Урок русского языка в 4 классе (программа Л.В. Занкова) по теме:" Склонение прилагательных мужского и среднего рода с мягким согласным на конце основы".
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Любая деятельность, в том числе и учебная, осуществляется при помощи речи, важно изучать развитие речевой деятельности. Через речь проявляются и формируются интеллектуальные способности детей, их эмоционально- волевые и нравственные качества – то, что составляет понятие «общее развитие» (терминология Л.В. Занкова). Через речь проявляются и формируются предметные знания, умения и навыки. Таким образом, речь, с одной стороны, является средством общего развитию детей и собственно речевой деятельности, а с другой – показателем результативности работы над их общим развитием и собственно речевой деятельностью. Также развитие речевой деятельности в системе развивающего обучения Л.В. Занкова выступает как средство формирования коммуникативной компетентности младших школьников. Данный урок позволяет формировать коммуникативный блок умений:
· Умение легко входить в контакты и устанавливать отношения;
· Умение вести диалог и участвовать в дискуссии;
· Умение выступать с сообщением перед аудиторией;
· Умение анализировать (понимать) различного рода тексты (научные, литературные, инструктивные документы);
· Умение работать с информацией (вычленять из разных источников, анализировать, обобщать);
· Умение писать разного рода тексты.
Данный урок объяснения нового материала лучше проводить с использованием презентации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок русского языка 4 класс | 50 КБ |
Презентация к уроку русского языка 4 класс | 494.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Склонение прилагательных мужского и среднего рода с мягким согласным на конце основы.
Задача урока: формировать общеучебную компетентность учащихся через развитие речевой деятельности
Цели: 1) познакомить учащихся со склонением прилагательных мужского и среднего рода с мягким согласным на конце основы;
2) развивать речевую деятельность учащихся: говорение, слушание, чтение, письмо;
3) формировать навыки грамотного письма;
4) развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля; самооценку учащихся;
5) воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощь.
Оборудование: карта «Страна Знаний», корабль, памятка «Морфологический разбор» на каждой парте, таблица для самооценки у каждого ученика, орфографический словарь, мультимедиа – презентация
Ход урока
- Организационный момент. Психологический настрой учащихся.
Сегодня у нас урок – приключение, полное неожиданностей.
Кто за приключения?
Все без исключения?
Давай поднимем парус
И прямо в океан!
Ведь и для нас осталось
Еще немало стран,
Пока что не открытых,
Или давно забытых!
Дорог в морях немало –
Смелее у штурвала!
Как настоящие мореплаватели мы возьмем с собой карту, на которой указан маршрут. А все, что увидим, будем записывать в судовой журнал. Записи нужно вести аккуратно и правильно. Итак, зафиксируйте дату нашего отправления (дети записывают число, Классная работа) Будьте внимательны, итоги подведем в конце урока!
- Активизация знаний учащихся.
1) словарная работа – игра «Найди слово»:
А отправляемся мы с острова Гимназистов в море Слов. Посмотрите, в волнах спряталось какое-то слово.
шкорпутешествиебикю (Когда дети угадывают, слово появляется на экране)
Запишите слово в тетрадь.
Растолкуйте смысл этого слова.
Теперь обратимся к словарю и попросим нашего консультанта объяснить значение этого слова (ученик, который дома работал со словарем, объясняет значение слова путешествие)
Что еще можете сказать об этом слове? (устный морфологический разбор имени существительного: путешествие – имя сущ., что? путешествие, неодуш., нариц., с.р., ед.ч., И.п)
На нашем пути встретились рифы из слов. Для того, чтобы прочитать первое, надо от слова путешествие образовать однокоренное слово с помощью суффиксов: -ен- и –ник- (путешественник) (Когда дети называют, слово появляется на экране) Молодцы, запишите его в судовой журнал.
Следующие рифы – это слова-синонимы к слову путешествие (Когда дети называют, слово появляется на экране: Странствие, турне-[нэ]с.р. , Вояж- устар., м.р.) Запишите их.
Что можете сказать о словах?
На какие группы можно разделить данные существительные? (одушевленные , неодушевленные) А еще как? (Мужского и среднего рода) Запомните, это нам пригодится в путешествии.
Мы покидаем море Слов и отправляемся дальше.
Отметьте на маршрутном листе: Насколько хорошо вы знаете теперь, как пишутся эти словарные слова.
3 Усвоение новых знаний
Итак, наш путь лежит к морю Словосочетаний.
- Наблюдение (работа со словосочетаниями)
Перед отправлением в странствие, нам пришла телефонограмма «Памятка путешественнику», но так как связь была плохая, некоторые части слов пропали. Что нужно сделать, чтобы прочитать памятку? (вставить окончания прилагательных). Запишите, вставив окончания прилагательных, и вы узнаете, что должен знать настоящий путешественник.
- Даже коротк… вояж может быть опасным.
- Надежн… друг для путешественника – самое главное.
- Молод… путешественник должен быть любознательным.
- Увлекательн… странствие запомнится на всю жизнь.
- Многолетн… путешествие требует хорошей подготовки.
Итак, какие предложения получились?
Выделите окончания прилагательных, назовите их. (самопроверка с экрана)
Почему окончания разные у прилагательных?(прилагательные мужского и среднего рода, в И.п.) Еще что заметили? (ударные и безударные окончания, можно ошибиться в написании безударных окончаний прилагательных) А еще что? (твердый и мягкий согласный на конце основы)
Тема урока: Склонение прилагательных мужского и среднего рода с мягким согласным на конце основы. (на доске)
Так от чего зависит окончание прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже в единственном числе? (от ударения и согласного на конце основы).
Какой вывод можно сделать о написании окончаний прилагательных мужского и среднего рода с мягким согласным на конце основы?
Прилагательные мужского рода в И.П. в единственном числе имеют окончание –ой под ударением и безударные окончания –ый, -ий. Прилагательные среднего рода имеют окончания –ое, -ее.
2) Знакомство с правилом на с.52
Проверим свои предположения по учебнику. (чтение правила вслух)
Это важное правило нам пригодится в нашем путешествии.
- Первичное закрепление
- «Грамматическая задача»
Помните 5 правило: Многолетнее путешествие требует хорошей подготовки.
Собираясь в путь, один мудрый человек составил список того, что нужно взять с собой. Этот список у каждого из вас на парте. Вставьте пропущенные буквы, выделите окончание имен прилагательных.
Чист… бель.е, тепл… н.сок, пуш.ст… п.лотенце, зубн… п.р.шок, душ.ст… мыло, мя.к… (задание дается на карточках)
Что в этом списке вас удивило? ( один носок)
На какие правила встретились орфограммы? (безударная гласная непроверяемая ударением, жи-ши, парный согласный в середине слова, разделительный ь знак, окончания прилагательных)
Проверьте, правильно ли ваш сосед вставил окончания прилагательных (с экрана – взаимопроверка в парах)
Итак, какие окончания у прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже в единственном числе?
Отметьте на маршрутном листе: как вы справились сейчас с заданием.
Кто допустил ошибки?
Кто не допустил ошибки, но считает, что нам нужно еще поработать по теме нашего урока?
- Самостоятельная творческая работа
Мы отправляемся дальше по морю Предложений.
Физминутка (звучит музыка «Звуки моря», на экране слайды «Рыбы»)
Море не всегда бывает таким спокойным. Вот смотрите, волной к нам на борт корабля забросило бутылку и похоже в нем сообщение! Правда, некоторые слова совсем размыты!
Сегодня … день. Какое… небо, какое… море! Впереди … остров. Мы садимся в шлюпку и плывем к … острову .Перед нами открывается очаровательная картина…
Все ли соответствует тому, что мы видим на картине?
Нам предстоит непростая работа: восстановить текст, чтобы красочно и полно описать эту картину. А еще закончить текст.
Сегодня мы сделаем остановку только на одном острове – острове Творчества. Прочитайте, что вы записали. (1-2ученика )
Какие прилагательные помогли нам представить чудо-остров?
Подчеркните в тексте прилагательные в именительном падеже в единственном числе мужского и среднего рода. Объясните их правописание.
Сделайте вывод.
Отметьте на маршрутном листе: как вы справились с написанием текста – грамотно, правильно, интересно. Я оценю вашу творческую работу в тетрадях.
3) Итак, теперь вы смогли бы объяснить правописание окончаний прилагательных в Памятке путешественника?
4. Рефлексия. Итог урока.
1)Итак, что нового вы узнали сегодня на уроке?
Чему научились? ( грамотно писать окончания прилагательных, словарные слова, правильно готовиться к путешествию, помогать друг другу, оценивать свои достижения и т.д.)
Оцените, своей работой на уроке ты доволен
Не совсем доволен
Не доволен
- Домашнее задание: с. 51, № 291 по заданию,
Кого заинтересовало путешествие, внесите в Памятку свои предложения, используя имена прилагательные мужского и среднего рода в единственном падеже. (по желанию)
Тем, кто интересуется путешествиями, кто хочет задержаться на острове Творчества задание я приготовила на листочках. (по желанию)
Будь смел и отважен –
Прочти много книг,
В большом море знаний
Плыви, ученик.
К заветной мечте и чудесной земле.
В нагруженном знаниями корабле!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 4 класс по системе Л.В.Занкова. "Родительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода с мягкой основой"
Урок изучения нового материала - окончания прилагательных мужского и среднего рода с мягкой основой, переход одной части речи в другую - несет в себе воспитательную направленность (бережное отношение ...
Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода с твердым согласным на конце основы
Урок русского языка 4 класс по системе РО Занкова Л.В....
Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода с мягким согласным на конце основы»
1.Тип урока:Урок открытия новых знаний2Класс:43Тема:«Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода с мягким согласным на конце основы»4Образовательная программа, автор:УМК «РО система Занкова...
Конспект по русскому языку "Дательный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода с мягким согласным на конце основы"
Тема: «Дательный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода с мягким согласным на конце основы»Цель: Познакомить обучающихся с прилагательными мужского и среднего рода с мягким сог...
Урок русского языка в 4 классе по теме: «Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе»
Планируемые результаты:Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; выбор эффективных способов проверки безударных окончани...
Конспект урока по русскому языку на тему "Склонение прилагательных мужского и среднего рода с мягким окончанием на конце основы." 4 класс
1.Мотивация к учебной деятельности-Ребята, здравствуйте. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Меня зовут Яна Александровна. Открываем тетради, записываем дату, классную работу.2. Актуализация ...
Технологическая карта урока русского языка по теме"Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода с твёрдым согласным на конце основы" (4 класс)
Конспект урока составлен и проведён в 4 классе по системе Занкова....