Конспект по русскому языку. 3 класс. Мягкий знак (Ь) на конце существительных после шипящих.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Тема: Мягкий знак (ь) на конце существительных после шипящих.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 9.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 3 классе.
Тема: Мягкий знак (ь) на конце существительных после шипящих.
Цель: формировать умения в правописании мягкого знака на конце существительных после шипящих.
Задачи:
- Совершенствовать умения различать существительные ж.р и м.р.
- Выявить грамматическую функцию мягкого знака знака как показателя ж.р путём исследовательской работы.
- Воспитывать у уч-ся толерантное отношение друг к другу, умение слушать и высказывать свою точку зрения, умение работать индивидуально и коллективно.
- Развивать мышление, внимание, речь, орфографическую зоркость.
- Расширять словарный запас уч-ся.
Оборудование: учебник В.П. Канакина, карточки для разноуровневой работы, конверты со звёздочками (для рефлексии), карточки для домашнего задания., сигналы.
Ход урока.
- Организация класса.
Весёлый прозвенел звонок
Начинаем наш урок.
- Постановка проблемы.
1.Анализ тетрадей.
Порадовали своими работами.....
Надо постараться и быть внимательными на уроке....
2.Мунутка каллиграфии.
-Ребята, мы отправляемся в дорогу, хорошее настроение возьмём себе в подмогу.
-Сегодня на уроке будем исследовать, открывать что-то новое.
Слушаем стихотворение, выполняем действия и прислушиваемся к каждому слову.
Тетрадь наклонно положу
Ручку правильно держу
За посадкою слежу
С чистотою я дружу
На «отлично» напишу.
У.-Группа каких согласных звуков встречается в стихотворении чаще всего?
-Д. [ч ], [ж], [ш]
-У.Какие это звуки?
Д. (шипящие)
-У.Все ли шипящие звуки мы услышали в стихотворении?
Д. (Нет звука [щ])
-У. Назовите ещё раз все согласные шипящие звуки.
Д. [ч], [щ], [ж], [ш]
-У. Какими буквами они обозначаются?
Д. ч,щ,ж,ш
-Напишем цепочку букв.
- Пишем красиво и каллиграфически правильно.
Аккуратно написали,
И нисклько не устали.
Наш урок мы продолжаем
Тему дальше развиваем.
-У. Посмотрите на цепочку букв. Какой вопрос хотелось бы задать?
Д. Почему первая цепочка букв без мягкого знака,а вторая цепочка с мягким знаком?
III.Поиск решения проблемы.
1.Решение учебной задачи.
-Прочитайте слова на доске.
Мяч рожь душ мощь
речь нож роскошь хвощ
У.-Лексическое значение каких слов вам не понятно?
Роскошь — богатство (см. в словарь Ожегова)
мощь — сила, могущество
хвощ -?
(сообщение об этом растении)
-Хвощ — травянистое растение высотой от нескольких см до нескольких метров. Стебли у него особые, имеют узлы, которые чередуются. А всё растение нередко похоже на маленькую ёлочку. Веточки хвоща напоминают хвосты животных, например, конский хвост. Считается, что от слова «хвост» произошло слово «хвощ». Растут хвощи в лесах, на сырых болотах, в полях, по берегам водоёмов.
- Прочитайте ещё раз эти слова.
У. -Что общего?
Д. Существительные, в ед.ч., с шипящими на конце
2.Работа в парах.
У. Подумайте, как можно сгруппировать эти слова? Сгруппируйте.
Проверка. Сколько групп получилось? Докажите.
Д. В первую группу — сущ. с мягким знаком на конце, во вторую группу — сущ. без мягкого знака.
Д. В одну группу — сущ. ж.р, а в другую — сущ. м.р.
У. Что заметили?
Д. Сущ. ж.р с шипящими на конце пишутся с мягким знаком, а у сущ м.р с шипящими на конце мягкий знак не пишется.
3.Сказка о мягком знаке.
Жила-была в алфавитном городе странная буква. Буква, которая потеряла свой звук.И звали эту букву мягкий знак. Очень ему хотелось подружиться с другими буквами и образовывать новые слова.
Однажды мягкий знак отправился в дорогу и встретил на своём пути существительные ж.р с шипящими на конце. Он вежливо попросил встать рядом с ними и подружиться. Растрогались, пожалели существительные ж.р и согласились дружить с мягким знаком. Обрадовался мягкий знак и побежал дальше искать себе новых друзей. Прибежал к существительным м.р с шипящими на конце и предложил свою дружбу. Но существительные м.р были по своему характеру очень сильными, мужественными и в дружбе не нуждались.
С тех пор у существительных ж.р после шипящих мягкий знак пишется, а у существительных м.р после шипящих мягкий знак не пишется.
4.Вывод:
М.р Ж.р
Так запомни: род мужской Женский род, наоборот,
Гонит мягкий знак долой. Мягкий знак в друзья берёт.
Ч Ч
Щ Щ
Ж Ж
Ш Ш
5.Работа по учебнику с.29.
-Открываем учебник на с.29, прочитайте правило.
-Когда пишется мягкий знак после шипящих? (Дети отвечают)
-Что нового вы узнали из правила?
-Д. Мягкий знак после шипящих показывает, что это существительные ж.р
У. Мы познакомились с новой орфограммой. Подчеркните орфограмму в этих словах.
Какова тема урока?
Мягкий знак (ь) на конце существительных после шипящих.
VI. Закрепление нового.
1. На доске слова: вещи, плащи, малыши, лещи, мыши.
У. Что можете сказать об этих словах?
Д. Это имена существительные, мн.ч.
Задание: запишите существительные в ед.ч., определите орфограмму, укажите род.
Проверка. ( сигналы)
С любым из новых слов составьте предложение.
Физминутка.
Потрудились, отдохнуть
Нужно без сомнения.
Дружно быстренько встаём,
Выполним движения.
2. Разноуровневая работа.(самостоятельная работа)
Синяя карточка (для слабых). Запишите слова в ед.ч. Выделите орфограмму, укажите род.
Врачи, товарищи, ночи, сторожа, силачи.
Красная карточка(для сильных). Подобрать синонимы-сущ с шипящими на конце, выделить орфограмму, указать род.
Доктор, друг, тьма, охранник, богатырь.
Зелёная карточка (для средних). Образовать от данных слов имена сущ в ед.ч , определить орфограмму, указать род.
Врачевать, товарищеский, ночной, сторожит, сильный.
Проверка. (сигналы)
Выполняли разные задания, а слова записали одинаковые.
На доске слова , уч-ся объясняют
врач — м.р
товарищ — м.р
ночь — ж.р
сторож — м.р
силач — м.р
На какой вопрос искали ответ?
-Когда на конце существительных после шипящих пишется мягкий знак?
3. Игра « Один, ноль»
Я называю слова — если надо писать ь, то показываете цифру 1, если не надо -0.
Ёж, дичь, печь, кирпич, тишь, борщ, ералаш, ландыш, багаж.
Вернёмся к нашей цепочке букв.
Почему в первой цепочке не пишется ь, а во второй пишется ь?
( У существительных ж.р после шипящих пишется ь , а у сущ м.р не пишется ь .
V.Домашнее задание.
Дома предлагаю разгадать кроссворд с заданием.
Загадки.
- Если хорошо заточен
Всё легко он режет очень.(нож)
- Утка в море,
Хвост на заборе.(ковш)
- Зимой дрова ест,
А летом спит. (печь)
- Под полом таится,
Кошки боится. (мышь)
Задание: Подберите к ключевому слову однокоренные слова. Составтьте с ним предложение.
VI. Итог урока.
-Что нового узнали сегодня на уроке?
Рефлексия.
В заключении мне хочется вам сказать, чтобы наука не была для вас ночью и тьмой, а свет освещал вашу дорогу, давайте воспользуемся звёздочками, которые лежат в конверте.
- Если было интересно и поняли тему урока — жёлтая звёздочка.
- Если были трудности - синяя.
- Если не поняли тему — розовая.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока русского языка "Правописание мягкого знака на конце и в середине слова"
Конспект урока русского языка для 2 класса (1-4)....
Конспект урока русского языка "Правописание мягкого знака в конце слова"
Урок русского языка по системе Л.В.Занкова для 2 класса в свете ФГОС....
Конспект по русскому языку «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода»
Конспект открытого урока в 3 классе по теме "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода....
Конспект по русскому языку. Тема: «Мягкий знак на конце слов после шипящих»,4 класс
. Цели:Образовательные:- формировать у обучающихся интерес к работе с информацией;- формировать осознание у детей в потребности работы с инфо...
Технологическая карта урока по русскому языку: «Правописание мягкого знака (ь) на конце имён существительных после шипящих». 3 класс
Технологическая карта урока по русскому языку...
Конспект урока русского языка "Употребление мягкого знака после шипящих в конце существительных женского рода" (УМК "Перспектива", 3 класс)
Тема: «Употребление мягкого знака после шипящих в конце существительных женского рода» Цели деятельности учителя расширение умений в правописании Ь знака на конце имен существительны...
конспект урока русского языка "Правописание мягкого знака после шипящих"
Целью урока является обобщить полученные знания о правописании мягкого знака после шипящих в разных частях речи. Урок составлен в соответствии с ФГОС, предполагает групповую, парную работу, а также вы...