Рабочая программа по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (3 класс) по теме

ФГОС. Рамзаева Т.Г. Рабочая программа по русскому языку 3 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_rus.yaz_._3_kl_fgos.docx104.21 КБ

Предварительный просмотр:

 Рабочая программа по русскому языку 3 кл.                                                                 Рамзаева Т.Г.               ФГОС    


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

         Рабочая программа по русскому языку  составлена на основе Образовательной программы образовательного учреждения МБОУ СОШ с.Наскафтым.

         

ЦЕЛИ:

  • Создание условий для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей;
  • Обеспечение их эмоционального благополучия, для сохранения и поддержки индивидуальности каждого ребенка, для развития ребенка как субъекта отношений с людьми, с миром и с собой;
  • Обучение навыкам общения и сотрудничества через побуждение и поддержку детских инициатив в разных видах деятельности;
  • Поддержание оптимистической самооценки и уверенности в себе;
  • Расширение опыта самостоятельного  выбора;
  • Формирование желания учиться, постоянно расширяя границы своих возможностей;
  • Создание у школьников мотивации к изучению языка;  
  • Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к  родному  языку, чувства сопричастности к сохранению  его уникальности  и чистоты, пробуждение познавательного   интереса к родному слову,  стремления  совершенствовать  свою  речь.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА

Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.

Обучение русскому языку в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку. На данном этапе осуществляется не только подготовка к изучению языка (период обучения грамоте), но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 6–10 лет. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению.

Изучение русского языка в первом классе начинается интегрированным курсом «Обучение грамоте»; его продолжительность (приблизительно 24–26 учебных недель, 9 часов в неделю) определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств. В рабочей программе содержание Обучения грамоте представлено соответственно как в курсе русского языка, так и в курсе литературного чтения. В Обучении грамоте различаются три периода: добукварный – подготовительный; букварный – основной, послебукварный – завершающий. Последовательность работы, характер упражнений на каждом из этапов обучения грамоте определяются закономерностями звукового аналитико-синтетического метода. Обучение письму идет параллельно с обучением чтению, с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять ее с ранее изученными буквами, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях, небольших текстах.

Основа элементарного графического навыка формируется наряду с речевыми умениями, обогащением и активизацией словаря, становлением и развитием фонематического слуха, а также грамматико-орфографической пропедевтикой.

После курса «Обучение грамоте» начинается раздельное изучение русского языка и предмета «Литературное чтение». Обучение русскому языку после периода обучения грамоте основывается на усвоении существенных признаков морфологических, синтаксических, словообразовательных понятий, на установлении связей между признаками понятий, на установлении связей между понятиями. В целом начальный курс русского языка представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Таким образом, курс имеет когнитивно-коммуникативную направленность, что предполагает привнесение коммуникативной мотивации в рассмотрение различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи. Усиливается объяснительный аспект описания системы языка, обучение культуре речи, формирование коммуникативных умений и навыков в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников, овладение  реальными  речевыми жанрами (записка, письмо, аннотация и т. п.)

В начальной школе орфография не выделяется в качестве специального раздела программы. Орфографические правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики. Предусматривается знакомство  учащихся  с  различными принципами русского правописания (без введения терминологии).

Формирование четкого, достаточно красивого и быстрого письма происходит в процессе специальных упражнений, которые  проводиться на как часть урока русского языка. Закрепление гигиенических навыков письма, развитие мелких мышц и свободы движения руки, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности, плавности письма составляют задачи занятий по каллиграфии и решаются в системе работы над группами букв в порядке усложнения их начертания.

Преобладание работы над письменной речью (её развитие у младших школьников отстает от развития устной речи на всем протяжении начальной школы) требует проведения достаточного количества письменных упражнений разных видов и представления их в системе от простого к сложному, индивидуализации и дифференциации обучения.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ КУРСА

Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств, для успешного решения коммуникативной задачи.

Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

Личностные

  • Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
  • Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
  • Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
  • Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
  • Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
  • Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  • Использование знаково-символических средств представления информации.
  • Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
  • Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
  • Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
  • Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
  • Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
  • Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
  • Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
  • Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
  • Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Предметные

  • Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
  • Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
  • Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
  • Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
  • Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
  • Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
  • Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
  • Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
  • Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

МЕСТО ПРЕДМЕТА В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 675 часов для обязательного изучения русского языка на ступени начального образования, из них в 3 классе  170 учебных часа из расчета 5 учебных часов в неделю.

Количество плановых контрольных работ в 3 классе – 10.

Формы образовательных технологий:

  1. Здоровьесберегающие образовательные технологии.
  2. Технологии организации проектной деятельности;
  3. Групповая работа
  4. Современные информационные технологии
  5. Технологии проблемно-диалогового общения

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Основное содержание предмета

Виды речевой деятельности

Слушание (аудирование). Осознание целей и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух основной и второстепенной информации предъявляемого текста, определение его основной мысли, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Использование языковых средств в устной речи в соответствии с целями и условиями общения. Практическое овладение диалогической формой речи. Формирование умений начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями разных типов (описание, повествование, рассуждение) на доступные детям темы. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Чтение и понимание учебного текста (орфографических правил, грамматических понятий, формулировок вопросов и заданий), перечитывание текста по заданию, выборочное чтение с целью нахождения необходимого учебного материала.

Письмо. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами.  Изложение  содержания  прослушанного  и  прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Изложение текста-повествования, повествования с элементами описания. Создание письменных высказывании разных стилей, жанров и типов речи (письмо, записка, поздравление, отзыв, инструкция). Создание небольших текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных  картин,  серий  картин,  просмотра  фрагмента видеозаписи и т. п.)

Текст. Осознание текста как результата речевой деятельности (на практическом уровне). Признаки текста. Выделение в тексте темы, основной мысли. Составление плана текста. Особенности текста-повествования и текста-описания. Создание простейших текстов различного типа в соответствии условиями общения в учебной и бытовой сферах, текстов образного характера (после детальной предварительной подготовки).

Систематический курс

Фонетика и орфография.

Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания и пунктуации:

  • проверяемые безударные гласные в корне слова;
  • парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
  • непроизносимые согласные;
  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); (непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова
  • гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
  • разделительные ъ и ь;
  • мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);
  • безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
  • безударные падежные окончания имён прилагательных;
  • раздельное написание предлогов с именами существительными;
  • раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
  • раздельное написание частицы не с глаголами;
  • раздельное написание предлогов с другими словами;
  • знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;
  • знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Выполнение звукобуквенного анализа слова (определение количество слогов, выполнение элементарной транскрипции, нахождение ударных и безударных слогов, соотношение количества и порядка расположения букв и звуков,  характеристика согласных и гласных звуков).

Лексика. 

Многозначность словаПрямое и переносное значение слова. Омонимы. Способы разграничения многозначных и омонимичных слов. Синонимы. Отличия однокоренных слов от синонимов и омонимов. Антонимы.

Происхождение слов. Использование сведений о происхождении слов при решении орфографических задач.

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Различение прямого и переносного значения слова; нахождение в тексте синонимов и антонимов; различение однокоренных слов от омонимов и синонимов.

Морфемика и словообразование. 

Образование слов с помощью суффиксов. Образование слов с помощью приставок. Образование слов с помощью приставки и суффикса одновременно. Сложные слова с соединительными гласными.

Чередования звуков, видимые на письме (исторические чередования). Системность подобных чередований при словообразовании и словоизменении.

Разбор слова по составу.

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Сравнение слов, связанных отношениями производности: объяснение, какое из них от какого образовано, указывая способ словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, с помощью приставки и суффикса одновременно, сложением основ с соединительным гласным).

Выполнение разбора слова по составу на основе словообразовательного анализа (вычленение окончания и основы, в составе основы находить корень, приставку, суффикс).

Обнаружение регулярных исторических чередований (чередований, видимых на письме).

Морфология. Понятие о частях речи. 

Имя существительное как часть речи. Категориальное значение (значение предметности). Разряды по значению (на уровне наблюдения). Одушевленность. Значение числа. Изменение по числам. Значение рода. Синтаксическое значение падежа (изменение слова для связи с другими словами в предложении). Склонение как изменение по числам и падежам.

Синтаксическая функция имен существительных в предложении.

Три склонения существительных. Правописание безударных падежных окончаний. Написание о-ё после шипящих и ц в падежных окончаниях существительных. Написание существительных с суффиксом -ищ-.

Морфологический разбор имени существительного.

Имя прилагательное как часть речи. Категориальное значение (значение признака). Начальная форма. Зависимость от имени существительного в значениях числа, рода и падежа. Значение числа. Склонение (твердый и мягкий варианты).

Синтаксическая функция имен прилагательных в предложении.

Правописание безударных падежных окончаний. Традиционное написание окончания -ого.

Местоимение как часть речи (общее представление). Категориальное значение (значение указания на имя). Личные местоимения. Изменение по лицам и числам.

Глагол как часть речи (значение действия). Категориальное значение. Неопределенная форма глагола как его начальная форма. Суффикс неопределенной формы -ть (-ти, -чь). Суффикс -л- глагола прошедшего времени. Другие глагольные суффиксы -а, -е, -и, -о, -у, -я, постфиксы -ся (сь). Изменение по временам. Изменение по числам. Изменение в прошедшем времени по родам. Изменение в настоящем и будущем времени по лицам. Связь форм лица с личными местоимениями.

Синтаксическая функция глаголов в предложении.

Различение написания -ться и -тся в глаголах, стоящих в неопределенной форме и в формах 3 л. ед. и мн. ч.

Числительное

Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Различение частей речи: существительного, прилагательного, глагола, местоимения, предлога.

Упражнения в различении на письме приставки и предлоги.

Изменение существительного по числам и падежам; определение их рода.

Различение названия падежей.

Изменение прилагательного по числам, падежам и родам.

Изменение глаголов по временам и числам; в прошедшем времени — по родам; в настоящем и будущем времени — по лицам.

Синтаксис. 

Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Формирование умения составлять схему предложения.

Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.

Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.

Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения).

Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений.

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Упражнения в нахождении в составе предложения всех словосочетаний; умение в словосочетании находить главное слово и зависимое, ставить от первого ко второму вопрос.

Нахождение в предложении основы (подлежащего и сказуемого) и второстепенных членов предложения (дополнения, обстоятельства, определения).

Постановка смысловых и падежных вопросов к разным членам предложения.

Лексикография. 

Использование учебных словарей: толкового, словаря устойчивых выражений, орфографического (словарь «Пиши правильно»), обратного, орфоэпического (словарь «Произноси правильно»), этимологического (Словарь происхождения слов) для решения орфографических и орфоэпических задач, а также задач развития речи.

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Работа со словарями (орфографическим, обратным, произношения, толковым, этимологическим, устойчивых выражений).

Развитие речи.

Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.

Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте.

Последовательность частей текста (абзацев).

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

Знакомство с жанрами письма и поздравления.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Определение темы и основной мысли (основное переживание) текста, составление план текста и использование его при устном и письменном изложении, при устном и письменном сочинении.

Членение текста на абзацы, оформляя это членение на письме.

Оформление писем элементарного содержания.

ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Виды организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

  • Словесные, наглядные, практические.
  • Индуктивные, дедуктивные.
  • Репродуктивные, проблемно-поисковые.
  • Самостоятельные, несамостоятельные.

Виды стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

  • Стимулирование и мотивация интереса к учению.
  • Стимулирование долга и ответственности в учении.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

  • Устный контрольный самоконтроль.
  • Индивидуальный и фронтальный опрос
  • Индивидуальная работа по карточкам и перфокартам
  • Работа в паре, в группе. (взаимо и самооценка)
  • Контрольное списывание
  • Диктанты (контрольные, словарные, объяснительные, свободные)
  • Срезовые работы (тесты)
  • Творческие работы (сочинения, изложения)

Форма проведения контрольных работ

Контрольные работы проводятся в форме комбинированных контрольных работ по  русскому языку.

Содержание контрольных работ

Тексты контрольных работ составляются:

  • начало учебного года с учётом пройденного материала на момент проверки знаний по каждой программе обучения;
  • конец 1, 2 и 3 четверти с учётом пройденного материала на момент проверки знаний по каждой программе обучения;
  • конец учебного года в соответствии со стандартом начального общего образования.

Учебная четверть

Количество слов в тексте

Контрольное изложение

Контрольное списывание

Тематическая контрольная работа

Итоговая контрольная работа

I

40 – 45

-

1

4

1

II

45 – 50

-

-

1

III

50 – 55

-

-

1

IV

55 – 60  

-

1

1

Год

55 - 60

-

2

4

4

                                                                        Всего                           10                                                                                              

Разделы тематического планирования

Тема

Кол-во часов

Повторение

16

Предложение.

11

Текст

3

Состав слова

15

Правописание слов со звонкими и глухими согласными в корне.

10

Безударные гласные в корне слова.

17

Правописание слов с непроизносимым согласным звуком.

8

Обобщение правил  о правописании корня.

3

Правописание приставок и безударных гласных в корнях слов с приставками.

7

Разделительный твёрдый знак.

5

Части речи.

5

Имя существительное

20

Имя прилагательное

15

Глагол

25

Повторение изученного за год

10

                                          Тематическое планирование по русскому языку 3 класс

«Школа России» Рамзаева Т.Г.

п/п

Название темы

Кол. урок

Виды учебной деятельности

Планируемые результаты усвоения материала

Дата

проведения

план

факт

1 четверть

Повторение  изученного во 2 классе. (16 ч.)

1

Повторение  изученного во 2 классе. Речь.

1

-различать язык и речь.

-объяснять в каких случаях жизни мы пользуемся разными видами речи и что такое хорошая речь

-знакомство с учебником, его содержанием и структурой; уточнение представления о речи и ее значении в жизни человека;

2

Предложение. Повторение.

1

-различать текст и предложение

-определять тему и главную мысль текста

-подбирать заголовок к заданному тексту

-выделять части текста и обосновывать правильность их выделения

-различать типы текстов

-предложение, его назначение и признаки. Оформление предложений в устной речи и на письме.

3

Текст – единица языка и речи.

1

 -текст как единица языка и речи. Тема и основная мысль текста. Заголовок. Части текста.

4

Слова, называющие предметы, признаки предметов, действия и состояния предметов.

1

-выделять слова называющие предметы, признаки предметов, действия и состояния предметов

-находить их в тексте

- знать о частях речи, не называя их

5

Распознавание слов по вопросам, точное употребление слов в предложении.

1

-распознавать слова по вопросам

-приводить примеры слов изученных частей речи

-знать части речи, их роли в речи.

6

Имена собственные. Заглавная буква. Однокоренные слова.

1

-распознавать имена собственные и нарицательные

-различать  имена собственные и заглавные буквы

-распознавать однокоренные слова, выделять в них корень

-приводить примеры однокоренных слов с заданным корнем

-знать правила написания имён собственных

-знать признаки однокоренных слов; одинаковое написание корня в однокоренных словах.

7

Звуки и буквы. Гласные буквы Е Ё Ю Я.Слово и слог.

1

-различать слово, слог

и букву

-определять  наличие в слове изученных орфограмм

-подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой

-объяснять,

 -доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами

-группировать слова по типу орфограмм

-знать различие между буквой и звуком, признаки гласных .-гласные ударные и безударные. Слоги. Перенос.

8

Мягкий знак – показатель мягкости согласных.

1

-знать о роли мягкого знака, как показателя мягкости согласных звуков

9

Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн.

1

знать правила правописания  жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн.

10

Разделительный мягкий знак

1

-знать разделительное произношение звуков в слове и способы их обозначения

11

Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их буквами.

1

-работать с памяткой

 «звуко-буквенный разбор слова»

-обсуждать алгоритм орфографических действий при решении орфографической задач

-излагать письменно содержание текста по плану

-оценивать результаты выполненного задания

-произношение и обозначение на письме парных согласных в корне слова; способы подбора проверочного слова

12

Ударные и безударные гласные звуки. Обозначение их буквами.

1

-знать разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова; подбор однокоренных слов, проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова

13

Контрольный диктант №1

1

Контрольная работа

-уметь писать письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами

14

Работа над ошибками.

1

-анализировать допущенные ошибки

-подбирать к ним проверочные слова

--уметь прорабатывать  ошибки , допущенные в диктанте

Предложение. ( 11 ч)

15

Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения.

1

-отличать предложение от группы слов

-наблюдать над значением предложений,

различных по цели высказывания, находить их в тексте

-уметь   распознавать   в построении предложений, разных по цели высказывания и по интонации, предложение, его назначение и признаки. Уметь оформлять  предложения  в устной речи и на письме

16

Восклицательные предложения.

1

-соблюдать в устной речи логическое, смысловое ударение и интонацию конца предложения

-классифицировать предложения по цели высказывания и интонации

-находить обращение в предложении и наблюдать за выделением обращения в письменной форме

-обосновывать знаки препинания в конце предложения                            

- упражнение в распознавании и в построении предложений, разных по цели высказывания и по интонации

17

Сочинение по картине И.И.Левитана «Золотая осень»

1

-умение «Читать» картину

18

Упражнение в правильном построении предложений и оформлении их на письме. Употребление в тексте разных по цели высказывания и интонации предложений.

1

-упражнение в распознавании и в построении предложений, разных по цели высказывания и по интонации, предложение, его назначение и признаки. Оформление предложений в устной речи и на письме

19

Изложение

1

-восстанавливать текст по написанному плану

-понимать содержание текста, правила пересказа

20

Главные и второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении.

1

-устанавливать при помощи вопросов связь между предложениями

-различать и выделять главные и второстепенные члены в предложении

-работать с памяткой

«как разобрать предложение»

-обсуждать алгоритм разбора предложения.

-знать распространенные и нераспространенные предложения

21

Упражнение в установлении связи слов в предложении. Закрепление знаний о главных и второстепенных членах предложения

1

-знать распространенные и нераспространенные предложения

22

Словосочетание.

1

-различать словосочетание и предложение

-выделять в предложении словосочетание

-устанавливать при помощи вопросов связь между словами в словосочетании

-знать признаки предложения и словосочетания, их отличия

23

Предложение и словосочетание.

1

-различать признаки предложения и словосочетания, их отличия

24

Сочинение на тему последнего мероприятия.

1

-составлять текст по выбранной совместно теме

-уметь создавать небольшие тексты (сочинения) по интересной детям тематике

25

Работа над ошибками.

1

-находить свои ошибки в словах подбирать к ним проверочные слова

--проработка ошибок, допущенных в работе

Текст. ( 3 ч.)

26

Текст. Тема текста.

1

-определять тему и главную мысль текста

-подбирать заголовок к заданному тексту и определять по заголовку содержание текста

-знать что текст это единица языка и речи. Тема и основная мысль текста. Заголовок. Части текста.

27

Тема текста.

1

-восстанавливать деформированный текст подбирать к нему заголовок, определять тип текста, записывать составленный текст

-оценивать результаты выполненного задания

-текст как единица языка и речи. Тема и основная мысль текста. Заголовок. Части текста.

28

Обобщение.

1

-текст как единица языка и речи. Тема и основная мысль текста. Заголовок. Части текста.

Состав слова.( 15 ч)

29

Однокоренные слова. Два признака однокоренных слов.

1

-формировать определение однокоренных слов и корня слова

-различать однокоренные слова

-различать однокоренные слова и формы одного и того же слова

-формировать определение окончания, выделять окончание в слове

-рассматривать картину, высказывать свое отношение к картине, анализировать содержание, составлять по картине описательный текст

-различать признаки понятий «однокоренные слова», «корень слова»

30

Корень слова.

1

- признаки понятий «однокоренные слова», «корень слова»

31

Понятие об окончании.

1

-окончание как изменяемая части слова, его роль в образовании форм слова.

32

 Сочинение по серии картинок.

1

-

-создание небольших текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе серии картин)

-роль окончания в словосочетании, предложении

33

Окончание и его роль в предложении.

1

34

Работа над ошибками, допущенными в сочинении. Закрепление темы «Окончание».

1

-находить свои ошибки в словах подбирать к ним проверочные слова

--проработка ошибок, допущенных в работе

35

Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке.

1

-формировать определение приставки и суффикса

-объяснять значение приставок и суффиксов в слове

-выделять в словах приставки и суффиксы

-образовывать слова с помощью приставки или суффикса

-работать  с памяткой «как разобрать слово по составу»

устанавливать: суффикс придает слову оттенок значения или образует слово с новым значением

обсуждать алгоритм разбора слова по составу

-планировать учебные действия при определении в слове значимых частей

-значение приставок и суффиксов, образование  однокоренных слов с приставками и суффиксами.

36

Закрепление знаний о суффиксах и приставках как значимых частях слова.

1

-значение приставок и суффиксов, образование  однокоренных слов с приставками и суффиксами.

37

Суффикс – значимая часть слова; образование слов с помощью суффиксов.

1

- значение суффиксов. Их смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности

38

Приставка – значимая часть слова.

1

- значение приставок, образование слова с приставками.

39

Суффикс и приставка.

1

- воспроизведение и систематизация знаний учащихся о значимых частях слова; основа слова; словообразовательный словарь.

40

Контрольный диктант №2

1

Контрольная работа

-письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами

41

Работа над ошибками.

1

-находить свои ошибки в словах подбирать к ним проверочные слова

-проработка ошибок, допущенных в работе

42

Изложение текста по вопросам.

1

-восстанавливать текст по заданным вопросам

-понимать содержание текста, правила пересказа

43

Работа над ошибками.

1

-анализировать свои ошибки, подбирать к ним проверочные слова

--проработка ошибок, допущенных в работе

Правописание слов со звонкими и глухими согласными в корне. (10 ч)

44

Особенности проверочных и проверяемых слов с парными согласными в корне.

-различать глухие и звонкие согласные звуки, парные и непарные

-характеризовать согласный звук (глухой-звонкий, парный-непарный)

- оценивать  правильность данной характеристики

-соотносить произношение и написание парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным

- произношение и обозначение на письме парных согласных в корне слова; способы подбора проверочного слова

1

45

Проверка слов с парными согласными в корне.

1

-обобщение знаний о способах подбора  проверочных слов

46

Проверка слов с глухими и звонкими согласными в конце и середине слова.

1

-обобщение знаний о способах подбора  проверочных слов

47

Упражнение в написании слов с глухими и звонкими согласными.

1

-обобщение знаний о способах подбора  проверочных слов

48

Изложение.

1

-восстанавливать текст по написанному плану

-понимать содержание текста, правила пересказа

49

Работа над ошибками.

1

-анализировать свои ошибки, подбирать к ним проверочные слова

--проработка ошибок, допущенных в работе

50

Упражнение в правописании слов с глухими и звонкими согласными в корне. Составление текста по картинке и опорным словам.

1

-находить в словах букву парного согласного звука написание которой нужно проверять

-различать проверочное и проверяемое слово

-подбирать примеры слов с изучаемой орфограммой

-обобщение знаний о способах подбора  проверочных слов

51

Упражнение в написании слов с глухими и звонкими согласными.

1

-обобщение знаний о способах подбора  проверочных слов

52

Контрольный диктант №3

1

контрольная работа

-письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами

53

Работа над ошибками.

1

анализировать свои ошибки, подбирать к ним проверочные слова

--проработка ошибок, допущенных в работе

Безударные гласные в корне слова. (17 ч.)

54

Безударные гласные в корне слова.

1

-определять безударный гласный звук в слове и его место в слове

-разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова; подбор однокоренных слов

55

Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне.

1

-находить в двухсложных словах букву  безударного гласного звука

-проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова

56

Обобщение знаний об особенностях проверочных слов и способов проверки.

1

-объяснять правописание слов с изученной орфограммой

-подбирать примеры слов с изученной орфограммой

-разные способы про- верки правописания слов: изменение формы слова; подбор однокоренных слов;- проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова

57

Сочинение «Зимние забавы детей»

1

-составлять повествовательный текст используя опорные слова(под руководством учителя)

-создание небольших текстов (сочинений) по интересной детям тематике

58

Работа над ошибками.

1

анализировать свои ошибки, подбирать к ним проверочные слова

--проработка ошибок, допущенных в работе

59

Упражнение в проверке безударных гласных.

1

-использовать правило при написании слов с безударным гласным в корне

-объяснять правописание слов с безударным гласным в корне, пользуясь алгоритмом проверки написания

-разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова; подбор однокоренных слов;

- проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова

60

Отработка умения делить текст на части.

1

-различать признаки текста: смысловую связь предложений, законченность,

тема, основная мысль

-признаки и типы текстов.

61

Изложение повествовательного характера.

1

-восстанавливать текст по написанному плану

-понимать содержание текста, правила пересказа

62

Работа над ошибками.

1

-анализировать свои ошибки, подбирать к ним проверочные слова

--проработка ошибок, допущенных в работе

63

Восстановительный диктант.

1

-восстанавливать деформированный текст по опорным словам

--проработка ошибок, допущенных в работе

64

Слова с буквой е в корне, которая проверяется буквой ё.

1

-устанавливать наличие в словах изученных орфограмм

-обосновывать их написание

- способ проверки слов  с буквой е в корне, которая проверяется буквой ё.

65

Отработка умения подбирать два проверочных слова, оформлять предложения в тексте.

1

-устанавливать зависимость способа проверки от места орфограмм в слове

-анализировать разные способы проверки орфограмм

-группировать слова по месту орфограммы и по типу орфограммы

--разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова; подбор однокоренных слов

66

Правописание слов с двумя безударными гласными.

1

--разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова; подбор однокоренных слов

67

Слова, сходные по звучанию.

1

-различать слова сходные по звучанию и написанию

-определять смысловое значение слов сходных по звучанию

-разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова; подбор однокоренных слов; проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова

68

Правописание слов с безударными гласными.

1

-объяснять правописание слов с изученной орфограммой

-использовать правило при написании слов с безударным гласным в корне

-разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова; подбор однокоренных слов;- проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова

69

Контрольный диктант №4

1

контрольная работа

-письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами

70

Работа над ошибками.

1

анализировать свои ошибки, подбирать к ним проверочные слова

--проработка ошибок, допущенных в работе

Правописание слов с непроизносимым согласным звуком. (8 ч.)

71

72

Правила проверки слов с непроизносимыми согласными.

2

-разбирать слова по составу

-сравнивать произношение и написание слов с непроизносимыми согласными

-произносить и слушать слова, устанавливать все ли согласные корня произносятся

-выводить алгоритм обнаружения непроизносимых согласных в корне слова

-соотношение звуков и букв в словах с непроизносимыми согласными

73

Правописание слов с непроизносимыми  согласными

-разные способы проверки правописания слов: использование орфографического словаря

74

Правописание слов с непроизносимыми  согласными

1

-сопоставление правил  правописания слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками и непроизносимыми согласными звуками в корне слова

75

Правописание слов типа чудесный, опасный

1

-формулировать способ подбора слов к словам с непроизносимыми согласными

-использовать на практике правило правописания слов с непроизносимыми согласными в корне

 

-разные способы проверки правописания слов: использование орфографического словаря

76

Контрольный диктант №5

1

контрольная работа

-письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами

77

Работа над ошибками.

1

анализировать свои ошибки, подбирать к ним проверочные слова

--проработка ошибок, допущенных в работе

78

Обобщение правил о правописании корня.

1

-наблюдать за составом основы слова и устанавливать из скольких частей она может состоять

-разбирать слова по составу,соотносить состав оновы слова и соответствующую ей модель

-сопоставление правила обозначения буквой безударных гласных звуков, глухих и звонких, непроизносимых согласных звуков

Обобщение правил  о правописании корня. ( 3 ч.)

79 80

Сопоставление правил о написании безударных гласных, глухих, звонких и непроизносимых согласных

2

-составлять схемы модели из данных слов

-применять на практике правила проверки безударных гласных и парных согласных в корне слова

-сопоставление правила обозначения буквой безударных гласных звуков, глухих и звонких, непроизносимых согласных звуков

2 полугодие (3 четверть)

81

 Приставка

1

-делить текст на части

-передавать его содержание на письме

-образование  однокоренные слова с приставками.

Правописание приставок и безударных гласных в корнях слов с приставками. ( 7 ч.)

82

 Написание изложения с использованием памятки

1

-устанавливать гласные в приставках по-,под-,то-,про-,до-:всегда ударные? всегда безударные?

-устанавливать как пишутся приставки с ударными и безударными гласными

-устанавливать расходятся или не расходятся произношение и написание парных согласных в приставках

-понимать содержание текста, правила пересказа  

Правописание приставок, оканчивающихся на согласный звук, правописание приставок, имеющих гласные

83

Правописание приставок

1

84

Правописание безударных гласных в приставках

1

-правописание гласных в неизменяемых на письме приставках

85

Упражнение в написании приставок и безударных гласных в корне.

1

-правописание гласных и согласных в разных частях слова

86

Обучающее изложение.

1

-делить текст на части

-передавать его содержание на письме

-понимать содержание текста, правила пересказа

87

Предлоги и приставки.

1

-сравнивать и различать одинаково звучащие и пекущиеся приставки и предлоги

-формулировать правило: «Предлоги с другими словами пишутся отдельно»

-предлог. Отличие приставки от предлога.

88

Упражнение в распознавании предлогов и приставок

1

-предлог. Отличие приставки от предлога.

Разделительный твёрдый знак. ( 5 ч.)

89

Разделительный твёрдый знак

1

-произносить и слушать слова с разделительным твердым и мягким знаком.

-устанавливать в чем особенность их произношения

-формулировать самостоятельно правило правописание слов с разделительным (Ъ) и (Ь)знаком

-различать слова с разделительным (Ъ) и (Ь)знаком использовать на практике правила их написания

-объяснять почему твердый и мягкий знаки в словах бьет, съезд, называются разделительными

-правило употребления разделительного твердого знака в словах.

90

Правописание слов с разделительным твердым знаком (ъ)

1

-разделительное произношение звуков в слове и способы их обозначения

91

Мягкий и твёрдый разделительные знаки.

1

разделительные мягкий и твердый знаки

92

Обобщение знаний о правописании разделительных Ъ и Ь

1

разделительные мягкий и твердый знаки

93

Ознакомление с особенностями повествовательного текста. Отработка умения озаглавливать текст и воспроизводить его по частям.

1

-составлять предложения из группы слов

-составлять рассказ на заданную тему

-озаглавливать текст

понимать содержание текста, правила пересказа

Части речи. ( 5 ч.)

94

Понятие о частях речи.

1

 -находить в тексте  имена существительные, прилагательные глагол, -определять на какой вопрос они отвечают

-уточнение представлений уч-ся об изученных частях речи и их признаках

95

Местоимение.

1

-личные местоимения и их признаки

96

Упражнение в распознавании частей речи.

1

  -определять, на какой вопрос отвечает данная часть речи существительное, прилагательное, глагол и что она обозначает (предмет, явление природы, действие, признак);

- знания  уч-ся об изученных частях речи, о признаках, по которым можно распознать части речи.

97

Изменение имён существительных, имён прилагательных и глаголов по числам.

1

определять род и число прилагательных по родовым окончаниям;
 
 изменять прилагательные в форме единственного числа по числам и родам;

-изменение частей речи по числам

98

Части речи и их правильное употребление.

1

-систематизация знаний о  частях речи

Имя существительное.( 20 ч.)

99

Имя существительное и его роль в речи.

1

  находить имена существительные (в именительном падеже и в форме косвенных падежей) в тексте;
  
определять, на какой вопрос отвечает данное имя существительное и что оно обозначает (предмет, явление природы, действие, признак);
  различать имена существительные собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые;
  
определять число и род имён существительных;
  
изменять существительные по числам;
  различать мягкий знак – показатель мягкости (пень, день) и мягкий знак – показатель рода имени существительного с

-распознавание имени существительного по обобщенному лексическому значению и по вопросам.

100

Имена существительные, отвечающие на вопросы кто? и что?

1

-различение имен существительных

101

Обучающее изложение.

1

-изложение содержания прочитанного текста (подробное). Изложение текста-повествования.

102

Работа над ошибками, большая буква в именах собственных

1

-правописание собственных имен существительных

103

Род имён существительных.

1

-признаки определения рода имен существительных

104

Определение рода имени существительного, которое стоит во множественном числе.

1

-род имени сущ.: мужской, женский, средний. Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода

105

Определение рода имён существительных в тексте.

1

-род имени сущ.: мужской, женский, средний. Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода

106

Родовые окончания имён  существительных.

1

основами на Ж, Ч, Ш, Щ;
  ставить существительные в начальную форму;
 
изменять форму имён существительных в контексте.
  
ставить падежные вопросы к имени существительному;
  
различать падежные вопросы, которые ставят к одушевлённым и неодушевлённым существительным;
  
определять падеж имён существительных;
  
подбирать и использовать в устной и письменной речи существительные в соответствии с речевой ситуацией (дом, домик, домище; изба, избушка, избёнка и т.п.);
  
использовать опыт изменения имён существительных по падежам в соответствии с речевой ситуацией;
  

-признаки определения рода имен существительных по

107

Изменение имён существительных по числам.

1

-изменение имен существительных по числам

108

Упражнения в изменении существительных по числам.

1

-изменение имен существительных по числам

109

Изменение окончаний имён существительных в зависимости от связи с другим словам. Склонение имён существительных.

1

-изменение окончаний имен существительных в зависимости от связи с другими словами;

110

Отработка умения склонять имена сущ. в единственном числе. Ознакомление с приёмами определения падежа.

1

-изменение имен существительных по падежам (падежные вопросы)

111

Упражнение в определении падежей.

1

-изменение имен существительных по падежам (падежные вопросы)

112

Упражнение в определении падежей.

1

-изменение имен существительных по падежам (падежные вопросы)

113

Обучающее изложение.

1

Изложение

-понимать содержание текста, правила пересказа

114

Работа над ошибками.

1

--проработка ошибок, допущенных в работе

115

Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих

1

  употреблять в устной и письменной речи правильные грамматические формы имён существительных (например, на деревьях вместо на деревьев).

-роль мягкого знака в слове; имена  сущ. с шипящим звуком на конце

116

Упражнение в написании имен существительных, оканчивающихся на шипящий звук

1

-имена сущ. мужского и женского рода с шипящими на конце

117

Контрольный диктант №6

1

контрольная работа

-письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами

118

Работа над ошибками.

1

анализировать допущенные ошибки

-подбирать к ним проверочные слова

--проработка ошибок, допущенных в работе

Имя прилагательное. ( 15 ч.)

119

Часть речи – имя прилагательное.

1

выделять в тексте и самостоятельно составлять словосочетания имён прилагательных с именами существительными;
  
определять род и число прилагательных по роду и числу существительных, с которыми эти имена прилагательные составляют словосочетание;
  
определять род и число прилагательных по родовым окончаниям;
 
 изменять прилагательные в форме единственного числа по числам и родам;
  
разбирать имена прилагательные по составу.
  
составлять предложения и тексты с прилагательными, соответствующими речевой ситуации, с прилагательными, близкими и противоположными по значению, и прилагательными, которые используются в прямом и переносном значении.
  проверять правописание падежных окончаний по вопросам (по окончаниям падежных вопросов прилагательных);

-признаки имени прилагательного как части речи,  роль имен прилагательных в речи.

120

Употребление в речи имён прилагательных.

1

-значение и употребление в речи имен прилагательных, синонимы и антонимы, согласование с именами существительными

121

Прилагательные-синонимы и прилагательные-антонимы.

1

-антонимы, синонимы

122

Текст-описание.

1

-описательный текст, роль имен прилагательных в нем; словосочетания с именами прилагательными;

-особенности научного и художественного описания

123

Закрепление знаний об имени прилагательном.

1

-значение и употребление в речи имен прилагательных, , согласование с именами существительными

124

Изменение имен прилагательных по родам

1

-изменение имен прилагательных по родам

125

Изменение имен прилагательных по родам

1

-изменение имени прилагательного по родам (в единственном числе) в зависимости от рода имени сущ.

126

Правописание родовых окончаний имён прилагательных.

1

-изменение имени прилагательного по родам (в единственном числе) в зависимости от рода имени сущ.

127

Изменение прилагательных по числам.

1

-изменение имен прилагательных по родам и числам

128

Контрольный диктант №7

1

Контрольная работа

-письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами

129

Работа над ошибками.

1

анализировать допущенные ошибки

-подбирать к ним проверочные слова

--проработка ошибок, допущенных в работе

130

Упражнение в правописании окончаний имён прилагательных.

1

•  различать прямое и переносное значение имён прилагательных (горячее молоко, горячее солнце);
 
употреблять в устной и письменной речи правильные грамматические формы имён прилагательных;

-изменение имен прилагательных по родам и числам

131

Упражнение в правописании окончаний имён прилагательных.

1

-изменение имен прилагательных по родам и числам

132

Обобщение знаний об имени прилагательном.

1

-обобщение знаний об имени прилагательном

4 четверть

133

Изложение по вопросам научно-познавательного характера.

1

  составлять предложения и тексты с прилагательными, соответствующими речевой ситуации, с прилагательными, близкими и противоположными по значению. значении.
 

-понимать содержание текста, правила пересказа

Глагол. ( 25 ч.)

134

Глагол, его роль в языке.

1

  определять (устанавливать) глаголы среди других частей речи в предложении, тексте, среди отдельных слов и ставить к ним вопросы;

-глагол. Значение и употребление в речи

135

Роль глаголов в предложении.

1

-оттенки  значений глаголов, роль глаголов в предложен.

136

Глаголы -синонимы и глаголы-антонимы.

1

-антонимы, синонимы

137

Употребление глаголов в прямом и переносном смысле.

1

  различать и сравнивать глаголы и существительные, называющие действие: (что делать?) стучать – (что?) стук;

-слова в прямом и в переносном значениях

138

Текст-рассуждение.

1

  различать глаголы, отвечающие на вопрос что делать? И на вопрос что сделать?.
характеризовать глагол как часть речи по его лексико-грамматическим (морфологическим) признакам;

-текст-рассуждение

139

Изменение глагола по числам

1

-число глаголов и изменение глаголов  по числам

140

Определение числа глаголов. Изменение глаголов по числам.

1

-число глаголов и изменение глаголов  по числам

141

Изложение.

1

-понимать содержание текста, правила пересказа

142

Работа над ошибками.

1

анализировать допущенные ошибки

-подбирать к ним проверочные слова

разбирать глаголы в прошедшем времени по составу, выделяя родовые окончания (светил, светило, светила);

--проработка ошибок, допущенных в работе

143

Понятие о временных формах глагола.

1

-временные  формы глагола; особенности каждой временной формы

144

Упражнение в определении времени глагола.

1

-временные  формы глагола; особенности каждой временной формы

145

Неопределённая форма глагола.

1

устанавливать (называть) начальную форму глагола;
  
разбирать глаголы в неопределённой форме по составу (свистнуть, гулять);
  
определять форму числа, лица и времени глагола;
  
изменять число, лицо и время глагола в тексте и вне текста (отдельное слова);
  устанавливать по неопределённой форме (по вопросам что делать? что сделать?) возможные для данного глагола формы времени;

  грамотно писать глаголы с изученными орфограммами;
  
использовать в собственной речи различные формы лица, числа и времени глагола;
  подбирать синонимы и антонимы к данному глаголу;

-особенности глаголов в неопределенной форме. Начальная  форма глагола.

146

Неопределённая форма глагола.

1

-неопределенная форма глагола, вопросы что делать? и что сделать?

147

Изменение глагола по временам.

1

-временные  формы глагола; особенности каждой временной формы

148

Контрольный диктант №8

1

-письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами

149

Работа над ошибками.

1

--проработка ошибок, допущенных в работе

150

Оценка изменения по родам глаголов прошедшего времени.

1

-формы изменения глаголов в прошедшем времени

151

Употребление глаголов прошедшего времени. Употребление глаголов с приставками.

1

-формы изменения глаголов в прошедшем времени

152

Правописание частицы не с глаголами.

1

-написание глаголов с частицей не

153

Правописание частицы не с глаголами.

1

-написание глаголов с частицей не

154

Упражнение в правописании глаголов с частицей не.

1

 грамотно писать глаголы с изученными орфограммами;
  использовать в собственной речи различные формы лица, числа и времени глагола

-написание глаголов с частицей не

155

Обобщение и систематизация знаний учащихся о частях речи.

1

-систематизация знаний о  частях речи

156

Контрольный диктант №9

1

Контрольная работа

-письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами

157

Работа над ошибками.

1

анализировать допущенные ошибки

-подбирать к ним проверочные слова

--проработка ошибок, допущенных в работе

158

Обучающее изложение.

1

восстанавливать текст по написанному плану

-понимать содержание текста, правила пересказа

Повторение. ( 11 ч.)

159

Обобщение знаний о словах, предложениях.

1

выбирать и использовать в устной и письменной речи предложения, разные по цели высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные) и по интонации (восклицательные, невосклицательные,

  характеризовать значимые части слова  «основа слова», «окончание слова», «корень слова», «приставка», «суффикс»)

-различение предложения, словосочетания, слова (их сходства и различия)

160

Повторение различных текстов. Уточнение представлений учащихся об особенностях текста.

1

-понимать содержание текста, правила пересказа

161

Обобщение знаний о роли приставок, суффиксов и окончаний.

1

- воспроизведение и систематизация знаний учащихся о значимых частях слова; основа слова; словообразовательный словарь.

162

Правописание букв в корнях слов.

1

-разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов

163

Правописание слов с приставками, с ь и ъ.

1

устанавливать как пишутся приставки с ударными и безударными гласными

разделительные мягкий и твердый знаки

164

165

Правописание слов с безударной гласной, непроизносимой согласной.

2

-сопоставление правила обозначения буквой безударных гласных звуков, глухих и звонких, непроизносимых согласных звуков

166

Контрольный диктант №10(итоговый)

1

Контрольная работа

-письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами

167

Работа над ошибками.

1

анализировать допущенные ошибки

-подбирать к ним проверочные слова

--проработка ошибок, допущенных в работе

168

Части речи.

1

определять, на какой вопрос отвечает данная часть речи существительное, прилагательное, глагол и что она обозначает (предмет, явление природы, действие, признак);

-систематизация знаний о  частях речи

169

Повторение частей речи.

1

-систематизация знаний о  частях речи

170

Обогащение языка новыми словами

1

словари русского языка и их использование в учебной деятельности школьника    

Входной диктант.

Хлеб.

Лежит на столе тёплый душистый хлеб. Кто дарит нам это чудо? Золотые руки людей растят хлеб. Весной они пашут землю, сеют хлеба. Всё лето они ухаживают за посевами. Люди хотят получить хороший урожай. Они хотят подарить всем хлеба побольше.



                                                         

Диктант № 1 по теме «Предложение».

Осень в лесу.

Как красив осенний лес! Березки надели золотые платья. Листья клена разрумянились. Густая листва дуба стала как медь. Сосны и ели остались зелеными. Пестрый ковер листьев шуршал под ногами. А сколько грибов в лесу! Душистые рыжики и желтые опята ждут грибников. (43 слова)

Задание. 1 вариант: Дать характеристику 1 предложению. Выделить грамматическую основу во 2 предложении.

2 вариант: Дать характеристику 1 предложению. Выделить грамматическую основу в 3 предложении.

Диктант № 2 за I четверть.

Осенний лес.

Октябрь. Деревья давно сбросили желтые листья. В лесу идет дождь, и листва на дорожках не шуршит под ногами. Дрозды кружились над рябиной. Они клевали гроздья ягод. В дубках кричали сойки. Над елью пискнула синичка. Рябчики пролетели в лесную чащу. (41 слово)

Задание. Выписать из текста однокоренные слова, выделить корень.

1 вариант: Выделить грамматическую основу в 4 предложении.

2 вариант: Выделить грамматическую основу в 7 предложении.




                                                     

Диктант № 3 по теме «Правописание безударных гласных в корне слова».

Снежные фигурки.

С неба летел мокрый снежок. Ребята выбежали во двор и стали лепить из снега фигурки. Коля слепил снеговика. Хорош снеговик! В носу краснела морковка. В руке метла, а на голове ведро. Женя строил башню с ледяными окошками. Толя и Илья лепили Деда Мороза и Снегурочку. Дед Мороз был с бородой. Снегурочка в руках держала зеленую елочку. (58 слов)

Задание. Выписать из текста 3 слова с безударной гласной в корне, написать проверочное слово, выделить орфограмму. Выписать из текста группу родственных слов, выделить корень.




Диктант № 4 за II четверть.

Праздничный лес.

Ночная вьюга украсила лес. Он стал как чудесная сказка. Молоденькие кустики укрылись снежными шубками. Еловые лапы надели мягкие рукавицы. Гигантские сугробы напоминали великанов. Вот взошло солнце. Яркими блёстками засветились снежинки. Из-под снега вылетел тетерев. Он осмотрел местность и взлетел на гибкую ветвь берёзы.

Задание. Выписать 2 слова: первое- на правописание парной согласной в корне, второе- на правописание непроизносимой согласной; рядом с каждым словом написать проверочное.

1 вариант: Выделить грамматическую основу в 1 предложении. Разобрать по составу слово чудесная.

2 вариант: Выделить грамматическую основу в 5 предложении. Разобрать по составу слово еловые.

Диктант № 5 по теме «Правописание суффиксов и приставок».

Зимой.

Был зимний денек. Синичка Зинька прыгала по веткам. Глазок у синички острый. Под корой деревьев она добывала насекомых. Вот Зинька раздолбила дырочку, вытащила букашку и съела. Тут выпрыгнула из снега мышка. Мышка дрожит, вся взъерошились. Она объяснила Зиньке свой страх. Мышка провалилась в медвежью берлогу. Там крепко спали большая медведица и маленькие медвежата. (54 слова)

Задание. Выписать из текста по одному слову с разделительным Ь и Ъ знаком, выделить орфограмму. Выписать из текста 2 слова с приставкой, выделить её.




                                                           

Диктант № 6 за III четверть.

Поездка в деревню.

Летом мы решили съездить к бабушке в деревню. Сколько хлопот перед отъездом! Вот мы уже в поезде. Как интересно смотреть в окно! Скоро разъезд. Поезд остановился. Я вижу мою бабушку. На ее лицо радостная улыбка. Она машет нам рукой. Теперь нас везет конь Орлик. По сторонам дороги широкие поля. Бабушка объяснила мне, как растет хлеб. К вечеру мы въехали в деревню. (63 слова)

Задание. 1 вариант: Выполнить разбор 7 предложения. Разобрать слово бабушка по составу.

2 вариант: Выполнить разбор 9 предложения. Разобрать слово поезд по составу.




Диктант № 7 по теме «Имя прилагательное».

Ранняя весна.

Хороша ранняя весна в лесу! Ярко светит весеннее солнце. Легкие облака украшают голубое небо. Слышны чудесные трели птиц. Смолой запахли душистые почки. Появилась молодая травка. Выглянул голубенький подснежник. С пригорка зажурчал говорливый ручеек. У сосны резвились счастливые бельчата. Маленький зайчишка грыз кору молодой осинки. На поляну вывела своих медвежат бурая медведица. Веселый и радостный лес весной!  (58 слов)

Задание. Выписать 3 любых имени прилагательных в единственном числе, определить их род, выделить окончание.

1 вариант:  Выделить грамматическую основу в 8 предложении, подписать все части речи. Разобрать по составу слово голубенький. 

2 вариант:  Выделить грамматическую основу в 9 предложении, подписать все части речи. Разобрать по составу слово подснежник.




                                                           

Диктант № 8 по теме «Местоимение».

Весна.

Наступила весна. Солнце согнало снег с полей. Раскрылись почки на деревьях. Показались молоденькие листочки. Проснулась пчелка. Она разбудила своих подруг. Пчелки вылетели из улья. Вот под кустиком они увидели синий цветочек. Это была синяя фиалка. Она открыла свою чашечку. Там был сладкий сок. Пчелки напились сока и весело полетели домой. (51 слово).

Задание. Выписать из текста местоимения, определить их лицо и число.

1 вариант: Выполнить разбор 4 предложения.

2 вариант: Выполнить разбор 7 предложения.




                                                             

Годовой диктант.

Весной.

Весеннее солнце пригрело землю. Зазвенела весенняя капель. У домов галдят крикливые воробьи. С пригорков побежали говорливые ручейки. На полях зазеленели хлеба. Ветки ивы покрылись золотыми шарами. В лесу зацвели голубенькие подснежники. Синички весело перелетали с ветки на ветку. Они искали в складках коры деревьев червячков. Тетерева слетелись на поляны. Птицы чертили по земле крыльями и затевали шумные игры. Скоро прилетят на родину журавли. (64 слова)

Задание. 1 вариант: Выполнить разбор 3 предложения. Разобрать по составу слово крикливые. Определить время глагола в 1 предложении.

2 вариант: Выполнить разбор 4 предложения. Разобрать по составу слово говорливые. Определить время глагола в последнем предложении.

Артемьева Е.Я.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова)

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова), "Перспектива", издательство «Просвещение», 2011 год, рекомендованной Министерст...

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной  в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...