конспект урока "Правописание соединительных гласных в сложных словах."
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Предмет: Русский язык
Класс: 4
Тема урока: Правописание соединительных гласных в сложных словах.
Цели урока: Закреплять навык написания сложных слов с соединительными гласными о и е; развивать речь детей при образовании сложных слов.
Планируемые результаты:
· Предметные: способность контролировать свои действия; познакомить детей с особенностями написания сложных слов с соединительными гласными о и е.
· Личностные: понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; определять правила работы в парах, группах; положительное отношение к изучению русского языка.
Тип урока: повторение изученного.
Оборудование: Русский язык: 4 класс, 1 часть, Л.Ф.Климанова, Т.В. Бабушкина, УМК «Перспектива» 2014. Презентация, карточки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soedinitelnye_glasnye_4_klass.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель: Моисеенко Мария Сергеевна
Предмет: Русский язык
Класс: 4
Тема урока: Правописание соединительных гласных в сложных словах.
Цели урока: Закреплять навык написания сложных слов с соединительными гласными о и е; развивать речь детей при образовании сложных слов.
Планируемые результаты:
- Предметные: способность контролировать свои действия; познакомить детей с особенностями написания сложных слов с соединительными гласными о и е.
- Личностные: понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; определять правила работы в парах, группах; положительное отношение к изучению русского языка.
Тип урока: повторение изученного.
Оборудование: Русский язык: 4 класс, 1 часть, Л.Ф.Климанова, Т.В. Бабушкина, УМК «Перспектива» 2014. Презентация, карточки.
Этап урока. Метод и приемы | Время | Содержание урока. Деятельность учителя. | Деятельность ученика | УУД |
Организационный момент. Словесный: слово учителя. | ≈ 1 | Здравствуйте, ребята! Меня зовут Мария Сергеевна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Сейчас тихо, как мышки сядут девочки и ещё тише мальчики. Давайте проверим, все ли у нас готово к уроку. Внимательно посмотрите на своё рабочее место у вас на столах должны лежать: учебник, тетрадь, ручка. А теперь покажите мне, как должен сидеть настоящий ученик? Молодцы! Теперь мы готовы начинать урок. | Приветствовать учителя. Слушать учителя. | Положительное отношение к урокам русского языка, формирование ценностных ориентаций. |
Актуализация опорных знаний. Практический: записывать словосочетания Постановка учебной задачи и ее решение
Словес.: ответы на вопросы Практический: работата с упражнением Словес.: слово учителя, ответы на вопросы. Практический: работа с правилом П: работа со словами Решение частных задач Словес.: слово учителя, ответы на вопросы. П: работа с упражнением П.: составление слов | ≈ 5 ≈ 6 10 | Орфографическая минутка. -Откройте тетради, запищите сегодняшнее число. Самостоятельно спишите словосочетания с доски, вставляя пропущенные буквы. К..л..со авт..м..биля; М…та…ическая к…стрюля; Б…гатая б…блиотека; легкий уж…н; шестнадцатая кв…ртира т…перь на в…кзале; путешествие на в…сток; тр…вога на з…ре; …десь м…г…зин; св…бодный в…гон; в…лн…ваться за к…м…ндира. Поменяйтесь тетрадями с соседом и сверьте с доской. - Внимание на доску. Прочитайте однокоренные слова и выделите корень. К доске…. Лес выход вода Лесной походка водный Полесье выходил водовоз Лесоруб ходовой водичка Подлесная пароход подводный - Как вы определили корень? Какие слова образованы при помощи приставок? Какие слова образованы при помощи суффиксов Найдите в каждой группе лишнее слово. (Лесоруб, пароход, водовоз) Как называются эти слова? (Сложные слова) - Как вы думаете, почему они так называются? Откройте учебник на с. 109, прочитайте узелки на память. Сформулируйте тему сегодняшнего урока (Правописание соединительных гласных в сложных словах) А какие цели мы должны поставить перед собой? (Закреплять навык написания сложных слов с соединительными гласными о и е) - Разберемся в происхождении слова сложный. Решите две задачки. КАПУСТА – АП – А = ? ПОЛЕ +ВОД = ? ВОДА – А + ПАД = ? (водопад) БЕЛЫЙ – ЫЙ + О + СНЕЖОК – О + А = ? (белоснежка) Как получилось слово куст? Как получилось слово полевод? Как называется буква, которая соединяет два корня при образовании сложных слов? (Соединительная.) - Предлагаю немного поиграть. Сейчас я вас разделю на 3 группы (по цветам). Сейчас я раздам каждой группе конверты с карточками, на которых записаны корни слов и соединительные гласные. Вам нужно составить слова. Та, группа, которая вперёд всех закончит рассаживается тихонько по местам и не мешает другим. (-воз, о, пыл-, о, книг-, е, -рог, -ход, о, пар-, нос-, е, -сос, люб-, мор-, сам-, о, -вар, верт-, о, -лёт, везд-, е, -ход, лес-, о, -руб, птиц-, е, -лов.) Проверяем. (Паровоз, перелесок, книголюб, носорог, мореход, самовар, вертолёт, вездеход, лесоруб, птицелов) | Списать словосочетания с доски в тетрадь. Вставить пропущенные буквы. Взаимопроверка с доски. Работать у доски. Выполнять задания учителя. Отвечать на вопросы. Работать с правилом. Строить речевые высказывания. Формулировать тему и цели урока. Решать задачи. Строить речевые высказывания. Работать в группах. Составлять слова. | П: строят речевое высказывание К: умение достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
П: извлекают необходимую информацию из правила; осуществляют по учебнику поиск необходимой информации; дополняют и расширяют знания. Р: постоновка учебной задачи
П: строят рассуждение Р: осмысляют уч. материал; К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания. |
Физкультминутка Практич.:выполнять упражнения П: работа с упражнением. Словес.: слово учителя, ответы на вопросы. | ≈ 3 15 | «моль» А теперь откройте учебник на с.109 упр.192. Какие соединительные гласные пишут в сложных словах? Давайте ещё раз прочитаем правило в рубрике «Узелки на память.» Можно ли соединительную гласную назвать орфограммой? Почему? (В сложных словах соединительная гласная пишется в безударном слоге) Сейчас выполняем упражнение с.109 упр.193, один у доски остальные в тетради. Прочитайте получившиеся предложения. Выполнение задания из рабочей тетради с.67 упр. 109 Откройте рабочие тетради на с. 67 упр. 111. Прочитайте задание. Согласны ли вы с Ваней? Сколько слов у вас получилось? (Четыре: рыболов, кораблестроитель, хоровод, небосклон) Запишите сложные слова в тетрадь. | Выполнять упражнения. Отвечать на вопросы. Читать правило. Выполнять письменно упражнение. | К: умение слушать и слышать. Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; осуществлять самоконтроль и контроль хода выполнения работы и полученного результата. |
Рефлексия. Словесный: ответы на вопросы, самоанализ. Итог урока. Словесный: ответы на вопросы, обобщение д/з | ≈ 4 2 | Откройте рабочие тетради на с.67 выполняем самостоятельно упр.110. Сколько слов вы написали? (Семь: самосвал, ледокол, лесоруб, пешеход, вертолет, самовар, путешествие). Какие слова называются сложными? Почему они так называются? Как образуются сложные слова? Чем запомнился урок? Домашнее задание с.109 упр.194. | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Отвечать на вопросы. Записывать д/з. | Р:осуществляют итоговый контроль Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Правописание соединительных гласных в сложных словах"
Данный урок был проведен по ОС "Школа 21 века", но он подходит ко всем УМК. Урок строится в личностно-ориентированной технологии, дети имеют право на выбор, работают в парах и группах, проведена рефле...
Конспект урока русского языка "Правописание сложных слов" 3 класс ПНШ
Урок с использованием технологии проблемного обучения и исследовательских методов....
Конспект урока русского языка "Правописание сложных слов" 3 класс ПНШ
Урок с использованием технологии проблемного обучения и исследовательских методов....
Конспект урока для 4 класса. Школа России. Тема: Сложные слова. Соединительные гласные в сложных словах
Конспект урока русского языка.Тема: Сложные слова. Соединительные гласные в сложных словах Цели деятельности учителя: различать сложные слова, находить в них корни; наблюдать за правописанием сло...
Тема урока Сложные слова. Соединительные гласные в сложных словах
Конспект урока по теме " Сложные слова. Соединительные гласные в сложных словах" с презентацией....
Технологическая карта урока по русскому языку, УМК «Перспектива», 4 класс, тема: «Сложные слова. Соединительные гласные в сложных словах.»
Цель урока: формирование у учащихся представления о соединительных гласных в сложных словах, умение писать сложные слова с соединительными гласными.Задачи урока:Дидактические:1) Позн...
Урок русского языка в 4 классе "Правописание соединительных гласных в сложных словах"
Урок, целью которого является закрепление навыков написания сложных слов с соединительными гласными о и е, развитие речи детей при образовании сложных слов....