урок русского языка 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

В рамках объявленного года экологической культуры и охраны окружающей среды

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_vo_2_klasse.docx119.15 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2 классе

(технологическая карта урока)

По учебнику В.П. Канакиной,  В.Г. Горецкого

подготовила

Барт Марина Виталиевна

Учитель начальных классов

Бахиловского филиала

ГБОУ СОШ с. Александровка

В рамках объявленного года экологической культуры и охраны окружающей среды

2013год

тема

Текст-описание и роль прилагательных в нём

Педагогическая цель

Способствовать формированию умения распознавать текст-описание; создавать условия для развития речи, умений работать с текстом, находить в нём прилагательные и определять их роль.

Тип урока

Решение учебной задачи

Планируемые результаты

Понимают, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное  средство человеческого общения, осознают значение русского языка как государственного языка.

Личностные результаты

Демонстрируют целостный социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы

УУД (метапредметные)

Регулятивные: понимают указанные учителем ориентиры действия в учебном материале.

Познавательные: общеучебные- осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; логические-владеют основами смыслового чтения текста.

Коммуникативные:  оформляют свои мысли в устной и письменной  форме на уровне предложения или небольшого текста.

Основное содержание темы, понятия и термины

Текст-описание и роль прилагательных в нём. Развитие речи.

Образовательные ресурсы

ЭОР,  презентация, учебник, вестник «Самарская Лука»

Сценарий урока

Этапы урока

Формы, методы, методические приёмы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приёмы контроля

Осуществляемые действия

Формируемые умения

1.Мотивирование к учебной деятельности

Фронтальная.

Словесный.

Слово учителя.

Приветствие учащихся.

-проверим готовность к уроку.

Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

2.Чистописание

Индивидуальная.

Практический.

Письмо.

Сн  См  Ст Наша Родина – Волжские просторы.

Выполняют письмо по образцу

Вырабатывают каллиграфический почерк

Правильное написание

3.Постановка учебной задачи

Фронтальная.

Словесный.

беседа

Прочитайте тему урока.

-Как вы думаете, какова цель нашего урока?

-Что такое текст-описание?

Какова роль прилагательных в нём?

Принимают учебную задачу, сформированную самими.

4.Усвоение новых знаний и способов действий

Коллективная

Индивидуальная.

Словесный, творческий, практический

Чтение, беседа, письмо, рассказ.

Предлагает прочитать текст, записанный на слайде

Читают, пишут под диктовку. Отвечают на вопрос, находят ответ в тексте.

Выразительно читают текст, находят в нём описание объекта. Соблюдая логику ответа составляют рассказ.

Беседа по вопросам. Письмо.

Физкультминутка для глаз

Коллективная

Практический

«круговорот воды в природе»

Выполняют движения под руководством учителя

Осуществляют профилактику

Правильное выполнение движений

5.Закрепление знаний и способов действий

Парная индивидуальная.

Словесный,

практический

Чтение, письмо, беседа

Организует работу над упражнением, контролирует его выполнение

Читают, списывают. Определяют вид текста. Указывают  число имён прилагательных.

Приводят доказательства текста-описания. Высказывают своё мнение

Беседа по вопросам

6. Рефлексия учебной деятельности

Фронтальная

Словесный

беседа

-Что нового узнали сегодня?

-что получилось хорошо?

-Что вызвало затруднения?

-О чём хотели бы узнать подробнее?

Отвечают на вопросы

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке.

Саморегуляция

7. домашнее задание

Фронтальная

Словесный

Объяснение учителя

Объясняет содержание. Проверяет записи в дневнике.

Слушают объяснения. Делают записи.

Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития.

Ход урока.

  1. Мотивирование к учебной деятельности.

Учитель:

-Добрый день, ребята!

Дети отвечают:

-Здравствуй, солнце! Добрый день!

Уходи с дороги, лень!

Здравствуй, школа!

Здравствуй, класс!

Вы скорей встречайте нас!

Мы пришли учиться,

Учиться - не лениться.

Все мы сможем, все сумеем,

Все науки одолеем...

Учитель:

-Проверьте готовность к уроку.

2. Чистописание.

-Как всегда урок русского языка начинается с минутки чистописания.  Звучит музыка.

Сн  См   Ст  

Кто не стыдится спрашивать, узнает многое,   кто стыдится спрашивать, забудет то, что знал. 

Чтобы научиться  трудолюбию – нужны три года.   Чтобы научиться лени – только три дня.

-Прочитайте пословицы. Как вы их понимаете? Красиво спишите любую. Обменяйтесь тетрадями, оцените по шкале работу соседа. Верните тетради. Оцените себя. Сравните результаты. Сделайте для себя выводы.

3. Постановка учебной задачи.

-Прочитайте тему урока:  

 Текст-описание и роль прилагательных в нём.

-Как вы думаете, какова цель нашего урока? Сможете ли вы ответить на эти вопросы сразу?

4. Усвоение новых знаний и способов действий.

Ребята, наш урок немного необычный.  Прочитайте название текста, записанного на доске.

Наша Родина- Волжские просторы.

-О чём мы будем читать, говорить, писать, почему вы так решили?

(

Слайд №1-2. http://video.yandex.ru/)

Родина-это  то место, где человек родился и рос, а  наша с вами  Родина начинается там,  где “кольцом заветным обнимает Волга сонный берег Жигулей”. Ведь здесь наш дом, здесь мы учимся и работаем. Здесь живут наши родители.

Сегодня мы не только узнаем, чем же отличается текст-описание от других текстов, но и постараемся познакомиться с родным краем, я не оговорилась, познакомиться. У нас столько удивительного и неизвестного на территории Жигулей, где таятся загадки и сохраняются легенды о незапамятных временах. И всё это наша Самарская Лука.   И об этом мы сегодня и будем говорить на нашем уроке.

Слайд № 3

Учитель: Красива и уникальна Самарская Лука. В далекие времена её называли Утрюбе – “Остров гор”.

Слайд № 4  «Жиг-Жиг» - раздавалось в воздухе. Отсюда по одному преданию и название гор – ЖИГУЛИ.

Слайд № 5  Пещера Степана Разина. Одна из легенд Жигулей.

Наши места, особенно горы, овеяны очень интересными историческими событиями. В 17-18 веках хозяевами Волги были беглые люди. Глухие места надежно укрывали их от барских и царских рук. Удобна Лука была здешней географией – с вершин Жигулей хорошо просматривалась. Если от с. Переволоки суда уходили от разбойников, то волжская вольница по реке Усе переволакивала свои челны и вновь нападала.

Сопротивляться торговым людям было нельзя – судьба каравана зависела от поведения хозяина. Добрых купцов миловали, ограничиваясь поживой. А других ограбят, да и отправят на волжское дно. Это только одна страница нашего края.

Возвращаемся в наше время 1984 год – это год образования национального парка “Самарская Лука”.

Слайд № 6   Как вы думаете, ребята, для чего стало необходимо здесь создавать национальный парк?

(-Нац. парк – создан для охраны природы и для посещения туристов)

Слайд № 7

-ребята, а какие животные живут  в наших лесах?

Слайд № 8 

Работа над текстом (на доске)

1) Чтение текста про себя

Лиса - осторожный и хитрый зверь.

Шерсть на ней длинная и пушистая. Мордочка у лисы красивая. Особенно хорош хвост. Он переливается на солнце рыжими искрами.

Лиса живет в лесу. Она выкапывает глубокие норы. Питается лиса мышами. Заметает свои следы хвостом.

- Назовите тему текста.

- О чем этот текст? (О лисе)

2) Чтение вслух.

- Прочитайте предложение, в котором выражена главная мысль.

- В какой части текста оно находится?

- А еще какие части можно выделить?

- Найдите описание внешнего вида лисы.

- Какие особенности у этого животного?

- Отметьте особенности лисы?

- Как же построен этот текст? (Гл. мысль, внешний вид, особенности).

- А как еще его можно построить?

- В чем особенность текста-описания? (Описание людей, животных, растений, явлений природы, различных предметов). Спишите текст. Подчеркните имена прилагательные.

Дополнительное задание:

  1. Седьмое предложение разберите по членам, укажите связь.
  2. Сделайте морфологический разбор слова солнце.

Слайд № 9

Водятся ли в наших лесах белки?

Кому из вас приходилось видеть белочку? Попробуйте описать её.

Слайд № 10   

мал_нькая;

б_льшие и кр_сивые

ст_ят торч_ком;

шерст_ у нее.

ж_вет; питается

желудями,

зап_сает летом.

План

Главная мысль.

Внешний вид.

Особенности.

- Прочитайте предложение.                                                                                          

У неё зубки, рыльце, ушки, шерсть, хвост.

-   Как вы думаете, о каком животном идёт речь в этом предложении?

       (Это сделать трудно.)

-  Посмотрите, ребята мнения наши разошлись.

-  А  как вы думаете почему? (Нет признаков)

-  Какие бы слова вы вставили в предложения, если бы речь шла о белочке?

-  Хорошо ребята, а теперь у  каждого  из вас есть карточка. Мы будем работать над первым заданием.

-  Вы должны, вставить пропущенные слова.

-  Слова помощники у вас записаны внизу в скобках.

             

- Прочитайте, что же у вас получилось?

- А теперь понятно, о ком же идёт речь в этом предложении?

Слайд № 11

- А теперь поставьте к словам помощникам вопросы

                                                                                                                                   

                Какие?                     Острые        

                Какое?                     Тоненькое        

                Какие?                     Чуткие        

                Какая?                     Рыжая

                Какой?                     Пушистый        

-  Что обозначают слова, которые помогли описать животное?  (Признак предмета)

-  Какой частью речи они являются?

-  Так какой же вывод можно сделать?

Текст-описание.

Белка.

Этот пушистый зверек живет в лесу. Она маленькая, а хвост большой и пушистый. У неё большие и красивые глазки. Ушки стоят торчком. Шерсть рыжая,  густая. Живёт в дупле на дереве. Питается белка желудями.

Это самый веселый и хлопотливый зверек.

-Спишите  текст. Подчеркните имена прилагательные.

Дополнительное задание:

  1. Подчеркните слова с безударными гласными в корне.
  2. Выпишите слова, где звуков больше, чем букв. Объясните.

Что такое текст-описание?

Какую роль  играют в речи имена прилагательные?

             5.Закрепление знаний и способов действий     

Слайд № 12

Исследование данной проблемы.

 -  Посмотрите на экран, перед вами текст.

 -  Прочитайте его.

Наступила  весна в Самарской Луке. Наступила ранняя весна в Самарской Луке

Тает снег.                                                                  Тает последний снег.

Журчат ручьи.                                                           Журчат  говорливые ручьи.

Светит солнце.                                                          Светит ласковое солнце.

Летят птицы.                                                              Летят голосистые птицы.

-  О чем этот текст? (О весне)

- А вот ребят посмотрите ещё один текст и его прочитайте.

-  А этот текст о чём?  (О весне)

-  Можно ли считать эти тексты одинаковыми?

-  Докажите, что же отличает первый текст от второго? Как вы думаете?

     (Наличие прилагательных)

-  А какую роль сыграли эти прилагательные в данном тексте?

   Слайд№13                                                                                                                                      Вывод: Имена прилагательные в речи нужны для того, чтобы речь была красивой, яркой, интересной.

Да, ребята, вы правы, прилагательные и делают нашу речь более яркой, красочной, выразительной.  Имена прилагательные в речи нужны для точности описания предмета.

- Оказывается, если точно описать предмет с помощью прилагательных, то можно узнать его, даже не видя.

- Давайте, поиграем. Отгадайте кто это?

Отгадай кто это?      

Бурый, мохнатый, косолапый.                                         Медведь

Рыжая, хитрая, ловкая.                                                      Лиса

Серый, хищный, жадный.                                                 Волк

Белый, пушистый.                                                             Снег

Круглое, сладкое, сочное.                                                 Яблоко

- А теперь попробуйте сами подобрать существительное, зная только его признаки.

   Работа по карточке :

Широкая, глубокая ……     (река)

Зелёный, сладкий, сахарный ……. (арбуз)

Кудрявая, белоствольная  ……( берёза)

-  Давайте проверим, что же у вас получилось?

-  Как вы думаете, слова  какой части речи уточняют имена прилагательные?

 (имена существительные)

Составьте три предложения.  Прилагательные разберите по составу.

          6. Рефлексия учебной деятельности

-Что нового узнали сегодня?

-Что получилось хорошо?

-Что вызвало затруднения?

-О чём хотели бы узнать подробнее?

            7. Домашнее задание.

-Напишите текст-описание о любом животном, проживающем  в Самарской Луке (можно написать о растении,  о достопримечательности), используя прилагательные.

Слайд № 14-20

Приложение:

 зеленый дятел    соня-полчок      

 

Типы речи

Типы речи

На какой вопрос должен ответить в тексте?

О чем говорится в тексте?

Описание

Каков предмет, человек, растение, животное и т.д.?

О признаках предмета, человека, природы, животных и т.д.

Повествование

Что происходит с человеком, предметом?

О событиях и действиях (что было сначала, потом, затем и наконец).

Рассуждение

Почему предмет, человек такой?

Почему он поступает так, а не иначе?

Почему мы утверждаем это?

О причинах и следствиях какого либо явления, события, их взаимосвязи.

Незабудка

Я очень люблю цветы, их ароматы, яркие лепестки. Мой любимый цветок — незабудка.

Какое ласковое имя у моего цветка. И сама она прекрасна. Пять лепесточков, синих-синих, более нежных от неба, а посередине находится желтое сердечко. Незабудки не выгорают, не отцветают, не тускнеют на горячем летнем солнышке. Цветение цветка, маленького, как ноготок ребенка, мягкое, чистое, доверчивое. Посмотришь на нее раз — ввек не забудешь. Ведь в ней соединены вместе и красота, и простота, и вечность.

Астра

Осенние цветы привлекают нас необычной, «осенней» красотой. Среди них особенно неподражаемы астры — белоснежные, голубые, желтые, фиолетовые, темно-красные.

Роскошный цветок на стройной ножке не зря назвали астрой, ведь «астра» в переводе с греческого означает «звезда». Множество удлиненных лепестков-лучиков вокруг золотисто-желтой серединки и впрямь придают цветку сходство с далеким небесным светилом.

Срезанные астры долго радуют нас, наполняя комнату неповторимым ароматом осени.

Свободная тема "Человек и природа" - сочинение "Весенние цветы. Описание природы"

Ландыши

Заканчивались суровые морозы, везде ощущалось дыхание весны. В лесу уже растаяли последние островки снега. Под весенними лучами солнца выделила пар земля. Солнечные зайчики заиграли на лужайке, они будто хотят рассказать всему живом в лесу, что время просыпаться. Ценное украшение наших лесов и дубрав – ландыши. Их нежные ароматные колокольчики воплощают в себе радость весны. Они одни из любимых ранних цветов. А сколько сказок, легенд, поверий и мифов составлено об этом волшебном цветке! А вот между деревьями под первыми солнечными лучами появились пролески. Они были совсем маленькие и хрупкие. Упрямо и настойчиво пробивали они толстый ковер прошлогодней листвы. Нежные голубые лепестки, будто улыбаясь, тянулись к солнышку. От их голубизны в лесу уютно и тепло. Цветы были такие нежные, что даже жаль было их срывать.

Гладиолусы

Совсем другое дело гладиолусы. Это мужской цветок. Высокой, крепкой стрелой взмывает он вверх. Последовательно, один за другим снизу начинают раскрываться бутоны на его стебле. Насыщенные тона у соцветия постепенно переходят к более светлой окраске там, где цветок разворачивается, демонстрируя сложную конфигурацию своей формы. Узкие жесткие листья, поднимаясь вдоль стебля, укрепляют его. Такой цветок не согнется даже от сильного ветра. Для меня он - символ мужской целеустремленности и стойкости.

Ромашка

Ромашка — это травянистое растение с ветвистым стеблем и многочисленными узенькими листочками. Она теплолюбива, потому прекрасно себя чувствует в южных краях нашей страны.

Цветок ромашки состоит из беленьких лепестков и желтой серединки. Ромашка очень ароматное растение. Своим сильным запахом она привлекает насекомых, которые ее опыляют. Цветет ромашка все лето, украшая лесные поляны и луга.

Ромашка — ценное лекарственное растение. Сухие цветки полевой ромашки продают в аптеках, они помогают людям справиться со многими болезнями.

Цветоводы вывели и садовую ромашку, которую часто можно встретить на городских клумбах. Цветки у нее гораздо крупнее, но они не имеют такого аромата, как полевая ромашка, и целебными свойствами не обладают.

Наша задача — сохранять и оберегать этот красивый и полезный цветок, не дать ему исчезнуть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м  Цели:повторять знания о существенных признаках глагола;подвести детей к выводу как изменяется глагол;продолжить работ...

Урок русского языка Класс:3 УМК: «Начальная школа XXI века»

Урок русского языка Класс: 3УМК: «Начальная школа XXI века»                ...

Конспект урока русского языка Класс: 4 В.

Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....

Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»

Актуальность проекта               Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...

Презентация к урокам русского языка. класс.

В презентации содержатся материалы для объяснения нового материала и проверочных работ....

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Конспект урока русского языка класс

Тема урока русского языка в 3 классе "Сложные слова и их правописание"...