Урок русского языка в 4 классе (программа Л.В. Занкова) по теме:" Склонение прилагательных мужского и среднего рода с мягким согласным на конце основы".
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Александрова Светлана Эдуардовна

 

     Любая деятельность, в том числе и учебная, осуществляется при помощи речи, важно изучать развитие речевой деятельности. Через речь проявляются и формируются интеллектуальные способности детей, их эмоционально- волевые и нравственные качества – то, что составляет понятие «общее развитие» (терминология Л.В. Занкова). Через речь проявляются и формируются предметные знания, умения и навыки. Таким образом, речь, с одной стороны, является средством общего развитию детей и собственно речевой деятельности, а с другой – показателем результативности работы  над их общим развитием и собственно речевой деятельностью. Также развитие речевой деятельности в системе развивающего обучения Л.В. Занкова выступает как средство формирования коммуникативной компетентности младших школьников. Данный урок позволяет формировать коммуникативный блок умений:

·        Умение легко входить в контакты и устанавливать отношения;

·        Умение вести диалог и участвовать в дискуссии;

·        Умение выступать с сообщением перед аудиторией;

·        Умение анализировать (понимать) различного рода тексты (научные, литературные, инструктивные документы);

·         Умение работать с информацией (вычленять из разных источников, анализировать, обобщать);

·        Умение писать разного рода тексты.

Данный  урок объяснения нового материала лучше проводить с использованием презентации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Склонение прилагательных мужского и среднего рода с мягким согласным на конце основы.

Задача урока: формировать общеучебную компетентность учащихся через развитие речевой деятельности

Цели: 1) познакомить учащихся со склонением прилагательных мужского и среднего рода с мягким согласным на конце основы;

2) развивать речевую деятельность учащихся: говорение, слушание, чтение, письмо;

3) формировать навыки грамотного письма;

4) развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля; самооценку учащихся;

5) воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощь.

Оборудование: карта «Страна Знаний», корабль, памятка «Морфологический разбор» на каждой парте, таблица для самооценки у каждого ученика, орфографический словарь, мультимедиа – презентация

Ход урока

  1. Организационный момент. Психологический настрой учащихся.

 Сегодня у нас урок – приключение, полное неожиданностей.

Кто за приключения?

Все без исключения?

Давай поднимем парус

И прямо в океан!

Ведь и для нас осталось

Еще немало стран,

Пока что не открытых,

Или давно забытых!

Дорог в морях немало –

Смелее у штурвала!

Как настоящие мореплаватели мы возьмем с собой карту, на которой указан маршрут. А все, что увидим, будем записывать в судовой журнал. Записи нужно вести аккуратно и правильно. Итак, зафиксируйте дату нашего отправления (дети записывают число, Классная работа) Будьте внимательны, итоги подведем в конце урока!

  1. Активизация знаний учащихся.

1) словарная работа – игра «Найди слово»:

А отправляемся мы с острова Гимназистов в море Слов. Посмотрите, в волнах спряталось какое-то слово.

шкорпутешествиебикю  (Когда дети угадывают, слово появляется на экране)

Запишите слово в тетрадь.

Растолкуйте смысл этого слова.

Теперь обратимся к словарю и попросим нашего консультанта объяснить значение этого слова (ученик, который дома работал со словарем, объясняет значение слова путешествие)

Что еще можете сказать об этом слове? (устный морфологический разбор имени существительного: путешествие – имя сущ., что? путешествие, неодуш., нариц., с.р., ед.ч., И.п)

На нашем пути встретились рифы из слов. Для того, чтобы прочитать первое, надо от слова путешествие образовать однокоренное слово с помощью суффиксов: -ен- и –ник- (путешественник)  (Когда дети называют, слово появляется на экране) Молодцы, запишите его в судовой журнал.

Следующие рифы – это слова-синонимы к слову путешествие (Когда дети называют, слово появляется на экране: Странствие, турне-[нэ]с.р. , Вояж- устар., м.р.) Запишите их.

Что можете сказать о словах?

На какие группы можно разделить данные существительные? (одушевленные , неодушевленные) А еще как? (Мужского и среднего рода) Запомните, это нам пригодится в путешествии.

Мы покидаем море Слов и отправляемся дальше.

Отметьте на маршрутном листе: Насколько хорошо вы знаете теперь, как пишутся эти словарные слова.

3 Усвоение новых знаний

Итак, наш путь лежит к морю Словосочетаний.

  1. Наблюдение (работа со словосочетаниями)

Перед отправлением в странствие, нам пришла телефонограмма «Памятка путешественнику», но так как связь была плохая, некоторые части слов пропали. Что нужно сделать, чтобы прочитать памятку? (вставить окончания прилагательных). Запишите, вставив окончания прилагательных, и вы узнаете, что должен знать настоящий путешественник.

  1. Даже коротк… вояж может быть опасным.
  2. Надежн… друг для  путешественника – самое главное.
  3. Молод… путешественник должен быть любознательным.
  4. Увлекательн…  странствие запомнится на всю жизнь.
  5. Многолетн… путешествие требует хорошей подготовки.

Итак, какие предложения получились?

Выделите окончания прилагательных, назовите их. (самопроверка с экрана)

Почему окончания разные у прилагательных?(прилагательные мужского и среднего рода, в И.п.) Еще что заметили? (ударные и безударные окончания, можно ошибиться в написании безударных окончаний прилагательных) А еще что? (твердый и мягкий согласный на конце основы)

Тема урока: Склонение прилагательных мужского и среднего рода с мягким согласным на конце основы. (на доске)

Так от чего зависит окончание прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже в единственном числе? (от ударения и согласного на конце основы).

Какой вывод можно сделать о написании окончаний прилагательных мужского и среднего рода с мягким согласным на конце основы?

Прилагательные мужского рода в И.П. в единственном числе имеют окончание –ой под ударением и безударные окончания –ый, -ий. Прилагательные    среднего рода имеют окончания –ое, -ее.

2) Знакомство с правилом на с.52                           

Проверим свои предположения по учебнику. (чтение правила вслух)

Это важное правило нам пригодится в нашем путешествии.

  1. Первичное закрепление
  1. «Грамматическая задача»

Помните 5 правило: Многолетнее путешествие требует хорошей подготовки.

Собираясь в путь, один мудрый человек составил список того, что нужно взять с собой. Этот список у каждого из вас на парте. Вставьте пропущенные буквы, выделите окончание имен прилагательных.

Чист… бель.е, тепл… н.сок, пуш.ст… п.лотенце, зубн… п.р.шок, душ.ст… мыло, мя.к…   (задание дается на карточках)

Что в этом списке вас удивило? ( один носок)

На какие правила встретились орфограммы? (безударная гласная непроверяемая ударением, жи-ши, парный согласный в середине слова, разделительный ь знак, окончания прилагательных)

Проверьте, правильно ли ваш сосед вставил окончания прилагательных (с экрана – взаимопроверка в парах)

Итак, какие окончания у прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже в единственном числе?

Отметьте на маршрутном листе: как вы справились сейчас с заданием.

Кто допустил ошибки?

Кто не допустил ошибки, но считает, что нам нужно еще поработать по теме нашего урока?

  1. Самостоятельная творческая работа

Мы отправляемся дальше по морю Предложений.

Физминутка (звучит музыка «Звуки моря», на экране слайды «Рыбы»)

Море не всегда бывает таким спокойным. Вот смотрите, волной к нам на борт корабля забросило бутылку и похоже в нем сообщение! Правда, некоторые слова совсем размыты!

Сегодня … день. Какое… небо, какое… море! Впереди … остров. Мы садимся в шлюпку и плывем к … острову .Перед нами открывается очаровательная картина…

Все ли соответствует тому, что мы видим на картине?

Нам предстоит непростая работа: восстановить текст, чтобы красочно и полно описать эту картину. А еще закончить текст.

Сегодня мы сделаем остановку только на одном острове – острове Творчества. Прочитайте, что вы записали. (1-2ученика )

Какие прилагательные помогли нам представить чудо-остров?

Подчеркните в тексте прилагательные в именительном падеже в единственном числе мужского и среднего рода. Объясните их правописание.

Сделайте вывод.

Отметьте на маршрутном листе: как вы справились с написанием текста – грамотно, правильно, интересно. Я оценю вашу творческую работу в тетрадях.

3) Итак, теперь вы смогли бы объяснить правописание окончаний прилагательных в  Памятке путешественника?

4. Рефлексия. Итог урока.

1)Итак, что нового вы узнали сегодня на уроке?

Чему научились? ( грамотно писать окончания прилагательных, словарные слова, правильно готовиться к путешествию, помогать друг другу, оценивать свои достижения и т.д.)

Оцените, своей работой на уроке ты доволен

                                                          Не совсем доволен

                                                          Не доволен

  1. Домашнее задание: с. 51, № 291 по заданию,

Кого заинтересовало путешествие, внесите в Памятку свои предложения, используя имена прилагательные мужского и среднего рода в единственном падеже. (по желанию)

Тем, кто интересуется путешествиями, кто хочет задержаться на острове Творчества задание я приготовила на листочках. (по желанию)

Будь смел и отважен –

Прочти много книг,

В большом море знаний

Плыви, ученик.

К заветной мечте и чудесной земле.

В нагруженном знаниями корабле!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 4 класс по системе Л.В.Занкова. "Родительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода с мягкой основой"

Урок изучения нового материала - окончания прилагательных мужского и среднего рода с мягкой основой, переход одной части речи в другую - несет в себе воспитательную направленность (бережное отношение ...

Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода с мягким согласным на конце основы»

1.Тип урока:Урок открытия новых знаний2Класс:43Тема:«Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода с мягким согласным на конце основы»4Образовательная программа, автор:УМК «РО система Занкова...

Конспект по русскому языку "Дательный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода с мягким согласным на конце основы"

Тема: «Дательный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода с мягким согласным на конце основы»Цель: Познакомить обучающихся с прилагательными мужского и среднего рода с мягким сог...

Урок русского языка в 4 классе по теме: «Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе»

Планируемые результаты:Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; выбор эффективных способов проверки безударных окончани...

Конспект урока по русскому языку на тему "Склонение прилагательных мужского и среднего рода с мягким окончанием на конце основы." 4 класс

1.Мотивация к учебной деятельности-Ребята, здравствуйте. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Меня зовут Яна Александровна. Открываем тетради, записываем дату, классную работу.2. Актуализация ...