Пояснительная записка к рабочей программе
рабочая программа по русскому языку (2 класс) по теме
В пояснительной записке даётся общая характеристика курса русского языка, описание места учебного предмета в учебном плане, характеристика результатов формирования УУД, характеристика планируемых результатов по русскому языку во 2 классе, материально-техническое обеспечение и содержание учебного предмета во 2 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk._poyasnit._zapiska.docx | 37.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе
- требований ФГОС, в соответствии с «Примерными программами»,
- Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания,
- Планируемыми результатами начального образования» и
Учителем и учащимися используется учебно-методический комплекс: учебник «Русский язык» 2 класс. В. П. Канакина. – М., «Просвещение», 2011.
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Изучение русского языка в начальных классах – первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике, морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты.
Общая характеристика курса.
Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).
Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Стоит и другая задача – приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.
Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма.
Послебукварный (заключительный) – повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного и выразительного чтения слов, предложений, текстов.
После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.
Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:
• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
• орфография и пунктуация;
• развитие речи.
В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма).
Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации.
Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения.
Раздел «Лексика » предусматривает формирование у младших школьников представлений о материальной природе языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмысление роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова.
Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
На изучение русского языка в начальной школе выделяется 675 ч. В 1 классе — 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 115 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте и 50 ч (10 учебных недель) — урокам русского языка.
Во 2—4 классах на уроки русского языка отводится по 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебных недель в каждом классе).
Характеристика результатов формирования универсальных учебных действий во 2 классе
Класс | Личностные УУД | Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД |
2 класс | 1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг». 2. Уважение к своему народу, к своей родине. 3. Освоение личностного смысла учения, желания учиться. 4. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. | 1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место. 2. Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности. 3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. 4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. 5. Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем. 6. Корректировать выполнение задания в дальнейшем. 7. Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. | 1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания. 2. Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике. 3. Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу. 4. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план 5. Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания. 6. Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях в учебнике. 7. Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы | 1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. 2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. 3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное. 4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). |
Характеристика планируемых результатов по русскому языку во 2 классе.
Раздел курса | Содержание учебного раздела | Планируемые результаты освоения учебного предмета | ||
Предметные знания | Предметные умения | Универсальные учебные действия | ||
1. Наша речь | Виды речи. Диалог и монолог. | Роль русского языка. Виды речи. Требования к речи. Речь диалогическая и монологическая. | Анализировать речь людей (при анализе текстов). Различать устную, письменную речь и речь про себя. Отличать диалогическую речь от монологической, использовать в речи. | Личностные: ориентирование ученика на учет чужой точки зрения; устойчивый учебно-познавательного интерес к новым общим способам решения задач; адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности; положительная адекватная дифференцированная самооценка на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика». Познавательные: работа с разными видами информации( с частями учебной книги и тетрадью для самостоятельной работы; учебной книгой и учебными словарями, текстом и иллюстрацией к тексту; анализ и интерпретация информации; применение и представление информации; оценка получаемой информации; формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное. осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; моделировать, подводить под понятие; устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, видеть разницу двух заявленных точек зрения, двух позиций и мотивированно присоединяться к одной из них; использовать правила, таблицы, модели для подтверждения своей позиции; осуществление взаимопроверки выполненной работы; выполнение работы по цепочке; использование правил, таблиц, моделей для подтверждения своей позиции или высказанных героями точек зрения. Регулятивные: контроль и самоконтроль учебных действий и их результатов; преобразование практической задачи в познавательную; проверка выполненной работы, используя правила и словари, а также самостоятельное выполнение работы над ошибками. |
2. Текст | Текст. Части текста. | Знать признаки текста. Тема и главная мысль текста. Заглавие. | Отличать текст от других записей по его признакам. Определять тему и главную мысль текста, соотносить текст и заголовок, подбирать заголовок к тексту. Составлять рассказ по рисунку, данному началу и опорным словам. | |
3. Предложение | Предложение. Члены предложения. | Назначение и признаки текста. Логическое ударение в предложении. Главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении. | Отличать предложение от группы слов, определять его границы. Составлять предложения из слов. Находить главные и второстепенные члены предложения. Составлять распространённые и нераспространённые предложения. Устанавливать связь слов в предложении. Составлять предложения из деформированных слов. | |
4. Слова, слова, слова… | Слово и его значение. Синонимы и антонимы. Слог. Ударение. Перенос слов. | Слово, как общее название предметов. Однозначные и многозначные, родственные и однокоренные слова.. Корень слов. Словесное и логическое ударение. Правила переноса. | Уметь классифицировать слова по тематическим группам, объяснять лексическое значение слова. Работать с толковыми и орфографическими словарями. Распознавать и подбирать к слову синонимы и антонимы. Находить однокоренные слова в тексте. Подбирать однокоренные слова к слову и выделять корень. Делить слова на слоги, определять количество слогов. Определять ударение, различать ударные и безударные слоги. Переносить слова по слогам. | |
5.Звуки и буквы. | Русский алфавит. Гласные и согласные звуки. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Слова с удвоенными согласными. Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. Мягкий знак. Правописание буквосочетаний с шипящими буквами. Буквосочетания ЖИ-ШИ,ЧУ-ЩУ, ЧА-ЩА. Звонкие и глухие согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный Ь. | Знание алфавита. Буквы, обозначающие гласные звуки. Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук. Слова с непроверяемой буквой безударного гласного звука. Признаки согласного звука. Произношение и написание слов с удвоенными согласными. Обозначение мягкости согласных на письме. Буквосочетание ЧН, ЧТ,ЩН, НЧ, ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Парные звонкие и глухие согласные. | Различать звуки и буквы. Называть буквы правильно и располагать их в алфавитном порядке. Находить в слове, различать и правильно произносить гласные звуки. Соотносить звуковой и буквенный состав слов. Различать проверяемые и непроверяемые орфограммы. Использовать правило при написании слов с безударным гласным в корне. Работать с орфографическим словарём. Различать, определять и правильно произносить мягкие и твёрдые, парные и непарные, звонкие и глухие согласные звуки. Переносить слова с Ь. Применять правило написания буквосочетаний ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, ЩТ, ЖИ-ШИ, ЧУ-ЩУ,ЧА-ЩА. | |
6. Части речи. | Имя существительное. Глагол. Имя прилагательное. Местоимение. Текст-рассуждение, текст-описание, текст-повествование. Предлоги. | Одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные имена существительные. Число имён существительных. Синтаксическая функция глагола. Число глагола. Правописание НЕ с глаголом. Значение и употребление в речи имени прилагательного. Число имени прилагательного. Виды текстов. Значение местоимения в тексте. Роль предлогов в речи. | Распознавать имя существительное, имя прилагательное, глагол среди других частей речи. Различать одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры. Определять число имён существительных. Определять виды текста. Определять число глаголов и имён прилагательных, распределять по группам, изменять, приводить примеры. Распознавать личные местоимения (в начальной форме) среди других слов. Раздельно писать предлоги со словами. |
Материально-техническое обеспечение
1. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. М, Просвещение, 2012
2. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. М, Просвещение, 2012
3. Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, набор букв, образцы письменных букв).
4. Касса букв и сочетаний.
5. Комплект демонстрационных таблиц с методическими рекомендациями.
6. Словари по русскому языку.
Технические средства обучения
1. Классная магнитная доска
2. Экран
3. Компьютер
4. Медиапроектор
5. CD- диск «Русский язык во 2 классе» Канакина В. П.
6. CD- диск «Русский язык. 2 класс» Уроки Кирилла и Мефодия.
Содержание учебного предмета
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте.
Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин и т. п.).
2 класс
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Контрольные работы | Контрольное списывание | Проверочные работы | Работы по развитию речи | Проектная деятельность |
Наша речь (3ч.) | |||||||
1 | Виды речи | 2 | |||||
2 | Диалог и монолог | 1 | |||||
Текст (4ч.) | |||||||
3 | Текст | 2 | |||||
4 | Части текста | 2 | 1 | ||||
Предложение (12ч.) | |||||||
5 | Предложение | 3 | 1 | ||||
6 | Члены предложения | 9 | 1 | 1 | |||
Слова, слова, слова… (18ч.) | |||||||
7 | Слово и его значение | 4 | |||||
8 | Синонимы и антонимы | 4 | 1 | ||||
9 | Однокоренные слова | 4 | |||||
10 | Слог. Ударение. Перенос слова. | 6 | 1 | 2 | |||
Звуки и буквы (59ч.) | |||||||
11 | Звуки и буквы. | 1 | |||||
12 | Русский алфавит, или Азбука. | 3 | 1 | ||||
13 | Гласные звуки | 2 | 1 | ||||
14 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне | 15 | 1 | 1 | |||
15 | Согласные звуки (повторение и углубление представлений) | 1 | |||||
16 | Согласный звук [й], и буква «и краткое» | 1 | |||||
17 | Слова с удвоенными согласными | 2 | 1 | ||||
18 | Твёрдые мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения | 2 | |||||
19 | Мягкий знак | 3 | 1 | 1 | |||
20 | Правописание буквосочетаний с шипящими звуками | 8 | 1 | 1 | 1 | ||
21 | Звонкие и глухие согласные звуки | 1 | |||||
22 | Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласным на конце слова и перед согласным | 14 | 1 | ||||
23 | Обобщение знаний об изученных правилах письма | 2 | 1 | ||||
24 | Разделительный ь | 4 | 1 | 1 | |||
Части речи (58ч.) | |||||||
25 | Части речи | 2 | |||||
Имя существительное (19ч.) | |||||||
26 | Имя существительное как часть речи | 3 | |||||
27 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные | 4 | |||||
28 | Собственные и нарицательные имена существительные | 5 | |||||
29 | Число имён существительных | 2 | |||||
30 | Обобщение знаний об имени существительном | 5 | 1 | 1 | |||
Глагол (12ч.) | |||||||
31 | Глагол как часть речи (общее представление) | 4 | 1 | ||||
32 | Число глагола | 2 | |||||
33 | Правописание частицы НЕ с глаголом | 1 | |||||
34 | Обобщение знаний о глаголе | 2 | 1 | ||||
35 | Текст-повествование и роль в нём глаголов. | 3 | 1 | 1 | |||
Имя прилагательное (13ч) | |||||||
36 | Имя прилагательное как часть речи | 6 | |||||
37 | Единственное и множественное число имён прилагательных | 2 | |||||
38 | Обобщение знаний об имени прилагательном | 2 | 1 | ||||
39 | Текст-описание и роль в нём имён прилагательных | 3 | 1 | ||||
Местоимение (6ч) | |||||||
40 | Местоимение (личное) как часть речи | 2 | 1 | ||||
41 | Текст – рассуждение | 4 | 1 | 1 | |||
Предлоги (8ч.) | |||||||
42 | Предлоги | 8 | 1 | 1 | 1 | ||
Повторение (15ч) | |||||||
43 | Повторение | 15 | 1 | 1 | |||
Итого | 170 | 8 | 4 | 4 | 18 | 4 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка к рабочей программе по риторике 2 класс
Пояснительная записка составлена к рабочей программе по риторике 2 класс в соответствии ФГОС....
Пояснительная записка к рабочей программе по литературному чтению 3 кл
Пояснительная записка к рабочей программе по литературному чтению в 3 классе по УМК " Школа 2100"...
Пояснительная записка к рабочей программе учебной дисциплины "Конструирование"
Коротко о том, что могут уметь дети к концу учебного года по дисциплине конструирование....
Пояснительная записка к рабочей программе по физкультуре.
Пояснительная записка к рабочей программе по физкультуре. 1 класс (Матвеев)...
Пояснительные записки к рабочим программам для 2 класса по программе "Планета Знаний"
Пояснительные записки содержат разделы:1. На основании какого документа создана программа;2. Общая характеристика учебного предмета;3. Описание места учебного предмета в учебном плане;4. Описание ценн...
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...