Рабочая учебная программа по русскому языку в 4 классе, УМК "Гармония"
рабочая программа (русский язык, 4 класс) по теме
Представлена рабочая программа по русскому языку для 4 класса (УМК "Гармония"), занимающегося по федеральному компоненту государственного образовательного стандарта 2004 года. В наличие календарно-тематическое планирование, сетка НРК, КИМ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rus._yazyk_4b.docx | 71.1 КБ |
Предварительный просмотр:
1 Пояснительная записка
к программе по предмету «Русский язык»
1.2. Рабочая программа по предмету «Русский язык» в 4 классе соответствует государственным требованиям, предъявляемым к содержанию образования (реализация федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования), и составлена на основе нормативных документов федерального, регионального, школьного уровней, перечисленных выше, а также
- программы «Русский язык», авторы: М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко (1 – 4 классы, УМК «Гармония»). Программа соответствует учебникам, рекомендованным Министерством образования и науки РФ. Смоленск, «Ассоциация XXI век», 2010 год (в электронном виде).
1.3. Изучение русского языка на ступени начального общего образования в образовательных учреждениях с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей и задач:
- Совершенствование речевой деятельности детей: обучение построению высказываний, правильному, умелому использованию средств языка и в целом эффективному устному и письменному общению в различных жизненных ситуациях;
- Развитие лингвистического мышления, т.е. способности выполнять с языковым материалом операции анализа, синтеза, сравнения классификации, обобщения;
- Совершенствование языковой интуиции, чувства слова, умения пользоваться учебником, словарями.
- Обобщить, систематизировать и дополнить представления младших школьников об устройстве русского языка, о его использовании в процессе общения, о требованиях к речевому поведению, об основных проблемах письменной речи и правилах, регулирующих грамотное письмо;
- развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
- овладения умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
Цели и задачи курса, определяемые для 4 года обучения (4 класса):
- Ознакомить со связью имён существительных с именем прилагательным, повторить способы решения орфографической задачи при написании окончаний имён прилагательных;
- Ознакомить со связью управления, отработать правильный способ действий для определения падежного вопроса к имени существительного;
- Тренировать в определении формы глагола и грамматических признаков, на которые указывает окончание;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Для реализации Рабочей программы по предмету «Русский язык» используется учебно-методический комплекс, предусмотренный по программе «Гармония» (УМК приведен ниже)
Обоснованием выбора данного УМК является соответствие программного материала целям и задачам изучения предмета в ОУ и требованиям, целям и задачам, предусмотренным федеральным компонентом образовательного стандарта. Программа соответствует учебникам, рекомендованным Министерством образования и науки РФ. (Смотреть: программа четырехлетней начальной школы «Русский язык», авторы М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко, 2010 год, в электронном виде) и направлена на обеспечение образовательных потребностей учащихся и родителей.
Темы, предложенные программой, соответствуют последовательности содержания учебного материала учебника русский язык 3 класс «К тайнам нашего языка». Авторы: М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко, Смоленск «Ассоциация XXI век». Данная линия учебников имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки РФ», 7– е издание, 2010 г.
В базисном учебном плане на 2013 – 2014 учебный год на изучение предмета «Русский язык» в 4 классе начальной школы отводится 4 часа в неделю, что составляет 140 часов в год, т.к. 1час отведён на курс « Основы религиозных культур и светской этики».
1.4. Количество часов, отводимое на реализацию НРК по предмету «Русский язык» составляет 10 % (14 ч). Введение НРК основывается на материалах учебного пособия: Стрекалова, М. В. Русский язык: Рабочая тетрадь (3-4класс) [Текст] / М. В. Стрекалова. – Челябинск: ИЦ «Взгляд», 2007 г.
Материал отобран в соответствии с темами, указанными в планировании.
№ п/п | дата | Раздел | № уро- ка | Тема урока | Региональное содержание, изучаемых вопросов | Количество времени | Форма проведения |
1 | Знаем – повторим, не знаем – узнаем. Повторение известного о словах. | 2 | Повторение основных грамматических понятий | Падеж имён существительных стр.25 упр. 3 | 5 мин | Групповая, найти пословицу в с/х, анализ | |
2 | 8 | Строение слова и его значение. Тест по теме «Повторение за 3 класс». | Состав слова. стр.7 №1 | 5-7 мин | Фронтальная, разбор слов по составу | ||
3 | Учимся передавать рассказы других и говорить о себе. | 17 | Написание воспоминаний (сочинение). | Личные впечатления сочинение) | 15 мин | Фронтально, выступления уч-ся, обсуждение | |
4 | Имя существительное и имя прилагательное | 39 | Формирование умения определять склонение в именах существительных. | Им.сущ.стр.33упр.4 | 5-7мин | Фронтальная, выписывание сравнений, морф. разбор слов | |
5 | 44 | Освоение способа решения орфографических задач в безударных окончаниях имён существительных. | Им.сущ.28упр.6 | 7-10 мин | Индивидуальная, анализ текста | ||
6 | 53 | Закрепление изученных вопросов правописания. | Им.прил.стр.43упр.5 | 6- 8 мин | Фронтальная, анализ текста, выбор орфограмм, определение рода и падежа им. прил. | ||
7 | Наречие | 30 | Правописание наречий. | Наречие стр.93упр.1 | 5-7 мин | Индивидуально, поиск наречий, выписываний словосочетаний. | |
8 | 31 | Закрепление правописания наречий. | Наречие стр.94упр.2 | 5-7 мин. | В парах, анализ с\х, разбор по членам и частям речи. | ||
9 | 33 | Работа над ошибками. Закрепление изученного о наречии. | Наречие стр.96-97упр.5 | 5-7 мин | Фронтально, выборочный диктант: | ||
10 | Личные окончания глаголов | 75 | Закрепление основных глагольных орфограмм. | Правописание личных окончаний глаголовстр74упр.6 | 15 мин | Фронтальная, объяснение правописания | |
11 | 82 | Формирование умения решать орфографические задачи в безударных личных окончаниях глаголов. | Правописание личных окончаний глаголов стр.78упр.9 | 5-7 мин | Анализ с\х, выписывание слов с непроверяемыми согласными | ||
12 | 88 | Работа над ошибками. Совершенствование комплекса формируемых умений. | Правописание личных окончаний глаголов стр.76-77упр8 | 10 мин | Анализ с/х , объяснение правописания личных окончаний глаголов | ||
13 | Новое о строении предложений | 94 | Использование в речи предложений с однородными членами. | Однородные члены предложения стр.98упр1 | 10 мин | Индивидуальная, анализ текстов | |
14 | 99 | Работа над ошибками. Закрепление пройденного материала по предложению. | Однородные члены предложения стр.102упр.5 | 10 мин | Самостоят. работа, выборочный диктант, выписать словосочетания | ||
Учебно-методическое обеспечение по предмету включает дидактическое и методическое обеспечение авторской программы. | |||||||
Дидактическое обеспечение | Методическое обеспечение | ||||||
|
|
3.Календарно-тематический план реализации рабочей программы
Содержание Рабочей программы соответствует программе четырехлетней начальной школы «Русский язык» (УМК «Гармония») и удовлетворяет целям и задачам образовательного учреждения. Оставляю право на корректировку программы в целях обеспечения высокого уровня образовательного процесса за собой.
Содержание программы
Материал, предназначенный для формирования у учащихся новых знаний и закрепления ранее изученного материала, представлен в следующих разделах:
- «Орфография»,
- «Предложение»,
- «Текст»,
- «Слово»,
- «Словосочетание».
Изучение программного материала осуществляется в соответствии с темами:
- Повторение «Знаем – повторим, не знаем - узнаем» (18 ч);
- Словосочетание (10ч);
- Части речи. Орфография (60 ч):
Наречие (5ч),
Проверь себя и пишем объявления (4ч),
Имя существительное и имя прилагательное (23ч),
Части речи (12ч),
Личные окончания глаголов (16 ч);
Новое о строении предложений (11 ч);
Учимся рассуждать(6 ч);
Слово (17ч);
Размышляем, рассуждаем, сочиняем (11ч);
Обобщение в конце года (7ч).
В результате изучения программного материала учащиеся должны овладеть следующими ЗУНами:
Повторение «Знаем – повторим, не знаем - узнаем»:
Знать: ранее изученные орфограммы; смысл термина «однокоренные слова»; виды речи; о назначении личного дневника и особенностях оформления в нём записей; способы определения у глагола времени, лица, рода; об изученных орфограммах;
Уметь: восстанавливать в памяти способы действий, ведущих к решению учебных задач; действовать при определении границ предложений; принимать ранее полученные знания для грамотного написания слов; обобщать знания о частях речи, предложении, членах предложения; уметь правильно выражать свои мысли; грамотно строить речевые высказывания с соблюдением всех норм и требований литературной речи; различать картинную и деловую речь; воспроизводить знания о грамматическом значении слов; систематизировать знания о словах; выполнять звукобуквенный разбор; составлять слова по заданным схемам, опираться на базовые грамматические знания и умения; образовывать родственные слова; распознавать место орфограммы в слове; анализировать слова как часть речи; применять способы действия для нахождения неопределённой формы глагола; работать над орфографической зоркостью; уметь пересказывать текст от третьего лица; записывать личные воспоминания; составлять повествовательный текст
Словосочетание:
Знать: понятие «словосочетание», его существенные признаки; правильный способ действий для определения формы падежа имён существительных;
Уметь: раскрыть роль словосочетаний в языке; строить словосочетания и определять их роль в предложении; ставить смысловые вопросы в словосочетании; вычленять их из предложения; определять падеж имён существительных и объяснять написание окончаний имён прилагательных; правильно построить словосочетания с видами – управления и согласования;
Наречие:
Знать: определение наречия, его особенности; о правописании наречий, образовании наречий; о значении наречий;
Уметь: образовывать наречия и грамотно их писать; применять правило написания наречий;
Проверь себя и пишем объявления:
Знать: Об особенностях объявления как речевого жанра;
Уметь: исправлять свой текст; применять полученные знания орфографии на письме; составлять и записывать объявления;
Имя существительное и имя прилагательное:
Знать: изученные сведения об именах существительных; систему падежей и способы их определения; понятие «склонение»; о распределении имён существительных по склонениям» о способе действия для решения орфографических задач в безударных окончаниях имён существительных;
Уметь: определять склонение, к которому относится то или иное существительное; применить приобретённые знания и умения; определять падежи, изменять по падежам; выполнять письменный анализ имени существительного; обобщить знания об имени существительном; воспринимать и воспроизводить текст, в центре которого описание поведения человека; постоянно обращаться к способу действия при определении безударного окончания имён существительных; безошибочно писать безударные окончания имён существительных; выполнять способы действия для решения орфографических задач в безударных окончаниях имён прилагательных; распознавать падежи и правильно рассуждать при написании безударного окончания; передавать содержание рассказа на письме; правильно употреблять имена прилагательные, писать безударные окончания прилагательные; писать безударные окончания имён существительных и имён прилагательных во множественном числе, грамотно употреблять в речи форму именительного падежа имён существительных множественного числа; писать под диктовку видеть ошибки; составлять повествовательный текст с элементами сказки; правильно передавать содержание текста; дополнять текст своими словесными картинами; создавать словесные этюды; выполнять практические задания по изученному материалу;
Части речи:
Знать: понятие «количественные числительные»; об употреблении формы множественного числа числительного один при словах, не имеющих единственного числа или называющих парные предметы; о значении местоимений;
Уметь: изменять количественные числительные по родам и падежам; обобщить знания о местоимениях; грамотно использовать формы местоимения в речи; употреблять местоимения в речи; обобщить знания о неопределённой форме глагола; правильно находить неопределённую форму;
Личные окончания глаголов:
Знать: определение понятия «спряжение», способы определения спряжения глаголов; о наличии двух глагольных спряжений, об окончаниях каждого спряжения; об особенностях глаголов 1 и 2 –го спряжения; о глаголах – исключениях;
Уметь: определять спряжение глагола по окончанию; соотносить временную форму глагола с его начальной формой; распознавать спряжение глаголов по ударным окончаниям; распознавать спряжение глагола по суффиксу неопределённой формы; обосновывать написание безударных личных окончаний глаголов; распознавать в тексте глаголы-исключения и правильно писать безударные личные окончания; грамотно писать безударные личные окончания глаголов; выполнять письменный анализ глагола как части речи; безошибочно записывать окончания глагола. Расширять речевой опыт; передавать содержание делового повествования; анализировать и исправлять ошибки; правильно писать глагольные окончания, не допускать грамматических ошибок, связанных с этой частью речи;
Новое о строении предложений:
Знать: об особенностях однородных членов предложения; о правилах постановки знаков препинания; структуру сложного предложения и расстановку знаков препинания в нём;
Уметь: распознавать в предложении однородные члены предложения, союзов и без них; ставить запятую при однородных членах; строить предложения с однородными членами, выбирать в них союзы; строить предложения с однородными членами, расставлять в них знаки препинания; грамотно составлять и записывать предложения с однородными членами; отличать сложные предложения от предложений с однородными членами; соединять части сложного предложения запятой и союзами; самостоятельно выполнять задания;
Учимся рассуждать:
Знать: о двух видах рассуждений (объяснение и размышлении); строить рассуждения; о жанре объяснительной записки, накапливать опыт в построении рассуждений;
Уметь: логически мыслить и оформлять свои мысли в определённом типе речи – рассуждении; наблюдать за особенностями назначения и строения рассуждения; строить рассуждения; оформлять свои мысли и рассуждения; пересказывать текст, содержащий рассуждение; исправлять ошибки в написанном тексте; пересказывать текст содержащий исправлять ошибки в написанном тексте; строить рассуждения;
Слово:
Знать: о жизни слов в русском языке, их происхождении; работе и образовании слов в русском языке; историю возникновения и значение некоторых фразеологических оборотов;
Уметь: применять знания об изученных орфограммах в практической работе; кратко передавать содержание текста, обобщить наблюдение за словами; наблюдать за многозначными словами; пользоваться толковым словарём; обобщить знания о синонимах и антонимах, совершенствовать точность речи; развивать орфографическую зоркость; по плану передавать содержание текста; употреблять слова с определённым значением для усиления точности картины; работать над орфографической зоркостью, основываясь на значении слов; уметь работать над орфографическими навыками; обобщить знания о слове; выявлять связь значения слова с его строением; работать над орфографическими умениями; выполнять задания по закреплению ранее полученных знаний и орфографических умений; выполнять задания по закреплению пройденного материала; отрабатывать орфографические умения; ориентироваться в вопросах культуры речи, её правильности; объяснять способы связи предложений в тексте;
Размышляем, рассуждаем, сочиняем:
Знать: основные особенности известных типов речи; жанры рассказа, его особенности; жанры рассказа; значение термина «сочинения»;
Уметь: передавать письменно содержание рассказа; исправлять ошибки, допущенные в изложении текста; пересказывать текст от своего имени; редактировать текст; писать сочинения – сказки; анализировать текст; письменно передавать сказочную историю, пользуясь секретами речи; писать словесные зарисовки; составлять текст письма;
Обобщение в конце года:
Знать: состав слов;
Уметь: строить простые и сложные предложения; выполнять звукобуквенный анализ (разбор) слова; выполнять разбор слов по составу; выполнять задания, связанные с употреблением частей речи; высказывать своё мнение (рассуждать) об уроках русского языка;
Календарно – тематическое планирование представлено ниже.
4..Требования к уровню подготовки по итогам изучения данного предмета
К концу обучения в начальной школе данная программа должна обеспечить:
Знания:
— различие звуков и букв; характеристика звуков; правильное название букв; алфавит;
— название значимых частей слов, способы их выделения;
— название частей речи, способы их разграничения и грамматические признаки;
— признаки предложения, виды предложений по цели, интонации (эмоциональной окраске), наличию второстепенных членов (без их разграничения);
— способы действия, необходимые для решения изученных вопросов орфографии;
Умения:
речевые
— участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения);
— самостоятельно читать тексты учебника, извлекать из них информацию в соответствии с полученной установкой;
— обращаться к различным словарям учебника для решения возникающих языковых и речевых вопросов, достаточно быстро находить в них нужные сведения;
— замечать в речи незнакомые слова и спрашивать об их значении, пользоваться для ответа на вопрос толковым словарём;
— правильно произносить, изменять, употреблять и писать слова приводимые в словарях учебника;
— понимать тему и главную мысль текста (последнюю – в ясных случаях), передавать их в заголовке: выделять части текста и составлять план; замечать в художественном тексте( в ярких случаях) языковые средства, создающие его выразительность;
— письменно (после коллективного анализа, а также самостоятельно по памятке) пересказывать тексты повествовательного характера с элементами описания предмета, с предложениями оценки, тексы рассуждения, сохраняя особенности оригинала;
— создавать тексты освоенных жанров (записку, письмо, поздравление, этюд, текст инструктивного характера, небольшой рассказ и др.); целенаправленно проверять и совершенствовать написанное с точки зрения как содержания, так и выбора языковых средств;
— соблюдать требования каллиграфии при письме, аккуратно и, по возможности, красиво оформлять свои записи; языковые (фонетико-графические и грамматические)
— выполнять звукобуквенный анализ слов, обозначая звуковой состав с помощью элементарной транскрипции, давая характеристику всем звукам (при предъявлении слова на слух или зрительно); объяснять случаи несовпадения звуков и букв, их количества; правильно обозначать при письме твердость мягкость согласных и звук [й];
— отличать однокоренные слова от слов с омонимичными корнями и изменений слова; осознанно действовать при выполнении морфемного анализа слов;
— определять принадлежность слова к определенной части речи по комплексу изученных признаков; изменять слова в соответствии с их морфологическими особенностями, конструировать основу предложения и словосочетания с учетом рода и числа главного слова; проводить
морфологический анализ изученных частей речи: имен существительных, имен прилагательных, глаголов;
— выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы; различать понятия «части речи» и «члены предложения», выделять главные и второстепенные члены (в двусоставных предложениях, в том числе с однородными членами); устанавливать связи слов в предложении, задавать от слова к слову смысловые и формальные вопросы;
— разграничивать сложные предложения (ясной структуры) и простые с однородными главными членами, ставить 38 запятые перед союзами а, но, при бессоюзной связи, перед словами что, чтобы, потому что, поэтому;
— проводить синтаксический анализ простого предложения: характеризовать его по цели, интонации (эмоциональной окраске), наличию второстепенных членов (без деления на виды), указывать главные орфографические:
— обнаруживать все известные типы орфограмм в любой записи;
— верно определять правило, по которому следует действовать, решая ту или иную орфографическую задачу;
— применять орфографические правила на месте следующих орфограмм:
— большая буква в начале предложения и в именах собственных;
— раздельное написание слов, в том числе предлогов с другими словами;
— перенос слов;
— ударные сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу;
— буквы безударных гласных звуков в разных частях слова, в том числе в окончаниях разных частей речи (в изученном объеме);
— буквы парных по глухости и звонкости согласных на конце слов и перед другими согласными;
— обозначение мягкости согласного в положении перед согласным (в освоенном объеме);
— буквы на месте сочетаний звуков с непроизносимыми согласными;
— удвоенные согласные;
— сочетания цы-_ци в корнях слов и в окончаниях (освоенные случаи);
— соединительные гласные в сложных словах (простые случаи);
— суффиксы -_ек, -_ик;
— суффиксы - е,-и,-я, а в неопределенной форме глагола и в прошедшем времени (в освоенном объеме);
— ь после шипящих в начальной форме имен существительных;
— ь в неопределенной форме глагола;
— ь форме 2-го лица ед. ч. глагола;
— частица не с глаголами (без глаголов-исключений);
— использовать прием письма с «окошками» для «ухода» от орфографических ошибок (при встрече с задачей, решение которой вызывает трудности или способ решения неизвестен);
— обращаться к орфографическому словарю для выяснения букв на месте непроверяемых орфограмм; правильно писать слова, включенные в орфографический словарь учебника;
— выполнять необходимые действия при орфографической проверке написанного, аккуратно исправлять замеченные ошибки;
— списывать и писать под диктовку текст объемом до 80 слов.
В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать:
Значимые части слова;
Признаки изученных частей речи;
Типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске;
Уметь:
Анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова, части речи, предложение;
Различать произношение и написание слов;
Находить способ проверки написания слова (в том числе по словарю)
Без ошибок списывать несложный текст объёмом 70-90 слов;
Создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания;
Соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации (диктант – текст – 75-80 слов);
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни;
Для адекватного восприятия звучащей речи (высказываний взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.)
Работы со словарями;
Соблюдение орфоэпических норм;
Создание в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике;
Овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения.
5. Характеристика контрольно-измерительных материалов.
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся.
I четверть
Форма проведения | Кол-во | Тема | Цель проведения | дата |
Самостоятельная работа Проверочная работа | 2 1 | *Решение орфографических задач * Падежные окончания. * Словосочетание.
| * Проверка знания известных правил письма и умения применить знания на практике. | |
Контрольный диктант (входной) | 1 | Контрольный диктант по итогам повторения(входной) | * Проверить сформированность умения применять знания орфографии на письме | |
Словарный диктант Контрольный словарный диктант. | 4 | * Проверить уровень запоминания слов с непроверяемыми написаниями. | ||
Тест | 2 | * Повторение за 3 класс * Наречие | * Проверить знания полученных в 3 классе *Проверка умения определять наречие | |
Диктант | 1 | Контрольная работа за I четверть (диктант). | * Проверка уровня усвоения материала за первую четверть. | |
Контрольное списывание | 1 | * Проверить орфографические и грамматические умения |
II четверть
Формы проведения | Кол-во | Тема | Цель проведения | дата |
Самостоятельная работа | 3 | * «Имя существительное». * Способы решения орфографических задач в безударных окончаниях имён сущ. – ных * Определение безударных окончаний имён прилагательных | * Проверка уровня усвоения материала по теме «Имя существительное и имя прилагательное». | |
Словарный диктант Итоговый словарный диктант за II четверть | 2 | . | * Проверить уровень запоминания слов с непроверяемыми написаниями. | |
Контрольный диктант | 1 | *Итоговый диктант за II четверть. | * Проверить орфографические и грамматические умения | |
Изложение | 5 | *Изложение повествовательного текста. *Изложение: обучение художественной речи. *Выборочное изложение.
*Написание изложения на основе сказочного текста. *Написание изложения на основе делового текста. | *Развитие речи, умение пересказывать, проверка орфографических и грамматических умений Развитие речи, умение пересказывать текст повыборочно, проверка орфографических и грамматических умений | |
Проверочная работа | 1 | *Правописание имён сущ. – ных и имён прил.- ных. | Проверка уровня усвоения материала по правописанию имён сущ. – ных и имён прил -.ных» | |
сочинение | 1 | Создание словесного этюда | Развитие речи, умение составлять словесные этюды |
III четверть
Формы проведения | Кол-во | Тема | Цель проведения | дата |
Самостоятельная работа | 1 | * «Определение спряжение глаголов» | * Проверить умение правильного написания глаголов с ударными и безударными личными окончаниями
| |
Словарный диктант | 3 | * Проверить уровень запоминания слов с непроверяемыми написаниями. | ||
Диктант | 2 | «Глагольные окончания» Итоговый контрольный диктант за IIIчетверть | * Проверить умение писать правильно безударные личные окончания глаголов. * Проверить умение соблюдать изученные нормы орфографические грамматические умения | |
Тест | 2 | *«Спряжение глаголов» «Части речи». | * Проверить умение определять спряжение глаголов; Проверить умение определять части речи, их грамматические признаки; | |
Изложение | 4 | Обучающее изложение Подробное изложение : обучение деловому повествованию Подробное изложение: обучение построению рассказа. Подробное изложение: обучение словесному рисованию | *Развитие речи, умение пересказывать, проверка орфографических и грамматических умений |
IV четверть
Формы проведения | Кол-во | Тема | Цель проведения | дата |
Самостоятельная работа по тестам | 1 | * «Части речи» | * Проверить умение соблюдать изученные нормы орфографии | |
Словарный диктант | 3 | итоговый | * Проверить уровень запоминания слов с непроверяемыми написаниями. | |
Итоговое тестирование | 1 | * «Проверяю себя» | * Проверить знания изученных в 4 классе, норм орфографии и письма. | |
Диктант | 1 | * Контрольный диктант по итогам года. | * Проверить сформированность умений писать грамотно слова с изученными орфограммами, выполнять языковые задания | |
Изложение | 2 | Сжатое изложение Подробное изложение: обучение словесному рисованию. | *Развитие речи, умение пересказывать, проверка орфографических и грамматических умений | |
Проверочная работа | 1 | «Слово» | Проверка знаний по теме: «Слово» | |
сочинение | 1 | Создание сочинений – этюдов Создание сочинений - рассуждений |
Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, сочинений, тестовых заданий.
Диктант
- Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.
- Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Слова на не изученные к данному моменту правила заранее выписываются на доске или проговариваются орфографически. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения.
- Тексты контрольных диктантов должны включать орфограммы, определенные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта: правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных, удвоенных согласных в корнях слов; правописание безударных падежных окончаний имен существительных и прилагательных, безударных личных окончаний глаголов; правописание не с глаголами; правописание сочетаний жи-ши. ча-ща, чу-щу, чк-чн употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных, употребление разделительных ь и ъ, ь после шипящих на конце имен существительных и глаголов.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки:
Ошибки:
–нарушения правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены, вставки лишних букв в словах;
–неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемым написанием);
- отсутствие изученных знаков препинания в тексте; наличие ошибок на изученные правила орфографии.
Недочеты:
–отсутствие знаков препинания в конце предложений, если следующее предложение написано с большой буквы;
–отсутствие красной строки;
–неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и то же правило.
Примечание.
- Аккуратные исправления, сделанные ребенком в процессе работы, за ошибку не считаются.
- В тех образовательных программах, в которых изучение орфографии построено на фонематическом принципе («Гармония», «Система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова»), учащиеся могут использовать письмо с «окошками», которые закрываются в процессе проверки диктанта учеником. Если ученик оставляет «окошко» в слабой позиции на изученную орфограмму, это не считается ошибкой или недочетом, но отметка «5» за такую работу не ставится.
- Технология проведения диктантов в образовательной программе «Гармония» определена концептуальными основами курса.
Грамматическое задание
-Грамматическое задание средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.
Характеристика цифровой отметки (оценки); «5» («отлично») – выполнено без ошибок. «4» («хорошо») – правильно выполнено не менее 3/4 заданий. «3» («удовлетворительно») – правильно выполнено не менее 1/2 заданий. «2» («плохо») – правильно выполнено менее 1/2 заданий.
Словарный диктант
Примерное количество слов для словарных диктантов:
4 класс – 12-15 слов.
Характеристика цифровой отметки: «5» («отлично») – без ошибок. «4» («хорошо») – 1-2 ошибки. «3» («удовлетворительно») – 2-4 ошибки. «2» («плохо») – 5 и более ошибок.
Контрольное списывание.
Контрольное списывание – способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.
Для контрольных списываний предлагаются тексты с пропущенными знаками препинания. Количество слов в текстах списываний и диктантов одинаково.
Характеристика цифровой отметки: «5» («отлично») – работа выполнена без ошибок; «4» («хорошо») – 1 ошибка; «3» («удовлетворительно») – 2-3 ошибки; «2» («плохо») – 4 ошибки и более.
Изложение
Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умения организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.
Для изложений предлагаются тексты повествовательного характера с четкой сюжетной линией. Количество слов в текстах на 15-20 больше, чем в диктанте.
При оценке изложения необходимо обратить внимание на полноту передачи основного содержания текста, на наличие пропусков существенных моментов в тексте, на искажения при передаче авторского замысла, на отсутствие главной части повествования.
Классификация ошибок, влияющих на снижение оценки
1. Фактические: существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл высказывания (Ф).
2. Логические: пропуск необходимых слов, отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте, нарушение последовательности высказывания, нелепые, парадоксальные суждения (Л).
3. Речевые: употребление слов в несвойственном ему значении, повторение одних и тех же слов, нарушение лексической сочетаемости слов, употребление слов без учета их эмоционально-экспрессивной окраски, употребление диалектных, просторечных слов, неправильное словоизменение или словообразование, ошибки в построении словосочетаний и предложений (Р).
Недочеты:
–отсутствие красной строки;
–незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.
На начальном этапе формирования навыка связной письменной речи очень важно, чтобы дети сосредоточили все свое внимание на передаче содержания текста и его речевом оформлении, при этом орфографический навык еще не автоматизировался и учащийся не может контролировать одновременно создание текста и орфографию. Поэтому во 2-3 классе рекомендуется ставить одну отметку – за содержание. При этом орфографические и пунктуационные ошибки исправляются, но не влияют на отметку.
Характеристика цифровой отметки (оценки):
«5» («отлично») – правильно и последовательно (без пропусков существенных моментов) воспроизведено содержание авторского текста; нет фактических ошибок; правильно построены предложения и употреблены слова (допускается не более одного речевого недочета).
«4» («хорошо») – содержание передано правильно и достаточно точно; в построении предложений и употреблении слов нет существенных недостатков; имеются отдельные фактические и речевые недочета (допускается не более трех речевых недочетов в содержании и построении текста).
«3» («удовлетворительно») – допущено существенное отклонение от авторского текста; допущены нарушения в последовательности изложения мыслей; есть недочеты в построении предложений и употреблении слов (допускается не более пяти речевых недочетов в содержании и построении текста).
«2» («плохо») – допущено существенное искажение, авторского текста (упущены важные события, отсутствует главная часть); много фактических неточностей; нарушена последовательность изложения -мыслей; имеет место употребление слов в не свойственном им значении; допущено более шести речевых недочетов и ошибок в содержании и построении текста.
Сочинение
«5» («отлично») – логически последовательно раскрыта тема, правильно построены предложения и употреблены слова (допускается не более одною речевого недочета), нет фактических ошибок.
«4» («хорошо») – последовательно раскрыта тема, но имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей; в построении предложений и употреблении слов нет существенных недостатков, имеются отдельные фактические и речевые недочета (допускается не более трех речевых недочетов в содержании и построении текста).
«3» («удовлетворительно») – имеются существенные отступления от темы, есть недочеты в построении предложений и употреблении слов (допускается не более пяти речевых недочетов в содержании и построении текста).
Создание небольшого текста (сочинения) не включается в Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу, поэтому отрицательные отметка за сочинение не выставляется.
Календарно – тематическое планирование по русскому языку
№ п/п | Наименование раздела программы | Тема урока | Количество часов | Дата проведения | НРК | ЦОР, ИКТ |
I ЧЕТВЕРТЬ 36 часов | ||||||
1 | Знаем – повторим, не знаем – узнаем. Повторение известного о словах. (13ч) | Повторение. Решение орфографических задач | 1 | |||
2 | Повторение основных грамматических понятий. | 1 | Стр. 25 №3 | |||
3 | Систематизация освоения орфографических правил. | 1 | ||||
4 | Речь и её виды. Словарный диктант | 1 | ||||
5 | Знакомство с понятием «личный дневник» и обучение его ведению. Контрольный словарный диктант | 1 | ||||
6 | Грамматическое значение слов. | 1 | ||||
7 | Звукобуквенный разбор слова. Самостоятельная работа «Решение орфографических задач» | 1 | Стр. 28 №6 | |||
8 | Строение слова и его значение. Тест по теме «Повторение за 3 класс». | 1 | Стр.7 №1 | |||
9 |
| Распознавание слов по частям речи | 1 | |||
10-11 | Повторение изученного о глаголе. Контрольное списывание. | 2 | ||||
12 |
| Упражнение в выполнении различных грамматических действий. | 1 | |||
13 | Орфографические умения как правильные орфографические действия | 1 | ||||
14 | Совершенствование грамматических и орфографических умений. (3ч) | Контрольный диктант по итогам повторения | 1 | |||
15 | Анализ диктанта и работа над ошибками. Самостоятельная работа «Падежные окончания» | 1 | ||||
16 | Обучение изложению от другого лица | 1 | ||||
17 | Учимся передавать рассказы других и говорить о себе.(2ч) | Написание воспоминаний (сочинение) | 1 | Личные впечатления | ||
18 | Знакомство с понятием «словосочетание». Словарный диктант. | 1 | ||||
19 | Словосочетания. Понятие «словосочетание».(3ч) | Уточнение сведений о словосочетании и обучение записи словосочетаний. | 1 | |||
20 | Знакомство со значениями словосочетаний и смысловыми вопросами. | 1 | ||||
21 | Составление словосочетаний и вычленение их из предложений. | 1 | ||||
22-23 | Наблюдение за связями слов в словосочетаниях. (7ч) | Связь имени существительного с именем прилагательным | 2 | |||
24-25 | Подчинение имени существительного глаголу. | 2 | ||||
26 | Подчинение имени существительного глаголу или другому имени существительному. Определение падежей. | 1 | ||||
27 | Закрепление изученного о словосочетании, решение разных орфографических задач. Проверочная работа «Словосочетание». | 1 | ||||
28 | Обучение выбору падежной формы имени существительного. Словарный диктант. | 1 | ||||
29 | Наречие (Представляем ещё одну часть речи). (5ч) | Знакомство с особенностями наречия как части речи. | 1 | |||
30 | Правописание наречий. | 1 | стр.93упр.1 | |||
31 | Закрепление правописания наречий. | 1 | стр.94упр.2 | |||
32 | Обучающее изложение с изменением лица рассказчика. | 1 | ||||
33 | Работа над ошибками. Закрепление изученного о наречии. | 1 | стр.96-97упр.5 | |||
34 | Проверь себя (2ч) | Подготовка к контрольной работе. | 1 | |||
35 | Контрольная работа за I четверть(диктант). | 1 | ||||
36-37 | Пишем объявления (2ч) | Работа над ошибками. Тест « Наречие». Пишем объявления. II ЧЕТВЕРТЬ 28 часов Пишем объявления. | 2 | |||
38 | Имена существительные и имена прилагательные (23ч) | Знакомство с тремя склонениями имён существительных и способом определения склонения | 1 | |||
39 | Формирование умения определять склонение в именах существительных | 1 | стр.33упр.4 | |||
40 | Дополнение памятки анализа имени существительного новыми сведениями. Самостоятельная работа. | 1 | ||||
41 | Знакомство со способом решения орфографических задач в безударных окончаниях имён существительных. | 1 | ||||
42 | Изложение повествовательного текста. | 1 | ||||
43-45 | Освоение способа решения орфографических задач в безударных окончаниях имён существительных. Словарный диктант. Самостоятельная работа. | 3 | 28упр.6 | |||
46 | Выбор буквы в безударном окончании имени прилагательного. | 1 | ||||
47 | Освоение способа определения безударных окончаний имён прилагательных. Самостоятельная работа. | 1 | ||||
48 | Изложение: обучение художественной речи. | 1 | ||||
49-50 | Правописание окончаний имён существительных и имён прилагательных во множественном числе. | 2 | ||||
51-52 | Образование форм именительного и родительного падежей множественного числа имён существительных; обучение пользованию словарём. | 2 | ||||
53-54 | Закрепление изученных вопросов правописания. Проверочная работа. | 2 | стр.43упр.5 | |||
55 | Итоговый диктант за II четверть. | 1 | ||||
56 | Работа над ошибками. Контрольный словарный диктант за II четверть | 1 | ||||
57 | Написание изложения на основе сказочного текста. | 1 | ||||
58 | Написания изложения на основе делового текста. | 1 | ||||
59 | Создание словестных этюдов. | 1 | ||||
60 | Повторение изученного об именах существительных и именах прилагательных. | 1 | ||||
61 | Части речи: что мы о них знаем? (12ч) | Повторение изученного об именах существительных и именах прилагательных. | 1 | |||
62 | Выборочное изложение. | 1 | ||||
63 | Количественные числительные и их изменение по падежам. | 1 | ||||
64-65 | Сложные числительные и особенности их изменения. III ЧЕТВЕРТЬ 40 часов Сложные числительные и особенности их изменения. | 2 | ||||
66 | Употребление имён числительных в речи. Совершенствование орфографических умений. | 1 | ||||
67 | Особенности местоимения как части речи, написание и употребление личных местоимений. | 1 | ||||
68 | Написание и употребление местоимений. Словарный диктант. | 1 | ||||
69-70 | Совершенствование умения находить неопределённую форму глагола. Тест «Части речи». | 2 | ||||
71-72 | Времена глагола: опознавательные признаки и значения, которые передают родовые и личные окончания. | 2 | ||||
73 | Личные окончания глаголов (16ч) | Введение понятия «спряжение». Открытие двух спряжений глаголов. | 1 | |||
74 | «Открытие» двух спряжений глагола. Знакомство с двумя наборами окончаний глаголов. | 1 | ||||
75 | Закрепление основных глагольных орфограмм. Словарный диктант. | 1 | стр74упр.6 | |||
76 | Определение спряжения по ударным окончаниям; Решение освоенных орфографических задач. | 1 | ||||
77 | Определение спряжения глаголов с безударным окончанием. | 1 | ||||
78-79 | Постановка алгоритма определения спряжения глаголов по его неопределённой форме. | 2 | ||||
80 | Знакомство с одиннадцатью глаголами-исключениями и освоение действий по определению спряжения глаголов. | 1 | ||||
81 | Освоение действий по определению спряжения глаголов. Самостоятельная работа «Определение спряжение глаголов». | 1 | ||||
82 | Формирование умения решать орфографические задачи в безударных личных окончаниях глаголов. | 1 | стр.78упр.9 | |||
83 | Дополняем памятки анализа глагола сведениями о спряжении. Словарный диктант. | 1 | ||||
84-85 | Совершенствование комплекса формируемых умений. Проверочная работа-тест «Спряжение глаголов». | 2 | ||||
86 | Подробное изложение: обучение деловому повествованию. | 1 | ||||
87 | Контрольный диктант по теме «Глагольные окончания». | 1 | ||||
88 | Работа над ошибками. Совершенствование комплекса формируемых умений. | 1 | стр.76-77упр8 | |||
89 | Новое о строении предложений. (11ч) | Знакомство с понятием «однородные члены предложения». | 1 | |||
90 | Союзы и знаки препинания при однородных членах предложения». | 1 | ||||
91 | Обучение выбору союза. Построение предложений с однородными членами. | 1 | ||||
92-93 | Предупреждение ошибок в построении предложений с однородными членами. | 2 | ||||
94 | Использование в речи предложений с однородными членами. | 1 | стр.98упр1 | |||
95 | Общее знакомство со сложными предложениями. | 1 | ||||
96-97 | Сопоставление сложных предложений и простых с однородными членами. | 2 | ||||
98 | Итоговый контрольный диктант за III четверть. | 1 | ||||
99 | Работа над ошибками. Закрепление пройденного материала по предложению. | 1 | стр.102упр.5 | |||
100 | Учимся рассуждать. (6ч) | Знакомство с понятием рассуждений. | 1 | |||
101 | Рассуждения – объяснения и рассуждения – размышления. | 1 | ||||
102 | Письменный пересказ текста – рассуждения. | 1 | ||||
103 | Конструирование текста – рассуждения. | 1 | ||||
104 | Обучающее изложение. | 1 | ||||
IVЧЕТВЕРТЬ 36 часов | ||||||
105 | Работа над ошибками. Рассуждение | 1 | ||||
106 | И снова о главном работнике в языке – слове. (17ч) | Много ли слов в языке и почему появляются новые слова. | 1 | |||
107 | О словах, которые выходят из употребления. | 1 | ||||
108 | Объяснение происхождения некоторых слов. | 1 | ||||
109 | Правильное употребление слов. Сжатое изложение. | 1 | ||||
110 | Об использовании слов в речи. Совершенствование умения пользоваться толковым словарём. | 1 | ||||
111 | Синонимы и антонимы; выбор точного слова. | 1 | ||||
112 | Подробное изложение: обучение словесному рисованию. | 1 | ||||
113 | Объяснение значения слова как способа проверки безударных гласных в корне. | 1 | ||||
114 | История слова и непроверяемые безударные гласные в корне. | 1 | ||||
115 | Рассказываем истории некоторых выражений. | 1 | ||||
116 | Слово с разных точек зрения. | 1 | ||||
117- 118 | Систематизация знаний о слове; упражнение в различных видах разбора. Проверочная работа «Слово» | 2 | ||||
119-120 | Систематизация умений для грамотного письма. Словарный диктант. | 2 | ||||
121 | Обучение выполнению тестового задания. | 1 | ||||
122 | Наблюдение за способами связи предложений в тексте. Словарный диктант. | 1 | ||||
123 | Размышляем, рассказываем, сочиняем. (11ч) | Обучение связи предложений в тексте. | 1 | |||
124 | Повторение сведений об особенностях повествования, описания предмета, рассуждения. | 1 | ||||
125 | Подробное изложение: обучение построению рассказа. | 1 | ||||
126 | Подробное изложение: обучению словесному рисованию. | 1 | ||||
127 | Создание текста – объяснения. | 1 | ||||
128-129 | Письменные пересказы и создание сочинений - этюдов, сочинений – сказок. | 2 | ||||
130 | Контрольный диктант по итогам года. | 1 | ||||
131 | Анализ ошибок в диктанте. Совершенствование комплекса орфографических умений. | 1 | ||||
132 | Написание сочинений – рассуждений. | 1 | ||||
133 | Написание письма учителю. Итоговый словарный диктант. | 1 | ||||
134-135 | Перелистываем учебник. (7ч) | Повторение пройденного материала по теме «Предложение». Самостоятельная работа по тестам. | 2 | |||
136 | Повторение пройденного материала по теме «Фонетика». | 1 | ||||
137 | Итоговое тестирование. | 1 | ||||
138 | Повторение пройденного материала по теме «Части речи». | 1 | ||||
139 | Повторение пройденного материала по теме «Состав слова». | 1 | ||||
140 | Работа над ошибками. Повторение пройденного по теме «Члены предложения» Размышление об уроках русского языка. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая учебная программа по русскому языку ,3 класс. УМК "Перспективная начальная школа"
Структура рабочей программы: титульный лист ,пояснительная записка и календарно-тематическое планирование (204 часа в год ,6 часов в неделю). Пояснительная записка включает в себя цели и задачи ,содер...
Рабочая учебная программа по русскому языку 3 класс (Школа 2100)
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской учебной программы Бунеева Р.Н., Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной, входящей в Образовательную систему «Школа 2100»....
Рабочая учебная программа по русскому языку 4 класс " Школа России"
Дана полная пояснительная записка к предмету, тематическое планирование с УУД и планируемые результаты....
Рабочая учебная программа по русскому языку, 1 класс (система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова)
Рабочая программа по русскому языку....
Рабочая учебная программа по русскому языку 4 класс Авторы: М.Л. Каленчук, Н. А. Чуракова, О.В. Малаховская, Т.А. Байкова, Н.М. Лаврова для УМК системы «Перспективная начальная школа»
Программа по предмету «Русский язык» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобр...
Рабочая учебная программа по русскому языку 2 класс
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса ОСШИ ГБОУ «Балтийский берег» разработана на основе- нормативных документов:1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12. 2012 г...
Рабочая учебная программа по русскому языку 4 класс
Рабочая учебная программа по русскому языку 4 класс УМК "Школа России"....