Пояснительная записка к рабочей программе по физкультуре.
рабочая программа (1 класс) по теме
Пояснительная записка к рабочей программе по физкультуре. 1 класс (Матвеев)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska..docx | 27.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Физическая культура
1 класс. УМК «Перспектива»
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Физическая культура» 1класс создана на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
- Федерального государственного стандарта начального общего образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373
- Примерной образовательной программы начального общего образования
- «Программы общеобразовательных учреждений. Физическая культура. Начальные классы» Автор А.П. Матвеев 2008 г.
- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) МОиН РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011-2012 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 2080 от 24.12.2010 г. «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих аккредитацию на 2011-2012 учебный год»
- Учебного плана общеобразовательного процесса на 2011-2012 учебный год
- Положения о рабочей программе школы.
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 октября 2010 г. № ИК-1494/19
Урок физической культуры – основная форма обучения жизненно-важным видам движений, которые имеют огромное значение в укреплении здоровья школьника. Уроки решают задачу по улучшению и исправлению осанки; оказывают профилактическое воздействие на физическое состояние ребенка; содействуют гармоничному физическому развитию; воспитывают координацию движений; формируют элементарные знания о личной гигиене, режиме дня; способствуют укреплению бодрости духа; воспитывают дисциплинированность.
Цели обучения:
Освоение физической культуры в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- - укрепление здоровья, повышение физической подготовленности и формирование двигательного опыта, воспитание активности и самостоятельности в двигательной деятельности;
- - развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости; обучение разнообразным комплексам акробатических, гимнастических, легкоатлетических и других физических упражнений общеразвивающей направленности;
- - формирование умений проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня, воспитание культуры общения со сверстниками и сотрудничества в условиях учебной, игровой и соревновательной деятельности;
- - воспитание интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями; обучение простейшим способам измерения показателей физического состояния и развития (рост, вес, пульс и т.д.)
Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:
- - укрепление здоровья, улучшение осанки, содействие гармоническому физическому развитию;
- - развитие координационных способностей;
- - формирование простейших знаний о личной гигиене, режиме дня;
- - приобщение к самостоятельным занятиям (дома), подвижным играм;
- - воспитание морально-волевых качеств;
- - воспитание устойчивого интереса к двигательной активности;
- - обучение детей правилам поведения во время занятий физическими упражнениями;
- – совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;
- – формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
- – развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;
- – обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.
Общая характеристика учебного предмета.
Содержание учебного предмета «Физическая культура» направленно на воспитание высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в общественной и профессиональной деятельности, умело использующих ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации здорового образа жизни
Место учебного предмета в учебном плане
Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют тре бованиям федерального государственного стандарта начального образова ния. Примерная программа по предмету рассчитана на 99 часов. Базисный учебный план и региональный учебный план рассчитан на 99 часов. В 1 классе на обучение «Физическая культура» отводится 33 недели (99 часов, 3 часа в неделю). Расхождений по программе нет.
Распределение учебного материала
Третий час на преподавание учебного предмета «Физическая культура» был введён приказом Минобрнауки от 30 августа 2010 г. № 889. В приказе было указано: «Третий час учебного предмета «Физическая культура» использовать на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания». Согласно методическим рекомендациям о введении третьего часа направить третий час физической культуры на формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями; гимнастики с элементами акробатики; на общеразвивающие упражнения, подвижные игры, упражнения ритмической гимнастики, эстафеты, спортивные и подвижные игры по упрощенным правилам.
№ п/п | Название раздела программы | Количество часов |
1 | Теория физической культуры | 6 |
2 | Гимнастика с элементами акробатики | 49 |
3 | Легкая атлетика | 14 |
4 | Лыжная подготовка | 12 |
5 | Подвижные игры | 18 |
Всего | 99 |
Распределение материала по четвертям
Название раздела программы | Всего | Учебные четверти | |||
I | II | III | IV | ||
Теория физической культуры | 6 | 5 | 1 | 0 | 0 |
Гимнастика | 49 | 14 | 13 | 10 | 12 |
Легкая атлетика | 14 | 6 | 2 | 0 | 6 |
Лыжная подготовка | 12 | 0 | 0 | 12 | 0 |
Подвижные игры | 18 | 2 | 5 | 5 | 6 |
Всего | 99 | 27 | 21 | 27 | 24 |
Структура и содержание учебного предмета задаются в данной программе в конструкции двигательной деятельности с выделением соответствующих учебных разделов:«Знания о физической культуре», «Способы двигательной деятельности» и «Физическое совершенствование».
Содержание раздела «Знания о физической культуре» отработано в соответствии с основными направлениями развития познавательной активности человека: знания о природе (медико-биологические основы деятельности); знания о человеке (психолого-педагогические основы деятельности); знания об обществе (историко-социологические основы деятельности).
Раздел «Способы двигательной деятельности» содержит представления о структурной организации предметной деятельности, отражающейся в соответствующих способах организации, исполнения и контроля.
Раздела «Физическое совершенствование» (физкультурно-оздоровительная деятельность и спортивно оздоровительная деятельность) ориентирован на гармоничное физическое развитие школьников, их всестороннюю физическую подготовленность и укрепление здоровья. Данный раздел включает жизненно важные навыки и умения, подвижные игры и двигательные действия из видов спорта, а также общеразвивающие упражнения с различной функциональной направленностью.
Сохраняя определенную традиционность в изложении практического материала школьных программ, настоящая программа соотносит учебное содержание с содержанием базовых видов спорта, которые представляются соответствующими тематическими разделами: «Гимнастика с основами акробатики», «Легкая атлетика», «Подвижные игры»,«Лыжные подготовка». При этом каждый тематический раздел программы дополнительно включает в себя подвижные игры, которые по своему содержанию и направленности согласуются с соответствующим видом спорта.
В I классе согласно учебной программе школьники по преимуществу осваивают различные способы выполнения бега, ходьбы и прыжков, лазанья и ползания: разучивают комплексы упражнений утренней гимнастики и физкультминуток, комплексы для формирования и укрепления осанки, развитие гибкости, координации движений, быстроты, выносливости. Важной особенностью содержания обучения является освоение первоклассниками подвижных игр и навыков их самостоятельной организации и проведения. Освоение учебного материала практических разделов программы сочетается с усвоением основ знаний и способов двигательной деятельности.
Теоретический материал тесно связан с практическим материалом, который школьники осваивают в динамике от I к IV классу. Программа предлагает для изучения темы, связанные с историей физической культуры и спорта, личной гигиеной, организацией самостоятельных занятий физическими упражнениями.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты
Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; формирование уважительного отношения к культуре других народов.
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтных ситуаций.
Метапредметные результаты
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации.
2. Овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия,
3. Формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателями развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости), подвижные игры.
Результаты освоения предмета
К концу учебного года по разделу «Знания о физической культуре» («Теория физической культуры (ТФК)») ученик научится:
- характеризовать роль и значение уроков физической культуры для укрепления здоровья, развития основных систем организма;
- раскрывать на примерах (из истории) положительное влия ние занятий физической культуры на физическое, личностное и социальное развитие;
- ориентироваться в понятиях «физическая культура», «режим дня», «личная гигиена»;
- соблюдать правила поведения в зале и на улице во время занятий физическими упражнениями.
Ученик получит возможность научиться:
- характеризовать роль и значение режима дня, личной гигиены в сохранении и укреплении здоровья;
- вести тетрадь по физической культуре с записями режима дня, комплексов утренней гимнастики, физкультминуток, общеразвивающих упражнений для индивидуальных занятий.
По разделу «Физическое совершенствование» («Гимнастика с элементами акробатики») ученик научится:
- выполнять акробатические упражнения (упоры присев, ле жа, лежа сзади; сед, сед ноги врозь, полуприсед; группировку, перекаты из седа и из упора присев вперед-назад и вправо-влево в группировке, боком; лазанье по гимнастической стенке вверх- вниз, перелезание вправо-влево; лазанье лицом и спиной к гим настической стенке; кувырок вперед; стойку на лопатках и «мост»; прыжки через гимнастическую скакалку);
- выполнять организующие строевые команды и приемы: «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!», «По порядку рассчитайсь!», «Шагом марш!», «Бегом марш!», «Направо!», «Налево!», «Кру гом!», «Налево в обход шагом марш!»; рассчитываться на пер- вый-второй; размыкаться в шеренге; ходить «змейкой»; строиться в одну шеренгу и колонну; перестраиваться в две шеренги.
Ученик получит возможность научиться:
- выполнять эстетически красиво акробатические упражнения,
- выполнять тестовые нормативы по физической подготовке
По разделу «Физическое совершенствование» («Легкая атлетика») ученик научится:
выполнять легкоатлетические упражнения (бег с высоки подниманием бедра, с захлестом голени, спиной вперед, при ставным правым и левым боком; прыжки в длину с места, с по воротами, на одной и на двух ногах, спиной вперед; броски на дальность набивного мяча (вес не должен превышать 1 кг), из-за головы двумя руками и одной рукой (правой и левой) мешочка или теннисного мячика; метание малого мяча в верти кальную цель; различать бег и ходьбу (у бега всегда есть фаз полета).
Ученик получит возможность научиться:
- выполнять тестовые нормативы по физической подготовке;
- выполнять броски и ловлю мяча в паре; ведение мяча на месте и в движении; броски мяча в кольцо способом «снизу» и «сверху»;
- играть в спортивную игру футбол по упрощенным правилам.
По разделу «Физическое совершенствование» («Лыжная подготовка») ученик научится:
- соблюдать правила безопасности при переноске лыж, пере движении на лыжах;
- выполнять команды: «Лыжи на плечо!», «Лыжи под руку!», «Лыжи к ноге!», «На лыжи становись!».
Ученик получит возможность научиться:
- выполнять передвижения на лыжах ступающим шагом, скользящим шагом с палками и без; поворот переступанием лыж: вокруг пяток; спуск со склона в полуприседе; торможение паде нием и палками.
По разделу «Способы физкультурной деятельности» («Под вижные игры») ученик научится:
организовывать и проводить подвижные игры: русские на родные игры («Горелки»), «Волк во рву», «Воробьи - вороны», Гуси-лебеди», «Два Мороза», «День и ночь», «Жмурки», «Колдунчики», «Ловишка», «Ловля обезьян», «Охотник и зайцы». • Попрыгунчики воробушки», «Удочка», «Юла»;
- отбирать и выполнять комплексы упражнений для утрен ней зарядки и физкультминуток в соответствии с изученными правилами.
Ученик получит возможность научиться:
- вести тетрадь по физической культуре с записями режима дня, комплексов утренней гимнастики, физкультминуток, общеразвивающих упражнений для индивидуальных занятий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка к рабочей программе по риторике 2 класс
Пояснительная записка составлена к рабочей программе по риторике 2 класс в соответствии ФГОС....
Пояснительная записка к рабочей программе по литературному чтению 3 кл
Пояснительная записка к рабочей программе по литературному чтению в 3 классе по УМК " Школа 2100"...
Пояснительные записки к рабочим программам для 2 класса по программе "Планета Знаний"
Пояснительные записки содержат разделы:1. На основании какого документа создана программа;2. Общая характеристика учебного предмета;3. Описание места учебного предмета в учебном плане;4. Описание ценн...
Пояснительная записка к рабочей программе по физкультуре. 2 класс (для специальных коррекционных образовательных учреждений 8 вида).
Рабочая программа учебного предмета "Физическое воспитание" 2 класс составлена в соответствии с требованиями Программы специальных (коррекционных образовательных учреждений 8 видаб на основе программы...
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...
Пояснительная записка к рабочей программе по математике на основе авторской программы «Математика» для 3-го класса В.Н.Рудницкой
Рабочая программа по математике для 3К класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...