Урок русского языка в 3 классе по теме: "Определение глагола как части речи"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Рыкова Ирина Алексеевна

 

                                Урок русского языка 3 класс.

 

Тема: Определение глагола как части речи.

 

Цель: 1. формирование умения учиться распознавать глагол от других

               самостоятельных частей речи.

           2. Развивать орфографическую зоркость, внимание, устную речь.

           3. Воспитывать любовь к красоте родной природы.

Планируемые результаты.

             Ученики должны:

а) понимать значимость русского языка как средства межнационального общения;

б) прогнозировать наличие определенных орфограмм в слове;

в) упражняться в определении темы и выделение главной мысли урока;

г) развивать речь.

 

Оборудование: учебник Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева «Русский язык» для 3                           

           класса, компьютер, проектор, магнитофон, перфокарты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_3_klass.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                    Куликова Оксана Александровна,

                                                                    учитель начальных классов,

                                                                    МБОУ СОШ №9,

                                                                    Кировского района города Уфы.

                                 Урок русского языка 3 класс.

Тема: Определение глагола как части речи.

Цель: 1. формирование умения учиться распознавать глагол от других

               самостоятельных частей речи.

           2. Развивать орфографическую зоркость, внимание, устную речь.

           3. Воспитывать любовь к красоте родной природы.

Планируемые результаты.

             Ученики должны:

а) понимать значимость русского языка как средства межнационального общения;

б) прогнозировать наличие определенных орфограмм в слове;

в) упражняться в определении темы и выделение главной мысли урока;

г) развивать речь.

Оборудование: учебник Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева «Русский язык» для 3                          

           класса, компьютер, проектор, магнитофон, перфокарты.

                                             Ход урока.

  1. Организационный момент. Настрой на урок, (мотивация).

- Удобно сядьте. Повторяйте за мной:

Сейчас я начну учиться,

Я радуюсь этому.

Внимание мое растет.

Память моя крепка.

Голова мыслит ясно.

Я хочу учиться.

Я очень хочу учиться.          

Я готов к работе.

Работаю.

2.Чистописание.

Ак аок алок

3.Слово учителя. Подготовка к восприятию темы урока.

     Шагает красавица.

     Легко земли касается.

     Идет на поле, на реку.

     И по снежку, и по цветку.

      Какое это время года? (весна)

А месяц? Какой он по счету? Как назывался месяц апрель у наших предков?

    Рассказ учителя сопровождает музыкальное произведение П. Чайковского «Времена года».

 

  (1 слайд)

          Березозол. В апреле движется березовица – сок в березе. Но порой сборщики сока наносили березе глубокие раны. Поэтому и сказано: «Березовицы на грош, а лесу на рубль изведешь».

          Снегогон. Подумайте над образованием этого слова.

          Родина слова апрель – древний Рим. Оно означает « теплый, солнечный». Апрель – месяц весеннего пробуждения природы, месяц снеготаяния и вскрытия рек. Из – под осевших сугробов выбегают веселые ручьи, бегут по ложбинам и дорогам, сливаются в бурные потоки. На полянах и буграх, вдоль дорог чернеют проталины.

        Проталина – место, где стоял снег, и открылась земля.

Назовите синоним. ( Проплешина – лысая земля).

        В апреле тает последний снег. Из дальних стран прилетают птицы. Они вьют гнезда. Скоро появятся птенцы. На Руси единого дня или недели празднования весны не было. В каждой местности эта дата определялась по народным приметам. И получалось, что весну встречали

     до тех пор, пока 40 птиц не прилетят, 40 пичуг на Русь не вернутся. Так и        говорили – сорок сороков.

       

          Что происходит весной? (падение с крыш, с деревьев тающего снега каплями.)

     4. Фонетическая разминка. (Краткий разбор)

 

(2 слайд)

Апрель – (апрэл’) 6 букв, 5 звуков; капель – (капэл’) 6 букв,5 зв.

    5.Зрительный и слуховой диктант.

     Крокодил           проглотил

           Ученик               пошел

           Телефон             молчит

     Пароход             плывет

     Праздник           придет

6.Письмо по памяти. ( Разбор орфограмм)

Весенняя сказка.

 

Дружно  

Ударились

Рыбы

Об лед.

И на реке

Начался ледоход.

                     ( В.Берестов).

- Самостоятельные части речи подчеркните одной чертой, а служебные части речи обведите в кружок.

- Назовите, какой частью речи является каждое слово.

7. Повторение изученного.

 (3 слайд)

 - Как называются слова, о которых можно спросить:

Что это? Кто это? (им. сущ.)

Какой? Какая? Какое? (им. прилаг.)

- Как называются слова, которые не называют людей, животных или предметы, а только указывают на них? (местоимение).

- Объясни названия частей речи.

                  Звенит для нас звонкая капель.

   1.подчеркнуть члены предложения;

   2. разобрать как часть речи

Капель - (что?), н.ф. (что?) капель - сущ., неодуш., ж. р., ед.ч.

Для нас – н.ф. мы, мест., личное, 1 л., мн.ч.

Звонкая (капель) – (какая?), н.ф. звонкий, прил., ж.р., ед.ч.

8.Сообщение темы урока.

Какую часть речи мы не смогли разобрать? (глагол)

     Рассмотрите рисунок на с. 91. Что делает Афанасий? (Плывет)

Можно ли плыть, не совершая действия руками и ногами? А представьте себе мир без действий. Это будет застывший, неподвижный, мертвый мир, где остановилась жизнь. Значит, нужны действия и слова, которые их называют, то есть глаголы.

(4-5  слайд)

9.Постановка проблемы.

- Как отличить глаголы от других частей речи? Откуда взялось слово глагол? Упр.346.

Упр.344- устно. Чем отличаются тексты?

          Отличие второго текста состоит в том, что в него добавлены глаголы, которые оживили картину, так как эти слова обозначают действия или состояния предметов.

 Групповая работа.

           Каждый ряд получает листок с заданием:

1.подбери и запиши к существительному как можно больше слов со значением действия.

 1 ряд                                     2 ряд                                  3 ряд

Мальчик (что делает?)         Птица (что делает?)        Снежинка

Упр.347- проводится в виде физминутки. Среди слов найти глагол при этом хлопнуть и задать вопрос.

         Еще раз взглянуть на слова и определить, что эта за группа слов. (Однокоренные слова могут быть разными частями речи).

10.Работа с определением (с.93).

- Расскажи все, что ты уже знаешь о глаголе по плану.

- Прочитать текст про себя.

(6 слайд)

11. Индивидуальная работа с перфокартами.

 а) Найди 10 глаголов. Запиши вопрос, на который они отвечают.

к

у

с

а

и

 у

п

а

т

г

ш

и

т

ь

р

а

л

е

т

а

л

и

т

ь

т

Купать, купить, летать, играть, кусать, пилить, шалить, шить, лить, пить

     б) Придумай и запиши текст, опираясь на схемы. Выдели главные члены

предложений.

1) Кто? что делал? куда?

2) Где? кто? что сделал? какого? кого?

3)Кто? что сделал? кого и что сделал? куда?

4)Кто? где? как? что сделали? чему?

 

Образец. Мальчик пошел в школу.

12.Итог урока. Рефлексия.

- Что такое глагол?

- Чем он отличается от других самостоятельных частей речи? ( Вопросом, значением, ролью в речи.)

13.Д\з

1) Выучить правило на с.93.

      2) Доделать перфокарту

      3) Нарисовать портрет Глагола. Попробуйте представить себе глагол в  виде живого существа.  Какой он?

Аннотация.

На уроке использовались:

Принципы – доступности;

                     наглядности;

                     сознательной и творческой активности.

Методы –   дидактические;

                   аудиальные (магнитофон);

                   аудиовизуальные (зрит.- слух.)- компьютер.

Формы –   групповая;

                  индивидуальная.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку русского языка 4 класс(школа 2100).Имя прилагательное как часть речи,роль в тексте.Прилагательные-антонимы.

презентация к уроку русского языка 4 класс(школа 2100).Имя прилагательное как часть речи,роль в тексте.Прилагательные-антонимы.Разработана к уроку русского языка,включает в себя словарную работу.морфо...

Урок русского языка 3 класс "Понятие об имени прилагательном как части речи. Значение и употребление в речи".

Предмет: русский язык.Тип урока: открытие нового знания.Тема: «Понятие об имени прилагательном  как части речи. Значение и употребление в речи».Класс: 3Цель: формирование знаний об им...

Технологическая карта урока русского языка 3 класс на тему: "Определение"

Материал содержит технологическую карту урока с целями,универсальными учебными действиями на каждом этапе урока.Урок разработан с применением элементов технологии развития критического мышления....