Конспект по русскому языку. 3 класс. Мягкий знак (Ь) на конце существительных после шипящих.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Филиппова Марина Анатольевна

Тема: Мягкий знак (ь) на конце существительных после шипящих.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx9.75 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  русского  языка  в  3  классе.

Тема:  Мягкий  знак (ь) на конце существительных после шипящих.

Цель:  формировать умения в правописании мягкого знака на конце          существительных после шипящих.

Задачи:

  1. Совершенствовать умения различать существительные ж.р и м.р.
  2. Выявить грамматическую функцию мягкого знака знака как показателя ж.р путём исследовательской работы.
  3. Воспитывать у уч-ся толерантное отношение друг к другу, умение слушать и высказывать свою точку зрения, умение работать индивидуально и коллективно.
  4. Развивать мышление, внимание, речь, орфографическую зоркость.
  5. Расширять словарный запас уч-ся.

Оборудование: учебник В.П. Канакина, карточки для разноуровневой работы, конверты со звёздочками (для рефлексии), карточки для домашнего задания., сигналы.

Ход урока.

  1. Организация класса.

Весёлый прозвенел звонок

Начинаем наш урок.

  1. Постановка проблемы.

1.Анализ тетрадей.

Порадовали своими работами.....

Надо постараться и быть внимательными на уроке....

2.Мунутка каллиграфии.

-Ребята, мы отправляемся в дорогу, хорошее настроение возьмём себе в подмогу.

-Сегодня на уроке будем исследовать, открывать что-то новое.

Слушаем стихотворение, выполняем действия и прислушиваемся к каждому слову.

Тетрадь наклонно положу

Ручку правильно держу

За посадкою слежу

С чистотою я дружу

На «отлично» напишу.

У.-Группа каких согласных звуков встречается в стихотворении чаще всего?

-Д.                     [ч ], [ж], [ш]

-У.Какие это звуки?

Д. (шипящие)

-У.Все ли шипящие звуки мы услышали в стихотворении?

Д. (Нет звука [щ])

  -У. Назовите ещё раз все согласные шипящие звуки.

      Д.                          [ч], [щ], [ж], [ш]

  -У. Какими буквами они обозначаются?

      Д.                          ч,щ,ж,ш

 -Напишем цепочку букв.

 - Пишем красиво и каллиграфически правильно.

                                                      Аккуратно написали,

И нисклько не устали.

        Наш урок мы продолжаем

     Тему дальше развиваем.

-У. Посмотрите на цепочку букв. Какой вопрос хотелось бы задать?

Д. Почему первая цепочка букв без мягкого знака,а вторая цепочка с мягким знаком?

III.Поиск решения проблемы.

1.Решение  учебной задачи.

-Прочитайте  слова на доске.

Мяч             рожь                   душ                      мощь

речь            нож                     роскошь               хвощ

У.-Лексическое значение каких слов вам не понятно?

Роскошь — богатство (см. в словарь Ожегова)

мощь — сила, могущество

хвощ -?

(сообщение об этом растении)

-Хвощ — травянистое растение высотой от нескольких см до нескольких метров. Стебли у него особые, имеют узлы, которые чередуются. А всё растение нередко похоже на маленькую ёлочку. Веточки хвоща напоминают хвосты животных, например, конский хвост. Считается, что от слова «хвост» произошло слово «хвощ». Растут хвощи в лесах, на сырых болотах, в полях, по берегам водоёмов.

- Прочитайте ещё раз эти слова.

У. -Что общего?

Д. Существительные, в ед.ч., с шипящими на конце

2.Работа в парах.

У. Подумайте, как можно сгруппировать эти слова? Сгруппируйте.

Проверка. Сколько групп получилось? Докажите.

Д. В первую группу — сущ. с мягким знаком на конце, во вторую группу — сущ. без мягкого знака.

Д. В одну группу — сущ. ж.р, а в другую — сущ. м.р.

У. Что заметили?

Д. Сущ. ж.р  с шипящими на конце пишутся с мягким знаком, а  у сущ м.р с шипящими на конце мягкий знак не пишется.

3.Сказка о мягком знаке.

      Жила-была в алфавитном городе странная буква. Буква, которая потеряла свой звук.И звали эту букву мягкий знак. Очень ему хотелось подружиться с другими буквами и образовывать новые слова.
     Однажды мягкий знак отправился в дорогу и встретил на своём пути существительные ж.р с шипящими на конце. Он вежливо попросил встать рядом с ними и подружиться. Растрогались, пожалели существительные ж.р и согласились дружить с мягким знаком.  Обрадовался мягкий знак и побежал дальше искать себе новых друзей. Прибежал к существительным м.р с шипящими на конце и предложил свою дружбу. Но существительные м.р были по своему характеру очень сильными, мужественными и в дружбе не нуждались.

       С тех пор у существительных ж.р после шипящих мягкий знак пишется, а у существительных м.р после шипящих мягкий знак не пишется.

4.Вывод:

М.р                                                                                      Ж.р
Так запомни: род мужской                                 Женский род, наоборот,

Гонит мягкий знак долой.                                   Мягкий знак в друзья берёт.

Ч                                                                           Ч

Щ                                                                           Щ

Ж                                                                           Ж

Ш                                                                           Ш  

5.Работа по учебнику с.29.

-Открываем учебник на с.29, прочитайте правило.

-Когда пишется мягкий знак после шипящих? (Дети отвечают)

-Что нового вы узнали из правила?

-Д. Мягкий знак после шипящих показывает, что это существительные ж.р

У. Мы познакомились с новой орфограммой. Подчеркните орфограмму в этих словах.

 Какова тема урока?

Мягкий знак (ь) на конце существительных после шипящих.

VI. Закрепление нового.

1. На доске слова: вещи, плащи, малыши, лещи, мыши.

У. Что можете сказать об этих словах?

Д. Это имена существительные, мн.ч.

Задание: запишите существительные в ед.ч., определите орфограмму, укажите род.

Проверка. ( сигналы)

С любым из новых слов составьте предложение.

Физминутка.

Потрудились, отдохнуть

Нужно без сомнения.

Дружно быстренько встаём,

Выполним движения.

2. Разноуровневая работа.(самостоятельная работа)

Синяя карточка (для слабых). Запишите слова в ед.ч. Выделите орфограмму, укажите род.

Врачи, товарищи, ночи, сторожа, силачи.

Красная карточка(для сильных). Подобрать синонимы-сущ с шипящими на конце, выделить орфограмму, указать род.

Доктор, друг, тьма, охранник, богатырь.

Зелёная карточка (для средних). Образовать от данных слов имена сущ в ед.ч , определить орфограмму, указать род.

Врачевать, товарищеский, ночной, сторожит, сильный.

Проверка. (сигналы)

Выполняли разные задания, а слова записали одинаковые.

На доске слова , уч-ся объясняют

врач — м.р

товарищ — м.р

ночь — ж.р

сторож — м.р

силач — м.р

На какой вопрос искали ответ?

-Когда на конце существительных после шипящих пишется мягкий знак?

3. Игра « Один, ноль»

Я называю слова — если надо писать ь, то показываете цифру 1, если не надо -0.

Ёж, дичь, печь, кирпич, тишь, борщ, ералаш, ландыш, багаж.

Вернёмся к нашей цепочке букв.

Почему в первой цепочке не пишется ь, а во второй пишется ь?

( У существительных ж.р после шипящих пишется ь , а у сущ м.р не пишется ь .

V.Домашнее задание.

Дома предлагаю разгадать кроссворд с заданием.

Загадки.

  1. Если хорошо  заточен

Всё легко он режет очень.(нож)

  1. Утка в море,

Хвост на заборе.(ковш)

  1. Зимой дрова ест,

А летом спит. (печь)

  1. Под полом таится,

Кошки боится. (мышь)

Задание: Подберите к ключевому слову однокоренные слова. Составтьте с ним предложение.

VI. Итог урока.

-Что нового узнали сегодня на уроке?

Рефлексия.

В заключении мне  хочется вам сказать, чтобы наука не была для вас ночью и тьмой, а свет освещал вашу дорогу, давайте воспользуемся звёздочками, которые лежат в конверте.

  1. Если было интересно и поняли тему урока — жёлтая звёздочка.
  2. Если были трудности  - синяя.
  3. Если не поняли тему — розовая.

                         

                                                                                       

                                                                                       

                                                                                       

           

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "Правописание мягкого знака в конце слова"

Урок русского языка по системе Л.В.Занкова для 2 класса  в свете ФГОС....

Конспект по русскому языку «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода»

Конспект открытого урока в 3 классе по теме "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода....

Конспект по русскому языку. Тема: «Мягкий знак на конце слов после шипящих»,4 класс

.  Цели:Образовательные:- формировать у обучающихся интерес к работе с информацией;-  формировать осознание  у детей в  потребности работы с инфо...

Конспект урока русского языка "Употребление мягкого знака после шипящих в конце существительных женского рода" (УМК "Перспектива", 3 класс)

Тема: «Употребление мягкого знака после шипящих в конце существительных женского рода»  Цели деятельности учителя расширение умений в правописании Ь знака на конце имен существительны...

конспект урока русского языка "Правописание мягкого знака после шипящих"

Целью урока является обобщить полученные знания о правописании мягкого знака после шипящих в разных частях речи. Урок составлен в соответствии с ФГОС, предполагает групповую, парную работу, а также вы...