Пояснительная записка к рабочей программе по физкультуре.
рабочая программа (1 класс) по теме

Трофимова Надежда Николаевна

Пояснительная записка к рабочей программе по физкультуре. 1 класс (Матвеев)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska..docx27.75 КБ

Предварительный просмотр:

Физическая культура

1 класс. УМК «Перспектива»

Пояснительная  записка

Рабочая программа по предмету «Физическая культура» 1класс создана на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  1. Федерального государственного стандарта начального общего образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373
  2. Примерной образовательной программы начального общего образования
  3.  «Программы общеобразовательных учреждений. Физическая культура. Начальные классы» Автор А.П. Матвеев 2008 г.
  4. Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) МОиН РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011-2012 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 2080 от 24.12.2010 г. «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих аккредитацию на 2011-2012 учебный год»
  5. Учебного плана общеобразовательного процесса на 2011-2012 учебный год
  6. Положения о рабочей программе школы.
  7. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 октября 2010 г. № ИК-1494/19

      Урок физической культуры – основная форма обучения жизненно-важным видам движений, которые имеют огромное значение в укреплении здоровья школьника. Уроки решают задачу по улучшению и исправлению осанки; оказывают профилактическое воздействие на физическое состояние ребенка; содействуют гармоничному физическому развитию; воспитывают координацию движений; формируют элементарные знания о личной гигиене, режиме дня; способствуют укреплению бодрости духа; воспитывают дисциплинированность.

Цели обучения:

Освоение физической культуры в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  1. - укрепление здоровья, повышение физической подготовленности и формирование двигательного опыта, воспитание активности и самостоятельности в двигательной деятельности;
  2. - развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости; обучение разнообразным комплексам акробатических, гимнастических, легкоатлетических и других физических упражнений общеразвивающей направленности;
  3. - формирование умений проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня, воспитание культуры общения со сверстниками и сотрудничества в условиях учебной, игровой и соревновательной деятельности;
  4. - воспитание интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями; обучение простейшим способам измерения показателей физического состояния и развития (рост, вес, пульс и т.д.)

Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:

  1. - укрепление здоровья, улучшение осанки, содействие гармоническому физическому развитию;
  2. - развитие координационных способностей;
  3. - формирование простейших знаний о личной гигиене, режиме дня;
  4. - приобщение к самостоятельным занятиям (дома), подвижным играм;
  5. - воспитание морально-волевых качеств;
  6. - воспитание устойчивого интереса к двигательной активности;
  7. - обучение детей правилам поведения во время занятий физическими упражнениями;
  8. – совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;
  9. – формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
  10. – развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;
  11. – обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.

Общая характеристика учебного предмета.

Содержание учебного предмета «Физическая культура» направленно на воспитание высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в общественной и профессиональной деятельности, умело использующих ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации здорового образа жизни

Место учебного предмета в учебном плане

Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют тре бованиям федерального государственного стандарта начального образова ния. Примерная программа  по предмету рассчитана на 99 часов. Базисный учебный план и региональный учебный план  рассчитан на 99 часов. В 1 классе на обучение «Физическая культура» отводится 33 недели (99 часов, 3 часа в неделю). Расхождений по программе нет.

Распределение учебного материала

Третий час на преподавание учебного предмета «Физическая культура» был введён приказом Минобрнауки от 30 августа 2010 г. № 889. В приказе было указано: «Третий час учебного предмета «Физическая культура» использовать на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания». Согласно методическим рекомендациям о введении третьего часа направить третий час физической культуры на формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями; гимнастики с элементами акробатики;  на общеразвивающие упражнения, подвижные игры, упражнения ритмической гимнастики, эстафеты, спортивные и подвижные игры по упрощенным правилам.

№ п/п

Название раздела программы

Количество часов

1

Теория физической культуры

6

2

Гимнастика с элементами акробатики

49

3

Легкая атлетика

14

4

Лыжная подготовка

12

5

Подвижные игры

18

Всего

99

Распределение материала по четвертям

Название раздела программы

Всего

Учебные четверти

I

II

III

IV

Теория физической культуры

6

5

1

0

0

Гимнастика

49

14

13

10

12

Легкая атлетика

14

6

2

0

6

Лыжная подготовка

12

0

0

12

0

Подвижные игры

18

2

5

5

6

Всего

99

27

21

27

24

Структура и содержание учебного предмета задаются в данной программе в конструкции двигательной деятельности с выделением соответствующих учебных разделов:«Знания о физической культуре», «Способы двигательной деятельности» и «Физическое совершенствование».

Содержание раздела «Знания о физической культуре» отработано в соответствии с основными направлениями развития познавательной активности человека: знания о природе (медико-биологические основы деятельности); знания о человеке (психолого-педагогические основы деятельности); знания об обществе (историко-социологические основы деятельности).

Раздел «Способы двигательной деятельности» содержит представления о структурной организации предметной деятельности, отражающейся в соответствующих способах организации, исполнения и контроля.

Раздела «Физическое совершенствование» (физкультурно-оздоровительная деятельность и спортивно оздоровительная деятельность) ориентирован на гармоничное физическое развитие школьников, их всестороннюю физическую подготовленность и укрепление здоровья. Данный раздел включает жизненно важные навыки и умения, подвижные игры и двигательные действия из видов спорта, а также общеразвивающие упражнения с различной функциональной направленностью.

Сохраняя определенную традиционность в изложении практического материала школьных программ, настоящая программа соотносит учебное содержание с содержанием базовых видов спорта, которые представляются соответствующими тематическими разделами: «Гимнастика с основами акробатики», «Легкая атлетика», «Подвижные  игры»,«Лыжные подготовка». При этом каждый тематический раздел программы дополнительно включает в себя подвижные игры, которые по своему содержанию и направленности согласуются с соответствующим видом спорта.

В I классе согласно учебной программе школьники по преимуществу осваивают различные способы выполнения бега, ходьбы и прыжков, лазанья и ползания: разучивают комплексы упражнений утренней гимнастики и физкультминуток, комплексы для формирования и укрепления осанки, развитие гибкости, координации движений, быстроты, выносливости. Важной особенностью содержания обучения является освоение первоклассниками подвижных игр и навыков их самостоятельной организации и проведения. Освоение учебного материала практических разделов программы сочетается с усвоением основ знаний и способов двигательной деятельности.

Теоретический материал тесно связан с практическим материалом, который школьники осваивают в динамике от I к IV классу. Программа предлагает для изучения темы, связанные с историей физической культуры и спорта, личной гигиеной, организацией самостоятельных занятий физическими упражнениями.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты

Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; формирование уважительного отношения к культуре других народов.

Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

 Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтных ситуаций.

Метапредметные результаты

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности  конструктивно  действовать даже в ситуациях неуспеха.

Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты

1. Формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации.

2. Овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия,

3. Формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателями развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости), подвижные игры.

                 Результаты освоения предмета

К концу учебного года по разделу «Знания о физической культуре» («Теория физической культуры (ТФК)») ученик научится:

  1. характеризовать роль и значение уроков физической культуры для укрепления здоровья, развития основных систем организма;
  2. раскрывать на примерах (из истории) положительное влия ние занятий физической культуры на физическое, личностное и социальное развитие;
  3. ориентироваться в понятиях «физическая культура», «режим  дня», «личная гигиена»;
  4. соблюдать правила поведения в зале и на улице во время занятий  физическими упражнениями.

Ученик получит возможность научиться:

  1. характеризовать роль и значение режима дня, личной гигиены в сохранении и укреплении здоровья;
  2. вести тетрадь по физической культуре с записями режима дня, комплексов утренней гимнастики, физкультминуток, общеразвивающих упражнений для индивидуальных занятий.

По разделу «Физическое совершенствование» («Гимнастика с элементами акробатики») ученик научится:

  1. выполнять акробатические упражнения (упоры присев, ле жа, лежа сзади; сед, сед ноги врозь, полуприсед; группировку, перекаты из седа и из упора присев вперед-назад и вправо-влево в группировке, боком; лазанье по гимнастической стенке вверх- вниз, перелезание вправо-влево; лазанье лицом и спиной к гим настической стенке; кувырок вперед; стойку на лопатках и «мост»; прыжки через гимнастическую скакалку);
  2. выполнять организующие строевые команды и приемы: «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!», «По порядку рассчитайсь!», «Шагом марш!», «Бегом марш!», «Направо!», «Налево!», «Кру гом!», «Налево в обход шагом марш!»; рассчитываться на пер- вый-второй; размыкаться в шеренге; ходить «змейкой»; строиться в одну шеренгу и колонну; перестраиваться в две шеренги.

Ученик получит возможность научиться:

         - выполнять эстетически красиво акробатические упражнения,

        - выполнять тестовые нормативы по физической подготовке

По разделу «Физическое совершенствование» («Легкая атлетика») ученик научится:

выполнять легкоатлетические упражнения (бег с высоки подниманием бедра, с захлестом голени, спиной вперед, при ставным правым и левым боком; прыжки в длину с места, с по воротами, на одной и на двух ногах, спиной вперед; броски на дальность набивного мяча (вес не должен превышать 1 кг), из-за головы двумя руками и одной рукой (правой и левой) мешочка или теннисного мячика; метание малого мяча в верти кальную цель; различать бег и ходьбу (у бега всегда есть фаз полета).

Ученик получит возможность научиться:

  1. выполнять тестовые нормативы по физической подготовке;
  2. выполнять броски и ловлю мяча в паре; ведение мяча на месте и в движении; броски мяча в кольцо способом «снизу» и «сверху»;
  3. играть в спортивную игру футбол по упрощенным правилам.

По разделу «Физическое совершенствование» («Лыжная подготовка») ученик научится:

  1. соблюдать правила безопасности при переноске лыж, пере движении на лыжах;
  2. выполнять команды: «Лыжи на плечо!», «Лыжи под руку!», «Лыжи к ноге!», «На лыжи становись!».

Ученик получит возможность научиться:        

  1. выполнять передвижения на лыжах ступающим шагом, скользящим шагом с палками и без; поворот переступанием лыж: вокруг пяток; спуск со склона в полуприседе; торможение паде нием и палками.

По разделу «Способы физкультурной деятельности» («Под вижные игры») ученик научится:

организовывать и проводить подвижные игры: русские на родные игры («Горелки»), «Волк во рву», «Воробьи - вороны», Гуси-лебеди», «Два Мороза», «День и ночь», «Жмурки», «Колдунчики», «Ловишка», «Ловля обезьян», «Охотник и зайцы». • Попрыгунчики воробушки», «Удочка», «Юла»;

  1. отбирать и выполнять комплексы упражнений для утрен ней зарядки и физкультминуток в соответствии с изученными правилами.

Ученик получит возможность научиться:

  1. вести тетрадь по физической культуре с записями режима дня, комплексов утренней гимнастики, физкультминуток, общеразвивающих упражнений для индивидуальных занятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к рабочей программе по риторике 2 класс

Пояснительная записка составлена к рабочей программе по риторике 2 класс в соответствии ФГОС....

Пояснительная записка к рабочей программе по литературному чтению 3 кл

Пояснительная записка к рабочей программе по литературному чтению в 3 классе по УМК " Школа 2100"...

Пояснительные записки к рабочим программам для 2 класса по программе "Планета Знаний"

Пояснительные записки содержат разделы:1. На основании какого документа создана программа;2. Общая характеристика учебного предмета;3. Описание места учебного предмета в учебном плане;4. Описание ценн...

Пояснительная записка к рабочей программе по физкультуре. 2 класс (для специальных коррекционных образовательных учреждений 8 вида).

Рабочая программа учебного предмета "Физическое воспитание" 2 класс составлена в соответствии с требованиями Программы специальных (коррекционных образовательных учреждений 8 видаб на основе программы...

Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже

Рабочая программа  2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...

Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).

Рабочая программа  2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...

Пояснительная записка к рабочей программе по математике на основе авторской программы «Математика» для 3-го класса В.Н.Рудницкой

   Рабочая программа по математике для 3К  класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...