Развитие орфографической зоркости в младших классах
статья по русскому языку на тему

Ан Наталья Владимировна

Выступление на школьном методобъединении, в рамках обобщения опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_orfograficheskoy_zorkosti_u_mladshih_shk.docx23.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение.

Лицей № 13 г. Химки.

   

                                                                           

                             

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Выполнила

Учитель начальных классов

АН Н.В.

                                   

                 

   

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ       ЗОРКОСТИ В  НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

                                                                                                                   

       Орфографическая грамотность учащихся – это одна из актуальных проблем, стоящая перед школой на протяжении всего исторического развития. Но, несмотря на ее возраст, проблема орфографической зоркости до сих пор не решена.

        Орфографическая грамотность учащихся низка из-за отсутствия сформированности  орфографического навыка.

        Больше всего проблем возникает у учеников начальной школы, когда они работают над темой «Правописание безударных гласных  в  корне  слова  проверяемых ударением».  В чем же дело? Правило знают, могут привести примеры и вставить пропущенные буквы, но при свободной записи мыслей допускают ошибки.

        Сегодня мы уже можем ответить на этот вопрос. Наши ученики не знают «ошибкоопасных» мест и поэтому не применяют известные им правила, отсутствие «орфографической зоркости» школьников – одна из основных причин допускаемых орфографические ошибки. Часто родители говорят: «Мой ребенок знает все правила, а пишет все равно с ошибками!»  

         Это происходит потому, что ученик не знает где эти правила  надо применять. Ребенка нужно научить находить  «ошибкоопасные» места в словах ( то есть орфограммы) и проверять их до того как они будут написаны.

          Формирование у учащихся орфографической зоркости – становится очевидной. Орфографическая зоркость -  это умение выделять  орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания. В умении обнаруживать звук, который находится в слабой позиции, прежде всего и состоит орфографическая зоркость.

            Можно выделить четыре орфографических умения, которые следует формировать у младшего школьника.

  1.  Ставить орфографические задачи, то есть обнаруживать орфограммы (обладать орфографической зоркостью);
  2. Устанавливать тип орфограммы, соотносить её с определенным правилом;
  3. Применять правило
  4. Проверять написанное.

5. Осуществлять орфографический самоконтроль.

         Для успешного формирования умения обнаруживать орфограммы необходимо:

во-первых, на самых ранних этапах обучения обеспечить разграничение детьми понятий звук и буква, а также достаточное развитие у них всего комплекса фонетических умений;

во-вторых, познакомить учащихся с признаками наиболее частотных орфограмм,

 в-третьих, систематически тренировать школьников в нахождении орфограмм.

     Так, как опознавательные признаки орфограмм непосредственно связаны с оценкой позиции звуков, ведущей целью фонетической работы, является формирование у детей умение слышать звучащее слово. Дети должны уметь:

1.выделять отдельные звуки и определять их характер;

2.устанавливать последовательность звуков;

3.ориентироваться в звуках – «соседях»;

4.проводить полный звуковой анализ слова;

Существует много упражнений для развития этих умений. От того, насколько прочно первоклассники овладеют этими умениями, будет зависеть успех в становлении их орфографической зоркости. Работу по развитию орфографической зоркости целесообразно начинать в период обучения грамоте, когда ведется аналитико-синтетическая работа над слогом и словом, Развивается фонематический слух и умение заменять фонемы соответственными буквами.

Задание, где дети легче усваивают понятие позиции звука.

Задание «Сильный - слабый».

  1. Сравни кота и маленького котенка. Кто сильный? Кто слабый?
  2. Сравни выделенные гласные буквы в словах кОт и кОтенок.
  • Гласные буквы одинаковые.

     3.Произнесите слова, что можете сказать про звуки?

  • Гласные звуки разные.

4.Поможем слабому!

  • В слове кОт гласный под ударением – сильный.
  • В слове кОтенок гласный безударный – слабый.

       5.Ударная буква О в слове «кот» под ударением помогает правильно написать безударную букву в слове «котенок».

    Когда ребенок сравнивает слабого котенка и сильного кота – он осваивает нечто иное, как сильную и слабую позицию фонемы и сам фонематический принцип русской орфографии: переводит слабую позицию, в сильную.

На данном этапе эффективны следующие упражнения:

 «Найди опасное место». Учитель произносит слова, а дети должны хлопнуть в ладоши, как только услышат звук, которому при письме нельзя доверять. Но прежде они вспоминают, как его найти. Надо определить, есть ли в слове безударный гласный звук. Если есть, то существует и «опасное место».
«Светофор». Ученики должны показать красный сигнал светофора или зажечь красный огонек, как только найдут «опасные места».
«Зажги маячок». Проведение звукового анализа с составлением схемы, в которой обозначаются «опасные места».

В практической работе можно использовать следующие приемы и виды упражнений, которые способствуют формированию орфографической зоркости у младших школьников.

1.Списывание.

2.Письмо с проговариванием.

3.Коммментированное письмо.

4.Орфографические минутки (обязательно на каждом уроке, в начале или в конце).

5.Скоростное письмо.

6.Письмо с пропуском орфограмм.

7.Звуковой анализ слова.

8.Письмо с простукиванием.

9.Использование словарей.

10.Запоминалки.

11.Работа над ошибками.

Кроме основных упражнений, которые рекомендует методика для работы над обучением орфограмм, можно на уроках также использовать занимательные упражнения, кроссворды, ребусы и игры, содержащие орфографические задачи.

Целенаправленная, систематическая работа по формированию орфографической зоркости дает хорошие результаты. Дети усваивают основные орфограммы, учатся определять место в слове, где возникают орфографические трудности, учатся видеть орфограммы, еще неизученные.

Вся эта работа помогает умственному развитию детей, развивает память, наблюдательность, зоркость, учит детей анализировать и синтезировать

Трудно перечислить все виды работ по формированию орфографической зоркости. Этот процесс творческий, трудоемкий, отнимающий много времени, но такой труд окупается более высокой грамотностью учащихся.

                                                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие орфографической зоркости у младших школьников

Орфографическая грамотность у младших школьников не достигает достаточно высокого уровня, поэтому учитель должен своевременно и правильно формировать понятие об орфограмме. Умение быстро обнаруживать ...

Мастер-класс "Приёмы работы над развитием орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка".

Всех учителей начальных классов волнует проблема грамотного письма учащихся. Как сделать так, чтобы количество ошибок уменьшалось, а письмо стало бы осознанным и грамотным?  Главная причина ...

Развитие орфографической зоркости у младших школьников через орфографические пятиминутки

Орфографические пятиминутки способствуют развитию орфографии, 5 групп упражнений, методика работы....

Отчёт по теме самообразования "Развитие орфографической зоркости учащихся младших классов"

Материалы по теме самообразования ""Развитие орфографической зоркости учащихся младших классов"....