Методическая разработка урока по русскому языку на тему "Глагол. Спряжение глаголов"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Габышева Лена Васильевна

Методическая разработка урока по русскому языку  соответствует программе 4-го класса. Нацелена на формирование следующих предметных умений:

Уметь определять морфологические признаки глаголов;

Научиться воспроизводить систему окончаний каждого спряжения, характеризовать отличия; определять спряжение; разграничивать глаголы двух спряжений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.hlagol.docx57.95 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН УРОКА:

Предмет: Русский язык

Класс: 4Г

Учитель: Габышева Лена Васильевна

Тема

Глагол. Спряжение глаголов

Тип урока

Урок обобщения

Планируемый результат

Определять морфологические признаки глаголов.

Воспроизводить систему окончаний каждого спряжения, характеризовать отличия; определять спряжение; разграничивать глаголы двух спряжений

УУД

Элементы способности оценивать свои достижения, осознавать границу собственных знаний и умений. (Л.)

Ставить, принимать и сохранять учебную задачу. (Р.)

Выполнять действия в речевой и умственной форме. Контролировать свои действия и их результат. (Р.) 

Осознавать общий способ действия и применять его при решении конкретных языковых задач. (П-1.)

Осознавать различные закономерности, правила, находить им подтверждение в текстах. (П-1.)

Наблюдать за языковым материалом, осуществлять целенаправленные  действия анализа, сравнения, преобразования, аналогии, умозаключения, группировки, классификации, систематизации, обобщения. (П-2.)

Участвовать в общей беседе, искать ответ на поставленный вопрос, сотрудничать с учителем, одноклассниками и конкретным партнёром. (К.)

Формы работы

Индивидуальная, фронтальная

Ресурсы

Учебник  Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Русский язык, 4 класс, 2 часть

Презентация «Глагол. Спряжение глаголов»;

Задания (Приложение 1)

Лист самооценки (Приложение 2)

Показатели:

Алгоритм

Базовый

Повышенный уровень

Оценивание

Умею определять спряжение глагола по личным окончаниям

  1. Если ставить глагол в 3-м лице во множественном числе, то у глаголов

1 спряжение – окончания – УТ, -ЮТ

2 спряжения - окончания – АТ, -ЯТ

В других формах, если в окончании:

  • гласная Е – это 1 спряжение
  • гласная И – это 2 спряжение
  1. узнавать спряжения глаголов можно методом исключения. Если глаголы оканчиваются на –ИТЬ, или относятся к 11 глаголам-исключениям, то это глаголы 2 спряжения, остальные – 1 спряжение

Спишите.

Определите спряжение, лицо и число глаголов

Украшаешь, украсишь

Ответит, отвечает

Бросаете, бросите  

Покажи второй способ узнавания спряжения глаголов и выбери личные окончания.

С. 40, упр.423 (Р/Т)

- знаю, что личные окончания имеют глаголы настоящего                           и будущего времени;

- умею ставить глагол                  в нужную форму (число, лицо);

- умею по окончаниям определять спряжение глагола

- умею ставить глагол                   в неопр. форму                              и определять спряжение

- умею определять спряжение двумя способами

- знаю 11 глаголов-исключений 2 спряжения

Вывод!

Выводим алгоритм двух способов

Умею выполнять морфологический разбор глагола

Алгоритм морфологического разбора глагола:

  1. Нахожу в предложении глагол. Выписываю.
  2. Ставлю вопрос, указываю, что называет, ставлю в неопределенную форму.
  3. Выявляю морфологические признаки – спряжение, время, число, лицо (в настоящем, будущем времени), род (в единственном числе прошедшего времени).
  4. Определяю роль в предложении (каким членом предложения является глагол в данном предложении)

Выпишите из текста глаголы и сделайте морфологический разбор

Когда ты ход.ш_ по лесу, то на него внимания не обраща.ш_. Но как только отцарапа.ш_ руку или натре. Ногу, сразу вспомн.ш_ о подорожнике.

Напишите пропущенные глаголы. Подберите к одному из них (по выбору) глагол-синоним настоящего или будущего времени и выполните морфологический разбор.

  1. Весна ___________ робкими шагами.
  2. Лениво ___________ стадо коров.
  3. По улицам города __________________

автомобили.

- умею находить                            в предложении (в тексте) глаголы;

- знаю алгоритм морфологического разбора глагола

- умею делать морфологический разбор глагола

- умею подбирать глаголы-синонимы по смыслу предложения

Могу составить задания по теме «Глагол»

Составить задания по теме «Глагол»

Задать вопрос однокласснику, чтобы понять насколько он усвоил тему «Глагол»

Вывод!

  1. Глаголы отвечают на вопросы что делать? и что сделать?, называют действие предмета.
  2. Морфологическими признаками глаголов являются спряжение, время, число, лицо, род
  3. В предложении (тексте) являются сказуемыми

Могу составить определение части речи - глагола

Составить модель (схему, таблицу и др.), раскрывая содержание части речи - глагол

Вывод!

Глагол – это самостоятельная часть речи, которая называет действие и отвечает на вопросы что делать? что сделать

Фамилия и имя_______________________________________________________________

Задание № 1

Базовый

Повышенный уровень

Спишите. Определите спряжение, лицо и число глаголов

Украшаешь, украсишь

Ответит, отвечает

Бросаете, бросите 

Покажи второй способ узнавания спряжения глаголов и выбери личные окончания.

С. 40, упр.423 (Р/Т)

Задание № 2

Выпишите из текста глаголы и сделайте морфологический разбор

Когда ты ход.ш_ по лесу, то на него внимания не обраща.ш_.

Но как только отцарапа.ш_ руку или натре. ногу, сразу вспомн.ш_ о подорожнике.

Напишите пропущенные глаголы. Подберите к одному из них (по выбору) глагол-синоним настоящего или будущего времени и выполните морфологический разбор

Весна __________робкими шагами.

Лениво ___________ стадо коров.

По улицам города _______________

автомобили.

Задание № 3

Составить задания по теме «Глагол»

Задать вопрос однокласснику, чтобы понять насколько он усвоил тему «Глагол»

ЛИСТ САМООЦЕНКИ

Отмечаем знаком +- в 3-м столбике.

Задания

Критерии

+?

Задание № 1

Базовый уровень

знаю, что личные окончания имеют глаголы настоящего и будущего времени

знаю 11 глаголов-исключений 2 спряжения

умею ставить глагол в нужную форму (число, лицо)

умею по окончаниям определять спряжение глагола

умею ставить глагол в неопр. форму и определять спряжение

Повышенный уровень

знаю два способа определения спряжения

умею правильно ставить окончания глаголов

Задание № 2

Базовый уровень

умею находить в предложении (в тексте) глаголы

знаю алгоритм морфологического разбора глагола

умею делать морфологический разбор глагола

Повышенный уровень

умею подбирать глаголы-синонимы по смыслу предложения  

Задание № 3

Базовый уровень

могу составить задания по теме «Глагол»

Повышенный уровень

могу задать вопрос однокласснику, чтобы понять насколько он усвоил тему «Глагол»

Вывод

могу сделать модель части речи «Глагол» и по ней дать определение

ОЦЕНИТЕ СЕБЯ

Я затрудняюсь составлять задания по теме «Глагол»

Могу составить задания по теме «Глагол»

Могу задать вопрос однокласснику, чтобы понять насколько он усвоил тему «Глагол»

Умею выполнять морфологический разбор глагола, но испытываю затруднения

Умею выполнять морфологический разбор глагола

умею подбирать глаголы-синонимы по смыслу предложения  

Умею определять спряжение глагола по личным окончаниям, но испытываю затруднения

Умею определять спряжение глагола по личным окончаниям

Знаю два способа определения спряжения

1 уровень

2 уровень

3 уровень

Необходимо дальше отрабатывать свои умения.

В последующих уроках у вас есть шанс исправить свои ошибки

Совершенствуйте свои умения.

В последующих уроках у вас есть хорошие шансы усвоить новый учебный материал

Совершенствуйте свои умения.

В последующих уроках вы можете выступать в роли помощника учителя и помогать своим друзьям


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по русскому языку с презентацией по теме"Упражнение в написании безударных личных окончаний глаголов"

Урок разработан в соответствии с требованиями новых ФГОС НОО. Учащиеся на уроке работают в группах. Задания, предложенные детям на каждом этапе урока, подталкивают учащихся к учебному исследованию сло...

Конспект урока по русскому языку. Тема: «Типы спряжения глаголов. 1 и 2 спряжение»

Цель: научить отличать глаголы 1 и 2 спряжения.Задачи: закрепить знания о спряжении глаголов, познакомить с 1 и 2 спряжением глаголов, учить отличать глаголы 1 и 2 спряжения;  развивать внимание,...

Методическая разработка урока по русскому языку с использованием здоровьесберегающих технологий "Понятие о временных формах глагола". 3 класс.

В данном материале представлено использование здровьесберегающих технологий на примере урока руского языка....

Методическая разработка урока по русскому языку в 4 классе по теме "Морфологический разбор глагола"

Данная методическая разработка поможет учителям в интересной форме научить грамотно выполнять морфологический разбор глагола учащимися....

Презентация и методическая разработка урока по русскому языку по теме "Общие сведения о глаголе" 4 класс, УМК "Школа России"

Тема урока - "Зима. Февраль". Учащимся предлагаются задания "Найди лишнее", "Исправь ошибки", "Игра наоборот"....

Методическая разработка урока по русскому языку "Времена глагола"

Содержит в себе блок =схему для учащихся, конспект урока для учителя и презентацию....

Методическая разработка урока по русскому языку "Спряжение глаголов"

1.Организационный момент. - Начнем наш урок. Записываем сегодняшнее число, классная работа.2.Чистописаниеет  ит  ут  ют  ат  ят- На что похожи соединения, которые я вам с...