Рабочая учебная программа по русскому языку в 4 классе, УМК "Гармония"
рабочая программа (русский язык, 4 класс) по теме

Представлена рабочая программа по русскому языку  для 4 класса (УМК "Гармония"),  занимающегося по федеральному компоненту государственного образовательного стандарта 2004 года. В наличие календарно-тематическое планирование, сетка НРК, КИМ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rus._yazyk_4b.docx71.1 КБ

Предварительный просмотр:

1 Пояснительная записка

к программе по предмету «Русский язык»

1.2. Рабочая программа  по предмету «Русский язык»  в 4 классе  соответствует государственным требованиям, предъявляемым к содержанию образования (реализация федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования),  и  составлена на основе нормативных документов федерального, регионального, школьного уровней, перечисленных выше, а также 

     - программы «Русский язык», авторы: М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко (1 – 4 классы, УМК «Гармония»). Программа соответствует учебникам, рекомендованным Министерством образования  и науки РФ. Смоленск, «Ассоциация XXI век», 2010 год (в электронном виде).

 1.3. Изучение русского языка на ступени начального общего образования в образовательных учреждениях с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей и задач:

  • Совершенствование речевой деятельности детей: обучение построению высказываний, правильному, умелому использованию средств языка и в целом эффективному устному и письменному общению в различных жизненных ситуациях;
  • Развитие лингвистического мышления, т.е. способности выполнять с языковым материалом операции анализа, синтеза, сравнения классификации, обобщения;
  • Совершенствование языковой интуиции, чувства слова, умения пользоваться учебником, словарями.
  • Обобщить, систематизировать и дополнить представления младших школьников об устройстве русского языка, о его использовании в процессе общения, о требованиях к речевому поведению, об основных проблемах письменной речи и  правилах, регулирующих грамотное письмо;
  • развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
  • освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
  • овладения умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;

Цели и задачи курса, определяемые для 4 года обучения  (4 класса):

  • Ознакомить со связью имён существительных с именем прилагательным, повторить способы решения орфографической задачи  при написании окончаний имён прилагательных;
  • Ознакомить со связью управления, отработать правильный способ действий для определения падежного вопроса к имени существительного;
  • Тренировать в определении формы глагола и грамматических признаков, на которые указывает окончание;  
  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

   

 Для реализации  Рабочей программы по предмету «Русский язык» используется учебно-методический комплекс, предусмотренный по программе «Гармония» (УМК приведен ниже)

 Обоснованием выбора данного УМК является  соответствие программного материала целям и задачам изучения предмета в ОУ и требованиям, целям и задачам,  предусмотренным федеральным компонентом образовательного стандарта. Программа соответствует учебникам, рекомендованным Министерством образования и науки РФ. (Смотреть: программа четырехлетней начальной школы «Русский язык», авторы М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко, 2010 год, в электронном виде) и направлена на обеспечение образовательных потребностей учащихся и родителей. 

Темы, предложенные программой, соответствуют  последовательности  содержания  учебного  материала  учебника русский язык 3 класс «К тайнам нашего языка».  Авторы: М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко, Смоленск «Ассоциация XXI век». Данная линия учебников имеет гриф «Рекомендовано  Министерством образования  и науки РФ», 7– е издание, 2010 г.

            В базисном учебном плане на 2013 – 2014 учебный год на изучение предмета «Русский язык»  в 4  классе  начальной   школы отводится 4 часа в неделю, что составляет 140 часов в год, т.к. 1час отведён на курс « Основы религиозных культур и светской этики».

1.4.  Количество часов, отводимое на реализацию НРК по предмету «Русский язык» составляет 10 % (14 ч). Введение НРК основывается на материалах  учебного пособия: Стрекалова, М. В. Русский язык: Рабочая тетрадь (3-4класс) [Текст] / М. В. Стрекалова. – Челябинск: ИЦ «Взгляд», 2007 г.

Материал отобран в соответствии с темами, указанными в планировании.

п/п

дата

                Раздел

№ уро- ка

Тема урока

Региональное содержание,  изучаемых вопросов

Количество времени

Форма проведения

1

Знаем – повторим, не знаем – узнаем. Повторение известного о словах.                        

2

Повторение основных грамматических понятий

Падеж имён существительных стр.25 упр. 3

5 мин

Групповая, найти пословицу в с/х, анализ

2

8

Строение слова и его значение. Тест по теме «Повторение за 3 класс».

Состав слова. стр.7 №1

5-7 мин

Фронтальная, разбор слов по составу

3

Учимся передавать рассказы других и говорить о себе.

17

Написание воспоминаний (сочинение).

Личные впечатления сочинение)

15 мин

Фронтально, выступления уч-ся, обсуждение

4

Имя существительное и имя прилагательное

39

Формирование умения определять склонение в именах существительных.

Им.сущ.стр.33упр.4

5-7мин

Фронтальная, выписывание сравнений, морф. разбор слов

5

44

Освоение способа решения орфографических задач в безударных окончаниях имён существительных.  

Им.сущ.28упр.6

7-10 мин

Индивидуальная, анализ текста

6

53

Закрепление изученных вопросов правописания.

Им.прил.стр.43упр.5

6- 8 мин

 Фронтальная, анализ текста, выбор орфограмм, определение рода и падежа им. прил.

7

       Наречие

30

Правописание наречий.

Наречие стр.93упр.1

5-7   мин

Индивидуально, поиск наречий, выписываний словосочетаний.

8

31

Закрепление правописания наречий.

Наречие стр.94упр.2

5-7 мин.

 В парах, анализ с\х,  разбор по членам и частям речи.

9

33

Работа над ошибками. Закрепление изученного о наречии.

Наречие стр.96-97упр.5

5-7 мин

Фронтально, выборочный диктант:

10

Личные окончания глаголов

75

Закрепление основных глагольных орфограмм.

Правописание личных окончаний глаголовстр74упр.6

15 мин

Фронтальная, объяснение правописания

11

82

Формирование умения решать орфографические задачи в безударных личных окончаниях глаголов.

Правописание личных окончаний глаголов

стр.78упр.9

5-7 мин

Анализ с\х, выписывание

слов с непроверяемыми согласными  

12

88

Работа над ошибками. Совершенствование комплекса формируемых умений.

Правописание личных окончаний глаголов стр.76-77упр8

10 мин

Анализ с/х , объяснение правописания личных окончаний глаголов

13

Новое о строении предложений                    

94

Использование в речи предложений с однородными членами.

Однородные члены предложения стр.98упр1

10 мин

Индивидуальная, анализ текстов

14

99

 Работа над ошибками. Закрепление пройденного материала по предложению.

Однородные члены предложения стр.102упр.5

10  мин

Самостоят. работа, выборочный диктант, выписать словосочетания

  1. Учебно-методический комплекс (УМК), обеспечивающий реализацию рабочей программы

Учебно-методическое обеспечение по предмету включает дидактическое и методическое обеспечение авторской программы.  

                                       Дидактическое обеспечение

                                          Методическое обеспечение

  1. Русский язык (учебник в двух частях) «К тайнам нашего языка» для 4 класса общеобразовательных учреждений; 7-е издание. Авторы: М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко. Имеет гриф «Рекомендовано» Министерством образования и науки РФ. Смоленск «Ассоциация XXI век» 2010 год.
  2. Русский язык «К тайнам нашего языка». Тетрадь в трех частях  к учебнику для 4 класса общеобразовательных учреждений. Авторы: М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко. Смоленск «Ассоциация XXI век» 2012 год.
  3. Русский язык «Потренируйся» для самостоятельной работы в двух частях. Автор Т.В. Корешкова под редакцией М.С. Соловейчик; 2 – е издание. Смоленск «Ассоциация XXI век» 2013 г
  4. Русский язык «Тестовые задания» в двух частях. Автор Т.В. Корешкова под редакцией М.С. Соловейчик; Смоленск «Ассоциация XXI век» 2012 г
  5.       .Стрекалова, М. В. Русский язык: Рабочая тетрадь (3-4 класс)  Челябинск: ИЦ «Взгляд», 2007 г. Имеют гриф «Рекомендовано» Министерством образования и науки Челябинской области в качестве пособия для 3-4 класса четырехлетней начальной школы.  Второе издание.
  6. Таблицы-опоры на изученные темы;
  1. Индивидуальные карточки;
  2. Серии картинок;
  3. Карточки – тесты,
  4. ЦОР
  1. Программа «Русский язык» 1–4 классы. Авторы: М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко. Программа соответствует учебникам, рекомендованным Министерством образования и науки РФ. Смоленск «Ассоциация XXI век» 2010 год (в электронном виде).
  2. Методические рекомендации к учебнику и тетради для 4 класса общеобразовательных учреждений. Пособие для учителя. Методические рекомендации соответствуют учебнику, рекомендованному Министерством образования и науки РФ. Смоленск «Ассоциация XXI век» 2010 год (в электронном виде).

3.Календарно-тематический план реализации рабочей программы 

 Содержание Рабочей программы соответствует программе четырехлетней начальной школы «Русский язык» (УМК «Гармония») и удовлетворяет целям и задачам образовательного учреждения. Оставляю право на корректировку программы в целях обеспечения высокого уровня образовательного процесса за собой. 

Содержание программы

Материал, предназначенный для формирования у учащихся новых знаний и закрепления ранее изученного материала, представлен в следующих разделах:

  • «Орфография»,
  • «Предложение»,
  • «Текст»,
  • «Слово»,
  • «Словосочетание».

Изучение программного материала осуществляется в соответствии с темами:

  • Повторение «Знаем – повторим, не знаем - узнаем» (18 ч);
  • Словосочетание (10ч);
  • Части речи. Орфография (60 ч):

                          Наречие  (5ч),      

                                    Проверь себя и пишем объявления (4ч),          

                          Имя существительное и имя прилагательное (23ч),

                                    Части речи (12ч),

                          Личные окончания глаголов (16 ч);

Новое о строении предложений (11 ч);

Учимся рассуждать(6 ч);

Слово (17ч);

Размышляем, рассуждаем, сочиняем (11ч);

Обобщение в конце года (7ч).

В результате изучения программного материала учащиеся должны овладеть следующими ЗУНами:

Повторение «Знаем – повторим, не знаем - узнаем»:

Знать: ранее изученные орфограммы; смысл термина «однокоренные слова»; виды речи; о назначении личного дневника и особенностях оформления в нём записей; способы определения у глагола времени, лица, рода; об изученных орфограммах;

Уметь: восстанавливать в памяти способы действий, ведущих к решению учебных задач; действовать при определении границ предложений; принимать ранее полученные знания для грамотного написания слов; обобщать знания о частях речи, предложении, членах предложения; уметь правильно выражать свои мысли; грамотно строить речевые высказывания с соблюдением всех норм и требований литературной речи; различать картинную и деловую речь; воспроизводить знания о грамматическом значении слов; систематизировать знания о словах; выполнять звукобуквенный разбор; составлять слова по заданным схемам, опираться на базовые грамматические знания и умения; образовывать родственные слова; распознавать место орфограммы в слове; анализировать слова как часть речи; применять способы действия для нахождения неопределённой формы глагола; работать над орфографической зоркостью; уметь пересказывать текст от третьего лица; записывать личные воспоминания; составлять повествовательный текст

Словосочетание:

Знать: понятие «словосочетание», его существенные признаки; правильный способ действий для определения формы падежа имён существительных;

Уметь: раскрыть роль словосочетаний в языке; строить словосочетания и определять их роль в предложении; ставить смысловые вопросы в словосочетании; вычленять их из предложения; определять падеж имён существительных и объяснять написание окончаний имён прилагательных; правильно построить словосочетания с видами – управления и согласования;

Наречие:

      Знать: определение наречия, его особенности; о правописании наречий, образовании наречий; о значении наречий;

      Уметь: образовывать наречия и грамотно их писать;  применять правило написания наречий;

  Проверь себя и пишем объявления:

  Знать: Об особенностях объявления как речевого жанра;

 Уметь: исправлять свой текст; применять полученные знания орфографии на письме; составлять и записывать объявления;

Имя существительное и имя прилагательное:

Знать: изученные сведения об именах существительных; систему падежей и способы их определения; понятие «склонение»; о распределении имён существительных по склонениям» о способе действия для решения орфографических задач в безударных окончаниях имён существительных;

Уметь: определять склонение, к которому относится то или иное существительное; применить приобретённые знания и умения; определять падежи, изменять по падежам; выполнять письменный анализ имени существительного; обобщить знания об имени существительном; воспринимать и воспроизводить текст, в центре которого описание поведения человека;  постоянно обращаться к способу действия при определении безударного окончания имён существительных; безошибочно писать безударные окончания имён существительных;  выполнять способы действия для решения орфографических задач в безударных окончаниях имён прилагательных; распознавать падежи и правильно рассуждать при написании безударного окончания;  передавать содержание рассказа на письме; правильно употреблять имена прилагательные, писать  безударные окончания прилагательные; писать безударные окончания имён существительных и имён прилагательных во множественном числе,  грамотно употреблять в речи форму именительного падежа имён существительных множественного числа; писать под диктовку видеть ошибки;   составлять повествовательный текст с элементами сказки;   правильно передавать содержание текста; дополнять текст своими словесными картинами; создавать  словесные этюды; выполнять практические задания по изученному материалу;

Части речи:

Знать: понятие «количественные числительные»; об употреблении формы множественного числа числительного один при словах, не имеющих единственного числа или называющих парные предметы; о значении местоимений;  

Уметь: изменять количественные числительные по родам и падежам; обобщить знания о местоимениях; грамотно использовать формы местоимения в речи; употреблять местоимения в речи; обобщить знания о неопределённой форме глагола; правильно находить   неопределённую форму;

Личные окончания глаголов:

Знать: определение понятия «спряжение», способы определения спряжения глаголов; о наличии двух глагольных спряжений, об окончаниях каждого спряжения; об особенностях глаголов 1 и 2 –го спряжения; о глаголах – исключениях;

Уметь: определять спряжение глагола по окончанию; соотносить временную форму глагола с его начальной формой; распознавать спряжение глаголов по ударным окончаниям; распознавать спряжение глагола по суффиксу неопределённой формы; обосновывать  написание безударных личных окончаний глаголов; распознавать в тексте глаголы-исключения и правильно писать безударные личные окончания; грамотно писать безударные личные окончания глаголов; выполнять письменный анализ глагола как части речи; безошибочно записывать окончания глагола. Расширять речевой опыт; передавать содержание делового повествования; анализировать и исправлять ошибки; правильно писать глагольные окончания, не допускать грамматических ошибок, связанных с этой частью речи;

Новое о строении предложений:

Знать: об особенностях однородных членов предложения; о правилах постановки знаков препинания; структуру сложного предложения и расстановку знаков препинания в нём;

Уметь: распознавать в предложении однородные члены предложения, союзов и без них; ставить запятую при однородных членах; строить предложения с однородными членами, выбирать в них союзы; строить предложения с однородными членами, расставлять в них знаки препинания; грамотно составлять и записывать предложения с однородными членами;  отличать сложные предложения от предложений с однородными членами; соединять части сложного предложения запятой и союзами; самостоятельно выполнять задания;

Учимся рассуждать:

Знать: о двух видах рассуждений (объяснение и размышлении); строить рассуждения; о жанре объяснительной записки, накапливать опыт в  построении рассуждений;  

Уметь: логически мыслить и оформлять свои мысли в определённом типе речи – рассуждении; наблюдать за особенностями назначения и строения рассуждения; строить рассуждения; оформлять свои мысли и рассуждения; пересказывать текст, содержащий рассуждение;  исправлять ошибки  в написанном тексте; пересказывать текст содержащий исправлять ошибки в написанном тексте; строить рассуждения;  

Слово:

Знать: о жизни слов в русском языке, их происхождении; работе и образовании слов в русском языке; историю возникновения и значение некоторых фразеологических оборотов;  

Уметь: применять знания об изученных орфограммах в практической работе; кратко передавать содержание текста, обобщить наблюдение за словами; наблюдать за многозначными словами; пользоваться толковым словарём; обобщить знания о синонимах и антонимах, совершенствовать точность речи; развивать орфографическую зоркость; по плану передавать содержание текста; употреблять слова с определённым значением для усиления точности картины; работать над орфографической зоркостью, основываясь на значении слов; уметь работать над орфографическими навыками; обобщить знания о слове; выявлять связь значения слова с его строением; работать над орфографическими умениями; выполнять задания по закреплению ранее полученных  знаний и орфографических умений; выполнять задания по закреплению пройденного материала; отрабатывать орфографические умения; ориентироваться в вопросах культуры речи, её правильности; объяснять способы  связи предложений в тексте;

Размышляем, рассуждаем, сочиняем:

Знать: основные особенности известных типов речи; жанры рассказа, его особенности; жанры рассказа; значение термина «сочинения»;

Уметь: передавать письменно содержание рассказа; исправлять ошибки, допущенные в изложении текста; пересказывать текст от своего имени; редактировать текст; писать сочинения – сказки; анализировать текст; письменно передавать сказочную историю, пользуясь секретами речи; писать словесные зарисовки; составлять текст письма;

Обобщение в конце года:

Знать: состав слов;        

 Уметь: строить простые и сложные предложения; выполнять звукобуквенный анализ (разбор) слова; выполнять разбор слов по составу; выполнять задания, связанные с употреблением частей речи; высказывать своё мнение (рассуждать) об уроках русского языка;

          Календарно – тематическое планирование  представлено ниже. 

   

4..Требования к уровню подготовки по итогам изучения данного предмета

К концу обучения в начальной школе данная программа должна обеспечить:

Знания:

— различие звуков и букв; характеристика звуков; правильное название букв; алфавит;

— название значимых частей слов, способы их выделения;

— название частей речи, способы их разграничения и грамматические признаки;

— признаки предложения, виды предложений по цели, интонации (эмоциональной окраске), наличию второстепенных членов        (без их разграничения);

— способы действия, необходимые для решения изученных вопросов орфографии;

Умения:

речевые

— участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения);

— самостоятельно читать тексты учебника, извлекать из них информацию в соответствии с полученной установкой;

— обращаться к различным словарям учебника для решения возникающих языковых и речевых вопросов, достаточно быстро находить в них нужные сведения;

— замечать в речи незнакомые слова и спрашивать об их значении, пользоваться для ответа на вопрос толковым словарём;

— правильно произносить, изменять, употреблять и писать слова приводимые в словарях учебника;

— понимать тему и главную мысль текста (последнюю – в ясных случаях), передавать их в заголовке: выделять части текста и составлять план; замечать в художественном тексте( в ярких случаях) языковые средства, создающие его выразительность;

— письменно (после коллективного анализа, а также самостоятельно по памятке) пересказывать тексты повествовательного характера с элементами описания предмета, с предложениями оценки, тексы рассуждения, сохраняя особенности оригинала;

— создавать тексты освоенных жанров (записку, письмо, поздравление, этюд,  текст инструктивного характера, небольшой рассказ и др.); целенаправленно проверять и совершенствовать написанное с точки зрения как содержания, так и выбора языковых средств;

— соблюдать требования каллиграфии при письме, аккуратно и, по возможности, красиво оформлять свои записи; языковые (фонетико-графические и грамматические)

— выполнять звукобуквенный анализ слов, обозначая звуковой состав с помощью элементарной транскрипции, давая характеристику всем звукам (при предъявлении слова на слух или зрительно); объяснять случаи несовпадения звуков и букв, их количества; правильно обозначать при письме твердость мягкость согласных и звук [й];

— отличать однокоренные слова от слов с омонимичными корнями и изменений слова; осознанно действовать при выполнении морфемного анализа слов;

— определять принадлежность слова к определенной части речи по комплексу изученных признаков; изменять слова в соответствии с их морфологическими особенностями, конструировать основу предложения и словосочетания с учетом рода и числа главного слова; проводить

морфологический анализ изученных частей речи: имен существительных, имен прилагательных, глаголов;

— выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы; различать понятия «части речи» и «члены предложения», выделять главные и второстепенные члены (в двусоставных предложениях, в том числе с однородными членами); устанавливать связи слов в предложении, задавать от слова к слову смысловые и формальные вопросы;

— разграничивать сложные предложения (ясной структуры) и простые с однородными главными членами, ставить 38 запятые перед союзами а, но, при бессоюзной связи, перед словами что, чтобы, потому что, поэтому;

— проводить синтаксический анализ простого предложения: характеризовать его по цели, интонации (эмоциональной окраске), наличию второстепенных членов (без деления на виды), указывать главные орфографические:

— обнаруживать все известные типы орфограмм в любой записи;

— верно определять правило, по которому следует действовать, решая ту или иную орфографическую задачу;

— применять орфографические правила на месте следующих орфограмм:

— большая буква в начале предложения и в именах собственных;

— раздельное написание слов, в том числе предлогов с другими словами;

— перенос слов;

— ударные сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу;

— буквы безударных гласных звуков в разных частях слова, в том числе в окончаниях разных частей речи (в изученном объеме);

— буквы парных по глухости и звонкости согласных на конце слов и перед другими согласными;

— обозначение мягкости согласного в положении перед согласным (в освоенном объеме);

— буквы на месте сочетаний звуков с непроизносимыми согласными;

— удвоенные согласные;

— сочетания цы-_ци в корнях слов и в окончаниях (освоенные случаи);

— соединительные гласные в сложных словах (простые случаи);

— суффиксы -_ек, -_ик;

— суффиксы - е,-и,-я, а в неопределенной форме глагола и в прошедшем времени (в освоенном объеме);

— ь после шипящих в начальной форме имен существительных;

— ь в неопределенной форме глагола;

— ь форме 2-го лица  ед. ч. глагола;

— частица не с глаголами (без глаголов-исключений);

— использовать прием письма с «окошками» для «ухода» от орфографических ошибок (при встрече с задачей, решение которой вызывает трудности или способ решения неизвестен);

— обращаться к орфографическому словарю для выяснения букв на месте непроверяемых орфограмм; правильно писать слова, включенные в орфографический словарь учебника;

— выполнять необходимые действия при орфографической проверке написанного, аккуратно исправлять замеченные ошибки;

— списывать и писать под диктовку текст объемом до 80 слов.

В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать:

Значимые части слова;

Признаки изученных частей речи;

Типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске;

Уметь:

Анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова, части речи, предложение;

Различать произношение и написание слов;

Находить способ проверки написания слова (в том числе по словарю)

 Без ошибок списывать несложный текст объёмом 70-90 слов;

Создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания;

Соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации (диктант – текст – 75-80 слов);

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни;

Для адекватного восприятия звучащей речи (высказываний взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.)

  Работы со словарями;

Соблюдение орфоэпических норм;

Создание в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике;

Овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения.

5. Характеристика контрольно-измерительных материалов.

                  Критерии и нормы оценки знаний обучающихся.

 

I четверть

Форма проведения

Кол-во

Тема

                                         Цель проведения

дата

Самостоятельная работа

Проверочная работа

2

1

*Решение орфографических задач

* Падежные окончания.

* Словосочетание.

 

* Проверка знания известных правил письма и умения применить знания на практике.

Контрольный диктант (входной)

1

Контрольный диктант по итогам повторения(входной)

 * Проверить  сформированность умения применять знания орфографии на письме

Словарный диктант

Контрольный словарный диктант.

4

* Проверить уровень запоминания слов с непроверяемыми написаниями.

Тест

2

* Повторение за 3 класс

* Наречие

* Проверить знания полученных в 3 классе

*Проверка умения определять наречие

Диктант

1

Контрольная работа за I четверть (диктант).

* Проверка уровня усвоения материала за первую четверть.

Контрольное списывание

1

*  Проверить  орфографические и грамматические умения

II четверть

Формы проведения

Кол-во

Тема

Цель проведения

дата

Самостоятельная работа

3

* «Имя существительное».

* Способы решения орфографических задач в безударных окончаниях имён сущ. – ных

* Определение безударных окончаний имён прилагательных

* Проверка уровня усвоения материала по теме «Имя существительное и имя прилагательное».

Словарный диктант

Итоговый словарный диктант за II четверть

2

.

* Проверить уровень запоминания слов с непроверяемыми написаниями.

Контрольный диктант

1

*Итоговый диктант за II четверть.

* Проверить  орфографические и грамматические умения

Изложение

5

*Изложение повествовательного текста.

*Изложение: обучение художественной речи.

*Выборочное изложение.

 

*Написание изложения на основе сказочного текста.

*Написание изложения на основе делового  текста.

*Развитие речи,  умение пересказывать,  проверка орфографических и грамматических умений

Развитие речи, умение пересказывать текст повыборочно, проверка орфографических и грамматических умений

Проверочная работа

1

*Правописание имён сущ. – ных  и имён прил.- ных.

Проверка уровня усвоения материала по правописанию имён сущ. – ных и имён прил -.ных»

сочинение

1

Создание словесного этюда

Развитие речи, умение составлять словесные этюды

III четверть

Формы проведения

Кол-во

Тема

Цель проведения

дата

Самостоятельная работа

1

* «Определение спряжение глаголов»

* Проверить умение правильного написания глаголов с ударными и безударными личными окончаниями

 

Словарный диктант

3

* Проверить уровень запоминания слов с непроверяемыми написаниями.

Диктант

2

 «Глагольные окончания»

Итоговый контрольный диктант за IIIчетверть

* Проверить умение писать правильно безударные личные   окончания глаголов.

* Проверить умение  соблюдать изученные нормы орфографические грамматические умения

Тест

2

  *«Спряжение глаголов»

«Части речи».

* Проверить умение определять спряжение глаголов;

Проверить умение определять части речи, их грамматические  признаки;

Изложение

4

Обучающее изложение

Подробное изложение : обучение деловому повествованию

Подробное изложение: обучение построению рассказа.

Подробное изложение: обучение словесному рисованию

*Развитие речи,  умение пересказывать,  проверка орфографических и грамматических умений

IV четверть

Формы проведения

Кол-во

Тема

Цель проведения

дата

Самостоятельная работа по тестам

1

 * «Части речи»

* Проверить умение  соблюдать изученные нормы орфографии  

Словарный диктант

3

итоговый

* Проверить уровень запоминания слов с непроверяемыми написаниями.

Итоговое тестирование

1

* «Проверяю себя»

* Проверить знания изученных в 4 классе, норм орфографии и письма.

Диктант

1

* Контрольный диктант по итогам года.

* Проверить сформированность умений писать грамотно слова с изученными орфограммами, выполнять языковые задания

Изложение

2

Сжатое изложение

Подробное изложение: обучение словесному рисованию.

*Развитие речи,  умение пересказывать,  проверка орфографических и грамматических умений

Проверочная работа

1

«Слово»

Проверка знаний по теме: «Слово»

сочинение

1

Создание сочинений – этюдов

Создание сочинений - рассуждений

Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, сочинений, тестовых заданий.

Диктант

  • Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.
  • Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Слова на не изученные к данному моменту правила заранее выписываются на доске или проговариваются орфографически. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения.
  • Тексты контрольных диктантов должны включать орфограммы, определенные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта: правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных, удвоенных согласных в корнях слов; правописание безударных падежных окончаний имен существительных и прилагательных, безударных личных окончаний глаголов; правописание не с глаголами; правописание сочетаний жи-ши. ча-ща, чу-щу, чк-чн употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных, употребление разделительных ь и ъ, ь после шипящих на конце имен существительных и глаголов.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки:

Ошибки:

–нарушения правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены, вставки лишних букв в словах;

–неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемым написанием);

- отсутствие изученных знаков препинания в тексте; наличие ошибок на изученные правила орфографии.

Недочеты:

–отсутствие знаков препинания в конце предложений, если следующее предложение написано с большой буквы;

–отсутствие красной строки;

–неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и то же правило.

Примечание.

  • Аккуратные исправления, сделанные ребенком в процессе работы, за ошибку не считаются.
  • В тех образовательных программах, в которых изучение орфографии построено на фонематическом принципе («Гармония», «Система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова»), учащиеся могут использовать письмо с «окошками», которые закрываются в процессе проверки диктанта учеником. Если ученик оставляет «окошко» в слабой позиции на изученную орфограмму, это не считается ошибкой или недочетом, но отметка «5» за такую работу не ставится.
  • Технология проведения диктантов в образовательной программе «Гармония» определена концептуальными основами курса.

Грамматическое задание

-Грамматическое задание средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.

Характеристика цифровой отметки (оценки); «5» («отлично») – выполнено без ошибок. «4» («хорошо») – правильно выполнено не менее 3/4 заданий. «3» («удовлетворительно») – правильно выполнено не менее 1/2 заданий. «2» («плохо») – правильно выполнено менее 1/2 заданий.

Словарный диктант

Примерное количество слов для словарных диктантов:

4 класс – 12-15 слов.

Характеристика цифровой отметки: «5» («отлично») – без ошибок. «4» («хорошо») – 1-2 ошибки. «3» («удовлетворительно») – 2-4 ошибки. «2» («плохо») – 5 и более ошибок.

Контрольное списывание.

Контрольное списывание – способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.

Для контрольных списываний предлагаются тексты с пропущенными знаками препинания. Количество слов в текстах списываний и диктантов одинаково.

Характеристика цифровой отметки: «5» («отлично») – работа выполнена без ошибок; «4» («хорошо») – 1 ошибка; «3» («удовлетворительно») – 2-3 ошибки; «2» («плохо») – 4 ошибки и более.

Изложение

Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умения организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.

Для изложений предлагаются тексты повествовательного характера с четкой сюжетной линией. Количество слов в текстах на 15-20 больше, чем в диктанте.

При оценке изложения необходимо обратить внимание на полноту передачи основного содержания текста, на наличие пропусков существенных моментов в тексте, на искажения при передаче авторского замысла, на отсутствие главной части повествования.

Классификация ошибок, влияющих на снижение оценки

1. Фактические: существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл высказывания (Ф).

2. Логические: пропуск необходимых слов, отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте, нарушение последовательности высказывания, нелепые, парадоксальные суждения (Л).

3. Речевые: употребление слов в несвойственном ему значении, повторение одних и тех же слов, нарушение лексической сочетаемости слов, употребление слов без учета их эмоционально-экспрессивной окраски, употребление диалектных, просторечных слов, неправильное словоизменение или словообразование, ошибки в построении словосочетаний и предложений (Р).

Недочеты:

–отсутствие красной строки;

–незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.

На начальном этапе формирования навыка связной письменной речи очень важно, чтобы дети сосредоточили все свое внимание на передаче содержания текста и его речевом оформлении, при этом орфографический навык еще не автоматизировался и учащийся не может контролировать одновременно создание текста и орфографию. Поэтому во 2-3 классе рекомендуется ставить одну отметку – за содержание. При этом орфографические и пунктуационные ошибки исправляются, но не влияют на отметку.

Характеристика цифровой отметки (оценки):

«5» («отлично») – правильно и последовательно (без пропусков существенных моментов) воспроизведено содержание авторского текста; нет фактических ошибок; правильно построены предложения и употреблены слова (допускается не более одного речевого недочета).

«4» («хорошо») – содержание передано правильно и достаточно точно; в построении предложений и употреблении слов нет существенных недостатков; имеются отдельные фактические и речевые недочета (допускается не более трех речевых недочетов в содержании и построении текста).

«3» («удовлетворительно») – допущено существенное отклонение от авторского текста; допущены нарушения в последовательности изложения мыслей; есть недочеты в построении предложений и употреблении слов (допускается не более пяти речевых недочетов в содержании и построении текста).

«2» («плохо») – допущено существенное искажение, авторского текста (упущены важные события, отсутствует главная часть); много фактических неточностей; нарушена последовательность изложения -мыслей; имеет место употребление слов в не свойственном им значении; допущено более шести речевых недочетов и ошибок в содержании и построении текста.

Сочинение

«5» («отлично») – логически последовательно раскрыта тема, правильно построены предложения и употреблены слова (допускается не более одною речевого недочета), нет фактических ошибок.

«4» («хорошо») – последовательно раскрыта тема, но имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей; в построении предложений и употреблении слов нет существенных недостатков, имеются отдельные фактические и речевые недочета (допускается не более трех речевых недочетов в содержании и построении текста).

«3» («удовлетворительно») – имеются существенные отступления от темы, есть недочеты в построении предложений и употреблении слов (допускается не более пяти речевых недочетов в содержании и построении текста).

Создание небольшого текста (сочинения) не включается в Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу, поэтому отрицательные отметка за сочинение не выставляется.

Календарно – тематическое планирование по русскому языку

№ п/п

Наименование раздела программы

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

НРК

ЦОР,      ИКТ

I ЧЕТВЕРТЬ 36 часов

1

Знаем – повторим, не знаем – узнаем.

Повторение известного о словах.

(13ч)

Повторение. Решение орфографических задач

1

2

Повторение  основных грамматических понятий.

1

Стр. 25 №3

3

Систематизация освоения орфографических правил.

1

4

Речь и её виды. Словарный диктант

1

5

Знакомство с понятием «личный дневник» и обучение его ведению. Контрольный словарный диктант

1

6

Грамматическое значение слов.

1

7    

Звукобуквенный разбор слова. Самостоятельная работа «Решение орфографических задач»

1

Стр. 28 №6

8  

Строение слова и его значение. Тест по теме «Повторение  за 3 класс».

1

Стр.7 №1

9

 

Распознавание слов по частям речи

1

10-11

Повторение  изученного  о глаголе. Контрольное списывание.

2

12

   

Упражнение в выполнении различных грамматических действий.

1

13

Орфографические умения как правильные орфографические действия

1

14

Совершенствование  грамматических и орфографических умений. (3ч)

Контрольный диктант по итогам повторения

1

15

Анализ диктанта и работа над ошибками. Самостоятельная работа «Падежные окончания» 

1

16

Обучение изложению от другого лица

1

17

Учимся передавать рассказы других и говорить о себе.(2ч)

Написание воспоминаний (сочинение) 

1

Личные впечатления

18

Знакомство с понятием «словосочетание». Словарный диктант.

1

19

Словосочетания.

Понятие «словосочетание».(3ч)

Уточнение сведений о словосочетании и обучение записи словосочетаний.

1

20

Знакомство со значениями словосочетаний и смысловыми вопросами.

1

21

Составление словосочетаний  и вычленение их из предложений.

1

22-23

Наблюдение за связями слов в словосочетаниях.

(7ч)

Связь имени существительного с именем прилагательным

2

24-25

Подчинение имени существительного глаголу.

2

26

Подчинение имени существительного глаголу или другому имени существительному. Определение падежей.

1

27

Закрепление изученного о словосочетании, решение разных орфографических задач. Проверочная работа «Словосочетание». 

1

28

Обучение выбору падежной формы имени существительного. Словарный диктант. 

1

29

Наречие (Представляем ещё одну

часть речи).

(5ч)

Знакомство  с особенностями наречия как части речи.

1

30

Правописание наречий.  

1

стр.93упр.1

31

Закрепление правописания наречий.

1

стр.94упр.2

32

Обучающее изложение с изменением лица рассказчика.

1

33

Работа над ошибками. Закрепление изученного о наречии.

1

стр.96-97упр.5

34

Проверь себя (2ч)

Подготовка к контрольной работе.

1

35

Контрольная работа за I четверть(диктант).

1

36-37

Пишем объявления (2ч)

Работа над ошибками. Тест « Наречие». Пишем объявления.

II ЧЕТВЕРТЬ 28 часов

Пишем объявления.

2

38

Имена существительные и имена прилагательные

(23ч)

Знакомство с тремя склонениями имён существительных и способом определения склонения

1

39

Формирование умения определять склонение в именах существительных

1

стр.33упр.4

40

Дополнение памятки анализа имени существительного новыми сведениями. Самостоятельная работа. 

1

41

Знакомство со способом решения орфографических задач в безударных окончаниях имён существительных.

1

42

Изложение повествовательного текста.

1

43-45

Освоение способа решения орфографических задач в безударных окончаниях имён существительных. Словарный диктант. Самостоятельная работа. 

3

28упр.6

46

Выбор буквы в безударном окончании имени прилагательного.  

1

47

Освоение способа определения безударных окончаний имён прилагательных. Самостоятельная работа.

1

48

Изложение: обучение художественной речи.  

1

49-50

Правописание окончаний имён существительных и имён прилагательных во множественном числе.

2

51-52

Образование форм  именительного и родительного падежей множественного числа имён существительных; обучение пользованию словарём.

2

53-54

Закрепление изученных

вопросов правописания. Проверочная работа.

2

стр.43упр.5

55

Итоговый диктант за II четверть.

1

56

Работа над ошибками. Контрольный словарный диктант за II четверть 

1

57

Написание изложения на основе сказочного текста.

1

58

Написания изложения на основе делового текста.

1

59

Создание словестных этюдов. 

1

60

Повторение изученного об именах существительных и именах прилагательных.

1

61

Части речи: что мы о них знаем?

(12ч)

Повторение изученного об именах существительных и именах прилагательных.

1

62

Выборочное изложение.

1

63

Количественные  числительные и их изменение по падежам.

1

64-65

Сложные числительные и особенности их изменения.

III ЧЕТВЕРТЬ 40 часов

Сложные числительные и особенности их изменения.

2

66

Употребление имён числительных в речи. Совершенствование орфографических умений.

1

67

Особенности местоимения как части речи, написание и употребление личных местоимений.

1

68

Написание и употребление местоимений. Словарный диктант.

1

69-70

Совершенствование умения находить неопределённую форму глагола. Тест «Части речи».

2

71-72

Времена глагола: опознавательные признаки и значения, которые передают родовые и личные окончания.

2

73

Личные окончания глаголов

(16ч) 

Введение понятия «спряжение». Открытие двух спряжений глаголов.

1

74

«Открытие» двух спряжений глагола. Знакомство с двумя наборами окончаний глаголов.

1

75

Закрепление основных глагольных орфограмм. Словарный диктант. 

1

стр74упр.6

76

Определение спряжения по ударным окончаниям; Решение освоенных орфографических задач.

1

77

Определение спряжения глаголов с безударным окончанием.

1

78-79

Постановка алгоритма определения спряжения глаголов по его неопределённой форме.    

2

80

Знакомство с одиннадцатью глаголами-исключениями и освоение действий по определению спряжения глаголов.

1

81

        Освоение действий по определению спряжения глаголов. Самостоятельная работа «Определение спряжение глаголов». 

1

82

Формирование  умения решать орфографические задачи в безударных личных окончаниях глаголов.

1

стр.78упр.9

83

Дополняем памятки анализа глагола сведениями о спряжении. Словарный диктант.

1

84-85

Совершенствование комплекса формируемых умений. Проверочная работа-тест «Спряжение глаголов». 

2

86

Подробное изложение: обучение деловому повествованию.

1

87

Контрольный диктант по теме «Глагольные окончания».

1

88

Работа над ошибками. Совершенствование комплекса формируемых умений.

1

стр.76-77упр8

89

Новое о строении предложений.

(11ч)

Знакомство с понятием «однородные члены предложения».

1

90

Союзы и знаки препинания при однородных членах предложения».

1

91

Обучение выбору союза. Построение предложений с однородными членами.

1

92-93

Предупреждение ошибок в построении предложений с однородными членами.  

2

94

Использование в речи предложений с однородными членами.

1

стр.98упр1

95

Общее знакомство со сложными предложениями.

1

96-97

Сопоставление сложных предложений и простых с однородными членами.

2

98

Итоговый контрольный диктант за III четверть.

1

99

Работа над ошибками. Закрепление пройденного материала по предложению.

1

стр.102упр.5

100

Учимся рассуждать.

(6ч)

Знакомство с понятием рассуждений.

1

101

Рассуждения – объяснения и рассуждения – размышления.

1

102

Письменный пересказ текста – рассуждения.

1

103

Конструирование текста – рассуждения.

1

104

Обучающее изложение.

1

IVЧЕТВЕРТЬ 36 часов

105

Работа над ошибками. Рассуждение

1

106

И снова о главном работнике в языке – слове.

(17ч)

Много ли слов в языке и почему появляются новые слова.

1

107

О словах, которые выходят из употребления.

1

108

Объяснение происхождения некоторых слов.

1

109

Правильное употребление

слов. Сжатое изложение. 

1

110

Об использовании слов в речи. Совершенствование умения пользоваться толковым словарём.

1

111

Синонимы и антонимы; выбор точного слова.

1

112

Подробное изложение: обучение словесному рисованию.

1

113

Объяснение значения слова как способа проверки безударных гласных в корне.

1

114

История слова и непроверяемые безударные гласные в корне.

1

115

Рассказываем истории некоторых выражений.

1

116

Слово с разных точек зрения.

1

117-

118

Систематизация знаний о слове;

упражнение в различных видах разбора. Проверочная работа «Слово» 

2

119-120

Систематизация умений для грамотного письма. Словарный диктант.

2

121

Обучение выполнению тестового задания.

1

122

Наблюдение за способами связи предложений в тексте. Словарный диктант. 

1

123

Размышляем, рассказываем, сочиняем.

(11ч) 

Обучение связи предложений в тексте.

1

124

Повторение сведений об особенностях повествования, описания предмета, рассуждения.

1

125

Подробное изложение: обучение построению рассказа.

1

126

Подробное изложение: обучению словесному рисованию.

1

127

Создание текста – объяснения.

1

128-129

Письменные пересказы и создание сочинений - этюдов, сочинений – сказок.

2

130

Контрольный диктант по итогам года.

1

131

Анализ ошибок в диктанте. Совершенствование комплекса орфографических умений.

1

132

Написание сочинений – рассуждений.

1

133

Написание письма учителю. Итоговый словарный диктант. 

1

134-135

Перелистываем учебник.

(7ч)

Повторение пройденного материала по теме «Предложение». Самостоятельная работа по тестам.

2

136

Повторение пройденного материала по теме «Фонетика».

1

137

Итоговое тестирование.

1

138

Повторение пройденного материала по теме «Части речи».

1

139

Повторение пройденного материала по теме «Состав слова».

1

140

Работа над ошибками. Повторение пройденного по теме «Члены предложения» Размышление об уроках русского языка.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по русскому языку ,3 класс. УМК "Перспективная начальная школа"

Структура рабочей программы: титульный лист ,пояснительная записка и календарно-тематическое планирование (204 часа в год ,6 часов в неделю). Пояснительная записка включает в себя цели и задачи ,содер...

Рабочая учебная программа по русскому языку 3 класс (Школа 2100)

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской учебной программы  Бунеева Р.Н., Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной, входящей в Образовательную систему «Школа 2100»....

Рабочая учебная программа по русскому языку 4 класс " Школа России"

Дана полная пояснительная записка к предмету, тематическое планирование с УУД и планируемые результаты....

Рабочая учебная программа по русскому языку 4 класс Авторы: М.Л. Каленчук, Н. А. Чуракова, О.В. Малаховская, Т.А. Байкова, Н.М. Лаврова для УМК системы «Перспективная начальная школа»

    Программа по предмету «Русский язык» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобр...

Рабочая учебная программа по русскому языку 2 класс

Рабочая программа по русскому языку для 2 класса ОСШИ ГБОУ «Балтийский берег» разработана на основе- нормативных документов:1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12. 2012 г...

Рабочая учебная программа по русскому языку 4 класс

Рабочая учебная программа по русскому языку 4 класс УМК "Школа России"....