Рабочая программа по внеурочной деятельности "Риторика. Мастерская речевого творчества"
рабочая программа
Программа соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта второго поколения и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов, направлена на развитие речевого творчества младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_ritorika._masterskaya_rechevogo_tvorchestva.4-a.docx | 32.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Новоаганская общеобразовательная средняя школа №1
«Рассмотрено». на заседании МС _______________ Протокол №____ от «___» _______2019г | «Согласовано». заместитель директора по УВР ______________2019г Сергеева Е.В. | «Утверждаю». Директор МБОУ «НОСШ» №1____________ Константинова Л.Н.. Приказ №___ от «__» ___2019 |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
Риторика
(Мастерская речевого творчества)
Для 4-а класса
(2 часа в неделю)
Составитель: учитель
начальных классов
Хомяк Надежда Атласова
2019-2020учебный год
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по риторике Мастерская речевого творчества составляются на основе: Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 06.10.2009 г №373; с изменениями, утвержденными приказом МО и Н РФ от 26 ноября 2010 года, приказом МО и Н РФ №1576 от 31 декабря 2015 года);
Программа разработана на основе «Примерные программы внеурочной деятельности» Москва «Просвещение» 2011г.Планирование составлено на основе методического комплекса В.А.Синицина «Мастерская речевого творчества» 4 класс программы спецкурса.2010гМосква.РОСТ
Программа соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта второго поколения и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов, рассчитана на 272 учебных часов и предполагает равномерное распределение этих часов по классам с целью проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками. Режим работы: на 68 часа – в 1-4 классе.
Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189);
Учебного плана МБОУ «Новоаганская ОСШ №1»; годового учебного календарного графика на текущий учебный год; основной образовательной программы МБОУ «Новоаганская ОСШ №1»; - учебно-методического комплекса
Содержание занятий отвечает требованию к организации внеурочной деятельности.
Количество обучающихся – 12-15 человек
Главная цель курса: разностороннее развитие личности ребёнка
Задачи:
- формирование образа мира средствами развития устной и письменной формы речевого творчества;
- приобщение к ценностям культуры;
- развитие творчества и интереса к познанию;
- формирование здорового и безопасного образа жизни;
- приобщение к семейным ценностям.
Планируемые результаты освоения курса к концу третьего года обучения
Личностные результаты:
- определять и выполнять правила работы в парах, в малой группе;
- учитывать мнение одноклассников, делать правильный выбор;
- нести ответственность за свои поступки;
- быть способным к саморазвитию;
- осознание ответственности за благополучный результат совместного труда;
- уметь сотрудничать с одноклассниками, проявлять доброжелательность;
- осознание ценностного отношения к слову, к учебному предмету «русский язык»;
- развитие учебно-познавательной мотивации.
Метапредметные результаты:
а) Регулятивные УУД:
- работать по плану, планировать свои действия;
- высказывать и доказывать свою точку зрения;
- анализировать свою работу;
- удерживать учебную задачу;
- выбирать и выполнять действия для решения поставленной учебной задачи;
- вносить коррективы в действие после его завершения на основе его оценки;
- концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений;
- сличать способ действия и его результат;
- соотносить правильность планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.
б) Познавательные УУД:
- пользоваться и ориентироваться в орфографическом и толковом словарях;
- анализировать и сравнивать информацию, обобщать и формулировать выводы;
- использовать общие приемы решения задачи;
- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
- выделять необходимую информацию из литературных источников;
- строить рассуждения;
- осуществлять смысловое чтение;
- устанавливать причинно-следственные связи.
в) Коммуникативные УУД:
- конструировать разные предложения, строить и вести диалог;
- уметь слушать и слышать речь собеседника;
- уметь договариваться при совместной работе;
- ставить вопросы, обращаться за помощью;
- формулировать собственное мнение;
- строить монологическое высказывание;
- оказывать взаимопомощь.
Предметные результаты:
Обучающиеся научатся:
- составлять кроссворд;
- придумывать загадки согласно изученным моделям;
- готовить сообщения;
- различать сообщения от докладов.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- определять тему сообщения и доклада;
- работать с литературными источниками;
- оформлять сообщения, доклад согласно требованиям, к работе;
- владеть нормами грамотной, правильной речи.
Объекты мониторинга:
- Оценка востребованности форм и мероприятий внеклассной работы;
- Сохранность контингента всех направлений внеурочной работы;
- Анкетирование школьников и родителей по итогам года с целью выявления удовлетворённости воспитательными мероприятиями;
- Анкетирование школьников и родителей в рамках внутри школьного контроля.
- Вовлеченность обучающихся во внеурочную образовательную деятельность, как на базе школы, так и вне ОУ;
- Развитие и сплочение ученического коллектива, характер межличностных отношений;
- Результативность участия субъектов образования во внеурочной деятельности «Мастерская речевого творчества».
Ожидаемые результаты.
- Овладение техникой творчества (искусством слова, приёмами ремесла, умением создавать «законченную вещь», то есть произведение, умениями удивляться всему; видеть, слышать, ощущать; мечтать, фантазировать.).
- Накопление лексики, разработка грамматических моделей и сцепление предложений в связный текст или устную речь в ситуации общения, путём включения разнообразных обратных связей и формирования критериев оценки конечного речевого продукта.
- Самореализация в творческих самостоятельных работах, позволяющих учащимся использовать, проявлять и развивать свои индивидуальные способности и таланты, обеспечивающие возможность повышения качества знаний в учебной деятельности.
- Развитие креативных способностей как самостоятельного фактора, который является результатом обучения творческой деятельности школьников.
Содержание курса, предмета (68 часов)
Язык – самое удивительное, что есть на свете.
Понятия, что такое «язык» и «речь». Раскрытие смысла этих похожих слов.
Работа с толковыми словарями. Работа с высказываниями великих русских писателей М. Горького, В. Белинского и т.д.
Что такое речь и культура речи? Устная речь (слушание, говорение). Продолжается работа по уяснению взаимосвязи между целью, содержанием и формой высказывания в новых речевых ситуациях. Выбор адекватных средств: слов, интонации, темпа речи, тембра и силы голоса, жестов, мимики.
Практическое овладение монологом, диалогом, расширение опыта на содержании упражнений. Выражение собственного мнения. Его обоснование. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Применение речевого этикета и куль - туры речи в ежедневных ситуациях учебного и бытового общения.
Письменная речь (чтение, письмо). Представление о типах речи: повествование, описание, рассуждение. Представление о стилистических различиях языка в научном (научно-популярном), художественном и деловом текстах. Смысловые связи между частями текста. Микротемы, их логическая последовательность в тексте. План. Составление содержательного и стилистически точного продолжения к началу текста. Изменение стиля текста (об одном и том же по-разному). Способы выражения позиции автора.
Необходимое и достаточное для выражения цели высказывания в соответствии с выбранной автором формой. Сравнение разных способов выражения одной цели высказывания или одной темы высказывания. Знакомство с особенностями составления рекламы, афиши, инструкции. Знакомство с различными видами изложений. Сочинения (репродуктивные и творческие). Предварительный отбор материала для сочинения. Использование специальной и справочной литературы, словарей, газет, журналов, Интернета. Анализ учениками написанных работ. Редактирование сочинений. Использование детских сочинений в качестве содержания на различных учебных предметах. Составление альбомов. Выставки детских работ. Оформление диалога: реплики, слова автора.
Способы связи предложений в тексте. Способы связи слов в предложении.
Изменение смысла высказывания при распространении основы предложения и его сокращении до основы.
Значение слову жизнь даёт
«Олимпиада», «Эмоции. Мимика. Жесты», «Компьютер».
Продолжается работа с информацией. Пробудить интерес к отдельно взятому (самостоятельному слову) слову и необходимости постоянного обращения к толковому словарю. В разделе «Лексика» изучение однозначности и многозначности слова. На занятиях слово характеризуется с разных сторон: произношение (орфоэпия), правописание (орфография), лексическое значение (лексикология), происхождение (этимология), строение (морфемика), способ образования (словообразование). Слова рассматриваются в составе словосочетаний, предложений (разных по цели высказывания, по интонации – эмоциональной раскраске), маленького текста. Знакомство со значениями слов, которые связаны с повседневной их жизнью. От научного портрета слова постепенно переводится разговор в нравственную плоскость. На конкретных текстах, раскрывается нравственно – эстетический смысл, которым наполнено это слово.
Предложенный материал включает задания, основанные на знании программного материала, задания, требующие логического размышления и внимания, задания на эрудицию и сообразительность, творческие задания.
На олимпиадах детям предлагают задания, позволяющие судить о богатстве словарного запаса учащегося. Прежде всего, это задания, связанные с синонимией слов. Синонимы – это слова, различные по звучанию и написанию, но близкие по значению. Синонимов в одном ряду может быть два, три и больше (печальный - веселый - грустный; смелый - бесстрашный - храбрый - мужественный - отважный).
Знание синонимов позволяет учащимся более точно выражать свои мысли, приближая речь к образцам художественной выразительности. Чем больше слов-синонимов знает человек, тем точнее он выражает свою мысль.
Поучительные тексты для размышления
Практическое овладение монологом, диалогом, расширение опыта на содержании упражнений. Выражение собственного мнения. Его обоснование.
Письменная речь (чтение, письмо). Представление о типах письменной речи: повествование, описание, рассуждение. Представление о стилистических различиях языка в научном (научно-популярном), художественном и деловом текстах. Смысловые связи между частями текста. Микротемы, их логическая последовательность в тексте. План. Составление содержательного и стилистически точного продолжения к началу текста. Изменение стиля текста (об одном и том же по-разному). Способы выражения позиции автора.
Необходимое и достаточное для выражения цели высказывания в соответствии с выбранной автором формой. Сравнение разных способов выражения одной цели высказывания или одной темы высказывания.
Знакомство с особенностями составления рекламы, афиши, инструкции.
Знакомство с различными видами изложений. Сочинения (репродуктивные и творческие). Предварительный отбор материала для сочинения. Использование специальной и справочной литературы, словарей, газет, журналов, Интернета. Анализ учениками написанных работ. Редактирование сочинений. Использование детских сочинений в качестве содержания на различных учебных предметах. Составление альбомов. Выставки детских работ. Оформление диалога: реплики, слова автора.
Способы связи предложений в тексте. Способы связи слов в предложении.
Изменение смысла высказывания при распространении основы предложения и его сокращении до основы.
Подведём итоги
Участие в итоговом занятии в игровой форме. Анкетирование и ответы на вопросы по обобщению пройденного в течение года.
Речетворческий отчёт
Речетворческий отчёт четвероклассников: презентация – защита продуктов речетворческой деятельности (стишки, сказки. Тексты разных типов и стилей). Форму речетворческого отчёта определяет учитель по своему усмотрению.
4.Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Количество часов | ||
теоретических | практических | всего | ||
1 | Введение | 1 | 1 | 2 |
2 | Общение | 11 | 11 | 22 |
3 | Текст | 8 | 8 | 16 |
4 | Вторичные тексты | 3 | 3 | 6 |
5 | Объявления | 4 | 4 | 8 |
6 | Спорить или ссориться? Сочиняй! | 7 | 7 | 14 |
Итого | 34 | 34 | 68 |
5.Календарно-тематическое планирование
№п/п | Название раздела и темы | Дата | |
План | Факт | ||
Мастерская речевого творчества (68 часов) | |||
Введение (2ч) | |||
1 | Вводное занятие «Наше творчество» | ||
2 | Книги, прочитанные летом. | ||
Общение (22ч) | |||
3 | Что значит общаться? | ||
4 | Твоя коммуникативная задача. | ||
5 | А вместе мы называемся так. | ||
6 | Твоя коммуникативная задача. | ||
7 | Виды общения | ||
8 | Один-немного-много | ||
9 | Виды общения | ||
10 | Словесное и несловесное общение. | ||
11 | Главный секрет Демосфена | ||
12 | Твой голос. Подышим? Подышим! | ||
13 | Главный секрет Демосфена | ||
14 | Скороговорки, докучные сказки, кричалки. | ||
15 | Речь правильная и хорошая. | ||
16 | Речь без ошибок. | ||
17 | Речь правильная и хорошая. | ||
18 | Говори – пиши точно. | ||
19 | Будь вежлив. | ||
20 | Что вы знаете о вежливости. | ||
21 | Будь вежлив. | ||
22 | Просить, умолять, клянчить. Вежливый отказ. | ||
23 | Учимся слушать. | ||
24 | Слышать-слушать-внимать. Кто и как слушает. | ||
Текст (16ч.) | |||
25 | В мире текстов. | ||
23 | Ключики-замочки. | ||
27 | В мире текстов. | ||
28 | Тема, микротема. | ||
29 | Пиктография. | ||
30 | Сочинение в рисунках. | ||
31 | Правим текст. | ||
32 | «Цветная сказка» | ||
33 | Значение слова. | ||
34 | Что я чувствую и представляю, когда я слышу слово «доброта» | ||
35 | Ритм-основа искусства. | ||
36 | Ритм в искусстве слова. | ||
37 | Роль рифмы в авторской поэзии. | ||
38 | Сочиняем стихи по рифме. | ||
39 | Сочинение-миниатюра. | ||
40 | «В цирке» | ||
Вторичные тексты (6ч) | |||
41 | Вторичные тексты. | ||
42 | Когда быть вторым совсем не обидно. | ||
43 | Когда я слышу слово «камень» | ||
44 | Пересказы-пересказы. | ||
45 | Перескажите подробно. | ||
46 | Пересказы-пересказы. | ||
47 | Коротко, да ясно. | ||
Объявления (8ч) | |||
48 | Объявления. | ||
49 | Что? Где? Когда? | ||
50 | Структура бытовой сказки. | ||
51 | Мини-зарисовки. | ||
52 | О чём ещё может рассказать объявление? | ||
53 | Секреты устных объявлений. | ||
54 | Глашатаи и зазывалы. | ||
55 | Приглашаем посмотреть, побывать, развлечься. | ||
Спорить или ссориться? Сочиняй! (14ч) | |||
56 | Сказочная страна. | ||
57 | Волшебный мир сказки. | ||
58 | Сказочные действия, сказочный язык. | ||
59 | «Пробуем перо». | ||
60 | Поэтическая минутка | ||
61 | «Пробуем перо». | ||
62 | Поэтическая минутка | ||
63 | Создание сборника творческих работ. | ||
64 | Оформление альбома. | ||
65 | «Моя любимая книга» | ||
66 | Диагностическая работа. | ||
67 | «Наше творчество» | ||
68 | Заключительный урок. |
Материально-техническое, учебно-методическое и информационное обеспечение:
Книгопечатная продукция
Литература для учащихся:
- Мастерская речевого творчества. Играем, мечтаем, рассказываем: Рабочая тетрадь для1 - 4 класса/ В. А. Синицын. – М.: Росткнига, 2014. – (Наша новая школа. Юным умникам и умницам).
- «Школьная риторика» Развитие речи.Т.А.Радыженская. в 2 частях. Москва. Издательский дом «Дрофа».1998г.
Литература для учителя:
- Мастерская речевого творчества: Методическое пособие: Программа спецкурса КОУ / В. А. Синицын. - М.: Росткнига, 2014. – (Наша новая школа. Юным умникам и умницам).
Рекомендуемая литература для учителя:
- Каландарова Н.Н. Уроки речевого творчества. Мастерская учителя. Москва. «ВАКО». 2009.
- В.А. Синицын В.А. Путь к слову/Из записок учителя. Пособие по развитию речи для преподавателей русского языка, учителей начальных классов и их учеников / - 2-е изд. – М.: АО «Столетие», 1997.
- Соколова Т.Н. Школа развития речи. Рабочая тетрадь для 3 класса/ В. А. Синицын. – М.: Росткнига, 2011. – (Наша новая школа. Юным умникам и умницам).
- Соколова Т.Н. Школа развития речи. Методическое пособие. – М.: Росткнига, 2011. – (Наша новая школа. Юным умникам и умницам).
- Олейник О.В., Кабанюк Л.П. Проектная деятельность. Методика обучения. Проекты по русскому языку 2-4 классы. Москва. «ВАКО». 2013.
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / (сост. Е.С.Савинов).- 3-е изд.- М.: Просвещение, 2011.-204с.- (Стандарты второго поколения).
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В.А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.; под ред. В.А. Горского. – 2 изд. – М.: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения)
- Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д.В. Григорьев, В. П. Степанов. - М.: Просвещение, 2011. (Работаем по новым стандартам).
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя /А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская. И. А. Володарская, под ред. А. Г. Асмолова. – 3-изд. – М.: Просвещение, 2011.
Электронные образовательные ресурсы:
1. Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)
2. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)
3. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)
Технические средства
- Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
- Компьютер
- Мультимедийный проектор.
- Интерактивная доска.
- Видеофильмы, соответствующие тематике программы по развитию речи.
- Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по развитию речи
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочная деятельность. Мастерская речевого творчества. 2 класс
Пояснительная записка...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Мастерская речевого творчества".
Рабочая программа внеурочной деятельности "Мастерская речевого творчества". 2 класс....
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Час речевого творчества»
Рабочая программа внеурочной деятельности составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования и Программы начального общего образования для 3 класса «Детская риторика в рас...
Программа по внеурочной деятельности "Мастерская речевого творчества"
Программа по внеурочной деятельности "Мастерская речевого творчества"...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Мастерская речевого творчества" 2 класс
Рабочая программа "Мастерская речевого творчества" для 2 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мастерская речевого развития" 4 класс
Внеуроная деятельность...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Уроки речевого творчества»
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1-4 класса«Уроки речевого творчества»...