Педагогический проект. Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Сложные вопросы русского языка". 3 класс
рабочая программа по русскому языку (3 класс)
Программа рассчитана на учеников 3 класса, желающих изучать более сложные вопросы по русскому языку, которые не входят в программу школьного курса. Она помогает подготовить учащихся к олимпиадам по русскому языку. Программа успешно прошла апробацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_proekt.programma_vneurochnoy_deyatelnosti_po_russkomu_yazyku.3_klass.doc | 113.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Мариинская гимназия»
Педагогический проект
«Программа внеурочной деятельности младших школьников по русскому языку «Сложные вопросы русского языка»
Автор:
учитель начальных классов
МБОУ «Мариинская гимназия»
г.Ульяновска
Семёнова Ирина Анатольевна
Ульяновск 2020 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Сложные вопросы русского языка» разработана с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы элкетивного курса по русскому языку для младших школьников Подложнюк Н.В., примерных и авторских программ внеурочной деятельности.
На данном этапе развития общества государству необходимы грамотные и успешные люди, овладевшие не только основами русского языка,но и всеми его тонкостями. Время диктует необходимость качественным овладением русского языка для успешной сдачи ОГЭ (9 класс) и ЕГЭ (11 класс) и поступления в желаемые ВУЗы. Учащиеся высокого и выше среднего уровня развития имеют способность изучать русский язык за рамками учебной программы, углублённо, на основе более сложного языкового материала. Участие таких детей в олимпиадах по русскому языку и различных конкурсах по данному предмету, например, «Русский медвежонок» и др., предполагают соответствующую подготовку, которую учитель может организовать во внеучебной деятельности согласно программе данного курса. Общая тенденция развития современного общества такова, что грамотный, творческий подход становится неотъемлемой частью в любой профессии.
Педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у младших школьников коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка.
Программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяет ребёнку проявить себя, выявить свой творческий потенциал.
Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника.
Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в дополнительном языковом материале и применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания русского языка и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.
Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими языкового материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.
Эта программа предусматривает работу с учащимися 3 классов, имеющих высокую мотивацию к учебно-познавательной деятельности. Она поможет учителю развить у учащихся самостоятельность рассуждений, творческий потенциал, который позволит выполнить задания и упражнения повышенного уровня сложности.
Данная программа предусматривает осуществление взаимосвязи и преемственности общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования.
Данная программа имеет интеллектуальную направленность.
Главные задачи программы:
- Содействовать интеллектуальному, нравственно-эстетическому развитию младших школьников через совершенствование их языкового мышления, речевой культуры, детского речевого творчества.
- Помочь ощутить речевую чуткость, языковую интуицию.
- Привить интерес к русскому языку как учебному предмету.
- Помочь раскрыть механизмы языковых явлений.
- Углубить программный материал по предмету, придать ему системный, комплексный характер.
- Пробудить у учащихся потребность к самостоятельной творческой работе над познанием родного слова.
- Развивать навыки самостоятельной работы с научной и справочной литературой.
Данная программа предполагает реализацию следующих образовательных технологий:
1) Технологии проблемного обучения. В ходе решения проблемной ситуации ребёнок получает самостоятельно добытые знания, источником которых является его личный опыт, который важен не только для него, но и для его одноклассников.
- Технология развивающего обучения вытекает из технологии проблемного обучения. Развивающее обучение немыслимо без постоянного учебного общения, при котором учащийся, поняв, чего он не знает, не умеет делать, сам начинает активно действовать, восполняя недостаток знаний и включая в этот процесс учителя.
- Информационно-коммуникативные технологии.
- Технология разноуровневого обучения;
- Технология обучения в сотрудничестве;
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Программа «Сложные вопросы русского языка» предполагает такие формы организации учебного процесса как работа детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа по поиску необходимой недостающей информации в словарях, энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете и т.д.
Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, библиотеке.
Данная программа рассчитана на учащихся 3 классов. Программа рассчитана на 34 часа в год.
Тематическое планирование курса включает важные и значимые темы по разделам лингвистики: орфографии, морфологии, морфемики и словообразованию, фонетики, синтаксису, лексикологии.
Содержание программы
№ | Тема раздела | Цель обучения | Кол-во часов | Краткое содержание раздела |
1 | Язык-самое удивительное,что есть на свете. | В доступной форме раскрыть понятие лингвистика. Познакомить с основными разделами лингвистики. Показать богатство, красоту родного языка. Познакомить с понятием культура речи,её основными качествами,правилами. | Язык-слово многозначное. Язык как средство общения, средство познания человеческой личности, друг и враг, история и память народа. Русский язык среди других языков мира. Богатство и выразительность русского языка. Родной язык в мудрых высказываниях, пословицах и поговорках. Общее понятие о культуре речи. Основные качества хорошей речи: правильность, точность, богатство, выразительность. Правила Говорящего и Слушающего. | |
2 | Кто-то в алфавите живёт? | Ввести понятие фонема. Показать роль фонемы в звучащей речи. В увлекательной форме познакомить с фонемами-смыслоразличителями,фонемами-йотоносителями,фонемами-двойняшками. Обратить внимание на роль слога в слове и ударение словесное и логическое. | Мир без слов. Язык мимики и жестов. Звук (фонема) и буква. Из истории «изобретения» букв. Роль и значение современного русского алфавита. Фонемы-смыслоразличители, фонемы- йотоносители, фонемы-двойняшки (звонкие-глухие, мягкие-твёрдые) | |
3 | Путешествие в Страну Лексикологию | Обогатить основами знаний о лексике и фразеологии родного языка, об этимологии. Дать понятие о тропах как средствах художественной выразительности. Учить определять изобразительные средства в художественных текстах, значение многозначных слов, стойчивых выражений, фразеологических оборотов и крылатых слов с опорой на словари, подбирать синонимы, антонимы. | Слова- «одежда» нашей мысли. Сколько слов в русском языке? О словарном богатстве родного языка, о его роли в обогащении языков других народов. Лексическое значение слова. Слово одно, а значений много ( о многозначной русской лексике). Прямое и переносное значение слов. Двойники, но не братья, или понятие о словах-омонимах. Как отличить многозначные слова от омонимов. Учимся определять значение многозначного слова и омонимов с помощью толкового словаря. Занимательные игры-задачи. Очень близко, но не совсем (понятие о словах-синонимах и их роли в нашей речи). Упражнения по подбору синонимов, нахождению их в художественных текстах. Занимательные шутки, загадки, упражнения. О словах «врагах», или знакомство с антонимами. Особенности использования антонимов в разговорной и художественной речи. Антонимы в пословицах и поговорках. Занимательные лексические игры. Кое-что о происхождении современной лексики. Приметы и особенности исконно русских слов, старославянизмов, заимствованных слов. Этимология как раздел лингвистики о происхождении слов. Слова активные и пассивные. Почему «умирают» слова? Архаизмы и историзмы. Употребление устаревших слов в художественных текстах (наблюдение, анализ) Почему рождаются слова? ( о словах-неологизмах). Поиск новых слов в художественной речи. Шутливо, да не очень. (о фразеологических оборотах, крылатых словах и особенностях их появления и использования в устной и письменной речи). Лексические упражнения, игры. Знакомство с различными словарями: омонимов, антонимов, синонимов, этимологическим, толковым, фразеологическим. Работа с ними. | |
4 | Слово под микроскопом (морфемика и словообразование) | Дать общее представление об особенностях русского словообразования, смысле и значении морфем. Показать логическую связь между словообразованием и орфоэпией, словообразованием и орфографией. | Понятие о морфемах как строительном материале слова. Грамматическая и смысловая роль морфем в слове. Какие морфемы делают слово эмоционально окрашенным? Учимся находить и объяснять причины авторского использования эмоционально окрашенных слов в художественном тексте. Морфемы редкие и не часто употребляемые. Игры с морфемами, со словами, лингвистические задачи и ребусы. Знакомство с морфемным и словообразовательным словарями и работа с ним. | |
5 | Забавные приключения в стране Морфологии. | Дать общее понятие о частях речи на основе их сходства и различий. Обратить внимание на закономерность связей между морфологией и орфографией. | О грамматических классах слов, или что такое части речи. Зачем нужны грамматические значения у слова? Кое-что о характере самостоятельных и служебных слов, их роли в нашей речи. Морфология в занимательных играх, задачах, ребусах, лингвистические сказки. | |
6 | Полезные советы Незнайке, или как помочь себе стать Знайкой. | В интересной и доступной форме познакомить с особенностями важнейшего раздела лингвистики-орфографией. Помочь овладеть некоторыми приёмами орфографической зоркости, сформулировать заповеди для Пишущего. | «Ошибкоопасные» места в словах. Орфографическая зоркость-что это? Слова с чередованием фонем. Опасные согласные. Фонемы-»волшебники». Добрый «друг»-ударение. Фонемные и нефонемные правила. Фонемы повелевают букваами. Память и грамотность. | |
7 | Загадки синтаксис и пунктуации. | В увлекательной форме познакомить с синтаксическими единицами языка. Учить различным способам работы с текстом. | Синтаксические единицы (словосочетание, предложение, возникающие на основе грамматических связей между словами) как строительный материал нашей речи. Для чего нужен прямой и обратный порядок слов в предложении? «Стражники» письменной речи, или зачем нужны знаки препинания. Игры для занимательной пунктуации. | |
8 | Познакомимся с текстом и его секретами. | Учить определять стилистическую принадлежность текстов и составлять текст в заданном стиле. Познакомить со средствами соединения предложений и частей в тексте и способами обнаружения идеи в художественном тексте. | Текст как укрупнённая синтаксическая единица. Признаки текста. Смысловое и структурное единство. Стили речи. Тема, микротема, основная мысль текста. Где может «прятаться» основная мысль текста? Способы обнаружения идеи в художественном тесте. |
Тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во часов | Цель обучения | |
Раздел 1. Язык-самое удивительное, что есть на свете. (3 часа) | ||||
1 | Язык как средство общения. | 1 | В доступной форме раскрыть понятие лингвистика. Познакомить с основными разделами лингвистики. | |
2 | Русский язык среди других языков мира. | 1 | Показать богатство, красоту русского языка. | |
3 | Общее понятие о культуре речи. | 1 | ||
Раздел 2. Кто-кто в алфавите живёт? (3 часа) | ||||
4 | Мир без слов. Язык мимики и жестов. | 1 | Ввести понятие фонема. Показаать роль фонемы в звучащей речи. | |
5 | Звук и буква. | 1 | В увлекательной форме познакомить с разными видами фонем. | |
6 | Слог, слогоделение, словесное и логическое ударение. | 1 | Обратить внимание на роль слога в слове. Познакомить с ударением словесным и логическим. | |
Раздел 3.Путешествие в страну Лексикологию. (10 часов) | ||||
7 | Слова- «одежда» нашей мысли. | 1 | Обогатить основами знаний о лексике и фразеологии родного языка, этимологии. | |
8 | Прямое и переносное значение слова. | 1 | Дать понятие о тропах как средствах художественной выразительности. | |
09.10.13 | Понятие о словах-синонимах, омонимах, антонимах, о происхождении современной русской лексики. | 2 | Учить определять изобразительные средства в художественных текстах, значение многозначных слов, устойчивых выражений, фразеологических оборотов и крылатых слов с опорой на словари, подбирать синонимы и антонимы. | |
11.12.13 | Этимология как раздел языкознания о происхождении слов. | 2 | ||
13 | Слова активные и пассивные. | 1 | ||
14-15 | Употребление в речи фразеологических выражений, крылатых слов. | 2 | ||
16 | Слова-неологизмы. | 1 | ||
Раздел 4. Слово под микроскопом (морфемика и словообразование ). (5 часов) | ||||
17-18 | Понятие о морфемах как строительном материале слов. | 2 | Дать общее представление об особенностях русского словообразования, смысле и значении морфем. | |
19-20 | Грамматическая особенность морфем. | 2 | Показать логическую связь между словообразованием и орфоэпией, словообразованием и орфографией. | |
21 | Смысловая роль морфем. | 1 | ||
Раздел 5. Забавные приключения в стране Морфологии. (4 часа) | ||||
22-23 | Часть речи как грамматический класс. | 2 | Дать общее понятие о частях речи на основе их сходства и различий. | |
24-25 | Характер самостоятельных и служебных слов, их роль в речи. | 2 | Обратить внимание на закономерность связей между морфологией и орфографией. | |
Раздел 6. Полезнын советы Незнайке или как помочь себе стать Знайкой. (4 часа) | ||||
26 | Орфографическая зоркость-что это? | 1 | В интересной и доступной форме познакомить с особенностями орфографии. | |
27 | Слова с чередующимися фонемами. | 1 | Помочь овладеть некоторыми приёмами орфографической зоркости, сформулировать заповеди для Пишущего. | |
28 | Опасные согласные. Ударение. | 1 | ||
29 | Фонемные и нефонемные правила. | 1 | ||
Раздел 7. Загадки синтаксиса и пунктуации. (2 часа) | ||||
30 | Синтаксические единицы речи-словосочетания, предложения. | 1 | В увлекательной форме познакомить с синтаксическими единицами языка. | |
31 | Порядок слов в предложении прямой и обратный. Знаки препинания. | 1 | Учить различным способам работы с текстом. | |
Раздел 8. Текст и его секреты. (3 часа) | ||||
32 | Текст как укрупнённая синтаксическая единица. | 1 | Учить определять стилистическую принадлежность текстов и составлять текст в заданном стиле. | |
33 | Смысловое и структурное единство текста. | 1 | Познакомить со средствами соединения предложений и частей в тексте и способами обнаружения идеи в художественном тесте. | |
34 | Тема, микротема, основная мысль текста. | 1 |
Планируемые результаты
Личностные результаты
- Эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции.
- Эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать.
- Чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи.
- Любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре.
- Интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения.
- Интерес к изучению языка.
- Осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно формулировать тему и цели занятия.
- Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.
- Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.
- В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом.
Познавательные УУД:
- Перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему).
- Пользоваться словарями, справочниками.
- Осуществлять анализ и синтез.
- Устанавливать причинно-следственные связи.
- Строить рассуждения.
- Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Коммуникативные УУД:
- Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации
2. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
3. Высказывать и обосновывать свою точку зрения;
4. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
5. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
6. Задавать вопросы.
7. Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Обучающиеся должны научиться
■ видеть проблемы;
■ ставить вопросы;
■ выдвигать гипотезы;
■ давать определение понятиям;
■ классифицировать;
■ наблюдать;
■ делать умозаключения и выводы;
структурировать материал;
■ развивать навыки свободного творческого сочинительства;
■
В процессе работы по данной программе формируются следующие умения и навыки:
1.Рефлексивные умения:
- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи.
2.Поисковые (исследовательские) умения:
- умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
- умение находить несколько вариантов решения проблемы;
- умение выдвигать гипотезы;
- умение устанавливать причинно-следственные связи.
3.Навыки оценочной самостоятельности.
4.Умения и навыки работы в сотрудничестве:
- умение коллективного планирования;
- умение взаимодействовать с любым партнером;
- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
- навыки делового партнерского общения;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
5.Коммуникативные умения:
- умение инициировать учебное взаимодействие со сверстниками – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
- умение вести дискуссию;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- умение находить компромисс;
- навыки свободного творческого сочинительства.
6.Презентационные умения и навыки:
- навыки монологической речи.
Оценка планируемых результатов освоения программы
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в олимпиадах по русскому языку разного уровня, в различных конкурсах по русскому языку, например, «Русский медвежонок», «Интеллектуальные игры», интернет-конкурсы, во внеклассных мероприятиях предметной декады, например, брейн-ринг «Знатоки русской словесности», сочинения определённой тематики, составление рукописной книги, книжек-малышек и т. п., в создании портфолио.
Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся.
Портфолио – это сборник работ и результатов учащихся, которые демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.
В портфолио ученика включаются продукты собственного творчества, материалы исполнительской деятельности (схемы, иллюстрации и т. п.), сертификаты участия в различных конкурсах по русскому языку, грамоты победителей таких конкурсов.
Список литературы
- ПИСЬМО ДЕПАРТАМЕНТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МИНОБРНАУКИ от 12 Мая 2011 г. № 03–296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»
- Королькова Г.Ж. Системно-деятельностный подход при обучении русского языка.// ж-л «Начальная школа» 2011, № 12, с.24
- Бекиш М.А. Игровые приёмы на уроках и во внеурочной деятельности.// ж-л «Начальная школа» 2011, № 12, с.43
- Асаулюк Е.П. Интеллектуальное развитие младших школьников в процессе внеклассной работы» // ж-л «Начальная школа» 2011, № 11, с.58
- Брагуца А.В. Развитие сотрудничества младших школьников во внеурочной деятельности.// ж-л «Начальная школа» 2011, № 6, с.53
- Бакулина Т.А. Морфемный разбор слова: новые подходы-новые возможности.// ж-л «Начальная школа» 2012, № 4, с.29
- Бережных Е.В. Гашкова Н.Л. Синонимы и антонимы.// ж-л «Начальная школа» 2012, №3, с.90
- Бушуева Л.С. Федосеева О.В. Изучение фразеологических единиц в начальной школе.// ж-л «Начальная школа» 2012, № 7, с.39
- Макарова М.А. Упражнения с фразеологизмами -один из путей развития аналитико-синтетического мышления младших школьников.// ж-л «Начальная школа» 2011, № 11, с.47
- Плотникова Е.Л. Обогащение лексики младших школьников на уроках русского языка.// ж-л «Начальная школа» 2011 № 5, с.57
- Ковалёва Л.И. Лингвистические утренники и вечера как форма обучения учебно-воспитательной работы.// ж-л «Начальная школа» 2011, № 11, с.61
- Весёлая грамматика: разработки занятий, задания, игры/ авт.-сост. Ю.А. Вакуленко.-Волгоград: Учитель, 2011
- Сборник программ внеурочной деятельности. 1-4 классы. - М.: Вентана-Граф, 2014. - 192 c.
- Русский язык. 3 класс. Рабочая программа по внеурочной деятельности. - М.: ВАКО, 2015.
- Азимов, Э.Г. Живой русский: Учебник русского языка для начинающих. 2-е изд., испр. / Э.Г. Азимов, Л.В. Фарисенкова. — М.: Изд. ИКАР, 2015. — 220 c.
- Огиенко, И.И. Иноземные элементы в русском языке: История проникновения заимствованных слов в русский язык / И.И. Огиенко. — М.: Книжный дом Либроком, 2016. — 136 c.
- Рогачева, Е.Н. Русский язык: орфография, морфология: Учебное пособие. 2-е изд., стереотип / Е.Н. Рогачева. — М.: Флинта, 2016. — 160 c.
- Буторина, Е.П. Русский язык и культура речи: Учебное пособие / Е.П. Буторина, С.М. Евграфова. - М.: Форум, 2018. - 288 c.
- Ващенко, Е.Д. Русский язык и культура речи: Учебное пособие / Е.Д. Ващенко. - Рн/Д: Феникс, 2018. - 349 c.
20. Информационные ресурсы Интернета.planetaznaniy. astrel.ru programmi/prog.3pdf
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности в начальной школе по русскому языку "Тайны русского языка».
Программа кружка «Тайны русского языка» составлена для работы с младшими школьниками. Программа составлена на 4 года. Содержание курса данной программы способствует развитию самостоятельнос...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ. Организация внеурочной деятельности . Программа для учащихся 1-4 классов «С чего начинается Родина?»
Одним из главных вопросов на сегодняшний день является переход образовательных учреждений на федеральные государственные стандарты (ФГОС)....
Педагогический проект:Программа внеурочной деятельности «Умелые руки»
Образовательная программа дополнительного образования детей актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь народно...
Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Тайны русского языка» для 1 – 4 классов
Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Тайны русского языка» для 1 – 4 классов...
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу: "В мире русского языка" 3 класс.
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу: "В мире русского языка" 3 класс....
Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Тайны Русского языка" для 1-4 классов
Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Тайны Русского языка" для 1-4 классов...