- Итак, отправляемся в путешествие не по страницам учебника, а в зимний лес. (слайд 2) В пути мы будем делать остановки и встретимся с лесными жителями, но сначала оформим маршрутные листы. (В приложении.)
Дети подписывают листы.
Физминутка для рук и глаз.
-Разогреем пальчики (движения кистями рук, пальцами). На улице сегодня снегопад. Вот мы и понаблюдаем за снежинками. (слайд 3)
-Запишем число.
Психологическая подготовка
(формулирование темы урока).
- Ребята, что мы можем увидеть в лесу на снегу? (Следы.)
- Закройте глаза, откройте. Вот мы с вами и в лесу. Посмотрите, как здесь красиво! (слайд 4)
По щелчку появляются объекты – окончания прилагательных.
- Что вам напомнили эти следы? (Окончания прил.)
- Скажите, чему же будет посвящена тема урока? (Имени прилаг.)
- Правильно, ребята. Сегодня на уроке мы закрепим знания об имени прилагательном как части речи, вспомним, как определить род и падеж прилагательных.
Минутка чистописания. (слайд 5)
- Составьте цепочку букв для минутки чистописания из окончаний имён прилагательных в следующем порядке:
м.р. - ж.р. – ср.р.
По щелчку появляется объект – буквы.
(ойыйий аяяя оеее)
- Напишите эту цепочку до конца строки в №1 на первой строчке.
- Составьте самостоятельно упражнение по скорописи из окончаний прилагательных ж.р. и ср.р. и напишите на второй строчке в №1.
(например, яяlяя ееlее, аяlое аяlое)
- Проверьте и оцените свою работу на линеечках.
По щелчку появляется объект – линия.
Если вы считаете, что задание выполнили правильно, то поставьте крестик на “линеечке” вверху.
По щелчку появляется объект – крестик.
Если половина сделана верно, то посередине.
По щелчку появляется объект – крестик.
Если все неверно, то внизу.
По щелчку появляется объект – крестик.
- Выполнив это задание, мы очутились на лесной поляне, где нас встречает красавица-ель. (слайд 6)
Делаем остановку. Я предлагаю украсить ёлочку снежинками, но для этого вам необходимо правильно ответить на вопросы. Один отвечает, остальные внимательно слушают. И если ошибка – сигналите красными огоньками. (сигнальные карточки)
Повторение об имени прилагательном. (слайд 7)
По щелчку друг за другом появляются вопросы.
1. Дайте определение имени прилагательному.
2.С какой частью речи всегда связано имя прилагательное?
3. Как изменяются имена прилагательные?
4. Как определить число, род, падеж имени прилагательного.
5. В каком числе имена прилагательные не изменяются по родам?
6. Каким членом предложения чаще всего бывают?
7. Что ещё вы знаете об имени прилагательном.
(полные, краткие, простые, сложные)
- Молодцы, ребята! Посмотрите, какой красивой стала наша ёлочка! .(слайд 8)
По щелчку появляется объект – ёлка, украшенная снежинками.
- А знаете ли вы, что самые большие снежинки были зарегистрированы во время снегопада над Саксонией 4 декабря 1892 г. Их диаметр достигал 12 см.(слайд 9)
По щелчку появляется объект – снежинка.
Словарно – орфографическая работа.
- Путешествуем дальше. А вот и первый лесной житель.
Отгадайте – он бывает белый и бурый. (Медведь.) (слайд 10)
По щелчку друг за другом появляются объекты – медведи.
- Если вы отгадаете ребус, то узнаете, с каким словом из словаря мы познакомимся на уроке. (слайд 11)
(Медленно.)
- Какая это часть речи? (Наречие (как?) Подберите антоним. (Быстро.)
- Напишите слово зелёной пастой в №2. Поставьте ударение, подчеркните орфограммы.
- Составьте устно предложение с данным словом.
- Послушайте, кто-то к нам спешит.
Этот зверь живет в лесу. Шерсть у него рыжая, хвост пушистый, мордочка длинная. Зверь этот хитрый. (Лиса.) (слайд 12)
По щелчку появляется объект – лиса.
- Какие слова помогли вам угадать зверька?
По щелчку появляются объекты – слова.
- И лисичка составила предложение. Прочитайте его. Только она сомневается в выборе букв. Поможем ей. (слайд 13)
(В)воздухе медленно кружылись снижынки.
и и е и
По щелчку неправильные буквы исчезают.
- Чего-то не хватает в этом предложении. (Прил.) Я предлагаю написать:
По щелчку появляется объект – предложение.
В воздухе медленно кружились снежные снежинки. (речевая ошибка)
Дети - В предложении есть речевая ошибка – снежные снежинки.
По щелчку удаляется объект – снежные.
- Правильно, ребята. Подберите прилагательные к слову «снежинки». (Пушистые, резные, холодные, …)
По щелчку появляются объекты – слова.
- Запишите предложение (№2). Выполните синтаксический разбор данного предложения. (Дети самостоятельно выполняют задание + индивидуальная работа - у доски работают два человека: фонетический разбор слова «медленно» - сильный ученик, разбор по составу «снежинки» - слабый.)
Проверка: синтаксический разбор – (слайд 13);
По щелчку появляются объекты – обозначение членов предложения и частей речи.
разбор по составу – сигнальные карточки;
фонетический разбор – коллективная.
Упражнение в определении рода прилагательных
(дифференцировано).
- Отправляемся дальше. Посмотрите, кто это там в сугробе. Давайте с ним познакомимся:
Летом у него шерсть серая, а зимой белая, уши длинные, а хвост короткий.
Зверек этот пугливый. (Заяц.) (слайд 14)
По щелчку появляется объект – заяц.
- Какие слова помогли вам угадать зверька?
По щелчку появляются объекты – слова.
- Внимательно прочитайте слова. (слайд 15)
добрый, холодная, весёлая, глубокое, белый, тёмное
- Что общего в данных словах? (Прил., ед.ч.)
- Чем отличаются? (Род.)
- На какие группы их можно разделить? (м.р., ж.р., ср.р.)
- Работать будем по рядам.
Общее задание: написать данные прилагательные по родам в три столбика (№3).
Дополнительное: 1 ряд – к прил. подобрать и написать подходящие по смыслу сущ.
2 ряд – к прил. подобрать и написать антонимы
3 ряд – от полных образовать и написать краткие прил.
Дополнительное задание 3 ряда: составить и записать 1-2 сложных прилагательных)
Проверка: (общее задание - 1 ученик у доски распределяет прил. по родам - карточки со словами на магнитах).
Дополнительное задание: 3 ряд – взаимопроверка;
2 ряд – самоконтроль (слайд 16);
1 ряд – учитель (зачитывают вслух)
(Добр, бел, холодна, весела, глубоко, темно; белый-белый, добрый-предобрый.)
- Поднимите руки, кто выполнил работу без ошибок. Молодцы!
Физминутка (сидячая)
Сначала буду маленьким К коленочкам прижмусь. Потом я вырасту большим
До лампы дотянусь.
Упражнение в определении падежей прилагательных.
- И снова в путь. Ой, кто это воет? (Волк.) (слайд 17)
По щелчку появляется объект – волк.
А какой он? (Серый, злой, голодный.)
- Думаю, если мы выполним задание № 4 правильно, то волк нас не тронет. (задание написано на доске)
- Прочитайте задание.
(Прочитай словосочетания. Обозначь падеж прилагательных. Выдели окончания.)
На доске:
По глубок… снегу
Зелён… ель
В пасмурн… небе
С рыж… лисой
На лесн… поляне
Холодн… ветер
От голодн… зверя
(Коллективная работа: дети по одному, начиная с сильных, выходят к доске и выполняют задание, а остальные выражают свое согласие или несогласие с помощью сигнальных карточек.)
- С кем мы только что встретились? (С волком.)
- Найдите лишнее слово-сущ. (Ветер – словарное.)
|