровнем мотивации по памяткам ).

Выполняет каждый самостоятельно.  Взаимопроверка в парах.

Гр.бы, гр.бной- гр.б                

 св.сток, св.стеть –св.ст  

д.жди, д.ждливый- д.ждь                

см.трел, посм.трел- см.тр

д.ла, д.ловой- д.ло                            

т.пить,  зат.пить- т.пка

з.рно, з.рновой- з.рна                      

ч.совщик- ч.с

 т.жело-  т.жесть                      

м.ряк- м.орской-м.ре

прил.теть- пол.т                      

ж.леет -ж.лость

выпл.тил- пл.та                        

пр.лепил- л.пит.

Берег- б.рега              ночь- н.чной

хлеб- хл.ба                  боль-б.льной

дерево- д.ревья         молодость- м.лодой

зверь- Зв.рюшка                лед – л.дяной

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

Познавательные:

общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

Включение в систему знаний и повторение.

Цель: развивать умение выделять нужную информацию, ориентироваться в системе знаний, развивать орфографическую зоркость.

5. Групповая работа. Упр.247

1 группа – 1ряд

2 группа -2 ряд

3 группа- 3 ряд

1-я  г р у п п а – выписывает слова с глухим парным согласным.

2-я  г р у п п а – выписывает слова со звонким парным согласным.

3-я  г р у п п а – выписывает слова с непроизносимым согласным

Проверка: каждая группа читает цепочкой выписанные слова.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; волевая саморегуляция в ситуации затруднения коррекция.

Познавательные: 

- преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

Цель:подвести итог проделанной работы  на уроке.

-  Какую цель мы сегодня ставили?

Удалось ли её достичь? Довольны ли сегодня тем, как вы работали? Довольны ли вы тем, как работал ваш сосед?

Оцените свою работу на уроке.

Регулятивные: соотношение своих действий с планируемыми результатами, самооценка, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности

РАБОТА  НАД  ОШИБКАМИ.

Памятка для  ученика начальной  школы.

1.Пропуск  буквы.

Выпиши  слово. Подчеркни  в нём  пропущенную букву.

Например:  звонок,  ученик.

2.Перенос  слова.

Раздели  слово  на  слоги  для  переноса.

Например:   оси – на, ма – ши – на.

Запомни! При переносе  одну  букву  нельзя   оставлять  на  строке  и  нельзя  переносить  на новую строку.

3.Большая  буква в  имени  собственном.

Выпиши  слово  правильно. Запиши ещё 2 слова  с  этой  орфограммой.

Например: Илья, Петров, Мурка, Волга, Озерки.

Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся  с  заглавной  буквы.

4.Гласные  после шипящих.

Выпиши  слово  правильно. Придумай и запиши  ещё  2 слова  на эту орфограмму.

Например: малыши, карандаши, ежи, роща, туча.



Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока русского языка

3 класс

                                                                                               Учитель: Машнева Н.Г.., 

                                                                                                 учитель начальных классов

                                                                                                    МОУ «СОШ №1» г. Валуйки

                                                                                          Белгородской области

Тема урока

Цель урока

Тип урока

Методы обучения

Виды учебной деятельности

Оборудование

УМК

Планируемый результат

Работа над ошибками, допущенными в изложении.

Создание условий для формирования  умения исправлять  речевые и орфографические ошибки;  организация  деятельности школьников по самостоятельному применению полученных знаний в разнообразных ситуациях; содействие развитию у детей умения общаться;

Урок повторения пройденного материала

Частично – поисковый; имитационный; рефлексия;

планирование учебного сотрудничества; сравнение; нахождение сходств и отличий; извлечение необходимой информации из прослушанных ответов; анализ; накопление опыта в исправлении ошибок, коррекция;

Проектор, презентация к уроку,  карточки, памятка.

Учебник  А.В.Поляковой Русский язык 3 класс, 1 часть; материал для карточек из пособия 

Л.А. Ахременковой « К пятерке шаг за шагом»; стихотворение А. Шибаева « Грустные вести».

Предметные:  

- осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания  при записи собственного текста; умение проверять написанное;

-формирование умения редактировать предложения.

Общеучебные:

-уметь находить и исправлять свои ошибки.

-умение осуществлять самонаблюдение, самоконтроль, самооценку;

 -формирование коммуникативной культуры школьников, их общему речевому развитию, расширению кругозора, воспитанию чувств и эмоций;

 -принимать и сохранять учебную задачу;

- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

-оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную.

 - развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей, внимания, памяти и воображения;

Метапредметные:

-  развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младшего школьника;

-  овладение умением координированной работы с разными компонентами учебно-методического комплекта.

Личностные:

-проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам посредством системы заданий, ориентирующей младшего школьника на оказание помощи своему соседу по парте.

 - осознание языка, в том числе иностранного, как основного средства общения между людьми; желание участвовать в творческом, созидательном процессе; положительное отношение к учению, к познавательной деятельности.

Ход урока

Этапы урока

Характеристика деятельности

УУД

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Цель: мотивировать учащихся на умение работать над ошибками.

Учитель:

- Мне приятно вас всех видеть.

- Я улыбаюсь, вам и вы улыбнитесь мне. Улыбка может согреть других своим теплом, показать ваше дружелюбие, и улучшить вам настроение. Говорят, хорошее настроение всегда помогает справиться с любой целью и добиться хороших результатов.

- Проверим это правило сегодня на уроке?

Регулятивные: волевая саморегуляция. 

Личностные: действие смыслообразования.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Актуализация и пробное учебное действие.

Учитель:

-Анализ изложений по плану:

1.Правильность изложения содержания.

2.Полнота изложения.

3.Последовательность изложения.

4.Точность употребления слов.

5.Правильность построения предложений.

Зачитывание лучших работ по содержанию.

Раздать тетради по развитию речи.

Учитель:

- Сформулируйте тему и цель урока.

Регулятивные: прогнозирование, планирование.

Познавательные: 

умение структурировать знания;

постановка и формулирование проблемы;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий

Коммуникативные: владение устной речью.

Актуализация опорных знаний

Цель: развивать умение ориентироваться в системе знаний, строить сообщения в устной форме, формировать умение исправлять  речевые и орфографические ошибки, творческое мышление, умение работать над ошибками.

1.Разбор речевых ошибок текста.

Учитель:

 -Найдите речевые ошибки в тексте, которые были допущены в изложении и устно исправьте их.( Слайд 1)

Вася и Катя пошли играть за деревню. Они взяли с собой котенка. Они стали рвать щавель. Они забыли про котенка.

Собаки увидели котенка и хотели его взять.

Вася бежал  упал животом на котенка и прикрыл его.

2. Редактирование предложений.

Учитель:

-Правильно постройте предложения и разберите их по членам предложения.

( Слайд 2)

Врач прописал больному хорошим лекарством.

Ветер сильно раскачивал деревьями.

Регулятивные: контроль, коррекция;

прогнозирование, волевая саморегуляция в ситуации затруднения

Коммуникативные: нахождение общего решения и разрешения конфликтов на основе согласования позиций и учёта мнений

Познавательные: постановка и формулирование проблемы

Учебно-познавательная деятельность

Цель: развивать умение ориентироваться в системе знаний, развивать орфографическую зоркость; развивать творческое мышление, умение работать над ошибками.

3.Работа над орфографическими ошибками.

Чтение стихотворения « Грустные вести» и нахождение орфограмм.

Учитель:

- Прочитайте стихотворение, ответьте, почему автор назвал его «Грустные вести». Найдите орфограммы  в нем.

- Как вы думаете, почему автора так удивило письмо мальчика?

Пришло письмишко мне,

Гляжу: из лагеря, от Мишки.

«Здесь чудный лук, и я лижу, -

Написано в письмишке.

Лук лижет? Что за чудеса?

Наверно, шутит плут…

Читаю дальше: «Здесь лиса,

Красивый длинный прут.

На днях в лесу нашёл я грусть

И очень был доволен»,

Нет-нет, не шутит он! Боюсь,

Мой друг серьёзно болен.

Вернётся – надо подлечить:

Заставить правила учить.                                    (А.Шибаев)

4.Повторение правил, в которых были допущены ошибки в изложении.

Правописание ча, ща

Перенос слов

Правописание имен собственных Пропуск букв

Правописание приставок и предлогов

Коммуникативные:

формирование сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;  умение выражать свои мыслив устной форме.

Познавательные:

общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели;

УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель: получить представление о сформированности у каждого учащегося применить полученные знания на практике.

5.Работа по карточкам. ( 1 группа- работают учащиеся с высоким уровнем мотивации)

Индивидуальная работа над ошибками. ( 2 группа- работают учащиеся с низким уровнем мотивации по памяткам ).

Выполняет каждый самостоятельно.  Взаимопроверка в парах.

Гр.бы, гр.бной- гр.б                

 св.сток, св.стеть –св.ст  

д.жди, д.ждливый- д.ждь                

см.трел, посм.трел- см.тр

д.ла, д.ловой- д.ло                            

т.пить,  зат.пить- т.пка

з.рно, з.рновой- з.рна                      

ч.совщик- ч.с

 т.жело-  т.жесть                      

м.ряк- м.орской-м.ре

прил.теть- пол.т                      

ж.леет -ж.лость

выпл.тил- пл.та                        

пр.лепил- л.пит.

Берег- б.рега              ночь- н.чной

хлеб- хл.ба                  боль-б.льной

дерево- д.ревья         молодость- м.лодой

зверь- Зв.рюшка                лед – л.дяной

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

Познавательные:

общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

Включение в систему знаний и повторение.

Цель: развивать умение выделять нужную информацию, ориентироваться в системе знаний, развивать орфографическую зоркость.

5. Групповая работа. Упр.247

1 группа – 1ряд

2 группа -2 ряд

3 группа- 3 ряд

1-я  г р у п п а – выписывает слова с глухим парным согласным.

2-я  г р у п п а – выписывает слова со звонким парным согласным.

3-я  г р у п п а – выписывает слова с непроизносимым согласным

Проверка: каждая группа читает цепочкой выписанные слова.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; волевая саморегуляция в ситуации затруднения коррекция.

Познавательные: 

- преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

Цель:подвести итог проделанной работы  на уроке.

-  Какую цель мы сегодня ставили?

Удалось ли её достичь? Довольны ли сегодня тем, как вы работали? Довольны ли вы тем, как работал ваш сосед?

Оцените свою работу на уроке.

Регулятивные: соотношение своих действий с планируемыми результатами, самооценка, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности

РАБОТА  НАД  ОШИБКАМИ.

Памятка для  ученика начальной  школы.

1.Пропуск  буквы.

Выпиши  слово. Подчеркни  в нём  пропущенную букву.

Например:  звонок,  ученик.

2.Перенос  слова.

Раздели  слово  на  слоги  для  переноса.

Например:   оси – на, ма – ши – на.

Запомни! При переносе  одну  букву  нельзя   оставлять  на  строке  и  нельзя  переносить  на новую строку.

3.Большая  буква в  имени  собственном.

Выпиши  слово  правильно. Запиши ещё 2 слова  с  этой  орфограммой.

Например: Илья, Петров, Мурка, Волга, Озерки.

Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся  с  заглавной  буквы.

4.Гласные  после шипящих.

Выпиши  слово  правильно. Придумай и запиши  ещё  2 слова  на эту орфограмму.

Например: малыши, карандаши, ежи, роща, туча.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка . Тема:"Работа окончаний у слов, называющих действия в прошедшем времени"

Урок русского языка по системе развивающего обучения. Программа Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. Дополнительный материал подобран с учётом особенностей мышления ивосприятия учеников. На уроке происходи...

Работа над ошибками, допущенными в изложении "Скворец-музыкант"

Презентация содержит материал по работе над речевыми и орфографическими ошибками....

Групповая работа на уроке русского языка. Тема: Работа над ошибками.

Цель: провести анализ контрольных работ (тестов), учить находить ошибки в своих работах, провести работу над ошибками, формировать УУД. Подготовительная работа:На предыдущем уроке дети напи...

Урок русского языка. 2 класс УМК «Начальная школа 21 века» Тип урока: урок развивающего контроля. Тема: Работа над ошибками.

 После диктанта проводилась работа над ошибками. Обучающиеся закрепили орфограммы: (безударная гласная в корне, проверяемая ударением, парные звонкие и глухие согласные, непроизносимые сог...

Конспект урока русского языка Тема: Работа над ошибками.

Цели деятельности учителя: закрепление и повторение материала по разделу: « Части речи», «Имя существительное»; развитие познавательной активности уч-ся; работать над развитием логического мышления, ...

Конспект урока по русскому языку. Тема: "Работа над ошибками. Что такое текст-рассуждение?" (УМК "Школа России", 2 класс).

Цели деятельности: ознакомление с текстом – рассуждение; развитие умения отличать его от других видов текста.Планируемые результаты:Предметные:Знать: чем отличается текст-рассуждение от других в...