Разработка урока по русскому языку по теме «Глагол».
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс) на тему
Разработка урока по русскому языку по теме «Глагол».
Цель: систематизировать знания учащихся о глаголе, полученные в 3 классе, дать понятие слова «Глагол».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.glagol.rar | 21.64 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ: Рябичевская СОШ
х.Рябичев, Волгодонской р-н
Ростовская область
Учитель начальных классов: Водолазова Н.В.
Разработка урока по русскому языку по теме «Глагол».
Цель: систематизировать знания учащихся о глаголе, полученные в 3 классе, дать понятие слова «Глагол».
План:
- Чистописание Гг га гу
город
- Беседа.
- Из чего состоит наша речь? (Из звуков, слов, которые называются частями речи)
- Какие части речи вы чаще всего употребляете? (Существительные, прилагательные, глаголы)
3. На доске: Утро, оживает, свежий, туман, сверкает, тёплая.
- Определить часть речи.
- Объясните значение слова свежий
4.Учитель: - Сегодня Существительное, Прилагательное и Глагол пришли к нам в гости. Давайте их встретим. (Дети хлопают)
Выходят Существительное, Прилагательное и Глагол в костюмах, кланяются.
Птица ветер строит поёт яркое высокая
Дорога берёза играет чистит круглый хмурое
Заяц петух прыгает зовёт ранние весёлый
|
|
|
Давно живу я в мире этом, даю названия предметам. | Определяю я предметы, они со мной весьма приметны. Я украшаю Вашу речь, меня Вам надо знать, беречь. | Что без меня предметы? Лишь названья. А я приду- всё в действие придёт: летит ракета, люди строят зданья, цветут сады, и хлеб в полях растёт. |
(Существительное и Прилагательное садятся за парты.)
5. Немой диктант (Глагол выполняет действия молча, дети пишут.): шагает, хлопает, хмурится, смеётся, прыгает.
6. Проверка. (Глагол садится за парту).
7. Иногда существительные так перепутаются с глаголом, что не могут найти себе пару. Давайте им поможем.
Собака мяукает
Волк гогочет
Овца лает
Гусь блеет
Кошка воет
8. Учитель: - Сегодня мы больше поговорим об одной из частей речи- глаголе.
«Одна область волшебной страны «Речь» называется «Глагол». Слова, которые живут в ней, ужасно разговорчивы. Они очень любят рассказывать, разглагольствовать о том, что делают существительные. Стоит у них спросить Что делает? Что делали? Что будут делать? имена существительные, как тут же следует ответ. Но надо помнить один секрет: вопрос глаголам нужно задавать со словом «делать», иначе ответа не получишь. Вот какие дельные, вернее деловые эти слова-глаголы. С существительными они большие друзья. Когда же их объединяют общие интересы, они образуют предложения и могут о многом рассказать и детям, и взрослым.
-Хотелось бы вам узнать, откуда взялось странное слово «глагол»?
Слово «глагол» означало по – старославянски «слово». Было и слово «глаголати». Предки наши рассматривали его как важнейший вид слов. Значит, глагол выражает действие. Но вот что интересно, бездействие мы тоже выражаем с его помощью: стать, лежать, молчать, стоять. В разговорном языке мы это слово не употребляем. Мы не говорим: «Что ты глаголешь?». Однако в произведениях писателей, поэтов встречаем это слово. (А. Пушкин: «Глаголом жги сердца людей»). Судьба слова «глаголь, т.е. говори» в русском языке причудлива. Оно стало в старорусской азбуке названием буквы Г. Так и читалось: «Аз, Буки, Веди, Глаголь, Добро…». А затем по сходству формы оно стало обозначать и очень скверную вещь: столб с прибитой наверху перекладиной, в форме буквы Г-орудие казни, виселицу. Читаем у Пушкина: «Кругом пустыня, дичь и голь…-А в стороне торчит глаголь».
9. А теперь скажите, что вы обо мне знаете?
а) Глагол изменяется по числам:
Поёт - . Идёт- .
Дуют- . Звонят-звонит.
б)Глаголы изменяются по временам (Таблица).
-Определить время глаголов (3человека у доски).
А.Н.Плещеев. –Уж тает снег, бегут ручьи.
Засвищут скоро соловьи.
***
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
в) Что можно сказать о глаголах прошедшего времени? (Изменяются по родам)
Светила-
г) Какую роль в предложении выполняет глагол?
Тает- (что делает?) – глагол, ед.ч., наст.вр., сказуем.
Миновала -(что сделала?)- глагол, ед.ч., пр.вр., ж.р.,сказуем.
(Глагол бывает и др. членом предложением. Например, подлежащим: Учиться-всегда пригодиться.)
10. Работа по учебнику.
11. Рефлексия.
-Что же знаете о глаголе?
а) Глагол-слово.
б) Глаголь- говори.
в) Аз, Буки, Веди, Глаголь.
г) изменяется по временам и числам
д) В предложении бывает сказуемым.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация и методическая разработка урока по русскому языку по теме "Общие сведения о глаголе" 4 класс, УМК "Школа России"
Тема урока - "Зима. Февраль". Учащимся предлагаются задания "Найди лишнее", "Исправь ошибки", "Игра наоборот"....
Конспект и презентация урока по русскому языку по теме "Глагол. Употребление глаголов в речи"
В конспекте урока по теме "Глагол.Употреблебление глаголов в речи" содержится подробное описание открытого урока русского языка для 4 класса по программе "Перспективная начальная школа...
Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Глаголы-синонимы и глаголы-антонимы" (УМК "ШКОЛА РОССИИ")
Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ...
Методическая разработка технологической карты урока по русскому языку на тему «Глагол как часть речи»
Представлена технологическая карта урока по русскому языку для 2 класса....
Разработка урока по русскому языку по теме "Глагол. Обобщение"
Цель:отрабатывать умения распознавать орфограммы в глаголах, обосновывать их написание, определять грамматические признаки, развивать речь....
Методическая разработка урока по русскому языку на тему "Глагол. Спряжение глаголов"
Методическая разработка урока по русскому языку соответствует программе 4-го класса. Нацелена на формирование следующих предметных умений:Уметь определять морфологические признаки глаголов;Научи...