Урок письма
методическая разработка по русскому языку по теме
Предварительный просмотр:
Методическая разработка «Урока письма».
«Начальная школа».
Тема: « Письмо моей семье»
СИБЮК ЛЮБОВЬ ВАСИЛЬЕВНА
КОРЕНОВСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1
ГОРОД КОРЕНОВСК КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
ВЫСШАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ
Интегрированный урок письма.(ИЗО, русский язык).
Тема: « Письмо моей семье»…
Цели:
- Показать учащимся, что письмо имеет свою структуру и стилистические особенности;
- Показать учащимся значение переписки в жизни людей;
- Развивать письменную речь, орфографическую зоркость, эмоциональную сферу ребёнка.
- Добиваться психологического раскрепощения детей.
Оборудование: тетрадь по развитию речи, орфографический словарь, лист с рамочкой для рисунка.
Ход урока.
- Организация начала урока.
- Приветствие.
Хочется счастья вам пожелать,
Самое главное – не унывать.
Всего вам доброго, мирного, ясного!
Всего вам светлого и прекрасного!
- Проверка готовности рабочего места.
- Сообщение темы урока.
Учитель читает загадку.
Заклеили клеем прочно
И ко мне прислали срочно.
Я его не пожалею:
Получу и вмиг расклею. (КОНВЕРТ)
Учитель показывает конверт.
- О чём вы подумали, когда услышали эту загадку? Кто сможет сформулировать тему урока?
- Признайтесь: вам давно хотелось придумать что-то необычное? Заняться чем-то интересным, незабываемым, проявить свои способности? Тогда считайте, что вам повезло. Сегодня на уроке мы будем учиться правильно писать письмо.
II. Подготовка к сочинению.
- Беседа.
- У космонавтов Валерия Рюмина и Леонида Попова спросили: «Что вам было приятнее всего получить с Земли?». «Письма», - ответили космонавты.
- Как вы думаете, почему космонавты так ответили?
- С какой целью люди пишут письма? (Письма с давних пор играли большую роль в жизни людей. Письмо возникло потому, что людям необходимо было общаться на расстоянии).
- Сохраняются ли у вас в семье чьи – либо письма?
2. Виды писем.
- Как вы думаете: кому и для какой цели можно написать письмо? (Ответы детей). Учитель их обобщает и дополняет, подводя итог. ИТАК, письма бывают поздравления, содержащие информацию и настроение человека, о чём-то сообщающие; письмо – описание какого-то случая.
- А определите, что это за письмо?
«Дорогие дети!
От души желаю вам, хорошие маленькие люди, будьте всю жизнь чутки и отзывчивы к чужому горю. Будьте здоровы, любите друг друга. Крепко жму лапки, да будут они честны и сильны.
М. Горький».
Это письмо – пожелание, в котором писатель М. Горький желает детям быть чуткими и добрыми. Это письмо говорит о том, что писатель любил детей.
- Понятия «Адресат» и «отправитель».
- Получателя письма называют АДРЕСАТОМ. АДРЕСАТ – от немецкого слова «адрес». Человек, который пишет письмо – ОТПРАВИТЕЛЬ.
Давайте изобразим путь письма словами так:
ПИСЬМО – КОНВЕРТ – ЯЩИК – …
- Давайте проведём заочную экскурсию «Путешествие письма».
ОТПРАВИТЕЛЬ (АДРЕСАНТ) - ПОЧТОВЫЙ ЯЩИК – СОРТИРОВЩИК – ВАГОН – ПОЧТАЛЬОН – ДОМАШНИЙ ПОЧТОВЫЙ ЯЩИК – ПОЛУЧАТЕЛЬ (АДРЕСАТ)
4. Части письма.
- Что же такое письмо?
ПИСЬМО – это текст, который имеет свои части: начало, основную часть и концовку.
- Что пишут обычно в начале письма? (Приветствие). Как можно обратиться с приветствием, какие слова при этом использовать? (дорогие мама и папа! Любимая бабушка! Уважаемый учитель!
- Затем обязательно говорится о состоянии переписки. ПОЛУЧИЛА ВАШЕ ПИСЬМО. ДАВНО НЕ ПОЛУЧАЛА ОТ ВАС ПИСЕМ. ОЧЕНЬ ЗАХОТЕЛОСЬ ВАМ НАПИСАТЬ.
- О чём будем писать потом? (раскрывать основное содержание письма). РАССКАЖУ О НАШЕЙ ЖИЗНИ. У НАС ВСЁ ХОРОШО.
- Затем идут вопросы адресанту. КАК ЗДОРОВЬЕ7 КАКИЕ НОВОСТИ. КАК ЖИВЁТЕ.
- Потом идут в письме просьбы и приветы. ПЕРЕДАЙТЕ ПРИВЕТ. ПРОШУ ВАС….
- Чем будет заканчиваться письмо? (прощанием0. ДО СВИДАНИЯ, ДО СКОРОЙ ВСТРЕЧИ!
- Ну и концовка(подпись и дата). ЦЕЛУЮ, СКУЧАЮ ВАШ…….28 ДЕКАБРЯ 2008 ГОД.
- Письма стараются писать разборчиво, аккуратно, чётко на чистом листе бумаги. Бумага для писем бывает разная. Иногда это листочки маленького формата, иногда большие, но украшенные рисунком. Многие6 ребята любят посылать вместе с письмом свои рисунки.
- Знаете ли вы, как надо размещать текст письма на листе? 9С левого края бумаги оставляют свободное поле. Такие же поля оставляют сверху и внизу листа. Письмо не пишется «сплошняком». В нём выделяются ОБРАЩЕНИЕ, ПОДПИСЬ, МОЖЕТ БЫТЬ МНОГО КРАСНЫХ СТРОК.
5. Обсуждение и составление плана. В результате беседы появляется таблица.
Возможные части текста письма | Примеры |
1 | 2 |
ОБРАЩЕНИЕ | Мои дорогие друзья! Родной, родной мой, родная моя, родные мои, милые мои, милый мой, милая моя, любимый, любимая моя, любимые. |
НАЧАОЛЬНАЯ ФАЗА О СОСТОЯНИИ ПЕРЕПИСКИ | Получила ваше письмо. Давно не получала писем. Получила ваше письмо, сразу отвечаю… Получила ваше письмо, на сразу не ответила, потому что … |
РАСКРЫВАНИЕ ОСНОВНОГО СОДЕРЖАНИЯ ПИСЬМА, СООБЩЕНИЕ О НОВОСТЯХ | Опишу вам, как…. Я хочу рассказать тебе,,, У нас много новостей, расскажу обо всём. |
ВОПРОСЫ АДРЕСАТУ | Как вы живёте? Как здоровье? Чем занимаетесь? Какие у вас новости? |
БЛАГОДАРНОСТИ | Спасибо, что прислали…Спасибо за внимание… |
ПРОСЬБА ПИСАТЬ ПИСЬМА | Я прошу вас ответить на моё письмо… Прошу писать мне… Жду ответа… |
ПЕРЕДАЧА ПРИВЕТА | Передай большой привет… |
ПРОЩАНИЕ | До свидания… До скорой встречи…Пока… |
КОНЦОВКА И ПОДПИСЬ | Целую, крепко жму твою руку, крепко обнимаю, помню и благодарю. |
ДАТА И МЕСТО НАПИСАНИЯ | 24 мая 2008 год Кореновск |
6. Индукция.
Доверьтесь своим чувствам, мыслям, тогда и рука, я уверена, будет вам послушна. Садитесь поудобнее, закройте глаза и представьте свою семью, вижу на ваших лицах появились улыбки, конечно – приятно увидеть свою семью, даже если её нет рядом. А теперь откройте глаза, возьмите карандаши или фломастеры и нарисуйте на листочках в рамке свою семью, пока звучит музыка. Конец звучания – сигнал остановить работу. Приступайте, дорогие мои мастера изображения! Под музыку дети рисуют. Кто справляется с работой, помещает сой рисунок на доске и рассаживаются возле доски полукругом.
7. Социализация.
Давайте подождём всех, рассмотрим рисунки, которые уже есть на доске, подумаем над ними. Когда все закончат, дети рассказывают о своей работе. Им другие дети задают вопросы. Почему твоя мама улыбается? О чём ты вспомнил, рисуя своего папу? Куда, по-твоему, направляется твой брат или сестра?
8. Набор словаря.
- Напишите как можно больше слов и словосочетаний о своей семье. Подумайте, какими бы словами вы её охарактеризовали? Но помните поэтический совет:
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай, не спеши,
Оно бывает то свинцово,
То рождено теплом души.
- Мне хотелось бы, чтобы в вашем словаре все слова были рождены теплом души. На доске слова пишет учитель.
- А теперь посмотрите в тетради друг друга, прочитайте на доске мои слова и словосочетания, выберите понравившиеся спишите к себе в тетрадь, если, конечно, они подходят для характеристики вашей семьи.
9. Выбор доминанты.
- Перечитайте все записи, подчеркните фломастером своего любимого цвета три тёплых слова, обведите одно самое тёплое слово или словосочетание. А теперь подчеркните три самых точных определения, обведите одно самое, на ваш взгляд, точное. Запишите с этими словами несколько предложений о своей семье.
10. Социолизация.
- Подарите, прочитав вслух, свои слова всем, поясните, если хотите, почему выбрали именно эти слова.
Все эти слова пригодятся, когда вы напишите письмо своей семье. Любым может быть и тип текста, и вид текста.
III. Самостоятельная работа учащихся.
1. Повторное сообщение темы урока.
- Сейчас мы напишем письма родным. Письма родным – это письма – повествования, в которых о чём-то сообщается, напоминается или отрицается. В них чаще, чем в других видах писем, встречаются эмоционально – оценочные суждения.
- В каких случаях вы пишите письма родным? (Когда уезжаем из дома. Если бабушка и дедушка не живут рядом).
- Что должно интересовать родителей в ваших письмах? (Здоровье, настроение, какие друзья, интересные случаи).
- К сожалению, письма некоторых детей состоят из одних просьб.
Чтение стихотворения Р. Алдонина
Бабуля, здравствуй! Не грусти,
Конфеты кончились, учти.
Я сделал лук. Носки сушу.
Два дня письмо тебе пишу.
А у меня большое горе –
Пропали плавки на заборе.
Здесь скучно. Я в поход ходил.
Кончаю. Всё. Твой внук Кирилл.
- Что неправильно писал мальчик в данном письме?
ФИЗМИНУТКА.
Разминка.
Чтоб головка не болела, ей вращаем вправо – влево.
А теперь руками крутим – и для них разминка будет.
(Вращение прямых рук вперед и назад.)
Руки ставим перед грудью, в стороны разводим.
Мы разминку делать будем при любой погоде.
(Руки перед грудью, рывки руками в стороны.)
Руку правую поднимем, а другую вниз опустим.
Мы меняем их местами, плавно двигаем руками.
(Одна прямая рука вверх. Другая вниз, плавным движением одна рука опускается, а другая одновременно – поднимается.)
А теперь давайте вместе пошагаем все на месте.
- Написание письма.
Помните, что писать надо по плану, мысли свои выражать законченными предложениями.
IV. Проверка самостоятельной работы.
- Зачитывается по желанию учащихся письма.
Обсуждение: по плану? полно ли? Нет ли речевых ошибок?
ФИЗМИНУТКА.
Разминка.
Чтоб головка не болела, ей вращаем вправо – влево.
А теперь руками крутим – и для них разминка будет.
(Вращение прямых рук вперед и назад.)
Руки ставим перед грудью, в стороны разводим.
Мы разминку делать будем при любой погоде.
(Руки перед грудью, рывки руками в стороны.)
Руку правую поднимем, а другую вниз опустим.
Мы меняем их местами, плавно двигаем руками.
(Одна прямая рука вверх. Другая вниз, плавным движением одна рука опускается, а другая одновременно – поднимается.)
А теперь давайте вместе пошагаем все на месте.
V. Рефлексия.
Оцените свою работу на уроке, нарисовав на полях тетради лицо человека.
- Что тебе больше всего удалось?
- Что ты получил от этого урока?
- За что ты можешь себя похвалить?
- За что ты можешь похвалить учителя?
VI.. Итог урока.
Наш урок подходит к концу.
- Вы все были активными, дружными, проявили смекалку, ум, творчество. И все вы заслуживаете благодарности. Спасибо вам за работу!
Литература.
- Журнал «Начальная школа» №5 1994 г.
- Т. П. Лакоценина «Необычные уроки в начальной школе», часть 3, 2. Ростов-на-Дону ЗАО «Книга» «УЧИТЕЛЬ» 2008.
- М.Р. Львов «Школа творческого мышления», М: «Дидакт», 1993.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урока письма по теме «Письмо и почта»
Урок проходит в форме игры, позволяющей детям узнать историю почты, письма, а также поиграть в почту, научиться писать письма, подписывать конверты. Подготовка к игре может включать экскурсию на ...
Урок обучения письму, 1 класс, тема урока : "Письмо заглавной буквы И"
Урок письма построен на основе каллиграфической системы В.Илюхиной, и был проведен в 1 классе , обучающемся по УМК "Планета знаний". Цели этого урока следующие:познакомить с написанием новой буквы;раз...
Конспект и презентация к уроку обучение грамоте (письмо). Тема урока: Письмо слогов и слов с изученными буквами. 1 класс УМК "Гармония"
Конспект и презентация к уроку обучение грамоте, букварный период (письмо). Пропись №3. 1 класс УМК "Гармония". Тема урока: Письмо слогов и слов с изученными буквами....
конспект урока "Урок письма. Пишем письмо маме"
конспект урока русского языка "Урок письма. Пишем письмо маме" 4 класс по программе "Школа 21 века"...
Технологическая карта урока письма. Тема урока. Письмо букв С, с
Технологическая карта урока письма.Тема урока. Письмо букв С, с...
Технологическая карта урока письма «Письмо наклонной длинной линии с закругление внизу (влево). Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу (вправо).»
Конспект урока...
Проект урока по литературному чтению с использованием ИКТ (2 класс). Необычные уроки письма. Ю. Кушак «Почтовая история». Составление модели письма.
На данном уроке обучающиеся учатся использовать понятия адресат, адресант, знаково-символическими средствами, в том числе моделями для решения задач....