урок русского языка. Тема: Работа над ошибками, допущенными в изложении.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Данный урок можно использовать в третьем классе при проведении анализа изложения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_mashneva_n.g._russkiy_yazyk.doc | 89.88 КБ |
urok_mashneva_n.g._russkiy_yazyk.doc | 89.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока русского языка 3 класс Учитель: Машнева Н.Г.., учитель начальных классов МОУ «СОШ №1» г. Валуйки Белгородской области | |
Тема урока Цель урока Тип урока Методы обучения Виды учебной деятельности Оборудование УМК Планируемый результат | Работа над ошибками, допущенными в изложении. Создание условий для формирования умения исправлять речевые и орфографические ошибки; организация деятельности школьников по самостоятельному применению полученных знаний в разнообразных ситуациях; содействие развитию у детей умения общаться; Урок повторения пройденного материала Частично – поисковый; имитационный; рефлексия; планирование учебного сотрудничества; сравнение; нахождение сходств и отличий; извлечение необходимой информации из прослушанных ответов; анализ; накопление опыта в исправлении ошибок, коррекция; Проектор, презентация к уроку, карточки, памятка. Учебник А.В.Поляковой Русский язык 3 класс, 1 часть; материал для карточек из пособия Л.А. Ахременковой « К пятерке шаг за шагом»; стихотворение А. Шибаева « Грустные вести». Предметные: - осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи собственного текста; умение проверять написанное; -формирование умения редактировать предложения. Общеучебные: -уметь находить и исправлять свои ошибки. -умение осуществлять самонаблюдение, самоконтроль, самооценку; -формирование коммуникативной культуры школьников, их общему речевому развитию, расширению кругозора, воспитанию чувств и эмоций; -принимать и сохранять учебную задачу; - осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; -оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; - преобразовывать практическую задачу в познавательную. - развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей, внимания, памяти и воображения; Метапредметные: - развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младшего школьника; - овладение умением координированной работы с разными компонентами учебно-методического комплекта. Личностные: -проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам посредством системы заданий, ориентирующей младшего школьника на оказание помощи своему соседу по парте. - осознание языка, в том числе иностранного, как основного средства общения между людьми; желание участвовать в творческом, созидательном процессе; положительное отношение к учению, к познавательной деятельности. |
Ход урока
Этапы урока | Характеристика деятельности | УУД |
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности Цель: мотивировать учащихся на умение работать над ошибками. | Учитель: - Мне приятно вас всех видеть. - Я улыбаюсь, вам и вы улыбнитесь мне. Улыбка может согреть других своим теплом, показать ваше дружелюбие, и улучшить вам настроение. Говорят, хорошее настроение всегда помогает справиться с любой целью и добиться хороших результатов. - Проверим это правило сегодня на уроке? | Регулятивные: волевая саморегуляция. Личностные: действие смыслообразования. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
Актуализация и пробное учебное действие. | Учитель: -Анализ изложений по плану: 1.Правильность изложения содержания. 2.Полнота изложения. 3.Последовательность изложения. 4.Точность употребления слов. 5.Правильность построения предложений. Зачитывание лучших работ по содержанию. Раздать тетради по развитию речи. Учитель: - Сформулируйте тему и цель урока. | Регулятивные: прогнозирование, планирование. Познавательные: умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий Коммуникативные: владение устной речью. |
Актуализация опорных знаний Цель: развивать умение ориентироваться в системе знаний, строить сообщения в устной форме, формировать умение исправлять речевые и орфографические ошибки, творческое мышление, умение работать над ошибками. | 1.Разбор речевых ошибок текста. Учитель: -Найдите речевые ошибки в тексте, которые были допущены в изложении и устно исправьте их.( Слайд 1) Вася и Катя пошли играть за деревню. Они взяли с собой котенка. Они стали рвать щавель. Они забыли про котенка. Собаки увидели котенка и хотели его взять. Вася бежал упал животом на котенка и прикрыл его. 2. Редактирование предложений. Учитель: -Правильно постройте предложения и разберите их по членам предложения. ( Слайд 2) Врач прописал больному хорошим лекарством. Ветер сильно раскачивал деревьями. | Регулятивные: контроль, коррекция; прогнозирование, волевая саморегуляция в ситуации затруднения Коммуникативные: нахождение общего решения и разрешения конфликтов на основе согласования позиций и учёта мнений Познавательные: постановка и формулирование проблемы |
Учебно-познавательная деятельность Цель: развивать умение ориентироваться в системе знаний, развивать орфографическую зоркость; развивать творческое мышление, умение работать над ошибками. | 3.Работа над орфографическими ошибками. Чтение стихотворения « Грустные вести» и нахождение орфограмм. Учитель: - Прочитайте стихотворение, ответьте, почему автор назвал его «Грустные вести». Найдите орфограммы в нем. - Как вы думаете, почему автора так удивило письмо мальчика? Пришло письмишко мне, Гляжу: из лагеря, от Мишки. «Здесь чудный лук, и я лижу, - Написано в письмишке. Лук лижет? Что за чудеса? Наверно, шутит плут… Читаю дальше: «Здесь лиса, Красивый длинный прут. На днях в лесу нашёл я грусть И очень был доволен», Нет-нет, не шутит он! Боюсь, Мой друг серьёзно болен. Вернётся – надо подлечить: Заставить правила учить. (А.Шибаев) 4.Повторение правил, в которых были допущены ошибки в изложении. Правописание ча, ща Перенос слов Правописание имен собственных Пропуск букв Правописание приставок и предлогов | Коммуникативные: формирование сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение выражать свои мыслив устной форме. Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель: получить представление о сформированности у каждого учащегося применить полученные знания на практике. | 5.Работа по карточкам. ( 1 группа- работают учащиеся с высоким уровнем мотивации) Индивидуальная работа над ошибками. ( 2 группа- работают учащиеся с низким уровнем мотивации по памяткам ). Выполняет каждый самостоятельно. Взаимопроверка в парах. Гр.бы, гр.бной- гр.б св.сток, св.стеть –св.ст д.жди, д.ждливый- д.ждь см.трел, посм.трел- см.тр д.ла, д.ловой- д.ло т.пить, зат.пить- т.пка з.рно, з.рновой- з.рна ч.совщик- ч.с т.жело- т.жесть м.ряк- м.орской-м.ре прил.теть- пол.т ж.леет -ж.лость выпл.тил- пл.та пр.лепил- л.пит. Берег- б.рега ночь- н.чной хлеб- хл.ба боль-б.льной дерево- д.ревья молодость- м.лодой зверь- Зв.рюшка лед – л.дяной | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез. |
Включение в систему знаний и повторение. Цель: развивать умение выделять нужную информацию, ориентироваться в системе знаний, развивать орфографическую зоркость. | 5. Групповая работа. Упр.247 1 группа – 1ряд 2 группа -2 ряд 3 группа- 3 ряд 1-я г р у п п а – выписывает слова с глухим парным согласным. 2-я г р у п п а – выписывает слова со звонким парным согласным. 3-я г р у п п а – выписывает слова с непроизносимым согласным Проверка: каждая группа читает цепочкой выписанные слова. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; волевая саморегуляция в ситуации затруднения коррекция. Познавательные: - преобразовывать практическую задачу в познавательную. |
Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). Цель:подвести итог проделанной работы на уроке. | - Какую цель мы сегодня ставили? Удалось ли её достичь? Довольны ли сегодня тем, как вы работали? Довольны ли вы тем, как работал ваш сосед? Оцените свою работу на уроке. | Регулятивные: соотношение своих действий с планируемыми результатами, самооценка, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности |
РАБОТА НАД ОШИБКАМИ.
Памятка для ученика начальной школы.
1.Пропуск буквы.
Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву.
Например: звонок, ученик.
2.Перенос слова.
Раздели слово на слоги для переноса.
Например: оси – на, ма – ши – на.
Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку.
3.Большая буква в имени собственном.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.
Например: Илья, Петров, Мурка, Волга, Озерки.
Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся с заглавной буквы.
4.Гласные после шипящих.
Выпиши слово правильно. Придумай и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Например: малыши, карандаши, ежи, роща, туча.
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока русского языка 3 класс Учитель: Машнева Н.Г.., учитель начальных классов МОУ «СОШ №1» г. Валуйки Белгородской области | |
Тема урока Цель урока Тип урока Методы обучения Виды учебной деятельности Оборудование УМК Планируемый результат | Работа над ошибками, допущенными в изложении. Создание условий для формирования умения исправлять речевые и орфографические ошибки; организация деятельности школьников по самостоятельному применению полученных знаний в разнообразных ситуациях; содействие развитию у детей умения общаться; Урок повторения пройденного материала Частично – поисковый; имитационный; рефлексия; планирование учебного сотрудничества; сравнение; нахождение сходств и отличий; извлечение необходимой информации из прослушанных ответов; анализ; накопление опыта в исправлении ошибок, коррекция; Проектор, презентация к уроку, карточки, памятка. Учебник А.В.Поляковой Русский язык 3 класс, 1 часть; материал для карточек из пособия Л.А. Ахременковой « К пятерке шаг за шагом»; стихотворение А. Шибаева « Грустные вести». Предметные: - осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи собственного текста; умение проверять написанное; -формирование умения редактировать предложения. Общеучебные: -уметь находить и исправлять свои ошибки. -умение осуществлять самонаблюдение, самоконтроль, самооценку; -формирование коммуникативной культуры школьников, их общему речевому развитию, расширению кругозора, воспитанию чувств и эмоций; -принимать и сохранять учебную задачу; - осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; -оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; - преобразовывать практическую задачу в познавательную. - развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей, внимания, памяти и воображения; Метапредметные: - развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младшего школьника; - овладение умением координированной работы с разными компонентами учебно-методического комплекта. Личностные: -проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам посредством системы заданий, ориентирующей младшего школьника на оказание помощи своему соседу по парте. - осознание языка, в том числе иностранного, как основного средства общения между людьми; желание участвовать в творческом, созидательном процессе; положительное отношение к учению, к познавательной деятельности. |
Ход урока
Этапы урока | Характеристика деятельности | УУД |
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности Цель: мотивировать учащихся на умение работать над ошибками. | Учитель: - Мне приятно вас всех видеть. - Я улыбаюсь, вам и вы улыбнитесь мне. Улыбка может согреть других своим теплом, показать ваше дружелюбие, и улучшить вам настроение. Говорят, хорошее настроение всегда помогает справиться с любой целью и добиться хороших результатов. - Проверим это правило сегодня на уроке? | Регулятивные: волевая саморегуляция. Личностные: действие смыслообразования. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
Актуализация и пробное учебное действие. | Учитель: -Анализ изложений по плану: 1.Правильность изложения содержания. 2.Полнота изложения. 3.Последовательность изложения. 4.Точность употребления слов. 5.Правильность построения предложений. Зачитывание лучших работ по содержанию. Раздать тетради по развитию речи. Учитель: - Сформулируйте тему и цель урока. | Регулятивные: прогнозирование, планирование. Познавательные: умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий Коммуникативные: владение устной речью. |
Актуализация опорных знаний Цель: развивать умение ориентироваться в системе знаний, строить сообщения в устной форме, формировать умение исправлять речевые и орфографические ошибки, творческое мышление, умение работать над ошибками. | 1.Разбор речевых ошибок текста. Учитель: -Найдите речевые ошибки в тексте, которые были допущены в изложении и устно исправьте их.( Слайд 1) Вася и Катя пошли играть за деревню. Они взяли с собой котенка. Они стали рвать щавель. Они забыли про котенка. Собаки увидели котенка и хотели его взять. Вася бежал упал животом на котенка и прикрыл его. 2. Редактирование предложений. Учитель: -Правильно постройте предложения и разберите их по членам предложения. ( Слайд 2) Врач прописал больному хорошим лекарством. Ветер сильно раскачивал деревьями. | Регулятивные: контроль, коррекция; прогнозирование, волевая саморегуляция в ситуации затруднения Коммуникативные: нахождение общего решения и разрешения конфликтов на основе согласования позиций и учёта мнений Познавательные: постановка и формулирование проблемы |
Учебно-познавательная деятельность Цель: развивать умение ориентироваться в системе знаний, развивать орфографическую зоркость; развивать творческое мышление, умение работать над ошибками. | 3.Работа над орфографическими ошибками. Чтение стихотворения « Грустные вести» и нахождение орфограмм. Учитель: - Прочитайте стихотворение, ответьте, почему автор назвал его «Грустные вести». Найдите орфограммы в нем. - Как вы думаете, почему автора так удивило письмо мальчика? Пришло письмишко мне, Гляжу: из лагеря, от Мишки. «Здесь чудный лук, и я лижу, - Написано в письмишке. Лук лижет? Что за чудеса? Наверно, шутит плут… Читаю дальше: «Здесь лиса, Красивый длинный прут. На днях в лесу нашёл я грусть И очень был доволен», Нет-нет, не шутит он! Боюсь, Мой друг серьёзно болен. Вернётся – надо подлечить: Заставить правила учить. (А.Шибаев) 4.Повторение правил, в которых были допущены ошибки в изложении. Правописание ча, ща Перенос слов Правописание имен собственных Пропуск букв Правописание приставок и предлогов | Коммуникативные: формирование сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение выражать свои мыслив устной форме. Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель: получить представление о сформированности у каждого учащегося применить полученные знания на практике. | 5.Работа по карточкам. ( 1 группа- работают учащиеся с высоким уровнем мотивации) Индивидуальная работа над ошибками. ( 2 группа- работают учащиеся с низким уровнем мотивации по памяткам ). Выполняет каждый самостоятельно. Взаимопроверка в парах. Гр.бы, гр.бной- гр.б св.сток, св.стеть –св.ст д.жди, д.ждливый- д.ждь см.трел, посм.трел- см.тр д.ла, д.ловой- д.ло т.пить, зат.пить- т.пка з.рно, з.рновой- з.рна ч.совщик- ч.с т.жело- т.жесть м.ряк- м.орской-м.ре прил.теть- пол.т ж.леет -ж.лость выпл.тил- пл.та пр.лепил- л.пит. Берег- б.рега ночь- н.чной хлеб- хл.ба боль-б.льной дерево- д.ревья молодость- м.лодой зверь- Зв.рюшка лед – л.дяной | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез. |
Включение в систему знаний и повторение. Цель: развивать умение выделять нужную информацию, ориентироваться в системе знаний, развивать орфографическую зоркость. | 5. Групповая работа. Упр.247 1 группа – 1ряд 2 группа -2 ряд 3 группа- 3 ряд 1-я г р у п п а – выписывает слова с глухим парным согласным. 2-я г р у п п а – выписывает слова со звонким парным согласным. 3-я г р у п п а – выписывает слова с непроизносимым согласным Проверка: каждая группа читает цепочкой выписанные слова. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; волевая саморегуляция в ситуации затруднения коррекция. Познавательные: - преобразовывать практическую задачу в познавательную. |
Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). Цель:подвести итог проделанной работы на уроке. | - Какую цель мы сегодня ставили? Удалось ли её достичь? Довольны ли сегодня тем, как вы работали? Довольны ли вы тем, как работал ваш сосед? Оцените свою работу на уроке. | Регулятивные: соотношение своих действий с планируемыми результатами, самооценка, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности |
РАБОТА НАД ОШИБКАМИ.
Памятка для ученика начальной школы.
1.Пропуск буквы.
Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву.
Например: звонок, ученик.
2.Перенос слова.
Раздели слово на слоги для переноса.
Например: оси – на, ма – ши – на.
Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку.
3.Большая буква в имени собственном.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.
Например: Илья, Петров, Мурка, Волга, Озерки.
Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся с заглавной буквы.
4.Гласные после шипящих.
Выпиши слово правильно. Придумай и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Например: малыши, карандаши, ежи, роща, туча.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка . Тема:"Работа окончаний у слов, называющих действия в прошедшем времени"
Урок русского языка по системе развивающего обучения. Программа Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. Дополнительный материал подобран с учётом особенностей мышления ивосприятия учеников. На уроке происходи...
Работа над ошибками, допущенными в изложении "Скворец-музыкант"
Презентация содержит материал по работе над речевыми и орфографическими ошибками....
Групповая работа на уроке русского языка. Тема: Работа над ошибками.
Цель: провести анализ контрольных работ (тестов), учить находить ошибки в своих работах, провести работу над ошибками, формировать УУД. Подготовительная работа:На предыдущем уроке дети напи...
Урок русского языка. 2 класс УМК «Начальная школа 21 века» Тип урока: урок развивающего контроля. Тема: Работа над ошибками.
После диктанта проводилась работа над ошибками. Обучающиеся закрепили орфограммы: (безударная гласная в корне, проверяемая ударением, парные звонкие и глухие согласные, непроизносимые сог...
Конспект урока русского языка Тема: Работа над ошибками.
Цели деятельности учителя: закрепление и повторение материала по разделу: « Части речи», «Имя существительное»; развитие познавательной активности уч-ся; работать над развитием логического мышления, ...
Урок русского языка на тему "Работа над ошибками, допущенными в изложении "О картине И.И.Шишкина "Утро в сосновом лесу"
Урок развития речи с подробным анализом ошибок, допущенных в изложении....
Конспект урока по русскому языку. Тема: "Работа над ошибками. Что такое текст-рассуждение?" (УМК "Школа России", 2 класс).
Цели деятельности: ознакомление с текстом – рассуждение; развитие умения отличать его от других видов текста.Планируемые результаты:Предметные:Знать: чем отличается текст-рассуждение от других в...