"Правописание гласных и согласных букв в корне слова"
план-конспект урока (русский язык, 3 класс) по теме
Конспект урока русского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_russkogo_yazyka_v_3_klasse_-_05.08.2013_g.odt | 42.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
урока русского языка
в 3 классе
Тема: « Правописание гласных и
согласных букв в корне слова ».
Цель: повторение правил написания безударных
гласных, звонких и глухих
согласных непроизносимых согласных
в корне слова;
развитие устной и письменной речи учащихся;
воспитание у учащихся уважения
к людям любой профессии, желание самим
добросовестно трудиться, ответственно
относиться к своим обязанностям.
Учитель
Копеина Людмила Васильевна
Урок показан на заседании
объединенного ШМО НОШ №29, 71
14 мая 2009 г.
Организационный момент.
Уч. Итак, урок грамматики.
Что должно лежать на партах во время урока русского языка?
Д. На партах лежат учебники, тетради, карточки с гласными и согласными буквами, карточки с алгоритмами, карточки с цифрами, текст с отрывком из сказа П. Бажова «Серебряное копытце»
Ф/минутка для языка.
Уч. Определяем тему урока.
Послушайте стихотворение.
Если буква гласная вызвала сомнение,
Ты её, пожалуйста, ставь под ударение.
Проговариваем слова четко.
О каком правиле идет речь?
Д. О безударных гласных.
Уч. Посмотрите на алгоритм « Безударные гласные» и скажите, какие гласные вызывают сомнение и их нужно проверять?
Д. Гласные а, о, е, я, и.
Ф/минутка для пальцев.
Уч. Запишем эти гласные - минутка чистописания.
аоеяи ( письменные, соединенные, разноуровневые )
Уч. Произнесите слово ставь.
Какой звук слышим?
Д. Звук /фь/.
Уч. На какой вопрос отвечает это слово?
Д. На вопрос что делай?
Уч. Поставьте к этому слову вопрос что делаем?
Д. Что делаем? Ставим.
Уч. Слышим перед гласной буквой и звук /вь/, значит,
какую букву пишем?
Д. Букву в с ь.
Уч. Нашли в тексте « Серебряное копытце » 4-ое предложение.
Прочитайте его.
Найдите словосочетание - существительное-прилагательное.
Д. Словосочетание - узкой дорожки.
Уч. Какой 1 согласный звук слышим в корне 1 слова?
Д. Звук /с/ слышим в корне 1 слова.
Уч. Произнесите это слово ласково.
Д. Узенькая.
Уч. Какой звук слышим перед гласной е?
Д. Звук /зь/
Уч. Какая часть этого слова помогла определить, какую согласную надо писать?
Д. Часть слова - корень.
Уч. Делайте вывод.
Д. Работаем по алгоритму.
Находим корень.
Определяем, есть ли в корне парные (сомнительные) согласные.
Если да, то изменяем слово или подбираем родственные.
Находим среди них проверочное.
Сравниваем проверяемое и проверочное слова.
Говорим, как надо писать корень.
Проговариваем отчетливо слово.
Пишем его.
Проверяем написанное.
Уч. Аналогично работаем над словом дорожки.
Какие еще парные согласные вы знаете?
Д. Согласные парные пб, кг, дт, жш.
Уч. Запишем эти согласные.
бп/ фв/ кг/ дт/ сз/ жш/ ( письменные, соединенные, разноуровневые )
Уч. Посмотрите на слайд.
Слайд № 1.
Слова: прелес... ная, со...нце, грус...но, ярос...ный, звез...ное.
Уч. Вспомните, на какое правило эти слова.
Поднимите карточку с нужным алгоритмом..
Покажите, какую букву будете писать в 1 слове, во 2, в 3, в 4, в 5.
Так, какая же тема нашего урока?
Д. Написание гласных и согласных в корне слова.
Ф/минутка.
Слайд № 2.
ши / ты ым ит мы ши пы ищ ши
чу / уч ну чу уч уг жу гу чу су
ща / ша ща аш га ща ба ащ
жи / ши иж жи ни ин жи
ча / ца ац яц ча ач тя та
щу / щу уж чу щу жу
Уч. Посмотрите на слоги, написанные перед чертой.
Найдите эти слоги за чертой.
Покажите карточкой, на каком они месте.
Д. Поднимают карточки.
Уч. А из слогов что складываются?
Д. Из слогов складываются слова.
Слайд № 3.
На слайде: аседуч удечса чудеса десуча едасуч садечу есдуча
ужинпар анрпужи урижанп жинапру инажурп пружина
Уч. Найдите слова в этих строчках.
Д. Слова чудеса, пружина.
Уч. На какие правила эти слова?
Д. Слово чудеса - чу, б/гласн., проверяемая ударением:
пружина - жи.
Уч. Подберите проверочное слово к слову чудеса.
Д. Проверочное слово чудесный.
Уч. Какие 2 условия нужно помнить, подбирая проверочное слово?
Д. Слова должны быть однокоренными, проверяемый гласный должен быть в сильной позиции.
Уч. Вспомните сказ П. Бажова «Серебряное копытце».
Что за чудо произошло в этом произведении?
Д. Появился козлик с серебряным копытцем и стал выбивать драгоценные камни.
Уч. Рассказ о драгоценных камнях.
Слайд № 4.
Драгоценные камни.
Драгоценные камни—минералы, которые обладают красивым внешним видом (как правило, только после полировки или огранки) и при этом достаточно редки, а как следствие и дороги. Их широко используют для производства ювелирных изделий, собирают в коллекциях. Трудно отличимые на вид имитации большинства драгоценных камней изготавливаются искусственно. Имитации или подделки многих драгоценных камней делались ещё во времена Древнего Рима (в наши дни такие синтетические камни и имитации самоцветов весьма популярны, так как стоят намного дешевле) .
Однокоренные слова к слову чудо мы уже приводили.
А теперь приведите примеры слов, сходных по смыслу, но не однокоренных к слову чудо.
Д. Волшебство, сказка, чары, ворожба, магия.
Уч. Слово волшебство схоже по смыслу со словом волхв, которое встречалось нам на страницах произведения
А. Пушкина «Песнь о вещем Олеге».
Слайд № 5.
Кто же такой волхв?
Слайд № 6.
На слайде выдержка из словаря Толковый словарь Ожегова. Волхв - у древних славян: чародей, колдун".
Толковый словарь живого великорусского языка" В. Даль
ВОЛХВ - малый или мужской род старый, старая форма имени мудрец, звездочет, астролог; чародей, колдун, знахарь, ворожея, чернокнижник, волшебник малый или мужской род волшебница женский род.
Волхвовать, волшить, волшебничать, волшебствовать, колдовать, чаровать, кудесить, знахарить, гадать, ворожить, ведмовать, заговаривать, напускать, шептать.
Уч. Так кто же такой волхв?
Д. Мудрец, чародей, колдун, волшебник.
Уч. Запишем под диктовку слова: волшебство, чары, сказка, выделяя орфограммы.
Какие правила встретились в слове волшебство, чары, сказка?
После записи поставить знак ударения.
Совсем недавно мы говорили о девочке Ассоль, которая ждала чудо - корабль с алыми парусами.
Давайте вспомним, какие слова произнес капитан Грэй из произведения А.С. Грина «Алые паруса».
Слайд № 7.
«Я понял одну нехитрую истину.
Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками.
Когда душа ждет чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии.
Новая душа будет у него и новая у тебя»
Уч. А чтобы чудо получилось, надо работать, работать на совесть.
Назовите синонимы к слову работать.
Д. Делать, трудиться, заниматься, упражняться, производить.
Уч. Назовите существительное, которое получится из глагола работать.
Приведите синонимы к слову работа.
Д. Труд, дело, делание, занятие, страда, подвиг, упражнение; изделие, поделка, произведение, создание чего-либо.
Уч. На земле существует много профессий, различные виды труда.
Работать можно по-разному: спустя рукава, засучив рукава.
Слайд № 8.
Работать спустя рукава - работать небрежно, кое-как.
Засучив рукава - это собственно русское выражение объясняется тем, что старорусская одежда имела обычно длинные рукава ( 95 см у мужчин и 140 см у женщин ), которые засучивали, чтобы работа спорилась, быстрее выполнялась.
Уч. А можно чужими руками жар загребать.
Слайд № 9.
Чужими руками жар загребать - недобросовестно пользоваться результатами чужого труда.
Уч. Бывают люди, у которых « золотые » руки.
Но бывают и такие, которые руки опускают.
Слайд № 10.
Опускать руки - утрачивать способность или желание действовать.
Уч. Найти и записать словосочетания в таком порядке - действие+предмет - 1 вариант, предмет+предмет - 2 вариант, признак+предмет - 3 вариант:
резьба по дереву, жилищное строительство, связать платье,
качели во дворе, убрать комнату, удачная охота ( грибная ).
Находим главные и зависимые слова, ставим вопросы, соединяем стрелками.
Д. Объясняют, как справились с заданием.
Уч. А если послушать советы Григория Бенционовича Остера, то поступать надо так.
Д. Читает стихотворение.
Если вы еще не твердо
В жизни выбрали дорогу
И не знаете, с чего бы
Трудовой свой путь начать,
Бейте лампочки в подъездах -
Люди скажут вам "спасибо".
Вы поможете народу
Электричество беречь.
Уч. Кто может назвать слова, в которых есть орфограммы, о которых мы говорили на уроке?
Д. Называют слова с орфограммами.
Уч. Ну а если вы мечтаете стать поваром или кулинаром, то слушаем рецепт приготовления вкусного блюда.
Д. Читают стихотворение.
Предлагаю для начала
Вот такой простой рецепт:
Нужно в папины ботинки
Вылить мамины духи,
А потом ботинки эти
Смазать кремом для бритья,
И, полив их рыбьим жиром
С черной тушью пополам,
Бросить в суп, который мама
Приготовила с утра.
И варить с закрытой крышкой
Ровно семьдесят минут.
Что получится узнаешь,
Когда взрослые придут.
Уч. Кто может назвать слова, в которых есть орфограммы, о которых мы говорили на уроке?
Но мы то не такие.
Давайте скажем чистоговорку.
Д. Говорят чистоговорку.
Ра-ра-ра - весь мусор уберем с утра.
Ро-ро-ро - соберем его в ведро.
Ре-ре-ре - метём усердно на ковре.
Ри-ри-ри - все убрали - 1, 2, 3!
Уч. Много пословиц создано народом о труде, работе.
Слайд № 11.
Пословицы.
Читаем и объясняем смысл.
Труд человека кормит, а лень портит.
Лень добра не делает никогда.
У ленивой пряхи и для себя нет рубахи.
Уч. Разберем слово ленивой по составу.
Д. Объясняют, как справились с заданием.
Уч. Ребята, вот что я прочитала в турецкой сказке « Паша - пастух ».
Объясню: пара - мелкий денежный знак.
« Работа - единственное сокровище, которое нельзя потерять.
Приучи руки к труду - и ты никогда не будешь протягивать их за милостыней.
Когда узнаешь, как трудно заработать 1-н пара, ты будешь уважать чужое добро и чужой труд.
Работа дает здоровье, мудрость и радость.
Работа и скука никогда не жили под одной крышей ».
Давайте спишем с доски предложение из этого отрывка.
Обратите внимание на выделенные орфограммы.
Приучи руки к труду - и ты никогда не будешь протягивать их за милостыней.
Рефлексия. Итог урока.
Уч. Наш анализ орфограмм в корне слова подошел к концу.
Оцените работу своих одноклассников.
Что понравилось на уроке?
Что интересного и полезного вы узнали?
Как вы теперь смотрите на свою работу и работу своих учеников?
Пожмите друг другу руку и поблагодарите друзей за совместную работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация: Правописание слов с удвоенными согласными буквами в корне слова.
Цели:совершенствовать навыки правописания слов с удвоенными согласными в корне. Описание игры: Начало работы осуществляется при клике кнопкой мыши на стрелку на 1 слайде. При этом появляется...
Урок русского языка 3кл. Тема: "Правописание проверяемых согласных букв в корне слова" (УМК "Школа 2100" Р.Н.Бунеев.)
Урок был представлен, как итоговая работа на дистанционных курсах по ЭОР....
Правописание проверяемых согласных букв в корне слов
Презентация для 3 класса по системе "Школа 2100" по теме " Правописание проверяемых согласных букв в корне слов" урок 15...
презентация по русскому языку 3 класс "Правописание проверяемых согласных букв в корне слова"
Предмет: РУССКИЙ ЯЗЫККласс: 3Тема: ПРАВОПИСАНИЕ ПРОВЕРЯЕМЫХ СОГЛАСНЫХ БУКВ В КОРНЕ СЛОВА.Тип урока: закрепление материала.Технологии и методики: проблемные технологии, игровая (урок-...
Технологическая карта "Правописание проверяемых согласных букв в корне слова (в конце и в середине слова)"
Правописание проверяемых согласных букв в корне слова (в конце и в середине слова)...
Конспект урока "Правописание слов с удвоенными согласными буквами в корне слова."
Данный урок предназначен для учителей начальных классов...
Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание проверяемых парных согласных букв в корне слова"
Конспект урока по русскому языку для 3 класса по теме "Правописание проверяемых парных согласных букв в корне слова". УМК "Перспектива"....