Частые вопросы по 1 классу
консультация (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Правовая поддержка учителей работающих в первом классе.
Адаптационный период в вопросах и ответах*
№ п/п | Вопрос/проблема | Ответ | ||
|
| краткий | извлечение из документа | вид и статус документа |
1 | В каких образовательных учреждениях может проходить первый год начального обучения? |
| 1. Образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста (ГОУ "Начальная школа - детский сад", прогимназия). Уроки проводит школьный учитель, внеучебную деятельность осуществляет воспитатель дошкольного учреждения. 2. Общеобразовательная школа. Режим дня соответствует начальной ступени общеобразовательной школы. Время пребывания детей - не более 4-х часов. Уроки проводит учитель. Если школа располагает условиями для организации полного дня (спальня, питание, игровая комната, участок), возможно пребывание детей в течение 9-10 часов | |
2 | Обязателен ли сон в первом классе? | Нет | Если школа располагает условиями для организации полного дня (спальня, питание, игровая комната, участок), возможно пребывание детей в течение 9-10 часов. | |
3 | Каким должно быть речевое развитие детей седьмого года жизни? |
| Речевое развитие детей седьмого года жизни предполагает наличие хорошего словарного запаса (3,5 - 7 тыс. слов), умение правильно произносить все звуки родного языка и способ ность к простейшему звуковому анализу слов | |
4 | Каков уровень мыслительной деятельности детей седьмого года жизни? |
| Уровень развития мыслительной деятельности обеспечивает возможность школьного обучения. Наиболее характерно для детей этого возраста наглядно-образное и действенно-образное мышление, создаются предпосылки для формирования логической формы мышления | |
5 | Каков уровень зрительно-пространственного восприятия у детей седьмого года жизни? |
| Они способны характеризовать пространственные взаимоотношения предметов (справа - слева, над - под, на - за, сверху - снизу и др.), различать пространственное расположение фигур, деталей на плоскости. Дети этого возраста различают геометрические фигуры, выделяют их в предметах окружающего мира; способны к классификации фигур по форме, размеру, цвету; различают и выделяют буквы и цифры, написанные разным шрифтом; могут мысленно находить часть целого, достраивать фигуры по схеме, конструировать их из деталей | |
6 | Каков уровень развития зрительно-моторных координации у детей седьмого года жизни? |
| Развитие зрительно-моторных координации позволяет детям 6 лет координировать свои движения. Дети могут срисовывать простые геометрические фигуры, предметы, пересекающиеся линии, буквы, цифры с соблюдением размеров, пропорций, соотношений штрихов. В то же время для этого возраста характерно слабое развитие моторики мелких мышц рук | |
7 | Каков уровень развития слухомоторных координации у детей седьмого года жизни? |
| Развитие слухомоторных координации позволяет различать и воспроизводить несложный ритмический рисунок, выполнять под музыку ритмические движения и т. п. | |
8 | Каков уровень произвольного внимания у детей седьмого года жизни? |
| Дети этого возраста способны к произвольному вниманию, однако его устойчивость еще невелика и во многом зависит от условий организации обучения и индивидуальных способностей. Следует отметить, что это относится к однотипной деятельности. Например, ребенок может активно заниматься только чтением (письмом, беседой и т. п.) не более 10-12 минут. Учитывая это, учитель должен разнообразить деятельность в течение одного урока. Кроме этого, важно иметь в виду, что дети не способны быстро и слишком часто переключать внимание с одного объекта на другой (за урок ребенок может переключаться на разные виды деятельности не более трех раз) | |
9 | Сколько раз ребенок может переключаться в ходе урока на разные виды деятельности? | Не более трех раз | За урок ребенок может переключаться на разные виды деятельности не более трех раз. Шестилетние дети способны сосредоточенно, без отвлечений заниматься однотипной деятельностью 10-12 минут, что определяет требования к организации и структуре урока в первом классе | |
10 | Каковы особенности памяти у ребенка седьмого года жизни? |
| Особенности памяти таковы: ребенок не может одновременно воспринимать более двух объектов. У него преобладает непроизвольное запоминание, в то же время он способен и к произвольным действиям памяти. Использование наглядных средств обучения способствует развитию произвольного запоминания. Объем памяти резко возрастает при активном и осознанном восприятии и запоминании | |
11 | Какова продолжительность учебного года для первоклассников четырехлетней начальной школы? | Не более 33-х недель, каникулярного времени в течение учебного года - не менее 37 дней | Продолжительность учебного года для первоклассников четырехлетней начальной школы - не более 33 недель, каникулярного времени в течение учебного года - не менее 37 дней. В связи с тем, что, как правило, учебный год делится на четыре не равные по продолжительности четверти, с целью профилактики переутомления организуются дополнительные каникулы в середине третьей, самой длинной четверти. Оптимальное чередование учебного и каникулярного времени в годовом кален дарном плане - 5-6 недель учебы сменяются недельными каникулами | |
12 | В какую смену можно проводить занятия с учащимися первых классов? | Только в первую смену! | Занятия первоклассников проводятся только в первую смену. Время их начала - 8.30. - 9.00. Запрещается проводить уроки во второй половине дня | |
|
|
| В общеобразовательных учреждениях, работающих в несколько смен, младшие школьники должны обучаться в первую смену | |
13 | Какова продолжительность учебной недели? | Только 5 дней | Рекомендуемая продолжительность учебной недели - 5 дней. Объем недельной нагрузки не должен превышать 20 часов, дневная учебная нагрузка - не более четырех уроков | |
14 | Какова продолжительность урока в адаптационный период? | 35 минут | Продолжительность урока - 35 минут с обязательным проведением двух физкультминуток по 1,5 - 2 минуты каждая. Их рекомендуется проводить на 10 и 20 минутах урока (за исключением уроков физкультуры, ритмики и т. п.) | |
|
|
| В целях облегчения процесса адаптации детей к требованиям школы в первых классах следует применять "ступенчатый" режим учебных занятий с постепенным наращиванием учебной нагрузки: — в сентябре - 3 урока продолжительностью 35 минут; — с октября — 4 урока по 35 минут каждый; — со второго полугодия - по таблице максимально допустимого количества часов | |
15 | Как увеличивается нагрузка (количество уроков) в первом классе? |
| Для облегчения процесса адаптации детей к требованиям школьного обучения учебная на грузка увеличивается постепенно: в сентябре-октябре проводится ежедневно по три урока. Остальное время заполняется целевыми прогулками, экскурсиями, физкультурными занятиями, развивающими играми. Со второй четверти ежедневно проводится 4 урока | |
16 | Какова продолжительность адаптационного периода? | Сентябрь - октябрь |
| Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений . (СанПиН). Приказ Минздрава России от 06.08.1999 г. №309 |
17 | Какова продолжительность перемен в адаптационный период? |
| Продолжительность перемен между уроками -не менее 10 минут, большой перемены после второго урока - не менее 20 минут. В это время организуется завтрак в помещении школьной столовой или буфета. После третьего (или второго) урока необходимо проводить динамическую паузу (прогулку на свежем воздухе или игры в помещении) длительностью не менее 40 минут | |
18 | Что необходимо учитывать при составлении расписания уроков? |
| При составлении расписания уроков необходимо учитывать следующее: - уроки, требующие большого умственного напряжения (русский язык, родной язык, математика), рекомендуется проводить первыми или вторыми; - уроки по искусству, окружающему миру, труду целесообразно проводить после динамической паузы (третий урок), а уроки с преобладанием двигательного компонента (физкультура, ритмика и др.) - последними | |
19 | Что такое недельный разгрузочный день в учебной неделе? |
| Пятидневная учебная неделя для первоклассников предусматривает дополнительно разгрузочный день - четверг. В этот день отсутствуют уроки по математике, проводятся экскурсии по ознакомлению с окружающим миром, уроки искусства и физкультуры | |
20 | Можно ли отводить в первом классе дополнительные часы на факультативы и занятия с отстающими? | Нет | Недопустимо введение в первом классе дополнительных часов на факультативы, занятия с отстающими. Последнее особенно важно, так как отстающие дети, как правило, имеют ослабленное здоровье или специфические особенности нервной системы, что категорически исключает увеличение для них учебной нагрузки | |
21 | Можно ли ставить оценки (отметки) в первом классе? | Нет | В первом классе четырехлетней начальной школы исключается система балльного (отметочного) оценивания. Недопустимо также использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки, самолетики, солнышки и пр.). Допускается лишь словесная объяснительная оценка. Кроме этого, нельзя при неправильном ответе ученика говорить "не думал", "не старался", "неверно", лучше обходиться репликами "ты так думаешь", "это твое мнение", "давай послушаем других" и т. д. | |
22 | Каковы требования к оцениванию? Что категорически нельзя оценивать? | Темп работы, личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов | Никакому оцениванию не подлежат: темп работы ученика, личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.) | |
23 | Проводятся ли контрольные работы в первом классе? |
| В течение первого полугодия первого года обучения контрольные работы не проводятся. | |
|
|
| Итоговые контрольные работы проводятся в конце учебного года не позднее 20-25 апреля; в день можно провести не более одной контрольной работы | Письмо Минобразования России от 19.11.1998 г. № 1561/14-15 "Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе" |
24 | Можно ли задавать домашнее задание в первом классе? | Нет | В первом классе четырехлетней начальной школы домашние задания не задаются | |
|
|
| Домашние задания даются обучающимся начальной школы с учетом возможности их выполнения в следующих пределах: — в 1-м классе (со второго полугодия) - до 1 часа; — во 2-м - до 1,5 часов; — в 3-4-м - до 2 часов. При этом учитываются индивидуальные психофизиологические особенности детей | |
25 | Можно ли задавать домашнее задание на выходные и праздничные дни? | Нет | Для обеспечения полноценного отдыха детей в течение рабочей недели недопустимо давать домашние задания на понедельник | |
26 | Можно ли учащихся первого класса оставлять на повторное обучение? | Нет | Обучающиеся первого класса четырехлетней начальной школы на второй год не оставляются | |
27 | Для всех ли систем и образовательных учреждений едины задачи адаптационного периода? | Для всех | Задачи адаптационного периода едины для всех систем начального образования | |
28 | Сколько уроков и какой продолжительности надо проводить в период адаптации (сентябрь - октябрь)? | Потри урока по 35 минут каждый | В первом классе в сентябре и октябре проводится по 3 урока по 35 минут каждый | |
|
|
| "... в сентябре - октябре проводится ежедневно по три урока. Остальное время заполняется целевыми прогулками, экскурсиями, физкультурными занятиями, развивающими играми" | |
29 | Как быть учителю, которому должны оплачивать ставку, а количество уроков в адаптационный период не более трех? |
| Чтобы выполнить задачу снятия статического напряжения школьников, предлагается на четвертых уроках использовать не классно-урочную, а иные формы организации учебного процесса | |
30 | Как планировать проведение четвертого часа занятий? |
| В течение восьми недель учитель может планировать последними часами уроки физической культуры, а также уроки по другим предметам в форме уроков-игр, уроков-театрализаций. уроков-экскурсий, уроков-импровизаций и т. п. Поскольку эти уроки также являются обучающими, то фактически в иной, нетрадиционной форме изучается или закрепляется программный материал. Уроки физического воспитания в течение первых двух месяцев (16 уроков, по два урока в неделю) направлены в первую очередь на развитие и совершенствование движений детей и по возможности проводятся на свежем воздухе. На уроках используются различные игры и игровые ситуации. При проведении трех уроков в день в течение двух месяцев четвертые учебные часы следует планировать иначе, чем традиционные уроки. Эти сорок часов учебной нагрузки (8 недель по 1 уроку ежедневно) можно распланировать следующим образом: 16 уроков физкультуры и 24 нетрадиционных урока, которые можно распределить между разными предметами, использовав гибкое расписание уроков. Например, провести последними уроками в течение сентября-октября 4—6 экскурсий по окружающему миру. 3—4 - по изобразительному искусству, 4—6 -по труду. 4—5 урока - театрализации по музыке и 6—7 уроков-игр и экскурсий по математике | |
31 | Как фиксировать проведение четвертого часа в классном журнале? | Указывать форму и тему занятия | В классном журнале целесообразно указывать форму проведения урока, если урок проводится не в классно-урочной форме | |
32 | Каковы особенности организации уроков математики в адаптационный период? |
| "…Работа по ознакомлению детей с числами и действиями с ними строится на основе полной предметной наглядности в ходе проведения игр, практических работ, экскурсий и др. В зависимости от характера заданий дети могут на уроке вставать из-за парт, свободно перемещаться, подходить к столу учителя, к полкам, игрушкам, книгам и т. д. На уроках часто используются игровые приемы обучения. Большое место на занятиях математики следует отводить дидактическим играм, позволяя детям подвигаться, обеспечивая смену видов деятельности на уроке". Изучение некоторых вопросов курса математики в этот период можно проходить не только на уроках в классе, но и уроках-играх в хорошо оборудованной игровой комнате и уроках-экскурсиях. Один урок математики каждую неделю рекомендуется проводить на воздухе | |
33 | Каковы особенности организации уроков окружающего мира в адаптационный период? |
| Адаптационный период совпадает по времени с сезоном года, когда в большинстве регионов страны имеются благоприятные возможности для проведения экскурсий и целевых прогулок, в ходе которых происходит непосредственное знакомство детей с окружающим миром. Кроме экскурсий и целевых прогулок целесообразно на уроках окружающего мира изучение части материала в форме подвижных игр и игр-театрализаций | |
34 | Каковы особенности организации уроков музыки в адаптационный период? |
| "... Учебная деятельность первоклассников на уроках музыки может включать в себя ярко выраженные игровые элементы. Учителем могут использоваться следующие образно-игровые приемы: — пластическое интонирование; — музыкально-ритмические движения; — свободное дирижирование: — игра на элементарных музыкальных инструментах; — разыгрывание и инсценировки стихов и музыки и др. | |
35 | Каковы особенности организации уроков изобразительного искусства в адаптационный период? |
| Художественные занятия в период адаптации . должны иметь различные формы: — прогулки и экскурсии в парк или лес с целью развития навыков восприятия, эстетического любования и наблюдательности, а также сбора природных материалов для дальнейших художественных занятий; — экскурсия в мастерскую народных умельцев своего края или в художественно-краеведческий музей (уголок школьного музея народного декоративно-прикладного искусства); — игры (например: тема урока "Игра художника и зрителя") | |
36 | Каковы особенности организации уроков труда в адаптационный период? |
| Так же, как и другие уроки, часть уроков труда рекомендуется провести в форме экскурсий или игр | |
37 | Должны ли быть в начальной школе нулевые и сдвоенные уроки? | Нет | Сильно увеличивают нагрузку детей сдвоенные уроки по одному предмету и нулевые уроки. Поэтому в начальной школе не допускается проведение нулевых и сдвоенных уроков | |
38 | В какую смену должны обучаться учащиеся начальной школы? | Только в первую смену! | В общеобразовательных учреждениях, работающих в несколько смен, младшие школьники должны обучаться в первую смену | |
39 | Какой документ регулирует и регламентирует оценочную деятельность образовательного учреждения и учителя начальной школы? | Письмо Минобразования России от 19.11. 1998 г. №1561/14 -15 | Проверка и оценка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Этот компонент, наряду с другими компонентами учебно-воспитательного процесса (содержание, методы, средства, формы организации), должен соответствовать современным требованиям общества, педагогической и методической наукам, основным приоритетам и целям образования в первом звене школы. Система контроля и оценки позволяет установить персональную ответственность учителя и школы в целом за качество процесса обучения. Результат деятельности учительского коллектива определяется, прежде всего, по глубине, прочности и систематичности знаний учащихся, уровню их воспитанности и развития. | Письмо Минобразования России от 19.11.1998 г. № 1561/14-15 "Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе" |
40 | Должна ли быть в адаптационный период динамическая пауза и когда? | Да, должна быть после третьего урока | После третьего (или второго) урока необходимо проводить динамическую паузу длительностью не менее 40 минут | |
|
|
| При проведении ежедневной динамической паузы разрешается удлинять большую перемену до 45 минут, из которых не менее 30 минут отводится на организацию двигательно-активных видов деятельности учащихся на пришкольной спортплощадке, в спортивном зале или в оборудованных тренажерами рекреациях | |
41 | Каким образом оплачивается динамическая пауза? |
| Динамическая пауза организуется учителем после 3-его урока, проводится она за счет сэкономленного времени: 3 раза по 10 минут от каждого проведенного урока, т. к. продолжительность урока в 1-м классе (сентябрь, октябрь) 35 минут, в то время как во всех классах средней школы урок длится 45 минут. После динамической паузы проводится 4-е занятие в нетрадиционной форме. По учебному плану в 1-м классе еженедельная нагрузка на каждого учащегося 22 часа. К оплате (финансированию) определено 23 часа. При 5-дневной рабочей неделе ежедневно проводятся 4 (2 дня) и 5 (3 дня) уроков. Во время адаптационного периода (в течение сентября и октября) ежедневно проводятся только по 4 часа (три урока, динамическая пауза и одно нетрадиционное занятие). По количеству оплачиваемых часов никаких потерь в зарплате у учителей 1-х классов нет, поэтому и отдельная оплата за проводимые динамические паузы не предусмотрена. Ставка заработной платы педагогических работников, в том числе и учителей, устанавливается исходя из затрат их рабочего времени в астрономических часах. Перерывы (перемены), предусмотренные между уроками, являются рабочим временем учителя. Это же положение закреплено и в Рекомендациях о порядке исчисления заработной платы работников образовательных учреждений. Ставка заработной платы учителю 5-11 классов выплачивается за 18 часов, а учителю 1-4 классов за 18 часов преподавательской работы в неделю. Сокращение продолжительности уроков для учащихся не влечет за собой сокращения продолжительности рабочего времени учителя. Количество занятий, установленных за ставку, остается без изменения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задача (условие , вопрос) 1 класс
Урок по математике в 1 классетема: "Задача ( условие, вопрос)Цель: ознакомить учеников с составными частями задачи. Результатами изучения учебного предмета являются:Личностные-формирование умения...
Урок по теме "Распорядок дня. Специальный вопрос." 3 класс
Конспект урока по теме "Распорядок дня. Специальный вопрос." 3 класс к учебнику Биболетовой М.З. "Enjoy English"....
Урок развития речи. Изложение по вопросам. 2 класс
Индивидуализация обучения вызывается тем, что уровень подготовки и развития способностей к учению не у всех школьников одинаков. Поэтому задача достижения максимально высокой успеваемости каждым учени...
Урок русского языка на тему: "Конструирование предложений из слов с опорой на вопросы"2 класс Школа 2100
Данный урок позволяет развить умения учащихся конструировать предложения из слов, обогащает словарный запас и грамматический строй речи учащихся. Дети учатся беречь природу, любить свою малую родину.У...
Олимпиадные вопросы, 3 класс
Олимпиадные вопросы разработана для учащихся 3 класса. Можно использовать для внеклассных занятий, предметных недель для выявления одаренных детей....
Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Обобщение по теме «Части речи». Разбор слова как части речи. 2 класс,"Школа России"
Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Обобщение по теме «Части речи». Разбор слова как части речи. 2 класс,"Школа России"...