Разработка урока по русскому языку по теме «Глагол».
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс) на тему

Разработка урока по русскому языку по теме «Глагол».

 

Цель: систематизировать знания учащихся о глаголе, полученные в 3 классе, дать понятие слова «Глагол».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.glagol.rar21.64 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ: Рябичевская СОШ

х.Рябичев, Волгодонской р-н

Ростовская область

Учитель начальных классов: Водолазова Н.В.

Разработка урока по русскому языку по теме «Глагол».

Цель: систематизировать знания учащихся о глаголе, полученные в 3 классе, дать понятие слова «Глагол».

План:

  1. Чистописание     Гг    га   гу

                             город

  1. Беседа.

-  Из чего состоит наша речь?   (Из звуков, слов, которые называются частями речи)

- Какие части речи вы чаще всего употребляете? (Существительные, прилагательные, глаголы)

3.  На доске: Утро, оживает, свежий, туман, сверкает, тёплая.

- Определить часть речи.

- Объясните значение слова свежий

4.Учитель: - Сегодня Существительное, Прилагательное и Глагол пришли к нам в гости. Давайте их встретим. (Дети хлопают)

Выходят Существительное, Прилагательное и Глагол в костюмах, кланяются.

                                                     

                 

Птица          ветер                             строит     поёт                        яркое      высокая

Дорога         берёза                           играет     чистит                    круглый  хмурое

Заяц             петух                            прыгает   зовёт                       ранние    весёлый

  1. Существительное
  1. Прилагательное
  1. Глагол

Давно живу я в мире этом, даю названия предметам.

Определяю я предметы, они со мной весьма приметны. Я украшаю Вашу речь, меня Вам надо знать, беречь.

Что без меня предметы? Лишь названья. А я приду- всё в действие придёт: летит ракета, люди строят зданья, цветут сады, и хлеб в полях растёт.

(Существительное и Прилагательное садятся за парты.)

5. Немой диктант (Глагол выполняет действия молча, дети пишут.): шагает, хлопает, хмурится, смеётся, прыгает.

6. Проверка. (Глагол садится за парту).

7. Иногда существительные так перепутаются с глаголом, что не могут найти себе пару. Давайте им поможем.

Собака                       мяукает

Волк                          гогочет

Овца                          лает

Гусь                           блеет

Кошка                       воет

8. Учитель: - Сегодня мы больше поговорим об одной из частей речи- глаголе.

«Одна область волшебной страны «Речь» называется «Глагол». Слова, которые живут в ней, ужасно разговорчивы. Они очень любят рассказывать, разглагольствовать о том, что делают существительные. Стоит у них спросить  Что делает? Что делали? Что будут делать?  имена существительные, как тут же следует ответ. Но надо помнить один секрет: вопрос глаголам нужно задавать со словом «делать», иначе ответа не получишь. Вот какие дельные, вернее деловые эти слова-глаголы. С существительными они большие друзья. Когда же их объединяют общие интересы, они образуют предложения и могут о многом рассказать и детям, и взрослым.

-Хотелось бы вам узнать, откуда взялось странное слово «глагол»?

Слово «глагол» означало по – старославянски «слово». Было и слово «глаголати». Предки наши рассматривали его как важнейший вид слов. Значит, глагол выражает действие. Но вот что интересно, бездействие мы тоже выражаем с его помощью: стать, лежать, молчать, стоять. В разговорном языке мы это слово не употребляем. Мы не говорим: «Что ты глаголешь?». Однако в произведениях писателей, поэтов встречаем это слово. (А. Пушкин: «Глаголом жги сердца людей»). Судьба слова «глаголь, т.е. говори» в русском языке причудлива. Оно стало в старорусской азбуке названием буквы Г. Так и читалось: «Аз, Буки, Веди, Глаголь, Добро…». А затем по сходству формы оно стало обозначать и очень скверную вещь: столб с прибитой наверху перекладиной, в форме буквы Г-орудие казни, виселицу. Читаем у Пушкина: «Кругом пустыня, дичь и голь…-А в стороне торчит глаголь».

9. А теперь скажите, что вы обо мне знаете?

а) Глагол изменяется по числам:

     Поёт -                 . Идёт-                   .

                                           

     Дуют-                .  Звонят-звонит.

б)Глаголы изменяются по временам (Таблица).

-Определить время глаголов (3человека у доски).

А.Н.Плещеев.  –Уж тает снег, бегут ручьи.

                            Засвищут скоро соловьи.

***

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

в) Что можно сказать о глаголах прошедшего времени?  (Изменяются по родам)

       Светила-  

г) Какую роль в предложении выполняет глагол?

Тает- (что делает?) – глагол, ед.ч., наст.вр., сказуем.

Миновала -(что сделала?)- глагол, ед.ч., пр.вр., ж.р.,сказуем.

(Глагол бывает и др. членом предложением. Например, подлежащим: Учиться-всегда пригодиться.)

10. Работа по учебнику.

11. Рефлексия.

-Что же знаете о глаголе?

а) Глагол-слово.

б) Глаголь- говори.

в) Аз, Буки, Веди, Глаголь.

г) изменяется по временам и числам

д) В предложении бывает сказуемым.

12. Оценка учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация и методическая разработка урока по русскому языку по теме "Общие сведения о глаголе" 4 класс, УМК "Школа России"

Тема урока - "Зима. Февраль". Учащимся предлагаются задания "Найди лишнее", "Исправь ошибки", "Игра наоборот"....

Конспект и презентация урока по русскому языку по теме "Глагол. Употребление глаголов в речи"

В конспекте урока по теме "Глагол.Употреблебление глаголов в речи" содержится подробное описание открытого урока русского языка для 4 класса по программе "Перспективная начальная школа...

Методическая разработка технологической карты урока по русскому языку на тему «Глагол как часть речи»

Представлена технологическая карта урока по русскому языку для 2 класса....

Разработка урока по русскому языку по теме "Глагол. Обобщение"

Цель:отрабатывать умения распознавать орфограммы в глаголах, обосновывать их написание, определять грамматические признаки, развивать речь....

Методическая разработка урока по русскому языку на тему "Глагол. Спряжение глаголов"

Методическая разработка урока по русскому языку  соответствует программе 4-го класса. Нацелена на формирование следующих предметных умений:Уметь определять морфологические признаки глаголов;Научи...